Аудит и финансовый анализ 2001'2

 

Home

Поиск

Software

Издания

Работа

optim.ru

БАНКОВСКИЙ АУДИТ

Управление ликвидностью коммерческих банков

Савостьянов В. А., начальник отдела по работе с клиентами КБ «Русский Генеральный Банк» Институт Мировой Экономики и Информатизации (ИМЭИ)

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее важных задач управления любым банком является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк либо располагает необходимой суммой ликвидных средств, либо может быстро их получить с помощью займов или продажи активов. Особую актуальность вопросам регулирования ликвидности банка придал разразившийся в России финансовый кризис. Многие российские банки, демонстрировавшие динамичный рост, не смогли решить проблему ликвидности в сильно переменчивой финансовой среде и сейчас находятся в сложной ситуации. Падение рынка ГКО явилось всего лишь одной из причин, повлиявших на ликвидность банков.

Недостаточный уровень ликвидности часто является первым признаком наличия у банка серьезных финансовых затруднений. В такой ситуации он обычно начинает терять депозиты, что уменьшает его наличные средства и заставляет избавляться от наиболее ликвидных ценных бумаг. Другие банки с большой неохотой предоставляют банку, находящемуся на грани банкротства, займы без дополнительного залога или предлагают их по более высокой процентной ставке, что еще более сокращает доходы банка, испытывающего финансовые трудности.

1. ЛИКВИДНОСТЬ БАНКА

Спрос и предложение ликвидных средств банка

Потребности банка в ликвидных средствах могут быть рассмотрены с точки зрения спроса и предложения. Для большинства банков наибольший спрос на ликвидные средства возникает по двум причинам:

  • из-за снятия клиентами денег со своих счетов;
  • в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов, которые банк решает принять (это или заявки на получение новых кредитов, или возобновление истекающих договоров о ссудах, или предоставление средств по существующим кредитным линиям).

Еще одной причиной возникновения спроса на ликвидные средства является погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков или ЦБР. Уплата налогов, операционные расходы и выплата денежных дивидендов держателям акций банка также увеличивает спрос на быстрореализуемые денежные средства.

Для удовлетворения спроса на ликвидные средства банк может привлечь некоторые из потенциальных источников предложения. Как правило, наиболее важными поступлениями являются поступления вкладов от клиентов, средства на новых счетах и поступления на уже существующие счета. Еще одним важным источником предложения ликвидных средств является погашение клиентами взятых ссуд, что дает дополнительные возможности для удовлетворения новых потребностей в ликвидных средствах подобно продаже активов банка, в частности, хорошо реализуемых ценных бумаг из портфеля инвестиций. Ликвидные средства также поступают в виде доходов от предоставления недепозитных услуг (консультирование, операционное обслуживание и др.).

Источники возникновения проблем ликвидности

Банки заимствуют крупные суммы краткосрочных депозитов и резервов у граждан, предприятий и других кредитных учреждений, затем пускают их в оборот и предоставляют долгосрочные кредиты своим клиентам. Так что большинство банков имеют некоторое несоответствие между сроками погашения по своим активам и сроками погашения по основным обязательствам. Проблема, возникающая в случае несовпадения сроков, состоит в том, что банки имеют необычно высокую долю обязательств, требующую немедленного выполнения, таких, как вклады до востребования, текущие счета и займы денежного рынка. Таким образом, банки всегда должны быть готовы удовлетворить безотлагательный спрос на денежные средства, который может быть весьма значительным в отдельные моменты времени.

Другим источником потенциальных проблем ликвидности является чувствительность банков к изменениям процентных ставок. Когда происходит рост процентных ставок, некоторые вкладчики изымают свои средства в поисках более высоких прибылей в других местах. Многие клиенты, взявшие ссуды, могут приостановить подачу заявок на новые кредиты или ускорить использование кредитных линий, еще имеющих низкие процентные ставки. Таким образом, изменение процентных ставок отражается на спросе клиентов и на депозиты, и на кредиты, что оказывает сильное влияние на уровень ликвидности банка. Более того, изменение процентных ставок влияет на рыночную стоимость активов, продажа которых может потребоваться банку для получения дополнительных ликвидных средств, и оказывает непосредственное влияние на стоимость займов на денежном рынке.

Вне зависимости от этих факторов удовлетворение спроса на ликвидные средства должно быть для банка высокоприоритетным. Неудачи в этой области могут серьезно подорвать доверие к нему клиентов.

2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ

Политика ликвидности имеет дело с решением дилеммы ликвидность — рентабельность. Поэтому перед банком встает задача максимизации доходности своих операций при наличии данного ограничения, причем присутствует четко выраженный фактор неопределенности, так как руководство банка не может с уверенностью предсказать, когда и в каком масштабе возникнет проблема ликвидности. А когда она возникнет, можно только предпринять меры на основе заранее созданного задела — резервов, особой структуры активов и пассивов или наработанных операций.

Практика выработала ряд методов управления ликвидностью. Они основаны на управлении активами, пассивами или и теми и другими одновременно. По сравнению с другими, каждый из методов управления ликвидностью имеет как свои преимущества, так и недостатки. Экономическая целесообразность применения того или иного метода управления ликвидностью обусловлена характеристиками банковского портфеля, особенностями банковских операций, средой, в которой действует банк. Так, когда банк использует принципиально различные источники привлечения средств, задача управления ликвидностью усложняется. Тогда может быть целесообразным применение метода конверсии фондов, подразумевающего как управление активами, так и управление пассивами. Напротив, когда ресурсная база банка достаточно однородна, а возможности использования операций на денежном рынке ограничены, целесообразным может оказаться менее сложный метод фондового пула.

Наиболее старый способ обеспечения потребностей банка в ликвидных средствах известен как управление ликвидностью через управление активами. В чистом виде эта стратегия требует накопления ликвидных средств в виде ликвидных активов — главным образом денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг. Когда возникает потребность в ликвидных средствах, выборочные активы продаются до тех пор, пока не будет удовлетворен спрос на наличные средства. Эту стратегию управления ликвидность часто называют трансформацией активов, поскольку ликвидные средства поступают за счет превращения неденежных активов в наличные средства.

Многие банки в качестве источника ликвидных средств все чаще стали использовать займы на денежном рынке. Это стратегия заемной ликвидности, часто называемая управлением покупной ликвидностью или управлением пассивами, в чистом виде предполагает заем быстрореализуемых средств в количестве, достаточном для покрытия всего ожидаемого спроса на ликвидные средства. Однако к займам прибегают только тогда, когда возникает такая необходимость, чтобы избежать накопления слишком большого объема незадействованных ликвидных средств в активах. Если спрос на ликвидные средства превышает его первоначально ожидаемый уровень, банк будет просто поднимать предлагаемую им ставку, до тех пор, пока не получит необходимую сумму быстрореализуемых средств. Заем ликвидных средств является наиболее рисковым способом решения банком проблем ликвидности (но он дает более высокую ожидаемую прибыль) из-за изменчивости процентных ставок денежного рынка и доступности кредита.

Метод фондового пула

На практике был выработан ряд подходов к контролю и управлению риском ликвидности или, другими словами, управлению способностью банка приобретать денежные средства в наличной и безналичной форме быстро и по разумной цене для выполнения своих текущих обязательств. Управление ликвидностью можно осуществлять сравнением степени ликвидности активов и постоянства пассивов? или, иначе, методом управления фондами. Указанный метод состоит в сопоставлении общей потребности в ликвидности и всех имеющихся у банка источников ее покрытия. Для этого применяются показатели оценки ликвидности баланса.

Суть данного метода заключается в том, что все банковские средства, полученные из различных источников, рассматриваются как единый пул средств, имеющихся у банка. Тогда задача заключается в том, чтобы создать первичные и вторичные резервы для обеспечения ликвидности. Первичные резервы состоят из абсолютно ликвидных активов — кассы и остатков на корреспондентских счетах. В состав вторичных резервов входят высоколиквидные активы, которые можно быстро реализовать и которые имеют большую оборачиваемость. Они могут формироваться из банковских акцептов, векселей и, в некоторой степени, облигаций первоклассных эмитентов. В условиях, когда занятие длинной валютной позиции обеспечивает доход в течение достаточно длительных периодов времени, дополнительные резервы высоколиквидных видов иностранной валюты могут рассматриваться как вторичные резервы. Резервы денежных средств нужны для ежедневных операций банка, но их определенный излишек обеспечивает первый рубеж защиты на случай возникновения проблемы ликвидности. Первичные резервы относятся к недоходным активам, вторичные резервы уже обеспечивают определенный доход банку.

Измерение движения денежных средств

Другой подход к измерению ликвидности состоит в отслеживании динамики изменения объема потребности в ликвидности и источников ее удовлетворения. В качестве примера достоверного возрастания потребности в ликвидности можно привести договора об открытии кредитных линий. Напротив, если один из крупных вкладчиков заранее уведомил об изъятии через оговоренный срок крупного срочного депозита, мы достоверно можем говорить о сокращении в известный момент в будущем источников ликвидных ресурсов.

Метод конверсии фондов

Когда банк использует принципиально различные источники привлечения средств, задача управления ликвидностью усложняется. Тогда может стать обоснованным метод конверсии фондов. Его суть заключается в том, что средства, мобилизованные из различных источников, используются по-разному. Другими словами, средства увязываются по источникам и направлениям использования. Например, средства на счетах до востребования отличаются более высокими резервными требованиями и быстрым оборотом, а характеристики средств, привлеченных в срочные вклады? совсем иные. При применении метода конверсии фондов необходимо:

  • распределить все средства по источникам формирования в зависимости от оборота по счетам и резервных требований;
  • распределить средства из каждого источника на финансирование соответствующих активов.

Таким образом, дилемма «риск — доходы» решается отдельно для каждого источника средств, как будто это отдельный банк; отсюда другое название этого метода — метод минибанка.

Другие подходы к управлению ликвидностью

Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у ЦБР.

Преимущества метода очевидны:

  • сокращается доля низкодоходных и недоходных активов;
  • в случае изъятия депозитов валюта баланса банка не уменьшается или уменьшается в меньшей степени, потому что вторичные резервы не ликвидируются, а напротив, банк привлекает дополнительные средства.

Но при использовании данного метода риск ликвидности замещается другими видами риска:

  • риском изменения процентных ставок;
  • риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).

Метод управления кредитной позицией заключается в определении особой кредитной позиции — того объема денежных средств, которые банк получит в краткосрочном периоде, если не будет возобновлять краткосрочные кредиты. При этом подходе к управлению ликвидностью также присутствует фактор риска доступности фондов и, как и в предыдущем варианте, его актуальность будет возрастать по мере развития денежного рынка.

Ключевое слово при использовании метода активного управления портфелем — секьюритизация. Термин «секьюритизация» происходит от англ. securities — ценные бумаги — и означает обращение банковских активов в ценные бумаги. При секьюритизации активов размещение кредитных ресурсов осуществляется не только посредством заключения кредитного договора, но и путем использования векселей (при краткосрочном кредитовании) и облигаций (при долгосрочном кредитовании). Близкий к секьюритизации альтернативный путь — применение права переуступки, например переуступки кредита. Таким образом, секьюритизация в широком смысле слова означает не только превращение кредитов в ценные бумаги, но и любой перевод их в такую форму, когда их можно реализовать третьим лицам на рынке.

3. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК. РАЗРЫВ

Понятие разрыва

Задачей управления риском изменения процентных ставок является минимизация отрицательного воздействия на рентабельность банка колебаний рыночных процентных ставок. Отличительная особенность рассматриваемого вида риска состоит в том, что его воздействие может оказаться для банка как отрицательным, так и положительным. Поэтому управление риском изменения процентных ставок может дать и позитивный эффект.

Ключевой метод измерения подверженности риску изменения процентных ставок связан с применением методики, которая называется анализом разрыва.

Отправным пунктом анализа разрыва является определение горизонта планирования риска изменения процентных ставок в перспективе одного квартала или только одного месяца. Горизонтом планирования непосредственно будет определяться оценка разрыва. При этом возникает дилемма: чем более длительный период мы выбираем, тем большую часть активов и пассивов мы анализируем на подверженность риску изменения процентных ставок. Однако в то же самое время при увеличении планового горизонта точность анализа уменьшается, так как исключаются более мелкие колебания. Поэтому необходимо найти «золотую середину» — оптимальный горизонт планирования для данного банка или подразделения. Можно разрабатывать несколько вариантов анализа на различные сроки.

Определение активов и пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок

Следующий шаг процесса анализа разрыва состоит в разбивке активов и пассивов банка на две широкие категории: активы/пассивы, чувствительные к изменению процентных ставок (соответственно АЧИПС и ПЧИПС)*, и активы/пассивы, нечувствительные к изменению процентных ставок. К первым относятся те активы и пассивы, на доходность которых непосредственно влияет изменение процентных ставок в течение анализируемого периода.

Активы и пассивы, чувствительные к изменению процентных ставок, включают те из них, которые будут переоценены в течение анализируемого периода. Примером ПЧИПС являются: вклады (депозиты), по которым истекает срок договора; вклады с переменной процентной ставкой; МБК, которые будут возвращены в анализируемый период; кредиты с переменной процентной ставкой; амортизация основной суммы кредитов, срок договора по которым не истекает в течение периода; погашаемые ценные бумаги.

Другими словами, к активам и пассивам, чувствительным к изменению процентных ставок, относятся все активы и пассивы с переменной процентной ставкой, а также те из них, которые будут погашены в течение анализируемого периода. Долгосрочные кредиты и депозиты попадают в число активов, чувствительных к изменению процентных ставок, лишь при приближении их срока погашения к горизонту планирования риска изменения процентных ставок.

Количественные измерения разрыва

Третий этап анализа разрыва заключается непосредственно в его количественном определении путем вычитания из активов, чувствительных к изменению процентных ставок, пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок. Полученная разница и называется разрывом или гэпом (от английского слова Gap — разрыв).

РАЗРЫВ = АЧИПС – ПЧИПС,

где АЧИПС и ПЧИПС соответственно активы/пассивы, чувствительные к изменению процентных ставок за анализируемый период времени.

Если объем активов, чувствительных к изменению процентной ставки, больше, чем пассивов, то имеет место положительный разрыв.

Противоположная ситуация означает отрицательный разрыв.

Наступательная стратегия

После того, как определен разрыв, можно приступать к контролю риска изменения процентных ставок в рамках банковского портфеля. Так называемая наступательная или агрессивная стратегия управления риском изменения процентных ставок включает два этапа:

  • прогноз тенденции изменения процентных ставок;
  • изменение структуры активов и пассивов с целью извлечения выгоды от прогнозируемого изменения процентных ставок.

Если прогнозируется рост процентных ставок, банк получит дополнительную выгоду при наличии положительного разрыва. Если предсказывается падение общего уровня процентных ставок, для получения дополнительной выгоды банк должен иметь отрицательный разрыв.

Данную зависимость можно изобразить в виде таблицы № 1.

Таблица № 1

НАСТУПАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Разрыв

Рыночные процентные ставки

Прибыль

Положительный

Возрастают

Возрастает

Положительный

Падают

Падает

Отрицательный

Возрастают

Падает

Отрицательный

Падают

Возрастает

Оборонительная стратегия

Оборонительная стратегия управления разрывом направлена на ослабление влияния подвижек в рыночных процентных ставках на изменение прибыли банка. При данной стратегии не требуется предугадывать будущие процентные ставки. Поэтому ее целесообразно применять в тех случаях, когда тенденцию изменения процентных ставок трудно предсказать или процентные ставки испытывают хаотичные колебания. Она также хороша в том случае, когда руководство банка не вполне уверено в своем аналитическом отделе или в фирме-контрагенте, поставляющей соответствующую аналитическую информацию.

Выбирая оборонительную стратегию, банк стремится сбалансировать объемы активов и пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок, в рамках всего планового горизонта. Ситуация, при которой достигается соответствие между АЧИПС и ПЧИПС, называется сбалансированным, или нулевым, разрывом. Если банк достиг подобного состояния, то при увеличении процентных ставок увеличатся процентные доходы, в той же пропорции возрастут и процентные расходы. В результате процентная маржа и чистый процентный доход не изменятся. Аналогичное падение общего уровня процентных ставок в одинаковой степени сократит и процентный доход, и процентные расходы.

Название «оборонительная стратегия» не должно вводить никого в заблуждение. Подобная стратегия ни в коем случае не означает пассивного подхода к управлению банковскими финансами. Она требует весьма высокой активности по управлению как структурой активов, так и источниками средств банка. Ситуация точной сбалансированности активов и пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок, сама по себе может возникать лишь как временное явление. Поэтому для поддержания подобного состояния в течение сколько-нибудь продолжительного периода без ущерба эффективности текущих операций требуется особого управленческого мастерства и опыта. Более того, на соотношение между АЧИПС и ПЧИПС объективно влияют особенности деятельности конкретного банка и структура банковских операций, характерная для данного финансового рынка на данный момент времени. Так, в течение большей части предшествующего периода развития российской банковской системы для российских банков были свойственны ситуация положительного разрыва. В условиях, когда крайне сложно привлекать срочные вклады и депозиты, а важнейшим источником средств являются остатки на расчетных (текущих) счетах, добиться баланса между АЧИПС и ПЧИПС проблематично. Можно говорить только о контроле над положительным разрывом.

Методы управления разрывом

Банки традиционно используют процесс ценообразования на свои продукты и услуги в целях управления разрывом. Например, если у банка имеется чрезмерный положительный разрыв в течение определенного периода времени, можно стимулировать клиентов банка вкладывать деньги во вклады с переменной процентной ставкой, устанавливая по ним более выгодные проценты по сравнению с возможностями вложения средств на тот же период времени под фиксированный процент. Аналогичный подход может применяться и в кредитной политике. Он реализуется через:

  • выдачу кредитов с плавающей процентной ставкой;
  • удлинение сроков кредитования;
  • изменение графика погашения кредитов.

В результате разрыв сокращается. Однако возможности применения данного подхода на практике весьма ограничены. В условиях развитого и стабильного рынка это обусловлено, в первую очередь, влиянием конкуренции и предпочтениями клиентов в плане характеристик банковских продуктов, которые вполне могут не совпадать с предпочтениями банка по контролю своего риска. Те же факторы присутствуют и в переходной экономике, но свободу маневра для банков, действующих в условиях становления рыночных отношений и глубокого экономического кризиса, значительно ограничивает узость реального платежеспособного спроса на ряд их услуг, а также принципиальная неприемлемость ряда операций в силу общеэкономических факторов. В качестве примера можно привести долгосрочное кредитование. Возможности его осуществления ограничиваются, с одной стороны, отсутствием эффективных и хорошо проработанных инвестиционных проектов, что, в свою очередь, обусловлено глубоким кризисом реального сектора. С другой стороны, степень маневра банков в сторону долгосрочных вложений ограничивается ростом составляющей политического риска в общем риске при удлинении сроков вложения средств.

4. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗРЫВОМ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

Техника и инструментарий управления активами и пассивами предназначены для контроля подверженности банка риску, прежде всего угрозы существенных потерь вследствие изменения процентных ставок. Менеджеры, управляющие активами и пассивами, уделяют особое внимание стабилизации маржи, или спрэда, между процентными доходами и процентными издержками своей организации.

Финансовые фьючерсы

Рынки финансовых фьючерсов предназначены для перемещения риска флуктуаций процентных ставок от не склонных к риску инвесторов к спекулянтам, соглашающимся принимать на себя такие риски и извлекать из этого прибыль. Когда банк запрашивает биржевого брокера и предлагает продать фьючерсный контракт (т.е. он желает «занять короткую позицию» по фьючерсам), это означает, что банк обещает поставить ценные бумаги определенного типа и качества покупателю этих контрактов на определенную дату по заранее обусловленной цене. Напротив, банк может выйти на фьючерсный рынок в качестве покупателя фьючерсных контрактов (т.е. он решает «занять длинную позицию» по фьючерсам), соглашаясь принять поставку определенных ценных бумаг, означенных в каждом контракте, или уплатить наличными клиринговой палате биржи в день расчета по контракту, исходя из курсов ценных бумаг на данный момент.

Текущая цена продажи фьючерсного контракта приблизительно отражает ожидания инвесторов на рынке относительно цен наличных продаж на тот момент, когда должна быть произведена поставка указанных в контракте ценных бумаг. Фьючерсное хеджирование изменений процентных ставок обычно требует от банка занятия на фьючерсном рынке позиции, противоположной его текущей позиции на рынке наличных продаж (или безотлагательной поставки). Таким образом, банк, в настоящий момент планирующий купить облигации («занять длинную позицию») на рынке личных продаж может застраховать стоимость облигаций, продав контракты на них («заняв короткую позицию») на фьючерсном рынке. Тогда падение курсов облигаций на рынке наличных продаж будет компенсироваться прибылью на фьючерсном рынке, что минимизирует убытки от падения процентных ставок.

Короткое хеджирование фьючерсами

Если ожидается рост процентных ставок, может быть применен короткий хедж финансовыми фьючерсами. Операции короткого хеджирования особенно своевременны, когда банк ожидает оттока наличных средств (скажем, если выдаются кредиты или истекает срок действия кредитных договоров). В ожидании выдачи ссуды или пополнения банковского портфеля ценных бумаг контракты на поставку ценных бумаг в будущем продаются на фьючерской бирже приблизительно на те сроки, когда ожидается приток новых депозитов. Впоследствии, по мере того, как приближаются сроки кредитов и депозитных вкладов или реализуются ценные бумаги, аналогичное число фьючерсных контрактов покупается на фьючерсной бирже. Если рыночные процентные ставки в значительной мере возрастают, процентные издержки привлечения депозитов увеличиваются, а стоимость всех кредитов и принадлежащих банку ценных бумаг снижается.

Длинное хеджирование фьючерсами

Хотя в общем случае банки в большей степени обеспокоены потенциально возможными последствиями роста процентных ставок, бывает, что банк желает хеджироваться от их падения. Это обычно происходит, когда он ожидает в будущем денежных поступлений. Предположим, что руководство банка ожидает масштабного притока депозитов через несколько недель или месяцев, но прогнозирует, что к этому времени процентные ставки снизятся. Это выгодно с точки зрения издержек финансирования, но неблагоприятно для будущего роста поступлений и чистого дохода банка. Если руководство не предпринимает ничего, а прогноз оправдывается, банк несет потери в форме упущенной выгоды, так как эти ожидаемые депозиты должны будут инвестироваться в качестве кредитов или вкладываться в ценные бумаги на условиях более низкой доходности. Для компенсации упущенной выгоды руководство банка может применить длинный хедж: фьючерсные контракты могут быть куплены сегодня, а затем проданы в соответствующих количествах примерно в то же время, когда поступят депозитные вклады. В результате, если процентные ставки действительно снизятся, по фьючерсным контрактам будет получена прибыль, так как они возрастут в цене.

Когда разрыв банка положителен,

АЧИПС > ПЧИПС,

он может защищаться от потерь вследствие падения процентных ставок, покрыв дисбаланс с помощью длинного хеджа примерно на ту же сумму в долларовом выражении, которую составляет его дисбаланс. Но если разрыв банка отрицателен (АЧИПС > ПЧИПС), он может избежать неоправданных потерь в результате роста процентных ставок с помощью покрытия коротким хеджем в объеме, приблизительно равном величине дисбаланса.

Процентные опционы

Прием хеджирования, предоставляющий одностороннее страхование от процентного риска, называется процентным опционом. Он дает держателю ценных бумаг право либо предоставлять (put) эти инструменты другому инвестору по заранее установленной цене по истечении срока действия опционного контракта, либо принять их (call) от другого держателя или инвестора по заранее установленной цене до момента окончания действия опциона. В случае с put-опционом его продавец должен быть готов принять поставку ценных бумаг от покупателя опциона по его запросу. В случае с call-опционом его продавец должен быть готов поставить ценные бумаги покупателю опциона по его запросу. Цена, которую должен уплатить покупатель за право поставить или требовать поставки ценных бумаг от продавца опциона, известна как опционная премия.

Опционы на процентные ставки предлагают покупателю дополнительные возможности извлечения прибыли — контроль над большими объемами финансового капитала при ограниченных инвестициях и риске. Максимальные потери инвестора — премия, уплачиваемая за приобретение опциона. Опционные контракты используются немногими банками, отчасти из-за непонимания принципа их действия, а также из-за доступности других инструментов хеджирования. Существует два основных направления их использования.

Защита портфеля облигаций с помощью опционов на продажу для нейтрализации риска падения курсов облигаций (роста процентных ставок); однако по опционному контракту отсутствуют обязательства поставки, так что банк может выгадать на хранении облигаций, если процентные ставки снижаются и цены облигаций растут.

Хеджирование положительного или отрицательного сальдо между АЧИПС и ПЧИПС; например, опционы на продажу могут использоваться для компенсации потерь от отрицательного сальдо

ПЧИПС > АЧИПС

при росте процентных ставок, тогда как опционы на покупку могут использоваться для балансировки положительного сальдо (АЧИПС > ПЧИПС) при падении процентных ставок.

Процентные своп-контракты

В начале 80-х гг. на рынке еврооблигаций был разработан прием хеджирования изменения процентных ставок, позволяющий двум заемщикам денежных средств сотрудничать посредством обмена некоторыми наиболее благоприятными характеристиками своих займов. Например, один из заемщиков, возможно, имеет столь малый капитал, что не способен выходить на открытый рынок для продажи облигаций с низкими фиксированными ставками процента. Этот заемщик может быть вынужден использовать краткосрочные кредиты и соглашаться на относительно высокие издержки заимствования под переменную ставку процента. Напротив, другой заемщик может обладать высоким кредитным рейтингом и иметь возможность брать долгосрочные займы на открытом рынке под относительно низкий фиксированный процент. Однако банк с высоким кредитным рейтингом может стремиться к получению краткосрочного кредита на более гибких условиях, если процентная ставка может быть установлена на относительно низком уровне. Эти два заемщика могут просто договориться об обмене процентными платежами, используя лучшие качества займов друг друга.

Следовательно, процентный своп — это способ изменения чувствительности банка к флуктуациям процентных ставок и установления более низких издержек заимствования. Стороны своп-контракта могут переключиться с фиксированных процентных ставок на плавающие, или наоборот, и достичь более точного сопряжения сроков погашения своих активов и пассивов. С помощью свопов можно добиться, чтобы потоки наличности, проходящие через банк, наиболее близко соответствовали тому идеалу, к которому стремится руководство банка.

Страхование изменений процентных ставок

Некоторые банки достигли успехов в управлении риском процентных ставок с помощью страховых полисов, элиминирующих неблагоприятные изменения их уровня. Основная идея страхования изменений процентных ставок заключается в том, чтобы найти андеррайтера — составителя контракта, согласно которому заемщику будет возмещаться часть платежей, если норма его процентных издержек по заимствованным фондам превысит согласованный максимальный уровень. Однако пока процентные издержки заимствования не превышают установленного уровня, заемщик должен покрывать все издержки по займу. За страховую защиту такого рода банк-заемщик уплачивает премию, зависящую от длительности страхового контракта и степени риска того, что процентные ставки превзойдут на момент заключения контракта максимальный уровень.

Процентные контракты типа «кэп», «флор» и «коридор»

«Кэп». Процентный «кэп», или «потолок», страхует своего держателя от повышения уровня процентных ставок. В качестве компенсации за предварительную уплату премии заемщики получают гарантию, что их кредиторы не могут увеличить процент выше определенного уровня, или так называемой «кэп» - ставки. Или же заемщик может купить процентный «кэп» у третьей стороны, которая гарантирует ему возмещение любых дополнительных процентных платежей сверх «кэп» - ставки.

«Флор». Известно, что банки могут терять поступления в периоды падения процентных ставок, особенно когда процент по займам с плавающей ставкой снижается. Банк может настаивать на установлении минимальной процентной ставки, или так называемого процентного «флора», по своим займам, чтобы гарантировать определенную минимальную норму дохода независимо от того, на сколько снизились процентные ставки. Обычно заемщик соглашается на установление процентной «флор»-ставки по кредиту, только если кредитор согласен на процентный «кэп».

«Коридор». Банки в значительной мере также используют так называемые процентные кредиторы, комбинирующие в одном контракте процентный «кэп» и процентный «флор».

Мировая банковская система давно осознала всю сложность процесса управления ликвидностью, и использует полный спектр инструментов для управления этим видом риска. К сожалению, не все финансовые инструменты нашли применение в российской банковской практике. Возможно, дальнейшее развитие банковской системы в России позволит использовать и их.

ВЫВОДЫ

Сущность проблем управления ликвидными средствами банков может быть представлена двумя краткими утверждениями.

Спрос на ликвидные средства банка редко бывает равен их предложению в какой-либо момент времени. Банк должен постоянно иметь дело с дефицитом ликвидных средств либо с их излишком.

Существует дилемма между ликвидностью и прибыльностью банка. Большая часть банковских ресурсов предназначается для удовлетворения спроса на ликвидные средства, меньшая часть — для достижения желаемой прибыльности банка (при неизменных прочих факторах).

Таким образом, обеспечение оптимального уровня ликвидности является постоянной проблемой в управлении банком и всегда направлено на увеличение его прибыльности. Управленческие решения относительно величины ликвидных средств не могут быть отделены от иных видов услуг и деятельности других подразделений банка. Те российские банки, руководители которых не уделяют должного внимания вопросам поддержания ликвидности, станут новыми жертвами финансовых потрясений и ответчиками в судебных процессах, связанных с банкротством.

Литература

  1. Банковское дело: Стратегическое руководство. Под ред. В.Платонова, М.Хиггинса – М.: АО «Консалтбанкир», 1998.
  2. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений / Пер. С англ. Под ред. д.э.н. проф. А.Н. Шохина - Банки и биржи. - М.: ЮНИТИ,1997.
  3. Роуз Питер С. Банковский менеджмент / Пер. с англ. со 2 изд. – М.: Дело, 1997.