Оглавление

Введение                                                                                                        3

1. Бюджетный учет, его предмет и метод                                                   4

2. Объект бюджетного учета. Начисление и кассовые доходы.

     Кассовые и фактические расходы                                                          7

3. Бюджетная  классификация  и  ее  значение  в

    организации аналитического учета доходов и расходов

   бюджета                                                                                                      9

Заключение                                                                                                  15

Список литературы                                                                                     16

Введение

Экономический строй любого государства может основываться только на двух организационных началах: объективном, которое заложено в экономических законах, и субъективном, которое несет в себе руководящий орган. Объективное начало заложено в экономике, имеющей терминологическое определение «рыночное», а субъективное основывается на планово-директивных методах управления экономикой.

Рыночная экономика значительно усилила роль финансов в функционировании предприятий и определила для них новое место в системе хозяйствования. В структуру финансового механизма сегодня входят пять элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Все пять элементов проявляются в образовании и использовании денежных фордов, которые требуют постоянного соизмерения их размеров. Осуществляется такое измерение по средством бюджетного учета.

Эволюция и динамика общества в условиях рыночной системы хозяйствования постоянно требуют совершенствования способов, методик ведения бюджетного учета, оценки отдельных видов имущества, состава и содержания бюджетной отчетности.

1. Бюджетный учет, его предмет и метод

Когда люди слышат термин "бюджет", они обычно думают о жест­ких ограничениях в расходовании денег. Бюджет - это план расходов на будущий период времени в числовом выражении. Эти числа обычно обозначают деньги, но они также могут относиться к количеству энергии или количеству используемых лент принтера, времени, людей и т. п.

Фактически каждый руководитель несет какую-то ответственность за бюджет, потому что бюджет есть план выделения ресурсов. Без бюдже­тов не было бы способа следить за тем, сколько израсходовано денег по сравнению с тем, сколько денег имеется в наличии.

Таким образом, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Задачи бюджетного учета [1, 3]:

1) формирование полной и достоверной информации  о хозяйственных и финансовых процессах, результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

2) контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами РФ, сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;

3) контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;

4) предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности;

5) подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми и другими структурами;

6) формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;

7) определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Предмет бюджетного учета – имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции или услуг, а также результаты деятельности предприятия.

Метод бюджетного учета - ведение бюджетного учета посредством использования различных способов и приемов.

Существуют следующие методы бюджетного учета [1, 5]:

1. Документация и инвентаризация.

Документация - первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местаx их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственных процессом.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуральном виде данным  бюджетного учета. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бюджетного учета и сохранности имущества.

Инвентаризации подлежат о/с, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты и т.д. Проводится в определенные сроки, при смене материально-ответственных лиц, по требованию аудиторов, налоговых органов и т.д.

2. Система счетов и двойная запись – это прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бюджетном учете осуществляется системой счетов с применением метода двойной записи.

Счет - экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и о хозяйственных операциях.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бюджетного учета, при котором эти операции записываются в 2-х счетах бюджетного учета в равных суммах.

3. Оценка и калькуляция

Оценка - способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

В целях сопоставимости оценки имущества и его источников (для отражения в балансе), она должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением уста­новленных положений и правил оценки (например, действующими нормативными документами установлено, что в бюджетном балансе о/с показываются по остаточной стоимости с указанием их первоначальной стоимости и износа о/с. Нематериальные  активы также показаны по остаточной стоимости с указанием их первоначальной стоимости и износа. Производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления и т.д.).

Калькуляция (как элемент бюджетного учета) - способ группировки затрат и определения себестоимости.

4. Бюджетный  баланс и отчетность

Отчетность предприятия – система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени.

2.  Объект бюджетного учета. Начисление и кассовые доходы.

Кассовые и фактические расходы

Объектами бюджетного учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе ее деятельности.

Для того чтобы оперативно отслеживать соответствие расходо­вания бюджетных средств утвержденным в смете лимитам, в бюд­жетном бухгалтерском учете введены понятия кассовых расходов и фактических расходов.

Кассовый расход — это операция по списанию средств со счета органа казначейства или кредитной организации в оплату приня­тых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета [2].

Кассовый доход (в противовес кассовому расходу) – это операция по начислению средств на счет организации, его получающей.

Фактический расход — это операция по оприходованию (постановке на учет) материальных ценностей, работ, услуг, приобретенных за счет бюджетных средств.

Cумма кассовых расходов не всегда будет равна сумме фактических расходов. Различие в объемах произведенных кассовых и фактических расход может сложиться и на конец отчетного периода. Сумма кассовых расходов будет больше суммы фактических расходов в том случае если продукция, работы, услуги учреждением оплачены, но не поставлены на баланс. И напротив, сумма фактических расходов будет превышать сумму кассовых расходов, если учреждение имеет кредиторскую задолженность перед поставщиком продукции (работ, услуг) [5].

Необходимо отметить, что по одним статьям экономической клас­сификации сумма кассовых расходов может превышать сумму фак­тических расходов, а по другим статьям — сумма фактически расходов может превышать сумму кассовых расходов. Итоговые же суммы кассовых и фактических расходов за отчетный период могут быть одинаковыми.

3.  Бюджетная  классификация  и  ее  значение  в организации аналитического учета доходов и расходов бюджета

Бюджеты можно классифицировать многими способами. Например, бюджет иногда называют стабильным или гибким бюджетом. Стабильный бюджет допускает расходы, основанные на одноразовом ассигновании. Подразделению организации выдается фиксированная сумма денег, кото­рой должно хватить на весь бюджетный период. Гибкий бюджет допуска­ет изменения в расходовании ресурсов в зависимости от изменения характера деятельности. При гибком бюджете, например, методический отдел получил бы повышенный бюджет на телефонные переговоры, если отдел увеличил свою программу телемаркетинга. Любой тип бюджета мо­жет быть классифицирован как стабильный или как гибкий. Существуют следующие 4 типа бюджета [4].

1. Доходно-расходный бюджет.

2. Бюджеты времени, производственных мощностей, материальных ресурсов, материалов и продукции.

3. Бюджет капиталовложений.

4. Бюджет наличных средств.

Бюджет доходов и расходов анализирует планы доходов и произ­водственных расходов в денежном выражении. Это наиболее используе­мый и понятный вид бюджета.

Бюджет ло услугам, используемый учреждениями культуры, является бюджетом доходов и расходов. Он прогнозирует реализацию услуг и про­дукции и определяет расходы на определенный период времени. Многие организации пользуются месячными бюджетами. Месячные бюджеты затем превращаются в квартальные, полугодовые и годовые бюджеты.

Большинство бюджетов доходов и расходов делят расходы на при­емлемое число категорий. Оперативные бюджеты содержат статьи, отра­жающие многие текущие расходы, связанные с деятельностью организа­ции. Наиболее крупные текущие расходы включают заработную плату, премии, коммунальные расходы, командировки, эксплуатацию здания и оборудования. Мелкие текущие расходы включают деловые приемы, подарки работникам и представителям других учреждений, расходы на канцелярские принадлежности, благотворительные взносы и пособия на поездки администрации. Необходимо уделять внимание четкой фикса­ции этих расходов, так как многие организации не имеют точной инфор­мации о расходах.

Бюджеты времени, производственных мощностей, материалов и про­дукции отражают расходы скорее физические, чем денежные величины. В какой-то момент эти расходы могут быть переведены в денежные едини­цы. Например, число используемых ксерокопий может быть заменено сто­имостью этих ксерокопий. Возможные расходы в виде физических величин имеют большой смысл для целей контроля. Часто работнику легче побеспо­коиться о количестве используемого материала, чем о его стоимости.

Бюджеты времени, производственных мощностей, продуктов часто используются для таких бюджетных статей, как рабочее время, машино-часы, квадратные метры производственных помещений, количество ис­пользуемых лесоматериалов, топлива и производственных единиц продук­ции. Категория "производственные единицы продукции" отличается от дру­гих. Она обозначает продукцию, которая будет продана. Время, произ­водственные площади и материалы - это все расходные статьи.

Бюджеты капиталовложений - это планы по расходу денег на то, что необходимо для развития учреждения культуры. Капиталовложения обычно считаются главными расходами и связаны с долгосрочными планами. Капиталовложения обозначают деньги, расходуемые на здания, машины, оборудование и другие основные материальные ресурсы. В типичной бюд­жетной системе покупка машины для автоклуба будет включена в бюджет капиталовложений. Ежемесячная оплата почтовых услуг почтовому ведом­ству по доставке почты относится к текущим расходам.

Бюджет наличных средств - это прогнозы наличных денежных по­ступлений и платежей. Они сравниваются с фактическими расходами. Наличный бюджет - это важная мера контроля, так как он отражает спо­собность учреждения удовлетворять обязательства по наличным средствам. Многие фирмы, которые работают на полную мощность, (к примеру, в практике ресторана с избыточным числом посетителей) все-таки могут стать банкротами, имея настолько большие расходы, что даже производ­ство, работающее на полную мощность, не может получить достаточно доходов, чтобы покрыть расходы. Типичной проблемой является то, что фирма одолжила столько денег, что почти невозможным является получе­ние прибыли в виде наличных денег. Основные платежи по процентам, по займам поглощают большую часть наличных поступлений [3, 4].

Бюджет наличных средств выполняет еще одну важную функцию. Он показывает количество наличных средств, имеющихся в распоряжении для вклада в доходные мероприятия. Краткосрочное вложение излишка на­личных средств - это вложения в акции, облигации и валютно-биржевые фонды. Долгосрочное вложение - это вложение наличных средств в не­движимость или приобретение еще одной компании. Альтернативным дол­госрочным вложением излишка наличных средств может стать вложение в расширение бизнеса.

Бюджеты вписываются в процесс контроля. Планиру­емые расходы сравниваются с фактическими расходами, и предприни­маются корректирующие действия, если отклонение значительно. Бюд­жет, как инструмент контроля, показан в таблице 3.1. Например, владе­лец ночного клуба и ресторана, ситуация № , оперирует месячным бюд­жетом. Владелец

Таблица 3.1

Бюджет доходов и расходов ночного клуба и ресторана на март

Статья

Бюджет

Фактически

Свыше

Ниже

Доходы

40000

425000

2500

-

Зарплата

18500

18500

-

-

Продукты

10000

10000

-

500

Напитки

8750

9000

250

-

Рента и комунальные услуги

1500

1500

-

-

Отчислено на реконструкцию

650

650

-

-

Прочие

100

250

150

-

Итого:

40000

39900

2900

500

запланировал доход в марте в размере 40000 долла­ров. фактический доход составил 40500, положительное сальдо, одна­ко, не настолько велико, чтобы владелец изменил сумму запланирован­ного дохода на апрель. Расходы составили на 100 долларов меньше, чем запланировано, и это положительное сальдо владелец считает не­значительным. Короче, производственные показатели на фоне бюджетных выглядят хорошо. Никакие коррективные действия не будут предпри­няты на основе показаний марта.

Итог бюджета: доходы превышают бюджет на 2 500 долларов, рас­ходы ниже бюджетных на 100 долларов.

Однако владелец ночного клуба и ресторана, возможно, допускает ошибку в бюджете, которую нужно будет исправить в будущем. Две ста­тьи расхода, продукты и напитки, необходимо поместить в гибкий бюд­жет. Обе статьи расходов меняются в прямой зависимости от продаж.

Более современным способом использования бюджета с целью кон­троля является коэффициент валового дохода, выражаемый разностью между доходом от реализации и себестоимостью проданных товаров, поделенной на доход от реализации. Доход от реализации - себестои­мость проданных товаров:

                                           КВД = (Д – С) / Д

Целью использования этого коэффициента является определение общей суммы денег, необходимых для покрытия текущих расходов и получения прибыли. Если показатели значительно отклоняются от намечен­ной нормы, то должны быть предприняты коррективные действия.

Допустим, владелец ночного клуба решил, что должен получить ко­эффициент валового дохода в размере 10%. На март цифровые показате­ли выглядят следующим образом:

Коэффициент валового дохода =  (42500 – 39900) / 42500 = 2500 / 42500 = 0,6

На основании финансового коэффициента валовой прибыли можно сделать вывод о том, что состояние бизнеса хуже планируемого. Можно сказать, что планы владельца нереальны: коэффициент валового дохода в 6% в бизнесе ночного клуба - это прекрасно. Если владелец находит этот коэффициент недостаточным, он должен найти способы увеличить дохо­ды, снизить расходы или сделать и то, и другое. Владелец может оповес­тить служащих о специальном поощрении или повышении по службе за предложения по получению дополнительных доходов. Эта мера может принести дополнительные доходы, которые превышают дополнительные расходы, вызванные повышением по службе.

Заключение

В заключении можно отметить следующее: бюджетный учет является необходимым для каждого функционирующего предприятия. Он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации.

Предметом бюджетного учета является имущество предприятия и его движение, а также результаты деятельности предприятия. В свою очередь метод бюджетного учета представляет собой ведение бюджетного учета по средством использования различных способов и приемов. Это может быть: документация и инвентаризация; система счетов и двойная запись; оценка и калькуляция; бюджетный баланс и отчетность.

Бюджеты можно классифицировать по-разному. Бюджеты бывают следующих видов – доходно-расходный; бюджет времени; капиталовложений и т.д.

Бюджетный учет позволяет формировать полную достоверную информацию о хозяйственных и финансовых процессов предприятия; контролировать формирование и использование источников для создания имущества предприятия; определять финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта и т.д. В целом бюджетный учет, особенно правильно организованный, способствует успешному развитию деятельности предприятия, благодаря четкой и по детальной оценки всех доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Список литературы

1. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии.-Новосибирск, «Экор», 1995.-182с.

2. Кондапов Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 1998.-346с.

3. Настольная книга бухгалтера / Сост. В.Н.Прудников.-В 3т.-Т.1.-М.:ИНФРА-М, 1995.-С.85.

4. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-268с.

5. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: практическое пособие.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2001.-360с.