Оглавление
Введение 3
Глава 1. Организация и ее среда 5
1.1. Значение внешней среды 5
1.2. Среда прямого воздействия 7
1.3. Среда косвенного воздействия 9
1.4. Международное окружение и его влияние на бизнес 12
Глава 2. ООО «КеМАЗ» и его окружающая среда: взаимодействие
и взаимовлияние 17
2.1. Основные направления взаимодействия и взаимовлияния
окружающей среды и ООО «КеМАЗ» 17
2.2. Совершенствование управления в деятельности
ООО «КеМАЗ» 21
Заключение 26
Список литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Сегодня речь идет о создании такой системы управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
Одним из приоритетных направлений в создании эффективной системы управления является изучение внешней среды организации.
Отсюда объект исследования – внешняя среда организации.
Предмет исследования – особенности взаимовлияния и взаимодействия организации и ее окружающей среды.
Цель исследования – проанализировать влияние среды на деятельность организации.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
- выявить значение внешней среды для организации;
- изучить особенности среды прямого и среды косвенного воздействия;
- проанализировать влияние международного окружения на бизнес;
- изучить основные направления взаимодействия и взаимовлияния окружающей среды и ООО «КеМАЗ»;
- предложить основные направления совершенствования управления в деятельности ООО «КеМАЗ».
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА
1.1. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения, внешнего по отношению к организации появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важных вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешнем миром.
Внешняя среда всегда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. Сложность внешней среды, в свою очередь, характеризуется числом и вариантностью факторов, на которые организация обязана реагировать, чтобы поддерживать свое существование и быть конкурентоспособной на рынке. Организации, работающие со сложной внешней средой, имеют дело с многими категориями данных, необходимых для принятия решений.
Скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде, определяют ее подвижность. Наше время характеризуется особенной подвижностью внешней среды организации. М.Мескон цитируя Э.Элбини пишет: "Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути
_________________
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-С.35-39.
Кохно П.А. и др. Менеджмент.-М.: Финансы и статистика, 1993.-С.50-56.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./Общ. ред. и вст. ст. Л.И.Евенко.-М.:Дело,1992.
Основы менеджмента. Учебное пособие / Под ред. А.К.Семенова.-2-е изд.-М.:Издательский Дом «Дашков и К»,2001.-176с.
дела, руководители самых важных для общества организаций вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде...".
Более высокая подвижность внешней среды наблюдается в отраслях электронной, фармацевтической и химической промышленности (факторы - технология, конкурентная борьба). Более активные изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.
Подвижность внешних переменных факторов может по-разному затрагивать различные подразделения организации. Так, например, подразделения, связанные с научными исследованиями, постоянно сталкиваются с высокой подвижностью внешней среды, отслеживая технологические новшества. Для производственного отдела реакция на внешнюю среду более спокойная. Здесь наблюдается стабильное движение материальных и трудовых ресурсов.
Объем и достоверность информации по каждому фактору оказывает влияние на степень определенности внешней среды. Неопределенность внешней среды тем большая, чем меньше информации и есть сомнения в ее достоверности. Чем неопределеннее внешние переменные, тем сложнее принимать эффективные решения.
Таким образом, руководитель должен следить, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособленные организации, его организация не оказалась в числе исчезнувших.
_______________
Брэддик У. Менеджмент в организации.-М.:"ИНФРА-М",1997.-С.85-89.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-С.35-39.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.-Спб.: Питер Ком, 1999.-896с.
Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.-Нижний Новгород: НКУП, 1992.-С.67-86.
1.2. СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Организация как открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой. Под внешней средой понимают факторы, которые способствуют функционированию, выживанию и эффективности организации.
Одним из способов облегчения учета влияния внешней среды на организацию состоит в разделении внешних факторов на силы прямого и косвенного воздействия.
Говоря о составляющих среды прямого воздействия теоретики в основном склонны утверждать, что эта среда включает в себя:
- поставщиков;
- трудовые ресурсы;
- законы и учреждения государственного регулирования;
- потребителей;
- конкурентов.
Мы склонны согласиться с такой классификацией среды прямого воздействия. Действительно, все виды ресурсов организации получают через поставщиков. Это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Следовательно, поставщики оказывают на организацию прямое воздействие. Предприятие, производящее продукцию, зависят от
_________________
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-С.35-39.
Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А.Радугин.-М.: Центр, 1998.-432с.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.-Спб.: Питер Ком, 1999.-896с.
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. Наук, проф. О.Т.Лебедева.-Спб.: ИД «МиМ», 1998.- 192с.
равномерного поступления материалов. Нарушение их поступления приводит к нарушению выпуска продукции, снабжения рынка и т.д.
Но для нормального функционирования организации нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Инвестиции могут быть получены от банков, акционеров и частных лиц. Надежное финансовое состояние организации всегда привлекает инвесторов.
Каковы бы ни были современная технология, капитал и материалы, они не могут обеспечить эффективность производства без трудовых ресурсов. Организациям, как правило, всегда не хватает высококвалифицированных специалистов различных направлений и менеджеров.
На организации оказывают большое влияние законы и государственные учреждения, которые определяют правовой статус и регулирование экономики. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защите окружающей среды, защите интересов потребителей, об оплате, финансовой защите и т.д. Организации обязаны выполнять на только требования законов, но и ряда государственных учреждений, которые следят за исполнением законов и издают свои предписания. Все это дополняется еще и регулирующими постановлениями местных органов управления. Таким образом, организации сталкиваются со сложной системой юридических норм.
Поэтому задача организации, заключающаяся в создании своего потребителя, находится в рамках многих ограничений, вызванных влияние среды прямого воздействия. Потребитель, в свою очередь также является составляющим компонентом этой среды, и сам оказывает влияние на организацию. Именно потребитель диктует, какие товары и услуги для него необходимы и по какой цене, т.е. определяет конечные результаты деятельности организации.
_______________
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.-Спб.: Питер Ком, 1999.-896с.
На организацию также оказывают воздействие и конкуренты. Если конкуренты вводят новшество, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения своей организации в еще более новаторскую и эффективную. Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли.
Таким образом, все факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на эффективную деятельность организации. Однако организации необходимо также считаться с экономическими, политическими и другими факторами косвенного воздействия, о которых пойдет речь в следующем параграфе.
1.3. СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Сталкиваясь с этой средой руководство зачастую вынуждено опираться на неполную информацию и порой бывает трудно спрогнозировать возможные последствия для организации.
К основным факторам косвенного воздействия относятся:
- технология;
- состояние экономики;
- социокультурные факторы;
_______________
Липсиц И.В. Бизнес-план // Экономика и жизнь.-1991.-№7.-С.33-35.
Менеджмент: учебное пособие / под ред. А.А.Литвинюка, В.В.Лукашевича.Т.1.-М.: МГУК, 1997.-С.11-18.
- политические факторы;
- взаимоотношения с местными сообществами.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, а также на то, какого рода и новые продукты ожидают потребители от организации.
Состояние экономики тоже оказывает существенное влияние на организацию. Для организации важна покупательная способность потребителей. Общий уровень покупательной способности, как известно, зависит от уровня текущих, доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы и т.д. Все это не может не отражаться на эффективности работы организации.
Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде (если нет выхода на международный рынок). Поэтому социокультурные факторы, в числе которых жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социокультурные факторы также оказывают влияние на продукцию и услуги, являющиеся результатом деятельности компаний. Хорошим примером служит производство одежды: потребители зачастую готовы платить больше за предмет одежды, на котором стоит имя престижного модельера, поскольку, по их мнению, это придает им дополнительный вес в обществе.
________________
Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А.Радугин.-М.: Центр, 1998.-432с.
Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).-М.: "ВЛАДОС", 1994.-С.302-346.
Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. Наук, проф. О.Т.Лебедева.-Спб.: ИД «МиМ», 1998.- 192с.
Некоторые аспекты политической обстановки или политические факторы представляют для руководителей особое значение. Для того, чтобы понять насколько они важны достаточно перечислить несколько политических факторов: установление налоговых льгот; требования в отношении практики найма; законодательство по защите потребителей и многое другое.
Отношение с местным населением имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Поэтому многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности и т.д.
Е.Е.Вершигора и Ф.Котлер, говоря о среде косвенного воздействия, в дополнение к вышеперечисленным факторам добавляют научно-технический прогресс. По их мнению научно-техническая среда, выражаясь в ускорении научно-технического прогресса, появлении безграничных возможностей, ужесточении государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров и многом другом, оказывает непосредственное влияние на деятельность организации и делает процесс принятия решений еще более сложным.
Таким образом, факторы внешней среды, оказывая влияние на организацию, вовлекаются в процесс взаимодействия друг с другом. Чем сложнее это взаимодействие, а, как мы выяснили, внешняя среда организации представляет собой сложное явление, тем труднее руководителю принимать правильное, эффективное решение. Но тем не
________________
Брэддик У. Менеджмент в организации.-М.:"ИНФРА-М",1997.-С.85-89.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-С.35-39.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.-Спб.: Питер Ком, 1999.-896с.
менее, чтобы такое решение было принято, руководителю необходимо, учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, опираться на более разнообразную информацию, рассматривая при этом все грани взаимодействия внешней среды как прямого, так и косвенного воздействия.
1.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ И ЕГО
ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС
В мире существует достаточное количество организаций, ведущих свой бизнес за пределами внутреннего рынка. В многочисленных источниках под бизнесом принято понимать дело, деловую активность, направленную на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности.
Бизнес всегда предполагает совершение в конечном итоге коммерческих операций по обмену товарами или услугами, результатом которых может быть получение прибыли или нанесение убытка.
__________________
Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна.-М.: Фонд "Правовая культура", 1984.-С.43.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.-М." ИНФРА-М, 1997.-608с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ,2000.-501с.
В том случае, когда организация ведет свое дело за пределами внутреннего рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: "Фирма должна определить в каком отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, что целесообразнее изменить". Этот фактор носит название - международное окружение.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность на международном рынке, должна учитывать особенности внешней среды той страны, в какой она ведет свою деятельность. В каждой стране внешние факторы будут уникальными. Они затрагивают не только потребности, но и культуру, привычки и обычаи другой нации.
Мировое сообщество включает в себя более 160 национальных, формально независимых и самостоятельных экономических субъектов, каждый из которых способен влиять на направление развития. Все страны имеют свою историко-географическую, национальную, религиозную и социально-политическую специфику, которая в самых разнообразных формах преломляется в социально-экономических особенностях развития данной страны.
Мир поделен на различные социально-экономические системы, международные группировки, отличающиеся друг от друга целями, механизмами функционирования, эффективностью действия этих механизмов. Организация, работающая на международном рынке должна учитывать особенности страны, с которой она сотрудничает.
________________
Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).-М.: "ВЛАДОС", 1994.-С.302-346.
Кортис Д. Найти свой путь в менеджменте / Пер. с англ. З.А.Кукушкиной.-М.: «Полигран»,1990.-С.5-45.
Семенов А.К. Современный менеджмент.-Волгоград,1997.-С.80-112.
Проникновение на международный рынок осуществляется различными путями. Самый простым является экспорт готовой продукции
через создание торговой компании или экспортного отдела. Иногда организация продает право на производство своей продукции иностранной компании или государству (лицензия). Лицензия может быть продана на использование патентов, технологии, производственные секреты (ноу-хау). Если две или большее число частных компаний или государств вкладывают средства в производственные мощности, то они создают совместное предприятие. В этом случае при равном партнерстве прибыль зависит от доли пакета акций каждого участника.
Если организация решает выпускать продукцию своих заводов за границей и сохранять полный контроль над производством и маркетингом, она может это осуществить за счет прямых капиталовложений. Очень большое число корпораций владеют и управляют предприятиями в других странах. Это дает им возможность использовать дополнительные рынки сбыта и услуг, с выгодой привлекать трудовые ресурсы других стран и вкладывать капитал.
В среде международного бизнеса выделяются следующие факторы:
- культура;
- экономика;
- законодательство;
- государственное регулирование;
- политическая обстановка.
_______________
Бизнес и менеджер.-М.: Азимут-Центр, 1992.-448с.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.-М." ИНФРА-М, 1997.-608с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ,2000.-501с.
Преобладающее в обществе понимание системы ценностей, религии, обычаев и установок представляет собой культуру. Для эффективного ведения дел необходимо изучать культурные различия и менять поведение в межличностных контактах, не допускать некорректного поведения по отношению к ценностям других наций.
Работающие в международной среде фирмы должны учитывать и общие экономические факторы. Такие, как обменный курс валют, уровень заработной платы, учетные ставки процента и общий уровень экономического развития.
Тщательному изучению подлежат законы и государственное регулирование страны, в которой осуществляется производство или ведется торговля. Изучению подлежат трудовое и антимонопольное законодательство, патентное дело, ценообразование, законы рыночной экономики.
Внешнеэкономическая политика - это сложная система. Однако ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора не только в деятельности одного предприятия, но и в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.
Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих
________________
Жигалов В.Т. Основы менеджмента в управленческой деятельности: Учебное пособие.Ч.1.-М., 1992.-139с.
Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие.-М.: ЗАО "Бмзнес-школа "Интел-Синтез", 1997.-С.5-12.
нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование бизнеса. Их также можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики в целом, ее законов и норм. Это особенно актуально для российского бизнеса, в котором происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.
ГЛАВА 2. ООО «КЕМАЗ» И ЕГО ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ООО «КЕМАЗ»
Общество с ограниченной ответственностью «КеМАЗ» является представителем Минского Автомобильного Завода (МАЗ) в городе Кемерово. Основной вид деятельности ООО«КеМАЗ» - оптовая и розничная торговля запчастями к грузовым автомобилям МАЗ.
Для того, чтобы оценить влияние внешней среды на деятельность ООО «КеМАЗ», будем рассматривать в отдельности среду прямого и косвенного воздействия (как это делалось в первой главе данной работы).
Итак, среда прямого воздействия включает в себя:
1. Поставщиков, которые являются важным элементом в деятельности ООО «КеМАЗ». Основными поставщиками продукции для данного предприятия является Минский Автомобильный Завод, который уже в течении нескольких десятилетий своего существования на рынке зарекомендовал себя как надежный партнер. ООО «КеМАЗ» начал свое партнерство с Минским Автомобильным Заводом относительно недавно, только с момента своего существования.
Бизнес по продаже автомобильных запчастей является очень важным и взаимовыгодным для обоих сторон и скорее всего взаимное сотрудничество продлится еще не один год.
Таким образом, такой фактор прямого воздействия как поставщики в перспективе не должен оказывать негативного влияния на деятельность ООО «КеМАЗ», а, наоборот, может привести к еще более тесному сотрудничеству в связи с освоением новых рынков.
2. Трудовые ресурсы. Персонал предприятия относительно небольшой, он включает в себя 9 человек, из них:
- один менеджер высшего звена;
- четыре - менеджеры среднего звена;
- пять человек – менеджеры низшего звена.
На данном предприятии происходит тщательный отбор персонала. Вновь поступающие на работу должны заполнить анкету, которая включает в себя вопросы, касающиеся не только профессиональных качеств специалиста, но и его личностные характеристики.
За годы работы предприятия его сотрудники проявили себя как активные, трудолюбивые и ответственные люди. Несмотря на свою небольшую численность коллектив ООО «КеМАЗ» ежедневно выполняет достаточно большой объем работ по обеспечению клиентов необходимой продукцией.
3. Потребители. ООО «КеМАЗ» является самой большой фирмой в Кузбассе, среди себе подобных, и занимает 85% всей доли рынка. ООО «КеМАЗ» работает с:
- разрезами, шахтами, карьерами, для работы которых используются автомобили МАЗ;
- предприятиями и организациями Кемеровской области, использующими в своей деятельности данную марку автомобилей.
Во время сотрудничества клиенты были тщательно изучены сотрудниками ООО «КеМАЗ», их характер рассмотрен и проанализирован, чтобы лучше понять их потребности. Основными потребителями ООО «КеМАЗ» были и остаются разрезы, шахты и карьеры в виду большего масштаба своей деятельности.
Услуги ООО «КеМАЗ» потребители, как правило, оценивают достаточно высоко, потому что руководство предприятия предпринимает политику стимулирования сбыта. А именно, предоставляет скидки оптовым покупателям; использует индивидуальный подход; дает гарантии на изделия; предоставляет услуги сервисного обслуживания и т.д.
4. Конкуренты. Как уже отмечалось выше ООО «КеМАЗ» является практически монополистом на нашем рынке и занимает 85% доли рынка. У данного предприятия имеется свой достаточно обширный круг клиентов, с которыми подписаны договора о совместном сотрудничестве.
5. Законы и учреждения государственного регулирования. Деятельность ООО «КеМАЗ» подчинена следующим Законодательным актам:
1. Конституции Российской Федерации.
2. Трудовому кодексу Российской Федерации.
3. Гражданскому кодексу Российской Федерации.
4. Федеральному закону РФ «О предпринимательстве и предпринимательской деятельности».
5. Федеральному закону РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
6. Федеральному закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
7. Федеральному закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
8. Федеральному закону РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
9. Основам законодательства РФ об охране труда.
10. Налоговому законодательству и т.д.
Учреждения государственного регулирования, которым подчиняется ООО «КеМАЗ»:
1. Налоговые учреждения.
2. Учреждения лицензирования.
Не соблюдение перечисленных законов ведет к наложению ответственности на деятельность предприятия, в худшем случае к объявлению его банкротом. Таких инцидентов за все время работы предприятия отмечено не было.
Рассмотрим среду косвенного воздействия. Она включает в себя:
1. Технологию. Каждое предприятие должно применять в своей деятельности новые технологии. Они осуществляются следующими способами:
а) рост производительности труда. В деятельности ООО «КеМАЗ» рост производительности труда связан, прежде всего, с поиском новых клиентов, который ведет к увеличению продаж, а, следовательно, к росту прибыли;
б) усовершенствованные коммуникации. ООО «КеМАЗ» не всегда в полной мере использует нововведения в информационной технологии. А точная и вовремя переданная информация может подтолкнуть данное предприятие к выходу на новые рынки сбыта. ООО «КеМАЗ», в свою очередь, предпочитает работать с уже сложившимися клиентами и редко предпринимает попытки для поиска новых.
2. Состояние экономики. Современная экономическая ситуация в нашей стране такова, что Россия постепенно выходит из кризиса. Начинают заново работать промышленные предприятия. Основные потребители ООО «КеМАЗ» - шахты, разрезы, карьеры – также налаживают свою работу, пытаясь поднять эффективность производства. В этой связи, можно сделать вывод, что перспективы работы ООО «КеМАЗ», с этой точки зрения, благоприятны.
Меняется и налоговая база в Российской Федерации. Рассматриваются законопроекты об оказании помощи малому бизнесу, уменьшении налогового бремени.
В последнее время в нашей стране отмечается падение темпов роста инфляции, что также поможет ООО «КеМАЗ» сохранить свои позиции на рынке.
3. Социокультурные факторы. Данная группа факторов не может оказывать существенного влияния на деятельность ООО «КеМАЗ». Возьмем, к примеру, демографический фактор, который является одним из основных в данной группе факторов. Изменения в половозрастной структуре населения вряд ли смогут оказать серьезное влияние на работу основных клиентов ООО «КеМАЗ», поскольку последними являются в основном предприятия угольной промышленности. А, как известно, Кемеровская область – это угольный край.
4. Политические факторы. Они могут оказывать воздействие на успешную деятельность рассматриваемого предприятия. Стабильность отдельных регионов в нашей стране является важнейшим фактором воздействия. Также важны отношения России с другими странами, в частности, с Белоруссией, поскольку Минский Автомобильный Завод, который является поставщиком для ООО «КеМАЗ», находится именно в этой стране.
5. Взаимоотношения с местными сообществами. Особенно важно для ООО «КеМАЗ» быть готовым к изменениям:
- привлечение в регион новых отраслей промышленности;
- изменения в отраслях промышленности, находящихся в состоянии упадка;
- изменение отношения к промышленному/коммерческому развитию и т.д.
Таким образом, на деятельность ООО «КеМАЗ» оказывают влияние множество факторов, как среды косвенного, так и прямого воздействия. Однако это влияние не одностороннее, а взаимное. ООО «КеМАЗ», прежде всего, воздействует на, появляющихся на рынке, конкурентов, так как само занимает значительную долю рынка. Можно сказать, что предприятие оказывает воздействие и на политическую, и на экономическую среду, как одно из составляющих звеньев целой системы малого бизнеса.
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КЕМАЗ»
Несмотря на то, что ООО «КеМАЗ» занимает 85% доли рынка, у него есть конкуренты, которые составляют оставшиеся 15%. В связи с тем, открываются новые шахты и разрезы, растет спрос на соответствующую продукцию. Это означает, что будет возрастать конкурентная борьба за новые рынки сбыта.
Согласно данным тенденциям руководство ООО «КеМАЗ» должно постоянно производить оценку своей конкурентоспособности. С этой целью мы предлагаем использовать одну из методик оценки конкурентоспособности, особенно если это связано с выходом на рынок нового товара.
Конкурентоспособность, К, будет оценена по формуле:
m
К = Pi Li
I=1
где: P – весовой коэффициент;
L – показатель конкурентоспособности, оцениваемый в баллах;
m – количество показателей конкурентоспособности.
При оценки конкурентоспособности ООО «КемАЗ» будем учитывать следующие показатели в баллах:
1. Место объекта на рынке
Объект представляет новый тип продукта, который будет удовлетворять потребность, неудовлетворенную в настоящее время (3 балла).
Объект представляет уже имеющийся на рынке тип продукта (1 балл).
2. Вероятность морального старения объекта
Объект будет применяться в течение достаточно долгого периода (2 балла);
Объект будет применяться только в течение года (1 балл);
Сроки применения объекта не ограничены (3 балла).
3. Характеристики рынка для объекта
Рынок охватывает весь регион и имеет большое разнообразие потребителей (3 балла);
Рынок охватывает только один регион (2 балла);
Рынок охватывает только узкий круг потребителей (1 балл).
4. Вероятность расширения рынка
Число потребителей объекта будет расширяться в значительных пределах (планируется охватить близлежащие регионы - 3 балла);
Число потребителей объекта будет расширяться, но незначительно (2 балла);
Число потребителей объекта расширяться не будет (0 баллов).
5. Цена объекта по сравнению с ценой сходных объектов
Цена данного объекта несколько ниже всех цен сходных объектов, имеющих примерно то же качество и технические характеристики (3 балла);
Цена данного объекта равна цене сходных объектов (2 балла);
Цена данного объекта выше, чем у аналогичных производителей (1 балл).
6. Степень патентной защиты
Производство объекта строго засекречено (3 балла);
Объект может быть легко имитирован, секреты производства отсутствуют (1 балл).
7. Ожидаемая острота конкуренции
Выход на рынок с аналогичным товаром затруднен для предприятий-конкурентов (создание аналогичного продукта требует больших затрат на исследования и разработки, освоение производства и т.д. - 3 балла);
Выход на рынок для других конкурентов открыт (1 балл).
8. Наличие каналов распределения
Соответствующее внешнеторговое объединение имеет опыт торговли (продажи) аналогичных товаров или товар является дополнением к тем, которые успешно продаются (3 балла);
Соответствующее внешнеторговое объединение не имеет опыта торговли (продажи) аналогичных товаров (1 балл).
9. Влияние на существующую торговлю
Новый товар будет способствовать расширению продаж товаров, которые уже реализуются (3 балла);
Новый товар будет абсолютно не похож на другие товары (2 балла).
10. Устойчивость к колебаниям объема продаж
Товар подвержен значительным колебаниям (1 балл);
Товар подвержен колебаниям, но они не выходят за пределы средних колебаний основных экономических показателей (2 балла);
Товар практически не подвержен никаким колебаниям (3 балла).
11. Потребность в новом персонале или в переобучении имеющегося
Потребуется значительное обновление персонала (1 балл);
Потребуется незначительное обновление или переобучение старого персонала (2 балла);
Есть возможность справиться уже имеющимися силами (3 балла).
12. Наличие сырья и материалов
Имеются источники сырья и материалов лучшего качества по невысокой цене (3 балла);
Имеются источники сырья и материалов среднего качества по невысокой цене (2 балла).
Весовые коэффициенты устанавливаются:
для показателей 1-4 - 0.13;
для показателей 5-7 - 0.08;
для показателей 8-12 – 0.04.
Оценка конкурентоспособности:
Например, К = 0.13 (3+2+3+3) + 0.08 (3+1+3) + 0.04 (3+3+3+2+3) = 2.55
Вывод: поскольку К=2.55, разрабатываемый объект достаточно конкурентоспособен на мировом рынке (норматив конкурентоспособности К=2.5-3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было выяснено, что внешняя среда организации является ее неотъемлемым компонентом. Внешняя среда организации включает в себя среду прямого и среду косвенного воздействия. В свою очередь среда прямого воздействия – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. В среду косвенного воздействия входят технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, взаимодействие с местными сообществами.
Достаточно большое количество фирм ведут свои дела за пределами страны, в которой находятся. В этой связи внешним фактором воздействия на деятельность предприятия является международное окружение. Организация, осуществляющая деятельность на международном рынке, должна учитывать особенности внешней среды той страны, в какой она ведет свою деятельность. В сфере международного бизнеса огромную роль играют такие факторы, как: культура; экономика; законодательство; государственное регулирование; политическая обстановка.
Таким образом, в настоящее время внешняя среда организации и происходящие в ней взаимоотношения определяют успешное функционирование на рынке. Непонимание «правил игры» на рынке, неумение разрешать возникающие проблемы делают организацию неустойчивой изнутри, неприспособленной к эффективной работе на рынке.
Результаты исследования по предприятию малого бизнеса – ООО «КеМАЗ» показали, что данная фирма в основном благоприятно справляется с влиянием факторов внешней среды на ее деятельность. В дальнейшем предприятию рекомендовано чутко реагировать на изменения во внешней среде. С этой целью была предложена методика оценки конкурентоспособности данного предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бизнес и менеджер.-М.: Азимут-Центр, 1992.-448с.
2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна.-М.: Фонд "Правовая культура", 1984.-С.43.
3. Брэддик У. Менеджмент в организации.-М.:"ИНФРА-М",1997.-С.85-89.
4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.-М." ИНФРА-М, 1997.-608с.
5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-С.35-39.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ,2000.-501с.
7. Жигалов В.Т. Основы менеджмента в управленческой деятельности: Учебное пособие.Ч.1.-М., 1992.-139с.
8. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А.Радугин.-М.: Центр, 1998.-432с.
9. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).-М.: "ВЛАДОС", 1994.-С.302-346.
10. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.-Спб.: Питер Ком, 1999.-896с.
11. Кортис Д. Найти свой путь в менеджменте / Пер. с англ. З.А.Кукушкиной.-М.: «Полигран»,1990.-С.5-45.
12. Кохно П.А. и др. Менеджмент.-М.: Финансы и статистика, 1993.-С.50-56.
13. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. Наук, проф. О.Т.Лебедева.-Спб.: ИД «МиМ», 1998.- 192с.
14. Липсиц И.В. Бизнес-план // Экономика и жизнь.-1991.-№7.-С.33-35.
15. Менеджмент: учебное пособие / под ред. А.А.Литвинюка, В.В.Лукашевича.Т.1.-М.: МГУК, 1997.-С.11-18.
16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./Общ. ред. и вст. ст. Л.И.Евенко.-М.:Дело,1992.
17. Основы менеджмента. Учебное пособие / Под ред. А.К.Семенова.-2-е изд.-М.:Издательский Дом «Дашков и К»,2001.-176с.
18. Семенов А.К. Современный менеджмент.-Волгоград,1997.-С.80-112.
19. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.-Нижний Новгород: НКУП, 1992.-С.67-86.
20. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие.-М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.-С.5-12.