Оглавление

Введение                                                                                                    3                                                                                                             

Глава 1 Организация деятельности предприятий малого бизнеса      4

          1.1 Роль малого бизнеса в развитии экономики                         4

          1.2 Теория организации на предприятиях малого бизнеса        9          

          1.3 Сущность системного подхода к управлению                     15                               

          1.4 Сущность и принципы планирования                                   19                                     

Глава 2 Организация,  планирование   и   управление

              в ООО «КеМАЗ»                                                                       24 

           2.1. Основные направления организации, планирования и

                  управления в ООО «КеМАЗ»                                               24                                                  

           2.2. Совершенствование управления в деятельности

                  ООО «КеМАЗ»                                                                      26                                                                         

Заключение                                                                                              31                                                                                              

Список литературы                                                                                 33                                                                                  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сложная экономическая ситуация, создавшаяся сегодня в нашей стране, усиливает поиски путей выхода из всеобщего кризиса нашего общества во всех сферах общественной жизни. С преобразованием экономики материальной сферы высветились новые, ранее неизвестные, проблемы.

Для решения нового типа задач нужен новый тип руководителя, владеющего информационными технологиями, объективными факторами и реальными запросами общества, управляющего в условиях высокого уровня вероятностей событий, умеющего сочетать тактические и стратегические вопросы решения проблем и достижения результатов. В этой связи встает вопрос о  применении методов организации, планирования и управления на предприятиях малого бизнеса для повышения конкурентоспособности и упрочения своего места на рынке.

Объект исследования – предприятия малого бизнеса.

Предмет исследования – особенности организации, планирования и управления на предприятиях малого бизнеса.

Цель исследования – изучить особенности организации, планирования и управления на предприятиях малого бизнеса.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать роль малого бизнеса в развитии экономики;

- рассмотреть теорию организации на предприятиях малого бизнеса;

- выявить сущность системного подхода к управлению;

- проанализировать сущность и принципы планирования;

- изучить основные направления организации, планирования и управления в ООО «КеМАЗ»;

- предложить основные направления совершенствования управления в деятельности ООО «КеМАЗ».

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

Устойчивый экономический рост и рост среднедушевого дохода населения - основная тенденция экономического развития большинства развитых стран в последние два сто­летия. Устойчивому экономическому росту в разных стра­нах присущи некоторые общие черты, главная из которых - резкое увеличение доли сферы услуг при сокращении доли сельского хозяйства и достаточно стабильной доле промыш­ленности в ВВП и связанный с этим рост доли малого биз­неса в ВВП (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Взаимосвязь среднедушевых доходов, доли сферы услуг и предприятий малого бизнеса в ВВП

Страна

Среднедушевой ВВП, дол.

Доля сферы услуг в ВВП, %

Доля малого бизнеса в ВВП, %

США

27840

73.7

51

Великобри-

Тания

19533

62,6

58

Германия

21330

63.4

64

Россия

6724

53,0

9.5

 

Такое изменение структуры производства обусловлено реакцией спроса     на  рост среднедушевого дохода. Извест­ный закон Энгеля гласит,

______________

Россия в цифрах.- М.: Госкомстат России, 1999.

что с ростом доходов спрос на товары первой необходимости (в основном продукты пита­ния) падает, на товары второй необходимости (большая часть промышленных товаров) - растет так же, как и доходы, а спрос на предметы роскоши, большую часть которых составляют товары сферы услуг, неограниченно растет.

Необходимо отметить, что рост доли сферы услуг в эко­номике России к 1996 г. больше связан с падением выпуска в сфере материального производства, нежели с ростом до­ходов (в 1990 г. в сфере услуг в России произведено около 23% ВВП).

К началу 2000 г. доля сферы услуг (транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовые учреж­дения, страховой бизнес, бытовые, деловые и социально-культурные услуги) в ведущих странах мира достигла 62-74% в ВВП, на эти сферы приходится 63-75% общей численности занятых и более 50% общего объема капиталь­ных вложений (без жилищного строительства). Росту доли сферы услуг способствовали современная научно-техничес­кая революция, в результате которой получили быстрое развитие новейшие средства коммуникации, а также прива­тизация и дерегулирование таких отраслей, как транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги и страхование.

В экономиках большинства стран основная доля малого бизнеса приходится на сферу услуг. В таблице 1.2 приводятся данные об отраслевой структуре малого бизнеса в России (по числу предприятий и объему инвестиций в основной капитал) на 1 января 1999 г.

____________

Мазурова Г В. Малые предприятия в России // Вопросы стати­стики.-1999.- № 8.-С.12-15.

 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения.-1999.- № 2.-С.23-28.

                                                                                                  Таблица 1.2

Отраслевая структура малого бизнеса в России (на 01.01.1999 г.), %

Отрасль

По числу предприятий

По объему инвестиций

Всего

100

100

Промышленность и сельское хозяйство

17,3

18,4

Строительство

15.8

26,2

Услуги

66,9

55,4

Развитие малого бизнеса в сфере услуг и строительстве определяется сравнительно небольшим размером стартово­го капитала для организации дела. По данным Российского агентства по поддержке малого бизнеса, для открытия дела в этих отраслях нужно 3—10 тыс. дол. Государство, поддер­живая этот процесс, содействует формированию в стране среднего класса и, соответственно, стабильности полити­ческой и экономической ситуации в стране.

При этом можно отметить, что особенно эффективно раз­вивается малый бизнес, нацеленный на реализацию науч­но-технических проектов. В отраслях, связанных с высокими технологиями, оснащение одного рабочего места в малом бизнесе обходится примерно в 10 тыс. дол, в то время как на одно рабочее место в крупной корпорации требуется не менее 100-150 тыс. дол. Считается, что сегодня в России необходимо обновить 40 млн рабочих мест, и такую задачу не решить без привлечения малого бизнеса.

К основным характеристикам, позволяющим малому биз­несу динамично развиваться, относятся:

- быстрое реагирование на конъюнктуру;

- решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

- противодействие монополизму в экономике;

- активизация структурной перестройки экономики. Опыт многих стран показывает, что малый бизнес орга­нично вписывается в структуру развитой рыночной эконо­мики, служит необходимым условием ее существования и развития.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Ве­ликобритании. В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 25% товарооборота, в нем было занято около 40% рабочей силы страны. Сейчас в Великобритании каж­дый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

В США малый бизнес производит почти 40% ВВП и обес­печивает занятость почти половины трудоспособного насе­ления. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В Германии за пос­ледние десять лет на малых предприятиях (с численностью менее 20 работающих) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тыс.

Значительная роль в стимулировании малых фирм в раз­витых странах принадлежит бюджетно-налоговой и кредит­ной политике государства. Для малых фирм устанавливается пониженная ставка налогообложения прибыли. Предусмат­ривается ряд льгот: отложенная оплата счетов, составле­ние баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты своих счетов, эффективная система ски­док при уплате просроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество.

Правительства многих стран поддерживают малый биз­нес с помощью специальных программ. Так, министерство экономики Германии имеет программу по венчурному капи­талу для малого предпринимательства, который на 50% может быть обеспечен правительством. Практикуются так­же субсидии по исследовательским контрактам с научными институтами и оказывается информационная помощь по линии торгово-промышленной палаты или специальных го­сударственных информационных центров и консалтинговых агентств.

В США помощь малым фирмам предоставляется феде­ральным правительством, а также крупными компаниями. Осуществляются прямые инвестиции в малый бизнес, ока­зывается содействие в производстве и сбыте, научных ис­следованиях, маркетинге.

В Швеции специфической формой поддержки малого и среднего предпринимательства являются региональные фонды развития. Им разрешается взаимодействовать только с компаниями с численностью работников не более 200 чело­век. Фонды занимаются подготовкой кадров, консультиру­ют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями и банками. Они также предос­тавляют кредиты с низкими ставками, дополняющими бан­ковские кредиты. Обычно займы по их линии не превышают 20% стоимости имущества малого предприятия. Техноло­гически сложные проекты кредитуются в размере 50%.

В Великобритании отдельные министерства - торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики - разработали четыре категории программ помощи малому бизнесу:

•   программа консультаций для действующих и вновь образующихся фирм. С этой целью создана специальная «Служба малых фирм». Сюда же относятся и региональные программы развития, напри­мер «Восточнодевонширская малая промышленность»;

•   программы финансовой помощи. Это «Схема грантов» Агентства помощи предприятиям местного значения, представляющего со­бой ассоциацию около 200 самостоятельных бюро, которые осуществляют финансовую поддержку малых предприятий на региональном уровне. Программа «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую поддержку безработным, намеренным начать свое дело. По программе «Гарантирование кре­дитов» малым фирмам предоставляется кредит с государственной гарантией;

•   программы Службы совершенствования бизнеса стоимостью       40 млн. фунтов стерлингов, действующие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Более 50% ассигнований по этим програм­мам идет на маркетинговые исследования, остальная часть - на профессиональную подготовку занятых в малом бизнесе. В этих программах принимает участие Европейский региональный фонд развития;

•   последняя группа программ поощряет экспортную деятельность малых фирм. Осуществляет эти программы специальный орган - «Бюро британской заморской торговли».

Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем государства.

1.2 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

МАЛОГО БИЗНЕСА

Малые предприятия – это вновь создаваемые и действующие  предприятия с численностью работающих до 100 человек.

Рассмотрим, как происходит организация деятельности предприятий малого бизнеса. Существует ряд трактовок термина «организация», что диктует необходимость их осмысления, анализа и обобщения. Еще в    1925 г. в своем фундаментальном труде «Тектология (Всеобщая организационная наука)» А.А.Богданов писал: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизую­щей... Всего чаще термин «организовать» — значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства». Но при более глубоком анализе, как отмечал А.А.Богданов, это понятие становится на­много шире и относится «не только к человеческим активностям, к рабочей силе, к средствам производства, но и к живой и нежи­вой природе во всех ее проявлениях. Природа — великий первый организатор; и сам человек — лишь одно из ее организованных произведений».

Исходя из этого сущность понятия «организация» в широком смысле можно определить как:

1) «внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференциро­ванных и автономных частей целого, обусловленную ее строени­ем»;

2) «совокупность процессов или действий, ведущих к об­разованию и совершенствованию взаимосвязи между частями це­лого»;

 3) «объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе опреде­ленных процедур и правил».

          

             _________________

 Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.

 Попов А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления // Высшее образование в России.-1995.-№2.-С.64-71.

 Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

Если первые два определения взаимодополняют друг друга и характеризуют организацию как всеприродное явление, отражая некоторое состояние и процесс, то     последнее    имеет    более    узкое, социальное приложение примени­тельно к человеческим организациям. Таким образом, в самом об­щем случае под организацией следует понимать упорядоченное со­стояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесо­образное единство. На рис. 1.1 приведено структурное представление понятия «организация».

Организация

 
 

 

 

Рис. 1.1 Структурное представление понятия «организация»

Организация, рассматриваемая в статике, — это некоторое целостное образование (социальное, техническое, физическое, био­логическое), имеющее вполне определенную предназначенность. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию це­лостности вновь создаваемых или функционирующих природных объектов. Эти процессы могут состоять из целенаправленных дей­ствий людей, и тогда можно говорить об организации как функции управления, либо состоять из естественных физических процессов, т. е. иметь самоорганизующее начало.

Организация, рассмотренная в приведенной интерпретации, носит всеобъемлющий характер. Присущие ей проявления находят свое реальное воплощение в творениях человеческих рук (техни­ческие, социально-экономические и производственные системы и т. п.) и природы. Со своей стороны и мир природы демонстрирует огромное количество форм и типов организованности, стирая (с организационной точки зрения) грань между живой и неживой ее составляющими. Есть много общего в ведении социального хо­зяйства у человека и высших насекомых, особенно при разделении общественных и трудовых обязанностей. Много организационных аналогий можно заметить в конструкциях сложных жилищ, созда­ваемых муравьями, термитами, пчелами, которые отражают обще­природный организационный опыт. Организованность, целесооб­разный порядок, устойчивость наблюдаются и в строении клетки, и в структуре атома, и в сменяемости времен года, и в поведении планет и звездных галактик, что подтверждает целесообразное обу­стройство всего мироздания, в котором полная неорганизованность, по сути, не имеет смысла.

Применительно к производственным системам струк­туру понятия «организация» можно конкретизировать и уточнить с точки зрения содержания компонентов организации и их связей. Для производственных систем организацию в статике необходимо рассматривать шире, не  только

___________________

 Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева и Л. Э. Миндели, — СПб.: На­ука, 1998.

 Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.

с точки зрения «упорядочения состо­яния целого», но и с точки зрения содержания субстанции и ее качества. Важно не только наличие компонентов структуры как таковой, но и их содержание. Без оптимизации уровня содержания и качества компонентов невозможно организовать эффективный про­цесс по переработке входа системы в ее выход. Аналогично необхо­димо уточнить и конкретизировать организацию в динамике. Сутью организации производственных систем в динамике являются не процесс ради процесса (это состояние возможно только для при­родных объектов), а процесс ради достижения цели системы.

И в этом случае "организация" выступает как процесс, функция управления системой по достижению целей производственной систе­мы, ее миссии. Кроме того, применительно к производственным системам организацию следует рассматривать одновременно с двух сторон:

1) с точки зрения субстанции системы, ее структуры и содержания, сути и формы организации как юридического лица;

2) с точки зрения процесса по переработке входа системы в ее выход как функции управления по достижению миссии, целей си­стемы. Субстанцию и процесс следует рассматривать в   единстве, они   не   могут     

существовать отдельно друг от друга. Субстанция пер­вична, процесс вторичен. Субстанция без процесса мертва.

Из сделанных выше трех дополнений к понятию «организация» следует,    что     из     теории     организации     неправомерно    выделять  в

____________________

Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.

Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.

 Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент/ Пер. с англ. — СПб.: Питер, . 1999.

Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Ру­мянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.

самостоятельный подраздел науки теорию организаций как структур. Подобное выделение равносильно рассмотрению товара только с точки зрения потребительной стоимости (качества), без стоимости (точнее — суммарных затрат за жизненный цикл товара).

На основе рассмотренной структуры предлагается следующее определение понятия «организация»: организация — это единство субстанции системы и процесса ее функционирования. Для производственных систем понятие «организация производства» можно кон­кретизировать следующим образом. Организация производства — единство структуры и содержания системы, ее формы как юридичес­кого лица, с одной стороны, и процесса функционирования системы в соответствии с ее миссией по переработке входа системы в ее выход с целью выпуска конкурентоспособного товара — с другой.

Чем мельче органи­зация (как структура) предприятия малого бизнеса, тем ниже будет уровень специализации ее подразделений и    выше — универсализм персонала. Для крупных орга­низаций, наоборот, рационально выделение функциональных ви­дов менеджмента и маркетинга.

                 

________________

 Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспек­тива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 1996.

 Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999.

1.3 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

Большинство работ рассматривают менеджмент как процесс, который подробно отражает управленческие функции, другие рассматривают менеджмент инноваций, третьи – менеджмент в ситуации риска в бизнесе и т.д. Все это не формирует целостного представления о менеджменте.

Применение теории систем к менеджменту позволяет увидеть его в единстве составляющих частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. В управлении теория систем была применена в конце 50-х годов. Современными авторами она рассматривается как способ мышления по отношению к организации и управлению.

Общее определение системы рассматривается как некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свою долю в характеристику целого, приобретающего новые качества, которые не имеют его элементы.

Все элементы взаимосвязаны. Если какой-либо из них выпадает или дает сбой, то и вся система будет функционировать с отклонениями от заданных параметров.

Важно отметить, что социотехнические системы, к которым мы отно­сим предприятия и учреждения, обладают всеми признаками системности.

Эффективный менеджер должен собирать информацию о состоянии и функционировании всех элементов, для того, чтобы на основе анализа выявить проблемы, отклонения в системе и находить необходимые решения.

Применяя системный подход, управляющий может не только синтезировать, но и создавать новые знания для применения в тех или иных ситуациях, что, в конечном счете, позволяет утверждать и ученым, и прак­тикам, что менеджмент не только наука, но и искусство.

Известно, что в управлении система рассматривается как совокупность элементов (блоков, компонентов), взаимосвязанных и взаимодей­ствующих между собой, имеющих общие цели и задачи и единый управля­ющий орган.

Системный подход — это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренней структуры, т. е. сово­купности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа си­стемы в ее выход и достижение целей системы.

Исследование сущности управления следует начинать с опреде­ления его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, установления различий между управлением функциониро­ванием системы в заданных условиях и управлением развитием си­стемы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутрен­них и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданно, норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению за­данного состояния функционирования системы, предусмотренно­го планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит прежде 

________________

Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК Пресс, 2000.

Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учеб­ник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.

Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

всего от числа изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерность или носят случайный характер.

Сущность управления можно рассматривать как совокупность следующих понятий: организации управления, процесса управления информации. На рис.1.2 показаны взаимосвязи этих понятий. Об организации управления можно говорить только в том случае, ког­да выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четко­сти формулирования целей управления.

Как видно из рис. 1.2 управление включает в себя три составляющих:

- информацию;

- организацию управления;

- процесс управления.

Информация является важным элементом менеджмента. Без нее – нет эффективного менеджмента. Каждый менеджер должен владеть большим количеством информации для принятия наиболее правильных решений в какой-либо ситуации.

Организация управления включает в себя:

- объекты управления (люди, машины);

- совокупность отношений между элементами системы;

- процесс принятия решений.

Еще одним из важнейших составляющих управления является процесс управления, который подразумевает реализацию функций организации, планирования, мотивации и контроля.

Каждая фyнкция менеджмента представляет собой сферу действия  определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 

Рис. 1.2 Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления

В основном выделяют пять функций управления:

- организация;

- планирование;

- координация;

- мотивация;

- контроль.

Каждая  функция представляет собой элемент системы управления и является незаменимой. Одна из этих функций управления – планирование – будет рассмотрена в следующем параграфе.

               1.3 Сущность и принципы планирования

Планирование – итеративный процесс определения конкретных действий по развитию учреждения, достижению поставленных целей и распределения для этого ресурсов. Формальным результатом планирования является стратегический, долгосрочный или текущий план, программа, прогноз или модель.

Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка плана; реализация плана. Планы по содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; страте­гическими, тактическими (как правило, годовыми) или оператив­ными.

____________________

Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК Пресс, 2000.

Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

Наиболее сложным направлением развития экономики являет­ся развитие на основе активизации инновационной деятельности, характеризующейся большой неопределенностью. Соответственно и планирование для этих условий будет наиболее сложным, а зада­чи планирования — наиболее трудно осуществимыми. Приведем ос­новные задачи планирования деятельности предприятий малого бизнеса:

1) выбор оптимальной стратегии предприятий малого бизнеса на перспективу на ос­нове прогнозов альтернативных вариантов стратегического марке­тинга;

2) обеспечение устойчивости функционирования и развития предприятий малого бизнеса;

3) формирование с применением научных подходов оптималь­ного по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инно­ваций;

4) структуризация целей инновационной деятельности;

5) комплексное обеспечение выполнения планов;

6) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение пла­нов;

7) координация выполнения планов по заданиям, исполните­лям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;

8) стимулирование выполнения планов.

К основным принципам планирования относятся:

а) преемственность стратегического и тактического планов;

б) социальная ориентация плана;

в) ранжирование объектов планирования по их важности;

г) адекватность плановых показателей;

________________

 Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 1999.

 Мильнер Б. 3. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 2000.

 Теория организации: Учебник/ Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.

д) согласованность плана с параметрами внешней среды систе­мы управления;

е) вариантность плана;

ж) сбалансированность плана (при условии обеспечения резер­ва по важнейшим показателям);

з) экономическая обоснованность плана;

и) автоматизация системы планирования;

к) обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов пла­нирования. Преемственность стратегического и текущего планов пре­дусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-пла­на должен повторять основные разделы стратегии предприятия малого бизнеса. Число плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть боль­ше, чем в разделах стратегии предприятия малого бизнеса.

Чем меньше горизонт плани­рования, тем больше число плановых показателей. Показатели биз­нес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии предприятия малого бизнеса, они могут быть только более жесткими и выгод­ными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает решение (наряду с техническими и экономическими проблемами) проблем обеспе­чения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функ­ционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива.

___________________

 Круглое М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.

 Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходи­мо осуществлять для рационального распределения имеющихся ре­сурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно оди­наковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе предприятия малого бизнеса.

Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факто­ров при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факто­ров внешней среды и исследования влияния этих факторов на пла­новые показатели.

Вариантность плана связана с разработкой не менее трех аль­тернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение запланиро­ванной цели с наименьшими затратами.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной мо­дели объекта, стоимостной модели (при проведении функциональ­но-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и  т.д. Одновременно по важнейшим показателям преду­сматривается создание резерва.

Экономическая обоснованность плана является одним из важней­ших принципов планирования. Окончательный выбор варианта пла­новых показателей должен осуществляться только после проведе­ния системного анализа, прогнозирования, оптимизации и эконо­мического обоснования альтернативных  вариантов.

Автоматизация системы планирования — один из способов пла­нирования, требующих применения современных информацион­ных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих коди­рование информации на основе ее классификации, единство и си­стемность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и пе­редачу информации.

Принцип планирования — обеспечение обратной связи системы планирования — предполагает возможность для исполнителя плана (выход системы планирования) представлять предложения об из­менении (корректировке) плана его разработчику.

Применять все рассмотренные принципы планирования очень трудно. Это под силу только крупным фирмам, имеющим квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому число применяемых принципов пла­нирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и оказываемых услуг, положением и устойчивостью фир­мы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие:

- сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов);

- повышение качества планов за счет увеличения числа применяе­мых принципов планирования;

- внедрения современных методов оп­тимизации и концепции маркетинга.

_________________

 Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г.Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: Изд-во стандартов, 1997.

 Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999.

 Новицкий Н. И. Основы менеджмента. Организация и планирова­ние производства (Задачи и лабораторные работы). — М.: Фи­нансы и статистика, 1998.

 Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

 В ООО «КЕМАЗ»

2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В  ООО «КЕМАЗ»

Общество с ограниченной ответственностью «КеМАЗ» является официальным представителем Минского Автомобильного Завода (МАЗ) в городе Кемерово. Основной вид деятельности ООО«КеМАЗ» -  оптовая и розничная торговля запчастями к грузовым автомобилям МАЗ.

ООО «КеМАЗ» является самой большой фирмой в Кузбассе, среди себе подобных, и занимает 85% всей доли рынка.  ООО «КеМАЗ» рабатает с  разрезами, шахтами, карьерами и т.д.

Организация производства в ООО «КеМАЗ» происходит на стыке менеджмента и маркетинга. Руководство предприятия использует такие виды маркетинга и менеджмента как:

1) стратегический маркетинг, целью которого является достижение нормативов, конкурентоспособности управляемых объектов;

2) тактический маркетинг применяется ООО «КеМАЗ» как деятельность по тактической сегментации рынка, позиционированию товаров, организации рекламы, продвижению и стимулированию сбыта товаров.

3) управление персоналом. Персонал предприятия относительно небольшой, он включает в себя 9 человек, из них:

- один менеджер высшего звена;

- четыре - менеджеры среднего звена;

- пять человек – менеджеры низшего звена.

 На данном предприятии происходит тщательный отбор персонала. Вновь поступающие на работу должны заполнить анкету, которая включает в себя вопросы, касающиеся не только профессиональных качеств специалиста, но и его личностные характеристики.

4) финансовый менеджмент. Управление финансами осуществляется руководителем предприятия. Только он распоряжается всеми финансовыми вопросами и осуществляет контроль в этой области.

5) инновационный менеджмент применяется редко, лишь в исключительных случаях, когда требуется быстрое принятие нового неординарного подхода к решению проблем (например, с появлением конкурента).

На практике ООО «КеМАЗ» использует такие методы управления как:

 1) методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;

2) методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуж­ден искать обоснованные мотивы для побуждения объекта к выполне­нию заданий, его воли;

3) методы убеждения, когда объект имеет зна­чительную свободу действий, а субъект управления должен формиро­вать метод воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности и тен­денции его развития.

Однако, функция  планирования в деятельности ООО «КеМАЗ» развита недостаточно. В основном все планы строятся в мыслях руководства и не доходят до других сотрудников. Это порой приводит к непониманию всех элементов деятельности предприятия, к размытости ценностей и в целом к непониманию миссии данной организации.

В связи с тем, что на предприятии «КеМАЗ» почти не применяется такая важная функция управления как планирование, считаем необходимым предложить некоторые рекомендации по данной проблеме, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

 В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ООО «КЕМАЗ»

К сожалению, жизнь администрации не всегда проходит гладко. Существуют препятствия, которые нужно выявлять, а затем обходить или устранять. Эти трудности могут быть преодолены, если:

1) руководители среднего и низшего звена активно вовлекаются в разработку планов;

2) им дается как можно больше информации об организации и деловой конъюнктуре, так что они могут видеть, каков вклад их отдела в общий план;

3) если специалисты участвуют в процессе планирования, их роль должна быть ясна и понятна менеджерам;

4) менеджеров обучают, чтобы помочь им осуществлять планирование более эффективно.

Работу следует определять в показателях предполагаемых результатах. Следующие вопросы помогут выяснить цель работы:

- Какие результаты хочет получить предприятие от этой работы?

- Если бы предприятие не выполняло ее или если бы этой работы не было, какая была бы разница?

- Кому в самой организации или за ее пределами было бы хуже, если бы этой работы не было?

Предлагается для использования ООО «КеМАЗ» следующая форма плана (Таблица 2.1.)

                                                                                                            

Процесс разработки плана включает следующие укрупненные работы:

1) изучение проблемы;

2) формирование системы планирования;

3) уточнение нормативов конкурентоспособности планируемо­го объекта и других требований;

4) разработка управленческого (планового) решения;

5) оформление, согласование и утверждение плана;

6) доведение плановых заданий до исполнителей;

7) координация выполнения плана;

8) учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров;

9) стимулирование выполнения плана. Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. На­пример, первый этап требует выполнения следующих операций:

• анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям;

• сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми дос­тижениями в данной области;

• анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя;

• формирование направлений развития объекта и т. д.

Все планы должны приводить к действию. В противном случае планирование – пустая трата времени. Логический путь к этому прост. Каждому отделу должна быть предоставлена возможность понять и способствовать выполнению стратегического плана, а каждый менеджер должен выработать собственные предложения, вытекающие из этого плана, для своего отдела. Они становятся его целями, которые он должен затем реализовать. Этот процесс должен происходить по всей организации, так что цели самого маленького отдела должны быть связаны с целями всей организации.

Для совершенствования управления в деятельности ООО «КеМАЗ» можно предложить использовать систему «канбан», которая описана в книге Я.Мондена «Тоёта»: Методы эффективного управления».

Итак, система «канбан» является информационной системой, которая регулирует производство необходимой продукции в нужном количестве и в необходимое время на каждом этапе производства как на заводах фирмы, так и на фир­мах-поставщиках. Такая организация производства из­вестна как производство по принципу «точно вовремя».

Производство по принципу «точно вовремя» фирмы «Тоё­та» является методом приспособления к изменениям в производственном процессе в результате сбоев на линии или изменения спроса на выпускаемую продукцию. Этот принцип обеспечивает производство необходимой про­дукции в нужное время и в нужном количестве. Первым требованием к системе является обеспечение на всех этапах производства точной информации о количестве изделий и времени, отводимых на каждую производст­венную операцию. Для того чтобы выполнить эти тре­бования при обычной системе управления производством, составляются различные производственные графики для всех этапов производственного процесса — как для изго­товления узлов и агрегатов, так и для сборочного конвейера. В этом случае используется так называемая система «выталкивания», т.е. детали изготавливаются в соответствии с графиком, поступая по мере готовности от предшествующей стадии процесса производства к по­следующей. Однако в этом случае трудно быстро пере­строиться при сбоях в каких-то технологических про­цессах или при изменении спроса. При традиционных методах управления пришлось бы изменять на протяжении месяца неоднократно производственные графики для всех технологических стадий одновременно, что часто затруд­нительно. При такой системе у фирмы должны быть мате­риальные запасы на всех стадиях производства для того, чтобы предотвратить сбои и приспособиться к изменени­ям спроса. Поэтому такая система ведет к созданию внут­ренних материальных запасов между различными тех­нологическими этапами, что приводит к замораживанию материальных средств, установлению излишнего обору­дования и привлечению дополнительных рабочих при смене модификаций или моделей автомобиля.

Напротив, система «Тоёта» является революционной по своему содержанию в том смысле, что детали «вытя­гиваются» на каждую последующую стадию с предшест­вующей по мере необходимости. Эта система движения комплектующих изделий называется системой «вытягива­ния». Поскольку только на сборочном конвейере стано­вится точно известно штучное, т. е. необходимое для из­готовления одного изделия время и количество необхо­димых узлов и агрегатов, именно с этой линии направ­ляется тара за деталями нужной номенклатуры на пред­шествующие участки. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество воспол­няется. И так по всей линии на каждом участке необхо­димые детали или материалы «вытягиваются» с пред­шествующего участка.

Таким образом, нет необходимости в течение месяца составлять производственные графики одновременно для всех технологических стадий. Вместо этого только на сборочном конвейере должно быть известно об измене­ниях графика его работы. Для того чтобы информировать все производственные участки о штучном времени и раз­мере партии продукции, фирма «Тоёта» использует си­стему «канбан».

Заключение

В заключении можно отметить, что малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъективной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной макроперестройки и обеспечении прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и снимает другие проявления социального напряжения.

 В жизни любого предприятия малого бизнеса важнейшую роль играет организация, планирование и управление его деятельности. Организация подразумевает внутреннюю согласованность и взаимосвязь всех процессов и явлений, происходящих на предприятии.

Особая роль в управлении организацией принадлежит системному подходу. Управление следует рассматривать как совокупность двух понятий – организации управления и процесса управления информации.

Одним из важнейших показателей деятельности предприятий малого бизнеса является планирование. В задачи планирования входят: выбор оптимальной стратегии предприятия; обеспечение стабильности функционирования и возможности дальнейшего развития; формирования комплекса мероприятий, обеспечивающих выполнение планов и т.д.

Результаты исследования по предприятию малого бизнеса – ООО «КеМАЗ» показали, что данная фирма в основном использует такие понятия как организация и управление деятельностью предприятия. «КеМАЗ» применяет в своей деятельности – стратегический и тактический маркетинг; финансовый и инновационный менеджмент; управление персоналом.

Данное предприятие использует следующие методы управления: метод принуждения, побуждения, убеждения.

ООО «КеМАЗ» не используется планирование деятельности, поэтому в работе были предложены некоторые рекомендации по данной проблеме.

В целом можно сказать, что развитие малого предпринимательства в будущем будет зависеть от следующих условий:

1) формирования благоприятного предпринимательского климата;

2) скорейшего и резкого снижения налоговой нагрузки;

3) концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малого предпринимательства;

4) налаживания межведоственной координации;

5) активизации потребительского спроса и постепенного преодоления доминирующего   консервативного типа потребительского поведения.

Список литературы

1. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 1999.

2. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения.-1999.- № 2.-С.23-28.

3. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева и Л. Э. Миндели, — СПб.: На­ука, 1998.

4. Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.

5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент/ Пер. с англ. — СПб.: Питер, . 1999.

6. Круглое М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.

7. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспек­тива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 1996.

8. Мазурова Г В. Малые предприятия в России // Вопросы стати­стики.-1999.- № 8.-С.12-15.

9. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК Пресс, 2000.

10. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г.Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: Изд-во стандартов, 1997.

11. Мильнер Б. 3. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 2000.

Монден Я. «Тоёта»: Методы эффективного управления.-М.:Экономика, 1989.-288с.

12. Новицкий Н. И. Основы менеджмента. Организация и планирова­ние производства (Задачи и лабораторные работы). — М.: Фи­нансы и статистика, 1998.

13. Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999.

14. Попов А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления // Высшее образование в России.-1995.-№2.-С.64-71.

15. Россия в цифрах.- М.: Госкомстат России, 1999.

16. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

17. Теория организации: Учебник/ Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.

18. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Ру­мянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.

19. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

20. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учеб­ник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.

21. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.

22. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

23. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.

24. Хиценко В. Новый подход к менеджменту // Вопросы экономики.-1993.-№2.-С.16-24.

25. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкйля, В. А. Швандара. 2-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.