1. Менеджмент: цели, задачи, проблемы, решения
Термин «менеджмент» американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. По своей сути он является аналогом термина «управление» - это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами в организациях.
В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
В оксфордском словаре английского языка менеджмент трактуется как:
1) способ, манера обращения с людьми;
2) власть и искусство управления;
3) особого рода умелость и административные навыки;
4) орган управления, административная единица.
Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержанию менеджмента можно сгруппировать по следующим признакам:
1) менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
2) менеджмент – это область человеческих знаний, наука, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся совокупность знания в управлении, накопленная за сотни тысяч лет практикой и представленная в виде концепции, теории, принципов, способов и форм управления;
3) менеджмент – это искусство управления. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду;
4) менеджмент – это категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов
Цель управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель — это идеальное описание результата деятельности.
Деятельность — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
• Организующая роль — организация и направление средств достижения целей на результат.
• Мотивирующая роль — мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.
• Контролирующая роль — сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.
Классификация целей:
1) по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т. д.);
2) по сроку действия (перспективные, текущие);
3) по охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
Требования к целям:
• согласование и совместимость целей;
• реалистичность (достижимость);
• понятность для исполнителя;
• гибкость (обратная связь).
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т. е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рис 1.1).
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.
Недостаток дерева целей — статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристики меняются. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ и др.
Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др. Формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа: работа с людьми, с предметами и информацией. Цели организации связаны практически со всеми категориями управления (рис. 1.2).
1
2
3
4
Рис. 1.1. Дерево целей и задач
1 — главная цель (корневая);
2 — подцели иди цели уровня 1 (средства по отношению к ставной цели);
3 — цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1;
4 — данные, показатели, необходимые дм решения задач
Рис. 1.2. Связь целей организации с основными категориями теории управления
Большинство работ рассматривают менеджмент как процесс, который подробно отражает управленческие функции, другие рассматривают менеджмент инноваций, третьи – менеджмент в ситуации риска в бизнесе и т.д. Все это не формирует цельного образа, а дает разрозненное представление о менеджменте.
Применение теории систем к менеджменту позволяет увидеть его в единстве составляющих частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. Все элементы системы взаимосвязаны, и в своей совокупности они дают четкое представление о проблемах, которые затрагивают менеджмент.
Чтобы понять, что представляет собой предприятие как система и выделить наиболее важные составляющие менеджмента, используем «схему-луковицу» (Рис. 1.3.).
Как видно из рисунка, в центре "вселенной" менеджмента находятся личности. Прежде всего личность потребителя. Задача менеджера - соотнести и согласовать действия каждого при достижении целей. Для этого, установив иерархию целей, менеджер вырабатывает стратегию достижений и определяет функции предприятия, создает организационную структуру и технологию, управляет ими, использует ресурсы. На выходе системы организации производства мы получим продукты и / или услуги. В целях удовлетворения потребностей граждан общества, они участвуют в распределении и (или) обмене. Известно, что процесс обмена
Рис. 1.3. Менеджмент как система управления.
(распределения) зависит от степени обобществления продуктов и услуг государством.
Сравнивая эти процессы с процессами в других организациях, мы видим, что управленческие операции во многом сходны. Менеджмент означает и функцию, и группу людей, ее осуществляющих. Менеджмент есть группа людей, есть орган, обеспечивающий лидерство, дающий направление, вырабатывающий решения: о направлениях организации, ее миссии, целях и ресурсах для достижения результатов, которые она должна обеспечить обществу.
Менеджер выполняет функции предпринимателя, направляя мышление, ресурсы труда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо.
Он везде сталкивается с одними и теми же проблемами:
- сделать работу продуктивной, вести работника к продуктивности и личным достижениям;
- несет ответственность за производство результатов, ради которых организация существует, занята ли она коммерческой деятельностью или выдачей литературы читателям.
Это означает, что менеджеры практикуют менеджмент, как врачи практикуют медицину. Они практикуют инструментом, почерпнутым из различных наук и областей деятельности, в том числе и наук об управлении, создавая свои специфические приемы и вырабатывая навыки.
Что же имеется сегодня в арсенале менеджмента? Вернемся еще раз к "схеме-луковице", к ее самому крайнему, внешнему слою. Нам представляется правомерным выделить основные части менеджмента. Выделим 4, хотя не считаем, что этот подход - единственно верный.
Сегмент 1. "Философия менеджмента", т. е. то, что можно отнести к основополагающему в менеджменте как отрасли знания.
В рамках этого понятия нам видится: выработка концепции учреждения и управления им, целеполагание и стратегия достижения, а также критерии оценки и показатели эффективности - то, что называется действием и экономичностью.
Сегмент 2. "Персонал-технология", т. е. та часть менеджмента, которая определяет действия менеджера по отношению к работникам учреждения. Все составляющие этого сегмента скорее всего равнозначны. И то, что мы называем первым такое понятие, как "тайм менеджер" (самоменеджмент жизни работника), совершенно не умаляет остальные: "психологию менеджмента", "менеджмент-сервис", "менеджмент-качество", "ассисмент" (отбор, оценка и организация кадров).
Сегмент 3. "Технология менеджмента". Он включает составляющие: деловое администрирование, правовые аспекты менеджмента, коммуникации и информацию, делопроизводство и измерения, протокольную этику, эффективность менеджмента как технологической системы.
Сегмент 4. "Бизнес-менеджмент" отражает экономические аспекты производства услуг и продуктов предприятия.
Жизнь же все связывает воедино: и "философию", и "тайм-менеджер", и "сервисное поведение" в "финансовом менеджменте", и что 5 важнейших операций связывают воедино работу каждого менеджера в любой отрасли и любой стране.
Операция 1. Менеджер устанавливает цели, какими они должны быть, определяет задачи каждой группе целей и решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям.
Операция 2. Менеджер организует, анализирует виды деятельности, принимает управленческие решения, устанавливает отношения, необходимые для достижения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности и детализирует на трудовые задачи, чтобы сформировать организационную структуру, выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.
Операция 3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, отвечающих за различные работы через кадровые решения, заботится об оплате, назначениях и через "качество трудовой жизни", что шире понятия оплаты труда. Поддерживает постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Операция 4. Менеджер устанавливает измерение. Он определяет единицы измерения для каждого человека, чтобы измерить его вклад, сфокусировать его на работу, на результат, а не на время, помогает ему тем самым ее делать. Анализирует и интерпретирует результаты, сообщая об этом своему руководству, подчиненным и коллегам.
Операция 5. Менеджер способствует росту людей, включая себя самого, через "качество трудовой жизни" и "личные жизненные цели".
2. Введение новшеств в управлении и сопротивление новшествам
Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном круге узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента. Однако сфера инноваций при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса инноваций, спецификой деятельности, потребностью в новых идеях. Инновации определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.
Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании позиции, мотивации руководителей инновационных проектов и других руководителей фирмы. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов инновационного менеджмента, особенностей управления им в сфере деятельности фирмы.
Основные организационные и психологические барьеры введения новшеств в систему управления различны, они могут скрываться в личных и структурных барьерах.
К личным барьерам относятся, например:
· страх перед неизвестным, когда предпочтение отдается привычному;
· потребность в гарантиях, особенно когда под угрозой оказывается собственное рабочее место;
· отрицание необходимости перемен и опасение явных потерь (например, сохранение той же заработной платы при увеличении затрат труда);
· угроза сложившимся на старом рабочем месте социальным отношениям;
· невовлеченность в преобразования затрагиваемых переменами лиц;
· недостаток ресурсов и времени из-за оперативной работы, что тормозит перемены, которые не могут быть реализованы "между делом".
В качестве барьеров на уровне организации выступают:
· инертность сложных организационных структур, трудность переориентации мышления из-за сложившихся социальных норм;
· взаимозависимость подсистем, ведущая к тому, что одно "не синхронизированное" изменение тормозит реализацию всего проекта;
· сопротивление передаче привилегий определенным группам и возможным изменениям в сложившемся "балансе власти";
· прошлый отрицательный опыт, связанный с проектами изменений;
· сопротивление трансформационным процессам, навязанным консультантами извне.
· конфликт между подразделениями;
· недостаточно развитая сеть коммуникаций между ними;
· слабая поддержка руководства;
· противоречие между сложившейся системой стимулирования и новыми требованиями к организации работы;
· наконец, бюрократическое сопротивление любым нововведениям, стремление сохранить сложившиеся отношения взаимоподчиненности.
Американские специалисты предложили свое видение, как преодолеть сопротивление организационным изменениям. (Табл.2.1) В американских компаниях сложилась определенная система управления реорганизациями различного масштаба. Она обеспечивает, во-первых, достаточно плавный переход от старых методов управления к новым, а, во-вторых, способствует превращения последних в привычный элемент каждодневной работы персонала. Крупные перестройки управления проводятся раз в пять лет, более мелкие - ежегодно, при этом лишь 20% нововведений (различные информационные системы, процедуры планирования и т.п.) оказываются жизнеспособными.
В управлении реорганизациями можно выделить несколько характерных моментов. В их числе:
1. предварительный анализ подготовленности музея к внедрению новых методов управления;
2. составление специальной целевой программы по перестройке;
3. создание структуры руководства этой программы;
4. формирование особых методов и форм контроля, позволяющих корректировать ход реорганизации.
В результате реструктуризации музей становится полноценным субъектом, “изнутри” подготовленным к новой роли, для чего требуется весь адаптационный цикл, каким бы мучительным он ни был, пройти самостоятельно. Причем функционировать приходится изначально в агрессивной внешней среде с преодолением инерции и сопротивления, явного и скрытого, как внутри, так и вне музея.
1. распространения информации о наиболее удачных товарах/услугах музея;
2. перераспределение прав и обязанностей в музее исходя из необходимости создания наиболее благоприятных условий для повышения эффективности его работы.
Таблица 2.1
Способы преодоления сопротивления организационным изменениям
Меры |
Предпосылки применения |
Преимущества |
Недостатки |
Обучение и предоставление информации |
Недостаток информации, недостоверная информация или ее неправильная интерпретация |
При убежденности сотрудников в необходимости мероприятия они активно участвуют в преобразованиях |
Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников |
Привлечение к участию в проекте |
Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им |
Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют релевантную информацию для планирования |
Требует очень много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений |
Стимулирование и поддержка |
Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям |
Предоставление помощи при адаптации и учет индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения |
Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта |
Переговоры и соглашения |
Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений |
Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления |
Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп |
Кадровые перестановки и назначения |
Несостоятельность других "тактик" влияния или недопустимо высокие затраты по ним |
Сопротивление относительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат |
Угроза будущим проектам из-за недоверия затрагиваемых лиц |
Скрытые и явные меры принуждения |
Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений |
Угроза санкций заглушает сопротивление, делает возможной быструю реализацию проекта |
Связано с риском, порождает стойкую озлоблен-ность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивле-ние возможной переориента-ции проекта |