Оглавление
Введение 3
Глава 1 Организация деятельности предприятий малого бизнеса 4
1.1 Роль малого бизнеса в развитии экономики 4
1.2 Теория организации на предприятиях малого бизнеса 9
1.3 Сущность системного подхода к управлению 15
1.4 Сущность и принципы планирования 19
Глава 2 Организация, планирование и управление
в ООО «КеМАЗ» 24
2.1. Основные направления организации, планирования и
управления в ООО «КеМАЗ» 24
2.2. Совершенствование управления в деятельности
ООО «КеМАЗ» 26
Заключение 31
Список литературы 33
ВВЕДЕНИЕ
Сложная экономическая ситуация, создавшаяся сегодня в нашей стране, усиливает поиски путей выхода из всеобщего кризиса нашего общества во всех сферах общественной жизни. С преобразованием экономики материальной сферы высветились новые, ранее неизвестные, проблемы.
Для решения нового типа задач нужен новый тип руководителя, владеющего информационными технологиями, объективными факторами и реальными запросами общества, управляющего в условиях высокого уровня вероятностей событий, умеющего сочетать тактические и стратегические вопросы решения проблем и достижения результатов. В этой связи встает вопрос о применении методов организации, планирования и управления на предприятиях малого бизнеса для повышения конкурентоспособности и упрочения своего места на рынке.
Объект исследования – предприятия малого бизнеса.
Предмет исследования – особенности организации, планирования и управления на предприятиях малого бизнеса.
Цель исследования – изучить особенности организации, планирования и управления на предприятиях малого бизнеса.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать роль малого бизнеса в развитии экономики;
- рассмотреть теорию организации на предприятиях малого бизнеса;
- выявить сущность системного подхода к управлению;
- проанализировать сущность и принципы планирования;
- изучить основные направления организации, планирования и управления в ООО «КеМАЗ»;
- предложить основные направления совершенствования управления в деятельности ООО «КеМАЗ».
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
Устойчивый экономический рост и рост среднедушевого дохода населения - основная тенденция экономического развития большинства развитых стран в последние два столетия. Устойчивому экономическому росту в разных странах присущи некоторые общие черты, главная из которых - резкое увеличение доли сферы услуг при сокращении доли сельского хозяйства и достаточно стабильной доле промышленности в ВВП и связанный с этим рост доли малого бизнеса в ВВП (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Взаимосвязь среднедушевых доходов, доли сферы услуг и предприятий малого бизнеса в ВВП
Страна |
Среднедушевой ВВП, дол. |
Доля сферы услуг в ВВП, % |
Доля малого бизнеса в ВВП, % |
США |
27840 |
73.7 |
51 |
Великобри- Тания |
19533 |
62,6 |
58 |
Германия |
21330 |
63.4 |
64 |
Россия |
6724 |
53,0 |
9.5 |
Такое изменение структуры производства обусловлено реакцией спроса на рост среднедушевого дохода. Известный закон Энгеля гласит,
______________
Россия в цифрах.- М.: Госкомстат России, 1999.
что с ростом доходов спрос на товары первой необходимости (в основном продукты питания) падает, на товары второй необходимости (большая часть промышленных товаров) - растет так же, как и доходы, а спрос на предметы роскоши, большую часть которых составляют товары сферы услуг, неограниченно растет.
Необходимо отметить, что рост доли сферы услуг в экономике России к 1996 г. больше связан с падением выпуска в сфере материального производства, нежели с ростом доходов (в 1990 г. в сфере услуг в России произведено около 23% ВВП).
К началу 2000 г. доля сферы услуг (транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовые учреждения, страховой бизнес, бытовые, деловые и социально-культурные услуги) в ведущих странах мира достигла 62-74% в ВВП, на эти сферы приходится 63-75% общей численности занятых и более 50% общего объема капитальных вложений (без жилищного строительства). Росту доли сферы услуг способствовали современная научно-техническая революция, в результате которой получили быстрое развитие новейшие средства коммуникации, а также приватизация и дерегулирование таких отраслей, как транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги и страхование.
В экономиках большинства стран основная доля малого бизнеса приходится на сферу услуг. В таблице 1.2 приводятся данные об отраслевой структуре малого бизнеса в России (по числу предприятий и объему инвестиций в основной капитал) на 1 января 1999 г.
____________
Мазурова Г В. Малые предприятия в России // Вопросы статистики.-1999.- № 8.-С.12-15.
Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения.-1999.- № 2.-С.23-28.
Таблица 1.2
Отраслевая структура малого бизнеса в России (на 01.01.1999 г.), %
Отрасль |
По числу предприятий |
По объему инвестиций |
Всего |
100 |
100 |
Промышленность и сельское хозяйство |
17,3 |
18,4 |
Строительство |
15.8 |
26,2 |
Услуги |
66,9 |
55,4 |
Развитие малого бизнеса в сфере услуг и строительстве определяется сравнительно небольшим размером стартового капитала для организации дела. По данным Российского агентства по поддержке малого бизнеса, для открытия дела в этих отраслях нужно 3—10 тыс. дол. Государство, поддерживая этот процесс, содействует формированию в стране среднего класса и, соответственно, стабильности политической и экономической ситуации в стране.
При этом можно отметить, что особенно эффективно развивается малый бизнес, нацеленный на реализацию научно-технических проектов. В отраслях, связанных с высокими технологиями, оснащение одного рабочего места в малом бизнесе обходится примерно в 10 тыс. дол, в то время как на одно рабочее место в крупной корпорации требуется не менее 100-150 тыс. дол. Считается, что сегодня в России необходимо обновить 40 млн рабочих мест, и такую задачу не решить без привлечения малого бизнеса.
К основным характеристикам, позволяющим малому бизнесу динамично развиваться, относятся:
- быстрое реагирование на конъюнктуру;
- решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;
- противодействие монополизму в экономике;
- активизация структурной перестройки экономики. Опыт многих стран показывает, что малый бизнес органично вписывается в структуру развитой рыночной экономики, служит необходимым условием ее существования и развития.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании. В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 25% товарооборота, в нем было занято около 40% рабочей силы страны. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
В США малый бизнес производит почти 40% ВВП и обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В Германии за последние десять лет на малых предприятиях (с численностью менее 20 работающих) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тыс.
Значительная роль в стимулировании малых фирм в развитых странах принадлежит бюджетно-налоговой и кредитной политике государства. Для малых фирм устанавливается пониженная ставка налогообложения прибыли. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты своих счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество.
Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ. Так, министерство экономики Германии имеет программу по венчурному капиталу для малого предпринимательства, который на 50% может быть обеспечен правительством. Практикуются также субсидии по исследовательским контрактам с научными институтами и оказывается информационная помощь по линии торгово-промышленной палаты или специальных государственных информационных центров и консалтинговых агентств.
В США помощь малым фирмам предоставляется федеральным правительством, а также крупными компаниями. Осуществляются прямые инвестиции в малый бизнес, оказывается содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге.
В Швеции специфической формой поддержки малого и среднего предпринимательства являются региональные фонды развития. Им разрешается взаимодействовать только с компаниями с численностью работников не более 200 человек. Фонды занимаются подготовкой кадров, консультируют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями и банками. Они также предоставляют кредиты с низкими ставками, дополняющими банковские кредиты. Обычно займы по их линии не превышают 20% стоимости имущества малого предприятия. Технологически сложные проекты кредитуются в размере 50%.
В Великобритании отдельные министерства - торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики - разработали четыре категории программ помощи малому бизнесу:
• программа консультаций для действующих и вновь образующихся фирм. С этой целью создана специальная «Служба малых фирм». Сюда же относятся и региональные программы развития, например «Восточнодевонширская малая промышленность»;
• программы финансовой помощи. Это «Схема грантов» Агентства помощи предприятиям местного значения, представляющего собой ассоциацию около 200 самостоятельных бюро, которые осуществляют финансовую поддержку малых предприятий на региональном уровне. Программа «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую поддержку безработным, намеренным начать свое дело. По программе «Гарантирование кредитов» малым фирмам предоставляется кредит с государственной гарантией;
• программы Службы совершенствования бизнеса стоимостью 40 млн. фунтов стерлингов, действующие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Более 50% ассигнований по этим программам идет на маркетинговые исследования, остальная часть - на профессиональную подготовку занятых в малом бизнесе. В этих программах принимает участие Европейский региональный фонд развития;
• последняя группа программ поощряет экспортную деятельность малых фирм. Осуществляет эти программы специальный орган - «Бюро британской заморской торговли».
Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем государства.
1.2 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
МАЛОГО БИЗНЕСА
Малые предприятия – это вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью работающих до 100 человек.
Рассмотрим, как происходит организация деятельности предприятий малого бизнеса. Существует ряд трактовок термина «организация», что диктует необходимость их осмысления, анализа и обобщения. Еще в 1925 г. в своем фундаментальном труде «Тектология (Всеобщая организационная наука)» А.А.Богданов писал: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей... Всего чаще термин «организовать» — значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства». Но при более глубоком анализе, как отмечал А.А.Богданов, это понятие становится намного шире и относится «не только к человеческим активностям, к рабочей силе, к средствам производства, но и к живой и неживой природе во всех ее проявлениях. Природа — великий первый организатор; и сам человек — лишь одно из ее организованных произведений».
Исходя из этого сущность понятия «организация» в широком смысле можно определить как:
1) «внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением»;
2) «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого»;
3) «объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил».
_________________
Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
Попов А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления // Высшее образование в России.-1995.-№2.-С.64-71.
Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
Если первые два определения взаимодополняют друг друга и характеризуют организацию как всеприродное явление, отражая некоторое состояние и процесс, то последнее имеет более узкое, социальное приложение применительно к человеческим организациям. Таким образом, в самом общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. На рис. 1.1 приведено структурное представление понятия «организация».
|
Рис. 1.1 Структурное представление понятия «организация»
Организация, рассматриваемая в статике, — это некоторое целостное образование (социальное, техническое, физическое, биологическое), имеющее вполне определенную предназначенность. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых или функционирующих природных объектов. Эти процессы могут состоять из целенаправленных действий людей, и тогда можно говорить об организации как функции управления, либо состоять из естественных физических процессов, т. е. иметь самоорганизующее начало.
Организация, рассмотренная в приведенной интерпретации, носит всеобъемлющий характер. Присущие ей проявления находят свое реальное воплощение в творениях человеческих рук (технические, социально-экономические и производственные системы и т. п.) и природы. Со своей стороны и мир природы демонстрирует огромное количество форм и типов организованности, стирая (с организационной точки зрения) грань между живой и неживой ее составляющими. Есть много общего в ведении социального хозяйства у человека и высших насекомых, особенно при разделении общественных и трудовых обязанностей. Много организационных аналогий можно заметить в конструкциях сложных жилищ, создаваемых муравьями, термитами, пчелами, которые отражают общеприродный организационный опыт. Организованность, целесообразный порядок, устойчивость наблюдаются и в строении клетки, и в структуре атома, и в сменяемости времен года, и в поведении планет и звездных галактик, что подтверждает целесообразное обустройство всего мироздания, в котором полная неорганизованность, по сути, не имеет смысла.
Применительно к производственным системам структуру понятия «организация» можно конкретизировать и уточнить с точки зрения содержания компонентов организации и их связей. Для производственных систем организацию в статике необходимо рассматривать шире, не только
___________________
Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева и Л. Э. Миндели, — СПб.: Наука, 1998.
Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.
с точки зрения «упорядочения состояния целого», но и с точки зрения содержания субстанции и ее качества. Важно не только наличие компонентов структуры как таковой, но и их содержание. Без оптимизации уровня содержания и качества компонентов невозможно организовать эффективный процесс по переработке входа системы в ее выход. Аналогично необходимо уточнить и конкретизировать организацию в динамике. Сутью организации производственных систем в динамике являются не процесс ради процесса (это состояние возможно только для природных объектов), а процесс ради достижения цели системы.
И в этом случае "организация" выступает как процесс, функция управления системой по достижению целей производственной системы, ее миссии. Кроме того, применительно к производственным системам организацию следует рассматривать одновременно с двух сторон:
1) с точки зрения субстанции системы, ее структуры и содержания, сути и формы организации как юридического лица;
2) с точки зрения процесса по переработке входа системы в ее выход как функции управления по достижению миссии, целей системы. Субстанцию и процесс следует рассматривать в единстве, они не могут
существовать отдельно друг от друга. Субстанция первична, процесс вторичен. Субстанция без процесса мертва.
Из сделанных выше трех дополнений к понятию «организация» следует, что из теории организации неправомерно выделять в
____________________
Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент/ Пер. с англ. — СПб.: Питер, . 1999.
Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.
самостоятельный подраздел науки теорию организаций как структур. Подобное выделение равносильно рассмотрению товара только с точки зрения потребительной стоимости (качества), без стоимости (точнее — суммарных затрат за жизненный цикл товара).
На основе рассмотренной структуры предлагается следующее определение понятия «организация»: организация — это единство субстанции системы и процесса ее функционирования. Для производственных систем понятие «организация производства» можно конкретизировать следующим образом. Организация производства — единство структуры и содержания системы, ее формы как юридического лица, с одной стороны, и процесса функционирования системы в соответствии с ее миссией по переработке входа системы в ее выход с целью выпуска конкурентоспособного товара — с другой.
Чем мельче организация (как структура) предприятия малого бизнеса, тем ниже будет уровень специализации ее подразделений и выше — универсализм персонала. Для крупных организаций, наоборот, рационально выделение функциональных видов менеджмента и маркетинга.
________________
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 1996.
Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999.
1.3 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ
Большинство работ рассматривают менеджмент как процесс, который подробно отражает управленческие функции, другие рассматривают менеджмент инноваций, третьи – менеджмент в ситуации риска в бизнесе и т.д. Все это не формирует целостного представления о менеджменте.
Применение теории систем к менеджменту позволяет увидеть его в единстве составляющих частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. В управлении теория систем была применена в конце 50-х годов. Современными авторами она рассматривается как способ мышления по отношению к организации и управлению.
Общее определение системы рассматривается как некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свою долю в характеристику целого, приобретающего новые качества, которые не имеют его элементы.
Все элементы взаимосвязаны. Если какой-либо из них выпадает или дает сбой, то и вся система будет функционировать с отклонениями от заданных параметров.
Важно отметить, что социотехнические системы, к которым мы относим предприятия и учреждения, обладают всеми признаками системности.
Эффективный менеджер должен собирать информацию о состоянии и функционировании всех элементов, для того, чтобы на основе анализа выявить проблемы, отклонения в системе и находить необходимые решения.
Применяя системный подход, управляющий может не только синтезировать, но и создавать новые знания для применения в тех или иных ситуациях, что, в конечном счете, позволяет утверждать и ученым, и практикам, что менеджмент не только наука, но и искусство.
Известно, что в управлении система рассматривается как совокупность элементов (блоков, компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, имеющих общие цели и задачи и единый управляющий орган.
Системный подход — это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренней структуры, т. е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.
Исследование сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, установления различий между управлением функционированием системы в заданных условиях и управлением развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданно, норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит прежде
________________
Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК Пресс, 2000.
Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.
Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
всего от числа изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерность или носят случайный характер.
Сущность управления можно рассматривать как совокупность следующих понятий: организации управления, процесса управления информации. На рис.1.2 показаны взаимосвязи этих понятий. Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.
Как видно из рис. 1.2 управление включает в себя три составляющих:
- информацию;
- организацию управления;
- процесс управления.
Информация является важным элементом менеджмента. Без нее – нет эффективного менеджмента. Каждый менеджер должен владеть большим количеством информации для принятия наиболее правильных решений в какой-либо ситуации.
Организация управления включает в себя:
- объекты управления (люди, машины);
- совокупность отношений между элементами системы;
- процесс принятия решений.
Еще одним из важнейших составляющих управления является процесс управления, который подразумевает реализацию функций организации, планирования, мотивации и контроля.
Каждая фyнкция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Рис. 1.2 Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления
В основном выделяют пять функций управления:
- организация;
- планирование;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
Каждая функция представляет собой элемент системы управления и является незаменимой. Одна из этих функций управления – планирование – будет рассмотрена в следующем параграфе.
1.3 Сущность и принципы планирования
Планирование – итеративный процесс определения конкретных действий по развитию учреждения, достижению поставленных целей и распределения для этого ресурсов. Формальным результатом планирования является стратегический, долгосрочный или текущий план, программа, прогноз или модель.
Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка плана; реализация плана. Планы по содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; стратегическими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.
____________________
Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК Пресс, 2000.
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
Наиболее сложным направлением развития экономики является развитие на основе активизации инновационной деятельности, характеризующейся большой неопределенностью. Соответственно и планирование для этих условий будет наиболее сложным, а задачи планирования — наиболее трудно осуществимыми. Приведем основные задачи планирования деятельности предприятий малого бизнеса:
1) выбор оптимальной стратегии предприятий малого бизнеса на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2) обеспечение устойчивости функционирования и развития предприятий малого бизнеса;
3) формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
4) структуризация целей инновационной деятельности;
5) комплексное обеспечение выполнения планов;
6) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
7) координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
8) стимулирование выполнения планов.
К основным принципам планирования относятся:
а) преемственность стратегического и тактического планов;
б) социальная ориентация плана;
в) ранжирование объектов планирования по их важности;
г) адекватность плановых показателей;
________________
Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 1999.
Мильнер Б. 3. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 2000.
Теория организации: Учебник/ Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.
д) согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
е) вариантность плана;
ж) сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
з) экономическая обоснованность плана;
и) автоматизация системы планирования;
к) обеспечение обратной связи системы планирования.
Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования. Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии предприятия малого бизнеса. Число плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии предприятия малого бизнеса.
Чем меньше горизонт планирования, тем больше число плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии предприятия малого бизнеса, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.
Социальная ориентация плана предусматривает решение (наряду с техническими и экономическими проблемами) проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива.
___________________
Круглое М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе предприятия малого бизнеса.
Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.
Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.
Вариантность плана связана с разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение запланированной цели с наименьшими затратами.
Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям предусматривается создание резерва.
Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
Автоматизация системы планирования — один из способов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.
Принцип планирования — обеспечение обратной связи системы планирования — предполагает возможность для исполнителя плана (выход системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.
Применять все рассмотренные принципы планирования очень трудно. Это под силу только крупным фирмам, имеющим квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому число применяемых принципов планирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и оказываемых услуг, положением и устойчивостью фирмы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие:
- сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов);
- повышение качества планов за счет увеличения числа применяемых принципов планирования;
- внедрения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.
_________________
Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г.Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: Изд-во стандартов, 1997.
Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999.
Новицкий Н. И. Основы менеджмента. Организация и планирование производства (Задачи и лабораторные работы). — М.: Финансы и статистика, 1998.
Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
В ООО «КЕМАЗ»
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В ООО «КЕМАЗ»
Общество с ограниченной ответственностью «КеМАЗ» является официальным представителем Минского Автомобильного Завода (МАЗ) в городе Кемерово. Основной вид деятельности ООО«КеМАЗ» - оптовая и розничная торговля запчастями к грузовым автомобилям МАЗ.
ООО «КеМАЗ» является самой большой фирмой в Кузбассе, среди себе подобных, и занимает 85% всей доли рынка. ООО «КеМАЗ» рабатает с разрезами, шахтами, карьерами и т.д.
Организация производства в ООО «КеМАЗ» происходит на стыке менеджмента и маркетинга. Руководство предприятия использует такие виды маркетинга и менеджмента как:
1) стратегический маркетинг, целью которого является достижение нормативов, конкурентоспособности управляемых объектов;
2) тактический маркетинг применяется ООО «КеМАЗ» как деятельность по тактической сегментации рынка, позиционированию товаров, организации рекламы, продвижению и стимулированию сбыта товаров.
3) управление персоналом. Персонал предприятия относительно небольшой, он включает в себя 9 человек, из них:
- один менеджер высшего звена;
- четыре - менеджеры среднего звена;
- пять человек – менеджеры низшего звена.
На данном предприятии происходит тщательный отбор персонала. Вновь поступающие на работу должны заполнить анкету, которая включает в себя вопросы, касающиеся не только профессиональных качеств специалиста, но и его личностные характеристики.
4) финансовый менеджмент. Управление финансами осуществляется руководителем предприятия. Только он распоряжается всеми финансовыми вопросами и осуществляет контроль в этой области.
5) инновационный менеджмент применяется редко, лишь в исключительных случаях, когда требуется быстрое принятие нового неординарного подхода к решению проблем (например, с появлением конкурента).
На практике ООО «КеМАЗ» использует такие методы управления как:
1) методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
2) методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынужден искать обоснованные мотивы для побуждения объекта к выполнению заданий, его воли;
3) методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать метод воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности и тенденции его развития.
Однако, функция планирования в деятельности ООО «КеМАЗ» развита недостаточно. В основном все планы строятся в мыслях руководства и не доходят до других сотрудников. Это порой приводит к непониманию всех элементов деятельности предприятия, к размытости ценностей и в целом к непониманию миссии данной организации.
В связи с тем, что на предприятии «КеМАЗ» почти не применяется такая важная функция управления как планирование, считаем необходимым предложить некоторые рекомендации по данной проблеме, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КЕМАЗ»
К сожалению, жизнь администрации не всегда проходит гладко. Существуют препятствия, которые нужно выявлять, а затем обходить или устранять. Эти трудности могут быть преодолены, если:
1) руководители среднего и низшего звена активно вовлекаются в разработку планов;
2) им дается как можно больше информации об организации и деловой конъюнктуре, так что они могут видеть, каков вклад их отдела в общий план;
3) если специалисты участвуют в процессе планирования, их роль должна быть ясна и понятна менеджерам;
4) менеджеров обучают, чтобы помочь им осуществлять планирование более эффективно.
Работу следует определять в показателях предполагаемых результатах. Следующие вопросы помогут выяснить цель работы:
- Какие результаты хочет получить предприятие от этой работы?
- Если бы предприятие не выполняло ее или если бы этой работы не было, какая была бы разница?
- Кому в самой организации или за ее пределами было бы хуже, если бы этой работы не было?
Предлагается для использования ООО «КеМАЗ» следующая форма плана (Таблица 2.1.)
Процесс разработки плана включает следующие укрупненные работы:
1) изучение проблемы;
2) формирование системы планирования;
3) уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований;
4) разработка управленческого (планового) решения;
5) оформление, согласование и утверждение плана;
6) доведение плановых заданий до исполнителей;
7) координация выполнения плана;
8) учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров;
9) стимулирование выполнения плана. Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций. Например, первый этап требует выполнения следующих операций:
• анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям;
• сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области;
• анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя;
• формирование направлений развития объекта и т. д.
Все планы должны приводить к действию. В противном случае планирование – пустая трата времени. Логический путь к этому прост. Каждому отделу должна быть предоставлена возможность понять и способствовать выполнению стратегического плана, а каждый менеджер должен выработать собственные предложения, вытекающие из этого плана, для своего отдела. Они становятся его целями, которые он должен затем реализовать. Этот процесс должен происходить по всей организации, так что цели самого маленького отдела должны быть связаны с целями всей организации.
Для совершенствования управления в деятельности ООО «КеМАЗ» можно предложить использовать систему «канбан», которая описана в книге Я.Мондена «Тоёта»: Методы эффективного управления».
Итак, система «канбан» является информационной системой, которая регулирует производство необходимой продукции в нужном количестве и в необходимое время на каждом этапе производства как на заводах фирмы, так и на фирмах-поставщиках. Такая организация производства известна как производство по принципу «точно вовремя».
Производство по принципу «точно вовремя» фирмы «Тоёта» является методом приспособления к изменениям в производственном процессе в результате сбоев на линии или изменения спроса на выпускаемую продукцию. Этот принцип обеспечивает производство необходимой продукции в нужное время и в нужном количестве. Первым требованием к системе является обеспечение на всех этапах производства точной информации о количестве изделий и времени, отводимых на каждую производственную операцию. Для того чтобы выполнить эти требования при обычной системе управления производством, составляются различные производственные графики для всех этапов производственного процесса — как для изготовления узлов и агрегатов, так и для сборочного конвейера. В этом случае используется так называемая система «выталкивания», т.е. детали изготавливаются в соответствии с графиком, поступая по мере готовности от предшествующей стадии процесса производства к последующей. Однако в этом случае трудно быстро перестроиться при сбоях в каких-то технологических процессах или при изменении спроса. При традиционных методах управления пришлось бы изменять на протяжении месяца неоднократно производственные графики для всех технологических стадий одновременно, что часто затруднительно. При такой системе у фирмы должны быть материальные запасы на всех стадиях производства для того, чтобы предотвратить сбои и приспособиться к изменениям спроса. Поэтому такая система ведет к созданию внутренних материальных запасов между различными технологическими этапами, что приводит к замораживанию материальных средств, установлению излишнего оборудования и привлечению дополнительных рабочих при смене модификаций или моделей автомобиля.
Напротив, система «Тоёта» является революционной по своему содержанию в том смысле, что детали «вытягиваются» на каждую последующую стадию с предшествующей по мере необходимости. Эта система движения комплектующих изделий называется системой «вытягивания». Поскольку только на сборочном конвейере становится точно известно штучное, т. е. необходимое для изготовления одного изделия время и количество необходимых узлов и агрегатов, именно с этой линии направляется тара за деталями нужной номенклатуры на предшествующие участки. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество восполняется. И так по всей линии на каждом участке необходимые детали или материалы «вытягиваются» с предшествующего участка.
Таким образом, нет необходимости в течение месяца составлять производственные графики одновременно для всех технологических стадий. Вместо этого только на сборочном конвейере должно быть известно об изменениях графика его работы. Для того чтобы информировать все производственные участки о штучном времени и размере партии продукции, фирма «Тоёта» использует систему «канбан».
Заключение
В заключении можно отметить, что малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъективной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной макроперестройки и обеспечении прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и снимает другие проявления социального напряжения.
В жизни любого предприятия малого бизнеса важнейшую роль играет организация, планирование и управление его деятельности. Организация подразумевает внутреннюю согласованность и взаимосвязь всех процессов и явлений, происходящих на предприятии.
Особая роль в управлении организацией принадлежит системному подходу. Управление следует рассматривать как совокупность двух понятий – организации управления и процесса управления информации.
Одним из важнейших показателей деятельности предприятий малого бизнеса является планирование. В задачи планирования входят: выбор оптимальной стратегии предприятия; обеспечение стабильности функционирования и возможности дальнейшего развития; формирования комплекса мероприятий, обеспечивающих выполнение планов и т.д.
Результаты исследования по предприятию малого бизнеса – ООО «КеМАЗ» показали, что данная фирма в основном использует такие понятия как организация и управление деятельностью предприятия. «КеМАЗ» применяет в своей деятельности – стратегический и тактический маркетинг; финансовый и инновационный менеджмент; управление персоналом.
Данное предприятие использует следующие методы управления: метод принуждения, побуждения, убеждения.
ООО «КеМАЗ» не используется планирование деятельности, поэтому в работе были предложены некоторые рекомендации по данной проблеме.
В целом можно сказать, что развитие малого предпринимательства в будущем будет зависеть от следующих условий:
1) формирования благоприятного предпринимательского климата;
2) скорейшего и резкого снижения налоговой нагрузки;
3) концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малого предпринимательства;
4) налаживания межведоственной координации;
5) активизации потребительского спроса и постепенного преодоления доминирующего консервативного типа потребительского поведения.
Список литературы
1. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 1999.
2. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения.-1999.- № 2.-С.23-28.
3. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева и Л. Э. Миндели, — СПб.: Наука, 1998.
4. Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент/ Пер. с англ. — СПб.: Питер, . 1999.
6. Круглое М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
7. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 1996.
8. Мазурова Г В. Малые предприятия в России // Вопросы статистики.-1999.- № 8.-С.12-15.
9. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. - М.: ФБК Пресс, 2000.
10. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г.Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: Изд-во стандартов, 1997.
11. Мильнер Б. 3. Теория организации. — М.: ИНФРА-М, 2000.
Монден Я. «Тоёта»: Методы эффективного управления.-М.:Экономика, 1989.-288с.
12. Новицкий Н. И. Основы менеджмента. Организация и планирование производства (Задачи и лабораторные работы). — М.: Финансы и статистика, 1998.
13. Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 1999.
14. Попов А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления // Высшее образование в России.-1995.-№2.-С.64-71.
15. Россия в цифрах.- М.: Госкомстат России, 1999.
16. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
17. Теория организации: Учебник/ Под ред. В. Г. Алиева. — М.: Луч, 1999.
18. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.
19. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
20. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учебник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.
21. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 1999.
22. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
23. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000.
24. Хиценко В. Новый подход к менеджменту // Вопросы экономики.-1993.-№2.-С.16-24.
25. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкйля, В. А. Швандара. 2-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.