Содержание

Понятие и основные черты местного самоуправления в Российской Федерации. 3

1.1. Понятие и сущность местного самоуправления. 3

1.2. Принципы местного самоуправления. 5

1.3. Задачи местного самоуправления. 12

1.4. Формы местного самоуправления. 16

Задача. 21

Список источников и литературы.. 23

Понятие и основные черты местного самоуправления в Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ  конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления[1].

Статьи 32(п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие(референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил: «Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления» (ст.12).

И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 1 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.»[2]

Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения.

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;

местное самоуправление – особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;

местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.

1.2. Принципы местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Эти и другие формы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Решения принятые путём прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст.1)[3].

Вместе с тем муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и содействовать в соответствии с законом государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Аналогично строятся взаимоотношения между муниципальными образованиями в границах одной территории. Им должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчинённость одного муниципального образования другому не допускается.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст.8). Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Данный Закон закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами субъектов РФ.

4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местной жизни «под свою ответственность». [4]

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Законодательство предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения: наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учётом исторических и иных традиций, и другие вопросы местного самоуправления.

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст.18). Законодательство устанавливает, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

7) законность в организации и деятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией и федеральными законами (ст.133). В то же время ст.15 Конституции РФ закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или качеством принимаемых местным самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.[5]

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.

Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов, на основании решений которых органы государственной власти субъектов РФ могут принять решение о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Необходимо также заметить, что соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. В свою очередь, уставы местного самоуправления до своего вступления в силу подлежат обязательной юридической экспертизе и государственной регистрации.

8) гласность деятельности местного самоуправления.

Реализация принципа гласности в работе местного самоуправления, его органов и должностных лиц означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней население муниципального образования.

Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важного требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления. Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. И в третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в своё время местными советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм должны получить своё правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Это такие формы как: отчёты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации и т.д.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

Осуществление принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления создаёт необходимы предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, а также в решении вопросов местного значения.

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. [6]

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления (ст.15), оставляет открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставами муниципальных образований, уставами и законами субъектов РФ. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности, так и на основе принципа единоначалия. В любом случае данные органы в соответствии с уставами муниципальных образований или законами субъектов РФ наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставах муниципальных образований и законах субъектов РФ.

Вместе с тем, принцип единоначалия, в деятельности исполнительных органов управления в системе местного самоуправления, допускает использование и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполняет совещательные функции.

10) государственная гарантия местного самоуправления. 

Осуществление рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти (ст. 49, 50, 75, 76). Помимо этого, государство в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

1.3. Задачи местного самоуправления

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к собственной компетенции местного самоуправления отнесено 30 различных задач:

принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

организация и содержание муниципальных архивов;

организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

организация и содержание муниципальной информационной службы;

создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

создание условий для организации зрелищных мероприятий;

создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.[7]

Данные задачи по своему характеру неразрывно связаны с территорией муниципального образования и в целом сопоставимы с теми функциями, которые выполняют муниципальные образования в странах Западной Европы.

В целом задачи местного самоуправления могут быть классифицированы по порядку их возникновения на обязательные, добровольные и делегированные. Обязательные полномочия включают вопросы жизнедеятельности населения, решать которые обязательно в соответствии с законами. Органы местного самоуправления не могут самостоятельно решать, выполнять или нет данные задачи, однако у них есть определенный выбор в том, как их решать.

Добровольные полномочия включают вопросы жизнедеятельности местного сообщества, которые оно не обязано, но может, при желании решать по собственной инициативе за счет собственных средств. Следует учитывать, что органы местного самоуправления могут принимать на себя добровольные полномочия только по вопросам, затрагивающим интересы местного сообщества. Таким образом, муниципалитетам предоставляется право реализации в пределах своей территории определенных задач без специального наделения полномочиями нормативными актами вышестоящих уровней управления. Сфера добровольной деятельности органов местного самоуправления ограничивается либо полномочиями других муниципальных образований, либо компетенцией государственных органов, либо запретом на вмешательство в дела граждан и их объединений. Право на добровольное установление собственных задач местного значения является важным элементом местного самоуправления, гарантирующим их развитие.

К делегированным полномочиям относятся государственные задачи, исполнение которых делегировано законом от вышестоящих уровней управления. Вышестоящие органы государственной власти могут принять решение не создавать для осуществления определенных полномочий особые государственные органы на местном уровне и устанавливают для муниципалитетов обязанность осуществлять данные полномочия. Однако даже в сфере делегированных полномочий органам местного самоуправления должна быть предоставлена возможность учитывать местные условия при их практическом осуществлении. Делегированные полномочия должны быть связаны с непосредственными интересами местного населения. Следует учитывать, что государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, не должны преобладать над полномочиями собственными, так как это нарушило бы суть функций местного самоуправления.

1.4. Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах. В совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

В отличие от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках всего государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления. Это объясняется рядом причин:

Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство государства.

Во-вторых, Российская Федерация — многонациональное государство, различные регионы которого отличаются особенностью исторических и иных местных традиций. Все это накладывает отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.

Особенности организации местного самоуправления в стране обусловлены и разнообразием основных типов поселений. В Российской Федерации выделяют 9 основных типов поселений. Всего же с учетом их подвидов можно говорить о более 80 специальных типов поселений в России.

Многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано также с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель местного самоуправления. Конституция Российской Федерации предоставляет населению муниципального образования самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Федеральный закон “0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей коренных народов, и другие вопросы организации местного самоуправления.[8]

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в стране.

Первая группа организационных форм местного самоуправления включает формы прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление.

Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление. выступают: референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Вторую группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства в целом и его регионов.

Отдельную третью группу оставляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных, органов, соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области[9], районы, города, городские районы, поселки, территории сельских Советов (они включали одно село или несколько сел). В границах данных административно-территориальных единиц создавались и функционировали соответствующие местные органы государственной власти и государственного управления (начиная с краевых, областных Советов и их исполнительных комитетов до поселковых, сельских Советов и их исполнительных комитетов включительно). Вопросы административно-территориального устройства Российской Федерации относились к компетенции федеральных органов государственной власти и регулировались Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Федерации, которые самостоятельно определяют свое административно-территориальное деление.

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, . особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления. В связи с этим возникают вопросы о том, связана ли организация местного самоуправления с административно-территориальным делением государства и возможно ли несколько территориальных уровней организации местного самоуправления, а также соподчинение органов местного самоуправления разного территориального уровня.

Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Первоначально органы местного самоуправления в нашей стране создавались и функционировали в границах административно-территориальных единиц.

Закон РСФСР о местном самоуправлении, как и Закон СССР об общих началах местного самоуправления, определяя территориальные основы местного самоуправления, исходил из существовавшего административно-территориального деления. При этом союзный закон выделял первичный территориальный уровень Местного самоуправления: сельсовет, поселок (район), город (Район в городе). Закон допускал также возможность с учетом Честных условий и национальных особенностей определение и других уровней местного самоуправления. Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в российском Законе о местном самоуправлении отсутствовало.[10]

Таким образом, к признакам муниципального образования относятся:

- территория в определенных границах;

- реализация населением данной территории полномочий по решению вопросов местного значения;

- наличие представительного органа местного самоуправления, избираемого тайным всеобщим голосованием населения данной территории;

- население муниципального образования владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью;

- органы местного самоуправления самостоятельно формируют и исполняют местный бюджет.

Задача

В территориальную избирательную комиссию за 10 дней до дня выборов поступило заявление: «В связи с заболеванием ОРЗ прошу организовать досрочное голосование на дому. В.В.Сергеев».

Примите законное и обоснованное решение и дайте ответ заявителю.

Ответ:

На основании ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.) при проведении референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включен в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Избиратель, участник референдума, голосующие досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования. Комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя, участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

Следовательно, в данном случае заявление В.В.Сергеева удовлетворению подлежит.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822

3.     Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003

4.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие по Федеральному закону. Обнинск: Институт муниципального самоуправления, 2003.

5.     Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М., 1999.

6.     Кутафин О. Е., Фадеев В. К. Муниципальное право РФ. – М., 1997.


[1] Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М., 1999.

[2] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822

[3] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822

[4] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие по Федеральному закону. Обнинск: Институт муниципального самоуправления, 2003.

[5] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003

[6] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие по Федеральному закону. Обнинск: Институт муниципального самоуправления, 2003.

[7] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003

[8] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003

[9] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., : Изд-во НОРМА, 2003

[10] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2001.