Оглавление

         Введение                                                                                                             3

         Глава 1 Особая роль государства в регулировании экономики                     5

          1.1. Государственное регулирование экономики:

                  сущность и теоретические взгляды на него                          5

          1.2. Место государства в рыночной экономике                         10

Глава 2 Характеристика государственного регулирования

             экономики                                                                                           14     

           2.1. Функции государственного регулирования                                 14

           2.2. Инструменты, методы и формы государственного                

                 регулирования                                                                      18

Заключение                                                                                             22

Список литературы                                                                                23

Введение

В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся к пониманию того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Объект исследования – государственное регулирование экономики.

Предмет исследования – основные пути государственного регулирования экономики.

Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.

Задачи исследования:

- изучить сущность  государственного регулирования экономики;

- рассмотреть теоретические взгляды на государственное регулирование;

- проанализировать  место государства в рыночной экономике;

- изучить функции государственного регулирования;

- рассмотреть инструменты, методы и формы государственного                  регулирования.

                

Глава 1 Особая роль государства в регулировании экономики

1.1. Государственное регулирование экономики: сущность и теоретические взгляды на него

Термин «регулирование» происходит от латинского regulare – устраивать, приводить в порядок. Регулирование в общеизвестном смысле слова означает упорядочение, приведение в должное состояние [8, 11].

Если говорить о государственном регулировании, то в свете вышеизложенного оно означает воздействие государства на определенные стороны экономики с целью возвращения системы в состояние равновесия [6].

В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства. Представители меркантилизма – первой экономической школы – стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты отечественной промышленности. Физиократы – не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность [1, 12].

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это не эффективно. Представители классической школы А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

Логика неоклассиков подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика невмешательства. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государство может только нанести вред ее эффективному функционированию [8, 20].

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических,  социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М.Кейнс. Его модель государственного регулирования позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

Однако примерно с начала 70-х годов ХХ в. начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, высокий уровень инфляции. В обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории «экономики предложения» [2, 13].

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики, при этом защищают тезис «конкуренция везде – где можно, государство – где необходимо». Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни – централизованное руководство, сопряженное с принуждением, добровольное сотрудничество индивидов – метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы  признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение.

Сторонники теории «экономики предложения» считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства [8, 14].

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [3].

Можно выделить основные направления государственного регулирования [1, 3]:

1. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. К нему относятся законодательная защита прав собственника, предпринимателей и предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов о предприятиях, банках и акционерных обществах и др.

2. Стабилизация макроэкономических колебаний путем проведения антициклической политики. Во время кризисов и депрессий государство стимулирует спрос на товары и услуги. В периоды же длительного и быстрого подъема экономики задача государственного регулирования – затормозить рост спроса, чтобы сократить перепроизводство товаров.

3. Регулирование занятости – поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу.

4. Регулирование денежного обращения (борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики).

5. Регулирование платежного баланса (путем воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышения и понижения курсов национальных валют, торговой политики и участия в международной экономической  интеграции). Состояние платежного баланса является объективным показателем уровня развития экономики.

1.2. Место государства в рыночной экономике

Рыночная экономика – сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономике на более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению:

- финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств;

- охраны правопорядка и занятости;

- нормативных отношений с другими государствами;

- организации национальной обороны и т.д. [15, 17]

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработице. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации [19].

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением.

Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по:

- сферам действия рынка и государства;

- функциям государственного управления;

- формам и методам государственного вмешательства.

Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства [4, 9].

Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии [14, 20].

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Увеличение коллективных расходов – это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разбухание» государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, с другой – с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм, которые будут рассмотрены в следующей главе.

Глава 2 Характеристика государственного регулирования           экономики

2.1. Функции государственного регулирования

Роли государства в экономике страны проявляется через его функции. Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. В этих целях государство стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки [7, 22].

Особо следует выделить функции обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия [9, 21]. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д. [5, 23]

Сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство, обязано влияет на цену, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы [10, 16].

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Оно определяет права и формы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребление, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.

В развитом рыночном хозяйстве правовая основа должна представлять собой целую систему взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного экономического регулирования [6].

В рыночной экономике государства является главным гарантом сохранения улучшения окружающей среды.

Перечень функций государства этим не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивается свободу предпринимательства, законность и порядок хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие ифраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице и т.д.

В последние время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества – ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

 Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

2.2. Инструменты, методы и формы государственного регулирования

Рассматривая теоретическую систематизацию инструментов государственного регулирования, необходимо отметить, что все они тесно взаимосвязаны между собой. С точки зрения уровня государственного воздействия на экономику все инструменты можно подразделить на инструменты [18]:

- микрорегулирования;

- макрорегулирования;

- интеррегулирования.

С точки зрения воздействия государства на экономические процессы в обществе экономической истории известны следующие формы [14]:

- законодательная (правовая);

- административно-институциональная;

- социально-экономического регулирования.

В свою очередь форма социально-экономического регулирования подразделяется на виды регулирования:

1) бюджетно-налоговое;

2) кредитно-денежное;

3) валютное;

4) внешнеторговое [8, 11].

Следует заметить, что каждая из этих форм используется как в отдельности, так и различных сочетаниях. Их выбор зависит не столько от экономической материи, сколько от политической организации общества, традиций, целей и задач, решаемых тем или иным обществом, его руководством на каждом конкретном историческом этапе [2, 4].

Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. При этом следует отметить, что каждой из форм присущ свой набор методов, их различные комбинации, образующие механизм воздействия государства на экономику (в целом формы и методы государственного регулирования представлены в таблице 2.1.). Например, законодательная форма является наивысшей формой воздействия государства на экономику. Она представляет собой совокупность законов и механизмов их принятия и осуществления, государственных институтов, занимающихся и тем и другим .

На нынешнем этапе развития рыночных систем в промышленно развитых странах законодательная форма сочетается с административной и экономической.

Методы государственного регулирования классифицируют по различным критериям. Различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях     государства.    В    качестве    примера   можно назвать размер

            Таблица 2.1.

Формы и методы государственного регулирования

Формы государственного регулирования

Методы

1. Законодательная (правовая)

Конституция, законодательные акты

2.Административно-институциональная форма

2.1.Административно-экономическая

2.2.Организационно-административная

Централизованное планирование, ценообразование им финансирование, хозрасчет, система централизованных экономических нормативов.

Прямые административные указания, установления жестких правил субординации, инструкций, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной (корпоративной) системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и т.п.

3. Форма социально-экономического регулирования

3.1. Бюджетно-налоговая

3.2. Кредитно-денежная

3.3. Валютное регулирование

3.4.Внешнеторговое регулиро- вание

Государственный бюджет, налоги, государственные расходы, субсидии, субвенции, льготы, трансферты, приватизация.

Учетная ставка процента, норма процента по кредитам и депозитам, открытые рыночные операции, норма резервирования, избирательный контроль за кредитом.

Девальвация валюты, ревальвация валюты, стерилизация, «плавающий» валютный курс.

Экспортные субсидии, таможенные тарифы, демпинговая торговля, условно-беспошлинный ввоз и вывоз товаров, организация выставок, ярмарок, согласование экономической политики.

налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики [15, 20].

В современных условиях интернационализации и регионализации хозяйственной жизни государственное регулирование движется от макрорегулирования через внешнеэкономическое регулирование валютно-кредитной сферы и торговли, согласование политики государств к единой наднациональной организации.

Заключение

         В ходе исследования было выяснено, что в обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования на ряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики. Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов и т.д.

         В современных условиях любая развитая рыночная экономика является, по сути, экономикой смешанной уже в силу существования на ряду со свободным предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве.

Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Сегодня перед государством в области его регулирования экономики стоят следующие задачи: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;  антимонопольное регулирование;  проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов.

 

Список литературы

1. Брагинский С.В., Певзнер А.Я. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления.-М., 1991.-С.101-167.

2. Браунинг П. Современные экономические теории – буржуазные концепции.-М.,1987.-С.67-108.

3. Долан Э., Линсдей Д. Рынок: микроэкономическая модель.-Спб., 1992.-С.189-231.

4.      Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег.-М., 1978.-С.34-90.

5. Клюня В.Л., Роговский И.Т. Основы экономической теории: Практикум для студентов университета.- Мн.; БГУ, 1999.-342с.

6. Курс экономической теории / Под ред. А.Н.Тура, М.И.Плотницкого.-Мн., 1998.-С.88-110.

7. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.-Киров, 1998.-С.66-97.

8. Лампер Х. Социальная рыночная  экономика.-М., 1993.-С.44-89.

9. Лемешевский И.М. Теория национальной экономики.-Мн., 1993.-487с.

10. Майнбурд Е. Введение в историю экономической мысли.-М., 1997.-255с.

11. Маршалл А. Принципы политической экономики.-М., 1983.-С.6-17.

12. Микро-, Макроэкономика. Практикум / Под ред. Ю.Н.Огибина.-Спб, 1994.-289с.

13. Миль Дж.С. Основы политической экономии.-М., 1981.-С.97-145.

14. Мэнкью Г. Макроэкономика.-М., 1994.-467с.

15. Основы рыночной экономики / Под ред. В.Д. Камаева и Б.И.Домненко.-М., 1991.-С.70-111.

16. Основы экономической теории / Под ред. В.Л.Клюни.-Мн., ТетраСистем, 1998.-236с.

17. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход.-М., 1996.-233с.

18. Туроу Л., Хейлброннер Р. Экономика для всех.-М., 1987.-412с.

19. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П.Николаевой.-М.: «Проспект», 2000.-448с.

20. Экономическая тория: учеб. пособие / В.Л.Клюня, И.В.Новикова, М.Л.Зеленкевич и др.; Под общ. ред. В.Л.Клюни, И.В.Новиковой.-Мн.: ТетраСистемс, 2001.- 400с.

21. Кошанов А., Ибрагимова И. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики // Вопросы экономик.-1992.-№7.

22. Никитин С.М. Финансы, кредит и денежное обращение // Деньги и кредит.-1992.-№12.

23. Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию // Российский экономический журнал.-1992.-№4.