Содержание
1. Содержание правоотношений: субъектные права и юридические обязанности 3
2. Принцип разделения властей и его реализация в РФ.. 5
Задача 1. 8
Задача 2. 9
Список литературы.. 11
1. Содержание правоотношений: субъектные права и юридические обязанности
Категории «форма» и «содержание» всегда широко использовались отечественными правоведами в целостных характеристиках сложных правовых явлений — объективного права, правоотношения и др. Действительно, эти философские категории ориентируют на изучение предметов и процессов в их диалектической связи, взаимопереходах, противоречивости и т. д. Они охватывают все компоненты явления и дают представление об его внутренней организации и внешнем проявлении. Однако следует учитывать, что форма и содержание эффективны в изучении наиболее общих связей и закономерностей. В подробном, детальном исследовании объемных и сложных объектов исходная, философская многозначность этих категорий неизбежно приводит авторов к различным трактовкам формы и содержания одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теоретических характеристиках формы и содержания правового отношения.
Основные общетеоретические позиции в этом вопросе таковы:
1. Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует (проф. В. Н. Щеглов, проф. Л. С. Явич и др.). Надо заметить, что в данном варианте методологические возможности категорий форма и содержание использованы наиболее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотношения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности.
2. Проф. С. С. Алексеев называет субъективные юридические права и обязанности юридическим содержанием правоотношения, а фактическое правомерное поведение субъектов — материальным содержанием. При этом автор полагает, что оба эти содержания являются элементами правоотношения и наряду с ними выделяет другие элементы — субъекты и объект правоотношения.
Изложенный подход некорректен с философской точки зрения. Во-первых, нельзя выделять в одном и том же объекте два содержания и ни одной формы. Эти категории — парные: каждому содержанию должна быть найдена своя форма. Во-вторых, форма и содержание исчерпывают явление полностью: если что-то отнесено к содержанию, то все остальное должно быть отнесено к форме, и никаких других элементов в явлении уже быть не может. В-третьих, содержание никогда не может выступать в качестве элемента. Наоборот, содержание — это структурно-организованное единство элементов.
Надо заметить, что ранее проф. О. С. Иоффе выделял в правоотношении вообще три содержания — юридическое, материальное и идеологическое.
3. Правоотношение в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а последнее является содержанием правоотношения (проф. О. А. Красавчиков, проф. Б. Л. Назаров и др.). При этом, по мнению авторов, содержание (общественное отношение) находится за пределами своей формы (правоотношения), является внешним содержанием.
Относительно данной точки зрения можно заметить, что, во-первых, философия такой связи формы и содержания не знает: внешней в их связи может быть только форма, но никогда содержание. Во-вторых, авторы не дают ответа на вопрос, какое явление в таком случае образуется единством правоотношения (как формы) и общественного отношения (содержания).
С учетом сказанного более предпочтительным выглядит первый вариант использования философских категорий форма и содержание в характеристике правоотношения.
2. Принцип разделения властей и его реализация в РФ
В современном мире разделение властей — характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей — итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632–1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689–1755 гг.) и в ее современной форме — Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем -авторами Федералиста (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).
Основные положения теории разделения властей следующие:
разделение властей закрепляется конституцией;
согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.
Теоретические и практические истоки принципа разделения властей — в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, — Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит автоматически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде обрекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов — лишь переходный этап в процессе становления государственности.
Задача 1
Гражданин СССР Фельдман в 1987 году уехал с семьей на постоянное место жительства в Израиль. В 2003 году сын Фельдмана Борис, которому исполнилось 19 лет, решил вернуться в РФ.
В каком порядке он сможет получить российское гражданство?
Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Получение гражданства производится в порядке регистрации.
Задача 2
Через месяц после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила.
Президент РФ вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент распустил Госдуму и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.
Сколько нарушений Конституции допущено в данной ситуации?
В данном случае имеется одно нарушение.
Порядок роспуска Государственной Думы определяется рядом статей Конституции Российской Федерации (статьи 90, 99 и другие). При этом статья 99 (часть 4) Конституции Российской Федерации устанавливает, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Конституция Российской Федерации не устанавливает какого-либо иного момента прекращения полномочий Государственной Думы в случае ее роспуска Президентом Российской Федерации.
Список литературы
1. Гражданское право. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 2000. – 616 с.
2. СПС Гарант. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2004 г.)
3. Бахрах Д. Н. Административное право. Часть Общая. - М.: Юрист, 2001. – 780 с.
4. Жеругов Р. Т. Теория государства и права. - М.: Нальчик, 2002. - 830 с.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России, М.: ЮРИСТЪ, 2005.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая литература, 1996.
4. Ершова И. В., Иванова Т. М. Право. – М.: Юриспруденция, 2004. – 570 с.
5. Теория государства и права / Под ред. С.С. Морозова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.