Содержание
1. Официально-деловой стиль речи (функции, стилевые черты, языковые особенности) 3
2. Синтаксис. Синтаксические нормы. Ошибки в построении словосочетаний и предложений. 5
3. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. 6
4.Подберите к данным словам синонимы. Чем больше синонимов, тем лучше 7
5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. 7
а. Определите тему, основную мысль текста. 8
б. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?. 8
в. Объясните значение слов «лепта», «сокровищница». 9
г. Подберите синонимы к словам «вполне», «(на)вечно». 9
Список литературы.. 10
1. Официально-деловой стиль речи (функции, стилевые черты, языковые особенности)
Официально-деловой стиль - это язык документов, официальных бумаг и деловых совещаний. Характерными чертами этого стиля являются:
- функционирование преимущественно в письменной форме. В устной речи встречается в форме отчета перед собранием, деловых переговоров, устного дипломатического заявления;
- использование для передачи узкоспециальной информации (юридической или дипломатической);
- стабильность, традиционность;
- нормированность;
- единообразие;
- сжатость и компактность изложения;
- точность и полнота формулировок;
- отсутствие авторской речевой индивидуальности, что допускается в отдельных видах деловых писем, в дипломатической переписке, в устных переговорах;
- максимальная экономия экспрессивных языковых средств.
Официально-деловой стиль функционирует в следующих сферах:
- юриспруденция;
- делопроизводство;
- административное предписание;
- дипломатическое общение;
- различные виды официального общения.
Официально-деловой стиль обладает лексическими, грамматическими и синтаксическими особенностями:
- наличие канцеляризмов — специфических слов и выражений, характерных только для официально-делового стиля (кадровый состав, вышеуказанный, до востребования);
- широкое использование специальной терминологии, номенклатурных наименований в зависимости от области применения официально-делового стиля (поселок городского типа, гражданский кодекс);
- употребление различных стандартных речевых оборотов, клишированных выражений;
- активное включение в тексты различных сфер делового общения сложносокращенных слов и аббревиатур (Мосэнерго, Энергоснаббыт);
- использование стилистически нейтральной лексики, при этом эмоциональная отрицательно окрашенная лексика (разговорная, жаргонная, просторечная) исключается;
- строгость структуры текста. Часто тексты официально-делового стиля имеют вид бланка с печатной основой, в которой заполняются пропуски (тексты пенсионного удостоверения, страхового полиса);
- описательные глагольно-именные обороты вместо глаголов (сделать предложение, оказать помощь);
- строго формальное, установленное законодательно наименование учреждений, предприятий (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова);
- использование предложных конструкций и сложных союзов (в силу, в соответствии);
- использование пассивной залоговой конструкции вместо активной (Нами были приняты меры);
- широкое использование отглагольных существительных;
- использование неопределенной формы глагола вместо формы повелительного наклонения (обеспечить явку сотрудников в полном составе);
- обязательное указание даты составления документа и другие реквизиты: исходящий номер, название учреждения-отправителя, подпись с ее расшифровкой и др.;
- полное отсутствие фигур речи;
- растянутые, затяжные целостные синтаксические образования, нередко на несколько страниц, с делением отдельных частей на абзацы, пункты и подпункты;
- повествовательный характер изложения с использованием номинативных предложений;
- пространные конструкции с однородными членами;
- прямой порядок слов;
- построение сложного предложения, отражающее логическую связь фактов и подчинение одних фактов другим.
2. Синтаксис. Синтаксические нормы. Ошибки в построении словосочетаний и предложений
Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.
Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.
Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса.
Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.
Фундаментальные понятия синтаксиса – понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.
Словоформы – минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и предлоги.
Союзы связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.
Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения.
Важную роль в построении синтаксических конструкций играют типизированные лексические элементы. К ним относятся местоименные слова (вопросительные, относительные, указательные – кто, что, который, где, куда, этот, тот, такой, там, туда, поэтому и т.п.), лексико-семантические группировки знаменательных частей речи.
Порядок слов определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок слов бывает двух типов: прямой (фиксированный) и инверсионный (свободный).
3. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль
Я надела шубу, потому что сегодня холодно.
В магазин завезли моющиеся обои.
К праздничному обеду мы купили пять килограммов банан.
Эта идея мне нравится.
Я познакомился с красивой девушкой.
Премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра.
Ребенок держался за коляску обеими руками.
Этот архитектурный памятник поражает своими габаритами.
На новогоднем вечере было много шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
4.Подберите к данным словам синонимы. Чем больше синонимов, тем лучше
Глупец – звезд с неба не хватает, не хватает пороха, безголовый, пустоголовый, безмозглый, малоумный, дурной, скудоумный, слабоумный, слабоголовый, бездарь, невежда.
Осуществлять – делать, приводить в действие, претворять в жизнь, действовать, работать, двигаться к поставленной цели, выполнять определенную работу.
Похвала – хвала, выражать одобрение, превозносить, славословить, возносить до небес, превозносить до небес, петь дифирамбы, расхваливать, нахваливать.
Кричать – орать, визжать, вопить, реветь, горланить, горлопанить, надрываться, надсаживаться, надсажаться, драть горло, драть глотку, орать во все горло, орать во весь рот, орать благим матом, вопить благим матом.
Сделать – смастерить, соорудить, произвести действие, поработать, наработать, заработать.
Болеть – хворать, недужить.
5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания
В русской литературе страницы о детстве написанные прозой - это та же поэзия. А некоторые высказывания писателей о детстве стали крылатыми, то есть употребляются также часто как народные пословицы. Например, слова Льва Николаевича Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства...». Эти слова выражают грусть взрослых о невозможности вернуть повторить эту прелестную пору в жизни человека.
Толстой писал для детей доходчиво и увлекательно, такими простыми словами, которые даются только большому писателю.
Также сочувственно и любовно, как Толстой, относился к крестьянским детям И.С. Тургенев. Правда, он не писал специально для детей. Но творчество Тургенева так слито с природой родного края, с красотой народной души, что вполне доступно детям разного возраста. Если бы не было у писателя других произведений, кроме «Записок охотника», одна эта книга навечно вписала бы его имя в историю русской литературы. Свеж и выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы русских людей, богаты красками пейзажи средней полосы России.
Когда «Записки охотника» вышли отдельным изданием, Тургенев написал: «Я рад, что эта книга вышла, мне кажется, что она останется моей лептой внесенной в сокровищницу русской литературы».
а. Определите тему, основную мысль текста.
Основная тема текста – произведения русских классиков для детей, в частности произведения Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева.
б. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
Во-первых, все предложения связаны между собой по смыслу. Два предложения оказываются связанными по смыслу в том случае, если между ними есть какой-то общий предмет. Общий компонент мысли: лексический повтор в каждой из фраз.
Во-вторых в данном тексте хорошо просматривается цепная связь между предложениями.
в. Объясните значение слов «лепта», «сокровищница»
Лепта - вклад, сокровищница – абстрактное понятие, но в данном случае речь идет о совокупности русской классики, русской культуры и литературы.
г. Подберите синонимы к словам «вполне», «(на)вечно»
Вполне – достаточно
навечно – навсегда.
Список литературы
1. Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2000
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Просвещение, 1995.
4. Современный русский литературный язык. / П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высшая школа, 1992. – 399с.
5. Столярова Е.А. Стилистика русского языка. – М.: Приор-издат, 2004.