Содержание

Введение. 3

1. Дидактические игры.. 4

2. Особенности обучения детей в старшей группе. 6

3. Особенности работы с детьми и перспективы.. 7

Список литературы.. 11

Введение

         Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

         Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, считаю необходимым использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.

         По моему мнению, использование дидактических игр способствует лучшему развитию математических и других способностей детей, поэтому цель моей работы - развить математические способности детей старшей группы посредством использования дидактических игр.

         Задачи данной работы:

1.      провести констатирующий эксперимент;

2.      провести формирующий эксперимент;

3.      выявить сложности, возникающие в работе с детьми.

         Пути достижения цели:

1.      разработать и провести констатирующий эксперимент;

2.      разработать программу развития математических способностей детей с использованием дидактических игр;

3.      провести систему занятий с детьми с использованием дидактических игр;

4.      рассмотреть особенности работы с детьми.

1. Дидактические игры

         Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?  И многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

         Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорить, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросить мяч и назвать число. Тот, кто  поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто  идет второй и т.д.

         Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Для игры вызвать 7 детей, пересчитать их по порядку, дать им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели.  Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

         Затем, усложнить игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Использовать разнообразные дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

         Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложняются – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ  ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры.

         В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ  ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

         Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

         Для закрепления знаний, полученных на занятиях,  дать детям домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: СОБЕРИ БУСЫ, НАЙДИ ОШИБКУ, КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ, и т.п.

         Дети старались выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми.

2. Особенности обучения детей в старшей группе

         Так как я работаю по программе «Школа 2000», важной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помо­гает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету только прерывных ве­личин.

         В старшей группе детей я обучаю измерять и определять с по­мощью условной меры величину предметов (длину, ширину, высо­ту) и объем жидких и сыпучих тел. Объясняла и пока­зывала последовательность измерения. Процесс измерения разби­вается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем. Так, я сначала демонстрирует мерку, с по­мощью которой можно измерить, например, ленту. Для измерения на занятиях удобней всего пользоваться полоской картона или плотной бумаги, отличающейся по цвету от измеряемой полоски. Затем  показывала, что мерку надо приложить так, чтобы концы измеряемой полоски и мерки совпали. Дети повторяют это действие. Далее отмечала конец мерки, объясняет, что каждый раз, когда мерка уложилась полностью, нужно от­ложить для памяти фишку (кружок, квадрат, игрушку и др.), которая показывает, что мерка уложилась в полоске полностью. Далее мерка прикладывается к отметке, вновь отмечается конец мерки и снова откладывается фишка. Таким образом, измеряется вся полоска. В результате измерения перед детьми образуется ряд фишек, пересчитав которые можно сказать, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте.

         Дети должны прочно усвоить правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют измерение самостоятельно. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность пра­вил измерения, но и четко их выполняли. Иногда дети допускают небрежность при измерении: неточно совмещают края измеряе­мой полоски и полоски-мерки; неверно ставят отметку, фиксируя конец мерки, или вовсе забывают ставить отметку; отклады­вая мерку в последний раз, забывают выставлять фишку. Все эти неточности сказываются на результате измерения.

         При измерении сыпучих и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые характерные для измерения сыпучих (жидких) тел. Например, воспитатель показы­вает миску с крупой и спрашивает: «Как узнать, сколько здесь крупы?». Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,— говорит воспитатель,— но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать, сколько крупы?». На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?». Дети, как правило, отвечают что стаканом, чашкой, ложкой можно мерить крупу. Педагог го­ворит: «Давайте попробуем измерить крупу стаканом. Но сна­чала надо договориться, как мы будем насыпать». Он показывает, как можно насыпать в стакан крупу (до половины, полный до краев, горочкой). Дети могут предложить один из этих вари­антов, например, полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с крупой и говорит: «Вот наша мерка — полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за этим, потому что мы так договорились».

         Таким образом, дети проделывали задания на измерение длины, ширины, высоты, объема. С детьми были проведены занятия, объясняющие основные правила, дальше работа продолжалась во время формирующего эксперимента.

 

3. Особенности работы с детьми и перспективы

         Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Но, по итогам проделанной работы, можно сделать вывод, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе,  можно исправить пробелы знаний у детей.

         Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и при­влекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

         Существенной стороной дидактической игры являет­ся игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игро­вой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.    Каждая математико-дидактическая игра имеет правила, ко­торые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль — они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыбле­мому.

         Игровые действия — это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем ин­тереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредст­венно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т. д.; игровые дей­ствия старших детей сложнее: они требуют взаимной свя­зи действий одних детей с другими, их последовательно­сти, очередности.

         Для воспитателя результат игры всегда является по­казателем успехов детей в усвоении знаний, в умствен­ной деятельности, в характере взаимоотношений. В ди­дактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», по­лученный в итоге удачи, обмана, присвоения права дру­гого и т. д.

         Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

         Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения вос­питателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником, игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользо­вании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, срав­нении его с другими.

         В процессе дидактической игры разнообразные умст­венные процессы активизируются и принимают произ­вольный характер. Чтобы понять и принять замысел иг­ры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют со­средоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

         Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

         Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.

         Содержание работы педагога-психолога в этом направлении взаимодействия с родителями заключается в оказании родителям помощи, ориентированной на ин­дивидуальную работу с ними. Первым шагом  было налаживание контакта с родителями. Затем, в процессе индивидуальных консультаций,  были объяснены родителям особенности их ребенка, а также помощь принять его таким, какой он есть. Следующим шагом являлась выработка единого подхода и воспитанию ребенка. На всех этапах ра­боты  был учтен уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. В работе с родителями ис­пользовались следующие виды занятий:

1.     Индивидуальные консультации.

2.     Групповые консультации:

3.     Организация совместной деятельности роди­телей и детей.

         Во многих дидактических играх очень отчетливо вы­ступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, так как основу ее со­ставляют игровые отношения детей, игровой замысел, иг­ровые действия.

         Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в но­вых условиях или содержат умственную задачу, реше­ние которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

         Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной дея­тельности у отдельных детей.

         Организуя индивидуальную дидактическую игру, вос­питатель создает благоприятные условия индивидуально­го общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.

         Таким образом, в процессе моей работы были использованы различные игры, которые помогли детям освоиться с новыми знаниями, и научили применять те, которые уже были у детей. Можно сказать о том, что выдвигаемая мной гипотеза подтвердилась. В процессе работы были заметны значительные улучшения.

Список литературы

1.      Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает. – СПб., 2004

2.      Ерофеев Т.И. Математика для дошкольников. – Новосибирск, 1998.

3.      Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1999.

4.      Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. – М., 2000.

5.      Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2003  

6.      Столяр А.А. Давайте поиграем. – М., 2000.

7.      Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – М., 1994.