Содержание
Теоретическое задание. 3
Тесты.. 8
Список литературы.. 11
Теоретическое задание
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.
Любая деятельность, отмечает В.П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др[1].
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:
• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения к личности», научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н.Е. Щуркова и др.).
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:
• технология разрабатывается под конкретный педагогически и замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности[2].
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство[3].
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные — это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.[4]
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Один из способов педагогического воздействия на ребёнка: заражение[5].
Тесты
1. В психоанализе Супер-Эго рассматривается как:
Ответ: 3
Главный результат разрыва эго с супер-эго состоит в наращивании опасности, исходящей от инстинктов.
2. Понятие «игра», в трансактном анализе, это:
Ответ: 2
«Игра» же качественно отличается от вышеперечисленных понятий, так как она возможно лишь в случае обоюдного участия игроков. Психологическая игра, на мой взгляд, сравнима с шахматными поддавками. Одна сторона выигрывает в конкретный момент за счет сознательного проигрыша другой. Под это определение попадают, например, взаимоотношения между влюбленными. С одной стороны девушка вроде бы манипулирует юношей, заставляя его сомневаться в своих чувствах, но в тоже время это не является для него тайной и принимается им. Данное понятие игры отличается от того, которое давал Э.Берн. Игрой в трансактном анализе называют серию последовательных дополняющих скрытых трансакций (воздействий), приводящих к четко определенному предсказуемому исходу. Игры имеют важнейшие признаки: 1) скрытые мотивы и 2) наличие выигрыша, что сближает их с манипуляцией.
3. Длительность сосредоточения внимания на объекте - это качество внимания, которое называется:
Ответ: 4
Устойчивость - это длительное сосредоточение внимания на объекте. Степень устойчивости внимания может быть связана с тем, насколько интересно, значимо для человека дело. Итак, концентрированность внимания свидетельствует о степени сосредоточенности его на объекте, устойчивость внимания - о длительности этого сосредоточения.
4. К акцентуации характера К.Леонгард относит:
Ответ: 5
Акцентуации характера - крайние варианты нормы.
5. Соотнесите название свойств восприятия с их содержанием:
1-в
2-б
3-а
6. Что, согласно теории Б.Д. Парыгина, не является компетенцией лидера, в отличие от руководителя:
Ответ: 2
Принимая это во внимание, позиция Б. Д. Парыгина вполне объяснима: главой государства действительно являлся руководитель, назначаемый на этот пост. И лишь демократические преобразования позволили нам частично выйти на уровень демократических государств, проведя выборы президентов республик, а теперь уже суверенных государств, тем самым признавая существование феномена политического лидерства на государственном уровне.
7. Найдите основание для классификации видов мышления:
Ответ:
5-а
6-в
7-г
8-б
8. К какому телосложению в классификации У.Шелдона соответствует тип «атлетик» в классификации Э. Кречмера:
Ответ: 6
Кречмера, конституционную типологию которого часто дополняли классификацией У. Шелдона. Кречмер выделил астенический, пикнический и атлетический типы телосложения. Данным типам сложения соответствуют темпераменты: шизоидный, циклоидный и иксотимный.
9. Автором теории доминанты является:
Ответ: 1
Принцип Доминанты наиболее интересен как основа на которой Бехтерев сформировал теорию транса. Также на основе принципа доминанты применительно к низшей нервной деятельности и физиологии Павлов сформировал свое учение.
10. Такие качества человека как память, воображение и работоспособность являются:
Ответ: 7
Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
Список литературы
1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2005г. – 489с.
2. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 113с.
3. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 612с.
4. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 345с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002.
[1] Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. С. 88.
[2] Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. С. 130.
[3] Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. С. 152.
[4] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 406-409
[5] Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2005г. С. 53.