Оглавление

                 стр       

Введение

1. Принципы управления - важнейшая составная часть теоретического

    управления

2. Общие принципы менеджмента: сущность, содержание, характеристика

3. Частные принципы управления. Их состав, значение и взаимосвязь

     с общими принципами

Выводы и предложения

Список литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практики управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Объектом курсовой работы является менеджмент.

Предметом курсовой работы являются принципы управления.

Цель курсовой работы: проанализировать значимость принципов менеджмента.

Задачи:

-         изучить отечественную и зарубежную литературу по менеджменту;

-                      рассмотреть принципы управления как важнейшую составную часть теоретического управления;

-                       проанализировать общие и частные принципы менеджмента, их  сущность, состав, значение.

 1. Принципы управления - важнейшая составная часть теоретического управления

Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практики управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления (3).

В методологии управления решающее значение приобретает  одна из важных категорий отечественной теории управления, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики общественного производства. Это - принципы управления общественным производством (6).

Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Иными словами - это правила реализации закономерностей управления, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности по руководству организациями и предприятиями.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В принципах управления производством находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению органов управления и методами осуществления функций управления (3, 6).

Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. На практике одна закономерность может быть реализована на основе двух, трех и большего числа принципов. Или, наоборот, несколько закономерностей могут быть реализованы на основе единственного принципа.

 2. Общие принципы менеджмента: сущность, содержание, характеристика

Впервые вопрос об общих принципах управления поднял Анри Файоль   французский инженер в своей работе "Общее и промышленное управление" (10), изданная в 1916 г. где он сформулировал 8 принципов управления (позднее расширенные и развитые другими), которые вытекали скорее из его личного опыта, мыслей и рассуждений, чем из систематических исследований, однако они оказали мощное воздействие на развитие мышления многих поколений менеджеров. Коротко эти принципы можно сформулировать следующим образом (2, 10, 11).

Чтобы работать эффективно, организация должна иметь:

1.     Четкие цели;

2.     Один центр подчинения (единство управления);

3.     Один отдел управления (единство контроля);

4.      Четкие линии инстанций, по которым идут распоряжения;

5.      Равенство прав и обязанностей;

6.       Рациональное разделение труда и логическую группировку задач по подразделениям, отделам и административным секторам высшего звена;

7.       Четкое определение ответственности за результаты деятельности и такие установленные официальные отношения, чтобы каждый в организации знал свою роль и положение в коллективе;

8.       Благоприятные возможности для проявления инициативы.

Эти принципы активно критиковались на всех уровнях. Считали, что все эти принципы более точно выражают "общеизвестные истины" и для каждого из них можно было привести другой, равный ему по важности, но выражающий противоположную позицию, аргументируя тем, что принципы часто бывают нечеткими.

В результате позднее к этим восьми  общим принципам Файоль добавил  еще шесть. И они стали выглядеть следующим образом (1, 5, 9, 10):

Таблица 2.1.

                            Принципы управления А.Файоля

 п/п

Принципы управления

Содержание принципов управления

1.

Разделение труда

Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучше по качеству, при тех же затратах и усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Специализация работ необходима для эффективного использования рабочей силы.

2.

Полномочия и ответственность

Каждому работающему должно быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3.

Дисциплина

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения межу ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4.

Единоначалие

(единство распорядительства)

Работник получает распоряжения и отчитывается  только перед одним непосредственным начальником.

5.

Единство направления (дирекции)

Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план утвержденный вышестоящим руководством.

6.

Подчиненность личных (индивидуальных) интересов - общим

Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

7.

Вознаграждение персонала

Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.

Централизация

Естественный порядок в организации имеющий управленческий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией.

9.

Склярная цепь (иерархия)

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.

10.

Порядок

Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым, Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место для всего и все на своем месте».

11

Справедливость

Установленное правило и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях склярной цепи.

12.

Стабильность рабочего места для персонала

Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.

Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений граница делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14.

Единение персонала (корпоративный дух)

Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единении сила).

Предложенная А.Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только в сфере производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше принципов не утратили своей актуальности и в настоящее время, не смотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Сегодня, опираясь на принципы управления, разработанные Файолем, теоретики менеджмента выделяют следующие принципы управления (4, 7, 8):

1.     Лояльность к работающим;

2.       Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

3.       Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали (обмен информацией);

4.       Атмосфера в организациях, способствующая раскрытию способностей работающих;

5.       Обязательное установление долевого участие каждого работающего в общих результатах;

6.       Своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

7.       Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

8.       Непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;

9.       Умение слушать всех с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей;

10.   Этика бизнеса;

11.   Честность и доверие к людям;

12.   Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

13.   Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;

14.  Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

 Рассмотрев различные подходы к принципам управления можно сделать вывод, что каждая организация для эффективного  осуществления своей деятельности должна опираться на важнейшие принципы: единство командования и руководства. Для достижения определенной цели должна быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа может привести к дисбалансу организации и со временем такая организация может пойти ко дну.

 3. Частные принципы управления. Их состав, значение и взаимосвязь с общими принципами

Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифирменного управления характерны: принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация на долгосрочные цели развития, участия работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они являются частными принципами управления.

Частные принципы управления можно разделить на три группы (6):

1.     Структурно-функциональная группа.

2.     Принципы управления производством.

3.     Принципы управления персоналом.

                         

Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Путем применения этого принципа решается проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо – президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с единоначалием каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.

Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений,  способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например, собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений.

В американском менеджменте применяются принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и принцип единства команды. Принцип единства команды требует от руководителя отдачи приказов и распоряжений только своим непосредственным подчиненным (3, 7).

Многие организации кладут в основу организационной системы принцип централизации, при котором управление осуществляется из одного центра. Здесь устанавливается жесткая регламентация центра. Подразделения полностью лишены хозяйственной самостоятельности.

Эта форма присуща небольшим компаниям, специализирующимся на выпуске одного вида продукции с ориентацией на местный или отечественный рынок. Президент компании является здесь и ее управляющим. Он обычно имеет двух заместителей  (вице-президентов), один из которых ведает вопросами производства и технологии, другой – сбытом продукции.

Более сложным является управление крупной фирмой, выпускающей один вид продукции. В ведении президента находятся только общие вопросы управления. Вице-президенты здесь управляют секторами с помощью управляющих.

Еще больше усложняется управление централизованной фирмой, если она специализируется на нескольких видах продукции. Здесь вице-президентам придается уже несколько управляющих по видам деятельности.

Централизованная организационная форма характеризуется (6, 7):

-           предпочтительностью функциональных служб перед службами подразделений;

-         наличием множества функциональных служб;

-         исследовательскими подразделениями в центральном аппарате;

-         центральным отделом сбыта.

При децентрализованной форме управления производственные подразделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства и в сфере сбыта. Высшая администрация осуществляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения находятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров.

Менеджмент современных крупных фирм характеризуется сочетанием принципов централизации и децентрализации, когда за высшим звеном управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за новыми звеньями – оперативное управление. Внутри фирмы создаются автономные производственные отделения, которые самостоятельно производят, сбывают продукцию и отвечают за получение прибыли.

Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демократизации управления. Усложнение процесса труда изменяет подход к рабочему. Рабочий становится субъектом производственного процесса. Наличие у рабочего высокого уровня профессиональной квалификации, образования и общей культуры создает у него потребность участвовать в управлении производством. Выражение «промышленная демократия» характеризует совокупность факторов участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим. Это проявляется в широком участии работников в собственности, прибыли, принятии решений на всех уровнях управления.

Существует также и другое разделение частных принципов (6), а именно:

1.     Принцип демократического централизма.

В его основу положено сочетание централизованного руководства хозяйством и самостоятельности его отдельных элементов.

2.     Принцип единства политического и хозяйственного руководства.

Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.

3.     Принцип планового ведения хозяйства.

Означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства.

4.     Принцип материального и морального стимулирования.

Поскольку удовлетворение потребностей каждого человека и коллектива соответствует количеству и качеству затраченного труда, в управлении широко используют материальное и моральное стимулирование для повышения эффективности производства.

5.     Принцип научности управления.

Соблюдение принципа научности  управления заключается в построении всей системы управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Каждый руководитель должен изучать и правильно применять на практике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и результатов прогноза на будущее.

6.     Принцип ответственности.

Использование принципа ответственности означает: создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений для них о подразделениях организационной структуры, положений о правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций для исполнителей и т.д.

7.     Принцип правильного подбора и расстановки кадров.

Данный принцип означает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную ему работу.

8.     Принцип экономичности и эффективности.

В производстве необходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда.

9.                 Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления.

Реализация этого принципа должна способствовать специализации и комплексному развитию хозяйства регионов.

10.            Принцип преемственности хозяйственных решений.

В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и в пространстве.

Перечисление всех существующих принципов управления дело сложное, так как их существует очень много именно по этому они были названы как частные принципы, используемые в частном порядке при организации как фирмы, так и государства в целом.

Выводы и предложения

 

                       Список использованной литературы

 1. Бобрышев Д.Н., Семенцев С.М. История управленческой мысли.-М., 1987.

 2. Брэддик У. Менеджмент в организации.-М.:"ИНФРА-М",1997.-С.

 3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-С.35-39.

 4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ,2000.-501с.

 5. Ермакова Л.И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежем.- М.: Мир, 1994.

 6. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А.Радугин.-М.: Центр, 1998.-432с.

 7. Менеджмент: Учебник / Под ред. М.М.Максимцова и А.В.Игнатьевой.-М.: ЮНИТИ, 1998.

 8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./Общ. ред. и вст. ст. Л.И.Евенко.-М.:Дело,1992.

 9. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-222с.

10. Файоль А. Общее и промышленное управление.- М., 1991.

11. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менеджмента.-М., 1992.