Оглавление
Введение 3
1. ФПГ: понятие, сущность проблемы и подходы 5
2. Инвестиционный потенциал ФПГ. Роль банков 10
Заключение 19
Список литературы 21
Введение
В рыночных условиях, когда цели и развитие экономики диктуются потребностями рынка, формы интеграции капитала становятся добровольными. Государство для формирования эффективной структуры экономики поощряет развитие производства посредством системы льгот в области налогов, централизованных кредитов, формирования собственности и т.д. Наиболее эффективно это реализуется через создание и поддержку финансово-промышленных конгломератов и иных, организационных форм объединения банковского капитала, ресурсов, науки, промышленности и государства. Одной из наиболее эффективных форм такой интеграции и являются финансово-промышленные компании. Создание их избрано .в России в качестве приоритетного направления преобразования экономики и промышленной политики
Важен, здесь и региональный фактор. Эффективность использования потенциала предприятий и организаций крупных городов (регионов) в немалой степени определяется складывающейся институциональной структурой промышленности, науки, аграрного сектора, в ходе приватизации и акционирования. В соответствии с концепцией структурной перестройки экономики России целесообразно в каждом случае создание комплекса предприятий и организаций, призванного гарантировать в период трансформации производство минимального набора важнейших для данного региона видов продукции и услуг. Центральные органы государства, равно как и местные органы власти, имеющие в соответствии с законодательством права на долевое управление государственной собственностью, находящейся в городе (регионе), призваны активизировать управление акционированными предприятиями с целью проведения социально-ориентированной политики в ходе их структурной перестройки с учетом локальных интересов. Здесь особенно важны следующие направления:
- создание финансово-промышленных групп, акционерных промышленных компаний и предприятий с участием зарубежного капитала;
- определение приоритетных направлений рыночной деятельности и объектов приватизации с предпочтением совместной приватизации технологически взаимосвязанных производств;
- сотрудничество в вопросах разграничения собственности;
- разработка скоординированной политики в области сохранения производственного и кадрового потенциала предприятий и организаций;
- выработка общей политики по условиям проведения специальных аукционов, инвестиционных конкурсов и продажи ценных бумаг приватизируемых предприятий и организаций;
- поиск форм совместного использования части средств, поступающих от приватизации, на реализацию новых программ и проектов;
- объединенные усилия по формированию конкурентной среды в процессе приватизации предприятий и организаций путем создания условий для эффективного функционирования системы малого и среднего бизнеса;
- разработка мер по реализации государственной политики на предприятиях и организациях после их акционирования.
Особенностью структурной перестройки экономики является ее многоцелевая направленность. В качестве главной цели принимается формирование оптимальной экономической структуры науки и производства, приспособленной к условиям рыночной экономики с учетом российских условий. При всем значении малых и средних форм бизнеса во всем мире первую скрипку в экономике играют крупные объединения, причем эта тенденция становится в последнее время определяющей.
1. ФПГ: понятие, сущность проблемы и подходы
Переход к рыночной системе хозяйствования, развитие предпринимательской деятельности государства, широкое применение финансово-кредитных рычагов, государственное программирование, правительственные меры, направленные на укрепление внешнеэкономических связей, способствующие концентрации и централизации производства, дальнейшей интеграции с ним науки, усиливают общественный характер производства. Это ведет к концентрации и централизации капитала, монополизации экономики, появлению финансово-промышленных объединений. Усиливается частный характер присвоения, все большая доля общественного богатства сосредоточивается в руках частных собственников, возрастают противоречия между трудом и капиталом. Однако, каковы бы ни были трудности в области регулирования экономики и решения социальных проблем, концентрация капитала соответствует экономической политике, проводимой в нашей стране.
Что представляет собой процесс концентрации капитала в финансово-промышленных объединениях с точки зрения экономической теории? Промышленный капитал обслуживает сферу производства, банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Это - совершенно самостоятельные сферы приложения капитала. Инвестирование в производство сопровождается приобретением материальных ресурсов и рабочей силы, их производственным потреблением, накоплением амортизационных отчислений и на конечной стадии получением в результате реализации готовой продукции приращенного капитала, который вновь используется на возобновление и расширение производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретение увеличенного капитала в результате проведения финансовых операций или предоставления кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше, чем у промышленного [4; 8].
В финансово-промышленной группе происходит объединение этих двух форм капитала в финансово-промышленный капитал, для которого присущ специфический характер движения и особая форма кругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате их объединенного функционирования. В условиях ФПГ временно высвободившиеся средства на одном предприятии - участнике группы - могут направляться на покрытие потребности в денежных средствах других предприятий - членов группы, так как движение их капиталов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободные денежные средства предприятий уже в качестве банковского капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д. Следовательно, в процессе кругооборота промышленного капитала в ФПГ создаются условия для высвобождения денежных средств, которые могут оборачиваться как банковский капитал вследствие отсутствия четких границ между ними. В то же время банковский капитал получает возможность более рационально, с меньшим риском осуществлять свой кругооборот. Эффект от объединенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их отдельного функционирование. И это - только один аспект возникновения и функционирования финансово-промышленного капитала, появления новых организационно-хозяйственных структур, которые обеспечивают сочетание интересов и стремление к максимизации прибыли всех участников группы.
Практика знает разные формы объединения предприятии, которые позволяют получить дополнительные конкурентные преимущества, лучше использовать положительные стороны укрупненных хозяйственных систем.
Одной из таких форм организации бизнеса, основанной на системе участия в капитале, выступают холдинги. Холдинг - фирма, владеющая другими фирмами. Существуют чистые и смешанные холдинги. Первые занимаются только тем, что контролируют свои дочерние фирмы и получают дивиденды от имеющегося у них контрольного пакета акций. Смешанные холдинги, кроме того, осуществляют определенную предпринимательскую деятельность.
Особняком стоят договорные объединения разных компаний (ассоциации, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, финансово-промышленные группы). Ассоциация - договорное объединение разных предприятий, создаваемое для совместного выполнения хозяйственных, научных, культурных, управленческих и других функций [7]. Выход из ассоциации, равно как и вступление в другие договорные объединения, осуществляется без согласования с другими участниками конкретной ассоциации.
Консорциум - объединение компаний, фирм, создаваемое в целях решения конкретных задач, реализации программ, осуществления крупных проектов, позволяющее объединять финансовые ресурсы, научно-технические, производственные и прочие возможности различных предприятий и организаций. В такой союз могут входить фирмы разных стран, форм собственности (государственной, частной, смешанной), отраслевой принадлежности. Участники консорциума сохраняют полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части, которая связана с реализацией целей консорциума.
Картель - объединение сохраняющих свою самостоятельность организаций, как правило, одной отрасли, заключающих соглашение о ценах, объемах производства, рынках сбыта. В ряде стран картели запрещены антимонопольным законодательством. В России антимонопольное законодательство не разрешает злоупотребление доминирующим положением на рынке посредством ограничения или прекращения производства, изъятия товара из обращения, создания искусственного дефицита. Запрещены соглашения, о разделе рынков и устранении с них других предпринимателей.
Синдикат - представляет форму картеля, в рамках которого осуществляется сбыт продукции участников объединения. Цель вступления в синдикат - получить выигрыш от централизации сбыта. Входящие в синдикат компании сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Синдикаты обычно образуются и отраслях с массовой однородной продукцией.
Пул - временное объединение разных организаций. Имеют место торговые, биржевые, страховые, патентные и иные пулы. Для вступающих в них организаций устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает в единый фонд, распределяемый по установленной пропорции.
Трест - объединение, при котором все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность его участники. Реальная власть находится в руках головной фирмы. Цель - повышение эффективности деятельности фирм путем их слияния.
Концерн - это объединение компаний одной или нескольких отраслей промышленности, торговли, транспорта, связи, банков, страховых компаний и т.д. на основе централизации функций научно-технического и производственного сотрудничества, а также инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Фирмы-участники делегируют концерну выполнение части своих функций - тех, которые или не могут выполнить сами, или тех, централизация реализации которых дает дополнительный экономический эффект. Участники концерна остаются юридически самостоятельными [5].
На сегодня наиболее эффективным объединением является финансово-промышленная группа (ФПГ) - несколько юридических лиц, функционирующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединившие свои ресурсы на основе договора о создании финансово-промышленной группы для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных и других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест [5; 9].
В состав ФПГ обычно входят коммерческие и другие организации, в том числе и иностранные. Исключением являются общественные и религиозные организации. Участниками ФПГ обязательно выступают организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки и иные кредитные и финансовые организации. Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества. Дочерним хозяйственным обществам и предприятиям разрешено входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (предприятием-учредителем).
2. Инвестиционный потенциал ФПГ. Роль банков
Главное место в составе ФПГ занимают коммерческие банки, а в уставном капитале ФПГ - их фонды. Формирование и становление ФПГ не реально без банков. Для этого необходим крупный собственный капитал банка, прочное его финансовое положение, соответствующая материально-техническая база.
Многие коммерческие банки стали частью созданных финансово-промышленных групп и других объединений (холдинги, консорциумы и т.д.), которые на деле представляют интеграцию банковского капитала с промышленностью. Банки активно поддерживают создание финансово-промышленных групп. Однако пока нередко эти объединения являются простым механическим сложением предприятий, входивших ранее в систему министерства и небольшого банка, которые не имеют ресурсов для крупных инвестиций и нуждаются в мощной поддержке со стороны государства, которое пока не в силах ее оказать.
Роль банка в ФПГ весьма велика. Интерес кредитного института в участии в ФПГ основывается на новых возможностях его развития и укрепления финансовой устойчивости за счет концентрации денежных средств, депозитов, ценных бумаг и других активов членов ФПГ.
Все участники ФПГ стремятся к снижению риска инвестиций. Высокая финансовая устойчивость ФПГ как крупного объединения его уменьшает. Как известно, становление ФПГ возможно за счет объединения ее участников на основе промышленного предприятия, научно-исследовательской и конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы. Но значение банка обычно преобладает.
Центральная компания ФПГ способна создать собственный банк, свои страховые, инвестиционные фонды, торговые предприятия. Возможно привлечение к участию в группе сторонних организаций. Крупный коммерческий банк сам может стать центральной компанией за счет покупки акций, приобретения пакетов акций в доверительное управление, скупки долгов промышленных предприятий и т.д. В этом случае банк выполняет роль организационного центра. Обычно это помогает банку осуществлять крупномасштабные инвестиции капитала в производство. Все зависит от способности банка мобилизовать и рационально использовать привлеченные ресурсы. Основной задачей является концентрация инвестиций на наиболее перспективных направлениях, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [1; 6].
Роль банков в ФПГ определяется прежде всего основным назначением банка как института, занятого аккумуляцией средств, их размещением на основе платности, осуществлением расчетов между клиентами.
Банки в ФПГ способны играть роль координатора (при условии инициирования создания группы со стороны банка) и аккумулятора денежных средств, обеспечивающего их размещение, осуществление взаиморасчетов кассового обслуживания.
На практике это зависит от отношений собственности между банком и предприятием. Банки могут быть совладельцами предприятий непосредственно либо через дочерние структуры, иногда они владеют общей с предприятиями собственностью. Предприятия - члены ФПГ нередко выступают в качестве соучредителей банка. Руководители (либо владельцы) банка часто являются держателями акций предприятий как частные лица. Возможны и многие другие варианты.
При формировании ФПГ по инициативе банка сначала производится отбор предполагаемых кандидатов. При этом осуществляется анализ выпускаемой конкретным предприятием продукции, оценивается ее конкурентоспособность, наличие конкурентов на внутреннем и внешних рынках; дается оценка финансового состояния предприятия, его способности в обновлении ассортимента, создании качественно новой продукции, отвечающей мировым стандартам; анализируется состояние производственных фондов, уровень подготовки и квалификация промышленного персонала. Очень важный фактор - анализ потенциального эффекта от участия в группе для каждого предполагаемого партнера.
Следующим этапом является составление бизнес-планов для группы в целом. Особое внимание банк при этом уделяет инвестиционным программам участников: необходимому объему и предполагаемым источникам денежных средств, инвестиционной привлекательности проекта для потенциальных инвесторов, срокам окупаемости, оценке риска. Предпочтение отдается, как правило, программам с коротким сроком окупаемости (1-2 года) и достаточно высокой рентабельностью проекта. На их основании составляется единая инвестиционная программа ФПГ. Для привлечения иностранных инвесторов бизнес-план должен быть составлен по международной методике ЮНИДО [5].
Помимо управления финансами, инвестиционными проектами, банки в ФПГ осуществляют инвестиционное финансирование, лизинг, факторинг и венчурное финансирование. Управление финансами заключается в управлении наличными средствами предприятий, входящих в группу (использование остатков денежных ресурсов под предполагаемые выплаты, трастовое управление активами и имуществом участников группы). Банк начисляет проценты по временно свободным денежным средствам. Плата банку за оказание такого рода услуг не высока.
Функции трастового управления могут осуществляться также трастовой компанией при наличии ее в составе группы. Но обычно речь идет о трастовом управлении банком имущества членов группы - предприятий, пенсионных фондов, страховых компаний. В традиционном виде траст представляет собой управление активами и имуществом. Основная доля в трастовых операциях приходится на денежный траст, где по доходности первое место занимают сделки с ценными бумагами на биржевых и межбанковских рынках.
На втором месте по доходности стоят операции с недвижимостью. Следующее по эффективности место по размещению денежных трастов занимает кредитование торговли, которое, как правило, осуществляется под различного рода залоги.
В разных случаях применяют различные формы трастового вклада. При работе с предприятиями банки обычно предпочитают для эффективного управления сумму, равную 1 млрд. рублей и выше. Клиент раз в месяц имеет право пересматривать свой портфель в сторону более высокодоходных активов. Оплата за услуги банка равняется 1% при размещении суммы в валюте и около 5% - при размещении суммы в рублях.
В составе ФПГ банк с успехом может осуществлять управление проектами. В этом случае банк производит отбор наилучшего проекта с точки зрения прибыльности и перспективы для всей группы. Банк занимается технико-экономическим обоснованием, оценкой эффективности, составлением бизнес-плана, определением источников финансирования. Таким источником, помимо средств предприятий и резервов самого банка, могут служить эмиссия акций или займы. При эмиссии акций, организуемой банком под проект, покупателями ценных бумаг обычно выступают заказчики, заинтересованные в продукции, которую будут изготавливать после завершения проекта [2; 5].
Финансирование, как известно, возможно не только в денежной форме, но и в виде «ноу-хау», прав пользования природными и иными ресурсами, объектами интеллектуальной собственности. Проблема в этом случае заключается обычно в точной оценке рыночной стоимости подобных взносов.
Долгосрочное финансирование организуется банком следующими способами:
- посредством займов, представляющих выпуск облигаций, векселей и других долговых обязательств;
- предоставлением кредитов им самим и при его посредстве финансовыми, страховыми, инвестиционными компаниями, пенсионными фондами;
- использованием бюджетных средств областных, федеральных, муниципальных;
- привлечением зарубежных инвесторов [3].
При выборе проекта решающее значение придается наличию контрольного пакета акций предприятия у банка, экспортным возможностям проекта, предполагаемому уровню рентабельности и сроку окупаемости.
В обычной практике собственные средства заемщика должны превышать 30% от общей суммы проекта. Обеспечением кредита служат ликвидный залог или имущественные права, размещение валютного и рублевого депозита, переуступка прав получения выручки в свободно конвертируемой валюте по контрактам, страхование обеспечения кредита.
Помимо этого, банк осуществляет контроль за использованием кредита и реализацией программы на всех ее стадиях вплоть до выпуска продукции. Эффективность такого контроля зависит от обладания банком контрольного пакета акций предприятия.
В связи с тем, что предприятия обычно нуждаются в лизинге для приобретения оборудования, банк нередко берет на себя и эту работу, т.е. выполняет функции лизинговой компании. Лизинговые операции в настоящее время не получили еще достаточно широкого распространения в России. Но его преимущества достаточно велики:
- устраняется необходимость изыскания средств для приобретения оборудования;
- появляется возможность вернуть оборудование в случае необходимости обратно по истечении срока аренды;
- открывается возможность погашения кредита не только в денежной, но и товарной форме;
- становится реальным включение затрат по лизингу в себестоимость продукции и т.д.
Лизинговый кредит, как правило, дороже ставки обычного банковского кредита, однако это окупается перечисленными выше преимуществами. Предоставляя кредит по лизингу, банк осуществляет также юридические и другие услуги по вопросам лизинга. Для участников ФПГ используется система скидок и льгот.
При проведении лизинговых операций банк накапливает необходимые сведения о производимом оборудовании и потенциальных покупателях, о сдаваемом в лизинг оборудовании. Он может сам выступать лизингодателем, если приобретает оборудование с целью сдачи его в аренду участникам группы. Для банка лизинг - это дополнительный источник дохода, связанный со значительно меньшим риском и затратами в сравнении с применением долгосрочных кредитов. Еще одной функцией банков в ФПГ может быть предоставление факторинговых услуг. Факторинг как метод финансирования представляет собой предоставление предприятиям денежных средств посредством перекупки банком долгов клиентов. Банк берет на себя функцию взыскания платежей, по которым предприятие по какой-либо причине не желало ждать срока наступления платежа или не уверено в платежеспособности партнера. Банк получает плату за розыск и взыскание причитающихся сумм. Эта услуга, естественно, сподручнее банку с его широкой клиентской сетью и обширной информацией о клиентах, нежели самому предприятию.
Наконец, еще одна возможность для банков в ФПГ - венчурное финансирование. Венчурный бизнес представляет собой создание небольших инноваторских групп, занимающихся научно-исследовательскими разработками и их внедрением. Банки осуществляют мобилизацию средств для финансирования венчуров, подбирают «доноров». При этом требуется представить план научно-исследовательских экспериментов, который анализируется экспертами инвесторов. Венчуры - одна из самых рискованных форм бизнеса. Учитывая наличие необходимой базы для его осуществления, особенно в ФПГ (научно-исследовательские институты, конструкторские группы, высококвалифицированные кадры) можно рассчитывать на увеличение сферы применения данной практики [5].
Сложность, комплексность, объемность задач, стоящих перед банками-участниками ФПГ, предъявляют к ним особо высокие требования. Этим требованиям удовлетворяют крупные банки (выполняющие все основные денежно-кредитные и валютные операции, обеспечивающие кредитование промышленных предприятий и банковское обслуживание), но в еще большей степени - сами финансово-промышленные группы.
Надежность промышленных предприятий в качестве заемщиков пока минимальна вследствие их неплатежеспособности, высокой вероятности банкротства, невозврата выданных им долгосрочных кредитов. Согласно действующему законодательству, при неплатежеспособности предприятия оно не переходит под контроль кредиторов. Назначаемый в административном порядке внешний управляющий не несет ответственности перед кредиторами за сохранность их средств. Его задача - финансовое оздоровление предприятия. Но для этого нужны соответствующие ресурсы. Имеет место потеря контроля за деятельностью предприятия как акционерами, так и кредиторами. За период внешнего управления могут быть реализованы, утеряны ликвидные активы, по существу являющиеся обеспечением выданных банком кредитов. ФПГ, банкам (в том числе и входящим в финпромгруппы) нужны соответствующие инструменты контроля за целевым использованием кредитных средств и за общим финансовым положением предприятия, причем не столько косвенного (через аудит, проведение экспертизы бизнес-планов и т.п.), но и непосредственного (через владение или управление пакетом акций предприятия). В этом случае ФПГ, банки не только получают дивиденды, но и хорошо информированы о реальном положении дел на предприятии-заемщике, способны предотвратить недобросовестные действия конкурентов или руководителей предприятий. Нет сомнения, что ФПГ, банки будут предоставлять долгосрочные кредиты лишь тем предприятиям, на эффективность управления которыми они в состоянии оказывать непосредственное воздействие. Нельзя рассчитывать на привлечение к санации и модернизации российской промышленности значительных ресурсов ФПГ, не предоставляя последним возможности приобретать контрольные пакеты акций предприятий [3; 5].
На сегодня банкам запрещено владеть в России значительными пакетами акций предприятий. Такой подход характерен для англо-саксонской практики регулирования банковской деятельности, препятствующей сращиванию банковского капитала с промышленным. Но, скажем, немецкая традиция тесной связи банков с промышленностью, их участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями, по нашему мнению, предпочтительнее. Кстати, весьма эффективна роль банков в управлении промышленным развитием в Японии.
Для «азиатских типов» также характерно тесное взаимодействие банков, промышленных компаний и государства для обеспечения быстрого экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной промышленной продукции на мировых рынках, гарантирования устойчивости валютно-финансовой системы страны. Быстрый экономический рост этих государств обусловлен, прежде всего, эффективностью взаимодействия основных институтов регулирования экономики — государства, банков и промышленных корпораций. Поэтому столь целесообразна активизация роли ФПГ, банков в управлении промышленными предприятиями. Для этого нужны соответствующие активные формы, административные механизмы и правовая база [5].
В пользу этой позиции свидетельствует и уже имеющийся отечественный опыт интеграции банковского капитала с промышленным. Крупнейшие наши банки сформировали систему стабильных связей с промышленными предприятиями. ФПГ, как правило, возникают не на пустом месте, а лишь институционализируют уже сложившиеся ранее неформальные объединения. Так, «ОНЭКСИМ-банк» (совместно с АКБ «Международная финансовая компания») является участником ФПГ «Интеррос». Банки в качестве участников официальных и неформальных ФПГ проявляют особый интерес к акциям предприятий, которым они дают кредиты. Не может быть равнодушным кредитор к эффективности управления предприятием-заемщиком. Не потеряло своей актуальности предложение предоставлять кредиты под получение в траст пакетов акций предприятий, находящихся в государственной собственности. Здесь характерны следующие принципиальные позиции:
- открытость всех конкурентов, торгов или аукционов, на которых продаются или передаются в залог акции предприятий, находящиеся в государственной собственности;
- ориентация деятельности на гарантирование государству максимального прироста доходов в сравнении с их величиной, прогнозируемой на основе сложившихся рыночных тенденций;
- гарантия приоритетного развития инфраструктуры фондового рынка на основе принятых в мировой практике институтов [9].
Нужны нормативные акты, защищающие права акционеров, инвесторов и вкладчиков от финансового мошенничества и злоупотреблений со стороны администрации предприятий, акции которых обращаются на рынке, необходима национальная депозитарно-клиринговая система.
Заключение
Об определяющей роли в мире крупных корпораций, представляющих ФПГ, свидетельствует то, что около 1/4 всего мирового производства контролируют примерно 600 финансово-промышленных групп. Особенно велик их вес в сфере новейших наукоемких производств, так как именно крупные объединения способны вкладывать огромные средства в производство новых продуктов. Так, в США в выпуске оборудования для электронной промышленности занято более тысячи фирм, а свыше половины продаж приходится на долю всего 14 компаний. Производство компьютеров на три четверти сосредоточено в четырех крупнейших фирмах.
ФПГ зарекомендовала себя как более совершенная организация промышленного и финансового капитала, способная сохранить и обеспечить дальнейшее развитие конкурентоспособным отраслям промышленности, дать новый импульс научным разработкам, позволить, используя содействие государства, своим участникам находить и завоевывать свое место в системе не только национального, но и международного разделения труда. Основной целью создания ФПГ является формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности посредством использования эффективных механизмов инвестирования, распределения ответственности, проведения операций на отечественном и зарубежном рынке ценных бумаг.
Поэтому сегодня создание финансово-промышленных групп — один из самых наиболее перспективных способов преодоления инвестиционного кризиса в стране. ФПГ как структура, объединяющая в единое целое финансовый и промышленный капитал, создается в целях обеспечения эффективного (за счет более рационального распоряжения финансовыми ресурсами) и ускоренного развития науки и промышленного производства путем диверсификации в направлении освоения новых видов промышленной продукции и услуг, гарантирующих наивысшую и устойчивую прибыль. В условиях государственной селективной структурной политики ФПГ выступает как средство комплексной и экономически эффективной загрузки мощностей предприятий, не получивших достаточных заказов для государственных нужд, и адресной финансовой поддержки.
Целенаправленный поиск рыночных ниш и разработка масштабных коммерческих производственных программ, обеспечивающих решение приоритетных задач экономики России — исходный пункт создания ФПГ, реализующих, оздоровительную функцию структурной перестройки.
Особое значение приобретает то, что финансово-промышленная группа как более высокая по уровню форма концентрации финансового и промышленного капитала, научного потенциала открывает возможность внедрения и оптимального использования всех новейших инструментов современного менеджмента, что в абсолютном большинстве случаев является огромным резервом. Использование его колоссальных возможностей способно давать эффект практически без дополнительных финансовых инъекций.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. Новые формы организации предприятий. - Л.:Лениздат,1991.-128с.
2. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб.:Питер, 1999.-496с.
3. Савин А.Ю. Финансово-промышленные группы в России. -М.:Финстатпром,1997.-72с.
4. Сажин А.Ф., Смирнова Е.Е. Институты рынка. - М.:БЕК,1998.-310с.
5. Уткин Э.А., Эскиндаров М.А. Финансово-промышленные группы. -М.:ТАНДЕМ,1998.-256с.
6. Фаткин Л.В. и др. Управление финансовой организацией: теория и практика. - М.:Инфра-М,1998.-152с.
7. Финансово - кредитный словарь/Под ред. Н.В.Гаретовского.-Т.1. -М.:Финансы и статистика, 1998.-С.88.
8. Финансовый менеджмент: Практикум: Учебное пособие для вузов/Под ред. Н.Ф.Самсонова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000.-296с.
9. Финансовый менеджмент: Учебно-практическое руководство. -М.:Перспектива,1993.-268с.