Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1.Сущность и структура рынка труда________________________ 5

1.1. Сущность рынка труда_____________________________________________________ 5

1.2. Структура рынка труда____________________________________________________ 6

Глава 2. Развитие рынка труда в России__________________________ 16

2.1. Цели и задачи политики занятости________________________________________ 16

2.2. Динамика и тенденции развития занятости и безработицы в России__________ 23

2.3. Развитие рынка труда в 2003-2005 г.г._______________________________________ 35

Заключение___________________________________________________ 38

Список литературы____________________________________________ 40

Введение

Становление рынка труда актуальная задача трансформации социально-экономических отношений. Здесь происходят наиболее глубинные изменения в ходе преобразования централизованного планового хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику, затрагивающие интересы всех субъектов этих отношений. Поэтому эти изменения носят болезненный характер.

Важной задачей является раскрытие современного содержания понятий «труд», «рабочая сила». Труд— вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений должна привести к становлению новой системы этих отношений, где товарный обмен способностей к труду на основе социального партнерства должен стать одной из главных ее доминант.

Опираясь на достижения мировой экономической мысли и практики, отечественной экономической науке, предстоит разработка новых теоретических концепций рынка труда. Трудность здесь заключается в том, что одни и те же категории, понятия отражали (и отражают сейчас) в значительной степени разную социально-экономическую сущность охватываемых ими явлений, а также в неприятии значительной частью населения рыночных отношений в их стихийной форме. Становление рыночных отношений в России сопровождается большой дифференциацией доходов населения, не связанной с трудовым вкладом, нарушением основополагающих прав человека, в том числе права на труд, зафиксированных Конституцией РФ, в Конвенциях Международной организации труда (МОТ), международных соглашениях и конференциях по социальным вопросам.

Задачи данной работы— дать представление о рынке труда как динамичной системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма (распределения) рабочей силы и обмена ее на жизненные средства (реальную зарплату); раскрыть механизм ее действия и факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы, ее мобильность и развитие.[1]

Объект изучения: рынок труда

Предмет изучения: рынок труда и механизм его функционирования

Для раскрытия поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:

­         Рассмотреть сущность рынка труда,

­         Привести структуру рынка труда,

­         Проанализировать оценку и перспективы развития рынка труда в России.

Глава 1.Сущность и структура рынка труда

1.1. Сущность рынка труда

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок трудаэто механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда [4, 25].

Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли [5, 15].

1.2. Структура рынка труда

В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данной главе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассмотрим ниже:

Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы[28, 105].

Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства -- менеджеру профессиональной подготовке, что может стать предметом самостоятельного анализа.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюзы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплати, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда -государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Спрос на труд определяется прежде всего предельным продуктом, создаваемым трудом, уровнем технической оснащенности производства, а также соотношением стоимости труда и машин. В последнем случае либо низкая заработная плата не стимулирует применение машин, либо замещающие труд машины не отличаются высоким техническим уровнем и достаточной экономической эффективностью. Спрос на рабочую силу, как и предложение, претерпевает изменения. В одних случаях это вызвано изменениями в структуре потребления товаров и услуг, а значит, и в структуре рабочих мест, в других — появлением новых видов производств с соответствующими профессиями, в третьих — угасанием и отмиранием целых отраслей и видов производств.

В результате ситуация на рынке труда характеризуется наличием избыточного, готового к потреблению товара — рабочей силы, равно как и наличием значительного количества свободных рабочих мест, которые не могут быть заняты в силу неоднородности предлагаемой и потребной структуры рабочей силы. Это препятствие нельзя преодолеть ни с помощью заработной платы, ни путем наращивания совокупного спроса. Оттого, что оказались не у дел шахтеры или ткачи ввиду свертывания производства в соответствующих отраслях, невозможным представляется удовлетворение спроса, например, на операторов вычислительной техники. Решения данной проблемы, вернее, ее смягчения можно добиться с помощью проведения политики, стимулирующей гибкость рынка труда, которая достигается благодаря осуществлению целой системы мероприятий: переподготовке, переквалификации кадров, материальной поддержке, выдаче пособий и подъемных, четкой работе бирж труда, совершенной системе информации.

Предложение труда зависит от численности населения, его половозрастной структуры, среднего количества рабочих часов в неделю, уровня квалификации и качества рабочей силы, культуры, религии, национальных традиций. Предложение рабочей силы постоянно изменяется. На рынок труда впервые вступает молодежь, в него втягивается все большее число женщин. Одни находят работу, другие пребывают в ее поиске, третьи теряют надежду и оказываются вне состава рабочей силы.

От уровня заработной платы зависит предложение труда. Однако данная зависимость не столь прямолинейная и однозначная, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в одном случае повышение ставок заработной платы может вызвать наращивание предложения труда, в другом — сокращение. Это зависит от материального благополучия работника рис.4.

Рис.4. Спрос и предложение на рынке труда

 

Предложение труда увеличивается под воздействием эффекта замещения свободного времени рабочим временем. Согласно эффекту замещения, каждый час свободного времени работником оценивается как упущенная возможность получения дополнительного заработка. Это возникает при недостаточной насыщенности потребностей работника. Поэтому при повышении заработной платы работник стремится к выполнению большего объема работ, что находит отражение в нижней от точки К части кривой предложения рабочей силы, представленной на рис. 5.

Рис. 5 Проявление эффекта замещения и эффекта дохода на рынке труда

В то же время предложение труда может сокращаться, несмотря на рост ставок заработной платы. Такая ситуация возникает, когда на смену эффекту замещения приходит эффект дохода. Эффект дохода начинает действовать в условиях, когда достигается высокая степень насыщения потребностей работника и ценность свободного времени ставится выше дополнительного дохода. С достижением определенного уровня достатка связано изменение отношения к свободному времени. Если раньше оно рассматривалось как потеря потенциальной возможности получения дополнительного дохода, то теперь оно приобретает повышенную ценность в качестве досуга, когда человек думает не о материальном достатке (это уже достигнуто), а об удовлетворении своих потребностей, связанных с запросами и элементами самореализации личности вне сферы основной трудовой деятельности.

Данное поведение работника отражено на рис. 4. в верхней части от точки К кривой предложения рабочей силы.

Однако уровень заработной платы определяется не только экономическим интересом, но и этикой, менталитетом нации. В частности, сама переломная точка К между эффектом замещения и эффектом дохода во многом определяется тем, ориентируется ли человек на ценности потребительского общества, навязывающего в качестве наивысшей ценности деньги, богатство, материальный достаток, или общества, в котором превалируют духовные ценности, пребывание в гармонии с природой и отдается предпочтение принципу необходимой достаточности материального благосостояния [7, 201].

Динамика заработной платы оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Зависимость последних от цены труда может быть выражена уже знакомым нам графиком, только объектом спроса и предложения теперь выступает количество труда, которое зависит от его цены, заработной платы (рис. 6).

При прочих равных условиях, чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число согласятся нанять работодатели (закон спроса). И с другой стороны, чем выше предлагаемая работодателями за выполнение определенного вида работ плата, тем большее число людей готовы заниматься такого вида работами (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы – та заработная плата, при которой число людей, готовых заниматься определенной работой, и число имеющихся рабочих мест совпадают. Следует отметить, что наряду с заработной платой на выбор места работы оказывают влияние и такие факторы, как безопасность труда, его творческий характер, доброжелательная атмосфера, профессиональный рост, карьера.

В то же время дифференциация в оплате труда в зависимости от профессии играет немаловажную роль в ориентации лиц наемного труда на те рынки, где он хорошо оплачивается, где требуются специалисты с более высокой квалификацией. Для наглядности можно взять два специализированных рынка труда: шахтеров и операторов вычислительной техники.

Предположим, что на этих рынках установилось равновесие, которому соответствуют равновесные цены труда. Допустим также, что многие отрасли оснащены вычислительной техникой, тогда как часть шахт закрывается из-за неконкурентности угля по сравнению с другими энергоносителями. В первом случае предъявляется дополнительный и нарастающий спрос на операторов ЭВМ, во втором случае спрос на шахтеров сокращается. В результате изменившегося спроса на обоих специализированных рынках движение заработной платы происходит в противоположных направлениях: на рынке труда операторов она растет до уровня . , на рынке труда шахтеров она снижается до уровня  Это вынуждает рабочую силу уходить с шахтерского рынка труда на рынок операторов ЭВМ.

 рис а рис б

Рис. 6. Соотношение двух специализированных рынков в условиях свободного формирования заработной платы а – рынок труда операторов, б – рынок труда шахтеров

Однако это в теории все наглядно и просто, в действительности же возникает масса проблем с переквалификацией, изменением устоявшегося уклада жизни, возможным переездом. Поэтому для восстановления сбалансированности на этих двух специализированных рынках необходимо время, и немалое. И как бы велик ни был разрыв в оплате труда, в одночасье шахтер не станет оператором, если он вообще способен им стать. Следовательно, равновесие будет достигнуто только в течение длительного периода времени. Представление о большой дифференциации в уровнях заработной платы как о регуляторе рынка труда весьма упрощенное и не находит достаточных подтверждений в хозяйственной практике, хотя ею не следует полностью пренебрегать.

Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями в общественном разделении труда Данные процессы находят свое проявление в быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время в индустриально развитых странах мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых вообще не было в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является, с одной стороны, удлинение периода трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 лет и даже 21 года), обусловленное увеличившимися сроками обучения и профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всю оставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет менять род занятий не менее как 2-3 раза за свою трудовую деятельность.

Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Другим фактором, оказывающим влияние на эффективность дифференцирования рынка труда, является капитал. Дело в том, что далеко не всегда возможно и необходимо осуществлять миграционные потоки рабочей силы в отдаленные малонаселенные районы, тогда как можно попытаться приблизить рабочие места к безработным. Для этого в местах с избыточной рабочей силой необходимо создание благоприятного экономического климата для приложения капитала. С этой целью может быть использована целая система льгот и разных целевых субсидий. Поэтому проблема эффективного функционирования рынка труда выходит далеко за рамки института труда и становится общенациональной проблемой социально-экономического развития.

Следующий фактор, влияющий на гибкость рынка труда, – налоговая система. Подоходный налог и социальные взносы создают разницу между заработной платой после вычета налога, с одной стороны, и общими издержками работодателей на заработную плату – с другой. Увеличение или уменьшение этой разницы сказывается соответственно на возрастании или сокращении затрат предпринимателей, которые сопряжены с побуждением к миграции рабочей силы или смене профиля деятельности. По всей вероятности, высокие ставки подоходного налога и взносов предпринимателей снижают мобильность рабочей силы на рынке труда.

При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощностей в качестве условия расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тех или иных рынках товаров и услуг. Поэтому данный объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает реальным, естественным условиям рынка труда. Естественная норма безработицы – это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Глава 2. Развитие рынка труда в России

2.1. Цели и задачи политики занятости

За время реформ 90-х годов состояние занятости существенно изменилось. Для рассмотрения данного вопроса необходимо оценить систему показателей занятости, которая должна охватывать весь комплекс экономических, политических, социальных, демографических и прочих факторов в их взаимной связи и зависимости, при этом учитываются их количественные и качественные характеристики занятости.

Во-первых, показатель уровня трудового участия населения отражает главным образом количественную сторону занятости, а именно долю трудоспособного населения, вовлеченного в различные формы и виды экономической деятельности. Например, полная и неполная занятости. В ходе социально-экономического развития меняется продолжительность рабочего дня. С учетом этого потребность общественного хозяйства в рабочих кадрах наиболее адекватно может быть представлена в виде совокупности фонда рабочего времени. Численность продолжительности рабочей недели. Динамика продолжительности рабочего дня работника определяется двумя объективными факторами - возможностью его сокращения за счет увеличения производственного труда и общей необходимостью дальнейшего увеличения непроизводственного времени. С учетом повышения ценности высоко квалифицированных кадров определенное место в производстве будет занимать вторичная занятость.

Во-вторых, распределение трудовых ресурсов  по отраслям и видам деятельности диктуется формированием структуры материального производства, обеспечивая необходимостью пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, наличии характерам природных и прочих используемых ресурсов.

В-третьих, увеличение фондо - и энерговооруженности работников, условия совершенствования данного показателя является обеспечение научно-технических достижений, ускоренное внедрение их в практику хозяйствования, создание адекватной материально-технической базы общества, что создает следующие результаты – Увеличение производительности труда работников, высвобождение части из работников для деятельности на других рабочих местах.

В настоящее время увеличенная социальная активность населения, в том числе в хозяйственной сфере является условием выхода из кризиса и устойчивого после кризисного развития. Конструктивная трансформация российского общества – это не только разрушение прежних отношений, но и ускоренное создание новых. Социальная адаптация рабочих к этим отношениям возможна в случае, если он будет видеть, что его ожидает, каковы его личные жизненные перспективы, насколько он сам может определять и контролировать то, что его непосредственно касается. Следует отметить, что социальная пассивность населения резко замедляет процесс изменения стереотипа его позитивного общественного поведения (заинтересованности экономического реформирования, укрепления общественного порядка, повышения  престижности высококвалифицированного труда). Существует тенденция снижения качества исполнения работы вследствие того, что работники не дорожат рабочим местом или ищут дополнительный заработок, определенный внутренне неудовлетворенностью получаемой заработной платой на основном месте работы. У работников исчезает надежность в обеспечении социальном пакете, нет уверенности в завтрашнем дне.

Существует в теории занятости определенная дилемма о тенденции к однородности кадровой составляющей или всеобщей сегментации, то есть вопрос социальной и профессиональной однородности. Тенденция развития социально-экономической системы стимулирует качественное повышение трудового потенциала. Это выражается в повышении ценности высокого профессионального образования, внедрения непрерывного обучения, росте  престижности изобретательства. На смену этой тенденции выступает сегментация кадрового состава промышленности, идущая в унисон сегментация всего российского общества. Негативом является перекосы в вознаграждении малоквалифицированного и квалифицированного труда, низкая оплата труда квалифицированных специалистов, различия в социальном положении работников государственной и негосударственной сферы. Это питает социальную напряженность в обществе, разрушительно действует на  производственную дисциплину труда и трудовую мотивацию. Дестимулирует стремление к росту профессионализма, высокую общественную оценку и высокого профессионального обучения.

Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.

В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

·        более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;

·        создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

·        инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;

·        стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур)2.

Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Во многих странах бытует точка зрения, что повышение образовательного уровня малоимущей части населения поможет не только значительно увеличить доходы этих слоев и тем самым сократить масштабы экономического неравенства, но и сформировать мотивацию к более содержательной творческой работе [22, 76].

Однако экономическая ситуация, сложившаяся в 70-80-х годах в США и распространившаяся впоследствии на другие развитые страны, показала, что образование является источником роста эффективности труда работников (а вместе с тем и их личных доходов) и национального дохода страны лишь в том случае, когда созданы условия для его реального производительного использования.

Всплеск безработицы среди высококвалифицированных работников в середине 70-х годов, последствия которого приобрели хроническую форму, привел к осознанию того, что рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса. Таким образом, в поле зрения политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в западноевропейских странах является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.

Подобная концептуальная направленность этой политики в развитых странах, на наш взгляд, может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России. Казалось бы, экономический спад, угроза резкого роста безработицы, обнищание и социальное расслоение населения выдвигают на первый план менее амбициозную задачу скорейшей разработки системы социальных амортизаторов, отодвигая проблемы обогащения труда и развития работника до лучших времен. Однако, как нам представляется, ситуация в этом плане далеко не столь однозначна [22, 77].

Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, является отвечающий мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалификационного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

Если сравнить структуру рынка труда - объекта политики занятости в развитых странах со структурой рынка труда, формирующегося в России, нетрудно заметить, что за исключением двух крайних сегментов российская ситуация представляет собой зеркальное отражение ситуации в государствах с рыночной экономикой. В России в отличие от стран Запада работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). Сравнительно высокодоходной, а потому быстро набирающей престиж категорией рабочей силы являются занятые в сфере торговли и услуг на работах, не требующих или почти не требующих образования и профессиональной подготовки. В развитых же странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

Многие выпускники вузов в течение длительного времени лишены возможности трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. В здоровом обществе, где с высокой вероятностью можно на несколько десятилетий вперед рассчитать ожидаемые результаты того или иного выбора, значительная часть молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на начальных порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В России же в условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня.

Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, на наш взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы [22, 78]..

В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 млн. человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10 - 12 млн. человек.

Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в обществе.

В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5 - 3 раза.

Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн.человек.

Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.

Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 г. (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 млн. человек, или 15 процентов экономически активного населения.

Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 г. - 2,8 млн. человек, или 3,8 процента экономически активного населения.

Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с 7,5 млн. человек в 2003 году до 5,7 млн. человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2003-2001 годах - 1,1 млн. человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году (1,3 млн. человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8 процента).

2.2. Динамика и тенденции развития занятости и безработицы в России

Исследования  изменений в структурах занятости позволяет сделать следующие основные выводы. Структура занятости по полу в отраслях народного хозяйства России существенно изменилась за период с 1980 по 2003 годы. В отрасли промышленности женщин с 30,7% в 1980 году уменьшилось до 18,0% в 2003 году, у мужчин с 34,4% до 26,9%. В строительстве особенных изменений не произошло, лишь колебания на 1-2% в сторону уменьшения количества занятых, женщин занято в этой отрасли приблизительно 4-5%, а мужчин –11-12%; занятых в области сельского и лесного хозяйства на 2003 год 9,8% женщин и 16,7% мужчин. Значительно изменились показатели занятых в торговле: с 12,8% у женщин в 1980 году до 18,8% в 2003, аналогично с 3,5% до 10,8% у мужчин. Увеличилось количество занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере бытового обслуживания населения на 1% у женщин и на 1,5% у мужчин. В 2 раза увеличилась занятость женщин в сфере управления и финансов и в 5 раз у мужчин, на 2003 год занято 5,9% женщин и 5,5% мужчин. Обратный процесс прослеживается в области науки и научного обслуживания, здесь количество занятых уменьшилось в 2 раза как у мужчин с 4,1% до 1,9%, так и у женщин с 4% до 1,8% [9, 15].

Сейчас получил распространение  принципиально  новый информационный тип распределения работников по сферам профессиональной деятельности. Его главная особенность - преобладание в составе работающих лиц, связанных с индустрией человека  обслуживанием потребностей быстроразвивающийся науки и техники.

Профессиональная занятость в России по своей сути относительно архаична. В ней все еще неоправданно высока доля мало- и неквалифицированных работников. Основную массу рабочей силы составляют инертные в плане повышения квалификации традиционных профессий, недостаточно квалифицированные кадры. В составе высококвалифицированных рабочих и специалистов преобладают работники узкого профиля: Они не могут и не хотят приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования.

По-прежнему профессиональная занятость остается ориентированной на удовлетворение потребностей отраслей материального производства в квалифицированных кадрах. Не хватает специалистов и рабочих в сфере профессиональной деятельности, связанной с удовлетворением первостепенных потребностей человека в образовании, медицинском, культурном обслуживании и т.п.

Конъюнктура рынка труда — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, характеризующаяся соотношением спроса и предложения, т. е. соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми, а также активно ищущими работу в общественном хозяйстве гражданами. Это соотношение формирует границы и масштабы рын-;  ка труда, определенную направленность в движении работников в сфере обращения. Как и на любом другом рынке, на рынке труда стоимость и цена рабочей силы не совпадают. Отклонение цены рабочей силы от ее стоимости определяется рядом факторов. В их числе эффективность производства, характер распределительных отношений, уровень заработной платы и структура доходов, динамика потребительского рынка, колебания цен на товары и услуги и другие факторы.

Конъюнктура рынка труда постоянно меняется. В отдельных регионах Российской Федерации спрос на рабочие места и предложение рабочей силы не совпадают по причинам, в числе которых довольно низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов, недостаточная развитость рынка жилья, сохранение режима регистрации, различия в уровне жизни и др.

На рынке труда существуют количественный и качественный дисбалансы. Количественный дисбаланс характеризуется тем, что число вакансий и свободных рабочих мест меньше, чем число незанятых людей, обратившихся в бюро трудоустройства, а также официально признанных (зарегистрированных) безработных.

Небывалых масштабов достигла несбалансированность экономики по профессиональному составу и структуре наличных рабочих мест, типичной стала ситуация, когда по одним специалистам и профессиям имеется значительный избыток, а по другим дефицит кадров. Таким образом, можно говорить о наличии в России не конкурирующих один с другим рынков рабочей силы различной квалификации .

Около 60% занятых трудится не по специальности. Более 4 млн человек, в том числе около 1 млн с высшим образованием трудятся в качестве рабочих, хотя для труда даже по самым сложным рабочим профессиям не требуется наличия у работника высшего образования.

Крайне медленно решаются вопросы устранения социально тупиковых, дискомфортных рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно в отраслях с преимущественно женской занятостью, простых неквалифицированных видов труда в сельском хозяйстве и сфере услуг.

До сих пор профессиональный дисбаланс остается чрезвычайно большим.

В связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60-70% и в ближайшие 5 лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места.

Главная причина такого положения дел определяется, во-первых, слабой связью предприятий и организаций народного хозяйства с образовательными учреждениями и, во-вторых, плохим предвидением потребности производства в кадрах.

В число первопричин входит отказ базовых экономических механизмов, что связано с кризисом сложившейся системы разделения труда, методов распространения научно-технических достижений и др.

Говоря об общей динамике занятости можно привести данные Российского статистического ежегодника за 1996 год. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010 года. При показателях экономически активного населения в 1990 году 75,7 млн. человек, среднегодовая численность занятых в экономике 75,3, в 1995году при 73,5 –67,1 млн. человек, в 2003 при 72,0 – 650 млн. человек, в 2010 при 71,0 – 67,4 млн. человек.

Говоря о динамике и тенденциях развития занятости нужно отметить и о политике государства в области занятости населения. Как известно, существуют пассивные и активные программы занятости, а также самостоятельный поиск работы гражданами. Пассивные  инструменты государственной политики направлены на поддержку доходов безработных граждан в период активного поиска работы, это – выплата пособий по безработице, досрочных пенсий по старости, материальной помощи ( не более 1 МРОТ), доплата на лиц, находящихся на содержании безработного, а также  оплата временной нетрудоспособности, стипендий гражданам, направленным на обучение службой занятости. Российская Федерация тратит на проведение политики занятости 0,3% ВВП, причем 70% расходов тратится на реализацию мероприятий направленных на реализацию  мероприятий пассивной составляющей(1,с.8). К активным мерам относятся содействие малому  и среднему предпринимательству. Профобучение и переобучение безработных, в рамках которых можно осуществлять субсидированную занятость, а также организация общественных и временных работ. Самостоятельное трудоустройство возможно посредством рекомендаций, обращения в Государственную службу занятости, обращения в коммерческие службы трудоустройства, по газетным статьям, путем рассылки резюме способом direct mail и использование Интернета. В настоящий момент численность банка вакансий и безработных приближаются, но это не говорит о благополучии ситуации. На государственных предприятиях выплачивают низкую заработную плату, а в частном секторе высокая оплата труда сочетается с несоблюдением статей законодательства. Большим дефицитом в России стали высококвалифицированные, в отечественной промышленности сейчас 5% рабочих высокой квалификации, а в развитых странах этот показатель превышает 40%. Способствовать увеличению предложения рабочих будут действия предприятий: увеличение заработной платы, соблюдение режима труда, хорошие условия труда, возрождение «социального пакета». Агентства по трудоустройству, кадровые (рекрутенговые) агентства, агентства поиска, отбора, эксклюзивного поиска «хендхантеры» или компании по поиску руководителей. И, наконец, многообразие сайтов в Интернете, также существенно влияет на динамику развития занятости.

В числе основных параметров, которые будут определять показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может в той или иной степени влиять, следующие:

1.Численность экономически активного населения. Объективно, этот показатель определяется уровнем благосостояния семей: если он ни­зок, появляется необходимость выхода на рынок труда дополнительных контингентов рабочей силы. На данный процесс можно оказывать воз­действие главным образом средствами социальной политики, в частности, эффективной социальной защитой наиболее слабозащищенных слоев на­селения.

2.Стоимость одного рабочего места. Мы предложили наиболее достижимую в ближайшем будущем величину стоимости рабочего места в промышленности (включая все хозяйственные формы). Однако рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также меж­ду предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.

3. Рост числа малых и средних предприятий, повышение их доли в общем объеме продукции и численности промышленно-производственного персонала. Как мы указывали, деятельность МП несколько понижает общий показатель эффективности производства, однако потеря качества в данном случае может быть компенсирована увеличением количества этих предприятий. Как показывает мирохозяйственный опыт, рост их чи­сла, также как и активизация производственной деятельности, во многом определяются государственной политикой в налоговой (льготы, налого­вые «каникулы»), организационной (помощь в материально-техническом снабжении, маркетинге), социальной (социальная защита лиц, наиболее нуждающихся в работе) областях.

4. Замещение труда капиталом и обратное соотношение. Активное использование этого показателя в ряде случаев может оказаться целесообразным, особенно в глубинных районах России, в регионах, облада­ющих избыточным и в то же время не очень качественным трудовым потенциалом.

Конечно, динамика производства и занятости определяется не только указанными показателями. Большое значение будут иметь формирова­ние рационального соотношения между авангардными и традиционным; отраслями, использование эффекта мультипликативных производствен­ных связей, реализуемых от развития тех или иных производств.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.

При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.

Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников сократилась на 8,6 млн. человек, а доля работающих в общей численности занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях.

Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990 - 2003 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.

Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7 млн. человек), увеличилась к началу 2001 года до 87,3 млн. человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2003 - 2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.

Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции (в 1998 - 2001 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента).

Более существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5 млн.человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля и сельское хозяйство.

Составляющие значительный объем экономически активного населения нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное действие: с одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и криминализация деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального рынка труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы.

В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента.

С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.

За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн.человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза.

Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды.

Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.

Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.

Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности.

Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2003 -2002 годах общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 млн. человек, или на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - с 325,3 до 455,9 тыс. человек, или на 40,1 процента.

Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.

Вместе с тем после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992 - 1999 годах численность занятых уменьшилась на 3,1 млн. человек, то в 1999 - 2001 годах произошло увеличение на 1,5 млн. человек.

В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 млн. человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10 - 12 млн. человек.

Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в обществе.

В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5 - 3 раза.

Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн.человек.

Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.

Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 г. (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 млн. человек, или 15 процентов экономически активного населения.

Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 г. - 2,8 млн. человек, или 3,8 процента экономически активного населения.

Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с 7,5 млн. человек в 2003 году до 5,7 млн. человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2003-2001 годах - 1,1 млн. человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году (1,3 млн. человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8 процента).

2.3. Развитие рынка труда в 2003-2005 г.г.

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003 - 2005 годах окажут воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003 - 2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тыс. человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;

2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Заключение

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций: активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается): естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Падение уровня жизни в России приводит к снижению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны  стать борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

Список литературы

1.                 Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001.-80с.

2.                 Боровик В., Похвощев В. Метаморфозы российского рынка труда //Федерализм. 2001. №3. С.99-124

3.                 Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

4.                 Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.

5.                 Грачев М.: Современные тенденции формирования рынка труда в странах с развитой экономикой.//Вопросы экономики.1991 - №9

6.                 Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.-567с.

7.                 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с.

8.                 Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)

9.                 Коровкин А.Г. Динамика и структура занятого населения России по полу // Проблемы прогнозирования.2003.№3.-С.6-22.

10.            Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с.

11.            Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001.-236с.

12.            Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - 450с.

13.            Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.1994 - 520с.Т. 2

14.            Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84.

15.            План действий правительства РФ по реализации в 2003 году программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004) // Internet: www.economy.gov.ru.

16.            Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

17.            Пчелинцев О.С. Двенадцать лет преобразований экономики России: правильно ли был поставлен диагноз? // Проблемы прогнозирования.2003.№3.С.6-22.

18.            Романовский Р. Рынок труда в России и его перспективы //Российский экономический журнал. -1995 - №9

19.            Рынок труда. Под общей ред. д.э.н.проф. Булакова В.С. и д.э.н.проф. Волгина Н.А. - Москва 1998.-445с.

20.            Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф. Н.А.Волгина. - М.: «Экзамен»,2003.-448с.

21.            Сажина М. Рынки ресурсов // Российский экономический журнал. 1996,№4

22.            Семенов А. Механизмы управления процессом создания рабочих мест //Проблемы теории и практики управления. 2001. №5. С.76-81.

23.            Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших макроэкономических показателей // Вопросы статистики.1999.№9.С.28-33.

24.            Синдяшкина П.О. Свободные руки // Экономика и жизнь.2003.№44.

25.            Сосновская Л.Н. Занятость населения в сфере услуг: перспективы равития и методы прогнозирования расчетов.Воронеж,1990.104с.

26.            Тенденции на рынке труда в 2001 году //Вопросы статистики. 2002. №9. С.3-16

27.            Фишер С. И др. Экономика М.-1998. - 310с.

28.            Экономика и социология. Серия «Учебники, учебные пособия». Под ред. Б.Ю.Сербиновского и В.А.Чуланова. Ростов-на-Дону, «Феникс»,1999. 320с.


[1] Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Б.Д.Бреев; Н.А.Волгина. - М.: «Экзамен», 2003.