Оглавление

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Основные направления маркетинговых исследований               5

          1.1. Сущность и основные направления исследований

                 в маркетинге                                                                                  5

          1.2. Определение  потребности   в  проведении

                 маркетинговых    исследований                                                   9

Глава 2. Концепция маркетинговых исследований                                  13

          2.1. Методические основы исследования маркетинга                    13

          2.2. Правила и процедуры маркетинговых исследований              18

Глава 3. Опыт организации маркетинговых исследований

               (аналитический обзор)                                                                  24

Заключение                                                                                                   28

Список литературы                                                                                      29

                                                Введение

В современной действительности для достижения успеха на рынке компании должны использовать в своей деятельности маркетинговые исследования. Только они способны дать ответ, что происходит на рынке, какие решения необходимо предпринять  фирме, чтобы та не потерпела финансовый крах?

Современная концепция маркетинговых исследований опирается на различные методы получения достоверной информации, которая так необходима в быстроменяющейся рыночной среде для принятия правильного управленческого решения с использованием новейших достижений технологического прогресса.

Объект исследования – маркетинговые исследования.

Предмет исследования – сущность и основные направления маркетинговых исследований.

Цель исследования – изучить сущность и основные направления маркетинговых исследований.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность и основные направления исследований в маркетинге;

- определить необходимость проведения маркетинговых    исследований;

- рассмотреть методические основы исследования маркетинга;

- изучить правила и процедуры маркетинговых исследований;

- проанализировать опыт организации маркетинговых исследований за рубежом.          

Глава 1. Основные направления маркетинговых исследований

1. Сущность и основные направления исследований в маркетинге

 

Маркетинговое исследование — это систематическая подготовка и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией [4, 18].

Исследование рынка — самое распространенное направление в марке­тинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о ры­ночных условиях для определения деятельности предприятия.

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-техни­ческих, демографических, экологических, законодательных и других факто­ров. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики па рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная струк­тура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные по­требители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители-организации. Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательного спроса. Кроме того, анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потре­бителей [2, 8].

Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимуще­ства на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, поведение рекламных кампаний, развитие сервиса). Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью.

Изучение фирменной структуры рынка проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии "присутствовать" на выбранных рынках. Помимо коммерческих, торговых и иных посредников предприятие должно иметь правильное представление о других "помощниках" в своей деятельности на рынках. Это транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, фи­нансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.

Главной целевой установкой исследования товаров является определе­ние соответствия технике экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследования товара позволяют получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры изделия (дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность) он более всего ценит. Наряду с этим можно получить данные для формирования наиболее удачных аргументов реклам­ной кампании, выбора подходящих торговых посредников.

Исследование цены направлено на определение такого уровня и соот­ношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей при­были при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). В качестве объектов исследования выступают затраты на разра­ботку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), влияние кон­куренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов (сравнение технико-экономических и потребительских параметров); поведение и реакция потребителей относительно цены товара (эластичность спроса). В ре­зультате проведенных исследований выбираются наиболее эффективные со­отношения "затраты-цены" (внутренние условия, издержки производства) и "цена-прибыль" (внешние условия).

Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы — также одно из важных направлений маркетинговых исследований. Оно преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей; эффектив­ность рекламы; отношение потребительской общественности; контакты с покупателями [10, 12].

Исследование внутренней среды предприятия ставит целью определе­ние реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь нужно получить ответ на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.

Однако, прежде чем приступать к проведению маркетингового исследования нужно определить необходимость его как такового для фирмы (организации).

1.2. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований

Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью ис­пользования мониторинговой системы является предоставление опера­тивной информации руководству организации. Такая информация позво­ляет руководству оценить, соответствуют ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательскую способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели  ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли исполь­зованы конкурентами новые стратегии. Мониторинг может быть осу­ществлен многими путями как на формальной, так и на неформальной основе [13, 20].

Анализ ситуации является в маркетинге основой для принятия решений. Задача исследований заключается в подготовке данных как об условиях, влияющих на деятельность предприятия, так и воз­можных последствиях различных мероприятий маркетинга. Предметом анализа являются рынок, ситуация в стране и мире, а также возможности организации (Рис.2.1.).

 Для получения информации о внутренних и внешних условиях paботы организации применяются специальные методы анализа. Их ре­зультат отражает текущую ситуацию, в которой находится организа­ция. Для

                        Покупатели                Экономическая компонента

                        Поставщики               Технологическая компонента

Организация            Торговля                     Политико-правовая компонента

                        Сбытовые

                        посредники                Физическая компонента

                        Конкуренты               Социально-культурная компонента

    Рис. 2.1. Предмет маркетингового анализа

подготовки решений, ориентированных на будущее, одного анализа современных условий недостаточно. Необходимо использова­ние, методов прогноза.

Однако в целом ряде случаев может не возникнуть потребности в проведении маркетинговых исследований [5, 9]:

1. Информация уже имеется в распоряжении. Это обусловлено тем, что многие современные менеджеры имеют доступ к  соответствующей информации, например на основе компьютерной технологии. Возможно быстро получить информацию об объеме сбыта, издержках, величине прибыли, потребителях , деятельности сбытовиков и т. д.

2. Недостаток времени для проведения маркетингового иссле­дования. Иногда выявленная проблема требует немедленного вмеша­тельства со стороны руководства - скажем, обусловленная действия­ми конкурентов. В то же время ряд маркетинговых исследований, например, обследование потребителей, требуют недель и месяцев.

3. Отсутствуют необходимые ресурсы. Если исследование проводится в организации, то для этого требуется участие персонала, материального обеспечения, бюджетных средств. Если исследование проводится за стенами организации, необходимы финансовые средства и время персонала организации. Когда не хватает денежных средств, руководство организации может решить направить их на какие-то другие цели, даже в том случае, когда понимает важность проведения маркетинговых исследований.

4. Затраты превышают ценность результатов маркетинговых ис­следований. Это ограничение может существовать и в случае нали­чия всех необходимых ресурсов. Ряд решений, принимаемых на осно­ве результатов маркетинговых исследований, могут оказывать сла­бое влияние на объем реализации, прибыль, лояльность потребите­лей и др.

Руководство организации, осуществляя мониторинг внешней сре­ды, получает информацию из множества источников - от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции , от дилеров, которые могут информировать, что организация уступа­ет позиции на рынке конкурентам, и т.д. Однако эта информация скорее всего касается проблем-симптомов, а не базовых проблем. Задачей исследователей как раз и является выявление базовых про­блем, которые лежат в основе проблем-симптомов [10, 15].

Глава 2. Концепция маркетинговых исследований

2.1. Методические основы исследования маркетинга

Маркетинг, как подчеркивают многие специалисты, является не столько чисто теоретической, сколько преимущественно практической дисциплиной, которая возникла и развивалась как результат хозяйственной деятельности в условиях рынка. Вместе с тем маркетинг в ходе своего развития широко использовал передовые достижения науки, поэтому он представляет собой своего рода арсенал современных приемов и методов различных научных дисциплин, которые используются для решения широкого диапазона задач маркетинговой деятельности [6, 17].

Методологические основы маркетинга складываются из общенаучных, аналитико-прогностических методов, а также методических приемов, заимст­вованных из разных областей знаний.

Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исс­ледованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменения на рынке потре­бительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, внешних про­цессов, изменения в сфере рынка средств производства, финансового рынка, международного рынка, а с другой, — внутренних процессов: изменения в развитии рынков отдельных тесно взаимосвязанных товаров.

Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рас­сматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, про­блематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае — это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), следуя которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.

Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени или усилий) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, рас­чет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов движения сбытовых агентов.

При решении проблем выбора очередности обслуживания заказчиков, составления графиков поставок товаров и других аналогичных задач при­меняются методы теории массового обслуживания. Они дают возможность, во-первых, изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, соблюсти необходимую оче­редность их выполнения.

Методы теории вероятностей помогают принимать решения, которые сводятся к определению значения вероятностей наступления определенных событий и выбору из возможных действий наиболее предпочтительного. В данном случае речь идет о том, производить или нет продукт А или В, реорганизовывать либо расширять производство, проникать на рынок или нет.

Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать ответственность,   экономить   затраты,   предусматривать   возможные отклонения. Достаточно эффективным является использование метода сетевого планирования при разработке программы производства нового товара и организации пробных продаж, подготовке и проведении сбытовых и рекламных кампаний [1, 6, 11].

Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий. Используются методы "Дельфи", "Мозговой атаки", "Адвоката дьявола" и др.

Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопро­сов, связанных с формированием экспертной группы, проведением проце­дуры экспертизы, выбором методов обработки результатов экспертных оце­нок. Основными требованиями к экспертам являются их компетентность, профессионализм, авторитетность, беспристрастность. Процедура эксперти­зы предполагает коллективное генерирование идей на основе проведения дискуссий или опросов (обычных или многоступенчатых) с применением анкет. Использование средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные данные, но и построить аналитические и имитационные модели. Вес это делает использование экспертизы методом достаточно авторитетным и перспективным.

Активно используются в исследованиях и разработках маркетинга ме­тодические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами социологии и психологии, поскольку особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. Для этого изучается, например, мотивация поведения потребителей на рынке, исследуется вос­приятие потребителями рекламных мероприятий, образа товара. Широко применяются психологические тесты, мотивационный анализ.

Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценно­стных ориентации. При этом используются методы анкетирования, "панель­ных" обследований и т.п.

В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, что позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом национальных культур, уровней жизни. Антропологические измерения используются также в конкретных случаях при моделировании ряда потребительских товаров (например, одежда, обувь, мебель).

Методы маркетинга тесно связаны и с такими науками, как экология, эстетика, дизайн, физиология, история, философия.

2.2. Правила и процедуры маркетинговых исследований

Полученные  с   помощью  исследования  маркетинга  данные представляют собой основу для информирования производителей, поставщиков, посредников о привычках, взглядах и потребностях широких слоев потребителей. В конечном счете успех любого исследования маркетинга зависит от того доверия к нему, которое сложилось в обществе.

В процессе исследования маркетинга участвуют информаторы, пред­ставляющие требуемые данные, специалисты по маркетингу (исполнители) и заказчики, по поручению которых проводится исследование [3, 11, 14].

В  качестве  информаторов  могут выступать непосредственно потребители, специалисты, эксперты. В большинстве случаев имена информаторов, как правило, не называются, что дает возможность получать от них достаточно объективные сведения, исключаются всякие попытки насильственного получения данных или влияния с целью изменения мнения информаторов. Нельзя также рассматривать как исследования маркетинга данные, полученные путем промышленного шпионажа, обмана.

Исследования в области маркетинга базируются на общих научных принципах и методах, в том числе это относится и к общим требованиям к исследователям. Исследователь должен:

- быть объективным, принимать все меры предосторожности, чтобы не по­влиять на интерпретацию зафиксированных фактов;

- указывать степень погрешности своих данных, имея в виду несовершен­ство любого применяемого метода;

- быть творческой личностью, определять новые направления поиска, ис­пользовать современные методы;

- заниматься исследованиями постоянно, чтобы не упустить происходящие перемены [3, 10].

А.Н. Романов выделяет следующие основные этапы процедуры маркетингового исследования [14]:

1. Разработка концепции исследования.

1.1 Определение целей.

1.2 Постановка проблемы.

1.3. Формирование рабочей гипотезы.

1.4. Определение системы показателей.

2. Получение и анализ эмпирических данных.

2.1. Разработка рабочего инструментария.

2.2. Процесс получения данных.

2.3. Обработка и анализ данных.

3. Формулирование основных выводов и оформление результатов иссле­дования.

3.1. Разработка выводов и рекомендаций.

3.2. Оформление результатов исследования.

Е.П.Голупков выделяет свои основные этапы процедуры  маркетинговых исследований [9]:

1. Определение проблемы и целей исследования.

1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых иссле­дований .

1.2. Определение проблемы.

1.3. Формулирование целей маркетинговых исследований.

2. Разработка плана исследований.

2.1. Определение типа требуемой информации и источников её получения.

2.2. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.

2.3. Определение методов сбора необходимых данных.

2.4. Разработка форм для сбора данных.

2.5. Разработка выборочного плана и определение объема выбор­ки.

3. Реализация плана исследований.

3.1. Сбор данных.

3.2. Анализ данных.

4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до ру­ководства (подготовка и презентация заключительного отчета).

Концепция  маркетингового  исследования  представляет  собой подробное определение содержания предмета исследования, общую постановку задачи в пределах данного исследовательского замысла. Речь идет о выработке первоначального представления о целях и проблематике исследования, формировании рабочей гипотезы.

Цель исследования зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Это общая постановка задачи. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений.

Маркетинговые исследования всегда нацелены на определение и решение какой-либо конкретной проблемы. Если цель — это общая постановка задачи, то определение проблематики — совокупность частных задач, вытекающих из главной задачи. Так, проблематика маркетингового исследования может вытекать из вида товара и специфики его потребления, уровня насыщенности рынка, каналов продвижения и действий конкурентов. Поэтому частные проблемы могут возникать на стороне либо товарного предложения, либо спроса, либо цены. Задачи заключаются в исследовании в первую очередь тех проблем, от которых зависят современное состояние и

дальнейшее развитие рынка.

Рабочая гипотеза маркетингового исследования представляет собой вероятностное предположение относительно сущности и путей решения рассматриваемых явлений. Это своего рода алгоритм решения выявленных для исследования проблем. Разработка рабочей гипотезы — сложный твор­ческий процесс, своего рода фундамент будущего исследования. Она позво­ляет установить рамки и основные направления всей разработки. Рабочая гипотеза должна обеспечивать:

- достоверность (гипотеза должна быть непосредственно связана с про­блемами, вытекать из их сущности);

- предсказуемость (не только объяснять, но и служить основой для решения проблем);

- проверяемость (чтобы можно было проверить ее положения на эмпири­ческом материале);

- возможность формализации (возможность выразить главные предполо­жения не только логически, но и с помощью экономико-математических построений).

Рабочая гипотеза служит основой определения той системы показателей, которые необходимы для данного исследования (например, показатели, характеризующие развитие ассортимента товаров, динамику потребительских предпочтений, затраты на продвижение товаров по каналам сбыта). Получить эти данные можно из различных источников информации.

Получение   и   анализ   эмпирических   данных   в   процедуре маркетингового   исследования   связаны   с   разработкой   рабочего инструментария. Он представляет собой совокупность методов и средств сбора, обработки и анализа информации для проверки рабочей гипотезы исследования.

Рабочий инструментарии - это не механический набор методов и приемов, а целенаправленный их выбор для решения конкретных, специфических задач. Его разработка складывается из ряда этапов, включающих:

- определение методов и процедур сбора первичных данных (публикуемые статисти­ческие данные, внутренняя информация предприятия, выборочные обсле­дования);

- определение методов и средств обработки полученных данных (экономико-статисти­ческие и экономико-математические методы);

- определение методов анализа и обобщения материалов по проверке рабочих гипотез (моделирование, исследование операций, деловые игры, экспертиза) [16, 20].

Процесс получения и обработки эмпирических данных осуществляется в соответствии с выбранным рабочим инструментарием. Особое значение в этом процессе занимают специальные выборочные обследования (опросы населения, опросы специалистов, экспертиза). Они позволяют глубже рас­крыть конкретную проблематику маркетинговой деятельности предприятия.

Наибольшую важность при обработке и анализе материалов имеют прогностические расчеты относительно развития исследуемых проблем. Широко используются методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок.

Итогом проведенного исследования является разработка выводов и рекомендаций. Они должны непосредственно вытекать из результатов разработки, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение исследуемых проблем.

Глава 3. Опыт организации маркетинговых исследований

(аналитический обзор)

Различные фирмы организуют выполнение функции проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие — только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Имеются фирмы, в структуре которых формально не отражена функция маркетинговых исследований.

Специальные отделы маркетинговых исследований обычно имеют крупные фирмы (объем реализации превышает 500—750 миллионов дол­ларов), которые в состоянии понести существенные затраты, связанные с функционированием такого отдела [4, 19].

Отдел маркетинговых исследований обычно организуется на основе одного из следующих признаков (или их комбинации): область применения, функция маркетинга и этап процесса исследования. Так, некоторые фирмы обсуживают  как  конечных  потребителей,  так  и  промежуточных (промышленные предприятия). На таких фирмах отдел маркетинговых исследований может включать два подотдела; маркетинговые исследования конечных потребителей и маркетинговые исследования промежуточных потребителей.  Другие  фирмы  организуют  отделы   маркетинговых исследований по группам выпускаемой продукции (по продуктовым ли­ниям). И наконец, такие отделы могут быть организованы по этапам про­цесса маркетинговых исследований: сбор данных, анализ данных и др.

В ряде случаев на фирме назначается только один специалист, от­ветственный за маркетинговые исследования. Он может проводить сам ограниченные маркетинговые исследования, но главным для него является оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведения соответствующих маркетинговых исследований и организация покупки результатов таких исследований у консультационных фирм по марке­тинговым исследованиям.

Маркетинговые исследования могут проводиться самостоятельно, собственными силами организации, или же организация может прибегнуть к услугам специализированных консультационных организаций. При выборе между первым  и вторым  вариантами проведения маркетинговых исследований учитывается множество факторов [18, 21]:

1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами. (Для справки: стоимость проведения маркетинговых исследований, по экспертной оценке зарубежных специалистов, в среднем составляет менее 0,2 от каждого процента себестоимости продукта.)

2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необхо­димой квалификации. Особенно это важно учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработки полученных результатов.

3. Глубокое знание технических особенностей продукта. Обычно специалисты компании знают их лучше, и эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций.

4. Объективность. Специалисты специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.

5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ для них, оборудования для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации.

6. Конфиденциальность лучше сохраняется при проведении марке­тинговых исследований сотрудниками компании. Иногда компании одну часть маркетинговых исследований проводят силами собственных со­трудников, а другую — с помощью специализированных маркетинговых организаций.

Результаты опроса менеджеров 1690 компаний Великобритании показали, что услугами агентств по исследованию рынка пользуется 36,2% компаний и 63,8% не пользуется.

Тремя главными проблемами, возникшими перед зарубежными фир­мами, проводящими маркетинговые исследования, являются следующие.

1. Нежелание потребителей, чтобы при проведении маркетинговых исследований вторгались в их личную жизнь.

2. Этические проблемы: объективность проведения исследования, отсутствие фальсификации получаемых данных, предоставление всех данных, объективная интерпретация полученных результатов, конфиденциальность,   общественная   опасность   продвижения недоброкачественных и опасных товаров и др.

3. Глобализация маркетинга, требующая проведения маркетинговых исследований в разных странах и выработки рекомендаций с учетом тенденций на мировом рынке.

Заключение

Проведение маркетингового исследования – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всей организации.

Проведение маркетинговых исследований отечественными фирмами в настоящее время является редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства фирм на обеспечение  текущей прибыли, а, во-вторых, в отсутствии положительного опыта проведения таких исследований и недооценки отечественными предпринимателями их полезности.

К современным тенденциям, влияющим на эффективность проведения маркетинговых исследований за рубежом относят:

1. Рост доступности коммерческих баз данных;

2. Расширение использования новой технологии;

3. Ухудшение образа опросов среди покупателей.

В нашей стране в силу узости круга фирм, выполняющих маркетинговые исследования, эти тенденции пока незаметны.

Список литературы

1. Академия рынка. Маркетинг. М.:Экономика, 1993.- 128 с.

2. Аленсунин В.А. Маркетинг: краткий курс.-М.: «Издательство Дашков и К», 2000.-191с.

3. Акулич И.А., Демченко Е.В. Основы маркетинга.-Минск: «Высшая школа»,1998.-236с.

4. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.- 234 с.

5. Багиев Г.Л. Маркетинг.-М.: «Экономика»,1997.-703 с.

6. Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих.-Л.: «Культ-информ-пресс»,1991.-255с.

7. Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993.- 348 с.

8. Гаврилин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск:ЧГТУ, 1995.- 101 с.

9. Голубков Е.П. Маркетинг: словарь.-М.: «Экономика; Дело», 1994.- 159с.

10. Голубков Е.П. Основы маркетинга.-М.: «Финпресс»,1999.-656с.

11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг. М.: Международные отношения, 1991.- 278 с.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: «Ростинтэр», 1996.-704с.     

13. Кретов И.И. маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994.- 215 с.

14. Маркетинг / Под ред. А.Н.Романова.-М.: «Банки и биржи ЮНИТИ»,1996.-560с.

15. Маркетинг / Под ред. Э.А. Уткина.-М.: «Издательство ЭКМОС»,1998.-320с.

16. Маркетинг / Под ред. Н.Д.Эриашвили.-М.: «ЮНИТИ»,2000.-623с.

17. Маркетинг (конспект лекций) Автор-составитель Н.В.Бендина. -М.: «Издательство ПРИОР»,2001.-208 с.

18. Федько В. П., Федько Н. Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д.: МарТ, 2000. - 448с.

19. Хлусов В.П. Основы маркетинга.-М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-160 с.

20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг.М.: Финансы и статистика, 1991.- 367 с.

21. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.- 245 с.