Содержание

1. Официально-деловой   стиль   речи    (функции,    стилевые    черты, языковые особенности) 3

2. Синтаксис.    Синтаксические    нормы.    Ошибки    в    построении словосочетаний и предложений. 5

3. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. 6

4.Подберите к данным словам синонимы. Чем больше синонимов, тем лучше  7

5. Спишите    текст,     вставляя    пропущенные     буквы,     расставляя недостающие знаки препинания. 7

а. Определите тему, основную мысль текста. 8

б. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?. 8

в. Объясните значение слов «лепта», «сокровищница». 9

г. Подберите синонимы к словам «вполне», «(на)вечно». 9

Список литературы.. 10

1. Официально-деловой   стиль   речи    (функции,    стилевые    черты, языковые особенности)

         Официально-деловой стиль - это язык документов, официаль­ных бумаг и деловых совещаний. Характерными чертами этого стиля являются:

-       функционирование преимущественно в письменной форме. В уст­ной речи встречается в форме отчета перед собранием, дело­вых переговоров, устного дипломатического заявления;

-       использование для передачи узкоспециальной информации (юри­дической или дипломатической);

-       стабильность, традиционность;

-       нормированность;

-       единообразие;

-       сжатость и компактность изложения;

-       точность и полнота формулировок;

-       отсутствие авторской речевой индивидуальности, что допускается в отдельных видах деловых писем, в дипломатической пе­реписке, в устных переговорах;

-       максимальная экономия экспрессивных языковых средств.

         Официально-деловой стиль функционирует в следующих сферах:

-       юриспруденция;

-       делопроизводство;

-       административное предписание;

-       дипломатическое общение;

-       различные виды официального общения.

         Официально-деловой стиль обладает лексическими, грамматиче­скими и синтаксическими особенностями:

-       наличие канцеляризмов — специфических слов и выражений, характерных только для официально-делового стиля (кадровый состав, вышеуказанный, до востребования);

-       широкое использование специальной терминологии, номенкла­турных наименований в зависимости от области применения официально-делового стиля (поселок городского типа, граждан­ский кодекс);

-       употребление различных стандартных речевых оборотов, клиши­рованных выражений;

-       активное включение в тексты различных сфер делового общения сложносокращенных слов и аббревиатур (Мосэнерго, Энергоснаббыт);

-       использование стилистически нейтральной лексики, при этом эмоциональная отрицательно окрашенная лексика (разговор­ная, жаргонная, просторечная) исключается;

-       строгость структуры текста. Часто тексты официально-де­лового стиля имеют вид бланка с печатной основой, в которой заполняются пропуски (тексты пенсионного удостоверения, страхового полиса);

-       описательные глагольно-именные обороты вместо глаголов (сде­лать предложение, оказать помощь);

-       строго формальное, установленное законодательно наименова­ние учреждений, предприятий (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова);

-       использование предложных конструкций и сложных союзов (в силу, в соответствии);

-       использование пассивной залоговой конструкции вместо актив­ной (Нами были приняты меры);

-       широкое использование отглагольных существительных;

-       использование неопределенной формы глагола вместо формы по­велительного наклонения (обеспечить явку сотрудников в пол­ном составе);

-       обязательное указание даты составления документа и другие реквизиты: исходящий номер, название учреждения-отправителя, подпись с ее расшифровкой и др.;

-       полное отсутствие фигур речи;

-       растянутые, затяжные целостные синтаксические образования, нередко на несколько страниц, с делением отдельных частей на абзацы, пункты и подпункты;

-       повествовательный характер изложения с использованием номинативных предложений;

-       пространные конструкции с однородными членами;

-       прямой порядок слов;

-       построение сложного предложения, отражающее логическую связь фактов и подчинение одних фактов другим.

2. Синтаксис.    Синтаксические    нормы.    Ошибки    в    построении словосочетаний и предложений

         Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

         Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

         Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

         Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.

         Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

         Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

         Словоформы – минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и предлоги.

         Союзы связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.

         Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения.

         Важную роль в построении синтаксических конструкций играют типизированные лексические элементы. К ним относятся местоименные слова (вопросительные, относительные, указательные – кто, что, который, где, куда, этот, тот, такой, там, туда, поэтому и т.п.), лексико-семантические группировки знаменательных частей речи.

         Порядок слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок слов бывает двух типов: прямой (фиксированный) и инверсионный (свободный).

         3. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль

Я надела шубу, потому что сегодня холодно.

В магазин завезли моющиеся обои.

К праздничному  обеду мы купили пять килограммов банан.

Эта идея мне нравится.

Я познакомился с красивой девушкой.

Премьера  этого  балета  состоялась   на  сцене   Мариинского театра.

Ребенок держался за коляску обеими руками.

Этот  архитектурный  памятник  поражает своими  габаритами.

На новогоднем вечере было много шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.

4.Подберите к данным словам синонимы. Чем больше синонимов, тем лучше

Глупец – звезд с неба не хватает, не хватает пороха, безголовый, пустоголовый, безмозглый, малоумный, дурной, скудоумный, слабоумный, слабоголовый, бездарь, невежда.

Осуществлять – делать, приводить в действие, претворять в жизнь, действовать, работать, двигаться к поставленной цели, выполнять определенную работу.

Похвала – хвала, выражать одобрение, превозносить, славословить, возносить до небес, превозносить до небес, петь дифирамбы, расхваливать, нахваливать.

Кричать – орать, визжать, вопить, реветь, горланить, горлопанить, надрываться, надсаживаться, надсажаться, драть горло, драть глотку, орать во все горло, орать во весь рот, орать благим матом, вопить благим матом.

Сделать – смастерить, соорудить, произвести действие, поработать, наработать, заработать.

Болеть – хворать, недужить.

5. Спишите    текст,     вставляя    пропущенные     буквы,     расставляя недостающие знаки препинания

         В русской литературе страницы о детстве написанные прозой - это та же поэзия. А некоторые высказывания писателей о детстве стали крылатыми, то есть употребляются также часто как народные пословицы. Например, слова Льва Николаевича Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства...». Эти слова выражают грусть взрослых о невозможности вернуть повторить эту прелестную пору в жизни человека.

         Толстой писал для детей доходчиво и увлекательно, такими простыми словами, которые даются только большому писателю.

         Также сочувственно и любовно, как Толстой, относился к крестьянским детям И.С. Тургенев. Правда, он не писал специально для детей. Но творчество Тургенева так слито с природой родного края, с красотой народной души, что вполне доступно детям разного возраста. Если бы не было у писателя других произведений, кроме «Записок охотника», одна эта книга навечно вписала бы его имя в историю русской литературы. Свеж и выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы русских людей, богаты красками пейзажи средней полосы России.

         Когда «Записки охотника» вышли отдельным изданием, Тургенев написал: «Я рад, что эта книга вышла, мне кажется, что она останется моей лептой внесенной в сокровищницу русской литературы».

а. Определите тему, основную мысль текста.

         Основная  тема текста – произведения русских классиков для детей, в частности произведения Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева.

б. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

         Во-первых, все предложения связаны между собой по смыслу. Два предложения оказываются связанными по смыслу в том случае, если между ними есть какой-то общий предмет. Общий компонент мысли: лексический повтор в каждой из фраз.

         Во-вторых в данном тексте хорошо просматривается цепная связь между предложениями.

в. Объясните значение слов «лепта», «сокровищница»

         Лепта - вклад, сокровищница – абстрактное понятие, но в данном случае речь идет о совокупности русской классики, русской культуры и литературы.

 

г. Подберите синонимы к словам «вполне», «(на)вечно»

         Вполне – достаточно

         навечно – навсегда.

Список литературы

1.     Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004.

2.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие.  - Ростов-на-Дону, 2000

3.     Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Просвещение, 1995.

4.     Современный русский литературный язык. / П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высшая школа, 1992. – 399с.

5.     Столярова Е.А. Стилистика русского языка. – М.: Приор-издат, 2004.