Оглавление

Введение                                                                                                          3

1. Показатели уровня социально-экономического развития                      4

2. Неравномерность социально-экономического развития

    стран в современном хозяйстве. Развитые страны,

    страны с переходной экономикой, новые индустриальные

    страны. Слаборазвитые страны                                                                 7

Заключение                                                                                                    12

Список литературы                                                                                       13

Введение

Мировая экономика представляет собой сумму всех национальных экономик мира, по узкому определению - это совокупность только той части национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним                     миром.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся                  совокупность различных национальных экономик скреплена                 движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе              между странами возникает международные экономические                    отношения.

Если мировую экономику рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран:

- развитые;

- развивающиеся;

- страны с переходной экономикой.

Для включения страны в ту или иную группу применяют раз­ные критерии. Это прежде всего характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического разви­тия (определяется в первую очередь производством ВВП/ВНП на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качест­вом жизни).

1. Показатели уровня социально-экономического развития

Одним из основных показателей уровня социально-экономического развития страны является паритет покупательной способности.

Паритет покупательной способности (ППС) — это соотноше­ние между национальными валютами по их покупательной спо­собности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг [3]. А так как цены во всех странах мира раз­личны, то паритет покупательной способности практически не со­впадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.

При установлении обменного курса национальной валюты бе­рется соотношение спроса и предложения на эту валюту, которое образуется вследствие внешнеторговых операций, т.е. на базе тор­гуемых товаров и услуг.  Однако в большинстве стран мира они представляют меньшую часть их ВВП. При определении па­ритета покупательной способности берется как можно более ши­рокий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и неторгуемые товары и услуги. Так, в рамках Программы меж­дународных сопоставлений ООН, нацеленной на определение объема ВВП разных стран по паритету покупательной способности их национальных валют, берут 600-800 основных потребительских товаров и услуг, 200—300 основных инвестиционных товаров и 10— 20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США. На основе установления ППС определяют поку­пательную способность той или иной национальной валюты. Так, в 1996 г. среднегодовой обменный курс российского рубля по от­ношению к доллару США составлял 5124 руб., а по паритету поку­пательной способности — 2208 руб. В результате в 1996 г. ВВП Рос­сии на душу населения составил 3 тыс. долл. по официальному об­менному курсу рубля, но 6,9 тыс. долл. по паритету покупательной способности рубля. Для государств с переходной экономикой и развивающихся стран характерно, что ППС их национальной ва­люты превышает ее обменный курс, для развитых стран — наоборот, ППС чаще ниже обменного курса (и только в США в связи с тем, что их цены берутся в качестве отправных, ППС доллара пол­ностью совпадает с его обменным курсом).

Для стран с высоким уровнем развития типична ситуация, когда в структуре их ВВП преобладает третичный сектор (сфера услуг), вторичный сектор (промышленность и строительство) представлен прежде всего обрабатывающей промышленностью, а доля первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых разви­вающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма или тор­говли, или добывающей промышленности [1].

Уровень и качество жизни в стране определяются массой по­казателей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболе­ваемостью различными болезнями, состоянием личной безопас­ности, природной среды, безработицей и, конечно, уровнем по­требления различных товаров и услуг. Попыткой обобщить неко­торые наиболее важные из этих показателей является показатель под названием индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата на­селения образованием и уровня жизни.

Индекс предстоящей продолжительности жизни строится на предпосылке, что в современных условиях минимальная продол­жительность жизни даже в самых неблагополучных странах не опускается ниже 25 лет, а в наиболее благополучных странах мак­симальная продолжительность жизни не превышает в среднем 85 лет. Формула этого индекса выглядит следующим образом:

Индекс                   Предстоящая                           Минимальная

предстоящей        продолжительность                 продолжительность

продолжи-            жизни в стране                         жизни в мире

тельности             Максимальная                          Минимальная

жизни                   продолжительность                 продолжительность                     

                              жизни в мире                            жизни в мире

Для России расчет этого индекса в 1995 г. выглядел следующим образом: (65 - 25)/(85 - 25) = 0,667.

Индекс охвата населения образованием рассчитывается по следующей формуле:

                          Доля грамотных                                 Доля охвата

                  2 х      в возрасте                             образованием населения

Индекс                        свыше  15 лет                                     в школьном

охвата                                                                        и студенческом возрасте

населения                                                   

образованием                                                      3 

Для России расчет этого индекса в 1995 г. выглядел следующим образом: (2 х 0,984 + 0,650)/3 = 0,873.

Индекс уровня жизни упрощенно может быть представлен как отношение национального ВВП на душу населения, скорректи­рованного по ППС, к среднемировому значению этого показате­ля. В 1995 г. этот индекс в России составил 0,740.

В целом индекс человеческого развития равен среднеарифме­тическому от суммы трех составляющих его индексов, т.е. в случае России как: (0,667 + 0,873 + 0,740)/3 = 0,760. Среднемировой ин­декс человеческого развития составляет примерно такую же ве­личину; в наиболее развитых странах он приближается к 1,0, а в наименее развитых — был близок к 0,2 [2].

2. Неравномерность социально-экономического развития стран в современном хозяйстве. Развитые страны, страны с переходной экономикой, новые индустриальные страны. Слаборазвитые страны

Неравномерность социально-экономического развития стран в современном хозяйстве делит их на различные группы, к которым можно отнести: группу развитых стран; группу развивающихся стран; группу стран с переходной экономикой.

В группу развитых (промышленно развитых, индустриальных) входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем со­циально-экономического развития, у которых ВВП на душу насе­ления по ППС сейчас составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС. Международный валютный фонд включает в число развитых стран и территорий (т.е. тех частей некоторых стран, которые имеют осо­бый статус, например, Гонконг или Гренландия) все страны Запад­ной Европы, США и Канаду, Японию, Австралию и Новую Зелан­дию, а с 1997 г. — также Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тай­вань, Израиль. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Рес­публику. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это развивающиеся стра­ны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамерикан­ское соглашение о свободной торговле — НАФТА). Таким обра­зом, в число развитых стран включают около 30 стран и террито­рий. Вероятно, что после официального присоединения к Европейскому союзу Польши, Венгрии, Чехии, Словении, Кипра и Эс­тонии они также будут включены в число развитых стран.

Возможно, что в будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Однако для этого ей предстоит пройти длительный путь преобразования своей экономики в рыночную и увеличения про­изводства ВВП на душу населения хотя бы до дореформенного уровня [2; 4].

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС) и большая часть мировой тор­говли и международного движения капитала. В самой группе раз­витых стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). На эти страны приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство раз­витых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% ми­рового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной тор­говле - НАФТА (24%).

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазви­тых) входят государства с рыночной экономикой и низким уров­нем экономического развития. Из 182 стран — членов Междуна­родного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмот­ря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 28% мирового ВВП.

Это целая вселенная, недаром группу развивающихся стран нередко называют третьим миром, и она .неоднородна. Верхний эшелон развивающихся стран составляют государства со сравни­тельно современной структурой экономики (например, некото­рые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения (в частности, боль­шинство стран Персидского залива), высоким индексом челове­ческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустри­альных стран. В нее включают страны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали очень высокие темпы эко­номического роста и на этой основе смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран (а некоторые уже вошли в группу развитых стран — см. выше). К нынешним новым индустриаль­ным странам можно отнести в Азии — Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке — Чили и другие южно-и центральноамериканские страны [1; 2].

В особую подгруппу выделяют страны — экспортеры нефти. Ядро этой группы составляют 12 участников Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), хотя ряд стран-нефтеэкспортеров из третьего мира не входит в ОПЕК: Мексика, Бруней и др. Не­смотря на то, что дифференциация по ВВП на душу населения в этой подгруппе велика (от менее 1 тыс. долл. в Нигерии до более 24 тыс. долл. в Кувейте, если считать по паритету покупательной способности), тем не менее большие запасы нефти уже сослужили большую службу этим странам и будут заметно способствовать их развитию в дальнейшем.

Вековая отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ис­копаемых, а часто — и выхода к морю, неблагоприятная внутри­политическая и социальная обстановка, военные действия, не­редко и просто засушливый климат обусловливают в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. Сейчас их 47, а том числе 32 расположены в Тропичес­кой Африке, 10 — в Азии, 4 — в Океании, 1 — в Латинской Аме­рике (Гаити). Главная проблема этих стран состоит не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых эконо­мических ресурсов для их преодоления [4].

К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осу­ществляют переход от административно-командной (социалисти­ческой) экономики к рыночной (поэтому их часто называют пост­социалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Ев­ропы, 15 стран — бывших советских республик, а также Монго­лия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны про­должают строить социализм). Иногда всю эту группу стран отно­сят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Сло­вении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 17—18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Ев­ропы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики — более 4% (в том числе Россия — около 3%), Китай — около 12%. Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Госу­дарств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформи­рованию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню соци­ально-экономического развития и в советские времена сильно от­ставал от других союзных республик.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран ха­рактерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и не­которые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу [1].

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административ­но-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея [2].

Заключение

Многообразие общественного развития дает очень пеструю картину разнородного и вместе с тем взаимосвязанного мира.  Как устойчивая тенденция мирового развития проявляется уси­ление влияния нарастающего единения мира на национально-госу­дарственную специфику стран. Одной из важнейших сфер проявле­ния нарастающей взаимозависимости государств выступают между­народные экономические отношения. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю.

В заключении хотелось коснуться проблемы вхождения России в группу развитых  стран. Сегодня для России необходимость определения своего места в мировой экономике стоит как одна из важнейших и очень сложных задач. Будучи составной частью советской экономики, российская была ориентирована на участие в международном разделении труда пре­имущественно среди стран-членов СЭВ. Особенностью этой интег­рационной группировки было планово-централизованное регулирова­ние внешнеэкономических связей. Это позволяло ограждать нацио­нальные экономики от «бурь» мирового рынка, но одновременно лишало возможности постоянно объективно оценивать уровень эф­фективности национального производства. Закономерное следствие таких «тепличных» условий — отставание от мировых интеграцион­ных процессов, по сути, выпадение из мирохозяйственных связей.

В современной действительности перед нашей страной стоит первостепенная задача пройти как можно более эффективно путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить производство ВВП. Только реализовав эти задачи Россию можно будет в полной мере отнести к развитым странам.

Список литературы

1. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1994.-384с.

2. Мировая экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2000.-734с.

3. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1990.-С.54.

4. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.-826с.