Оглавление

Введение                                                                                                        3

1 Логистика и маркетинг                                                                              4

2 Правила рспределительной логистики                                                    8

Заключение                                                                                                  11

Список  литературы                                                                                    12

Введение

Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в про­странстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой воины, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия обо­ронной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транс­порта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о раци­ональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышлен-ного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных между­народных соревнований и т. д.

К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распреде­лительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

1. Логистика и маркетинг

Сбытовая логистика, или логистика распределения, — неотъемле­мая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспор­тировку, складирование и др.[11].

В целостной стратегии распределительной логистики можно выде­лить две основополагающие стороны. В упрощенном виде их можно представить, во-первых, как изучение потребностей рынка, чем, собственно, занимается и маркетинг, и, во-вторых, как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

В настоящее время высказывается обоснованное мнение, что включение маркетинга в распределительную логистику в качестве ее органической составной части может послужить одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности.

Чуткое реагирование на малейшее изменение конъюнктуры рынка стало жизненной необходимостью. Такое реагирование возможно лишь в случае эффективного функционирования информационного потока и системы информационной логистики [3, 5, 6].

Важным этапом в изучении рынка является анализ информации о конкурентах. Она должна быть достоверной, своевременной и по возможности включать сведения об экономическом и финансовом положении конкурентов, технико-экономическую характеристику изготовляемой ими и готовящейся к выпуску новой продукции, а также целый ряд сведений относительно снабженческо-сбытовой и некоторых других видов деятельности фирм-соперников. В число таких сведений обычно входят показатели качества работы службы сбыта (своевременность и ритмичность поставок, скорость доставки товаров, их сохранность и др.) и данные коммерческого характера (численность персонала службы маркетинга и сбыта, эффектив­ность рекламы, взаимоотношения с потребителями продукции и др.). Только после тщательного анализа подробной информации о конкурентах фирма принимает решение о доле своего участия на рынках конкретных видов товаров.

Изучение потребности в продукции не сводится только к выявле­нию различных групп потенциальных покупателей и анализу меха­низма принятия ими решений о закупке товаров. Проблема здесь состоит еще в определении потребностей покупателей, а главное — их платежеспособности. Поэтому поставщики продукции произ­водственно-технического назначения занимаются также анализом финансового положения потребителей [8].

Информацию о технико-экономических характеристиках продук­ции конкурентов фирмы используют для сопоставления ее с собст­венной продукцией в целях выявления преимуществ или недостатков и, в конечном итоге, для отбора номенклатуры товаров, с которыми необходимо выходить на рынок. В этих целях проводится анализ эффективности производства различных видов продукции, в рамках которого выясняются возможности ее сбыта и материального обес­печения производства, исчисляются издержки производства и обра­щения, формируется план выпуска продукции, а затем испытываются в разных условиях образцы продукции.

Располагая обширной информацией о рынке товаров и аналити­ческими исследованиями о нем, фирмы разрабатывают краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Они используются во внутрифирменной деятельности различных служб, в том числе и производственной. Результаты прогноза принимаются во внимание при планировании материального снабжения потребностей производства, капитальных вложений, анализе хозяйственной деятельности фирм и т.д.

Маркетинговое предложение определяется как сочетание товаров, предлагаемых потребителю в том или ином сегменте рынка. Оно содержит как информацию о товарах и сведения о ценах, так и ме­тоды стимулирования продаж, формы доведения товара до потреби­теля. В свою очередь, предложение товара включает характеристики товара, его качества, дополнительные удобства пользования товаром с учетом индивидуальных особенностей потребителя, упаковку, условия ремонта и обслуживания товара после его закупки, гарантии обеспечения потребительских свойств. Сведения о ценах представ­лены диапазоном цен, условиями оплаты (например, предоставление рассрочки покупателю), порядком кредитования. Методы стимули­рования продаж — наиболее сложная часть маркетингового предло­жения. Наиболее распространены следующие способы стимулиро­вания сбыта: реклама выпускаемых и новых товаров, расширение объема и повышение качества услуг для покупателей, в частности послепродажного обслуживания; заключение лизинговых соглашений с последующим правом выкупа; краткосрочные скидки торгующим организациям [1, 5, 10].

При использовании маркетинга в целях повышения эффективности сбыта, как правило, рассматриваются два его аспекта. Во-первых, анализ причинно-следственной связи между затратами на марке­тинг и его результатами, на основе которого определяется, сколько средств следует выделять на ту или иную область деятельности мар­кетинга. Во-вторых, определение эффективности маркетинга, что связано с установлением «стандартов деятельности» и с процессом планирования сокращения материальных и финансовых затрат на эти стандарты без сокращения текущих или ожидаемых объемов сбыта или суммы прибыли. Такой анализ позволяет определить эф­фект различных уровней и комбинаций затрат на маркетинг, равно как и порядок их распределения по различным сегментам рынка. Для определения затрат на маркетинг необходимо иметь информа­цию о величине и направлениях развития рынка, рыночных долях, реакции конкурентов и т.д.

Анализ результативности маркетинга прежде всего необходим для [4]:

 а) контроля за прибыльностью (при определении прибыльности изделий, территорий сбыта, включая экспортные рынки, и т. д.);

б) установления «стандартов деятельности» как продавца, так и поку­пателя на уровне отдельного изделия (при этом следует установить, были ли эти стандарты достигнуты эффективными методами);

в) контроля за затратами при измерении эффективности расходов на различные компоненты маркетинга.

В результате анализа результативности маркетинга можно сделать далеко идущие выводы об эффективности производства в целом и стратегии поведения фирмы на рынке. Особенно важное значение такие выводы имеют в условиях нестабильного рынка, т. е. спада продаж или их роста. Стратегия поведения фирмы может заключать­ся в различных формах влияния на рыночную конъюнктуру. Наибо­лее радикальными способами, дающими эффект «подчинения» рынка (они пригодны в основном для крупных компаний), являются интегра­ционные мероприятия. В зависимости от внешних условий выбирается опережающая, обратная или горизонтальная интеграция.

2. Правила распределительной логистики

 Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в распределительной сети, составляют ключе­вую логистическую функцию — физическое распределение. К этим операциям (элементарным функциям) относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка; хранение, сортировка, комплектация, кон­солидация и т. д. Элементарные функции объединяются в комп­лексные (транспортировку, экспедирование, складирование, защитную упаковку, грузопереработку, управление запасами и др.), осущест­вляемые с целью повышения эффективности работы логистической системы и оптимизации качества логистического сервиса в сфере распределения [1, 2].

Для наиболее эффективного физического распределения в логистике существует ряд правил [7]:

Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребите­лей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать мак­симальное приближение к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно боль­шее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости.

Для применения этого правила необходимо первоначально ран­жировать критерии построения распределительной сети. При этом «возможно большие расстояния» означают длину логистического участка, а не расстояние в километрах, причем время превалирует над пройденным расстоянием, а надежность и качество перевозок — над скоростью транспортировки. Грузовые единицы должны рас­сматриваться с точки зрения перевозки многими видами транспорта, т. е. с точки зрения максимальной вместимости стандартизирован­ных контейнеров, которые возможно могут быть предложены каждым из видов транспорта.

Правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать мини­мальное количество УДЕ измерения продукции и минимальное коли­чество УДЕ транспорта (независимо от их вместимости).

Данная концепция «минимального количества УДЕ» независимо от их вместимости согласуется с концепцией оборота УДЕ, т. е. числа раз, когда они могут быть своевременно предоставлены по­требителям. Это подразумевает интенсивное использование обору­дования для технологической обработки указанных единиц и нали­чие инфраструктуры, заинтересованной в эксплуатации УДЕ при перевозках многими видами транспорта (например, крупных терми­нальных комплексов). Применение этого правила требует, чтобы в сфере физического распределения производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микро­экономическом уровне, в частности по используемому технологи­ческому оборудованию.

Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолида­ции, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транс­портировки) и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки).

Этому правилу должны подчиняться все уровни групповых еди­ниц продукции. В идеальном случае, когда темпы производства адекватны темпам потребления, можно было бы использовать уп­лотненные потоки с нулевым запасом во всех звеньях, через кото­рые проходит распределительный канал, и минимальным запасом в конечных торговых точках сбыта. В реальных условиях всегда име­ется расхождение между темпами производства продукции и темпами местного потребления (на локальном рынке). Поэтому наличия ста­ционарного склада в распределительной сети, как правило, избе­жать нельзя.  Правило 3 как раз и отвечает на вопрос, где должен быть расположен стационарный склад. Применение этого правила открывает новые перспективы относительно выбора, который должен быть сделан между созданием стационарного склада, размещенного на местном рынке, и концепцией мобильного, подвижного запаса. Другими словами, следует выбирать между скоростью распределе­ния и его надежностью.

Заключение

В заключении можно отметить, что сбытовая логистика является одним из видов логистики, обеспечивающим наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции и охватывает такие системы распределения, как маркетинг, транспортировка, складирование и др.

Развитие маркетинга связано с обострением проблемы реализации продукции и ростом требований к подразделениям фирм, занимающихся сбытом и материально-техническим снабжением. Прежде всего возникает необходимость совершенствование сбытовой политики, при разработке которой специалисты службы сбыта должны ориентироваться на концепцию сквозной логистики, распространяемой на все предпринимательство и охватывающей производство в широком смысле.

Изучение рынка – одна из главных предпосылок организации сбыта товаров промышленными фирмами индустриально развитых стран. Этот процесс уже давно выделился в самостоятельную область внутрифирменной деятельности. Фирмы-производители сегодня стали острее ощущать потребность в подробной и разносторонней информации о рынке выпускаемой ими продукции и всех изменениях в потребительском спросе. Сведения, поступающее от сотрудников отдела сбыта, сегодня уже оказываются не полными, для того чтобы принимать квалифицированные решения по производству продукции и ее реализации.

Список используемой литературы

1. ГаджинскийА.М. Логистика: Учебник. — М.: Маркетинг, 1998. — 228 с.

2. Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособие. — Саратов: СГТУ, 1995. - 166 с.

3. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логис­тики: Учеб. пособие. — М.: МГТУ, 1998. — 116 с.

4. Леншин И.А., Смоляное Ю.И. Логистика. Ч. 1—2. — М.: Машиностроение, 1996.

5. Логистика: Учеб, пособие/Под ред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 1997. - 327 с.

6. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. — М.: ЮНИТИ. - 271 с.

7. Новиков О.А., Hoc B.A., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. - СПб.: СЭПИ, 1996. - 112 с.

8. Основы логистики: Учеб. пособие/Под ред. Л.Б. Миротина и        В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 200 с.

9. Практикум по логистике: Учеб. пособие/Под ред. Б.А. Аники­на. - М.: ИНФРА-М, 1999.

10. Промышленная логистика. — СПб.: Политехника, 1994. — 165 с.

11. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика, 1995. — С. 84.