Оглавление
Введение 3
1. Сущность, задачи и функции предприятий оптовой торговли 4
2. Классификация предприятий оптовой торговли 7
Заключение 11
Список литературы 12
Практическая работа 13
Введение
Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства — удовлетворение потребностей населения — и доводит товары от производства до потребления — поддерживая равновесие между предложением и спросом, баланс интересов производителя и потребителя.
С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли.
По сравнению с периодом «административно-командной» экономики цели и задачи торгового предприятия изменились коренным образом. Характер его деятельности приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур и организационно-правовых предприятий (государственные и муниципальные предприятия, общества, хозяйственные товарищества). В настоящее время изменились и условия функционирования предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.
1. Сущность, задачи и функции предприятий оптовой торговли
Предприятия оптовой торговли специализируются на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказания сопутствующих услуг [2, 5, 6].
Основные задачи оптового предприятия [1, 4]:
• поиск поставщиков товаров для розничных торговых предприятий и других покупателей;
• закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;
• обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
• маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных предприятий;
• формирование торгового ассортимента согласно требованиям розничных торговых предприятий;
• консалтинговое и информационное обслуживание.
Функции оптового торгового предприятия [2, 3, 4]:
• преодоление пространственного разрыва между производителями и потребителями;
• преобразование производственного ассортимента в торговый;
• формирование товарных запасов;
• хранение, доработка, подсортировка товаров;
• фасовка, упаковка;
• организация рекламных кампаний и маркетинговых исследований рынка.
Наряду с перечисленными функциями, развитие рыночных отношений выявило новые функции оптовых предприятий — гарантийное обслуживание, консультации по использованию товаров и др.
Оптовые торговые предприятия освобождают розничные торговые предприятия от закупок товара у множества производителей, обеспечивая значительную экономию издержек обращения и материальных затрат, связанных с хранением, доставкой и формированием ассортимента товаров. Особое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров сезонного производства и спроса.
Находясь на пересечении информационных потоков, оптовые предприятия способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации, а обобщенные результаты ее анализа — передать поставщику или покупателю.
При выборе конкретного оптового предприятия необходимо обратить внимание на уровень обслуживания, который они предлагают своим клиентам. Этот уровень определяются скоростью выполнения заказа (срочность, спецзаказ), готовностью обеспечить возврат поставленного товара, умением использовать специализированные виды транспорта, наличием хорошо развитой складской сети, достаточным уровнем товарных запасов, высокоэффективной службой сервиса. Также клиенты должны иметь следующую информацию об оптовом предприятии [1, 5, 6]:
- структура товарооборота, реализуемая данным оптовиком, зона его действия, продолжительность работы на рынке и его коммерческое положение, техническая оснащенность и организация технологических процессов на складах;
- наличие удобных подъездных путей к складам;
- политика цен, которую ведет оптовик; динамика отчетных показателей за ряд последних лет.
Между процессом производства товаров и их потреблением возникает множество объективно необходимых материальных процессов: комплектация, затаривание, маркировка, транспортировка, складирование, погрузка и разгрузка, подготовка к продаже и др. Часть этих операций выполняют непосредственно предприятия оптового звена.
2. Классификация предприятий оптовой торговли
Оптовые торговые предприятия классифицируются по следующим признакам [3, 5, 6].
По масштабу и характеру деятельности оптовые торговые предприятия делятся на предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.
Оптовые предприятия общенационального уровня осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям на территории всей страны. Они являются основными в структуре оптовой торговли.
Оптовые предприятия регионального уровня осуществляют коммерческую деятельность в основном на региональном потребительском рынке, закупая товары непосредственно у товаропроизводителей или у оптовых предприятий федерального уровня и доводя их до всех оптовых покупателей региона.
По товарной специализации оптовые предприятия подразделяют на специализированные и универсальные.
Специализированные оптовые предприятия производят закупку и реализацию другим оптовым покупателям товаров одной товарной группы или нескольких товарных групп, объединенных по назначению и потребительским свойствам, например, строительные материалы, хозяйственные товары, посуда, канцелярские товары и др.
Универсальные торговые предприятия обеспечивают товароснабжение предприятий розничной торговли универсальным ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров.
По месту и роли в оптовой торговле оптовые торговые предприятия делятся на универсальных, специализированных, независимых и формально независимых посредников, а также есть предприятия-организаторы оптового оборота.
Универсальные посредники осуществляют закупку товаров за свой счет, их транспортировку и хранение, авансирование поставщиков и кредитование покупателей, преобразование производственного ассортимента в торговый, рекламирование и др.
Специализированные посредники выполняют конкретную функцию и подразделяются на информационных, информационно-контактных, поисковых, поверенных посредников, осуществляющих сбыт по почте, развозную торговлю и лизинг [1, 4].
Независимые посредники по отношению к производителю выступают как покупатели, приобретающие товары на основе договора купли-продажи. Они приобретают право собственности на товар и могут реализовать его по своему усмотрению на любом рынке по любой цене.
Зависимые посредники являются агентами по сбыту и оказывают значительное влияние на условия и сроки продажи товаров, на политику цен. К зависимым посредникам относятся брокеры, т. е. фирмы или организации, которые сводят продавца и покупателя, помогают им договориться, но в сделке не участвуют ни своим капиталом, ни своим именем.
К организаторам оптового товарооборота относят оптовые ярмарки, товарные биржи, оптовые рынки, аукционы, выставки, торги. Эти структуры не являются самостоятельными субъектами оптовой торговли, но создают условия для организации закупочной и реализаторской деятельности клиентов.
Оптовые ярмарки подразделяют общегосударственного масштаба и на ярмарки регионального (местного) значения. В отличие от товарных бирж, где совершаются сделки однородных стандартизируемых товаров, на оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров на основе сложного ассортимента и индивидуального подбора.
Биржа — это постоянно действующее узаконенное место оптовой торговли. Разновидности бирж таковы [3, 5]:
• товарная биржа, которая осуществляет сделки купли-продажи массовых сырьевых и продовольственных товаров, однородных и взаимозаменяемых, причем товар продается и покупается по образцам, описанию, стандартам или без его предъявления и осмотра;
• фондовая биржа — это рынок оптовой торговли ценными бумагами;
• валютная биржа — наиболее развитая форма рынка ценных бумаг и иностранной валюты, т.е. рынок валюты;
• биржа труда выполняет посредническую функцию при найме рабочей силы и оказывает социальную помощь безработным (Центр занятости).
Ярмарка — это рынок, периодически действующий в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.
Оптовый рынок — это место, где встречаются продавцы и покупатели, перераспределяются крупные партии товаров на более мелкие, поступающие в розничную торговлю. Основным экономическим регулятором на этом рынке является баланс спроса и предложения.
Заключение
В завершении работы можно заметить следующее: оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продажи товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовые торговцы помогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничных торговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны.
Оптовики выполняют много разных функций, включая деятельность по сбыту и стимулированию, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивку крупных партий товара на мелкие, складирование и т.д.
Предприятия оптовой торговли могут классифицироваться: по масштабу и характеру деятельности; товарной специализации; месту и роли в оптовой торговли.
К числу разных специализированных оптовиков могут относиться оптовики-ярмарщики, оптовики-аукционисты, биржевые оптовики.
Оптовая торговля – самостоятельная отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие оптовые торговцы постоянно приспосабливают свои услуги к конкретным нуждам целевых потребителей и изыскивают пути и способы сокращения издержек по ведению дел.
Список литературы
1. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2001.-192с.
2. Кизилов В.А. Управление торговым предприятием.-М.: Знание, 1991.-64с.
3. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Г.В. Плеханова.- М.: ИНФРА-М, 1997.-С.5-31
4. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.Н. Данько - М.: Инфра - М, 1999. - 256с.
5. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.
6. Щур Д.Л., Труханович Л.Г. Основы торговли.-М.:Дело и Сервис, 1999.-704с.
Практическое задание
Вопрос: Какое количество ездок может совершить автомобиль за 10 часов, если время одной ездки составило 2 часа?
Ответ: б) 5 т.е. 10 / 2 = 5