Оглавление

Введение                                                                                                       3

1. Сущность, задачи и функции предприятий оптовой торговли           4

2. Классификация предприятий оптовой торговли                                  7

Заключение                                                                                                 11

Список литературы                                                                                    12

Практическая работа                                                                                 13       

                                             Введение

Основным элементом рыночного хозяйства явля­ется товарное обращение, осуществляемое посред­ством торговли. Именно торговля решает одну из глав­ных задач общественного производства — удовлетво­рение потребностей населения — и доводит товары от производства до потребления — поддерживая равно­весие между предложением и спросом, баланс          инте­ресов производителя и потребителя.

С началом реформ 90-х годов Россия осуществля­ет процессы формирования механизмов и инфраструк­туры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли.

По сравнению с периодом «административно-ко­мандной» экономики цели и задачи торгового пред­приятия изменились коренным образом. Характер его деятельности приобрел форму предпринимательско­го бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур и организационно-правовых предприятий (государственные и муници­пальные предприятия, общества, хозяйственные то­варищества). В настоящее время изменились и усло­вия функционирования предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъек­тами рынка.

      1. Сущность, задачи и функции предприятий оптовой торговли

Предприятия оптовой торговли специализируют­ся на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-произ­водителями товаров и розничными торговыми пред­приятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и ока­зания сопутствующих услуг [2, 5, 6].

Основные задачи оптового предприятия [1, 4]:

• поиск поставщиков товаров для розничных тор­говых предприятий и других покупателей;

• закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

• обеспечение предприятиям-производителям сбы­та их товаров;

• маркетинговые исследования для производите­лей товаров и розничных предприятий;

• формирование торгового ассортимента согласно требованиям розничных торговых предприятий;

• консалтинговое и информационное обслуживание.

Функции оптового торгового предприятия [2, 3, 4]:

• преодоление пространственного разрыва между производителями и потребителями;

• преобразование производственного ассортимен­та в торговый;

• формирование товарных запасов;

• хранение, доработка, подсортировка товаров;

• фасовка, упаковка;

• организация рекламных кампаний и маркетин­говых исследований рынка.

Наряду с перечисленными функциями, развитие рыночных отношений выявило новые функции опто­вых предприятий — гарантийное обслуживание, кон­сультации по использованию товаров и др.

Оптовые торговые предприятия освобождают роз­ничные торговые предприятия от закупок товара у мно­жества производителей, обеспечивая значительную экономию издержек обращения и материальных за­трат, связанных с хранением, доставкой и формиро­ванием ассортимента товаров. Особое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров сезонно­го производства и спроса.

Находясь на пересечении информационных пото­ков, оптовые предприятия способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации, а обобщенные результаты ее анализа — передать по­ставщику или покупателю.

При выборе конкретного оптового предприятия не­обходимо обратить внимание на уровень обслужива­ния, который они предлагают своим клиентам. Этот уровень определяются скоростью выполнения заказа (срочность, спецзаказ), готовностью обеспечить воз­врат поставленного товара, умением использовать спе­циализированные виды транспорта, наличием хоро­шо развитой складской сети, достаточным уровнем товарных запасов, высокоэффективной службой сер­виса. Также клиенты должны иметь следующую ин­формацию об оптовом предприятии [1, 5, 6]:

- структура това­рооборота, реализуемая данным оптовиком, зона его действия, продолжительность работы на рынке и его коммерческое положение, техническая оснащенность и организация технологических процессов на складах;

- наличие удобных подъездных путей к складам;

- поли­тика цен, которую ведет оптовик; динамика отчетных показателей за ряд последних лет.

Между процессом производства товаров и их по­треблением возникает множество объективно необхо­димых материальных процессов: комплектация, за­таривание, маркировка, транспортировка, складиро­вание, погрузка и разгрузка, подготовка к продаже и др. Часть этих операций выполняют непосредственно предприятия оптового звена.

                2. Классификация предприятий оптовой торговли

Оптовые торговые предприятия классифицируют­ся по следующим признакам [3, 5, 6].

По масштабу и характеру деятельности опто­вые торговые предприятия делятся на предприятия об­щенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.

Оптовые предприятия общенационального уровня осуществляют продвижение товаров от производите­лей к потребителям на территории всей страны. Они являются основными в структуре оптовой торговли.

Оптовые предприятия регионального уровня осуществляют коммерческую деятельность в основном на региональном потребительском рынке, закупая то­вары непосредственно у товаропроизводителей или у оптовых предприятий федерального уровня и доводя их до всех оптовых покупателей региона.

По товарной специализации оптовые предприя­тия подразделяют на специализированные и универ­сальные.

Специализированные оптовые предприятия произ­водят закупку и реализацию другим оптовым покупа­телям товаров одной товарной группы или несколь­ких товарных групп, объединенных по назначению и потребительским свойствам, например, строительные материалы, хозяйственные товары, посуда, канцеляр­ские товары и др.

Универсальные торговые предприятия обеспечи­вают товароснабжение предприятий розничной тор­говли универсальным ассортиментом непродоволь­ственных и продовольственных товаров.

По месту и роли в оптовой торговле оптовые тор­говые предприятия делятся на универсальных, специ­ализированных, независимых и формально независи­мых посредников, а также есть предприятия-органи­заторы оптового оборота.

Универсальные посредники осуществляют закуп­ку товаров за свой счет, их транспортировку и хране­ние, авансирование поставщиков и кредитование по­купателей, преобразование производственного ассор­тимента в торговый, рекламирование и др.

Специализированные посредники выполняют кон­кретную функцию и подразделяются на информаци­онных, информационно-контактных, поисковых, поверенных посредников, осуществляющих сбыт по поч­те, развозную торговлю и лизинг [1, 4].

Независимые посредники по отношению к произ­водителю выступают как покупатели, приобретающие товары на основе договора купли-продажи. Они при­обретают право собственности на товар и могут реа­лизовать его по своему усмотрению на любом рынке по любой цене.

Зависимые посредники являются агентами по сбы­ту и оказывают значительное влияние на условия и сроки продажи товаров, на политику цен. К зависи­мым посредникам относятся брокеры, т. е. фирмы или организации, которые сводят продавца и покупателя, помогают им договориться, но в сделке не участвуют ни своим капиталом, ни своим именем.

К организаторам оптового товарооборота относят оптовые ярмарки, товарные биржи, оптовые рынки, аукционы, выставки, торги. Эти структуры не явля­ются самостоятельными субъектами оптовой торгов­ли, но создают условия для организации закупочной и реализаторской деятельности клиентов.

Оптовые ярмарки подразделяют общегосударствен­ного масштаба и на ярмарки регионального (местно­го) значения. В отличие от товарных бирж, где совер­шаются сделки однородных стандартизируемых то­варов, на оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров на основе сложного ассортимента и индивидуального подбора.

Биржа — это постоянно действующее узаконенное место оптовой торговли. Разновидности бирж таковы [3, 5]:

• товарная биржа, которая осуществляет сделки купли-продажи массовых сырьевых и продовольственных товаров, однородных и взаимозаменя­емых, причем товар продается и покупается по образцам, описанию, стандартам или без его предъявления и осмотра;

• фондовая биржа — это рынок оптовой торговли ценными бумагами;

• валютная биржа — наиболее развитая форма рын­ка ценных бумаг и иностранной валюты, т.е. ры­нок валюты;

• биржа труда выполняет посредническую функ­цию при найме рабочей силы и оказывает соци­альную помощь безработным (Центр занятости).

Ярмарка — это рынок, периодически действующий в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.

Оптовый рынок — это место, где встречаются про­давцы и покупатели, перераспределяются крупные партии товаров на более мелкие, поступающие в роз­ничную торговлю. Основным экономическим регуля­тором на этом рынке является баланс спроса и пред­ложения.

                                             

                                               Заключение

В завершении работы можно заметить следующее: оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продажи товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы помогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничных торговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны.

Оптовики выполняют много разных функций, включая деятельность по сбыту и стимулированию, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивку крупных партий товара на мелкие, складирование и т.д.

Предприятия оптовой торговли могут классифицироваться: по масштабу и характеру деятельности; товарной специализации; месту и роли в оптовой торговли.

К числу разных специализированных оптовиков могут относиться оптовики-ярмарщики, оптовики-аукционисты, биржевые оптовики.

Оптовая торговля – самостоятельная отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие  оптовые торговцы постоянно приспосабливают свои услуги к конкретным нуждам целевых потребителей и изыскивают пути и способы сокращения издержек по ведению дел.

                                         Список литературы

1. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2001.-192с.

2. Кизилов В.А. Управление торговым предприятием.-М.: Знание, 1991.-64с.

3. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Г.В. Плеханова.- М.: ИНФРА-М, 1997.-С.5-31

4. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.Н. Данько - М.: Инфра - М, 1999. - 256с.

5. Экономика  и организация  деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.

6. Щур Д.Л., Труханович Л.Г. Основы торговли.-М.:Дело и Сервис, 1999.-704с.

                                 Практическое задание

Вопрос: Какое количество ездок может совершить автомобиль за 10 часов, если время одной ездки составило 2 часа?

Ответ: б) 5        т.е. 10 / 2 = 5