Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Курсовая работа
По дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет»
Тема «Учет вложений во внеоборотные активы»
Работу выполнила: Дурова О..
Факультет: учетно-статистический
Спец-ть: бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения: вечерняя
4 курс, вечер
№ зачетной книжки: №
Преподаватель: Унтилова Л. А.
Калуга – 2008г.
Оглавление
Введение. 3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ.. 5
1.1. Характеристика вложений во внеоборотные активы и задачи их учета. 5
1.2. Организация учета вложений во внеоборотные активы.. 8
1.3. Учет формирования первоначальной стоимости объектов вложений во внеоборотные активы и ее списания по назначению.. 12
1.4. Учет источников вложений во внеоборотные активы.. 21
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Введение
Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию вести бизнес, совершая многократные обороты оборотных активов. К внеоборотным активам относятся основные средства (здания, сооружения, оборудование и т. п.), нематериальные активы (программное обеспечение, зарегистрированные товарные знаки, права на использование изобретений и т. п.), долгосрочные финансовые вложения и др.
Основные средства и нематериальные активы нуждаются в периодической модернизации и замене. Выпуск новой продукции, освоение новых рынков, расширение деятельности компании требуют вложения средств во внеоборотные активы. Конечно, если создается совершенно новое направление деятельности или даже происходит выделение нового направления во вновь создаваемую дочернюю компанию, инвестиции необходимо делать не только во внеоборотные, но и в оборотные активы нового предприятия. Тем не менее, для предприятия, осуществляющего вложения в уставный капитал дочерней компании, эти инвестиции являются долгосрочными финансовыми вложениями, т. е. внеоборотными активами.
Как правило, в большинстве российских производственных предприятий существенная часть имущества принадлежит к внеоборотным активам, а подавляющую часть внеоборотных активов составляют основные средства. Основные средства (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.
Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности фирмы. Без их наличия вряд ли могло что-либо осуществиться.
Цель курсовой работы состоит в изучении порядка учета внеоборотных активов.
Для реализации этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
· Дается понятие и характеристика вложений во внеоборотные активы;
· Рассматривается порядок учета внеоборотных активов;
· Изучается порядок формирования первоначальной стоимости объектов сложений во внеоборотные активы;
· Рассматривается учет источников вложений во внеоборотные активы.
Объектом исследования является внеоборотные активы предприятий как экономическая категория.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
1.1. Характеристика вложений во внеоборотные активы и задачи их учета
К объектам внеоборотных активов относятся:
- основные средства;
- материальные ценности, предназначенные для предоставления во временное пользование (владение) другими предприятиями;
- нематериальные активы.
Под вложениями во внеоборотные активы понимаются затраты на создание, увеличение, а также приобретение объектов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для перепродажи.
Вложения во внеоборотные активы связаны со следующими действиями:
- осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а так же реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;
- приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или частей) основных средств;
- приобретением земельных участков и объектов природопользования;
- приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и др.);
- осуществление доходных вложений в материальные ценности;
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
В соответствии с приведенным определением понятие «вложение во внеоборотные активы) охватывает капитальные вложения (затраты на воспроизводство основных средств), затраты, связанные с приобретением земельных участков и объектов природопользования, и затраты по приобретению и созданию нематериальных активов. В учетной практике понятие «капитальные вложения» обычно используют в узком значении этого слова (затрат на воспроизводство основных средств); в широком смысле слова под капитальными вложениями (вложениями капитала) понимаются инвестиции организации в любые виды внеоборотных активов, т. е. и в долгосрочные финансовые вложения. Следовательно, понятие «вложение во внеоборотные активы» является более емким по сравнению с понятием «капитальные вложения» в узком смысле этого слова и менее емким по сравнению с этим понятием в широком смысле это слова.
Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы должен обеспечить управление организацией информацией о реальных расходах по направлениям вложений. В соответствии с этим в бухгалтерском учете обособляются такие направления, как: строительство объектов основных средств, их реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций; приобретение земельных участков и объектов природопользования; приобретение отдельных объектов основных средств или их частей; создание и приобретение нематериальных активов; затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
Специфическими объектами учета являются земельные участки и объекты природопользования, которые квалифицируются как основные средства. На территории России разрешена частная собственность юридических лиц на земельные участки. Право собственности на земельный участок, если иное не установлено законом, распространяется и на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
К объектам природопользования относятся: вода; недра; лес и иная растительность; животный мир; иные природные ресурсы. Законодательными актами разрешено право собственности на: а) обособленный водный объект, б) древесно-кустарниковую растительность и в) объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.
Перечень таких объектов, на которые может быть установлено право собственности юридического лица, является закрытым.
Относительно новым для практики учета внеоборотных активов в Российской Федерации является такая категория, как расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР). К ним относится стоимость НИОКР, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформлены в установленном законодательством порядке, или такие же результаты, но не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.
Исходя из экономической природы учитываемых объектов основными задачами бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы являются:
- своевременное, полное и достоверное отражение всех расходов по строительству объектов в разрезе видов затрат и объектов;
- обеспечение контроля за ходом строительства и вводом в действие объектов основных средств;
- правильное определение и отражение первоначальной стоимости объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
- правильное определение инвентарной стоимости результатов НИОКР;
- контроль за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
1.2. Организация учета вложений во внеоборотные активы
Учет вложений во внеоборотные активы ведется по первоначальной стоимости – сумме фактических затрат на приобретение или строительство объекта внеоборотных активов:
- в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружения и др.), входящим в него;
- по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом в начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Учет затрат по формированию стоимости объектов долгосрочных вложений ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счета учитываются затраты, связанные с вложениями во внеоборотные активы, по кредиту — отражается первоначальная (инвентарная) стоимость вводимых в эксплуатацию объектов. Сальдо отражает остаток незавершенных вложений на начало или конец периода. Кроме того, этот счет предназначен и для формирования информации о величине имущества, полученного безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал.
Специфика этого информационного элемента выражается двумя обстоятельствами: во-первых, вложения могут иметь значительный временной отрезок, как при строительстве, во-вторых, вложения носят транзитный характер, так как по окончании технологических процедур, связанных с объектом вложений, они списываются на основные средства и нематериальные активы.
Схема записей по счету 08 «Вложений во внеоборотные активы» такова:
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Дебет |
Кредит |
Сн – стоимость незавершенных капитальных вложений на начало месяца Затраты по капитальным вложениям в отчетном месяце |
Фактическая себестоимость оприходованных основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов (Сн + затраты отчетного месяца – Ск) |
Ск – стоимость незавершенных капитальных вложений на конец месяца |
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций организуется в разрезе соответствующих субсчетов, которые раскрывают структуру капитальных вложений организации, в следующем порядке:
1 «Приобретение земельных участков»,
2 «Приобретение объектов природопользования»,
3 «Строительство объектов основных средств»,
4 «Приобретение объектов основных средств»,
5 «Приобретение нематериальных активов»,
6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»,
7 «Приобретение взрослых животных»,
8 «Выполнение НИОКР» и др.
На субсчете 08-1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты по приобретению в собственность организации земельных участков;
на субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» — затраты по приобретению в собственность организаций объектов природопользования;
на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» — затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом);
на субсчете 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» — затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа;
на субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» — затраты по приобретению нематериальных активов;
на субсчете 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» — затраты по выращиванию молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;
на субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» — стоимость взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.
Аналитический учет затрат ведется по каждому строящемуся и/или приобретаемому (материальные и нематериальные активы), и/или создающемуся объекту, ибо в этом случае счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» выполняет роль калькуляционного счета, что позволяет установить себестоимость каждого учитываемого объекта.
Для обобщения информации о вложениях во внеоборотные активы и определения момента их включения в состав основных средств, нематериальных активов или расходов организации необходимо предусмотреть специальный регистр аналитического учета «Ведомость учета вложений во внеоборотные активы», которая может иметь следующих вид (табл. 1).
Таблица 1
Ведомость учета вложений во внеоборотные активы за ______ 200 __ гг. (руб.)
Объекты вложений во внеоборотные активы |
Незавершенные вложения на начало месяца |
Затраты за месяц с кредита счетов |
Всего вложений нарастающим итогом |
Списано за месяц |
||||
02 |
10 |
23 |
70 |
69 |
||||
Приобретение земельных участков |
||||||||
Приобретение объектов природопользования |
||||||||
Строительство объектов основных средств |
||||||||
Приобретение объектов основных средств |
||||||||
Приобретение нематериальных активов |
||||||||
Затраты на НИОКР |
||||||||
Итого |
По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию, буровые работы, монтаж оборудования, оборудование, требующее монтажа, оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капительное строительство, проектно-изыскательские работы, прочие затраты по капитальным вложениям.
Для аналитического учета затрат по видам и составу капитальных вложений используют следующие ведомости:
№ 18 – для учета затрат по незаконченным, несданным работам, затрат отчетного периода и с начала года, а также списанных сумм по введенным в эксплуатацию объектам;
№ 18-1 – для учета затрат, составляющих первоначальную стоимость сданных в эксплуатацию объектов по их видам.
Кроме того, могут использоваться журналы-ордера № 10/1, 13, 16.
Источником финансирования вложений во внеоборотные активы являются как собственные средства, так и привлеченные. К собственным средствам относятся амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам и нераспределенная прибыль. К привлеченным средствам относятся кредиты и займы, средства федерального бюджета и внебюджетных фондов и средства дольщиков по договору долевого строительства объектов основных средств.
1.3. Учет формирования первоначальной стоимости объектов вложений во внеоборотные активы и ее списания по назначению
Организация учета вложений во внеоборотные активы имеет свою специфику, определяемую направлением вложений. Так, инвентарная стоимость зданий и сооружений, законченных строительством, складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат. Оценка затрат по строительным работам зависит от способа их производства — подрядного или хозяйственного.
При подрядном способе строительные работы принимаются по их окончании от подрядчика. Стоимость строительных работ определяется договором и может рассчитываться следующими способами: на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом; на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика.
Затраты застройщика по принятым или оплаченным подрядным работам, которые выполнены подрядчиком на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства и отражаются в учете по дебету счета 08 и кредиту счета 60. По завершении строительства застройщик определяет первоначальную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию объекта, которая складывается из всех фактически произведенных расходов. Приемка и ввод в эксплуатацию таких объектов отражается в учете по кредиту счета 08 и дебету счета 01 «Основные средства».
Учет сумм НДС, уплаченных подрядным организациям, ведется на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». На этом субсчете указанные суммы накапливаются до момента ввода в эксплуатацию объектов основных средств. В месяце, в котором объект основных средств введен в эксплуатацию, суммы НДС списываются в уменьшение задолженности бюджету записью по кредиту счета 19-1 и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
При хозяйственном способе, т.е. строительстве собственными силами, в учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с его осуществлением. В этом случае фактические затраты учитываются в составе незавершенного строительства и отражаются в учете записями по дебету счета 08 и кредиту счетов 02, 05, 10, 70, 69 и ряда других. По завершении строительства определяется стоимость объекта, оформляется акт ввода в эксплуатацию и объект зачисляется в состав основных средств, что отражается в учете записью по кредиту счета 08 и дебету счета 01.
Расчет налога на добавленную стоимость при строительстве хозяйственным способом имеет свою специфику. Во-первых, на сумму фактических затрат по строительству начисляется НДС по действующей ставке. Такая операция отражается в учете записью по дебету счета 19-1 и кредиту счета 68. Право на списание в уменьшение задолженности бюджету (предъявление к вычету) по этому налогу появляется только после его уплаты в бюджет, т.е. в учете должна быть зафиксирована запись по дебету счета 68 и кредиту счета 51. После чего в учете делается запись по дебету счета 68 и кредиту счета 19 на сумму НДС, начисленного по строительству объекта, выполненного хозяйственным способом.
При приобретении оборудования порядок учета затрат, возникающих при этом, зависит от того, требует или не требует оборудование монтажа.
Если оборудование не требует монтажа, то затраты на его приобретение отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере их поступления. На сумму принятых к оплате счетов подрядчика за поставленное оборудование делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» — на сумму фактических затрат (без НДС)
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» — на сумму НДС
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму фактических затрат, включая НДС.
Согласно акту ввода в эксплуатацию, составленному по установленной форме и утвержденному руководителем предприятия, оборудование включается в состав основных средств по первоначальной стоимости, при этом делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 01 «Основные средства»
К 08 «Вложения во внеоборотные активы» — на величину первоначальной стоимости объекта основных средств.
При оплате счетов подрядчика на сумму погашаемой задолженности делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К 51 «Расчетные счета».
При приобретении основных средств и нематериальных активов налоговые вычеты по НДС производятся после принятия объектов к учету.
При осуществлении капитального строительства, монтажа основные средств, строительно-монтажных работ для собственного потребления предприятия стоимость строительно-монтажных работ облагаете НДС согласно НК РФ. Налоговые вычеты производятся по мере постановки на учет законченных объектов или реализации незавершенных объектов.
НДС, учтенный на дебете субсчета 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», предъявляется полностью бюджету к возмещению при оприходование объекта основных средств, если иное не предусмотрено законодательством. При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 68 «Расчеты но налогам и сборам» субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»
К 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств».
Если технологическое, энергетическое и производственное оборудование требует монтажа, то это учитывают на счете 07 «Оборудование к установке» в сумме фактических затрат по его приобретению.
При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета на сумму принятых к оплате счетов за поступившее оборудование, требующее монтажа (согласно акту):
Д 07 «Оборудование к установке» — на сумму фактических затрат
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» — на сумму НДС
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму принятых к оплате счетом, включая НДС.
Если технологическое и производственное оборудование приобретено для производства продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость, то на счете 07 «Оборудование к установке» оно учитывается по сумме фактических затрат, включая налог на добавленную стоимость. При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 07 «Оборудование к установке»
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Для оформления поступившего на склад оборудования для установки применяется акт о приеме оборудования (форма № ОС-14). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.
Оборудование, сданное в монтаж, согласно акту приема-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15) отражается записями па счетах бухгалтерского учета:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств»
К 07 «Оборудование к установке».
В случаях строительства, сооружения и приобретения основных средств за счет кредитов банка порядок учета затрат по кредитам зависит от того, начисляется по основным средствам амортизация или нет.
Если амортизация по основному средству не начисляется, то все затраты, связанные с получением кредита, учитываются в составе операционных расходов. Перечень основных средств, по которым амортизация не начисляется, приведен в пункте 17 ПБУ 6/01.
Если амортизация по основному средству начисляется, то затраты по кредиту включаются в первоначальную стоимость основных средств. Данный порядок действует при выполнении следующих условий:
• предприятие понесло расходы по покупке основных средств или начаты работы по его строительству;
• наступил срок уплаты процентов по кредиту;
• стоимость основного средства отражена в составе капитальных вложений;
• основное средство не введено в эксплуатацию. Будут сделаны записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 08 «Вложение во внеоборотные активы»
К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». При невыполнении этих условий все затраты, связанные с получением кредита, учитываются в составе операционных расходов. Будут сделаны записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 91 -2 «Прочие расходы»
К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются с учетом курсовых и суммовых разниц.
Курсовые разницы образуются тогда, когда кредиты (займы) получены в иностранной валюте.
Суммовые разницы образуются тогда, когда стоимость основных средств установлена в валюте, а оплата производится после оприходования основных средств в рублях.
Если курс иностранной валюты на дату начисления процентов будет меньше, чем на дату их перечисления кредитору, возникает отрицательная курсовая или суммовая разница. Эту разницу необходимо включить в первоначальную стоимость объекта основных средств.
Делаются бухгалтерские записи на счетах на отрицательную курсовую или суммовую разницу:
Д 08 «Вложение но внеоборотные активы»
К 66 «Расчеты но краткосрочным кредитам и займам». Если курс иностранной валюты на дату начисления процентов будет больше, чем на дату их перечисления кредитору, возникает положительная курсовая или суммовая разница. На эту разницу необходимо уменьшить первоначальную стоимость объекта основных средств.
Делаются сторнировочные бухгалтерские записи на счетах на положительную курсовую или суммовую разницу:
Д 08 «Вложение по внеоборотные активы»
К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Фактические затраты, связанные с приобретением земельных участков в собственность предприятий, учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Земельные участки, являющиеся собственностью предприятия, числятся в составе объектов основных средств.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» используется также для учета расходов, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств.
Приобретение или создание нематериальных активов рассматривается как процесс капитальных вложений, для учета которого используется активный калькуляционный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов».
На сумму затрат по приобретению нематериальных активов делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов»
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 19—2 «Налог на добавленную стоимость при приобретении нематериальных активов» — на сумму НДС
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Расходы по доведению объектов нематериальных активов до работоспособного состояния состоят из необходимых материальных и трудовых затрат, а также доли накладных расходов.
Затраты по созданию отдельных объектов нематериальных активов включают заработную плату разработчиков с начислениями социального налога и накладные расходы общехозяйственного характера. В случаях создания отдельных объектов нематериальных активов и принятия их на учет будут иметь место следующие бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» — на всю сумму затрат по созданию объекта нематериальных активов
К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму заработной платы, начисленной разработчикам
К 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму начисленного единого социального налога
К 26 «Общехозяйственные расходы» — на сумму накладных расходов, относящихся к капитальным вложениям в нематериальные активы.
При принятии объекта нематериальных активов на учет делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 04 «Нематериальные активы»
К 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» — на всю сумму фактических затрат по созданию объекта нематериальных активов.
Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (НИОКР) учитываются на специально предназначенном для этого субсчете к счету 08 по его дебету. При этом если в результате указанных выше работ получен патент на изобретем или другой аналогичный документ, при списании фактической себестоимости таких работ с кредита счета 08 они будут учитываться на счете 04 как нематериальный актив. В том случае, когда документы на результаты работ не оформлены или эти результаты вовсе не подлежат правовой охране, законченные расходы по НИОКР учитываются как их результаты. Их списание отражается в учете записью по кредиту счета 08 и дебету счета 04, субсчет «Результаты НИОКР».
В случае, если НИОКР осуществляются подрядным способом, то результат на основании акта приемки выполненных работ транзитной записью учитывается по дебету счета 08 и кредиту счета 60. После чего сразу и непосредственно в учете отражается включение учитываемого объекта в состав результатов НИОКР записью по кредиту счета 08 в дебет счета 04 «Результаты НИОКР». НДС, подлежащий уплате поставщику, учитывается общим порядком.
В свою очередь, если НИОКР осуществляется хозяйственным способом, то связанные с ними расходы необходимо учитывать обособленно до момента их завершения. В этой ситуации для учета расходов по НИОКР целенаправленно используется субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». После того как результаты НИОКР оформлены документально, в учете это обстоятельство отражается по дебету счета 04, субсчет «Результаты НИОКР» и кредиту счета 08, соответствующий субсчет.
Приобретение имущества, которое предприятие собирается использовать:
• для сдачи в аренду;
• для сдачи в лизинг;
• для сдачи в прокат,
рассматривается как процесс капитальных вложений, для учета которою используется активный калькуляционный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Имущество, приобретенное для передачи во временное пользование, ставится на учет по первоначальной стоимости.
Делаются бухгалтерские записи:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение имущества для сдачи в лизинг»
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму НДС
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
После того как имущество будет принято к бухгалтерскому учету, делаются бухгалтерские записи:
Д 03 «Доходные вложения в материальные ценности» субсчет «Имущество для сдачи в лизинг»
К 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение имущества для сдачи в лизинг».
Делаются налоговые вычеты, которые отражаются записями на счетах бухгалтерского учета:
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»
К 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
1.4. Учет источников вложений во внеоборотные активы
Источниками вложений во внеоборотные активы могут быть собственные средства организаций и привлеченные — долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, представляемого на безвозвратной и возвратной основе. Финансирование вложений внеоборотных активов может осуществляться за счет как одного, так и нескольких источников.
К собственным средствам, являющимся источником финансирования вложений во внеоборотные активы, относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.
Планом счетов
Изложенная методика учета долгосрочных инвестиций использована и
в Плане счетов
По мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств и нематериальных активов учтенные на соответствующих счетах источники долгосрочных инвестиций (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 86 «Целевое финансирование» и др.) не уменьшаются.
При данной методике по конечному сальдо счетов 67, 86,02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» невозможно определить источники финансирования внеоборотных активов.
Вместе с тем кредитовые обороты по счетам 02, 05, 67, 86 за соответствующий период показывают вновь созданные источники финансирования внеоборотных активов.
Как отмечалось ранее, к привлеченным источникам финансирования вложений во внеоборотные активы относят долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, долевое участие в строительстве, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета и некоторые другие.
Полученные долгосрочные кредиты банков учитывают по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. На суммы погашенных кредитов дебетуют счет 67 в корреспонденции со счетами денежных средств. Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами.
Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражают по дебету счетов учета денежных средств или других счетов и кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При возврате (погашении полученных кредитов) счет 67 дебетуют и кредитуют счета учета денежных средств.
Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на внеоборотные активы, относят в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Проценты, уплаченные после ввода в действие основных средств и нематериальных активов, подлежат отнесению в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этот же счет относят и проценты по просроченным ссудам.
При передаче средств основному застройщику в порядке долевого участия в строительстве объекта перечисленные средства отражают на счетах расчетов с основным застройщиком (дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других счетов, кредит счетов 51, 52 и др.). После окончания строительства инвентарную стоимость объектов отражают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (с кредита счетов расчетов), а после ввода объектов в эксплуатацию списывают со счета 08 на счет 01 «Основные средства».
У головного застройщика полученные денежные средства в порядке долевого участия отражают по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Затраты по строительству учитывают по дебету счета 08 с кредита соответствующих счетов (60, 76 и др.).
По окончании строительства головной застройщик приходует стоимость введенной в эксплуатацию своей части основных средств по дебету счета 01с кредита счета 08.
Стоимость законченных объектов, переданных другим участникам, застройщик списывает с кредита счета 08 в дебет счета 86.
Полученная экономия по смете в зависимости от условий договора либо возвращается участникам (дебет счета 86, кредит счета 51), либо является прибылью застройщика (дебет счета 86, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).
Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.
Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Минфину РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком РФ.
Минфин РФ направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этим банком договорами. При заключении договоров на получение указанных средств заемщики представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, государственные контракты (договоры подряда), расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность, расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации и документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств.
Полученные коммерческим банком средства федерального бюджета, предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться на другие операции краткосрочного характера.
Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством РФ.
Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, не может превышать размера ставки, установленной в договоре между Центральным банком РФ и Минфином РФ.
Финансирование и кредитование строительства объектов смешанного инвестирования за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций и других юридических и физических лиц осуществляются в порядке, установленном Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов.
Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по договоренности сторон.
Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг.
Формы оплаты определяются договорами (контрактами).
Средства внебюджетных фондов и федерального бюджета, выделенные предприятию на возвратной или безвозвратной основе, учитывают по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету счетов учета денежных средств или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, на каких условиях выделены средства.
Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуют в строгом соответствии с установленными сметами. При использовании этих средств они списываются в дебет счета 86 с кредита соответствующих счетов.
Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и по каждому источнику поступления.
Заключение
Основной капитал, отражаемый на счетах баланса компании называют внеоборотными активов. С таких позиций внеоборотные активы — это определенная стоимостная оценка элементов основного капитала, принятая действующими условиями ведения хозяйства. В окончательном виде можно сказать, что внеоборотные активы — это совокупность фундаментальных имущественных ценностей предприятия (компании), многократно участвующих в хозяйственной производственно-коммерческой деятельности с целью получения положительного финансового результата (прибыли).
С позиции бухгалтерского учета под внеоборотными понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретением.
Отличительным признаком и критерием отнесения активов к внеоборотным является срок их полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Внеоборотные активы относятся к слаболиквидным активам. Это означает, что они могут быть без значительных потерь конвертируемы в денежную форму только по истечении значительных промежутков времени (от полугода и выше).
К особенностям внеоборотных активов относится и то, что они плохо поддаются оперативному управлению, поскольку слабо изменчивы по структуре за короткие периоды времени.
Внеоборотные активы — это фундаментальная основа любого бизнеса. От того, как они сформированы на «старте» компании, как они управляются потом, как изменяется их структура и качество, насколько эффективно они используются в хозяйственном процессе, зависят в конечном итоге долгосрочные успехи или неудачи бизнеса. Следовательно, внеоборотные активы (основной капитал) требуют постоянного и грамотного управления ими, что и является важнейшей задачей финансового менеджмента.
Внеоборотные активы формируются, как правило, за счет средств учредителей (акционеров). Прирастание основного капитала может идти также, в частности, и за счет заемных средств. К тому же имущество, уже находящееся в собственности компании, может выступать залогом под последующие заимствования.
Список литературы
1. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 423 с.
2. Богаченок В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 480 с.
3. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/Под ред. проф. Ю. А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2008. – 476 с.
4. Бухгалтерский учет: учеб./Ю. А. Бабаев (и др.); под ред. Ю. А. Бабаева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 392 с.
5. Бычкова С. М., Бадмаева Б. Г. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Эксмо, 2008. – 528 с.
6. Васькин Ф. И., Дятлова А. Ф. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: КолосС, 2006. – 560 с.
7. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 672 с.
8. Карпов В. В., Лукина Н. В. Бухгалтерский учет и отчетность организаций. – М.: Экономика и финансы, 2007. – 330 с.
9. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с.
10. Лигачева Л. А. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие.- М.: Юриспруденция , 2007. – 320 с.
11. Медведев М. Б. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): Постатейные комментарии. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 432 с.
12. Рахман З., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 512 с.
13. Сулейманова Е. В., Хисамудинов В. В. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 192 с.