Оглавление
Введение 3
1. Бюджетный учет, его предмет и метод 4
2. Объект бюджетного учета. Начисление и кассовые доходы.
Кассовые и фактические расходы 7
3. Бюджетная классификация и ее значение в
организации аналитического учета доходов и расходов
бюджета 9
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Экономический строй любого государства может основываться только на двух организационных началах: объективном, которое заложено в экономических законах, и субъективном, которое несет в себе руководящий орган. Объективное начало заложено в экономике, имеющей терминологическое определение «рыночное», а субъективное основывается на планово-директивных методах управления экономикой.
Рыночная экономика значительно усилила роль финансов в функционировании предприятий и определила для них новое место в системе хозяйствования. В структуру финансового механизма сегодня входят пять элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Все пять элементов проявляются в образовании и использовании денежных фордов, которые требуют постоянного соизмерения их размеров. Осуществляется такое измерение по средством бюджетного учета.
Эволюция и динамика общества в условиях рыночной системы хозяйствования постоянно требуют совершенствования способов, методик ведения бюджетного учета, оценки отдельных видов имущества, состава и содержания бюджетной отчетности.
1. Бюджетный учет, его предмет и метод
Когда люди слышат термин "бюджет", они обычно думают о жестких ограничениях в расходовании денег. Бюджет - это план расходов на будущий период времени в числовом выражении. Эти числа обычно обозначают деньги, но они также могут относиться к количеству энергии или количеству используемых лент принтера, времени, людей и т. п.
Фактически каждый руководитель несет какую-то ответственность за бюджет, потому что бюджет есть план выделения ресурсов. Без бюджетов не было бы способа следить за тем, сколько израсходовано денег по сравнению с тем, сколько денег имеется в наличии.
Таким образом, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Задачи бюджетного учета [1, 3]:
1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;
2) контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами РФ, сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;
3) контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;
4) предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности;
5) подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми и другими структурами;
6) формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;
7) определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Предмет бюджетного учета – имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения, производства и реализации продукции или услуг, а также результаты деятельности предприятия.
Метод бюджетного учета - ведение бюджетного учета посредством использования различных способов и приемов.
Существуют следующие методы бюджетного учета [1, 5]:
1. Документация и инвентаризация.
Документация - первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местаx их совершения. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственных процессом.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуральном виде данным бюджетного учета. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бюджетного учета и сохранности имущества.
Инвентаризации подлежат о/с, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты и т.д. Проводится в определенные сроки, при смене материально-ответственных лиц, по требованию аудиторов, налоговых органов и т.д.
2. Система счетов и двойная запись – это прием, означающий, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бюджетном учете осуществляется системой счетов с применением метода двойной записи.
Счет - экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования и о хозяйственных операциях.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бюджетного учета, при котором эти операции записываются в 2-х счетах бюджетного учета в равных суммах.
3. Оценка и калькуляция
Оценка - способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.
В целях сопоставимости оценки имущества и его источников (для отражения в балансе), она должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки (например, действующими нормативными документами установлено, что в бюджетном балансе о/с показываются по остаточной стоимости с указанием их первоначальной стоимости и износа о/с. Нематериальные активы также показаны по остаточной стоимости с указанием их первоначальной стоимости и износа. Производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления и т.д.).
Калькуляция (как элемент бюджетного учета) - способ группировки затрат и определения себестоимости.
4. Бюджетный баланс и отчетность
Отчетность предприятия – система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени.
2. Объект бюджетного учета. Начисление и кассовые доходы.
Кассовые и фактические расходы
Объектами бюджетного учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организацией в процессе ее деятельности.
Для того чтобы оперативно отслеживать соответствие расходования бюджетных средств утвержденным в смете лимитам, в бюджетном бухгалтерском учете введены понятия кассовых расходов и фактических расходов.
Кассовый расход — это операция по списанию средств со счета органа казначейства или кредитной организации в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета [2].
Кассовый доход (в противовес кассовому расходу) – это операция по начислению средств на счет организации, его получающей.
Фактический расход — это операция по оприходованию (постановке на учет) материальных ценностей, работ, услуг, приобретенных за счет бюджетных средств.
Cумма кассовых расходов не всегда будет равна сумме фактических расходов. Различие в объемах произведенных кассовых и фактических расход может сложиться и на конец отчетного периода. Сумма кассовых расходов будет больше суммы фактических расходов в том случае если продукция, работы, услуги учреждением оплачены, но не поставлены на баланс. И напротив, сумма фактических расходов будет превышать сумму кассовых расходов, если учреждение имеет кредиторскую задолженность перед поставщиком продукции (работ, услуг) [5].
Необходимо отметить, что по одним статьям экономической классификации сумма кассовых расходов может превышать сумму фактических расходов, а по другим статьям — сумма фактически расходов может превышать сумму кассовых расходов. Итоговые же суммы кассовых и фактических расходов за отчетный период могут быть одинаковыми.
3. Бюджетная классификация и ее значение в организации аналитического учета доходов и расходов бюджета
Бюджеты можно классифицировать многими способами. Например, бюджет иногда называют стабильным или гибким бюджетом. Стабильный бюджет допускает расходы, основанные на одноразовом ассигновании. Подразделению организации выдается фиксированная сумма денег, которой должно хватить на весь бюджетный период. Гибкий бюджет допускает изменения в расходовании ресурсов в зависимости от изменения характера деятельности. При гибком бюджете, например, методический отдел получил бы повышенный бюджет на телефонные переговоры, если отдел увеличил свою программу телемаркетинга. Любой тип бюджета может быть классифицирован как стабильный или как гибкий. Существуют следующие 4 типа бюджета [4].
1. Доходно-расходный бюджет.
2. Бюджеты времени, производственных мощностей, материальных ресурсов, материалов и продукции.
3. Бюджет капиталовложений.
4. Бюджет наличных средств.
Бюджет доходов и расходов анализирует планы доходов и производственных расходов в денежном выражении. Это наиболее используемый и понятный вид бюджета.
Бюджет ло услугам, используемый учреждениями культуры, является бюджетом доходов и расходов. Он прогнозирует реализацию услуг и продукции и определяет расходы на определенный период времени. Многие организации пользуются месячными бюджетами. Месячные бюджеты затем превращаются в квартальные, полугодовые и годовые бюджеты.
Большинство бюджетов доходов и расходов делят расходы на приемлемое число категорий. Оперативные бюджеты содержат статьи, отражающие многие текущие расходы, связанные с деятельностью организации. Наиболее крупные текущие расходы включают заработную плату, премии, коммунальные расходы, командировки, эксплуатацию здания и оборудования. Мелкие текущие расходы включают деловые приемы, подарки работникам и представителям других учреждений, расходы на канцелярские принадлежности, благотворительные взносы и пособия на поездки администрации. Необходимо уделять внимание четкой фиксации этих расходов, так как многие организации не имеют точной информации о расходах.
Бюджеты времени, производственных мощностей, материалов и продукции отражают расходы скорее физические, чем денежные величины. В какой-то момент эти расходы могут быть переведены в денежные единицы. Например, число используемых ксерокопий может быть заменено стоимостью этих ксерокопий. Возможные расходы в виде физических величин имеют большой смысл для целей контроля. Часто работнику легче побеспокоиться о количестве используемого материала, чем о его стоимости.
Бюджеты времени, производственных мощностей, продуктов часто используются для таких бюджетных статей, как рабочее время, машино-часы, квадратные метры производственных помещений, количество используемых лесоматериалов, топлива и производственных единиц продукции. Категория "производственные единицы продукции" отличается от других. Она обозначает продукцию, которая будет продана. Время, производственные площади и материалы - это все расходные статьи.
Бюджеты капиталовложений - это планы по расходу денег на то, что необходимо для развития учреждения культуры. Капиталовложения обычно считаются главными расходами и связаны с долгосрочными планами. Капиталовложения обозначают деньги, расходуемые на здания, машины, оборудование и другие основные материальные ресурсы. В типичной бюджетной системе покупка машины для автоклуба будет включена в бюджет капиталовложений. Ежемесячная оплата почтовых услуг почтовому ведомству по доставке почты относится к текущим расходам.
Бюджет наличных средств - это прогнозы наличных денежных поступлений и платежей. Они сравниваются с фактическими расходами. Наличный бюджет - это важная мера контроля, так как он отражает способность учреждения удовлетворять обязательства по наличным средствам. Многие фирмы, которые работают на полную мощность, (к примеру, в практике ресторана с избыточным числом посетителей) все-таки могут стать банкротами, имея настолько большие расходы, что даже производство, работающее на полную мощность, не может получить достаточно доходов, чтобы покрыть расходы. Типичной проблемой является то, что фирма одолжила столько денег, что почти невозможным является получение прибыли в виде наличных денег. Основные платежи по процентам, по займам поглощают большую часть наличных поступлений [3, 4].
Бюджет наличных средств выполняет еще одну важную функцию. Он показывает количество наличных средств, имеющихся в распоряжении для вклада в доходные мероприятия. Краткосрочное вложение излишка наличных средств - это вложения в акции, облигации и валютно-биржевые фонды. Долгосрочное вложение - это вложение наличных средств в недвижимость или приобретение еще одной компании. Альтернативным долгосрочным вложением излишка наличных средств может стать вложение в расширение бизнеса.
Бюджеты вписываются в процесс контроля. Планируемые расходы сравниваются с фактическими расходами, и предпринимаются корректирующие действия, если отклонение значительно. Бюджет, как инструмент контроля, показан в таблице 3.1. Например, владелец ночного клуба и ресторана, ситуация № , оперирует месячным бюджетом. Владелец
Таблица 3.1
Бюджет доходов и расходов ночного клуба и ресторана на март
Статья |
Бюджет |
Фактически |
Свыше |
Ниже |
Доходы |
40000 |
425000 |
2500 |
- |
Зарплата |
18500 |
18500 |
- |
- |
Продукты |
10000 |
10000 |
- |
500 |
Напитки |
8750 |
9000 |
250 |
- |
Рента и комунальные услуги |
1500 |
1500 |
- |
- |
Отчислено на реконструкцию |
650 |
650 |
- |
- |
Прочие |
100 |
250 |
150 |
- |
Итого: |
40000 |
39900 |
2900 |
500 |
запланировал доход в марте в размере 40000 долларов. фактический доход составил 40500, положительное сальдо, однако, не настолько велико, чтобы владелец изменил сумму запланированного дохода на апрель. Расходы составили на 100 долларов меньше, чем запланировано, и это положительное сальдо владелец считает незначительным. Короче, производственные показатели на фоне бюджетных выглядят хорошо. Никакие коррективные действия не будут предприняты на основе показаний марта.
Итог бюджета: доходы превышают бюджет на 2 500 долларов, расходы ниже бюджетных на 100 долларов.
Однако владелец ночного клуба и ресторана, возможно, допускает ошибку в бюджете, которую нужно будет исправить в будущем. Две статьи расхода, продукты и напитки, необходимо поместить в гибкий бюджет. Обе статьи расходов меняются в прямой зависимости от продаж.
Более современным способом использования бюджета с целью контроля является коэффициент валового дохода, выражаемый разностью между доходом от реализации и себестоимостью проданных товаров, поделенной на доход от реализации. Доход от реализации - себестоимость проданных товаров:
КВД = (Д – С) / Д
Целью использования этого коэффициента является определение общей суммы денег, необходимых для покрытия текущих расходов и получения прибыли. Если показатели значительно отклоняются от намеченной нормы, то должны быть предприняты коррективные действия.
Допустим, владелец ночного клуба решил, что должен получить коэффициент валового дохода в размере 10%. На март цифровые показатели выглядят следующим образом:
Коэффициент валового дохода = (42500 – 39900) / 42500 = 2500 / 42500 = 0,6
На основании финансового коэффициента валовой прибыли можно сделать вывод о том, что состояние бизнеса хуже планируемого. Можно сказать, что планы владельца нереальны: коэффициент валового дохода в 6% в бизнесе ночного клуба - это прекрасно. Если владелец находит этот коэффициент недостаточным, он должен найти способы увеличить доходы, снизить расходы или сделать и то, и другое. Владелец может оповестить служащих о специальном поощрении или повышении по службе за предложения по получению дополнительных доходов. Эта мера может принести дополнительные доходы, которые превышают дополнительные расходы, вызванные повышением по службе.
Заключение
В заключении можно отметить следующее: бюджетный учет является необходимым для каждого функционирующего предприятия. Он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации.
Предметом бюджетного учета является имущество предприятия и его движение, а также результаты деятельности предприятия. В свою очередь метод бюджетного учета представляет собой ведение бюджетного учета по средством использования различных способов и приемов. Это может быть: документация и инвентаризация; система счетов и двойная запись; оценка и калькуляция; бюджетный баланс и отчетность.
Бюджеты можно классифицировать по-разному. Бюджеты бывают следующих видов – доходно-расходный; бюджет времени; капиталовложений и т.д.
Бюджетный учет позволяет формировать полную достоверную информацию о хозяйственных и финансовых процессов предприятия; контролировать формирование и использование источников для создания имущества предприятия; определять финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта и т.д. В целом бюджетный учет, особенно правильно организованный, способствует успешному развитию деятельности предприятия, благодаря четкой и по детальной оценки всех доходов и расходов хозяйствующего субъекта.
Список литературы
1. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии.-Новосибирск, «Экор», 1995.-182с.
2. Кондапов Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 1998.-346с.
3. Настольная книга бухгалтера / Сост. В.Н.Прудников.-В 3т.-Т.1.-М.:ИНФРА-М, 1995.-С.85.
4. Рудич Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-268с.
5. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: практическое пособие.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2001.-360с.