Оглавление

Введение                                                                                                3

1. Этапы Формирования мировой экономики                                       5

2. Создание международного банка, цели  и задачи                             9

3. Кредитная политика МБРР                                                                14

Заключение                                                                                            17

Список литературы                                                                                18

Введение

Мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира, по узкому определению - это совокупность только той части национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникает международные экономические отношения, которые можно классифицировать по формам.

Традиционно в отдельную форму выделяют международную (мировую) торговлю товарами и услугами, в отдельную зону нужно выделить международные валютно-расчетные отношения.

Система мирового хозяйства, если прибегнуть к упрощенна, может быть представлена в виде механизма, у которого есть составные части, узлы. Главными из этих частей (узлов) является национальные экономики, а также транснациональные корпорации, интеграционные объединения , международные экономические организации.

В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные формы, для. которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в транснациональные корпорации (ТИК), для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир.

Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения. Подобные образования стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран.

В последневоенные годы резко возросло количество международных экономических организаций. Они все активнее принимаю участие в регулирование международных экономических отношений, превратившись в заметную самостоятельную часть механизма всемирного хозяйства.

1. Этапы Формирования мировой экономики

Большинство исследователей сходятся и том, что мировое хозяйство хотя и начало складываться очень давно окончательно сформировалось около ста лет тому назад.

Все началось с международной (мировой) торговли, т.е. движения товаров и услуг между странами. Их ввоз из-за рубежа называется импортом, а вывоз - экспортом. Международная (мировая) торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира и имеет долголетнюю историю.

Жители первого в мире государства - Египта - еще пять тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия; они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории современной России племена ухе обменивались товарами с соседними и даже отдаленными от них регионами мира. Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа и Южного Урала и Сибири расходились по всей Евразии, перепродаваясь одним племенем другому.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью собственными и приобретенными в других странах товарами, но и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединились другие хозяйственные регионы мира - вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания и, наконец, труднодоступные  районы Тропической Африки и Восточной Азии.

Особенно большой вклад в становлении мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение в новое время рыночных отношений (в начале в Западной Европе, а затем в других регионах мира), великие географические открытия ХV-ХVII вв., появление в Х1Хв.

машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Быстро богатевшие европейские купцы нового времени, часто вместе с монархами своих стран (их мощь также окрепла по сравнению с временами средневековой раздробленности), стремились к новым рынкам и новым источникам капитала. Жажда золота, новых земель, заморских товаров стимулировала одно из величайших предприятий человечества - волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы тогдашнего мирового рынка во много раз, присоединив к нему огромные новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производстве готовых изделий в Х1Хв. вначале в Западной Европе, а затем в Северной Америке, России и Японии. Преимущественно это были доступные всем простые и дешевые потребительские товары, они производились как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Их сбыту сильно способствовали пароходы, железные дороги, телеграф, появившиеся в ранее мало доступных уголках мира.

В результате к концу ХIXв. сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т.е. совокупность национальных рынков товаров и услуг ( 8, 14).

Хотя на мировом рынке, как и сейчас, доминировали товары, одновременно широко продавались и некоторые виды услуг - фрахтовые, банковские, биржевые. Россия на мировом рынке выступала прежде всего как экспортер зерна и другой сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в соседние азиатские страны, а также как импортер западноевропейских готовых изделий , материалов и полуфабрикатов.

Одновременно в мире усиливалось движение почти всех факторов производства - капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии. Так, Россия стала прибегать к использованию иностранного ссудного капитала (первый внешний заем был сделан Екатериной II в 1759г. у голландских банкиров), к привлечению иностранного предпринимательского капитала (первая иностранная компания – «Немецкое континентальное газовой общество» - начала свою деятельность в России в l855г.), а затем сама приступила (с конца прошлого века) к экспорту капитала, преимущественно в соседние азиатские страны. Иностранная рабочая сила использовалась в России с конца Х1Хв. (иранские рабочие работала на бакинских нефтепромыслах, китайские рабочие участвовали в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали). Иностранный предпринимательский опыт и иностранная технология активно поступали в нашу страну часто в сопровождении иностранного капитала (авиационная промышленность в дореволюционной России возникла во многом на базе дочерних предприятий, французских самолетостроительных и моторостроительных компаний, отсюда ориентация дореволюционных авиапредприятий в основном на выпуск самолетов зарубежной конструкции). В последние сто лет сама Россия (СССР) активно предоставляла свою технологию и опыт хозяйствования как соседним так и отдаленным странам.

Потоки экономических ресурсов (факторов производства) первоначально шли в одном направлении - из небольшой группы наиболее развитых стран во все остальные, менее развитые страны. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы хозяйственно освоили огромные просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии и других регионов мира, а западные предприниматели донесли во асе уголки мира эпохальные достижения западной науки (электричество, двигатель внутреннего сгорания, механические средства передвижения).

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны (включая Россию), а в экспорте рабочей силы активное участие стали принимать и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным, хотя отнюдь не симметричным.

Таким образом, национальные экономики оказались участниками не только мирового рынка товаров и услуг, но и движения экономических ресурсов между странами и регионами. В этих условиях стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного) хозяйства, которое охватывает движение товаров, услуг, а также факторов производства. Мировое хозяйство сложились на рубеже XIX-XX вв.(8,  14).

2. Создание международного банка, цели  и задачи

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы Всемирного банка. Основан в 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют всемирным.

2. Международная ассоциация развития (МАР). Образована в 1960г. Осуществляет предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся государствам, которые не входят в число стран, позволяющих себе брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК). Основана в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран  путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций  (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционых споров (МЦУИС). Основан в 1965 г. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путей предоставления услуг по арбитражному рабирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирования,  научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран (1, 6, 8, 12, 13).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как ухе отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его место пребывания - Вашингтон (США). В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставной капитал составляет 142 млрд.долл.  Страны оплачивают  20% своих квот в уставном капитале, причем 2% - в конвертируемой валюте, a 18% - в национальной валюте. Высший орган МБРР - Совет управляющих. Каждая страна - член Банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра.

МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую  США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Россия  членом МБРР 16 июня 1992 г.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов. МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преобразования  как либерализация внешней торговли,  приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило,  на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам.  Банк  специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначается для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительство дорог,  мостов или электростанций.  Программные кредиты  призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит - не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии  с кардинальным изменением экономической политики (8, 9, 10, 11).

Совет управляющих, как говорилось выше, состоит из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей .центральных банков), каждый из них имеет заместителя. Срок полномочий управляющих составляет пять лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращения деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1,8 и 0,8%).

Директора-исполнители (избираются на два года) отвечают за текущую

Работу. Из 24 директоров пять назначается пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Японка), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Среди директоров-исполнителей представлена и Россия (2, 3, 8, 9, 15).

Характерно, что пост президента МБРР традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Так, президентом МБРР в 1968-1981гг. являлся бывший министр обороны США Р.Макнамара, а после него О.Клаузен - бывший президент Бэнк оф Америка  - одного из крупнейших американских, частных банков. С конца 80-х гг. этот высший пост  МБРР занимал бывший член конгресса США Б.Конейбл, а с начала 90-х годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л.Престон. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне - в столице страны, имеющей наибольший пай в капитале Банка. Все это показывает кто прежде всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно  усиливается влияние других центров - Западной Европы и Японии.

Уставной капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В настоящее время МБРР по своему акционерному капиталу (142 млрд. долл.) превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала  Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций МБРР, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована банком лишь в случае  отсутствия у него ресурсов для  срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондов, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировой финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом МБРР содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся,  выполняя роль посредника между ними и обеспечивая 0частных инвесторов двойной гарантией - самого  МБРР и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы  в облигации МБРР, задолженность по которым к середине 1993 г. достигла  92 млрд. долл. Получая по этим высококотируемым облигацияи солидный доход (в среднем около 7% годовы), инвесторы освобождены от риска.

В последние годы МБРР выступает в роли1 крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке,  заняв среди межгосударственных инвестиционных банков  наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 70-х годов МБРР выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долл. ежегодно, а в 199Зг. - эта эмиссия достигла рекордной суммы -  12,7 млрд. долл. (из 7% годовых). Тем самым МБРР поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента,  что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные  условия приложения своих капиталов. Следовательно,  МБРР с самого начала совей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других промышленно развитых стран широким потоком направился в страна Азий, Африки и Латинской Америки, что cпособствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг.  и второй мировой войной (8, 9).

3. Кредитная политика МБРР

Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставление средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основной из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать  суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничитъ доступ и к другим источникам международных  кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемым развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсоронней официальной помощи развитию (4, 5, 9).

Общая сумма кредитов, представленных банком за 47 лет его  активной деятельности, достигла 235 мдрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 89-93 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики   стран-заемщиков, поскольку кредиты банка покрывают в среднем лишь  около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет  внутренних источников кредитовании и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика),  на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с

бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи,   развитие сельского хозяйства. Особое  внимание уделяется охране  окружающей среды и приватизации.

Новым явлением с 80-х гг. стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять  кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые банкм кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщик и могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного  финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии объекты обычно отличаются высокой эффективностью.

МБРР стал кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах, но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Такая же кредитная политика характерна и в отношении сельского хозяйства. Для развития сельского хозяйства банк выделил около 1/5 своих  кредитных ассигнований.

Показательно, что для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся  экономики в ключевой объект приложения частного капитала.

 Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15-20 лет (льготный период – 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.

 В условиях резко обострившегося кризиса платежеспособности многих развивающихся стран МБРР активизировал свою деятельность по линии совместного финансирования до 1/3 своих кредитов, начиная с 1983г.

Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР  стала в отношении реформируемых  хозяйственных структур восточноевропейских стран и республик бывшего  СССР. В частности, МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта за 1992-1998гг. В 1998г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За l997-1998 гг. она получила  кредиты на  1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка  был утвержден проект кредитования России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок  погашения - семь лет с трехлетним льготным периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 30 млн. долл. (немедленно), 500 млн. долл.  (в декабре 1998 г.),  и 700млн. долл. (в июне 1999 г.).

Реабилитацнонные займы начали предоставляться и другим бывшим союзный республикам. Все это свидетельствует о возросшей гибкости и диверсификации кредиткой политики крупнейшего международного банка развития (6, 7, 8, 9).                                            

Заключение

Усиление интернационализации хозяйственной жизни привело к резкому увеличению числа связанных с мировой экономикой и международными экономическими отношениями проблем, которые не могут быть решены на двусторонней основе, а требуют участия значительного числа государств или даже всех государств мира, что особенно важно при решении глобальных проблем, стоящих перед  человечеством. Но дело не только в количественной стороне.  Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни,  обусловливает  необходимостъ их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа MБРР, координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций  и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке

программ их экономического развития.

Список литературы

1. Анулова Г.Н. Международные валютно-финансовые организации и развивающиеся страны.-М.: «Финансы», 1988.-С.56-78.

2. Валютная политика капиталистических стран.-М.: Наука, 1990.-С.88-123.

3. Горбунов С.В. Международный валютный фонд: противоречия капиталистического валютного регулирования.-М.: МО, 1989.-С.5-15.

4. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.-М., 1991.-С.234-267.

5. Зверев А.В. Финансы внешнеэкономических связей.-М., 1990.-С.256-278.

6. Кузнецов В.С. Мировая валютная система капитализма: под знаком «долгового» кризиса.-М.: Финансы, 1990.-С.80-145.

7. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории.-М.: «ВЛАДОС», 1994.-384с.

8. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова.-М.: Юристъ, 2000.-734с.

9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н.Красавиной.-М.: Финансы и статистика, 1994.-592с.

10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.-Т.2.-М., 1992.-С.87-98.

11. Матюхин Г.Г. Доллар США и валютные отношения Запада.-М.: Наука, 1989.-С.67-134.

12. Международные валютные и кредитные отношения капиталистических стран / Под ред. И.Красавиной.-М.: Финансы, 1986.-С.78-167.

13. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник.-М.: Высшая школа, 1990.-С.55-128.

14. Рыночная экономика // Деловая жизнь.-1997.-№2.-С.3-6.

15. Хейне П. Экономический образ мышления.-М., 1991.-С.68-90.