Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические предпосылки модели чистой монополии......... 5

1.1.Сущность и виды монополий............................................................................................ 5

1.2.Установление объема производства и цены фирмой монополистом....................... 8

1.3.Максимизация прибыли монополистом....................................................................... 16

Глава 2. Проблемы регулирования деятельности монополий в современных условиях России........................................................................................... 20

Глава 3 Государственное антимонопольное регулирование................ 23

3.1. Антимонопольное регулирование за рубежом............................................................ 23

3.2. Антимонопольное регулирование в России................................................................. 24

3.3. Цели антимонопольных законов в России и других странах мира......................... 26

Заключение.................................................................................................. 32

Список литературы..................................................................................... 34

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России балы выбрала тема курсовой работы.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать ухудшению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Из вышеизложенного следует, что проблема монополии и монополистического ценообразования актуальна в наши дни.

Цель работы: описать монополию, ее сущность, факторы и особенности, а также проанализировать антимонопольную политику государства.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

-         рассмотреть сущность и виды монополий;

-         проанализировть установление объема производства и цены фирмой монополистом;

-         охарактеризовать максимизацию прибыли монополистом;

-         описать теорию монополистического ценообразования;

Предметом работы является монополия.

Объектом работы является процесс монополии и монополистического ценообразования.

Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрепление производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

В период промышленного подъема 1895-1910 гг. и кризиса 1900-1903 гг. монополия становится основной, она основа всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое развитие - явление, монополии были известны давно. Они существовали в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение.

Глава 1. Теоретические предпосылки модели чистой монополии.

1.1.Сущность и виды монополий.

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Р

40

30

 

10

              100               200           300           400  Q

Рисунок 1. Монополистический рынок

На рис.1 показан монополистический рынок, где

В условиях монополии производство прекращается, не достигнув точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведенную единицу продукции, в точности равна альтернативным издержкам ее производства. Излишек потребителя меньше, а излишек производителя — больше, чем при совершенной конкуренции. Некоторые потенциальные выгоды торговли остаются нереализованными. Именно из-за этих чистых потерь монополия и считается одной из форм фиаско рынка.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

Рыночная структура (market structure) указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка (рыночной структуры). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

 Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

 а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

 б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей

 в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т. е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т. к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает)

 г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,

примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке

1.2.Установление объема производства и цены фирмой монополистом

Стратегии поведения монополиста была основана на предположении, что всю свою продукцию он продает по единой цене. На самом же деле монополисты часто устанавливают различные уровни цен для разных категорий покупателей. Такая практика получила общепризнанное название ценовой дискриминации. Упоминавшаяся в начале этой главы система продажи входных билетов в кинотеатры со скидками цены является одним из типичных примеров ценовой дискриминации. Проанализируем поведение монополиста, стремящегося к максимизации прибыли в тех случаях, когда у него появляется возможность установить различные цены для разных категорий покупателей.

Продажа товаров на различных рынках

Предположим, монополист имеет 2 совершенно различных рынка, где может реализовать свою продукцию. Предположим далее, что он является единственным поставщиком своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если он стремится извлечь максимальную прибыль, какие цены он должен установить и какое количество изделий ему следует продавать на каждом из этих рынков.

Предположим, что для двух исследуемых рынков кривые спроса и предельного дохода аналогичны приведенным в левой и центральной частях рис. 2. Прежде всего, обратите внимание на то, что если монополист стремится максимизировать прибыль, то величина предельного дохода у него должна быть одинакова на обоих.

Рис. 2. Максимизация прибыли монополистом. реализующим свою продукцию на двух рынках

 

Кривая предельного дохода монополиста, реализующего свою продукцию на двух рынках, представляет собой результирующую кривую (правая часть рисунка), полученную путем суммирования по горизонтали соответствующих значений кривых предельного дохода первого и второго рынков (левая и центральная части рисунка) Уровень выпуска продукции, максимизирующий прибыль, соответствует точке пересечения кривой ∑МС с кривой МС - в данном случае Q* = 10- Предельный доход на каждом из рынков будет одинаковым, если на первом и втором рынках будет продаваться соответственно Q1 * = 4 и Q2*, = 6 ед. продукции.

В противном случае монополист смог бы увеличить свою прибыль, продавая на 1 изделие меньше на рынке с более низким предельным доходом и на 1 изделие больше на рынке с более высоким предельным доходом. Если исходить из того что MR на обоих рынках одинаков, то суммарный объем производства на обоих рынках, обеспечивающий максимизацию прибыли, должен быть таким, при котором ∑.МС = МС. Графически искомое решение получают суммированием по горизонтали соответствующих значений кривых предельного дохода на обоих рынках и построением результирующей кривой предельного дохода, точка пересечения которой с кривой предельных издержек и определит суммарный уровень производства, максимизирующий прибыль. В правой части рис. 2 оптимальный суммарный выпуск продукции обозначен Q* и равен 10 ед. продукции. Q1*, равный 4 ед., продается на первом рынке по цене Р1* (левая часть рисунка), остальные Q2*= 6 ед. продукции реализуются на втором рынке по цене Р2* (центральная часть рисунка).

Примеров ценовой дискриминации третьей степени великое множество. В частности, этот учебник будет предложен в качестве международного издания для иностранных студентов за 1/3 цены, установленной для внутреннего рынка. Так как доходы студентов на внешних рынках гораздо ниже, чем в Соединенных Штатах, ценовая эластичность спроса значительно выше на зарубежных рынках, чем на рынках США. Цены, обеспечивающие максимизацию прибыли на американском рынке, могут оказаться неприемлемыми для студентов стран третьего мира, в результате чего они не захотят приобретать американские товары.

Еще один пример - установление разных цен на входные билеты на один и тот же кинофильм для разных категорий зрителей. Учитывая более высокую ценовую эластичность спроса для людей старшего поколения и студентов, владельцы кинотеатров устанавливают более низкие цены на билеты для этих групп зрителей, обеспечивающие выгоду для всех. Бизнесмены, продающие студентам, людям старшего поколения и некоторым другим группам населения билеты со скидкой, демонстрируют свою заботу о тех, кто испытывает экономические трудности Часто такая забота бывает вполне искренней. Но заметьте, что точно так же ведет себя и та монополия, которая заинтересована только в максимизации прибыли.

Ценовая дискриминация целесообразна только при условии, что покупатели не могут или по крайней мере им невыгодно торговаться. Например, если бы студенты других стран могли торговаться со студентами США, то было бы невозможно продавать одну и ту же книгу за 12 долл. в Калькутте и за 40 долл. в Нью-Йорке. Предприимчивые студенты купили бы книги по 12 долл. заграницей и продали бы их американским студентам, скажем, по 39 долл.; другие студенты, надеясь войти в дело, снизили бы цену еще больше и в конечном счете различие в цене постепенно исчезло бы. Факт покупки какого-либо товара по низкой цене в одном месте и перепродажи его по более высокой цене в другом часто называют арбитражам.

Арбитраж — это приобретение чего-либо по низкой цене с целью немедленной его перепродажи по более высокой цене.

Но арбитраж возможен не всегда. Предоставляя льготы студентам, владельцы кинотеатров одновременно могут подразделять места в залах в зависимости от их качества, или, другими словами, сегментировать свои рынки. В результате оказывается нереальной ситуация, при которой один зритель посмотрел бы фильм, купив билет по низкой цене, а затем билет на то же место в зрительном зале был бы продан кому-либо по более высокой цене. В подтверждение сказанному можно привести общеизвестный пример из практики, когда юристы и врачи назначают различным людям различную плату за оказанные услуги, применяя, по существу, принцип ценовой эластичности спроса. Но сегментация рынка весьма затруднительна при продаже такого продукта, как жареная кукуруза. Если бы владельцы кинотеатров попытались продавать жареную кукурузу по I долл. студентам и по 3 долл. взрослым, то некий предприимчивый студент воспользовался бы возможностью арбитража и начал продавать жареную кукурузу взрослым всего по 2долл. Под давлением конкуренции, которая возникла бы в результате того, что другие студенты также пожелали бы заняться арбитражем в кинотеатрах, разница в ценах на кукурузу упала бы до такой ничтожной величины, при которой продолжать заниматься этим бизнесом для студентов стало бы бессмысленно.

Термин ценовая дискриминация первой степени используется для описания процессов, происходящих при максимально возможной сегментации рынка. Допустим, что монополист имеет N потенциальных покупателей, для каждого из которых характерна нисходящая кривая спроса, подобная изображенной на рис. 3 (D1). Какой наибольший доход может извлечь монополист в результате реализации Q1 ед. продукции такому покупателю. Если монополист должен продать все изделия по одной и той же цене, то самое лучшее решение для него — это назначить цену Р', при которой валовой доход составит Р/Q/. Но если он может назначать различные цены на разные единицы продукции, его дела пойдут гораздо лучше. Например, он может продавать первые Q.1 ед по цене Р1, следующие Q2 - Q1 ед. - по цене Р2 и т. д. Если интервалы, на которые монополист может разделить выпуск продукции, станут произвольно малы, то такой принцип ценообразования позволяет увеличить валовой доход на величину площади заштрихованного треугольника на рис. 3

Рис. 3 Совершенная ценовая дискриминация

 Если монополист может продавать каждую единицу выпускаемой им продукции по различной цене. он будет устанавливать максимальную цену, которую готов уплатить покупатель за каждое изделие. При этом весь потребительский выигрыш, который получали покупатели при единой цене, достается монополисту.

Если бы монополист был вынужден назначить одну цену на все единицы продукции, тогда заштрихованный треугольник выражал бы потребительский выигрыш. Однако если монополист имеет возможность назначать различные цены на каждую единицу продукции, то весь потребительский выигрыш, который при единой цене получали покупатели, теперь достанется монополисту. В этом случае покупатель будет оплачивать каждую единицу продукции, которую хотел бы иметь, по максимально возможной для него цене и в результате не получит никакого дополнительного выигрыша.

Какое количество продукции должен производить монополист, максимизирующий прибыль и осуществляющий совершенную дискриминацию? Как всегда, основное правило заключается в том, чтобы уравнять предельный доход и предельные издержки. На рис 5 представлена совокупность кривых: спроса, краткосрочных предельных издержек и средних валовых издержек монополиста, осуществляющего совершенную дискриминацию Но что означает для этого монополиста кривая предельного дохода. Она в точности совпадает с его кривой спроса. Имея возможность назначать разные цены, он может устанавливать более низкие цены на дополнительно произведенную продукцию, снижая при этом цены на продукцию, произведенную ранее Цена и предельный доход при этом совпадают, как и в случае совершенной конкуренции. Наилучшим решением для этой фирмы следует считать производство Q* ед. продукции и продажу каждой из этих единиц по самой высокой цене, которую готов заплатить покупатель.

Рис. 4.  Монополист, осуществляющий совершенную дискриминацию

Кривая предельного дохода для монополиста, осуществляющего совершенную ценовую дискриминацию, совпадает с его кривой спроса. Объем производства, максимизирующий прибыль (Q*), определяется точкой пересечения кривых SMC и спроса. Экономическая прибыль П обозначена заштрихованной площадью.

Сравнивая монополиста, успешно применяющего совершенную дискриминацию, с монополистом, не предоставляющим никаких преимущественных прав покупателю, следует отметить 2 характерных обстоятельства.

Во-первых, монополист, применяющий совершенную дискриминацию, производит больший объем продукции. Причина этого в том, что ему не нужно думать, какое влияние окажет снижение цены на величину дохода при столь значительном уровне выпуска продукции. Он может снизить цены для покупателей с небольшим доходом, но сохранить более высокие цены для тех, кто согласен по этим ценам приобретать его продукцию.

Во-вторых, при покупке товара у монополиста, не применяющего ценовой дискриминации, потребительский выигрыш, как правило, получает покупатель, однако он не получает никакого выигрыша, покупая те же изделия у монополиста, практикующего совершенную дискриминацию- Поскольку монополист, не применяющий ценовой дискриминации, должен назначать единую цену на свои изделия для всех покупателей, он вынужден устанавливать эту цену не на слишком высоком уровне. Если он установит цену на уровне, приемлемом только для потребителей с наименее эластичным спросом, то лишится всех своих постоянных клиенов. Монополист не пойдет на это, в результате чего данная категория потребителей будет покупать товары по ценам намного ниже тех, которые они готовы платить и, следовательно, большинство потребителей получат потребительский выигрыш.

Совершенная дискриминация теоретически является идеальным вариантом, который не достижим на практике. Если бы продавцу была известна кривая спроса каждого покупателя, то он мог бы устанавливать индивидуальную цену для каждого из них, извлекая за счет этого максимально возможную прибыль. Но обычно индивидуальный спрос в деталях продавцам не известен. Они часто оценивают эластичность спроса отдельных покупателей на основе информации о принадлежности их к той или иной группе населения, фирмы, осуществляющие торговлю по каталогу, выпускают специальные издания о дорогостоящей продукции и направляют их высокодоходным фирмам.

Быть может, ближе всего к рассматриваемому нами явлению относится оценка индивидуальной эластичности спроса покупателей торговцами на базарах стран Ближнего Востока. Например, опытный торговец верблюдами за многие годы научился безошибочно определять, сколько может заплатить за его товар тот или иной покупатель, имеющий те или иные демографические и психологические особенности. Благодаря своему опыту он замечает все неосторожные жесты и взгляды покупателя. Однако ведь и покупатель может быть столь же искушенным и хитрым, чтобы не проявить своего желания купить верблюда.

Еще одна форма ценовой дискриминации — практика назначения не одной цены, а целой шкалы цен, построенной по принципу: чем большее количество товара покупается, тем ниже цена. Например, многие энергоснабжающие компании применяют так называемую структуру понижающихся расценок в зависимости от количества потребляемой энергии, согласно которой, скажем, за первые 300 кВт/ч потребленной в месяц энергии расчет производится по тарифу 10 центов кВт/ч, за следующие 700 кВт/ч — по 8 центов, а если потребляется свыше 1000 кВт/ч в месяц, - по 5 центов кВт/ч.

На рис. 5 показано, как влияет такая система цен на потребителя с кривой спроса D.. По сравнению с вариантом назначений цены Р3 назначение разных цен в зависимости от количества потребляемой энергии позволяет увеличить общую сумму уплаченную потребителями, на величину, равную площади заштрихованного прямоугольника.

Рис. 6 Ценовая дискриминация второй степени

Ценовая дискриминация второй степени сходна с ценовой дискриминацией первой степени тем, что дает возможность монополисту получать тот потребительский выигрыш, который оставался за покупателем при единой цене! Но эти два вида ценовой дискриминации отличаются друг от друга двумя принципиальными моментами: (1) структура понижающихся цен является единой для всех потребителей при ценовой дискриминации второй степени, что означает отказ монополистов от попыток установить цены в зависимости от различной эластичности спроса покупателей; (2) ограниченное количество цен при ценовой дискриминации второй степени приводит к ограничению величины потребительского выигрыша. Как видно из рис. 6, при ценовой дискриминации первой степени монополист извлекает дополнительную выгоду, исчисляемую площадью целого треугольника, в то время как при ценовой дискриминации второй степени — только частью этой площади.

1.3.Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наиболее выгодной, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.

Мы предположили, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену  на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

Табл. 1. Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии

Выпуск продукции, тыс. ед.

Издержки

цена, тыс. руб.

Доход

прибыль, мин. руб.

валовые, млн., руб.

предельные, тыс. руб.

валовые, млн., руб.

Предельные, тыс. руб.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1000

1470

1890

2265

2600

2920

3230

3535

3850

4180

4535

4900

5280

5680

6105

-

470

420

375

335

320

310

305

315

330

355

365

380

400

425

-

500

498

496

494

492

490

488

486

484

482

480

478

476

474

-

500

996

1488

1976

2460

2940

3416

3888

4356

4820

5280

5736

6188

6636

-

500

496

492

488

484

480

476

472

468

464

460

456

452

448

-1000

-970

-894

-777

-624

-460

-290

-119

38

176

285

380

456

508

531

15

16

17

18

19

6560

7040

7550

8090

8665

455

480

510

540

575

472

470

468

466

464

7080

7520

7956

8388

8816

444

440

436

432

428

520

480

406

298

151

Графически процесс выбора фирмой – монополистом цены и объема производства показан на рис. 2.

             Р, тыс. руб.

474

472

                                                                  Д

                                                    MR

 

          0                   14                 15               Q, тыс. ед.

Рис. 2. Определение цены и объема производства фирмой – монополистом: Д – спрос; MR – предельный доход.

В нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а т. А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из-за высокой цены, установленной производителем – монополистом.[1]

Таким образом, сущность монополии заключается на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей.

Глава 2. Проблемы регулирования деятельности монополий в современных условиях России

Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.

В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа.

Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, но она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек.

Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течении длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу.

Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фактора. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода.

Если государство регулирует цены естественного монополиста, то такое регулирование может привести к уменьшению издержек производства товара за счет ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижаются стимулы к улучшению качества товара или услуги, если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в условиях отсутствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на положении фирмы на рынке. Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регулируемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в случае впадения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти естественного монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции. Роль государства заключается в том, чтобы облегчить по возможности появление новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью экономии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния естественного монополиста уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя реальный выход может быть -.и не осуществлен.[2]

Глава 3 Государственное антимонопольное регулирование

3.1. Антимонопольное регулирование за рубежом

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

3.2. Антимонопольное регулирование в России

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики:

 первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

 второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.

 На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.

Действующий в настоящее время порядок государственного антимонопольного регулирования является весьма сложной и непрозрачной процедурой, создающей значительные трудности юридического и организационного характера для коммерческих организаций. Об этом на Международной конференции "Корпоративное управление и экономический рост в России" заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов.

Он сказал, что Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с привлечением общественных организаций и независимых экспертов, готовит ряд законопроектов, призванных обеспечить как защиту конкуренции, так и ее дальнейшее развитие.

Комплексный подход к совершенствованию системы антимонопольного регулирования предусматривает изменение критериев антимонопольного контроля; повышение пороговых значений, с которых начинается антимонопольный контроль; упрощение процедуры обращения участников рынка по поводу нарушения антимонопольного законодательства; уменьшение объема информации, представляемой заявителями в антимонопольные органы. Кроме того, предполагается создание системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой области.

Предлагаемые меры по реформированию системы государственного антимонопольного регулирования, отметил А.Шаронов, позволят повысить ее эффективность, перейти от количественных к качественным показателям антимонопольного контроля, будут способствовать снижению административных барьеров, а также сокращению избыточного государственного регулирования отношений, складывающихся в экономической сфере и влияющих на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации.

3.3. Цели антимонопольных законов в России и других странах мира

Одним из важнейших условий конструктивного обсуждения проблем антимонопольного регулирования является то, чтобы стороны дискуссии в явной форме определили те цели, достижение которых в антимонопольной и, более широко, государственной политике им представляется желательным. Во-первых, четкое определение целей позволяет подвергнуть их критическому анализу, сравнить желательность их достижения с достижением других целей. Во-вторых, появляется возможность определить, в какой мере отдельные нормы антимонопольного регулирования приближают к их достижению.

Если говорить о российском законодательстве, то согласно ФЗ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Каждая из целей практически бесспорна. Другое дело, что регулирующие деятельность компаний нормы закона напрямую им противоречат. Так, контроль за компаниями, занимающими доминирующее положение, ставит в невыгодное положения компании из регионов с маленьким внутренним рынком и делает предпочтительным перевод бизнеса в более емкие регионы. Таким образом, можно говорить об ограничении единства экономического пространства.

Конкуренция законодательно определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Однако и в обыденном понимании и в понимании менеджеров и в понимании экономистов австрийской школы конкуренция есть соревнование между отдельными гражданами и фирмами за возможности улучшить свое положения, а не ситуация, когда фирмы имеют возможность не учитывать действия друг друга. Поэтому, несмотря на то, что в своем собственном смысле ФЗ направлен на поддержку конкуренции, в других смыслах его нормы прямо противоречат поставленной задаче.

Если говорить о свободном перемещении товаров и свободе экономической деятельности, то ФЗ устанавливает не гарантии прав собственности, а ограничения в ее использовании. Так запрещаются или ограничиваются:

Вертикальная интеграция;

Горизонтальная интеграция;

Дискриминация;

Монопольные цены;

Ограничение предложения;

Расширение фирмы;

Связывание товаров;

Связывающие условия;

Сговор;

Хищническое ценообразования;

Ценовая дискриминация.

Очевидно, что вне зависимости от своей обоснованности эти ограничения предполагают совершенно иное, чем обеспечение свободы экономической деятельности и беспрепятственного перемещения товаров.

Наиболее спорной из перечисленных ранее целей является задача создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. Проблема в том, что слово эффективность означает способность определенных действий приближать к поставленным задачам.

Для отдельного человека эффективным может быть, например, лекарство, если оно помогает выздороветь. Применительно к фирме эффективными в зависимости от корпоративной стратегии могут быть меры, которые увеличивают прибыль или ведут к росту доли компании на рынке.

Говорить же об эффективности рынка в целом можно только в том случае, если для рынка в целом существует общегосударственный план деятельности, аналогичный тем, что есть у индивидов или компаний. Если подразумевать наличие такого плана, то антимонопольное регулирование может быть эффективным, однако с точки зрения отдельных компаний антимонопольное регулирование будет не-эффективным, так как предполагает многочисленные государственные ограничений на возможность осуществления своих планов.

По-другому можно оценить соответствие целям закона норм, регламентирующих деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, нормы закона прямо запрещают ограничивать торговлю между отдельными субъектами федерации, что важно для единства экономического пространства и возможности свободного перемещения товаров.

Обеспечение поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности обеспечивается запретом ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов и препятствовать осуществлению отдельных видов деятельности, если это не установлено законодательством РФ. Предоставляя гарантии свободы экономической деятельности, нормы об органах власти способствуют и росту эффективности: только не рынка в целом, а каждой отдельной фирмы.

Итак, цели ФЗ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках заслуживают всяческой поддержки. Единственным исключением в этом плане можно считать задачу эффективного функционирования товарных рынков, формулировка которой лишена смысла без наличия единого государственного плана для данного товарного рынка . В то же время, нормы закона, регулирующие деятельность компаний, являются препятствием для достижения этих целей.

Цели антимонопольных законов других стран во многом напоминают цели российского закона, однако их анализ полезен при обсуждении реформы российского антимонопольного регулирования.

Прежде всего, значительное место во многих зарубежных законах имеет задача борьбы с монополизмом и защиты конкуренции. Однако эти цели необходимо рассматривать как средство достижения других задач.

Наиболее важной из таких задач является тем или иным образом сформулированная цель эффективности. Можно выделить четыре варианта ее представления в законах.

Во-первых, многие законы упоминают об общественном благосостоянии. Так, австралийский Акт 1974 года среди прочего нацелен на увеличение благосостояния австралийцев, индонезийский закон говорит о общественном благосостоянии, тайваньский закон о процветании, японский закон о реальных доходах людей.

Во-вторых, законы могут быть нацелены на благосостояние потребителей. Так, в законах Австралии, Белоруссии, Грузии, Индии, Казахстане, Тайваня, ПольшиЯпонии, упоминается о защите потребителей и их интересов. Канадский Акт о конкуренции ставит более четкую задачу предоставить потребителям конкурентные цены и выбор товаров. Закон же о честной торговле Фиджи говорит о продвижении интересов потребителей.

В-третьих, может вводиться задача повышения экономического роста. Так, индонезийский закон говорит об эффективном деловом климате, который мог бы стимулировать экономический рост.

В-четвертых, в ряде случаев законы обходятся без конкретизации критерия эффективности. Так, датский Акт о конкуренции говорит об эффективном распределении ресурсов при помощи работающей конкуренции, другой акт другой акт упоминает эффективность канадской экономики, еще один закон говорит об эффективном функционировании экономики Украины, хорватский закон вводит понятие эффективной рыночной конкуренции, норвежский закон ставит задачу эффективного использования общественных ресурсов.

Другой общей для многих законов целью является честная (или добросовестная) конкуренция. Об этой задаче упоминают, например, законы Армении, Белоруссии, Индонезии, Камбоджи, Тайваня, Кореи, Литвы, Японии.

Ряд стран в явной форме ставят задачу обеспечения свободы торговли и конкуренции. Примером таких стран являются Индия, Литва, Хорватия, Япония и Перу.

В некоторых случаях вводится цель поддержки среднего и малого бизнеса. Так, канадский акт говорит о необходимости для такого бизнеса равных возможностей участвовать в канадской экономике. Японский, немецкий и французский законы также имеют в виду эту цель, однако она не представлена в преамбуле и выводится из отдельных норм законов.

Ряд стран упоминают и о некоторых других целях. Так, в Японии закон призван повышать уровень занятости, а в Коста-Рике снимать ненужное регулирование, затрагивающее бизнес.

Не стоит забывать и том, что не каждая страна имеет антимонопольное законодательство, что может объясняться различными факторами, например, тем, что такие страны (чаще всего, бедные) не могут себе позволить реализовывать столь затратную и безадресную социальную программу, какой является антимонопольная политика.

Таблица

Страны, где отсутствует антимонопольное законодательство

Азия

Африка

Европа

Океания

Северная Америка

Южная Америка

Афганистан

Ангола

Андорра

Папуа-Новая Гвинея

Антигуа и Барбуда

Гайана

Бангладеш

Ботсвана

Фарерские острова

Багамские острова

Курасао

Бруней

Габон

Белиз

Парагвай

Гонконг

Гвинея

Бермудские острова

Суринам

Иран

Камерун

Гондурас

Катар

Конго

Гренландия

Непал

Лесото

Доминика

Саудовская Аравия

Либерия

Каймановы острова

Ливия

Куба

Мавритания

Никарагуа*

Мадагаскар

Намибия

Нигерия*

Свазиленд

Центрально-Африканская Республика

Эритрея

Эфиопия

 

Заключение

В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Специфика рынка чистой монополии заключается в том, что на нем выступает один-единственный продавец, который одновременно олицетворяет собой и предприятие, и отрасль. Поэтому он имеет возможность манипулировать ценой, но при повышении последней спрос на его продукцию сокращается, а при ее понижении — увеличивается. Поэтому предприятие-монополист вынуждено также выбирать объем выпуска, который обеспечивает получение максимальной прибыли или открывает возможность минимизировать убытки.

Но как насчет стимулов монополиста к техническому прогрессу? Здесь все непросто.

Существует довод, который указывает на то, что стимулы монополиста разрабатывать новую технику или продукцию будут слабыми: отсутствие конкурентов означает, что нет автоматического стимула к научно - техническому прогрессу на монополизированном рынке. Вследствие своего защищенного рыночного положения чистый монополист может позволить себе быть неэффективным и вялым. Острое соперничество конкурентного рынка наказывает неэффективных; неэффективный монополист не встречает этого наказания просто потому, что у него нет конкурентов. У монополии есть все основания быть удовлетворенной существующим положением.

Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии— оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически "хилых" предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.

Стратегия монополитического ценообразования – это направление на установление и поддержание монопольно-высоких цен. Обычно с преследованием цели получения сверхприбыли или монопольной прибыли. Стратегия монопольного ценообразования запрещена законодательно.

Список литературы

1.         Введение в рыночную экономику. /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 1999.

2.         Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии России». Журнал «Вопросы экономики» 2002год № 11.

3.         Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2000 г.

4.         Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова., 2000 г.

5.         Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 2004 г.

6.         Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 2003 г., №7

7.         Официальный сайт МАП Российской Федерации.

8.         Статья «Связь времён» от 18.02.2001. Авторский сайт Павла Романца.

9.         Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 2003 г.

10.    Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Гл. 3. С. 71-80.

11.    Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997. С. 654-678.

12.    Тироль Ж. Рынки и рыночная власть СПб., 1996. Гл. 1. С.97-118.

13.    Дополнительная:

14.    Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с "X-неэффективностью" / Теория фирмы. СПб., 1995. С. 477-506.

15.    Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб., 1999. Т.2. Гл. 16. С. 433-456.

16.    Астапова К.Л., Агабеков С.И. Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база»// ЭКО №7, 2002.

17.    Борисов Е.Ф. Экономическая теория.  М.: ИНФРА, 1999.

18.    Долан. Э.Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика.  СПб., Вегас, 1998.

19.    Долан. Э.Дж. Рынок. Макроэкономическая модель. М.: ИНФРА, 1998.

20.    Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.  М.: Юристъ, 2000.

21.    Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Ли Брю. Экономикс.  М., 2000.

22.    Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.  М.: Финансы и статистика, 1998.

23.    Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н., Киселева Е. А.  Киров: "АССА", 2000.

24.    Национальная экономика: Учебник / Под ред. В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2002.

25.    Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики, М., ЮНИТИ , 1999

26.    Самуэльсон П. Экономика.  М.: ИНФРА -М, 1999.

27.    Современная экономика. /Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

28.    Учебник  по  основам  экономической  теории. / Под ред. Камаева В.Д.  М.: Владос, 1999.

29.    Эдвин Дж. Долан. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – СПб: Вегас, 1999.

30.    Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос, 2000.

30. Экономическая теория / Под ред. В. И.  Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2000.


[1] Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / РАГС при Президенте РФ. – М.: Экономика, 2000.С.56-57

[2] Введение в рыночную экономику. /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 1999. С.140