Оглавление
Введение 3
1. Проблемы занятости слабозащищенных категорий населения:
характеристика и основные составляющие 4
2. Специфика положения молодежи на рынке труда 7
3. Женская безработица: проблемы и способы решения 14
4. Проблема поддержки граждан с особыми потребностями
(инвалидов) 19
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для слабозащищенных категорий населения, которые в силу специфики социально-психологических характеристик оказываются недостаточно подготовленными к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости для слабозащищенных категорий населения, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки рынка труда слабозащищенных категорий населения: требуется научно обоснованная политика регулирования занятости слабозащищенных категорий населения и достижения ее эффективного уровня.
С целью выявления путей достижения эффективной занятости слабозащищенных категорий населения необходимо проведение комплексного мониторинга рынка труда слабозащищенных категорий населения в совокупности с анализом таких характеристик слабозащищенных категорий населения, которые способствуют или препятствуют упрочению положения человека, относящегося к слабозащищенным категориям населения, в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями слабозащищенных категорий населения как группы трудовых ресурсов.
1. Проблемы занятости слабозащищенных категорий населения: характеристика и основные составляющие
К наиболее слабозащищенным категориям населения, которые нуждаются в условиях рыночной экономики в дополнительной социальной защите со стороны государственных органов власти с точки зрения, прежде всего, их трудоустройства, целесообразно, на наш взгляд, отнести: молодежь (в том числе подростков); женщин, имеющих малолетних (дошкольного возраста) детей; многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей в неполной семье; инвалидов и лиц предпенсионного возраста, вернувшихся после службы в Вооруженных Силах или же уволенных по сокращению; беженцев и вынужденных переселенцев; ранее не работавших и имеющих длительный перерыв в работе (1 год и более); лиц, освободившихся из мест лишения свободы [1, 15; 8, 199]. Безусловно, в зависимости от специфики социально-экономического развития конкретного территориального образования (края, области, города, района и т.д.) значимыми или определяющими для местных органов власти политику в сфере занятости могут быть не все указанные выше категории, а только некоторые из них.
Прежде чем рассмотреть некоторые проблемы регулирования занятости ряда слабозащищенных категорий населения, выделенных нами выше, остановимся вначале на мероприятиях общего характера, которые касаются практически всех слабозащищенных категорий населения. К таким мероприятиям целесообразно отнести:
- квотирование рабочих мест;
- создание дополнительных рабочих мест за счет организации специализированных участков, цехов, производств, малых предприятий, развития паломничества, самозанятости и др.
- использование гибких графиков работы, неполного рабочего дня и недели;
- создание центров трудовой реабилитации и адаптации;
- установление льготных очередей для трудоустройства;
- установление перечня профессий и видов работ с преимущественным их заполнением данной категорией;
- стимулирование заинтересованности предприятий и приеме на работу социально слабозащищенных категорий населения;
- создание льготных условий получения патентов и лицензий на индивидуальную трудовую деятельность для этих категорий населения и т.д.
При этом необходимо учитывать, что службы занятости обязаны и должны предоставлять определенные услуги представителям только тех социальных групп населения, которые являются официально зарегистрированными безработными. Если гражданин удовлетворяет критериям, определенным Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», был официально зарегистрирован в качестве безработного и при этом относится к группе населения, испытывающей особую потребность в социальной защите, он имеет право на дополнительные гарантии и услуги со стороны службы занятости. Если же он не зарегистрирован в службе (центре или бюро) занятости в качестве безработного, то предоставить ему определенные услуги и гарантии должны другие организации (программа «Забота», управление социальной защиты населения, центр социальной поддержки женщин и др.).
Под квотированием рабочих мест (квотой) понимается минимальная численность лиц, подлежащая трудоустройству на конкретном предприятии и процентах от среднесписочной численности работников [8, 200]. Для предприятий, находящихся в государственной или же муниципальной собственности, решение о квоте принимается местными административными opганами власти. Для предприятий же других форм собственности установление квот производится на основании договоров, заключаемых местными органами исполнительной власти с соответствующими предприятиями. Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной тащите, должны создаваться за счет средств работодателей или же средств местного бюджета с привлечением средств государственного фонда занятости.
В случае же, если работодатели выделяют или создают рабочие места за счет собственных средств, местные законодательные и исполнительные органы власти могут устанавливать:
- льготные ставки налога на прибыль для предприятий, находящихся в муниципальной собственности,
- льготный размер местных налогов, сборов и пошлин;
- льготные тарифы на оплату коммунальных, транспортных и других услуг, оказываемых предприятиями, находящимися в муниципальной собственности;
- льготы по платежам любым предприятиям, находящимся на подведомственной им территории, в пределах причитающейся местным органам власти доли налога на прибыль, а по остальным платежам - в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогообложении. Местные органы власти могут оказывать и иные формы содействия работодателям, в том числе выделением нежилых помещений.
Остановимся подробнее на проблемах регулирования занятости отдельных слабозащищенных категорий населения в следующих параграфах.
2. Специфика положения молодежи на рынке труда
Наиболее крупной среди них по численности является молодежь, именно она и испытывает наибольшие трудности при поиске подходящей работы. Необходимость обращения особою внимания к положению на рынке труда данной категории населения объясняется тем, что в юности установки на труд еще не в полной мере сформировались. Поэтому вынужденная праздность (как следствие статуса безработных) может привести к переориентации молодежи исключительно на досуговую, а то и противоправную деятельность. В условиях массовой безработицы нерастраченная энергия в сочетании с высокими материальными потребностями (при отсутствии возможности их реализовать) может подтолкнуть молодежь на массовые акции протеста, другие противоправные действия. В связи с этим проблеме занятости молодежи уделяется повышенное внимание [3, 85; 4; 33; 8; 201] .
В рамках законодательно установленных возрастных границ молодежи наблюдается сильная дифференциация ее групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выделить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех. кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.
Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятии, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.
Процесс получения профессиональных знании, умений и навыком наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков [9; 101-102].
По сравнению с другими возрастными группами работников молодежь характеризуется более продолжительным периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быть востребовано организациями, реализующими ту или иную стратегию бизнеса. Предпринимательская стратегия обычно не побуждает администрацию к формированию стабильного трудового коллектива, чаще данная стратегия ориентирована на непродолжительное существование самой организации (так называемые фирмы-однодневки избирают именно такую предпринимательскую стратегию). В данном случае продолжительный период предстоящей трудоспособности работника будет скорее препятствовать его трудовой мотивации. Молодой сотрудник, стремящийся к профессиональному развитию и должностному росту, должен будет ограничить свои стремления лишь определенным уровнем вознаграждения. Стратегия изменения курса, вынуждающая работников временно поступиться собственными интересами во имя интересов организации, может оказаться неприемлемой зля молодежи в силу ряда других ее специфических черт (высокий уровень трудовой и социальной мобильности, идеальные представления о трудовой жизни). Наибольший интерес данное качество молодых сотрудников представляет для стабильно функционирующих организаций, с четко дифференцированной по отношению к различным категориям и группам работников кадровой политикой, в которой важное место занимает планирование карьеры. Соответственно и сами молодые специалисты заинтересованы в трудоустройстве в такого рода организации.
Традиционно приписываемый молодежи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Все большие контингенты молодежи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это обусловлено в значительной мере тем, что принятый в советское время закон об обязательном среднем образовании перестал выполняться: теперь государство фактически сняло с себя обязательства по обеспечению действия этого закона. Кроме того, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов, не подкрепленный соответствующим развитием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на возможностях их реального трудоустройства [7, 25-32; 9, 104-105; 10, 46-55].
Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипен представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодежи ни рынке труда. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у конкретных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до конца его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наемного работника и члена трудового коллектива.
Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодежи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в России, вопреки логике я здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлении о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.
Некоторые профессионалы отмечают сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда, которая обусловлена действием следующих факторов:
- недостаток у молодежи профессиональных знаний, квалификации и навыков. В результате преимущество при комплектовании предприятия кадрами отдастся квалифицированным работникам старших возрастов, что снижает возможность трудоустройства молодежи, находящейся в самом начале трудового пути;
- инфантилизм значительной части молодежи, сравнительно невысокая деловая активность, недостаток предприимчивости в поисках трудового заработка;
- необходимость предоставления ряда льгот, предусмотренных Трудовым Кодексом в отношении охраны труда подростков, а также в отношении молодежи, совмещающей работу с учебой, что создаст дополнительные трудности для предприятий (необходимость предоставления учебного отпуска, работы только в первую смену и др.);
- трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные Силы, уходом на учебу, длительными отпусками молодых женщин в связи с рождением и воспитанием детей и др. [8, 202].
В последнее время в связи с нарастанием кризисных явлений в экономике, ростом взаимных неплатежей и длительными задержками заработной платы резко возросла потребность молодежи (особенно молодых семей) в родительской помощи и заметно снизилась экономическая возможность родителей оказать эту помощь. Это сопровождается существенным ростом спроса молодежи (в том числе учащейся) на дополнительный заработок, что трудно реализовать в условиях нарастающей безработицы
Как показывает мировой опыт, полностью предотвратить безработицу среди молодежи в условиях рыночной экономики представляется маловероятным. Однако имеются пес основания для постановки и реализации задачи предотвращения массовой и длительной безработицы среди молодежи. Важнейшей задачей политики в сфере занятости молодежи является обеспечение возможностей для развития различных форм трудовой деятельности молодых людей с целью создания условий для удовлетворения их потребностей собственным трудом. Для этого необходимо:
- создать реальные предпосылки для обоснованного выбора профессии и места работы с учетом потребностей рынка труда, а также призвания, способностей и психофизиологических особенностей личности, профессиональной подготовки;
- содействовать по возможности полной занятости желающей трудиться молодежи, в первую очередь гарантировать трудоустройство выпускников учебных заведений, находящихся на старте трудовой жизни;
- предоставлять реальную возможность трудиться учащимся всех видов дневных учебных заведений, желающим работать в свободное от занятий время;
- обеспечить социальную защиту молодежи в сфере занятости, оказать поддержку временно безработной молодежи;
- способствовать созданию дополнительных рабочих мест для молодежи, а также специализированных организаций (молодежных бирж и др.), улучшающих условия для ее трудоустройства [8, 202-203].
В Кемеровской области в целях оказания молодежи дополнительных услуг но содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа сообщаемых ими вакансий для молодежи органами службы занятости проводятся ярмарки различных направлений («Ярмарки вакансий», «Ярмарки профессий» и др.) Служба занятости способствует созданию специализированных организаций - молодежных бирж, сокращающих сроки трудоустройства мoлoдeжи. Сотрудничество молодежных бирж и служб занятости происходит в формах: обмена информацией по имеющимся вакансиям; заключения договорен на оказываемые услуги; формирования бригад молодежи и т.д. В целом же реализация комплекса заложенных в программы содействия занятости населения мер способствует смягчению негативных последствий молодежной безработицы и повышению уровня занятости молодежи и подростков в хозяйственном комплексе региона.
3. Женская безработица: проблемы и способы решения
Рынок труда в России поделен на два сектора — женский и мужской; во многих индустриальных странах наблюдаются сходные модели сегрегации. Женская занятость сконцентрирована в более ограниченном числе отраслей, нежели мужская. До 90% женщин, незанятых в промышленности, попадают в следующие категории: связь, торговля, банковская и социальная сфера - образование, социальное обеспечение, здравоохранение. Подобный выбор определяется не только желанием самих женщин, но и социально-экономическими отношениями, политикой государства в целом [11, 74].
Весьма сложной является ситуация на рынке труда с женской безработицей. Несмотря на то, что в последнее время удельный вес женщин в составе безработных несколько снизился как по стране в целом, так и по большинству ее территориальных образований, мнение о женском лице российской безработицы остается неизменным. На рынке труда положение женщин значительно хуже, чем мужчин, так как им намного труднее найти подходящую работу, в связи с этим они держатся за свое рабочее место до последней возможности. При этом следует иметь в виду, что проблема феминизации безработицы в настоящее время локализуется и обостряется применительно к так называемым слабозащищенным группам женщин: одиноким и многодетным, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов [8, 204].
Традиционная женская роль матери и хранительницы очага в случае политического участия или занятости в экономике воспроизводится в форме «социального материнства». Но именно эти сферы ответственности оцениваются как второстепенные с вытекающими отсюда последствиями - низким престижем и невыгодными условиями оплаты труда. Государство, определив нищенские оклады работникам социальных служб, фактически действует на основании негласно действующего в обществе установления о дешевизне женского труда, с одной стороны, и на основании гендерной сегрегации рынка труда, с другой. Но в настоящее время в постиндустриальных странах (например, в Скандинавии) маргинализация женщин уже считается мифом, так как здесь изменилось положение женщины и отношение к ней общества, государства. И хотя проблема «стеклянного потолка» для шведок и датчанок не полностью изжита, сферы их деятельности перестают быть вторичными, а возможности социальной защиты ассоциируются не с институтом семьи, а с государством.
Негласное оправдание дешевизны женского труда в социальной сфере следует из устаревшей патриархальной логики: осуществлять заботу и уход за детьми, престарелыми и инвалидами - это естественное, традиционное занятие для женщин, не требующее особой подготовки. Потому все необходимые навыки социальные работники получают по месту работы и дополнительно - на краткосрочных курсах повышения квалификации. Если же специалисты имеют теоретические знания, профессиональную подготовку, это порой интерпретируется как никчемный багаж. Хотя в ряде стран дошкольные и школьные учреждения, а также семьи стараются в равноправной мере приобщать девочек и мальчиков к «инструментальным» и «экспрессивным» функциям, обучая их не только творчеству и рациональности, но и умению обращаться с маленькими детьми и оказывать первую помощь. В России же гендерно-сбалансироаанное обучение осуществляется, пожалуй, только в школах-интернатах для детей с инвалидностью. Это также является одним из факторов гендерной сегрегации рынка труда и причиной феминизации социальной сферы.
Таковы основные реалии постсоветского социального обслуживания. Происходит это в условиях, когда переформируется «гендерный контракт» между государством, рынком и женщиной: высокие показатели женской безработицы теперь оправдывают материнство и воспитание детей. Новый репертуар женских ролей по репрезентациям в СМИ, правда, включает бизнес-женщин и женщин-политиков, но эти персонажи остаются маргинальными, уступая место доминирующим тематическим определениям женщин в программах новостей через безработицу, бедность, последствия военных конфликтов и катастроф, а в рекламе - через образы домохозяек и девушек для развлечений. И хотя в чем-то женщина приобретает власть, например, когда солдатские матери объединяются в группу, с которой политики считаются больше, чем с иными общественными организациями, одновременно продолжается гендерное разделение рынка труда и фетишизация женского тела в рекламе товаров, интимных услуг [11, 76-77].
Как показывает статистика занятости, социальная сфера дает возможности продвижения женщин на руководящие позиции, по сравнению, например, с производством, банковским делом или армией.
Среди директоров образовательных учреждений, например, в изучаемой нами области преобладают женщины, причем их доля превышает аналогичные показатели в составе руководства учреждений здравоохранения. Среди главных врачей детских поликлиник подавляющее большинство составляют женщины, а среди главных врачей ведомственных учреждении здравоохранения абсолютное большинство - мужчины. В таких учреждениях, как дом ребенка, молочная кухня, женская консультация главными врачами в абсолютном большинстве являются женщины: мужчины руководят городскими клиниками, поликлиниками, кожно-венеролотческим и противотуберкулезным диспансерами. В целом, наиболее сбалансированным о гендерном аспекте выглядит администрация городских учреждений здравоохранения. Среди главврачей области количество мужчин почти вдвое превышает количество женщин. Женщины имеют неплохие шансы менеджерской карьеры в образовании и социальном обслуживании: мужчин втрое меньше, чем женщин среди директоров областных школ, и вдвое меньше среди руководителей областных учреждений труда и социального развития. В то же время, среди служащих управления образования число мужчин резко возрастает и почти равняется числу женщин: 25 и 22 [5, 68-71; 11, 77].
Несмотря на значительные усилия по преодолению женской безработицы, она становится все более неуправляемой из-за неослабевающих кризисных процессов в отечественной экономике и усиливающейся конкуренции на рынке труда. Ученые и специалисты-практики довольно пессимистически оценивают перспективы, прогнозируя ухудшение ситуации Данные социологических опросов и специальных исследований показывают, что в стране и в дальнейшем будет расти число отказов в приеме на работу женщин с детьми, продолжится их вытеснение на менее престижные и малооплачиваемые рабочие места, резко возрастет приток женщин на неформальный рынок труда, в теневой и криминальный секторы экономики.
Часть женщин перейдет в сферу домашнего труда, самозанятости и мелкого бизнеса, но доля таких, по прогнозам, увеличится незначительно. Главное же - далеко не всегда занятость именно в этих секторах соответствует возможностям и потребностям тех категорий женщин с детьми, о которых идет речь.
Поскольку их незащищенность на рынке труда связана именно с наличием детей, государство, уже ощущающее демографическое неблагополучие, не может пассивно наблюдать за происходящим, игнорируя интересы такой важной для страны (и ее будущего) части населения. Меры социальной помощи (пособия, натуральные выдачи) для этой категории безработных женщин могут принести лишь временное и частичное облегчение положения. Безусловно, решение данной проблемы надо бы искать па более глобальном уровне Речь необходимо вести вообще о защите трудовых прав этих категорий женщин.
Опыты решения проблем женской безработицы в различных регионах страны показывает, что традиционные направления содействия женской занятости далеко не всегда могут быть успешно применены в отношении слабозащищенных категорий женщин. Устройство безработных женщин на квотированные рабочие места малоэффективно. С одной стороны, значительная часть квоты (устанавливаемой на промышленных предприятиях) остается невостребованной, с другой - не отработаны ни сам механизм квотирования рабочих мест, ни порядок контроля за его выполнением и сбором соответствующих штрафов (в случаях нарушения соответствующих квот).
Безусловно, что более эффективным здесь являлось бы предоставление безвозмездных ссуд работодателям, которые трудоустраивают на свои предприятия слабозащищенные категории женщин. Однако механизм взаимодействия службы занятости с исполнительными органами, которые регулируют все вопросы налогообложения и инвестиций, создания и сохранения рабочих мест, в настоящее время практически не отлажен Прежде всего речь идет о том, что в информации, поступающей с предприятий в местные службы занятости, практически отсутствуют достоверные сведения о рабочих местах, которые интересуют данную категорию женщин, то есть о рабочих местах, где возможно применение нестандартных режимов труда. Исследования показывают, что среди женщин с детьми наблюдается наибольший спрос на занятость с неполным рабочим днем, гибким графиком работы или же неполной рабочей неделей. Однако как со стороны предприятий государственного, так и со стороны частного секторов, информации такого рола поступает в службы занятости крайне мало.
Перспективы занятости слабозащищенных категорий женщин в малом бизнесе и предпринимательстве пока изучены недостаточно. Для тех же женщин, которые заинтересованы в самозанятости, надомном труде и частичной занятости, очевидно, необходимо предусматривать со стороны административных органов власти определенные меры содействия и особые условия их трудовой деятельности, облегчающие уход и воспитание доен. К сожалению, в этой сфере проблем пока существенно больше, чем решений [8, 205-206].
В Кемеровской области ведется весьма значительная работа но регулированию проблем занятости женщин в регионе, ее результаты весьма неплохие. Однако, на наш взгляд, в рамках общей программы содействия занятости населения области необходимо выделять специальный раздел, посвященный решению вопросов занятости ни просто женщин, а именно наименее защищенных из них с точки зрения трудоустройства.
3. Проблема поддержки граждан с особыми потребностями (инвалидов)
Значительное внимание в Федеральной программе содействия занятости населения уделяется проблеме поддержки граждан с так называемыми особыми потребностями. Речь идет прежде всего об инвалидах. В Кемеровской области проживает более 70 тысяч инвалидов, из них свыше 40 тысяч - в трудоспособном возрасте. Снижение жизненного уровня вынуждает значительную часть инвалидов искать работу. С каждым годом численность инвалидов, обращающихся за помощью по вопросу трудоустройства возрастает.
На наш взгляд, все проблемы, связанные с обеспечением достаточного уровня жизни инвалидов, разрешить на уровне региона невозможно. Именно государство, кроме социальной помощи в виде компенсационных выплат, должно взять на себя расходы, связанные с созданием условий для нормальной трудовой деятельности инвалидов. А для этого необходимы бюджетные дотации для создания специализированных рабочих мест, развития надомного труда, гибких форм opганизации труда; резервирования отдельных видов работ и профессий на предприятиях, наиболее подходящих инвалидам для их трудоустройства и обучения, введение системы стимулирования работодателей и трудоустройстве инвалидов и создании для них специальных рабочих мест; оснащение рабочих мест инвалидов специализиртванными приспособлениями и т д.
Помимо рассмотренных выше категорий населения к социально уязвимым на рынке труда относятся также лица, уволенные но различным причинам с военной службы и члены их семей, беженцы и вынужденные переселенцы, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, а также лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. Безусловно, что в разрабатываемых программах содействия занятости населения как на уровне страны, так и в ее территориальных образованиях уделяется значительное внимание обеспечению занятости этих категорий населения. Это тем более актуально, что численность лиц из вышеуказанных категорий, обращающихся за помощью по трудоустройству, весьма значительна [8, 207-208].
Меры, которые предпринимают региональные службы занятости в отношении рассматриваемых категорий населения весьма стандартны, а именно: оказание профконсультационных услуг, направление на профобучение, квотирование рабочих мест на предприятиях, содействие самозанятости и предпринимательству. Не касаясь конкретных цифр оказания помощи по выделенным направлениям, отметим, что в целом предпринимательские усилия способствуют некоторой стабилизации ситуации на рынке труда региона, однако кардинальное решение всего этого комплекса вопросов возможно только на уровне государства при условии устойчивого развития экономики страны.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что к слабозащищенным категориям населения относят: женщин, молодежь, инвалидов, беженцев и т.д. Каждый регион, помимо федеральной программы развития этой категории населения, может и должен разрабатывать политику их трудоустройства (создавая центры реабилитации, стимулируя заинтересованность предприятий в приеме на работу слабозащищенных категорий населения и т.д.).
Наиболее многочисленной категорий среди слабозащищенного населения является молодежь. Молодежь имеет ряд особенностей, обуславливающих специфику ее положения на рынке труда (это и возраст, и отсутствие опыта, и, так называемый, «шок от реальности»). Однако однозначное оценивание специфических черт молодежи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения ее эффективной занятости. В этой связи необходимо переходить к комплексной оценке особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов; при этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по-разному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.
Сложной остается проблемы трудоустройства женской половины населения. В связи с тем, что женский труд ценится меньше, чем мужской, а предложение его на рынке труда остается недостаточным, женщинам часто приходится работать не пожеланию, а по нужде. То есть там, где есть свободные рабочие места. Вопрос о феминизации на рынке труда сегодня остается открытым.
Еще одна категория слабозащищенного населения, рассмотренная в данной работе, - это инвалиды. Вопрос об их трудоустройстве не возможно решить только на региональном уровне. Для этого требуется большая поддержка со стороны со стороны государства.
Список литературы
1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ,2001.-407с.
2. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник. – М.:Экзамен,2000.-448с.
3. Валентей С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы//Вопросы экономики. – 2002. - №3. – С.51-64.
4. Дмитриев А.В. Общая социология. – М.: Современный гуманитарный университет, 2001. – 427 с.
5. Занятость населения. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебник для вузов/Под ред. Г.Г.Меликьяна. – М.:МГУ,1996.-623с.
6. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 312 с.
7. Курбатова М.В. Рынок труда: теоретические проблемы, тенденции становления российской модели. – Кемерово:Кузбассвузиздат,2001.-200с.
8. Поварич И.П., Поварич М.Д, Региональный рынок труда: проблемы формирования и управления: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбасвузиздат,1998.-224с.
9. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда//СОЦИС. – 2002. - №5. – С.101-107.
10. Социальная защита неполных семей в регионе/Под ред. Б.С.Павловой и др. – Челябинск,2001. – 215 с.
11. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело…». Гендерный анализ занятости в социальной сфере//СОЦИС. – 2002. - №6. – С.74-82.