Оглавление
Введение 3
1. Организация региональной торговли и принципы
ее построения 4
2. Тенденции развития оптово-торговых посреднических
структур 9
3. Обеспечение государственной поддержки развития
региональной торговли 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Любая специализация производственно-хозяйственной деятельности, в особенности на товарном рынке, предполагает необходимость обмена; всякое пространственное разделение требует возможности перемещения; дифференциация свойств товара и вида услуг вызывает необходимость установления связи, передачи информации, изменения технологии производства. В этом сущность региональной торговли.
В связи с этими процессами происходящими в региональной торговли, возрастает роль посредничества. Для жестко регулируемой системы распределения ресурсов и продуктов производства было характерно преуменьшение значения посредничества. Оно представлялось как паразитическое явление.
В рыночной экономике положение меняется, и сам процесс регулирования экономики во многом переносится в область посредничества. Тем не менее, сегодня государство продолжает играть существенную роль в регулировании торгово-экономических процессов.
1. Организация региональной торговли и принципы
ее построения
Сегодня назрела необходимость формирования национальной концепции развития инфраструктуры. Формирование инфраструктуры регионального товарного рынка является важнейшей задачей институциональных изменений в экономике большинства регионов страны и федерации в целом [3, 5].
Ее создание требует методических проработок по формированию основ региональной системы инфраструктурного обеспечения товарных рынков на основе системной концепции их инфраструктурного обеспечения (рис. 1).
В мировой практике все чаще связывают указанные мотивационные действия фирмы с воззрениями Т.Эггертсона. считающего, что любая фирма есть совокупность контрактов нескольких соучредителей (владельцев), заключивших двусторонние договоры с третьей стороной с целью минимизации «трансакционных издержек и максимизации совместно вложенных активов». Реализация конечной цели воплощается в практической плоскости хозяйствования через повышение прибыльности, расширение сегментов рынка, модификацию продукции, развитие сервиса, повышение качественных параметров и пр.
Общие интересы фирмы конкретизируются в повышении прибыльности и ускорении оборота товаров, но они должны переплетаться с
Рис. 1 Инфраструктурное обеспечение товарных рынков на уровне региональных оптово-распределительных образований
интересами потребителей и административных структур региона, города. Учет интересов собственников акций может быть вторичен или вообще
отсутствовать так как управленческие цели фирмы и цели собственников редко совпадают.
Рассматривая поблочно инфраструктурный комплекс товарного рынка и хозяйственные институты экономики необходимо выделить следующие структурные элементы каждого из них.
Производители: - потребности потребителей, воплощенные в продукт; материально-сырьевые ресурсы, обеспечивающие процесс производства; - финансово кредитные ресурсы; коммуникационное обеспечение; - кадровое обеспечение; - заказы-контракты на производство продукта; - услуги, дополняющие продукт [3, 6].
Рыночная инфраструктура.
1. Торгово-посреднический комплекс, включающий в себя оптовое и розничное звено торговли: - товарные склады и складские комплексы — накопители третьего уровня; - мелкооптовые базы и магазины-склады — накопители второго уровня; - торговая сеть первого уровня.
2. Посредническо-распределительный комплекс: - товарные биржи; - торговые дома; - оптовые ярмарки, аукционы и выставки-продажи товаров; - фирмы, занимающиеся посредничеством во внешней торговле.
3. Сервисный комплекс: - сервисные центры в разрезе отраслевой направленности (авто-, аграрной и пр.); - предприятия по оказанию производственных услуг; - предприятия по производству и ремонту тары; - лизинговые фирмы; - пункты аренды недвижимости; - транспортно-экспедиционные фирмы; - структуры по сбору и переработке вторичных ресурсов и отходов производства.
4. Рекламно-информационный и аналитический комплекс: - региональные информационные центры; - маркетинговые исследовательские центры; - аудиторские центры и фирмы; - рекламные фирмы.
Потребители: - приобретение товаров, услуг; - обратная информационная связь и формирование заказов на производство и обслуживание; - денежное обеспечение.
Многоуровневый характер построения инфраструктурных элементов товарного рынка позволит повысить эффективность функционирования институтов хозяйствования на основе комплексного вовлечения различных элементов инфраструктуры в обслуживание процесса товародвижения. В то же время реализация концепции потребует определения продуктовых границ товарного рынка (или, другими словами, разработки перечня товаров-заменителей). Для этого должны быть разработаны или скорректированы [5, 6]:
• классификаторы товарной номенклатуры (ТН ВЭД, ОКП, ОКДП);
• ГОСТы на все виды товарной продукции (товарные словари, рекламные проспекты);
• порядок проведения товароведческой экспертизы и пр.;
• порядок проведения постоянного маркетингового анализа структуры и объемов товарного рынка, в том числе:
1) по составу и численности поставщиков, действующих на региональном рынке;
2) по определению параметров реализации продукции каждым поставщиком в общем объеме реализации (расчет коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Хиршмана);
3) по анализу показателей, отражающих качественный состав товарного рынка по:
— отсутствию или наличию «входных» и «выходных» барьеров для реальных и потенциальных конкурентов, особенно местных товаропроизводителей;
— открытости рынка для межрегиональной и международной торговли;
• высокоэффективные мероприятия по контролю за доступом к инфраструктуре товарного рынка;
• экономическое пространство, обеспечивающее такое его состояние, при котором выделение элементов инфраструктуры (ее продукции и услуг) от самого предоставления услуг не привело бы к неэффективности ее функционирования и, возможно, к монополизму.
2. Тенденции развития оптово-торговых посреднических структур
До последнего времени в экономической науке существовало достаточно упрощенное представление о месте и значении посредничества в экономической жизни общества: «Торговое посредничество – содействие заключению сделок между продавцом и покупателем товара или совершение сделок по поручению третьих лиц в интересах продавца и покупателя»[7].
Оптовое посредничество средствами производства отражает процессы, условно обозначенные как «второе действие», оптовое посредничество предметами потребления — как «первое действие». Поэтому можно определить функции оптового посредничества: внутренняя настройка производства, настройка производства на потребление. Последовательности событий по гармонизации связей производства и потребления, условно определенные как «действия», означают передачу регулятивных сигналов экономической системы, которые представляют собой ценовую информацию, следовательно, в более прикладном аспекте, оптовое посредничество можно охарактеризовать и как механизм, посредством которого осуществляется сбалансированность оптовых и розничных цен как внутри отраслей, так и между сферами производства.
Теория доказывает, что любая форма посреднической деятельности направлена на формирование системы хозяйственных (производственных, финансовых, ссудных и пр.) взаимоотношений между субъектами хозяйствования, т. е. на установление хозяйственных связей с какими-либо классификационными (организационными, экономическими, юридическими) ограничителями по их действию. Такими ограничителями могут быть временные параметры, отраслевые, межотраслевые и межрегиональные критерии, экономическая эффективность и пр.
В посредничестве существует большое разнообразие его форм и видов посредников. Рассмотрим наиболее распространенные виды посредников[4]:
- агент — лицо, уполномоченное другим лицом действовать от его имени. Генеральный агент — лицо, которому даны полномочия вести дела своего патрона, относящиеся к определенной сфере деятельности. Специальный агент — лицо, которое выполняет действия по поручению патрона, которые не входят в его обычные профессиональные обязанности;
- брокер — агент, который сводит две стороны и дает возможность заключить контракт. Его вознаграждение представляет собой комиссию (куртаж), которая рассчитывается как процент от суммы, фигурирующей в контракте;
- дилер — лицо, которое заключает от своего имени сделки, выступая в роли принципала на фондовой бирже, товарный коммерсант в отличие от брокера или агента;
- джоббер — дилер, который на свой страх и риск самостоятельно покупает и продает товары;
- дистрибьютор — независимый посредник или один из цепочки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потребителей;
- маклер — работник биржи, ведущий торги на бирже.
В экономике реализация хозяйственных связей между контрагентами рынка объективно требует какого-либо инструментария, механизма, приводящего в действие весь комплекс мер, в частности, в сфере товарного обращения, к пользе для общества и отдельных его функционеров. Таким механизмом является посредничество в различных его организационно-экономических формах на основе хозяйственных связей. Хозяйственные связи отождествляют реальное движение продукции на рынке, оказание различных услуг, формируя фактически «кровеносную систему экономического организма страны».
3. Обеспечение государственной поддержки развития
региональной торговли
Государственная поддержка развития региональной торговли заключается в следующем [4]:
1. Государственное регулирование экономики, которое осуществляется по следующим направлениям:
- регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;
- регулирование пропорций воспроизводства;
- разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей;
- установление социальных, гуманитарных, экологических норм;
- нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги;
- введение стандартов качества продукции и услуг и т.д.
2. Сертификация продукции и услуг.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. №5151-1 установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации [1, 4].
Согласно ст.1 данного Закона целями сертификации являются:
- создание условий для деятельности предприятий на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
- защита потребителя от недобросовестности изготовителя и т.д.
3. Государственная защита прав потребителей.
Государственная защита прав потребителей закреплена Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (ред. от 9 января 1996г. №2-ФЗ) [2, 4].
Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказание услуг, выполнение работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.
Таким образом, эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечение социальных приоритетов с точки зрения общественного развития могут быть достигнуты путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.
Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управления включительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что организация региональной торговли представляет собой сложный многогранный процесс. На организацию региональной торговли оказывают влияние: производители; рыночная инфраструктура (торгово-посреднический комплекс; посредническо-распределительный комплекс; сервисный комплекс); потребители и т.д.
В настоящее время прослеживается тенденция развития торгового посредничества, которое направлено на формирование системы хозяйственных взаимоотношений между различными субъектами хозяйствования. Наиболее известные виды посредников – агент, брокер, дилер, джоббер, дистрибьютор, маклер.
Несмотря на кажущееся самоуправление региональной инфраструктурой, нельзя исключать воздействие государства на нее. Государство в лице уполномоченных на это органов призвана координировать деятельность по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке.
Список литературы
1. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. №5151-1
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (ред. от 9 января 1996г. №2-ФЗ).
3. Орешин В.П. Планирование производственной инфраструктуры: комплексный подход.-М., 1986.-358с.
4. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Г.В. Плеханова.- М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
5. Федко В.П. Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы.-Ростов н/Д, 1998.-С.17-18.
6. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка.-Ростов н/Д: Феникс, 2000.-512с.
7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.