Содержание

Вариант № 7. 3

Список литературы.. 7

         Вариант № 7

         Тема: Не с прилагательными

         Класс: 6

         Тип урока: объяснение нового материала

         Цели урока:

-       обучение новому материалу и закрепление знаний

-       познакомить с правописание не с прилагательными;

-       совершенствовать умение правильно писать слова с этими частицами;

-       развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

-       дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

         Методы:

-       фронтальный опрос (для закрепления новых знаний);

-       взаимоопрос.

 

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Методический комментарий

Организационный момент – 1 мин.

-

-

Формулирование темы и цели урока – 5 мин.

1. усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами прилагательными;

закрепление навыка правописания не с  прилагательными (на результат ориентируют эталоны на "4" и на "5", в которых цели прописаны детально).

Эталоны прописаны на доске.

Итак, что нужно знать и уметь, чтобы получить "4"? (Ученики вслух зачитывают критерии).

А чем этот эталон отличается от эталона на "5"? (Ученики сравнивают и зачитывают ответ).

Орфографическая задача (проблемная ситуация) – 5 мин.

Решите записанную на доске орфографическую задачу:

- как написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?

(Оказывается, мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).

Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом – 7 мин.

У нас есть подсказка - теоретический материал параграфа 38 учебника на странице 82 - 83.

Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре).

После работы в парах - опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией примерами, записанными на доске

Закрепление. Тренировочные упражнения – 15 мин.

1. Упражнение 1. Выпишите слова, которые без не не употребляются.

2. Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не (читается стихотворение)

3. Упражнение 2. Подберите к данным словам синонимы с не

4. Упражнение 3. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными прилагательными

5. Упражнение 4. В каких предложениях неверное написание не с прилагательными?

Что значит "слово не употребляется без не"? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не, то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется.

Текущий тест: первичная проверка усвоения материала

по теме "Не" с прилагательными". – 10 мин.

I. Найдите неверное утверждение.

II. Выберите слова, которые без "не" не употребляются.

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не".

IV. Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с прилагательными, указав их номера.

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа.

VII. Составьте загадку с использованием прилагательных с не по образцу

Творческое задание для выполнивших тест – 3 мин.

Составьте 3 предложения, употребив все случаи написания не с прилагательными

Постановка домашнего задания – 2 мин.

выучить правило параграфа 38, при ответе привести свои примеры;

выполнить упражнение 220: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные написания с не, затем - раздельные.

-

Список литературы

1.     Блинов Г.И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка, М., 1986.

2.     Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах, М., 1995.

3.     Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка, М., 1999.

4.     Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка, М., 2005.

5.     Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, М., 1987