Оглавление
Введение 3
Глава 1 Процесс корпоративного развития персонала
в организации 5
1.1. Современное состояние, сущность и задачи 5
1.2. Процесс организации корпоративного обучения 11
Глава 2 Концепция обучающейся организации 16
2.1. Специфика модели обучающейся организации 16
2.2. Формы обучения и факторы, влияющие на
его эффективность 22
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Переход к рыночной экономике, внедрение инновационных стратегий обусловили спрос на квалифицированные человеческие ресурсы, способные обеспечить эффективность и конкурентоспособность предприятий.
В отечественной управленческой практике сформировались два подхода к развитию работников в деловых организациях: первый ориентируется на использование уже имеющихся у персонала знаний, способностей и умений с целью получения результата в ближайшее время, при этом расходы на профессиональное обучение рассматриваются, как издержки, которые следует сокращать. И второй подход, который предполагает развитие человеческих ресурсов как стратегического вида ресурсов, обеспечивающего конкурентные преимущества организации, но требующего долгосрочных инвестиций. Данный подход является, безусловно, более современным, так как для успешного экономического развития сегодня существенное значение имеет уже наличие не традиционных природных ресурсов, а прежде всего, человеческий интеллект, знания и способности, которые должны «трансформироваться» в новые идеи, инновации, в повышение производительности и качества труда, и, следовательно, привести к приращению прибыли и росту конкурентоспособности организации.
Объект исследования – управление персоналом.
Предмет исследования – особенности внутрикорпоративного обучения персонала.
Цель исследования – изучить особенности внутрикорпоративного обучения персонала.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить современное состояние, сущность и задачи внутрикорпоративного обучения персонала;
- изучить процесс организации корпоративного обучения персонала;
- определить специфику модели обучающейся организации;
- рассмотреть формы обучения и факторы, влияющие на его эффективность.
Глава 1 Процесс корпоративного развития персонала в организации
1.1. Современное состояние, сущность и задачи
Внутрифирменное обучение сегодня занимает важнейшее место в управлении персоналом. Как свидетельствуют исследования об ускорении темпов устаревания знаний в связи с научно-техническим прогрессом, если снижение уровня квалификации инженеров в 1940 г. на 50% происходило за 12 лет, то сегодня знания обесцениваются наполовину в среднем за 5 лет. Ежегодный износ знаний достигает 10-15%. Примерно за 40 лет профессиональной деятельности каждый специалист должен повышать свою квалификацию от 5 до 8 раз. Уже сейчас на переподготовку специалистов в развитых странах отводится до 20% рабочего времени, а на самоподготовку специалистов 10 часов в неделю и 40-80 часов в год в какой-либо форме корпоративного обучения (3, 8, 12).
Таким образом, глобальные изменения в экономике развитых стран и в России вызвали радикальные образовательные реформы, к основным чертам которых можно отнести (3, 12):
- массовый характер внутрифирменного обучения;
- непрерывность корпоративного обучения;
- значимость обучения, как для индивида, так и для организации и общества в целом;
- адаптация образовательного процесса к реальной практике;
- интегративный (комплексный) характер знаний и умений;
- инновационная направленность образовательной деятельности;
- ориентация на освоение человеком способов активной познавательной деятельности.
В современных российских условиях, когда происходят структурные сдвиги в экономике, постоянные изменения в технологии производства, усиливается рыночная конкуренция, основным капиталом любого предприятия являются уже не традиционные материальные ресурсы, а интеллектуальные и предпринимательские, то есть, в центре внимания деловой организации человек как генератор идей, инноваций, источник капитала. В связи с этим возникают новые задачи по управлению знаниями, созданию новых моделей организаций, способных эффективно функционировать в современном информационном обществе.
В решениях Всемирного форума по социальному развитию, состоявшегося в Копенгагене в 1995 году, отмечено, что ключевым инструментом достижения стабильности экономического положения каждого отдельного человека и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, «проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения в течение всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки». При этом рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса. На Всемирном форуме была принята декларация о совместных программах по развитию человеческих ресурсов, где в качестве приоритетов определены (6, 11):
- обеспечение качества всеобщего основного образования;
- разработка национальных и региональных программ развития человеческих ресурсов на основе анализа рынка рабочей силы;
- обеспечение качества рабочей силы и управления в сферах, способствующих экономическому росту и развитию, в частности, на малых и средних предприятиях и на предприятиях, реализующих инновационные программы в области высоких технологий и др.;
- целесообразность системного и массового применения обучающих программ для персонала предприятий как средство профилактики падения мастерства и роста безработицы;
- повышение качества профессиональных стандартов, учебных программ, учебно-методических материалов и средств обучения;
- расширение для населения региона возможностей повышения квалификации, необходимой для экономического роста и развития каждого члена сообщества.
Качество продукции российских предприятий не отвечает требованиям рынка, так как персонал предприятий не может в полной мере освоить современные технологии производств конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность российской рабочей силы остается низкой и уволенные работники с трудом могут найти себе достойную работу. Квалификация руководителей и специалистов большинства организаций не отвечает требованиям рыночной экономики и является сдерживающим фактором для реализации инвестиционных проектов. Более 80% организаций не имеют детально проработанных бизнес-планов, планов технической реконструкции. Многие организации не имеют планов развития персонала. В целом квалификационный уровень работников российских организаций значительно ниже (на 20-25%) западноевропейских и продолжает снижаться (6, 18).
Действующими нормативными правовыми актами регулируются лишь отдельные аспекты развития персонала на производстве. Так, в Кодексе законов о труде Российской Федерации статьи 184 и 185 только декларируют формы профессионального обучения на производстве; статья 186 декларирует присвоение квалификации рабочим по окончании профессионального обучения, статьи 187 и 188 определяют льготы для совмещавших работу с обучением. Закон об образовании в редакции 1996 года в статье 26 определяет только задачу дополнительного образования, как непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов и определяет, что относится к дополнительным образовательным программам. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вообще никак не регламентирует развитие персонала на производстве.
Министерство образования, в силу своей специфики, не может учесть в профессиональном образовании особенностей каждой организации и технологии производства конкретной продукции (товаров, услуг). Это можно сделать только непосредственно на производстве. Образовательные учреждения общего и профессионального образования дают базовое профессиональное образование. При этом 50% выпускников остаются невостребованными. Таким образом, рынок профессий и рынок образовательных услуг оказался несвязанным.
В то же время предполагаемый будущий рост объема выпуска промышленной продукции обусловливает необходимость проведения подготовки работников во всех видах обучения на производстве в количестве более 5 млн. чел. При этом периодичность переподготовки составит 9 лет, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой такая периодичность составляет 3-4 года (12, 15) . Конвенция 142 МОТ (ст. 2) и Рекомендация 150 (п. 5) обязывают государства разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.
В странах с развитой рыночной экономикой уже давно существует нормативная правовая база подготовки персонала на производстве. Опыт стран с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Япония, США и др.) показывает целесообразность и высокую эффективность мер государственной поддержки внутрифирменной подготовки персонала, реализуемых в нормативно-правовой, финансовой, организационной и материальной сферах деятельности организаций. В США еще в 1962 году был принят «Закон о развитии и подготовке рабочей силы», в 1973 году - «Всеобщий закон о занятости и подготовке рабочей силы», в 1982 году - «Закон о совместной подготовке рабочей силы» и в 1987 году - «Закон о помощи в подготовке увольняемых рабочих». Именно в эти годы в США достигла наибольшего размаха государственная деятельность по регулированию рынка труда. В этот период были приняты программы, имеющие долгосрочный и многосторонний характер, основанные на крупномасштабном финансировании.
Большую роль в развитии персонала за рубежом играют промышленные фирмы. Затраты 7,5 тыс. крупнейших частных фирм США оценивались в конце 90-х годов в 2 млрд. долл., из которых 1,6 млрд. долл. были направлены на реализацию собственных программ и 400 млн. - на оплату обучения сотрудников в других организациях: университетах, колледжах, учебных центрах других фирм, профессиональных обществах. Практически, все крупные промышленные компании, а также 75% финансовых, транспортных, и др. фирм США имеют в своих штатах преподавателей соответствующего профиля, общая численность которых достигает 45 тыс. человек (12, 14).
В Японии по программе непрерывного образования непосредственно в компаниях обучается 80% слушателей, вне компаний - 18%, за границей - 2 %. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд. марок на повышение уровня образования и квалификации своего персонала. Средние расходы предприятий Франции на эти цели сегодня достигают 3% их фонда заработной платы и продолжают расти (для сравнения - в России на это расходуется лишь 0,3%).
Коренная перестройка российской экономики невозможна сегодня без профессионального и экономического обучения кадров, без формирования современной системы непрерывного внутрифирменного развития человеческих ресурсов, которая бы опиралась на передовой зарубежный и на накопленный в течение многих лет отечественный опыт.
Таким образом, внутрифирменное, или корпоративное, развитие персонала рассматривается как процесс приобретения работниками новых знаний, способностей, ценностей и мотиваций, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности для решения новых стратегических задач организации.
1.2. Процесс организации корпоративного обучения
Корпоративное обучение, в отличие от традиционного «профессионального обучения», имеет свои характерные черты и приоритеты, отражая систему совместно принятых ценностей, норм поведения, которые понимаются, одобряются, формируются всеми членами организации как сообщества (Рис. 1.1.). К характерным чертам корпоративного обучения можно отнести следующие (2, 17, 19):
1. В корпоративное обучение должны быть вовлечены все члены организации. Организации, так же как и люди, различаются способностью учиться. Отсутствие у организации этой способности пагубно влияет на ее конкурентоспособность.
2. Корпоративное обучение должно носить опережающий характер по отношению к структурным изменениям, обновлению. Стремительное развитие науки и техники, динамичность социальных изменений приводят к появлению новых сфер деятельности, ранее не существующих, образованию барьера между накоплением знаний и подготовленностью персонала к их внедрению и эффективному использованию. Преодоление такого барьера возможно лишь при условии, что обучение опережает потребности практики.
3. Корпоративное обучение должно быть мотивирующим и должно быть направлено на формирование потребности овладения новыми знаниями, навыками, способностями, на осознание необходимости личного саморазвития и самореализации. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, работники получают дополнительные возможности для профессионального роста, как внутри своей организации, так и вне ее. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, укрепляет уверенность в себе.
4. Корпоративное обучение непрерывно - как в приобретении профессиональных знаний, навыков и умений, так и в социально-культурном
Рис. 1.1. Процесс организации корпоративного обучения
развитии личности работника. По оценке американских экспертов, опыт и знания, полученные в вузе, устаревают в среднем через 3-5 лет, а иногда и быстрее, поэтому к 2000 году должны пройти переобучение 42% рабочей силы, чтобы соответствовать требованиям современного производства.
5. Система корпоративного обучения должна быть гибкой и мобильной, способной адаптироваться к поставленным изменениям, происходящим в обществе, экономике, производстве. Важной целью корпоративного обучения является позитивная передача знаний, то есть, максимальное использование знаний в реальной рабочей ситуации, которое выражается в изменении поведения работников, качества их труда, повышении производительности. Поэтому в качестве приоритета обучения выдвигается не получение большого объема «самых лучших знаний», а повышение эффективности деятельности организации.
6. Корпоративное обучение является инновационным или креативным. Сегодня в технологии обучения выделяются «поддерживающее» (maintenance learning) и «инновационное» обучение (innovatice learning).
Поддерживающее обучение - это процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Оно традиционно для школ и вузов. «Инновационное или креативное обучение» - процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей социально-культурной среде. Инновационное обучение связано с творческим поиском на основе имеющегося опыта, с активным откликом на возникающие как перед отдельным человеком, так и организацией, проблемные ситуации.
В современных организациях все большее распространение получает ориентация на инновационный тип обучения для приобретения новых знаний, новых моделей мышления, с помощью которых формируется новый производственный потенциал.
7. Корпоративное обучение, как правило, «накладывается» на первичное профессиональное образование, развивая, совершенствуя приобретенные в вузе, колледже базовые знания, навыки и умения.
8. Корпоративное обучение ориентируется не только на обновление профессиональных знаний и навыков, но и на социальное развитие работников, формируя их ценности, убеждения, мировоззрения, потребности, активизируя их творческий и нравственный потенциал в соответствии с принципами корпоративной культуры и целями бизнес-стратегий.
9. Корпоративное обучение - это синтез целого ряда знаний (экономики, менеджмента, права, психологии, информатики и др.), формирующих три основных категории навыков: технические, межличностные, информационные.
10. В рамках корпоративного обучения резко возрастает значимость саморазвития и самообразования. Самообразование способствует получению непосредственно собственных знаний, приобретению новых навыков и умений в организации собственной работы, формированию и осуществлению реального поведения Активную роль в самообучении играют компьютерные средства, дистанционные образовательные технологии.
11. Корпоративное обучение - это дорогостоящее образование. Затраты на внутрифирменное обучение стоят на втором месте после затрат на оплату труда в ведущих компаниях. Фирмы направляют на корпоративное обучение от 3,5 до 10% своих доходов. Так, во Франции, законодательство требует от предприятия расходовать на внутрифирменное обучение средства в размере не менее 1% фонда оплаты труда. В таких странах, как Германия, Швеция, Япония, Корея обучение стимулируется налоговыми льготами и субсидиями.
12. Корпоративное обучение базируется на активных методах обучения, при которых обучающийся является творцом знаний, информации и решений, а не пассивным слушателем и исполнителем. Корпоративное обучение - это обучение действием.
Таким образом, в современном менеджменте корпоративное обучение следует рассматривать не как «факультативную», а как основную функцию управления (наряду с планированием, организацией, мотивацией и контролем), которая нацелена на развитие человеческих ресурсов, преобразование их знаний и способностей в практические навыки и компетенцию для повышения эффективности и реализации стратегий компании (2, 17, 19).
Внутрифирменный образовательный процесс состоит из решения следующих задач (5, 17, 20):
- определения потребностей в корпоративном обучении, исходя из стратегических целей организации;
- планирования учебных программ и моделей обучения;
- выбора форм и методов обучения;
- расчета системы финансирования учебных программ;
- учебно-методического, материально-технического, информационного и кадрового обеспечения учебных программ;
- комплектования учебных групп и организации учебного процесса;
- контроля и оценки эффективности учебных проектов. Корпоративное развитие персонала в современных условиях является ключевым элементом управленческой эффективности, который позволяет достичь не только высоких экономических результатов, но и создает благоприятный климат в коллективе, повышает заинтересованность работников в труде. Корпоративное развитие персонала шире, чем профессиональное обучение, так как находит отражение в каждодневной деятельности работников в своей организации, а не сводится только к проведению учебных семинаров и мероприятий. Подлинное корпоративное развитие человеческих ресурсов нацелено на постоянное обновление знаний, способностей, ценностей, мотивов работников, учитывая динамичные изменения в производстве, экономике, обществе.
Глава 2. Концепция обучающейся организации
2.1. Специфика модели обучающейся организации
Признание знаний, компетенции как реального источника и средства организационного развития обусловило потребность в применении новых подходов в работе с людьми, и как следствие, вызвало необходимость трансформации всей системы управления организацией (1, 4).
Согласно теории и практики управления, каждая организация представляет собой социально-экономическую систему, отражающую ее специфику, приоритеты, стратегии. С начала 80-х гг. в развитых странах под влиянием информационно-интеллектуальной революции происходит преобразование индустриальных организаций в новые типы: эдхократические, партисипативные, предпринимательские, инновационные. В этих организациях, в отличие от традиционных, в качестве ключевого ресурса рассматриваются не материальные и финансовые ресурсы, а знания, инновации, информация. Интегрированный тип вышеназванных организаций получил название обучающейся организации.
Обучающейся может быть любая организация, как коммерческая, так и некоммерческая, любого размера - малая, средняя, крупная. Определяющим здесь является не вид продукции или услуги (не следует путать с образовательной услугой), а тип поведения, стиль работы.
Главное, что отличает обучающуюся организацию - это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленные на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.
В начале 90-х гг. в развитых странах появляются концепции обучающихся организаций, которые находят широкое применение в практическом менеджменте. М. Портер в свой книге «Конкурентные преимущества» пишет, что обучающиеся организации - это такие организации, где обучение - непрерывный процесс, в который вовлечены все. По мнению Портера, в обучающейся организации (4, 9):
- развивают тесные связи с клиентами;
- учат самостоятельно думать, а не снабжают готовыми рецептами;
- поощряют независимость;
- помогают развивать интрапренерство как форму внутрифирменного предпринимательства;
- учреждают автономность самоуправляемых групп;
- заменяют внешний контроль самооценкой;
- создают условия для корпоративного и самообразования. Прошло почти десять лет с тех пор, как Питер Сенже в 1990 году опубликовал книгу «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации», в которой он предложил концепцию всеобщего обновления организации, основанной на обучении. По мнению П. Сенже, обучение - это процесс, который подготавливает и порождает изменения. Скорость, с которой происходит обучение в организации, может стать их главным конкурентным преимуществом. Всемирное признание получила и вышедшая в 1993 году книга П. Сенже «Стратегия и тактика создания обучающейся организации». Автор в ней утверждает, что проведение организационных реформ требует, чтобы менеджеры изменили свой взгляд на организацию. «По-моему, все дело в том, что мы переживаем смену эпох. Перед нами стоит кардинальная задача - научиться видеть в наших человеческих учреждениях отражение природы, а не механизмы. В эпоху машин организации сами превратились в машины, которые делают деньги. Обычные компании рассматриваются и управляются в соответствии с этой механистической моделью. И, конечно, она определяет, каким образом нужно проводить реформирование этих компаний. Но подумайте, почему большинство попыток реформирования окончилось провалом. Вот наиболее вероятное объяснение: компании в действительности являются живыми организмами, а не машинами. В этом и может состоять трудность проведения реформ. В то время, как нам нужны садовники для «взращивания» изменений. Другими словами, механистическое мировоззрение мешает менеджерам при реорганизациях и инновациях. Сегодня для успешного проведения преобразований требуется «гуманистический» подход с помощью концепции «обучающейся организации».
Итак, если в традиционной индустриальной организации трудовое поведение работника сконцентрировано на выполнении заданий, указаний и инструкций руководства, то в обучающейся организации трудовой процесс нацелен на изменения, инновации, решение проблем, требующих постоянного обновления знаний, развития способностей. Изменение роли работника в обучающейся организации принципиально изменяет ее систему управления, организационную культуру, стиль руководства.
Основные черты обучающейся организации можно сформулировать следующим образом (7, 10):
- по характеру взаимодействия с внешней средой это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям;
- по характеру взаимодействия элементов внутренней среды организации это либо проектно-матричная, либо сетевая, а иногда развитая дивизиональная структура, то есть организационная структура обучающейся организации характеризуется гибкостью, децентрализацией, низкой степенью формализации;
- основой обучающейся организации является образовательный процесс для всех членов организации - от определения целей, вытекающих из миссии, до их реализации;
- в обучающейся организации изменяется роль высшего руководства, которое выступает в качестве главной движущей силы развития. Это требует фундаментального изменения управленческого мышления, перестройки социально- трудовых отношений на основе партнерства и сотрудничества, поощрения новаторства, самостоятельности, творчества.
Анализ современных тенденций развития организаций и основных положений концепции обучающейся организации позволяет дать следующую сравнительную характеристику, которая представлена на рис.2.1.
Можно сделать предположение, что в условиях активизации инновационной и предпринимательской деятельности, глобализации экономики и интеллектуализации бизнеса происходит преобразование индустриальных организаций в адаптивные, обучающиеся организации, когда объектом обучения становятся не отдельные люди и группы, а организация в целом. Обучающейся организацией является та, что, способствуя обучению всех своих сотрудников, постоянно преобразуется сама.
Поэтому развитие персонала в обучающейся организации выступает в качестве самостоятельного вида управленческой деятельности, нацеленного как на обеспечение нового качественного уровня компетентности работников для достижения экономической эффективности функционирования организации, так и на реализацию индивидуальных потребностей ее членов в самореализации, обновлении знаний, профессиональном росте.
В системе управления обучающейся организации изменяются роли объекта и субъекта обучения. В качестве объекта выступают все работники организации - от руководителя до обслуживающего персонала - то есть люди, уже имеющие исходное профессиональное образование. Для достижения высокой результативности внутрифирменного развития у работников как основного объекта необходимо (13, 16):
1) наличие определенных навыков и умений;
2) наличие мотивации к учебе;
3) наличие определенного поведения (взаимодействия в группе, готовность к изменениям, склонность к самообразованию и т.д.), преодоление
Традиционная организация |
Обучающаяся организация |
Иерархическая структура |
Горизонтальная, адаптивная структура |
Внешние стимулы обучения |
Внутренние мотивы обучения |
Ориентация на узкую специализацию |
Ориентация на концептуальную подготовку |
Минимизация издержек на обучение |
Инвестиционный подход к развитию человеческих ресурсов |
Кадровое планирование на основе экстраполяции на среднесрочный период развития человеческих ресурсов |
Стратегическое планирование на краткосрочный период |
Рис. 2.1. Сравнительный анализ тенденций развития организаций и концепции обучающейся организации
психологических барьеров, стереотипов, связанных с формированием внутренней мотивации не «учить» а «учиться».
2.2. Формы обучения и факторы, влияющие на его эффективность
Включение развития в внутрифирменный процесс управления приводит к тому, что роль субъекта выполняют не просто преподаватели, инструкторы, наставники, а в первую очередь, руководители, менеджеры организации, которые определяют цели учебных программ, участвуют в их разработке в соответствии с поставленными стратегическими задачами, оценивают их эффективность (Рис. 2.2.).
Для достижения целей внутрифирменного развития человеческих ресурсов в организационной структуре создаются специализированные подразделения в рамках кадровых служб в виде учебных отделов, Центров развития, школ бизнеса, институтов повышения квалификации. В их составе работают специалисты по профессиональному обучению, психологи и социологи, привлекаются внешние консультанты, известные специалисты, профессора высших учебных заведений. Появляются новые должности: тьютора, тренера по корпоративному обучению (специалист по тренингам), менеджера-руководителя учебных программ или проектов и т.д. Современный тьютор - это методист, консультант и менеджер учебной программы, который должен уметь планировать учебный процесс, руководить его реализацией, оценивать эффективность обучения.
Развитие персонала в обучающихся организациях представляет собой комплексный непрерывный процесс, направленный на качественные изменения в структуре человеческих ресурсов и включающий следующие формы (12, 19):
- профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации работников;
- профориентация и адаптация новых сотрудников;
- ротация кадров;
- планирование карьеры;
Рис.2.2 Факторы, влияющие на эффективность обучения
- подготовка резерва руководителей;
- вовлечение работников в управление предприятием;
- делегирование полномочий;
- развитие творчества, внутрифирменного предпринимательства;
- создание условий для самообразования и саморазвития.
Обучающаяся организация - это такая организация, в которой обучение, саморазвитие - непрерывный процесс, в который вовлечены все работники, которые учатся учиться, самостоятельно думать, решать и творить, а не снабжаются готовыми инструкциями и решениями. Сотрудники обучающихся организаций, повышая уровень компетентности и мотивации, становятся более конкурентоспособными на рынке труда, более уверенными в своих силах и перспективах. От корпоративного развития человеческих ресурсов выигрывает и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда.
Несомненно, что само понятие «обучающаяся организация» является управленческим идеалом, к которому надо стремиться. Но наиболее близко к нему приближаются организации, в которых (3, 7, 8):
- сформирована стратегия развития человеческих ресурсов;
- трудовые отношения строятся на основе партнерства, доверия и сотрудничества;
- создан творческий климат, способствующий обучению и саморазвитию;
существуют:
- свободные информационные потоки;
- гибкая система вознаграждения;
- простая, четко определенная система контроля;
- возможность профессионального роста и самореализации. Обучающаяся организация как профессиональное сообщество, коллектив единомышленников представляет собой инструмент организационных изменений, инновационных преобразований, формирования конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Заключение
В ходе работы было выяснено, что в современных условиях развития рыночной экономики внутрикорпоративное обучение играет существенную роль. В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется прежде всего в организации повешении их квалификации.
Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:
- надлежащего уровня подготовки работника, соотвествующего требованиям рабочего места (должности);
- условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
- возможности для продвижения работника, как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребности производства в рабочей силе, с другой – предоставить раюботникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации: 1) выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров; 2) определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам; 3) правильный выбор форм и методов подготовки, передодготовки и повышения квалификации; 4) выбор программно-метадического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения; 5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения.
Список литературы
1. Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом.-Новосибирск,1996.- 188 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ. 1995. С. 363.
3. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики.-М.:Дело, 1992.-242 с.
4. Галаева Е.В. Творческий потенциал предприятий и организаций: вопросы управления.-М.,1995.-212 с.
5. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Т. 2. М.: МНИИПУ- 1996. С. 612.
6. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.-М.:Дело ЛТД, 1993.-207 с.
7. Десслер Г. Управление персоналом.-М.:Бином,1997.-342 с.
8. Друккер П. Управление, нацеленное на результаты.-М.: Экономика, 1994.-303 с.
9. Коротков Э.М. Концепция менеджмента.-М.:Дека, 1996.-217 с.
10. Кулапов М.Н., Маусов Н.К. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку.-М.:РЭА, 1993.-314 с.
11. Липатов В.С. Управление персоанлом предприятий и организаций: Учебник для ВУЗов.-М.:ТОО «Люкс-ар», 1996.-158 с.
12. Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник.-М.:Юриспруденция, 2002.-304 с.
13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 2001.-312 с.
14. Михайлов Ф.Б. Методы управления персоналом.-М.: Дело ЛТД, 1995.-312 с.
15. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ. 1997. С.357.
16. Основы управления персоналом: Учебник для ВУЗов / Под ред. Б.М.Генкина.-М.:Высшая школа, 1996.-366 с.
17. Румянцева З.П. Менеджмент на рубеже столетия // Российский экономический журнал.-1994.-№11.-С.11-15.
18. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.-Ростов н/Д: Феникс, 1997.-294 с.
19. Санталлайнен Т. и др. Управление по результатам.- М.:Прогресс, 1993.-248 с.
20. Шекшня С.В. Эффективное управление компании // Менеджмент.-1996.-№4.-С.5-8.