Содержание

Теоретическое задание. 3

Тесты.. 8

Список литературы.. 11

Теоретическое задание

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое про­изводство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагоги­ческого производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспо­соблений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недо­пустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интим­ный, как они считают, педагогический процесс как технологи­ческий.

Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией за­канчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирова­ние, а без него не обойтись в педагогической деятельности, про­тиворечит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследовате­ли относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформировани­ем вначале американской, а затем и европейской школы. К наи­более известным авторам современных педагогических техноло­гий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отраже­на в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др[1].

В настоящее время педагогические технологии рассматривают­ся как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернети­ки, управления и менеджмента.

Первоначально многие педагоги не делали различий между тех­нологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понима­лась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на реше­ние педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии пред­полагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогиче­ских технологий специалистами, имеющими высокий уровень те­оретической подготовки и богатый практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвя­занной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология — это строго научное проектиро­вание и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявля­ется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования ком­плекса методов и приемов обучения и воспитания безотноситель­но к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая техноло­гия предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицирован­ным педагогом-профессионалом.

Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогиче­ской технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контек­сте ее взаимодействия с окружающим миром (Н.Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как тех­нологии обучения (дидактические технологии) и технологии вос­питания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

• технология разрабатывается под конкретный педагогически и замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, фи­лософская позиция автора. Так, можно различать технологии про­цесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого резуль­тата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического об­щения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гаран­тировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности[2].

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педа­гогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется лично­стными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство[3].

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно разли­чать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим от­носятся технологии конструирования, например процесса обуче­ния и его осуществления. Частные — это технологии решения та­ких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулиро­вание деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организа­ции начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направлен­ного на развитие личности школьников в целом.[4]

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка.

Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Один из способов педагогического воздействия на ребёнка: заражение[5].

Тесты

1.     В психоанализе Супер-Эго рассматривается как:

Ответ: 3

Главный результат разрыва эго с супер-эго состоит в наращивании опасности, исходящей от инстинктов.

2.     Понятие «игра», в трансактном анализе, это:

Ответ: 2

«Игра» же качественно отличается от вышеперечисленных понятий, так как она возможно лишь в случае обоюдного участия игроков. Психологическая игра, на мой взгляд, сравнима с шахматными поддавками. Одна сторона выигрывает в конкретный момент за счет сознательного проигрыша другой. Под это определение попадают, например, взаимоотношения между влюбленными. С одной стороны девушка вроде бы манипулирует юношей, заставляя его сомневаться в своих чувствах, но в тоже время это не является для него тайной и принимается им. Данное понятие игры отличается от того, которое давал Э.Берн. Игрой в трансактном анализе называют серию последовательных дополняющих скрытых трансакций (воздействий), приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Игры имеют важнейшие признаки: 1) скрытые мотивы и 2) наличие выигрыша, что сближает их с манипуляцией.

3. Длительность сосредоточения внимания на объекте -  это качество внимания, которое называется:

Ответ: 4

Устойчивость - это длительное сосредоточение внимания на объекте. Степень устойчивости внимания может быть связана с тем, насколько интересно, значимо для человека дело. Итак, концентрированность внимания свидетельствует о степени сосредоточенности его на объекте, устойчивость внимания - о длительности этого сосредоточения.

4. К акцентуации характера К.Леонгард относит:

Ответ: 5

Акцентуации характера - крайние варианты нормы.

5. Соотнесите название свойств восприятия с их содержанием:

1-в

2-б

3-а

6. Что, согласно теории Б.Д. Парыгина, не является компетенцией лидера, в отличие от руководителя:

Ответ: 2

Принимая это во внимание, позиция Б. Д. Парыгина вполне объяснима: главой государства действительно являлся руководитель, назначаемый на этот пост. И лишь демократические преобразования позволили нам частично выйти на уровень демократических государств, проведя выборы президентов республик, а теперь уже суверенных государств, тем самым признавая существование феномена политического лидерства на государственном уровне.

7. Найдите основание для классификации видов мышления:

Ответ:

5-а

6-в

7-г

8-б

8. К какому телосложению в классификации У.Шелдона соответствует тип «атлетик» в классификации Э. Кречмера:

Ответ: 6

Кречмера, конституционную типологию которого часто дополняли классификацией У. Шелдона. Кречмер выделил астенический, пикнический и атлетический типы телосложения. Данным типам сложения соответствуют темпераменты: шизоидный, циклоидный и иксотимный.

9. Автором теории доминанты является:

Ответ: 1

Принцип Доминанты наиболее интересен как основа на которой Бехтерев сформировал теорию транса. Также на основе принципа доминанты применительно к низшей нервной деятельности и физиологии Павлов сформировал свое учение.

10. Такие качества человека как память, воображение и работоспособность являются:

Ответ: 7

Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

Список литературы

1.     Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2005г. – 489с.

2.     Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 113с.

3.     Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 612с.

4.     Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 345с.

5.     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002.


[1] Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. С. 88.

[2] Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. С. 130.

[3] Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. С. 152.

[4] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 406-409

[5] Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2005г. С. 53.