Содержание
Введение. 3
Анализ литературы.. 4
1. Понятие «дизайн». 6
2. Методы, предъявляемые к дизайну. 11
3. Требования, предъявляемые к дизайну. 18
Заключение. 22
Список литературы.. 23
Приложение 1. 24
Приложение 2. 27
Введение
Дизайн, как один из видов художественного творчества отражает общность эстетической и региональной культуры, в основе, которой лежат веками формируемые представления об окружающей человека действительности. По-моему мнению, актуальность темы дизайн в школьной программе можно обосновать так:
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека.
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты. Именно поэтому данная тема так актуальна.
Цель работы выявить особенности, предъявляемые к дизайну, его методы и требования.
Задачи контрольной работы:
1. Изучить литературу по взятой теме;
2. Классифицировать информацию в виде все один к одному (концентрировать насыщенность текста и классические иллюстрации таблиц)
3. Предложить комплекс рекомендательных правил по совершенствованию.
Проблема заключается в том, чтобы рассмотреть методы и требования, предъявляемые к дизайну.
Анализ литературы
Основные идеи и точки зрения авторов |
Алёхин А.Д. |
Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. |
Неменский Б.М. |
Орехов. |
Холмянский и др. |
1. Старую культуру надо полностью разрушить и на её развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру коммуны |
- |
+ |
+ |
- |
- |
2. Дизайнерская задача состоит здесь в том, чтобы комплект деталей давать возможность собирать серии красивых и удобных предметов, к тому же в наибольшем количестве вариантов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Из одних и тех же унифицированных элементов сделать несколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга |
- |
+ |
- |
- |
+ |
4. Существует два исходных условия проектирования. Самый распространённый случай, когда аналогичное изделие уже существует и проектируемое не должно кардинально отличаться, т.е. речь идёт о каком-то усовершенствовании, модернизации предыдущей модели или о том, чтобы придать её более современный облик. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
5. Одной из главных черт дизайна является контраст. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
1. Понятие «дизайн»
Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей назвалось "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование.[1]
Это слово породило и производные понятия: “дизайнер" художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета и др.
Российские ученые рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды.
Ценность каждой вещи в двух началах – пользе и красоте.
В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.
Первое десятилетие существования нашего государства оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социальной культуры.
Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно- технические работники производства.[2]
В опубликованной этой комиссии декларации, в частности, говорилось, что она "разрабатывает и согласует различные мероприятия по художественной части во всех производственных отделах ВСНХ... руководит художественной стороной строительства... организует повсеместно художественный надзор... её ведению подлежит художественная часть всех производств" и. т.д. Далее в декларации говорилось, что "народный быт во всех своих проявлениях должен радовать глаз, во всём должен проявиться целесообразный комфорт, нужно украсить отдых трудящегося человека и дать ему уютный домашний очаг".
Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высший художественно-технические мастерские.
Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт /ВХУТЕИН/, который просуществовал до 1930гогд При этих институтах работали научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснованного преподавания и исследования природных художественных дисциплин.
Многие архитекторы считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на её развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру коммуны.
Одними из наиболее интересных представлений этого нового течения в искусстве были В. Таткин, А. Родченко, Л. Попова. В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании первого советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели.
Дальнейшему продвижению этих интересных работ помешало приближение второй мировой войны. Параллельно созданию удачных новинок в серийной массовой промышленности, нащупывались и пути новой науки эргономики. Велись теоретические разработки и в области дизайнерского проектирования в судостроении и автомобильном кузовостроении.[3]
В отличие от сферы “чистой техники” дизайнерские произведения в той или иной мере носят на себе следы влияния личности художника.
В нашей много национальной стране дизайн, естественно, носит отпечаток местных традиций. Можно говорить, например, об эстонском дизайне. В этой маленькой прибалтийской республике успешно трудится большая группа дизайнеров.
Но не только эстонское дизайнерское искусство отличается своей самобытностью. Можно столкнуться с самыми неожиданными примерами, когда не только бытовые изделия, но и машины, созданные в других республиках и краях, носят ощутимый отпечаток местной культуры. Но для нас интересно то, что дизайнеры сумели придать внешней форме машины очень своеобразный облик: в нём ясно прочитывается принадлежность региональной культуре.
Большое значение в деле популяризации творческих достижений и задач российского дизайна имеют специализированные выставки. Многоцелевая деятельность дизайна требует большого количества специалистов. Первые дизайнеры в России вышли из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров.
Дизайнерская задача состоит здесь в том, чтобы комплект деталей давать возможность собирать серии красивых и удобных предметов, к тому же в наибольшем количестве вариантов. Эта задача как захватывающе интересна, так и сложна. Она требует не только плодотворных идей, но и весьма непростых организационных мероприятий.
Для проверки новых предложений, новых типов и форм мебели, её качественного уровня служат конкурсы на лучшие образцы мебели.
Если отвлечься от чисто технических задач, то самое примечательное в деятельности дизайнеров здесь – это гуманистический аспект. Исцеление человека или помощь ему – ещё не всё. Нужно снять ощущение страха перед процедурой лечения, перед инструментами, перед всей обстановкой кабинета или больничной палаты. Так в области медицинской техники сталкиваются два типа потребителя: врач и больной.
Посуду проектируют художники-керамисты. В России насчитывается несколько десятков специальных предприятий – фарфоро-фаянсовых заводов. На каждом из них работают свои художники. На крупнейших заводах Ломоносовском, Дулевском, Конаковском – имеются давние традиции, сложившейся художественной школы. Раньше форму изделия ваяли одни (скульпторы), а роспись производили другие, которых так и называли – живописцы.
Десятки заводов выпускают радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, магнитолы и многие другие предметы бытовой радиоэлектроники. Нетрудно представить всё многообразие этих изделий.
Перенасыщение современной квартиры разнообразной аппаратурой, которая с каждым годом делается всё совершеннее и привлекательнее, ставит перед дизайнером задачу превращения всех отдельных единиц в некоторую систему. Для этого найдена реальная возможность: у магнитофона, телевизора, приёмника, например есть одинаковые узлы – динамики или акустические блоки.
Службы технической эстетики возглавляет всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его филиалами в крупнейших городах страны – С. Петербурге, Киеве, Харькове, Ереване, Баку, Свердловске, Минске, Вильнюсе, Тбилиси, Хабаровске. Деятельность института и его филиалов необычайна многогранна. Институт ведёт проектирование не только в обычном смысле этого слова, но и проектирование показательное, проектирование “завтрашнего дня”.
В результате существования “дизайн-программы” сейчас все предприятия отрасли переходят на изготовление приборов по предложенному ВНИИТЭ принципу.
Практическая деятельность института технической эстетики связана с самыми многообразными научными изысканиями в области теории и практики художественного конструирования. Институт ведёт широкую издательскую деятельность.
Институт технической эстетики не может охватывать всю многогранную деятельность по созданию новой предметной среды, новых изделий, благоустройства территории и проч. В каждой отрасли – свои задачи, свои традиции, свои перспективы. Перед одной из групп дизайнеров была поставлена как будто бы чисто практическая задача – спроектировать бытовой электроутюг. Технологическая основа его при этом не должна была кардинально переделываться. Ведущий худ. Группы (В. Коновалов) поставил перед собой цель – из одних и тех же унифицированных элементов сделать несколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга. Автор не только добился своей цели, но и сумел создать удивительно разнообразную серию, причём каждый из утюгов получил свой пластический характер, свой облик.[4]
2. Методы, предъявляемые к дизайну
Внешняя форма предмета
Предмет утилитарного назначения характеризуется внешней формой и цветом, так же как произведение скульптуры и живописи.
Рассмотрим прежде всего характеристики формы предмета как таковой, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Самые простые - это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соединения этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях. Огромное число предметов имеет еще более сложную форму с очертаниями двоякой кривизны, вхождением внешнего пространства в пределы этого предмета форма предмета может быть симметричной и асимметричной Симметрия известный термин Известно два основных вида симметрии - зеркальная и осевая.
Фигура человека - пример зеркальной симметрии. Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси (а не плоскости, как в первом случае)
Соотношения
Любой предмет обладает размерами и реальной величиной. Это абсолютно объективные параметры. Но в самой величине предмета заложена выразительность.
С понятием "соотношение" тесно связаны понятия контраста и нюанса. Пример контраста - флакон с колпачком. Пример нюанса - сравнивая величины двух отрезков.
Гармоническая форма и понятие композиции
Итак, мы познакомились с основными признаками, присущими всякому предмету, искусственному или естественному, вне зависимости от его эстетических качеств.
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна её части пропорциональны и ритмичны, вся она соизмерима человеку и предметному окружению.
Процесс создания гармоничного произведения носит название "композиция".
Ограниченность и целостность внешней формы
Основной обобщающей категорией композиции следует считать органичность и целостность внешней формы предмета. Из завершенной композиции ничего нельзя убрать, без разрушения целого. Завершенность сводиться к тому, что весь он решен цельно и воспринимается как естественно созданный (форма чайной чашки). Иногда единство целого достигается за счет контраста (пример мотоцикл) Для того, чтобы сохранить композиционную целостность, иногда прибегают к группировке элементов, или, другими словами к объединению отдельных деталей в группы.
Процесс восприятия имеет 2 этапа: Первый - анализ, второй - синтез. Сначала разглядываем, потом изучаем, обобщаем, синтезируем.
Т. к. человек одновременно может воспринимать только 6-7 элементов то приходиться заранее объединять их в группы (пример землеройная машина) Важнейшим качеством композиции является соподчиненность.
Классический пример органической связи частей является позвоночник.
Объёмно-пространственное строение
Всякий предмет имеет три измерения. Поэтому объемная характеристика зависит от его основных измерений. Если ширина и высота несравненно больше глубины, то такое строение называется фронтальным.
Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем пространственным.
Предметы многообразны (часы, табуретка, стакан) .
Материал
Поверхность каждого предмета отличается какими-то своими качествами, она может шероховатой или гладкой, полированной или рифлёной. Материал, из которого сделан предмет, может вызывать довольно ощутимые эмоции. Это особенно чувствуется, когда мы манипулируем предметом или просто его трогаем.
Пропорциональность и ритм
Пропорциональность - это приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй.
Было установление, что существует много различных математических соотношений, которые были положены в основу пропорций замечательных творений.
Золотое сечение: если взять отрезок равный 1 и разделить его в золотом сечении, то больший будет 0,618, меньший 0,382.
В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Она обусловлена назначением предмета, технологией изготовления и. т.д. Очень близка к понятию пропорций и область ритмических отношений. Ритм - это имеющее внутреннюю закономерность чередования некоторого числа элементов.
Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры, кнопки, иллюминаторы) .
Масштабность является важной характеристикой предмета. Большие организмы, так же как и малые обладают своими присущими им особенностями, на основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением. (ПР. кустик - дерево, человек – ребенок) .
Пластичность или скульптурность - св-во любой формы.
Возможность видоизменять и варьировать внешнюю форму.(ПР телефонные аппараты, разные виды стаканов)
Цвет и цветосочетания
Цвет влияет на наше восприятие реального пространства: Цвета теплого спектра (кр, ор, зел), зрительно приближаются. Темные цвета делают предмет весомее. Выбор цвета может быть и обусловленным.
При помощи цвета решается и другая задача - снижение нервного напряжения.
Методика проектирования
Существует два исходных условия проектирования. Самый распространённый случай, когда аналогичное изделие уже существует и проектируемое не должно кардинально отличаться, т.е. речь идёт о каком-то усовершенствовании, модернизации предыдущей модели или о том, чтобы придать её более современный облик.
Создание принципиально нового технического изделия или устройства требует выполнения определённой последовательности. Особо важную роль играет начальная стадия – мысль, эскиз, идея.
В создании сложных устройств больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия.
Для элементарной дизайнерской деятельности необходимо формировать дизайнерское мышление через специальную целенаправленную деятельность детей под руководством педагога: постановка задач, сообщения, методы, приемы, способы реализации задач по созданию отдельных предметов и гармонически целесообразной среды. Элементарное дизайнерское мышление на начальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала.
При освоении дизайна в школе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знания о композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины, глубины пространства, движения и др.
Обучение основам дизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на раздел «Цветоведение» и такие вопросы, как свойство цвета, его прикладные возможности в формировании предметной среды. Основы курса «Дизайн» включают в себя разделы «Пропедевтика» и «Моделирование», которое учат школьников определять структурные качества различных объектов, познавать закономерности создания знаков и простых геометрических структур, а также обучают видению эти форм в природной т предметной среде.
Одной из главных черт дизайна является контраст. Контраст - это взаимодействие двух цветов, расположенных в цветовом круге друг против друга. Но для того чтобы быть дизайнером этого недостаточно, необходимо знать об особенностях восприятия цвета:
Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин. И все же можно найти много общего в восприятии цвета различными людьми. Иными словами можно сказать, что цвет оказывает на людей определенное эмоциональное воздействие.
Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее — пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
В изобразительной деятельности принято считать, что красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет - веселый, радостный, пламенный, добрый. зеленый цвет - создает спокойное, мирное настроение. синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов — он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.
Эти особенности цвета надо обязательно учитывать при разработке цветового решения площадки. Например, если вы сделаете площадку блёклой (например, серо – бело - чёрной), то ребёнку будет скучно на ней. А слишком яркой, то ребёнок будет быстро утомляться. Восприятие цвета во многом зависит и от освещения. По законам воздушной перспективы темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — становятся теплее.
К выступающим цветам относятся, главным образом, теплые цвета. Они кажутся ближе своего фактического расположения. А к отступающим относятся холодные цвета, которые кажутся дальше своего фактического расположения.
Символика цвета. Действие цвета обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета в связи с предшествующей практикой человека. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, однако за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. С давних пор люди придавали цвету особое значение.
Красный цвет — это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в судьбе человека. Для первобытных людей красная окраска означала все выдающееся и яркое, но вместе с тем красный — цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов опасности вокруг нас именно красного цвета.
Красный цвет выражает торжественность, означает уважение и почет, его еще называют королевским цветом. В некоторых странах укрепилась старинная традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Многие короли предпочитали носить мантии именно красного цвета, а персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.
Красный — цвет праздника. Воздушные шары и флажки красного цвета создают праздничное настроение. Издавна на Руси красный цвет считался самым красивым цветом. Выражение «красная девица» значило, что она очень красивая, хорошая и пригожая. В русском народном костюме красный сарафан или красная рубаха считались особенным нарядом. Ярко выделяются костюмы красного цвета на фоне зелени полег, и лесов, которыми так богата русская природа. Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Крестьянская одежда шилась красными нитками, которые оберегали хозяина от злых сил. Самый почетный угол в крестьянской избе называли красным. Там находилась главная святыня дома — икона. Красный цвет символизирует любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.
Оранжевый цвет тоже считается цветом солнца. Это очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами. В природе не так много оранжевого цвета.
Желтый цвет имеет множество оттенков и значений. С желтым цветом может ассоциироваться солнечный свет. В то же время в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх. Желтые цветы обычно дарят, если хотят сказать, что больше не любят этого человека.
Зеленый цвет — цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений (листвы, травы, стеблей и т. п.), без которых немыслима жизнь на Земле. Зеленый — символ возрождения и обновления, юности и молодости, надежды. Сегодня, когда в мире много зла, безверия и жестокости, нашу жизнь украсит цвет зелени, цвет самой природы, цвет гармонии.
Голубой и синий — цвета неба и воды, общения и эмоциональности. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты, прохлады. Синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.
Фиолетовый цвет — красивый и чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека. Фиолетовый считается мистическим цветом. Для демонстрации своей роскоши и величия французские короли и духовенство облачались в лиловые одежды.
Белый цвет — символ чистоты, невинности и нежности. Поэтому во многих европейских государствах невеста наряжается в белое платье.
Черный цвет — символ траура и печали. В странах Европы одежду черного цвета надевают на похороны. Кроме этого, черный цвет — символ торжественности, строгости. Платья черного цвета полагается по этикету надевать на службу или торжественные вечерние визиты. Например, черный фрак обязателен для дирижера симфонического оркестра
3. Требования, предъявляемые к дизайну
Современный промышленный дизайн прдъявляет определенные требования как к единому стилю так и к программированию. Обычно на больших предприятиях принят единый стандарт как програмного обеспечения так и стиля. Внутрекорпоративные веб сайты не обязательно должны отображаться одинаково во всех бровзерах, если на предприятии принят единый стандарт например использование только программ Microsoft или использование только бровзеров Netscape. Несмотря на многочисленные ругательства веб мастеров такие программы как Microsoft Front Page или другие WYSILING программы позволяют учень быстро создавать и поддерживать сайты с огромным колличествоим страниц, что не представляется сделать вручную. Сребства Front Page позволяют задействовать и координировать усилия огромного колличества разработчиков что приемлемо для больших корпораций с единым принятым стандартом. Но это касается только web сайтов внутри большого предприятия.[5]
Для создания порталов требования по дизайну могут быть совсем другие. Такие как требования по быстроте загрузки, требования единого стиля, лёгкости поддержки и обновления. [6]
Почему при приеме на работу от веб мастера или системного администратора требуют знаний технологий казалось бы вчерашнего дня, таких как HTML3.2, DOS и так далее . Ответ очень прост.. всё это основы тех новых технологий которые появились сегодня и непрерывно развиваются. Дело в том что внедрение новых технологий на больших предприятиях происходит медленно и инертно, переобучение сотрудников новым стандартам и технологиям требует времени и дополнительных капиталовложений.
Одним словом современный промышленный дизайн это единый выдерданный стиль и стандарты с чётко определенными спецификациями и требованиями.
Произведения дизайна во всем мире с юридической точки зрения принято охранять в рамках интеллектуальной собственности, причем как в качестве объектов авторского права, так и в качестве объектов промышленной собственности. Происходит это потому, что понятие дизайна можно определить достаточно широко. Дизайн – художественное конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания в них удобства, экономичности и красоты. Так, к произведениям дизайна относят достаточно широкий диапазон результатов творческой деятельности человека, начиная с чисто художественных произведений, и оканчивая исключительно прикладными, например, такими как внешний вид прибора, шины, автомобиля или даже кирпича.
Понятие произведений дизайна часто смешивается с понятием промышленного образца. Закон РФ «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы» понимает под промышленным образцом художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, причем под таким изделием понимается предмет промышленного или кустарного производства. Критериями промышленного образца являются новизна (неизвестность в мире до даты подачи заявки на получение патента на промышленный образец) и оригинальность, то есть творческий характер особенностей изделия. К промышленным образцам можно отнести практически все окружающие нас предметы: ковры, одежду, наборы мебели, посуды, светильники, люстры, торговые и остановочные павильоны в качестве малых архитектурных форм, всевозможные строительные конструкции, интерьер в качестве архитектурного и художественного оформления помещения, внешний вид тракторов, газовых плит и т.д.
Отмечая, что рассматриваемые понятия очень близки по смыслу, остановимся на том, что мировая практика пошла по пути защиты произведения дизайна в качестве объектов промышленной собственности. Такая защита предусматривает получение охранного документа – патента на промышленный образец. Наличие патента наделяет его обладателя исключительными правами на данное изделие. Исключительные права означают, что обладатель патента может использовать данное изделие по своему усмотрению, запрещая или разрешая такое использование другим. Причем важно заметить, что система охраны промышленных образцов за рубежом находится в постоянном развитии, приводя законодательство в соответствие с окружающей нас действительностью. Процедура получения охранного документа на данный объект промышленной собственности постоянно упрощается. Например, государства Европейского Союза получили возможность защищать промышленный образец одновременно во всех странах-участницах по установленной единой процедуре. Также важной особенностью данной системы является тот факт, что на промышленный образец можно получить охрану без выполнения каких-либо формальностей, связанных с его регистрацией. Этот подход весьма уместен для быстро устаревающих изделий, век которых на рынке достаточно недолог (предметы мебели, посуда, модная одежда, рисунки тканей, ковров и т.д.).
Законодательство Республики Беларусь также стремится к упрощению процедуры получения патента на промышленные образцы. Доказательства можно отыскать в новом Патентном законе, который отменяет проведение экспертизы по существу. Патент на промышленный образец выдается под ответственность заявителя, а время его получения значительно сократилось с 2 лет до 2-3 месяцев. Такой патент в настоящее время получить очень легко.
Следует сказать, однако, что авторы привыкли считать, что патент можно и нужно получать на внешний вид прибора, машины, не придавая значения другим окружающим нас предметам, имеющим более важное значение на рынке. Взаимосвязь с таким заблуждением прослеживается путем изучения обыкновенной статистики: за последние годы наблюдается довольно небольшое количество заявок на промышленные образцы (исчисляется десятками). В то же время заявок на изобретения на порядок больше. Несмотря на то, что в Республике Беларусь создан эффективный механизм защиты прав на интеллектуальную собственность в лице Судебной коллегии по патентным делам при Верховном Суде, судебная практика также не может похвастаться широким кругом рассматриваемых споров о промышленных образцах. Проходило только два процесса, связанных с промышленными образцами, и они касались именно нарушения третьими лицами патентов на приборы.
Однако именно такие изделия, как посуда, мебель, печатная продукция, одежда и др. с точки зрения получения выгоды от их присутствия на потребительском рынке целесообразно защищать патентами. Затрагивая зарубежную судебную практику, можно убедиться, что часто рассматриваются иски о нарушении прав именно на такие промышленные образцы, как оконный профиль (Великобритания, истец – «Скоулз виндоуз лтд.», производитель окон, ответчик – «Магнет, лтд.»), рисунок ковра (истец – «Стодарт интернэшнл ПЛК», ответчик «Эдлшо бут энд К?»), свитер (истец – дизайнер Ширин Гилд, ответчик – Эскандер, лтд энд эназе»)*
Очевидно, что защита произведений дизайна в рамках промышленной собственности имеет свои преимущества. Во-первых, наличие охранного документа – патента наделяет правообладателя исключительными правами на данное произведение, что позволяет ему и только ему использовать объект на рынке сбыта. Во-вторых, патент на промышленный образец является весомым доказательством авторства в суде при возникновении коллизий. В-третьих, значительно сократились сроки выдачи патента (как указывалось выше, вся процедура занимает всего 3 месяца), что, несомненно, имеет значение при патентовании быстро сменяющихся на рынке объектов.
Заключение
Понятие дизайна многогранно и всеобъемлюще. Практически во всех видах созидательной деятельности человека, будь то искусство или техника, мы сталкиваемся с этим понятием, и дать четкое и однозначное определение дизайна весьма трудно. В переводе с английского языка дизайн означает замысел, проект, чертеж, рисунок. Оксфордский словарь дает следующее определение дизайна: "Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства". Несомненно, что в основе дизайна находится творчество, некоторая идея, замысел направленный на решение какой-либо задачи, достижения определенной цели - эстетической или функциональной. В то же время конечным продуктом дизайна является готовое изделие - автомобиль, одежда, рекламный плакат или листовка и т.д. Следовательно, только творчеством понятие дизайна не ограничивается, а включает в себя определенные средства и методы, направленные на реализацию творческого замысла дизайнера и получение готового изделия.
В графическом дизайне таким средством, в последнее время, стал компьютер. Современному дизайнеру, работающему в области полиграфии, уже недостаточно быть прекрасным художником-графиком. От него требуется мастерское владение компьютером, знание процессов допечатной подготовки издания и в какой-то мере знание основ полиграфического производства. Зачастую современный дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати - от подбора исходных материалов и перевода их в форму понятную компьютеру до получения готового изделия, в данном случае оригинал-макета, подготовленного к выводу на печатающем устройстве.
Таким образом, каждая задача контрольной работы решена и цель достигнута.
Список литературы
1. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. -Москва: Просвещение, 2001.-589с.
2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. Под ред. Т.С.Комаровой. Москва: Просвещение, 2001.-635с.
3. Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд. Москва: Просвещение, 2002.-588с.
4. Орехов. Производственная графика. М.: ИНФРА, 2003.-589с.
5. Холмянский и др. Дизайн. М.: Просвещение, 2003.-597с.
Приложение 1
Арт-дизайн - дизайн штучный, концептуальный, элитный. Информационный, программный дизайн
Визаж - это создание прекрасного облика человекаю с помощью косметики.
Графический дизайн - проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.
Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности.
Дизайн одежды - это моделирование и конструирование одежды. Дизайнеров одежды называются - модельерами. Модельеры - (Известные модельеры - Зайцев, Юдашкин, Карден)
Китч - примитивный, тупой (кухонный) "дизайн", в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения - английское слово sketch ("набросок"). Один из словарей подробно объясняет этот источник: «Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch». Некоторые значения, существующие еще на этапе формирования термина и отраженные в немецких этимологических словарях, остаются в нем по сей день: коммерческое бытование (использование при описании китча слов "продажа", "распродажа", "сбывание"); негативная оценка (частое упоминание слов мусор , грязь , а также звукоподражание, в котором "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие"); подделка под что-либо ценное и новомодное.
Кустарный дизайн - скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.
Нон-дизайн - организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.
Промышленный - дизайн промышлннных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных обьектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше.
Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель "под человека" можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.
Публишь-арт - так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе. В России его не было, нет и естественно никогда не будет (менталитет-s) :)
Рекламный дизайн - скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.
Средовой дизайн - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.
Стайлинг "дизайн" - художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. В России развивается довольно причудливо :)
Техника - искусственные материальные средства человеческой деятельности.
Фито-дизайн - дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.
Футуро-дизайн - исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.
Художественное конструирование - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями.
Художественное проектирование - эстетизация промышленной среды. Создание духа вещи!
Художественно-утилитарная деятельность - архитектура и дизайн (искусство) + конструирование (красота и польза).
Web-дизайн - проектирование интернет серверов. Сайнс-дизайн - научный дизайн.
Приложение 2
Дизайн проходит следующие стадии:
А. Препроектное исследование.
Тема проекта изучается по многим вопросам.
Например:
Как действует машина или прибор. Как работают на этой машине. Какие возможны конструктивные варианты. Каковы экономические требования.
Если нет возможности ответить на эти вопросы на месте, ищут существующий прототип, или аналогичные машины. На основе проведённого исследования формируется художественно-конструкторская задача.
Б. Эскизное проектирование.
Эскизный проект может выполняться графически и пластически (объёмный макет).
Проектирование идёт двумя путями “изнутри” и “извне”. Выполняя поэтапно эту работу сверяют внутреннее содержание с внешним обликом.
Характер графики во многом будет зависеть от темы. Уместно использовать цветовые сочетания.
В случае пластического проектирования, часто используют различный материал (пластилин, бумагу, пенопласт). Иногда проектирование начинают с мелкого масштаба, причём обязательно сохраняя пропорции.
В. Художественно-конструктивное проектирование.
После принятия эскиза создаётся макет в несколько раз больше э. проект. При этом уточняются отдельные детали, определяется материал.
Изготавливаются иллюминированные чертежи, выполненные в цвете с отмывки акварелью.
Чистовой макет должен быть обязательно точен во всех своих деталях. Иногда на поверхность предмета наносят тонкий слой металла, эмали, порошка.
[1] Холмянский и др. Дизайн. М.: Просвещение, 2003.-36с.
[2] Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд. Москва: Просвещение, 2002.-236с.
[3] Холмянский и др. Дизайн. М.: Просвещение, 2003.-154с.
[4] Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. Под ред. Т.С.Комаровой. Москва: Просвещение, 2001.-159с.
[5] Орехов. Производственная графика. М.: ИНФРА, 2003.-177с.
[6] Алёхин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. -Москва: Просвещение, 2001.-258с.