Оглавление

Введение                                                                                                        3

1. Организация региональной торговли и принципы

    ее построения                                                                                            4

2. Тенденции развития оптово-торговых посреднических

     структур                                                                                                    9

3. Обеспечение государственной поддержки развития

     региональной торговли                                                                          12

Заключение                                                                                                  15

Список литературы                                                                                     16

                                                 Введение

Любая специализация производственно-хозяйственной деятельности, в особенности на товарном рынке, предполагает необходимость обмена; всякое пространственное разделение требует возможности перемещения; дифференциация свойств товара и вида услуг вызывает необходимость установления связи, передачи информации, изменения технологии производства. В этом сущность региональной торговли.

В связи с этими процессами происходящими в региональной торговли,  возрастает роль посредничества. Для жестко регулируемой системы распределения ресурсов и продуктов производства было характерно преуменьшение значения посредничества. Оно представлялось как паразитическое явление.

В рыночной экономике положение меняется, и сам процесс регулирования экономики во многом переносится в область посредничества. Тем не менее, сегодня государство продолжает играть существенную роль в регулировании торгово-экономических процессов.

1.  Организация региональной торговли и принципы

ее построения

Сегодня назрела необходимость формирования нацио­нальной концепции развития инфраструктуры. Формиро­вание инфраструктуры регионального товарного рынка яв­ляется важнейшей задачей институциональных изменений в экономике большинства регионов страны и федерации в целом [3, 5].

Ее создание требует методических проработок по форми­рованию основ региональной системы инфраструктурного обеспечения товарных рынков на основе системной концеп­ции их инфраструктурного обеспечения (рис. 1).

В мировой практике все чаще связывают указанные мотивационные действия фирмы с воззрениями Т.Эггертсона. считающего, что любая фирма есть совокупность контрак­тов нескольких соучредителей (владельцев), заключивших двусторонние договоры с третьей стороной с целью мини­мизации «трансакционных издержек и максимизации со­вместно вложенных активов». Реализация конечной цели воплощается в практической плоскости хозяйствования через повышение прибыльности, расширение сегментов рынка, модификацию продукции, развитие сервиса, повы­шение качественных параметров и пр.

Общие интересы фирмы конкретизируются в повышении прибыльности и ускорении оборота товаров, но они должны переплетаться с

 

                           

 

        Рис. 1 Инфраструктурное обеспечение товарных рынков на  уровне региональных оптово-распределительных образований

интересами потребителей и административных структур региона, города. Учет  интересов  собственников  акций  может  быть  вторичен  или    вообще

отсутствовать так как управленческие цели фирмы и цели собственников редко совпадают.

Рассматривая поблочно инфраструктурный комплекс товарного рынка и хозяйственные институты экономики необходимо выделить следующие структурные элементы каждого из них.

Производители: - потребности потребителей, воплощенные в продукт;  материально-сырьевые ресурсы, обеспечивающие процесс производства;        - финансово кредитные ресурсы; коммуникационное обеспечение; - кадровое обеспечение; - заказы-контракты на производство продукта; - услуги, дополняющие продукт [3, 6].

Рыночная инфраструктура.

1. Торгово-посреднический комплекс, включающий в себя оптовое и розничное звено торговли: - товарные склады и складские комплексы — накопители третьего уровня; - мелкооптовые базы и магазины-склады — накопите­ли второго уровня; - торговая сеть первого уровня.

2. Посредническо-распределительный комплекс: - товарные биржи; - торговые дома; - оптовые ярмарки, аукционы и выставки-продажи то­варов; - фирмы, занимающиеся посредничеством во внешней торговле.

3. Сервисный комплекс: - сервисные центры в разрезе отраслевой направленно­сти (авто-, аграрной и пр.); - предприятия по оказанию производственных услуг; - предприятия по производству и ремонту тары;      - лизинговые фирмы; - пункты аренды недвижимости; - транспортно-экспедиционные фирмы; - структуры по сбору и переработке вторичных ресур­сов и отходов производства.

4. Рекламно-информационный и аналитический комп­лекс:               - региональные информационные центры; - маркетинговые исследовательские центры; - аудиторские центры и фирмы; - рекламные фирмы.

Потребители: - приобретение товаров, услуг; - обратная информационная связь и формирование за­казов на производство и обслуживание; -  денежное обеспечение.

Многоуровневый характер построения инфраструктурных элементов товарного рынка позволит повысить эффектив­ность функционирования институтов хозяйствования на основе комплексного вовлечения различных элементов инфраструктуры в обслуживание процесса товародвижения. В то же время реализация концепции потребует определения продуктовых границ товарного рынка (или, другими словами, разработки перечня товаров-заменителей). Для этого должны быть разработаны или скорректированы [5, 6]:

• классификаторы товарной номенклатуры (ТН ВЭД, ОКП, ОКДП);

• ГОСТы на все виды товарной продукции (товарные словари, рекламные проспекты);

• порядок проведения товароведческой экспертизы и пр.;

• порядок проведения постоянного маркетингового ана­лиза структуры и объемов товарного рынка, в том числе:

1) по составу и численности поставщиков, действую­щих на региональном рынке;

2) по определению параметров реализации продукции каждым поставщиком в общем объеме реализации (расчет коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Хиршмана);

3) по анализу показателей, отражающих качествен­ный состав товарного рынка по:

— отсутствию или наличию «входных» и «вы­ходных» барьеров для реальных и потенци­альных конкурентов, особенно местных то­варопроизводителей;

— открытости рынка для межрегиональной и международной торговли;

• высокоэффективные мероприятия по контролю за доступом к инфраструктуре товарного рынка;

• экономическое пространство, обеспечивающее такое его состояние, при котором выделение элементов ин­фраструктуры (ее продукции и услуг) от самого пре­доставления услуг не привело бы к неэффективности ее функционирования и, возможно, к монополизму.

           2. Тенденции развития оптово-торговых посреднических структур

До последнего времени в экономической науке существовало достаточно упрощенное представление о месте и значении посредничества в экономической жизни общества: «Торговое посредничество – содействие заключению сделок между продавцом и покупателем товара или совершение сделок по поручению третьих лиц в интересах продавца и покупателя»[7].

Оптовое посредничество средствами производства отра­жает процессы, условно обозначенные как «второе действие», оптовое посредничество предметами потребления — как «пер­вое действие». Поэтому можно определить функции опто­вого посредничества: внутренняя настройка производства, настройка производства на потребление. Последовательнос­ти событий по гармонизации связей производства и потреб­ления, условно определенные как «действия», означают пе­редачу регулятивных сигналов экономической системы, которые представляют собой ценовую информацию, следо­вательно, в более прикладном аспекте, оптовое посредниче­ство можно охарактеризовать и как механизм, посредством которого осуществляется сбалансированность оптовых и розничных цен как внутри отраслей, так и между сферами производства.

Теория доказывает, что любая форма посреднической де­ятельности направлена на формирование системы хозяй­ственных (производственных, финансовых, ссудных и пр.) взаимоотношений между субъектами хозяйствования, т. е. на установление хозяйственных связей с какими-либо клас­сификационными (организационными, экономическими, юридическими) ограничителями по их действию. Такими ограничителями могут быть временные параметры, отрасле­вые, межотраслевые и межрегиональные критерии, экономи­ческая эффективность и пр.

В посредничестве существует большое разнообразие его форм и видов посредников. Рассмотрим наиболее распространенные виды посредников[4]:

- агент — лицо, уполномоченное другим лицом действовать от его имени. Генеральный агент — лицо, которому даны пол­номочия вести дела своего патрона, относящиеся к определен­ной сфере деятельности. Специальный агент — лицо, которое выполняет действия по поручению патрона, которые не входят в его обычные профессиональные обязанности;

- брокер — агент, который сводит две стороны и дает воз­можность заключить контракт. Его вознаграждение представ­ляет собой комиссию (куртаж), которая рассчитывается как процент от суммы, фигурирующей в контракте;

- дилер — лицо, которое заключает от своего имени сделки, выступая в роли принципала на фондовой бирже, товарный коммерсант в отличие от брокера или агента;

- джоббер — дилер, который на свой страх и риск самостоя­тельно покупает и продает товары;

- дистрибьютор — независимый посредник или один из це­почки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потре­бителей;

- маклер — работник биржи, ведущий торги на бирже.

В экономике реализация хозяйственных связей между контрагентами рынка объективно требует какого-либо ин­струментария, механизма, приводящего в действие весь комплекс мер, в частности, в сфере товарного обращения, к пользе для общества и отдельных его функционеров. Та­ким механизмом является посредничество в различных его организационно-экономических формах на основе хозяй­ственных связей. Хозяйственные связи отождествляют ре­альное движение продукции на рынке, оказание различных услуг, формируя фактически «кровеносную систему эконо­мического организма страны».

3. Обеспечение государственной поддержки развития

 региональной торговли

Государственная поддержка развития региональной торговли заключается в следующем [4]:

1. Государственное регулирование экономики, которое осуществляется по следующим направлениям:

- регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;

- регулирование пропорций воспроизводства;

- разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей;

- установление социальных, гуманитарных, экологических норм;

- нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги;

- введение стандартов качества продукции и услуг и т.д.

2. Сертификация  продукции и услуг.

Закон РФ «О сертификации  продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. №5151-1 установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации [1, 4].

Согласно ст.1 данного Закона целями сертификации являются:

- создание условий для деятельности предприятий на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя и т.д.

3. Государственная защита прав потребителей.

Государственная защита прав потребителей закреплена Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (ред. от 9 января 1996г. №2-ФЗ) [2, 4].

Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказание услуг, выполнение работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.

Таким образом, эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспече­ние социальных приоритетов с точки зрения общественного развития могут быть достигнуты путем регулирования процес­сов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.

Регулирование товарного обращения осуществляется в фор­ме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управления вклю­чительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.

                                        Заключение

В ходе исследования было выяснено, что организация региональной торговли представляет собой сложный многогранный процесс. На организацию региональной торговли оказывают влияние: производители; рыночная инфраструктура (торгово-посреднический комплекс; посредническо-распределительный комплекс; сервисный комплекс); потребители и т.д.

В настоящее время прослеживается тенденция развития торгового посредничества, которое направлено на формирование системы хозяйственных взаимоотношений между различными субъектами хозяйствования. Наиболее известные виды посредников – агент, брокер, дилер, джоббер, дистрибьютор, маклер.

Несмотря на кажущееся самоуправление региональной инфраструктурой, нельзя исключать воздействие государства на нее. Государство в лице уполномоченных на это органов призвана координировать деятельность по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке.

                                     Список литературы

1. Закон РФ «О сертификации  продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. №5151-1

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (ред. от 9 января 1996г. №2-ФЗ).

3. Орешин В.П. Планирование производственной инфраструктуры: комплексный подход.-М., 1986.-358с.

4. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Г.В. Плеханова.- М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.

5. Федко В.П. Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы.-Ростов н/Д, 1998.-С.17-18.

6. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка.-Ростов н/Д: Феникс, 2000.-512с.

7. Экономика  и организация  деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.