Содержание

Введение. 3

1. Выбор маршрута как важнейшая часть экскурсии. 4

2. Выбор экскурсионных объектов. 5

3. Этапы составления маршрута экскурсии. 10

3.1. Объезд или обход маршрута экскурсии. 10

3.2. Составление текста экскурсии. 10

3.3. Построение экскурсии. 11

3.4. Составление методической разработки экскурсии. 14

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.

Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения.

Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

• разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

• подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Цель работы рассмотреть составление маршрута экскурсии. Задачи работы рассмотреть:

1. Выбор маршрута как важнейшая часть экскурсии

2. Выбор экскурсионных объектов

3. Этапы составления маршрута экскурсии

4. Объезд или обход маршрута экскурсии

5. Составление текста экскурсии

6. Составление методической разработки экскурсии

1. Выбор маршрута как важнейшая часть экскурсии

Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.[1]

Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала.

При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным.

При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут.

При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади.

Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.[2]

2. Выбор экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Пpaвильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн. экспонатов.

В качестве объектов могут быть:

• памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);

• здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

• природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

• экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

• памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

• памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

• по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

• по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

• по степени сохранности — полностью сохранившиеся, вошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию.

По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо.

При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе таких объектов и рассказе в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, и др.).

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е. О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объект может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм «Спаса-на-Крови» в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Воробьевых Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу зкскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам — книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем, при работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника;

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории  данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников.

3. Этапы составления маршрута экскурсии

3.1. Объезд или обход маршрута экскурсии

Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.

Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

3.2. Составление текста экскурсии

Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.

Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.

Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.

Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной.

Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.

Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.

Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

3.3. Построение экскурсии

Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ о выступлении В. И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается выводом о значении идейного разгрома народничества.

Заключение

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

Логические переходы в экскурсиях

Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов. Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии. Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах. Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.[3]

Составление "портфеля экскурсовода"

В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ. Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д. Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.[4]

Составление карточек экскурсионных объектов

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

Наименование экскурсионного объекта.

Местонахождение, адрес.

Время возникновения, открытия, сооружения

Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).

Внешние признаки: стиль, характеристика.

Назначение и использование.

Краткая история объекта. Его современная характеристика.

Прогнозируемые изменения.

Литература, использованная при составлении карточки.

Фамилия, имя, отчество составителя, его должность.

Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения. Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

3.4. Составление методической разработки экскурсии

Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки - основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и экскурсоводами экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий на каждую экскурсионную тему. В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.[5]

Заключение

Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.

Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.

Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Список литературы

1.              Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1994. – 144 с.

2.              Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2003

3.              Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2003

4.              Хохлов А. И.  Особенности рынка туристских услуг  //  Туризм и отдых. 2004. № 3.

5.              Экскурсионная работа. Методические рекомендации для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Составитель Коломыцкая Е. Ю. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004


[1] Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2003

[2] Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1994. –47с.

[3] Экскурсионная работа. Методические рекомендации для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Составитель Коломыцкая Е. Ю. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004

[4] Хохлов А. И.  Особенности рынка туристских услуг  //  Туризм и отдых. 2004. № 3

[5] Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2003