Оглавление

стр

Введение                                                                                                                     3

1.     Организация: ее признаки и классификация                                                     4

2.     Организационно-правовые формы юридических лиц в России                    13

3.     Новые организационные формы в структуре экономики России                 21

Выводы и предложения                                                                                          26

Список использованной литературы                                                                     28

Введение

В рыночных условиях понятию организации начинает уделяться большое значение. Рыночная экономика выдвигает свои требования к построению структуры организации, оптимальности ее размеров, новым организационно-экономическим формам объединений организаций. На сегодняшний день в национальной экономике принимают участие множество организаций, которые в условиях рынка становятся конкурентами. От того насколько эффективно будет выбрана форма, структура организации будет зависеть ее успех. Потому актуальность выбранной темы очевидна.

Объект исследования -  деятельность организации.

Предмет исследования – организация как объект менеджмента.

Цель исследования – изучить организацию как объект менеджмента.

Задачи:

- изучить отечественную  и зарубежную литературу по данной теме;

- рассмотреть признаки и классификацию организации;

- проанализировать организационно-правовые формы юридических лиц в России;

- рассмотреть новые организационные формы в структуре экономики России.

1.     Организация: ее признаки и классификация

Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении ресурсы в требуемые конечные результаты.

Другим направлением деятельности организации является: разработка политики, стратегии, осуществление в соответствии с ними развития, преодоления кризисных ситуаций (4, 8).

Существует великое множество форм разновидностей организаций. Нам наиболее близка классификация организаций по В.Р.Веснину (3), поэтому в своей работе мы остановимся на ней.

Прежде всего, можно говорить о классификации организаций с точки зрения происхождения. В этом смысле выделяются:

1. Естественные организации, которые возникают сами по себе, спонтанно, и не имеют специально заданных кем-то извне целей, поэтому их деятельность направлена на решение внутренних проблем.

Такие организации обладают высокой самостоятельностью и адаптивностью, то есть способностью приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, а поэтому и устойчивостью. Это во многом достигается за счет их полицентричности, наличия в них элементов, не связанных с решением текущих задач, и образующих резерв на случай неожиданных изменений, преобладания самоорганизации.

Естественной организацией является, например, клуб по интересам.

2.   Искусственные организации, которые проектируются и создаются по определенному плану, характеризуются направленностью на достижение заданных целей. Цели определяют структуру организации, включающую, как правило, только необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места), и расходование ресурсов осуществляется ради их достижения. Заданность  цели и структуры приводит к тому, что на практике такие организации недостаточно гибки и адаптивны.

Деятельность искусственной организации узаконивается социальной системой более высокого порядка, например, государством, общим собранием учредителей и т.п., что придает ей официальный характер, поэтому она происходит в рамках нормативно-правового пространства.

Такую организацию характеризуют:

-         рациональной разделение труда;

-         специализация (распределение задач между исполнителями);

-         иерархичность, где должностные функции выступают как полномочия;

-         безличность;

          - наличие механизмов, при помощи которых можно целенаправленно регулировать ее деятельность по аналогии с управлением техническими средствами (3, 6).

С точки зрения предопределенности связей между элементами выделяют:

- формальную организацию;

- неформальную организацию.

Российский социолог А.Пригожин считает, что формальная организация, как система априорно заданных отношений, официально установленных норм, правил и стандартов, присуща всякому социальному институту независимо от его назначения и отражает существующую при любых условиях необходимость упорядочения совместной деятельности людей.

Задачей формальной организации является повышение эффективности деятельности ее участников за счет ограничения ее разнообразия; сведение к минимуму риска, планирования, регламентирования, координации. Но эффективность по мере формализации растет в одном отношении и уменьшается в другом или сначала растет, а затем начинает в целом падать.

Формальная организация включает в себя людей только как представителей должностей. Однако, люди, будучи в коллективе, вносят в организацию собственные интересы и взаимодействуют между собой ради их достижения. В результате в рамках и наряду с формальной спонтанно возникает неформальная организация в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров и личных отношениях, и образующая в совокупности с ней реальную организацию.

Как правило, ни одна организация не может быть или только формальной или только неформальной – это ее крайние формы, а на деле она содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации доля формальных и неформальных элементов постоянно колеблется, причем, как замечено, ее изменение происходит лавинообразно, обычно со сменой руководства.

На практике организация представляет собой мозаику, где одна часть функционирует на базе преимущественно формальных принципов, например, бухгалтерия; другая неформальных – научные, маркетинговые и иные подразделения.

Любая организация, являясь сообществом людей, обладающих собственными интересами, целями, стремлениями, представляет собой в миниатюре политическую систему. С точки зрения особенностей «политического строя» выделяют две модели организации:

- унитарную;

- плюралистическую.

В соответствии с первой – организация есть единая сущность с определенными функциями, стабильной деятельностью, функционирующая на основе норм и зафиксированных взаимосвязей.

Унитарные организации главное внимание уделяют достижению своих целей с помощью единой команды участников, прилагающих для этого все свои силы. Единство и направленность деятельности такой организации обеспечивает жесткая власть, требующая безусловной лояльности, ограничение свобод и идеологическая обработка участников при игнорировании их мнений и их самих как личностей.

Члены такой организации должны ставить заботу о ее интересах превыше всего. У.Брэддик (2) называет такую модель организации бюрократией.

В соответствии со второй моделью (плюралистической) организация представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, которая может быть достигнута лишь через общую. В рамках их взаимодействия, основанного на договорах и соглашениях, имеет место как сотрудничество, так и конкуренция, стремление к индивидуализму, или наоборот, к консолидации. Поэтому в таких плюралистических организациях конфликты рассматриваются как ординарные явления, которые легко разрешаются и могут позитивно влиять на их развитие, а власть используется для координации деятельности самостоятельных участников.

Плюралистические организации обычно являются вторичными, то есть создаются, наоборот, самими участниками, наделяющими их определенными правами и ресурсами, устанавливающими «правила игры», которым они на определенных условиях готовы подчиняться. Такие организации существуют как:

- корпоративные;

- ассоциативные.

К корпоративным организациям относятся те, челны которых готовы для достижения своих целей в определенной степени жертвовать собственным суверенитетом. Примером здесь является акционерное общество, которое в промежутке между собраниями участников диктует им свою волю, а последние подчиняются его решениям. В то же время на самом собрании они определяют судьбу организации, стратегию и перспективы ее развития. Поэтому приоритет корпорации является условным.

Организация ассоциативного типа создается своими членами для повседневной координации деятельности без потерь ими суверенитета, и не обладают даже условным приоритетом над ними. Поэтому решения здесь принимаются со всеобщего согласия, в соответствии с чем происходит и распределение имеющихся ресурсов.

Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются на:

- механистические;

- органические.

Первые характеризуются незыблемостью границ, стабильностью структуры, централизацией власти, преобладанием жестких связей, официальным характером отношений, четкой спецификацией прав и обязанностей всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, напоминающей работу технических устройств, например часов.

Но сегодняшняя жизнь характеризуется неустойчивостью хозяйственной конъюктуры, неопределенностью ситуаций, постоянной сменой приоритетов, связей, ориентиров. Успеха здесь могут добиться организации иных принципов – так называемые органические.

Последние характеризуются такими признаками как размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация, слабая иерархичность, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений, гибкость и способность к изменению и развитию. Элементы такой организации часто борются друг с другом за выживание в постоянно изменяющейся среде.

Наконец, организации можно различать по целям, которые перед ними ставятся. В связи с этим можно говорить о таких организациях как (1, 3):

- деловые;

- общественные.

Деловые организации – фирмы, учреждения, ассоциации и др., создаются для достижения, так называемой инструментальной цели, связанной с удовлетворением общественных потребностей. Это обеспечивает реализацию интересов и самих членов организации. Например, корпорация, реализовав товары и услуги, получает средства, необходимые для выплаты заработной платы работникам и дивидендов акционерам.

По форме результата деятельности такие организации могут быть индивидуально ориентированными (парламент) и смешанными (учебное заведение), а по  способу доведения результата до потребителя – аудиторными (телевидение) и клиентскими (завод).

Общественные организации удовлетворяют потребности своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Обычно по происхождению они естественны; по характеру деятельности большей частью неформальны. Они имеют цели, выработанные в результате обобщения личных целей участников, но иногда эти цели ориентируются и вовне, на создание новых общественных ценностей (экологическое движение).

Каждая организация характеризуется определенным стилем поведения. Таких стилей выделяют два:

- предпринимательский;

- приростной.

Приростной стиль свойственен как коммерческим, так и некоммерческим организациям. Он заключается в их ориентации на стабильность структуры, постоянный состав слабо связанных друг с другом направлений деятельности, максимизацию текущей прибыли, опору на внутренние возможности и ресурсы, стремлении экономить на масштабах, экстраполяции подходов к развитию, ограничении альтернатив и ориентации на прошлый опыт.

Предпринимательскому поведению организации присуща гибкость структуры, оптимизация прибыльности, стремление к изменению окружающей среды, формированию новых направлений деятельности, поощрение творчества и инициативы, допущение сознательного риска, активный поиск новых возможностей и лучшей альтернативы. Предпринимательское поведение часто имеет место в условиях кризиса.

В 80-х гг. американские исследователи Т.Питерс и Р.Уотермен (3, 6) выдвинули положение о том, что современная организация должна отвечать трем требованиям: быть эффективной с точки зрения бизнеса, регулярно обновляться и осуществлять профилактику стагнаций. Основой этого, по их мнению, являются три «столпа»: устойчивость, предприимчивость и ломка традиций.

 Эффективность организации определяется тем, насколько та способствует достижению поставленных людьми целей при минимизации затрат и различного рода неблагоприятных последствий. Она зависит от таких основных факторов, как благоприятная деловая среда, гибкая обоснованная стратегия деятельности; качество человеческих, особенно управленческих ресурсов (оптимальное число соответствующим образом подготовленных сотрудников; четкость и рациональность распределения между ними конкретных функций в соответствии со стоящими задачами). Эффективность организации также зависит и от правильности выбора ее организационно-правовой формы, о которой пойдет речь в следующей главе.

2. Организационно-правовые формы юридических лиц в России

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (5)  юридические лица в России имеют следующие организационно-правовые формы:

1. Хозяйственные товарищества и общества, которые в свою очередь подразделяются:

1.1. Полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью).

 Образуется на основе договора между его участниками о совместной предпринимательской деятельности, предусматривающего их взаимные обязательства и распределение доходов при условии полной и солидарной ответственности.

Полная (неограниченная) ответственность означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества.

Солидарная ответственность означает, что имущественные претензии могут быть предъявлены в полном размере к любому из участников товарищества по выбору кредитора.

Как правило, полные товарищества представляют из себя небольшие (по числу участников) фирмы, ведущие торговую и консалтинговую (например, адвокатскую) деятельность. Законодательство многих стран (в том числе, российское) предусматривает употребление в названии такого товарищества хотя бы одного из участников. Если таковых много, то в названии используются сокращения.

1.2. Товарищество на вере (коммандитное).

Это такое товарищество, в котором хотя бы один компаньон отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а другой (другие) – ограничено, только своим вкладом (7).

1.3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Руководство общества подразделяется на три органа: управляющие обществом (без определенного срока полномочий); собрание акционеров общества и (обязательно только для обществ с более 500 работников и со 100 работниками в горнодобывающей промышленности) наблюдательный совет (10).

По своим обязательствам общество отвечает только собственным имуществом, поэтому в случае банкротства член общества теряет свой вклад.

1.4. Общество с дополнительной ответственностью.

Им признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

1.5. Акционерное общество (АО).

Акционерные общества образуются путем объединения на паевой (долевой) основе средств своих участников (акционеров) и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.

Отличие АО от товариществ заключается прежде всего в том, что их капитал образуется, как правило, в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине и неделимые паи. Последние представлены в виде ценных бумаг – акций. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в акционерном капитале и дающая право на получение части дохода от капитала, пропорциональной этой доле. Доля акционерного капитала, представляемая акцией, рассчитывается как отношение ее номинальной стоимости к величине уставного капитала акционерного общества (7, 11, 12).

Акционерные общества  имеют свою классификацию:

1.5.1. Открытые акционерные общества (АООТ).

 Отличаются свободной продажей акций их владельцам. Как правило, это крупные компании, число акционеров в которых исчисляется тысячами.

1.5.2. Закрытые акционерные общества (АОЗТ).

Закрытые акционерные общества, за исключением представления своего капитала в виде акций, практически не отличаются от товариществ с ограниченной ответственностью.

6. Дочерние и зависимые общества, которые подразделяются:

6.1. Дочерние хозяйственные общества.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

6.2. Зависимое хозяйственное общество.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

2. Производственные кооперативы.

    Это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции и т.д.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарные предприятия имеют классификацию:

3.1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Такие предприятия создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительный документ данного предприятия – Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

3.2. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Учредительным документом такого казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

4. Некоммерческие организации.

4.1. Потребительский кооператив.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидарную ответственность  по его обязательствам.

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его ленами.

4.2. Общественные и религиозные организации (объединения).

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4.3. Фонды.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4.4. Учреждения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществлением управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

4.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения  в форме ассоциаций или союзов, являющихся  некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном  Гражданским Кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциация (союз) не отвечает по  обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.

Таким образом, в Российской Федерации существует множество организационно-правовых форм предприятий. Каждое предприятие выбирает свою форму существования. Одни предприятия предпочитают существовать самостоятельно, а другие объединяются с себе подобными, тем самым создавая новые формы предприятий.

3.     Новые организационные формы в структуре экономики России

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Некоторые отдельные предприятия объединяются друг с другом, создавая новые организационно-экономические формы  объединений предприятий.

Причин побудивших предприятия к объединению может быть множество. К примеру, каждый год в России ликвидируется большое число предприятий и, в следствии этого могут образовываться много новых (7).

          Ликвидация происходит преимущественно в стагнирующих, а организация новых – в перспективных (для будущего) отраслях. Вновь образованное предприятие имеет шанс выжить (принято считать критическим семилетний срок существования), если оно приносит на рынок подлинные новинки («инновации») или предлагает уже известное производить усовершенствованными способами или в более улучшенном варианте. «Путь к самостоятельности», исходя из этого, усеян многочисленными вопросами. Так, необходимо выяснить, если действуют совместно с партнерами, кто, в каком объеме (с привлечением частного имущества или без) отвечает по обязательствам предприятия, какая ему должна быть придана правовая форма, как должно регулироваться руководство предприятия и осуществляться представительство (10).

Следующей причиной  объединения предприятий может быть возникновение крупных рынков с более жесткими условиями конкуренции (например, благодаря японским фирмам). Продавцы (поставщики) одинаковой продукции реагируют на это путем горизонтальных объединений, потому что они могут рассчитывать на низкие производственные издержки благодаря крупносерийному производству или специализации предприятий, являющихся частью этих объединений (9).

Еще одна причина концентрации предприятий заключается в «структурных недостатках» малых и средних предприятий с позиций конкурентоспособности. Часто они не имеют на рынке шансов как «борцы-одиночки» против отраслевых «великанов».

Очевидно, что к кооперации вынуждены прибегать не только малые и средние, но и крупные предприятия. В этом случае часто речь идет об отстаивании места на рынке ввиду сверхмощной конкуренции, развития прогрессивных технологий, которые не под силу отдельному даже самому крупному предприятию, или синергического эффекта (объединение усилий нескольких крупных предприятий для сбыта какого-либо товара).

Немецкий исследователь Г.Шмален (10) выделяет еще ряд мотивов объединений предприятий, которые, на наш взгляд, являются актуальными не только для Германии, но и для России. Эти мотивы таковы:

- вложение «свободных средств» с намерением позднее перепродать (целиком или частично) приобретенное предприятие;

- использование дополнительных технологических шансов («внешний» доход за счет «ноу-хау»);

- преодоление барьеров для вхождения на зарубежные рынки;

- полное использование налоговых преимуществ путем принятия на себя убытков и перечислений собственной прибыли.

Конечно, объединение предприятий производятся и с намерением достичь власти на рынке и создать «империю фирмы» путем исключения конкурентов («выбивания»). И даже если это не входило в намерения, все же некоторые процессы концентрации таят в себе такую опасность.

Основными организационно-экономическими формами объединения предприятий в России являются (7, 9, 12):

1) Трест – объединение, при котором как минимум, одно  предприятие отказывается от своей экономической и юридической самостоятельности.

2) Консорциум – это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Например, для совместного размещения займов, осуществления крупных финансовых или коммерческих операций, инвестиционных проектов.

3) Концерн – объединение многих промышленных, финансовых  и торговых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству.

4) Комбинат – объединение  промышленных предприятий разных, но технологически связанных между собой производственных отраслей, в котором продукты одного предприятия служат сырьем для другого.

5) Конгломерат – объединение предприятий, принадлежащих к различным отраслям экономики и не связанных прямой производственной кооперацией.

6) Картель – монополистическое объединение предприятий, как правило, одной отрасли. Это также ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

7) Синдикат – монополистическое объединение предприятий, где его участники лишены коммерческой самостоятельности.

В зависимости от размеров все предприятия делятся на:

- мельчайшие (ремесленные);

- мелкие (10-15 человек);

- средние (50-500 человек);

- крупные (более 500 человек).

Наиболее эффективными из них являются не крупные предприятия, как можно подумать, а предприятия оптимальной величины, то есть такие, которые при данном состоянии техники и технологии дают наивысший экономический эффект.

Экономическая система каждой отдельной страны создает свои условия для возникновения наиболее адекватных данному периоду времени предприятий. Надо заметить, что в переходный период Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию сети предприятий, актуальных в этом периоде, такими стали предприятия, основанные на предпринимательской деятельности. Таким образом, в России стала формироваться предпринимательская инфраструктура. Хотя это понятие на протяжении многих лет воспринималось негативно.

С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, миллионы собственников. Актуальной  организационной формой предпринимательской деятельности в России являются частные предприятия (ЧП). Такие предприятия характеризуются принадлежностью одному владельцу, который вкладывает в него собственное имущество и сам отвечает по обязательствам своего предприятия. Вся прибыль частного предприятия принадлежит одному его владельцу.

Среди частных предпринимателей можно встретить: рядовых граждан (мелкорозничная торговля и «челночная» торговля); а также высококвалифицированных специалистов, открывающих консультационные фирмы. Расширяется малый бизнес и в сфере ремонта, строительства, технического обслуживания (12).

К сожалению, не всем российским предпринимателям хватает профессионального образования на своем поприще. Потребуется еще не один десяток лет, чтобы вырастить «цивилизованных» предпринимателей и приблизить предпринимательскую деятельность в России к мировому уровню.

         Выводы и предложения

В ходе работы я выяснила, что организация является важным составляющим звеном национальной экономики. Она определяет деловую активность национального хозяйства. Существует великое множество видов организаций и их объединений, которые могут варьироваться в зависимости от страны нахождения данного предприятия, от экономической системы и т.д. Государство должно создавать условия для эффективной работы предприятий в виде системы законов и нормативных актов.

В современных условиях организация, с одной стороны, рассматривается как преобразующая исходные ресурсы в конечный продукт, а с другой стороны – как юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная единица. Ею может быть как крупная корпорация, так и небольшая компания.

Современная организация может включать одно или несколько предприятий, функционирующих в любых сферах национального хозяйства. В результатах экономической деятельности организаций отражаются важнейшие показатели микро- и макроэкономики страны.

В заключении мне хотелось бы предложить каждой вновь открывающейся фирме, или создающемуся объединению предприятий большое внимание уделить бизнес планированию, рассмотреть все его параграфы, описанные во многих источниках, оценить позитивные и негативные стороны вновь открывающегося предприятия и т.д.  Хотя мое предложение не является новым, но, подчеркивая важность бизнес планирования, я тем самым хочу показать, что мало выбрать только организационно-правовую форму предприятия, важно уметь правильно оценить свой выбор, чтобы новая зарождающаяся фирма с первых дней своего существования не была съедена «акулами бизнеса».

                            Список использованной литературы

 1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации.-М., 1985.-С.25-46.

 2. Брэддик У. Менеджмент в организации.-М.: «ИНФРА-М», 1997.-С.121-124.

 3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник для вузов.-М.: Институт международного права и экономики, 1999.-С.93-100.

 4. Виханский О.С., Наумов А.А. Менеджмент, Учебник.-М., 1999.-528с.

 5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1 / Полный сборник кодексов Российской Федерации.-М.: «Информэкспо», Воронежское издательство Борисова, 2000.-С.7-59.

 6. Грейсон Дж., О Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века.-М., 1991.-С.65-101.

 7. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).-М.: «ВЛАДОС», 1994.-С.133-141.

 8. Менеджмент организации / Ред. З.П.Румянцев.-М.,1995.С.27-46.

 9. Непринцева Н. Фирма в рыночной экономике // Российский экономический журнал.-1994.-№6, 8.

10. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А.Г.Поршнева.-М.: Финансы и статистика, 1996.-С.59-92.

11. Эдвин Дж. Долан и др. Микроэкономика.-Спб, 1994.-С.324-340.

12. Экономика. Учебник / Под ред. А.С.Булатова.-М.: Изд. БЕК, 1996.-С.426, 428-470.

Обычно выделяют четыре основных типа организации:

4.     Организации, основанные на монопольной власти.

а) Преобладающее влияние имеет один человек.

б) Он держит управление организацией в своих руках.

     в) Существует атмосфера конкуренции. Служащие в организациях такого типа настроены на достижение успеха.

     г) Все связи проходят через центральный аппарат управления, так что отдельное подразделение не всегда знает, что происходит вокруг.

     д) У лица, наделенного властью, есть любимчики и те, кого он ненавидит. В такой организации фавориты и отдельные группировки в порядке вещей.

     е) Такое положение дел в организации стимулирует эмоционально неустойчивое поведение, которое может варьироваться от ухода в отставку до неповиновения в зависимости от существующих обстоятельств и настроения руководителя.

               ж) Существует очень мало методов проведения административной работы. Руководитель сам принимает все решения на произвольной основе.

 2. Бюрократия.

Типичными чертами бюрократии являются:

     а) Четко определенная цепь управления, в которой права и обязанности равны, а промежуточные позиции определены  и осознаются.

     б) Система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми, а также рабочими заданиями. Они разрабатываются, чтобы обеспечивать постоянные нормы поведения и обслуживать внезапно возникающие. Они предотвращают использование организации в своих собственных целях.

     в) Разделения труда основывается на  специализации и компетентности.

     г) Отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традиции и капризе.

     д) Беспристрастность в социальных отношениях. Люди более обеспокоены выполнением своих задач, чем участием в делах других. Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми. И каждая должность или пост реагирует на поведение других должностей, а не на человека, занимающего эту должность.

3. Проектные организации.

Работа этих организаций основывается обычно на выполнении ряда различных задач. Машиностроительные компании, например, будут проектировать нефтеперерабатывающий завод в Греции вслед за электростанцией в Нигерии или химическим заводом в Техасе, поэтому им нужна гибкость, чтобы быстро перераспределять трудовые ресурсы.

Этот тип организации характеризуется следующими чертами.

а) Имеет небольшой стабильный основной состав служащих и рабочих.

б) Может заниматься одновременно рядом задач с различными уровнями завершенности.

в) Персонал может быстро перемещаться с одного проекта на другой.

г) Существует небольшая иерархия. Поощряются неформальные отношения.

д) Считается, что члены этой организации проявляют энергию и инициативу.

е) Такая организация содействует гибкости, умениям адаптироваться и способности быстро реагировать.

ж) Новаторство  и творчество ценятся высоко.

          з) Необходимость сотрудничества на высоком уровне между различными подразделениями стимулирует разносторонние связи.

          и) Члены коллектива имеют свободу действий. Границы допустимого слабо определены и отдельным работникам предоставляется выбор.

          к) Часто имеет похожую на матрицу структуру, в которой подразделения образуют одну ось, а планы – другую.

Эта структура допускает значительную гибкость, но часто вызывает путаницу, потому что каждый человек имеет теоретически по меньшей мере двух начальников (генерального директора и начальника своего подразделения). Это часто вызывает неоднозначность и неопределенность в отношении намерений, полномочий и ответственности.

4. Организации, основанные на индивидуальной деятельности.

Хорошим примеров этого типа организации является группа практикующих врачей. Они нуждаются в услугах детской консультации, секретарях и регистратуре, но по существу врачи работают сугубо индивидуально.

Характерными чертами такой организации являются:

а) Слабый контроль из центра.

б) Высокая оценка действий каждого служащего.

в) Установление норм выработки исходя из профессиональной квалификации.

г) Наличие небольшого числа формальностей.

д) Очень небольшое взаимодействие между отдельными служащими.

Несмотря на то, что эти четыре типа организации являются взаимоисключающими, на практике примеры каждой из них можно найти в такой крупной корпорации как банк; они отражают сочетание воздействия целей, технологий и людей на различное направление деятельности банка. Иногда к такому разнообразию в одной и той же организации бывает трудно приспособиться, и это может вызывать конфликты между отделами.