Содержание

Введение. 3

Освободительное движение в Китае. 4

Освободительное движение в Индии. 6

Заключение. 17

Список литературы.. 19

Введение

В начале 20-х годов советское правительство активно поддерживало также национально-освободительное движение в Китае под руководством партии Гоминьдан. Однако начало борьбы Гоминьдана и его руководителя Чан Кайши против созданной в 1921 г. Компартии Китая привели к разрыву отношений между СССР и Гоминьданом. Хотя в 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с пекинским правительством Китая, в 1925 г. подобные отношения были установлены с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).

В начале XX века в Китае начало формироваться демократическое освободительное движение. Пекин стал его северным центром. В 1912 г. произошла Синьхайская революция, в результате которой к власти в стране пришли прогрессивные буржуазные круги, и в Пекине состоялось провозглашение республики. Город получил статус столицы нового государства.

Целью данной работы является освободительных движений в Китае и Индии с 1919-1939 г.

Освободительное движение в Китае

В 1919 г Китай потрясло патриотическое «движение 4 мая», впервые выдвинувшее на арену классовой борьбы китайский рабочий класс. В 1921 г. была создана Коммунистическая партия Китая (КПК), которая возглавила борьбу китайского народа за свое освобождение, против империалистических колонизаторов и господства феодально-бюрократической реакции.

В 1919 г. в столице страны прошли массовые выступления, продемонстрировавшие потенциальную силу уже зарождавшегося, но еще не организованного прокоммунистического движения. Коммунистическая партия Китая (КПК) была образована два года спустя. Ее деятельность длительное время носила подпольный характер. В Пекине разместилось Северное бюро Центрального комитета КПК.

С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1 съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны.

"Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом.[179:3]

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление.

В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

В 1927 г. в столице произошел вооруженный переворот. Формально власть оказалась в руках Гоминьдана. Началась ожесточенная гражданская война. Диктатура была не в состоянии контролировать всю территорию страны. Из-за революционной активности на севере Китая столицу перенесли в Нанкин. Пекину вернули уже забытое было имя — Бэйпин. Раздробленностью китайского общества воспользовалась Япония. Страна восходящего солнца в то время практически беспредельно хозяйничала в Китае. В 1937 г. в Пекин вошли японские войска. Город около восьми лет находился под властью оккупантов. Китайцам удалось его освободить только после разгрома Квантунской армии, учиненного в августе 1945 г. советскими солдатами.

Коммунистическая партия Китая (КПК) сначала была основана как часть Коммунистической партии Советского Союза в Третьем коммунистическом интернационале, поэтому она естественно унаследовала готовность убивать. В первую гражданскую войну в Китае между коммунистами и гоминьданом[5] с 1927 г. по 1936 г., население в провинции Цзянси сократилось с 20 до 10 миллионов. Об ущербе, причинённом насилием, к которому прибегла КПК, можно судить уже по этим цифрам.

Использование насилия может быть неизбежным при попытке захватить политическую власть, но никогда не было режима, столь жаждущего убивать, как КПК, особенно в мирное время. С 1949 г. число смертей, вызванных насилием со стороны КПК, превысило количество погибших в войнах 1927-1949 годов.

Движение «4 мая», вспыхнувшее в 1919 г., считается духовным источником многих важных событий в современной истории Китая. Непосредственной причиной зарождения движения стали неравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после 1-й мировой войны. Сильный дух патриотизма побудил студентов поднять движение, которое в итоге вылилось в общенациональный протест. Одновременно в Китай проникли различные новые веяния, в частности большое общественное внимание привлекло распространение марксизма-ленинизма в Китае. В 1921 г. Мао Цзэдун и другие деятели, в общей сложности 12 делегатов, представлявших коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае свой первый всекитайский съезд, ознаменовавший создание Коммунистической партии Китая.

В ходе новодемократической революции КПК возглавила упорную борьбу китайского народа, которая включала 4 исторических этапа: Северный поход (1924 — 1927 гг.), Аграрную революционную войну (1927 — 1937 гг.), войну Сопротивления японским захватчикам (1937 — 1945 гг.) и Освободительную войну (1945 — 1949 гг.). В период войны против японских захватчиков под общим руководством КПК и Гоминьдана был дан отпор агрессорам и одержана победа в войне Сопротивления. Но в 1945 г. Гоминьдан развязал гражданскую войну, КПК возглавила трехлетнюю Освободительную войну, в результате в 1949 г. гоминьдановское правительство было свергнуто.

Освободительное движение в Индии

Окончание войны принесло разочарование, усиленное связанными с ней последствиями и другими несчастьями. Заявление вновь назначенного министра по делам Индии Э.С.Монтегю 20 августа 1917 г. в Палате общин о том, «политика Правительства Его Величества заключается в возрастающем привлечении индийцев во все сферы администрации и постепенном развитии институтов самоуправления с целью все большего осуществления ответственного Правительства в Индии как составной части Британской империи», не удовлетворило даже довольно лояльно настроенные по отношению к англичанам националистические круги, тем более что колонизаторы явно с реформами не торопились.

С фронтов вернулись солдаты и офицеры, осознавшие свою значимость для Британской империи, но вновь ставшие бесправными жителями колонии. Особенно много недовольных солдат 5ыло среди сикхов, вернувшихся в Панджаб. Среди мусульман распространилось недовольство, вызванное поражением Османской империи и планами союзников по ее расчленению. Началось гак называемое «халифатистское движение» - движение в поддержку султана-халифа. Напряженность усилилась из-за голода, охватившего основные районы Индии в 1918/19 г. В том же году разразилась эпидемия гриппа (в то время его называли «испанкой»), унесшая жизни до 7 млн. чел.

Вместе с тем, экономический рост в период войны привел к значительному укреплению позиций индийской буржуазии и увеличению роли рабочего класса. Началась «учредительная горячка». За период с 1918/19 по 1922/23 гг. было основано 2 тыс. новых акционерных компаний, оплаченный капитал вырос в 2 раза. Особенно бурно росло число акционерных компаний в некоторых княжествах - в Майсуре, Бароде, Гвалияре, Индауре, Траванкуре, Хайдарабаде. Возникло два новых металлургических завода - в Майсуре и в Бенгалии. Продолжался рост текстильной промышленности, но уже не из-за увеличения производства на старых фабриках, как во время войны, а благодаря строительству новых. Индийский капитал проник даже в джутовую промышленность, которая ранее была полностью в руках англичан. В 1921 г. в Индии было 15 666 «цензовых» предприятий (т.е. имевших более 20 рабочих), на них трудилось 2 681 тыс. чел. Правда, одновременно сокращалось число ручных ткачей - с 1911 по 1921 гг. их стало меньше на 500 тыс. Производство ручных тканей упало соответственно. Хотя индийская буржуазия организационно не участвовала в национально-освободительном движении и в деятельности Конгресса (ее представители выдвинули «принцип равноудаленности» от Конгресса и от правительства), капиталистическое развитие косвенно влияло на радикализацию движения за участие индийцев в управлении страной.

Рабочее движение в годы после войны впервые заявило о себе как о существенной политической силе. В 1918г. прокатилась волна стачек по всем основным промышленным центрам. Конгресс еще в декабре 1919 г. принял резолюцию-рекомендацию своим провинциальным комитетам помогать рабочим в организации профсоюзов. Несколько десятков профсоюзов в октябре 1920 г. объединились во Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП). В ноябре-декабре 1921 г. прошел II съезд ВИКП. Роль организаторов играли левые конгрессисты (особенно Лал Ладжпат Рай) и английские лейбористы. Конгрессисты стремились к тому, чтобы борьба рабочих за свои экономические требования оставалась мирной по методам и вливалась в общую борьбу за сварадж. В частности, II съезд ВИКП принял решение о поддержке кампании неповиновения, о которой пойдет речь ниже. Значение рабочего движения в то время не следует преувеличивать. Численность профсоюзов бьыа невелика. ВИКП объединял всего 20 тыс. чел. Но это новое явление в жизни страны произвело известное впечатление и на правительство, и на националистов.

Появление на политической арене Индии во время войны Махандаса Карамчанда Ганди (1869-1948) можно рассматривать как самостоятельный фактор, способствовавший радикализации освободительного движения. Он прибыл в Бомбей 12 января 1915 г. уже как известный борец за права индийцев в Южно-Африканском Союзе и в том же году обосновался в поселке под Ахмада-бадом (Гуджарат), который назвал Сатьяграха-ашрам. В нем первоначально жили около 30 его ближайших последователей.

Ненасильственная тактика борьбы представлялась оригинальной и многообещающей. Уже в Индии Ганди разработал философию своей деятельности, дававшую морально-религиозное обоснование этой тактики. Именно здесь он принял свой ставший каноническим облик политика-святого аскета, одетого в национальную одежду, близкого народу.

Воздержание от насилия выдвигалось им как религиозный долг, основанный на принципе ахгшсы (непричинения зла живому существу). Основным методом борьбы он провозглашал политический массовый бойкот, «ненасильственное несотрудничество» (non-violent non-cooperation). Кампанию несотрудничества он называл сатьяграха («упорство в истине»). Непротивление насилию со стороны правительства рассматривалось им также и как серьезный практический моральный ресурс борьбы — способ поднять дух народа и деморализовать его противников. В условиях Индии, где существовала свободная пресса, моральная составляющая движения сыграла значительную роль.

Стремление к независимости своей страны, конечно, доминировало в его мыслях и деятельности, но важно подчеркнуть, что окончательной своей целью он не считал только политическую независимость. Он хотел, чтобы в ходе борьбы за независимость возросла нравственность индийского народа, и в Индии было построено новое общество, общество всеобщего благоденствия - сарводайя. Ганди считал, что Индии не нужна крупная промышленность, экономика должна основываться на мелком производстве крестьян и ремесленников. Образцом социального устройства страны должна стать индийская сельская община, которую Ганди идеализировал. В его высказываниях встречались антикапиталистические нотки («Индийский Рокфеллер не лучше всякого иного»), но на практике он часто выступал с требованиями, прямо направленными на развитие национального крупного капитала. С целью сглаживания классовых противоречий и сплочения всего народа в антиколониальной борьбе он выдвинул «теорию опеки», сводившейся к тому, что богатые должны заботиться о бедных. Противоречивость многих его высказываний и поступков неоднократно отмечалась как современниками, так и позднейшими исследователями.

В течение 1915-1919 гг. М.К.Ганди провел в разных частях Индии 5 кампаний по поводу конкретных проявлений произвола со стороны английских плантаторов и английских промышленников. Все они заканчивались хотя бы относительным успехом. Наиболее известные из них -организация сопротивления рабочих на индиговых плантациях в Чампаране (Северный Бихар, конец 1917 - начало 1918 г.) и стачка на текстильной фабрике в Ахмадабаде (февраль-март 1918 г.). Это подняло его авторитет в массах и среди националистически мыслящей общественности, а также показало фабрикантам, что вносимая Ганди организованность в рабочее движение может избавить их от больших неприятностей. Именно в то время он получил титул Махатма («Великая душа»), который впоследствии стал как бы его основным именем.

Брожение в различных провинциях, прежде всего в Панджабе, выливалось в уличные беспорядки и акты терроризма. Колонизаторы прибегли к привычным для них репрессиям. Еще в 1917 г. бьыа назначена комиссия во главе с судьей Роулеттом, которой поручили разработать меры по пресечению антиправительственной деятельности. 18 марта 1919 г. по рекомендациям комиссии были приняты два закона, которые предоставляли властям чрезвычайные полномочия:

возможность установления контроля над прессой, право осуждать политических преступников одним судьей без присяжных, право задерживать людей по одному только подозрению в преступных замыслах. Они были приняты несмотря на то, что все неофициальные члены Законодательно совета проголосовали против.

Принятие законов вызвало взрыв уже массового возмущения. По всей стране начались демонстрации и харталы (закрытие лавок, прекращение деловой активности). Это заставило Конгресс пойти на резкое обострение отношений с колониальным режимом и принятие гандистских методов борьбы. Можно сказать, что деятельность террористов в 1918-19 гг., сама по себе бесперспективная, сыграла положительную роль запала к очередному подъему национально-освободительного движения.

Национальный конгресс объявил о проведении всеиндийского хартала 30 марта, затем он был перенесен на б апреля. В хартале участвовало более 30 городов. Особенно сильные волнения, граничившие с восстанием, произошли в Ахмадабаде и в Панджабе (Лахор, Гуджранвала). В Амритсаре, религиозном центре сикхов, были убиты 4 англичанина, избита на улице английская миссионерка, сожжено несколько банков и правительственных учреждений. В Панджабе было введено военное положение. Комендантом Амритсара был назначен генерал Дайер. Он объявил о введении комендантского часа и о запрете всех митингов и демонстраций.

13 апреля в Панджабе большой праздник - день рождения основателя сикхизма Гуру Нана-ка и праздник весны байсакх. Все еще взбудораженный после восстания город наполнился пришедшими на праздник жителями соседних городов и деревень. Вопреки запрещению на площади Джаллианвала-багх состоялся многолюдный митинг (15-20 тыс. чел.). Генерал Дайер, узнав о нем, решил преподать индийцам жестокий урок. Во главе отряда из 90 солдат (гуркхи, белуджи и патаны) и с двумя броневиками он отправился на площадь. 40 солдат были расставлены на постах по дороге, а броневики застряли в узких улочках, так что на площадь генерал явился с 50 солдатами. Они выстроились в шеренгу и открыли огонь без предупреждения. Стреляли, пока не кончились патроны. Впоследствии выяснилось, что были убиты 379 человек и 1208 ранено.

Строжайшая цензура привела к тому, что масштабы трагедии стали известны в остальной Индии только через четыре месяца. Но слухи просачивались. Возмущение было всеобщим. Многие даже умеренные деятели выражали свое возмущение. Рабиндранат Тагор в знак протеста отказался от рыцарского звания, пожалованному ему в 1915 г. Санкаран Наир подал в отставку с поста министра в Исполнительном совете при вице-короле. Мадан Мохан Малавия и Мазхар-ул-Хак вышли из центрального Законодательного совета. «Амритсарская бойня» привела к резкой ради-кализации конгрессистских лидеров, чьи надежды на мирные договоренности с властями были серьезно подорваны. Это относится прежде всего в М.К.Ганди и Мотилалу Неру.

Как говорилось, позиция Национального конгресса к концу войны стала заметно радикальнее, откровенно антианглийской. Это привело к тому, что от него в 1918 г. откололись бывшие «умеренные» (Сурендранатх Банерджи, Тедж Бахадур Сапру, Диншау Эдулджи Вача и др.), образовавшие Индийскую национальную либеральную федерацию. Федерация либералов продолжала играть определенную роль в дальнейших событиях, но оказалась на периферии основной борьбы.

Большинство мусульманской общественности также заняло антианглийскую позицию. Основным направлением деятельности радикальных мусульманских лидеров стала организация «ха-лифатистского движения», которое еще более усилилось после англо-афганской войны (3 мая - 3 июня 1919 г.). Война окончилась поражением англичан. Они вынуждены были признать полную независимость Афганистана. Война не только усилила антиколониальные настроения мусульман, но и вдохновила их на усиление противостояния колонизаторам. Подписание Севрского договора между странами Антанты и Турцией (10 августа 1920 г.) вызвало такое возмущение индийских мусульман, что англо-индийское правительство вынуждено было потребовать (!) у своей метрополии пересмотра Севрского договора. Правда, это произошло несколько позже, уже в феврале 1922 г.

Национальный конгресс принял решение поддержать «халифатистское движение». По всей стране создавались Халифатистские комитеты, которые возглавляли мусульмане - члены и Конгресса, и Мусульманской лиги (мауляна Абул Калам Азад, братья Шаукат Али и Мухаммад Али, Мухтар Ахмад Ансари, Сайфуддин Китчлу). Гандистское движение ненасильственного сопротивления и халифатистское движение практически слились.

Наметившееся единение было обманчивым. Гандисты проповедовали индуистскую идею ненасилия, мусульманам же эта идея была чужда. Идея «халифата», религиозная в своей основе, нацеливала мусульманские массы на борьбу со всеми «неверными», в том числе и с индусами. Это ярко проявилось во время восстания мапилла, о чем пойдет речь ниже. Лидеры халифатистского движения провозглашали единение индусов и мусульман, но движение вскоре вышло из под их контроля и вызвало такое обострение индусско-мусульманских противоречий, которого не наблюдалось прежде.

В Мусульманской лиге не бьыо единства. Ее лидер Мухаммад Али Джинна (1876-1948) начинал свою политическую деятельность как убежденный сторонник единства индусов и мусульман в борьбе за самоуправление. Он был членом Конгресса, личным секретарем Дадабхаи На-ороджи. Как адвокат он дважды защищал Тилака в суде (в 1908 и 1916 гг.). Его называли «послом индусско-мусульманского единства». Всю жизнь он противился развитию религиозного фанатизма. Однако он стремился обеспечить мусульманской общине достойное место как в национально-освободительном движении, так и в будущей независимой Индии, и это его стремление не находило достаточного отклика среди лидеров Конгресса. Кроме того, он придерживался строго конституционных методов борьбы и выступил против вовлечения в борьбу масс. Это могло привести, по его мнению, к хаосу. В его идеологии причудливо сочетались представления о верховной власти Аллаха на земле и приверженность к общедемократическим принципам государственного устройства.

Джинна отрицательно отнесся и к халифатистскому движению, и к гандистской кампании сатьяграхи. В сентябре 1920 г., сразу после принятия конгрессом программы Ганди, Джинна покинул Конгресс, а в 1921 г. под его влиянием Мусульманская лига как партия отмежевалась от халифатистского движения.

Другая группа лидеров мусульман во главе с Абул Калам Азадом (1888-1958), напротив, вышла из Мусульманской лиги и связала свою судьбу с Конгрессом. Однако эта группа («мусульмане-националисты», как их называли) в дальнейшем не смогла повести за собой мусульманские массы.

Индийская буржуазия в целом поддержала гандистское движение, видя в нем, во-первых, прямое содействие захвату ею внутреннего рынка (бойкот английских товаров), а во-вторых, возможность удержать рабочих от экстремистских, насильственных действий, которые неминуемо обратились бы против нее самой. Однако довольно широкие слои предпринимателей были связаны с обслуживанием английского капитала и импорта, и часть их активно выступила против этого движения. В сентябре (или октябре) 1920 г. несколько видных бизнесменов основали «Анти-несотрудническую ассоциацию», которая организовывала митинги и выступления в прессе, доказывая, что движение несотрудничества не имеет шансов на успех, и высмеивая Ганди как противника прогресса. Но подобные выступления потонули в общем подъеме. Даже те торговцы, которые несли убытки от бойкота, вынуждены были присоединяться к нему под угрозой либо физической расправы, либо разорения: их кредиторы угрожали предъявить к оплате сразу все их векселя.

Английское правительство совершало также маневры, призванные удовлетворить надежды индийцев на самоуправление. Английский парламент в 1919 г. принял новый Закон об управлении Индией, получивший в литературе название «Реформы Монтегю-Челмсфорда» (фамилии министра по делам Индии и вице-короля). Реальное положение по этому закону изменялось мало. Министр по делам Индии сохранял всю полноту власти над страной. Правда, его жалование и жалование его заместителей должно было теперь выплачиваться из бюджета Великобритании, а не Индии. В Совет при нем должны были входить индийцы, но Совет имел чисто совещательные функции. Вводилась должность Высокого комиссара (посла) Индии в Англии, которого назначало англо-индийское правительство в Дели. Индия получала, таким образом, дополнительные внешние атрибуты самостоятельной страны. Вице-король (он же генерал-губернатор) бьш ответственен только перед министром по делам Индии и Парламентом Великобритании, но его Исполнительный комитет (правительство) бьш расширен и было негласно решено, что трое министров должны были быть индийцами. Законодательный орган был представлен двумя палатами - Государственным советом и Законодательным собранием. В обеих палатах предусматривалось большинство из избранных депутатов (в Государственном совете - 34 из 60, в Законодательном совете - 105 из 145), избираемых прямым голосованием, правда, по куриям. Имущественный ценз для избирателей бьы установлен такой высокий, что активным избирательным правом обладал только 1% населения. Генерал-губернатор сохранял право вето на законы, принятые палатами, и право издавать указы, равнозначные законам.

Существенным нововведением было четкое разграничение компетенции и финансов центра и провинций. С 1921 г. провинции получили отдельные бюджеты. С этого акта ведет свое начало современный индийский федерализм. Расширение прав провинций само по себе делало более широким участие индийцев в управлении, в частности, повышало роль индийских чиновников в общей административной структуре.

В Законодательные собрания провинций 70% депутатов избирались (остальные назначались) по более либеральному принципу (избиратели составляли около 3% населения). Основные прерогативы власти оставались у губернаторов, министры правительств назначались им и были ответственны только перед ним. Но те члены правительства, которые назначались из числа членов Законодательных собраний, были ответственны также и перед Собранием. За губернатором «резервировались» (reserved) вопросы сбора земельного налога и поддержания порядка. «Передавались» (transferred) Законодательным собраниям и назначаемым им министрам-индийцам сферы местного самоуправления, образования, здравоохранения и распоряжение акцизами. Это разделение ответственности было названо в законе «диархией», т.е. «двоевластием», хотя по существу власть оставалась единой - в руках колониального аппарата. Новая система устанавливалась на 10 лет, после чего правительство Великобритании обещало рассмотреть дальнейшие шаги по демократизации.

Безоговорочно поддержала реформу только Федерация либералов. Мусульманская лига поддержала ее также, но требовала уравнять представительство индусов и мусульман в собраниях. Национальный конгресс отказался сотрудничать с правительством и участвовать в выборах.

В декабре 1919 г. Конгресс собрался в Амритсаре. Этот город бьы намечен для следующего заседания Конгресса еще год назад, но после «Амритсарской бойни» съезд приобрел символическое значение. Естественно, основным вопросом стал вопрос о реакции на апрельский расстрел. Бьшо принято несколько резолюций, осуждающих лиц, конкретно виновных в трагедии, и даже требование об отзыве вице-короля лорда Челмсфорда. Ганди выступал еще до этого съезда с программой полного бойкота англичан и их власти. Программа предусматривала:

1)    отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан;

2)    бойкот выборов в законодательные собрания;

3)    бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений;

4)    отказ от одежды европейского образца;

5)    поощрение ручного ткачества и ручного прядения;

6)    отказ от уплаты налогов.

Каждый следующий пункт рассматривался как более высокая ступень бойкота. Последний же из них (отказ от уплаты налогов) считался наиболее действенным, способным привести к полной капитуляции правительства2. Официально еще не приняв этой программы. Конгресс в начале 1920 г. попытался провести ее в жизнь. Начало несотрудничества было назначено на 1 августа 1920 г., когда должен был состояться всеобщий хартал. В этот день умер Б.Г.Тилак. Состоялась грандиозная демонстрация, особенно в Бомбее, где Тилак пользовался всеобщей любовью.

Конгресс вынужден был собраться на чрезвычайную сессию в сентябре 1920 г. в Калькутте. Программа Ганди была одобрена и стала выполняться. Ганди выдвинул лозунг «Независимость в течение года!»

Средства на кампанию поступали из «Тилак Сварадж Фонда» и «Халифатистского фонда», которые пополнялись добровольными взносами и не вполне добровольными поборами с более или менее состоятельных людей. Например, на Ганге с каждой лодки, перевозившей продовольствие, торговцы должны были платить в фонд определенную сумму.

На сессии в Нагпуре в декабре 1920 г. программа несотрудничества была разработана более детально. Целью движения стало «достижение свараджа внутри Империи, если возможно, и вне ее, если необходимо». Был принят новый устав, наконец-то превращавший Конгресс в массовую политическую партию. Руководящим органом партии стал Рабочий комитет из 15 человек. Стратегические вопросы между сессиями должен был решать Всеиндийский комитет конгресса (около 100 человек). В провинциях были созданы постоянные Провинциальные комитеты конгресса. Санкционировалось создание 150-тысячного корпуса «волонтеров», которые должны были стать активными участниками кампаний неповиновения и охранять митинги и прочие мероприятия, проводимые Конгрессом. Партия территориально строилась не по британским провинциям, которые по всеобщему признанию были совершенно искусственными, а по «конгрессистским провинциям», примерно соответствовавшим расселению основных народов Индии.

Движение развертывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды волонтеров пытались без применения силы пройти туда, куда не пускала полиция. Их избивали. Арестовывали. Тюрьмы бьыи переполнены. Но движение не прекращалось. Революционеры, уцелевшие после всех своих поражений, тоже включились в ненасильственную борьбу. Но вскоре они разочаровались в гандистских методах и после спада массового движения одни из них снова обра-

2 Следует отметить, что подобная мера, если бы даже она была практически осуществима, не поставила бы правительство «на колени», потому что, как говорилось, более 50% доходов казны составляли не прямые, а косвенные налоги.

12

тились к индивидуальному террору, а другие стали искать новую идеологию и тактику в марксизме.

Конгресс не полностью контролировал ситуацию.

До некоторой степени особняком стояло движение сикхов. В их среде происходили процессы демократизации общины и осознания ее специфических интересов. Сложилось так, что управление сикхскими храмами (гурдварами) попало в руки махантов (жрецов), которые стали наследственными и узурпировали доходы от храмов. Англичане поддерживали их, считая, что они служат залогом стабильности. Но среди сикхов возникло движение за возврат к чистоте религии и за возрождение власти халъсы. В июле 1920 г. съезд хальсы в Амритсаре избрал Комитет по управлению гурдварами, который был уполномочен установить общественный контроль за храмами. Активисты комитета, которые называли себя акали («бессмертные»), использовали только ненасильственные методы, но колониальные власти усмотрели в их действиях нарушение общественного порядка, и применяли в отношении демонстрантов жестокие методы, вплоть до расстрелов. Тогда в среде акали возникла организация бабар-акали («тигры-бессмертные»), которая перешла к террористическим действиям. Они убивали главным образом умеренных сикхов, которые не желали присоединиться к их организации. Бабар-акали были разгромлены англичанами к весне 1924 г. Но в 1925 г. правительство вынуждено было принять закон об управлении гурдварами, по которому они были переданы возникшему в 1920 г. Комитету. Образованная акали политическая партия Акали Дал активно участвовала в гандистском движении, входила в Национальный конгресс, но отстаивала в нем не столько интересы национального освобождения, сколько интересы сикхской общины, добиваясь согласия Конгресса на образование отдельной сикхской курии на выборах. Эти процессы также имели антиколониальную направленность, но по существу бьши весьма далеки от задач национально-освободительного движения.

В значительной степени особняком стояли также движения на Юге Индии, в Бомбейской и Мадрасской провинциях, имевшие кастовый и национальный характер. Их часто объединяют под названием «антибрахманское движение», поскольку протест членов средних и низших каст против засилья брахманов во всех сферах жизни был наиболее яркой чертой этих движений. Они начались еще в XIX в.

Поскольку колониальная власть опиралась на брахманов и часто выступала олицетворенная в конкретном брахмане-британском чиновнике, антибрахманское движение имело некоторый антиколониальный потенциал. Но когда вьыснилось, что во главе национально-освободительного движения тоже встали в основном брахманы, его победа стала восприниматься антибрахманскими силами как будущая победа брахманов и сохранение в новой Индии всех «прелестей» кастового гнета. Это вызывало лоялистские чувства к англичанам и приводило к саботажу освободительного движения.

Пропаганда индусских организаций, призывавших к сплочению всех индусов вне зависимости от касты, первоначально вызвала доверие к ним со стороны низших каст, но опять оказалось, что, вовлекая в свое движение кастово-угнетенные слои, брахманская верхушка «Хинду ма-хасабхи» и других подобных организаций стремилась закрепить свое лидерство, а в дальнейшем установить хинду раштру («правление индусов») на основе чатурварньи (учения о четырех вар-нах), что как раз не бьшо приемлемо для низших каст.

На дравидийском Юге к чисто кастовьм моментам добавлялся этнический. «Сплочение» индусов в понимании упомянутых организаций означало принятие североиндийской («арийской») культуры, распространение санскрита как священного языка, хинди как официального и разговорного и, следовательно, сохранение засилья тамильских брахманов. Поэтому на Юге идеи индусских религиозных националистов были вообще неприемлемы, а на Западе (Бомбейская провинция) лидеры средних каст находились с лидерами индусских организаций в довольно сложных отношениях, а неприкасаемые - когда они вышли на арену - во враждебньк.

Антибрахманское движение имело два направления и возможности развития - подъем социального положения средних каст путем приобретения ими статуса, равного брахманам, т.е. движение внутри кастовой системы, или же борьба с кастовой системой в целом. Часть «антибрахманов» в Бомбее во главе с махараджей Колхапура Шаху стала стремиться к подъему средних

каст до положения кшатриев, пошла на союз с колонизаторами и выступила против ИНК. Сторонники этого направления группировались вокруг общества «Бахуджан самадж» («Общество большинства народа»), вступавший в которое давал клятву верности британской власти. Другое направление продолжало выступать против кастовой системы в целом, сохранило антианглийский настрой и в рассматриваемый период, когда Конгресс стал ассоциироваться не с брахманами, а с М.К.Ганди, фактически слилось с этой партией.

Гандистская тактика бойкота законодательных органов, судов, правительственных учреждений, если бы она была осуществлена, больнее всего ударила бы по образованным слоям индусов (читай - брахманам), которые уже встроились в колониальную структуру и для которых такой бойкот означал просто потерю средств к существованию. Это вызвало новое размежевание социальных сил: брахманы качнулись к индусским националистам, к «Хинду махасабхе», а неприкасаемые, недовольные отказом «небрахманов» от социальной программы в пользу идей национальной независимости, стали осознавать свои отдельные интересы и формировать собственное движение. Именно это позднее вызвало к жизни движение неприкасаемых. О нем пойдет речь ниже.

В Мадрасской провинции, которая охватывала в то время районы, населенные народами тамилов, телугу и малайялам, антибрахманское движение приняло этническую окраску, стало «антисеверным». Этому способствовало то, что тамильские брахманы, в отличие от махараштрий-ских, подчеркивали свое «арийское» происхождение (надо сказать - скорее легендарное, чем историческое) и воспринимались поэтому как чужеродный элемент. Здесь начало антибрахманского движения можно отнести к 1916 году, когда возникла Ассоциация народов Южной Индии. Она издавала газету «Justice» («Справедливость»). По имени этой газеты организацию стали называть «Justice party». Руководящую верхушку партии составляли тамилы и телугу. Объектами борьбы бьшо все североиндийское: учение о четырех варнах, санскрит, язык хинди, «Законы Ману» и т.п. Лидер и идеолог партии Е.В.Рамасвами Наикер (1879 - 1973), которого в народе знали как «Пери-яр» («Великий»), начинал как конгрессист, но затем выступил в поддержку борьбы за свои права керальской касты ижава и, резко разошедшись с брахманским руководством местного ИНК, вышел из Конгресса и создал Self Respect Movement («Движение самоуважения»), которое примыкало к Justice party, но занимало менее проанглийскую и более радикальную в социальных вопросах позицию. Борьба с засильем брахманов бьыа для Перияра и борьбой против кастовой системы, ритуала, идолопоклонства, суеверий. Индуизм в целом он считал орудием духовного порабощения трудящихся масс. Перияр прославился организованными им массовыми кампаниями за доступ неприкасаемых в храмы, к источникам воды.

Если для Мусульманской лиги ИНК представлялся индусской организацией, то для тамилов он выглядел организацией брахманов. Победа возглавляемого им национально-освободительного движения означала бы, по мнению тамильских националистов, установление брахманского доминирования. Поэтому они выступали, подобно мусульманам, против кампаний гражданского неповиновения и видели в английской власти защитницу от брахманов.

Но наиболее разрушительным для единства национально-освободительного движения оказалось халифатистское движение, которое первоначально, казалось, проходило в русле единой антиколониальной борьбы. Как уже говорилось, религиозная идеология этого движения объективно толкала его участников к противостоянию не только англичанам, но и индусам. Наиболее ярко это проявилось во время восстания мопла (мапилла), мусульманской общины в округе Малабар Мадрасской провинции.

Напряженность в этом округе имела длительную историю и классовую подоплеку. Мапил-ла были в массе бедными арендаторами на землях индусов (бргооланоъ-намбудири). В течение XIX в. мапилла поднимали восстания 26 раз. Халифатистская пропаганда упала здесь на подготовленную почву. Пропаганда халифатистских идей началась в округе с марта 1921 г. В сентябре началось восстание, направленное прежде всего против помещиков, но вылившееся в кровавую резню всех индусов. Восставшие провозгласили создание «Халифатистского царства» во главе с 70-летним Али Мусальяром. Затем во главе восстания встал Хаджи Кун Ахмед. Англичанам пришлось мобилизовать значительные военные силы. К концу 1921 г. восстание было подавлено. В ходе операции 3266 мапилла были убиты, 1625 ранены, 30 тыс. сдались в плен. Кун Ахмед был расстрелян. Англичане потеряли 43 чел убитыми и 126 ранеными. Это восстание стало одним из наиболее зловещих эпизодов, вызвавших раскол между индусами и мусульманами в последующие годы.

Не вполне под руководством Конгресса оказалось и крестьянское движение на Севере. С одной стороны, волонтеры Конгресса приложили большие усилия к тому, чтобы придать движению крестьян (они обращались прежде всего к верхам деревни) организованные, ненасильственные формы. С другой стороны, развертывалось стихийное движение деревенских низов, прежде всего арендаторов, направленное не столько против колонизаторов, сколько против местных землевладельцев. Появились и бандитские шайки, грабившие всех состоятельных хозяев.

Наибольший след оставило движение «Эка» («Единство») в Ауде (Соединенные провинции). Вожаки призывали арендаторов сопротивляться сгону с земли, требовать, чтобы рента была фиксированной и арендатор получал расписку об уплате, запретить бесплатную работу на помещиков, разрешить арендаторам свободно пользоваться водой из прудов, пастбищами и т.п.

Нередко акции гандистского типа перерастали в кровавые столкновения. Один из таких эпизодов и послужил предлогом для прекращения кампании несотрудничества.

Заключение

Коммунизм в Китае, после 1917 г., был воспринят не как средство освобождение труда от капитала, а как средство освобождения Китая от гнета великих империалистических держав (США, Англии, Франции, Японии).

Как марксистско-ленинская организация, Компартия Китая существовала с момента своего создания в 1921 году группой марксистских профессоров Пекинского университета и до 1927 года, когда марксистская интеллигенция, составлявшая ядро руководства КПК, была уничтожена после переворота Чан Кайши.

К началу 30-х годов КПК возродилась как крестьянская партия левых националистов, возглавляемая Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем, которые свою политическую карьеру начинали в 1919 году в рядах антиимпериалистического националистического движения "4 мая 1919 года", возникшего в ходе массовых протестов в Китае в мае 1919 года, против раздела Китая на сферы влияния великих империалистических держав на основе решений Версальской мирной конференции.

Поэтому гражданская война в Китае в период 1932-1949 годов между Компартией и Гоминданом была не борьбой между капиталистами и коммунистами, а борьбой между правым национализмом Гоминдана, выражавшим интересы китайского торгово-финансового капитала, и левым национализмом Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая, отражавшим интересы китайского крестьянства и городской мелкой буржуазии.

Ганди еще в конце 1921 г. писал о том, что народ оказался неготовьш к гражданскому неповиновению и кампанию надо прекратить. Но Конгресс тогда не согласился с ним.

Заметным эпизодом явился бойкот визита в Индию принца Уэльского. Он высадился в Бомбее 17 ноября 1921 г., встреченный бурными демонстрациями протеста. Демонстрации 17-21 ноября прошли по всей стране. В них приняли участие все видные деятели Конгресса и Халифати-стского комитета. В ходе этих демонстраций было арестовано свыше 2 тыс. человек, в том числе Мотилал Неру, Джавахарлал Неру, Шаукат Али и Мухаммад Али, Лала Ладжпат Рай и многие другие.

Но Конгресс считал, что победа близка, нужно только утроить усилия. 27 декабря собралась сессия партии в Ахмадабаде. На ней было решено предоставить М.К.Ганди чрезвычайные полномочия по руководству движением. Стоит отметить, что было принято также дополнение к уставу, согласно которому вступающий в партию должен был давать клятву-обещание бороться с неприкасаемостью.

1 февраля 1922 г. Ганди направил вице-королю лорду Ридингу ультиматум, требуя освободить политических заключенных и отменить контроль над прессой. В противном случае он угрожал начать кампанию неплатежа налогов. Казалось, решающая схватка приближалась.

Но 4 февраля произошел эпизод, сыгравший роковую роль. В Чаури-Чаура, одной из деревень округа Горакхпур в Соединенных провинциях, участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании несотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущенная толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с их офицером.

Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и решил прекратить кампанию. 11-12 февраля он созвал срочное заседание Рабочего комитета Конгресса в Бардоли (ныне в штате Гуджарат) и настоял на принятии решения о прекращении борьбы («Бардолийская резолюция»).

Подавляющее большинство участников движения, в том числе его руководителей, были деморализованы и возмущены поступком Ганди. Казалось, он предал движение в тот момент, когда оно приобрело наибольший размах и вскоре должно было победить. Казалось, его политическая карьера закончена. Англичане воспользовались моментом - 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы. Что касается последствий инцидента в Чаури-Чаура, то они были ужасны. 172 участника возмущения были приговорены к повешению.

Однако борьба за независимость под руководством Махатмы Ганди еще только начиналась.

Список литературы

1.               Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., 1973

2.               Володин А. Г. Буржуазная оппозиция в социально-политической структуре Индии. М., 1982

3.               Гопал Сингх. География Индии. М., 1980

4.               Горев А. В. Махатма Ганди. М., 1984

5.               Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991

6.               Кауль Т. Н. Индия и Азия. М., 1987

7.               Куцобин П. В. Аджой Гхош и коммунистическое движение в Индии. М., 1985

8.               Мезенцева О. В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. М., 1985

9.               Микаелян Н. Р. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане. М., 1989

10.          Празаускас А. А. Этнос, политика, государство в современной Индии. М., 1990

11.          Юрлова Е. С. "Неприкасаемые" в Индии. М., 1989