Содержание

Введение. 3

Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.. 5

Заключение. 14

Список источников и литературы.. 16

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 года возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях.

В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

Процесс военного реформирования, одним из направлений которого является значительное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других государственных военных организаций, актуализирует вопрос о теоретико-правовом определении понятия "военная служба", которое бы отражало ее сущность и особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Правовая сущность военной службы до последнего времени остается недостаточно исследованной.

Важнейшим направлением военной реформы в Российской Федерации является совершенствование правовых отношений, складывающихся в процессе организации и прохождения гражданами военной службы. Проблема совершенствования правового регулирования этих отношений имеет непреходящее значение как для правовой науки в целом, так и для ее отдельных отраслей, например конституционного права, предмет которого охватывает две сферы общественных отношений: отношения между человеком и государством и властеотношения (устройство государства и государственной власти), а также для практической деятельности государственных органов по совершенствованию законодательства в этой сфере. Таким образом, представляется актуальным исследование отношений между гражданами и государством по вопросу исполнения военной службы, поскольку она связана с ограничением военнослужащих в некоторых конституционных правах и свободах, такая ее форма как военная служба по призыву носит обязательный характер.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей государственно - военной и правоохранительной службы в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

Военная служба как особый вид федеральной государственной службы

Военная служба, являясь по своей природе и по определению особым видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"[1] "устранил" особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности, на которых остановимся более подробно.

В русском языке прилагательное "особый" имеет следующее значение: не похожий на других, не такой, как все; необычный, особенный. Близким по смысловому значению является существительное "особенность", которое означает характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-, чего-либо. Слово "особенность" подчас заменяется другим словом - "отличие" - признак, создающий разницу, различие между данным предметом, явлением и т.п. и другим предметом, явлением и т.п.[2] Следовательно, семантическое значение слова "особый" заключается в том, что предмет или явление, обладающие указанным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования, необходимо определить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированные его сущностью, и не характерны для других видов государственной службы, т.е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. можно выделить отличия военной службы.

По мнению А.Ф. Ноздрачева, наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки: специфика выполняемых задач и функций; наличие специальных принципов в организации службы; особые условия службы, нередко сопряженные с риском; наличие профессиональной специфики; особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.); наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников; особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведение испытательного срока, аттестации, прекращения службы; наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей; особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной); специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т.п.).[3]

Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.

Следовательно, отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, т.е. отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации, на которых остановимся более подробно.

1. Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, т.е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций, возложенных на них государством по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач, что обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов, в том числе тех, в которых законом предусмотрена военная служба, отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.

Целостность и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст.10 Федерального закона "Об обороне").

Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил РФ на собственной территории по своему прямому предназначению - ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения в отдельных случаях к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства, для чего потребовалось принятие специального закона.

Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"[4] предусмотрено привлечение в исключительных случаях Вооруженных Сил к поддержанию режима чрезвычайного положения,[5] в том числе для поддержания особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее; охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды; в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.2 ст.18). Как уже отмечалось в первой главе, указанный подход соответствует сложившейся мировой практике.

Пограничные войска охраняют государственную границу, и в этих целях они имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства (ст.30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"[6]). На внутренние войска МВД РФ возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации (ст.2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"[7]). Войска гражданской обороны предназначены для реализации системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст.1 Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г.).

Помимо выполнения задач в сфере обороны и безопасности Отечества военнослужащие могут быть направлены за пределы Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.

Таким образом, военная служба, в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства[8] в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

2. Как и Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", согласно которому к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "Б" и "В" (п.1 ст.2), так и Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ связывает понятия отдельных видов государственной службы с исполнением обязанностей на различных видах должностей государственной службы. Понятием государственной должности охватывается должность в государственных органах, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющие в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.[9] Военная служба не только учреждается в государственных органах, составляющих часть государственного аппарата, но и является основой деятельности специально создаваемых государством организаций (Вооруженных Сил, внутренних войск МВД РФ, пограничных войск и т.д.; воинских формирований).

Государственные должности категории "Б" и "В" являются государственными должностями государственной службы, включенными в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением некоторых случаев (нахождения в распоряжении, прикомандирования к государственным органам, учреждениям и т.д.). Воинской должностью определяются характер выполнения служебных обязанностей по осуществлению военнослужащими задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. Президент Российской Федерации утверждает единый перечень воинских должностей, замещаемых только высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга). Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что посредством исполнения военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности.

В связи с особым характером исполняемых обязанностей в целях решения специфических задач для военнослужащих предусмотрены отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного, вещевого и квартирного), а также социальные льготы.

Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений.[10] Известный военный юрист прошлого столетия В.Д. Кузьмин-Караваев писал: "Войско есть сила. Войско состоит из массы лиц, совокупно выполняющих функцию вооруженной силы государства. Эти два положения определяют существо войска, условия внутренней его жизни и главнейшие черты организации".[11]

Военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена законом.

Военная служба, в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий на различные группы общественных отношений, непосредственно реализует функции собственно государства, т.е. является деятельностью государственных организаций и органов в целях обеспечения решения специфических задач в сфере безопасности и обороны государства, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов, а также в соответствии с международными договорами.

Военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи в сфере военной безопасности и обороны государства специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения, в целях защиты Отечества, т.е. практического осуществления закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Заключение

С учетом изложенного предлагается п.1 ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) изложить следующим образом:

"Военная служба - это особый вид установленной на основании федерального закона деятельности гражданина в составе военной организации государства, предполагающей использование оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения в целях защиты Отечества и обеспечения его военной безопасности.

Международными договорами может быть предусмотрена военная служба иностранных граждан в воинских частях и учреждениях, дислоцированных за пределами Российской Федерации".

Деятельность организаций и органов, в которых учреждена военная служба, дифференцирована в зависимости от их компетенции, соответствующей предметам ведения Российской Федерации, что обусловливает классификацию военной службы по видам и формам.

По функциональному назначению военная служба делится на войсковую службу и службу в государственных органах. По критерию участия в решении задач войсковая служба делится на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности государства военными методами и средствами вооруженной борьбы, и службу, предназначенную для обеспечения решения указанных задач. Военная служба в государственных органах обеспечивает реализацию полномочий высших органов государственной власти в целях решения ими задач в области обороны и безопасности государства.

По способу поступления и порядку прохождения различают военную службу по призыву и военную службу по контракту.

Военная служба также дифференцирована по ведомственному признаку, т.е. конкретным государственным организациям и органам, в которых она исполняется.

Деление военнослужащих по составам военнослужащих обусловливает классификацию военной службы по ее формам: военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба офицеров.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля, 30 сентября, 17 октября, 2, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1475

3.     Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063

4.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. С.454.

5.     Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. С.58

6.     Помбрик И.Д. Особенности применения общевойсковых соединений и частей в чрезвычайных обстоятельствах // Военная мысль. 1999. N 2. С.57-60.

7.     Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997. С.259.

8.     Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и законодательству о государственной службе зарубежных государств / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1998. С.3.

9.     Хоменок Ф.А. О соотношении советской государственной службы и военной службы // Правоведение. 1977. N 3. С.99 и др.

10.           Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-уголовное право. СПб., 1895. С.12.


[1] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063

[2] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. С.454.

[3] См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. С.58

[4] Российская газета. 2001. 2 июня.

[5] См.: Помбрик И.Д. Особенности применения общевойсковых соединений и частей в чрезвычайных обстоятельствах // Военная мысль. 1999. N 2. С.57-60.

[6] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 22. Ст.773.

[7] СЗ РФ. 1997. N 6. Ст.711.

[8] См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997. С.259.

[9] См.: Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и законодательству о государственной службе зарубежных государств / Отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1998. С.3.

[10] См.: Хоменок Ф.А. О соотношении советской государственной службы и военной службы // Правоведение. 1977. N 3. С.99 и др.

[11] См.: Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-уголовное право. СПб., 1895. С.12.