Содержание:
Введение 3
1. Понятие человеческих способностей_ 4
1.1. Определение способностей_ 4
1.2. Виды способностей_ 5
1.3. Способности и задатки_ 7
1.4. Способности и одаренность 7
2. Экстрасенсорные способности человека 9
Заключение 12
Список литературы_ 13
Введение
Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Значительные трудности в определении понятия способности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу - субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.
Цель данной работы: Проанализировать способности и экстрасенсорику человека.
Задачи:
1. Изучить понятие человеческих способностей.
2. Рассмотреть экстрасенсорные способности человека.
1. Понятие человеческих способностей
1.1. Определение способностей
Способности являются системным психологическим образованием такого уровня сложности, который соответствует уровню целостного функционирования личности. Именно поэтому способности обычно рассматриваются в ряду таких понятий, как темперамент, характер, личность.
Б. Г. Ананьев считает способности и талант высшей интеграцией свойств человека как субъекта деятельности, исходными характеристиками которого являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности)[1]. Способности, «сшивая» на уровне осознанной, целенаправленной, культурно обусловленной деятельности отдельные психические процессы, «квалифицируют личность как субъекта деятельности»[2].
Выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов предложил следующие три признака, которые «всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте».
Во-первых, «под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого». Свойства, в отношении которых все люди равны, не являются способностями. Таким образом, такие общечеловеческие качества, как способность говорить, воспринимать, мыслить, и т.д., как таковые не являются способностями в специфическом смысле этого термина, поскольку они являются родовыми признаками человека.
Во-вторых, «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей». Такие индивидуальные особенности, как, например, вспыльчивость или тревожность, не являются способностями. Хотя, по мнению К.К. Платонова, те или иные личностные особенности могут входить составной частью в те или иные способности. Например, медлительность, неторопливость может оказаться важным качеством в работе бухгалтера.
В-третьих, «понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»[3]. Способности — это «результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются»[4]. Способности обнаруживаются в том, «насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности»[5].
Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение способностей. Способности — это такая совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения.
1.2. Виды способностей
Способности можно классифицировать на:
1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на[6]:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
1.3. Способности и задатки
Каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами — осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б.Г. Ананьеву, задатки наряду с темпераментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека — возрастных, половых, конституциональных характеристик, нейродинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуры органических потребностей. Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и составляют группу врожденных факторов[7].
Для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.
1.4. Способности и одаренность
С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому.
Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов; повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу (Н.С. Лейтес). В исследованиях американских ученых Абрахама, Кларка, Челлинждера, Ньюланда было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем, что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны..., упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость[8].
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
2. Экстрасенсорные способности человека
«Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен. Он никогда не будет познан до конца. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при его постижении мы постоянно сталкиваемся с или иными белыми пятнами. Были времена, когда их тщательно обходили, старались не замечать вовсе. Сейчас становится ясно, что игнорировать и впредь в практической деятельности целый ряд «запредельных» проблем просто нельзя - это, если хотите не научно. Вот поэтому требуется атака по всему фронту изучения непознанного, используя все, пусть даже кажущиеся поначалу, взаимоисключающие возможности. Для объяснения неразгаданных тайн и «чудес мира» целесообразно принимать во внимание любые «безумные идеи». Пусть большинство из них будут недолговечными, но другие могут оказаться способными к объяснению новых данных, а третьи, возможно, позволят взглянуть на какую-либо проблему с совершенно неожиданной стороны» (Академик В. Казначеев).
Парапсихология - область исследований, изучающая в основном:
1. Формы чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельностью отдельных органов чувств;
2. Соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.),
Экстрасенсо́рика (от «экстра» (вне) и «сенсус» (опыт)) — это внечувственное восприятие мира и воздействие на него. Проявления экстрасенсорики (телепатия, ясновидение, телекинез, проскопия, некоторые случаи спонтанно возникающей у человека способности к целительству, гипноз и прочее), вероятно, могут быть естественного происхождения — врожденного или приобретенного специальным обучением.
Некоторые ученые считают, что каждый человек по своей природе экстрасенс. Стоит только создать условия для проявления этих способностей и они проявятся.
Иногда эти способности проявляются после какого-то стресса, заболевания, удара током и другого «толчка», а в основном многие экстрасенсы стали таковыми благодаря систематическим тренировкам, работе над собой.
Как правило, овладевшие каким-то одним из способов экстрасенсорного восприятия или воздействия, не останавливаются на достигнутом, а идут дальше. Каждая новая грань их многообразных «талантов» достигается меньшими усилиями, чем предыдущая.
Это напоминает изучение иностранных языков: каждый последующий язык дается легче, так как он усваивается на базе предыдущих знаний.
Знаменитая Нинель Сергеевна Кулагина, неоднократно демонстрировавшая необыкновенные способности по телекинезу, в том числе дистанционное перемещение стеклянного графина весом 380 граммов, первоначально могла только определять цвета. Сравнительно незначительные тренировки позволили ей усовершенствовать свою способность к кожному зрению настолько, что она научилась определять цвета и читать печатный текст (в том числе газетный) любым открытым участком тела, даже в полной темноте.
Все члены семьи помогали Н. С. Кулагиной в постановке экспериментов и дальнейших тренировках. Нинель Сергеевна ежедневно тренировалась до сильного утомления, головных болей, до позывов к рвоте.
Профессор Л. Л. Васильев, исследовавший способности Кулагиной, высказывал ей предположение, что она, возможно, сможет повторить опыты по телекинезу, проводимые в 1930-1931 г. в Париже. С большим желанием и верой в свои силы Н.Кулагина приступила к новым тренировкам .Она знала чего хочет достигнуть - переместить черный конверт, находясь от него на расстоянии двух метров, но не знала того особого состояния и ощущения, которые сопутствуют этому, не знала как именно это сделать. Она просто сосредоточенно смотрела на конверт, полностью сосредоточившись на поставленной цели, как при аутотренинге. Долгое время ничего не получалось, были новые и новые попытки. И, наконец, конверт начал двигаться. То особое внутреннее состояние при котором случился телекинез, удалось запомнить и воспроизводить впоследствии при многочисленных демонстрациях телекинеза. Затем, только путем упорных тренировок Нинель Сергеевна научилась «засвечивать» руками запечатанные фото-материалы таким образом, что при проявлении на них обнаруживались заданные фигуры: крест, звезда, буквы и т. д. Каждый ее новый «талант», в том числе и ее способность к исцелению, достигался систематическими тренировками. Даже небольшой перерыв в занятиях сильно отбрасывал назад. Вышеперечисленные способности с трудом восстанавливались примерно через месяц тренировок.
Борис Владимирович Ермолаев, известный своими экстрасенсорными способностями рассказывал, что психокинезом (способностью дистанционно удерживать в воздухе небольшие предметы), он овладел за 2 недели упорных тренировок под руководством своего знакомого, который умел это делать.
Один из основных путей развития экстрасенсорных способностей по исцелению других - это овладение методам аутотренинга, самогипноза, развитие яркого образного воображения, способности к концентрации своего внимания способности к накоплению в своем организме биоэнергии и управлению ею.
Заключение
Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Список литературы
1. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
2. Одаренные дети. — М.: Педагогика, 1991. – 280 с.
3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Наука, 1946. – 326 с.
5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.
6. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: МГУ, 1982. – 456 с.
[1] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. С. 217.
[2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Наука, 1946. С. 119.
[3] Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М.: МГУ, 1982. С. 254.
[4] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М.: Наука, 1946. С. 124.
[5] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. С. 220.
[6] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. С. 204.
[7] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. С. 222.
[8] Одаренные дети. — М.: Педагогика, 1991. С. 95.