Оглавление
Введение 3
1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты 4
2. Теоретические вопросы монетарной политики 13
3. Современная кредитно-банковская система. Создание денег
банковской системой 18
4. Ориентиры развития денежно-финансовой системы 27
Заключение 31
Список литературы 32
Введение
Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов. Большинство современных экономистов рассматривают денежно-кредитную (монетарную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидуумов.
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте ресльного объема ВНП. Эта цель достигается с помошью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики. В этой связи актуальность рассматриваемой темы очевидна.
Объект исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.
Предмет исследования – теоретические основы и современное сосотояние монетарной политики России.
Цель исследования – изучить теоретические основы и современное сосотояние монетарной политики России.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- проанализировать теоретические вопросы монетарной политики;
- рассмотреть современную кредитно-банковскую систему;
- проанализировать перспективы развития денежно-финансовой системы.
1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей [14].
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной стайки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
1. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами). В современной практике рыночного хозяйствования основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом pынкe - это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять, либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.
Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (тон части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Отметим, что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков. Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.
Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бумаг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем самым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (уменьшить количество денег в обращении).
Для этого он начинает активно продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населению. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.
Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на спои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Центральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, уменьшая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.
Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Продажа же населению облигаций на 1000 тыс. руб. при норме обязательных резервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1000 тыс. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.
В обоих рассмотренных выше случаях получается одинаковый конечный результат - при продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.
В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.
Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег [13].
Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.
Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.
С одной стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого банка увеличивает и фактические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1000 тыс. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1000 тыс. руб. увеличивает фактические резервы банковской системы на 1000 тыс. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.
В обоих случаях получается одинаковый конечный результат -при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появлению 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.
Таким образом, покупая государственные ценные бумаги. Центральный банк увеличивает предложение денег.
Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа [15].
2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредитно-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.
Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, снизанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.
Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке [3; 13].
Повышая учетную ставку. Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.
Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.
3. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.
Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.
Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение [9; 13; 15].
Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.
Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.
4. Политике дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.
Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка [12].
Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.
Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.
В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики [13].
Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей а денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.
2. Теоретические вопросы монетарной политики
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег (монетаристская теория), изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Долгие годы среди экономистов ведутся дискуссии, обусловленные двумя различными подходами к теории денег модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современной количественной теорией денег (монетаризмом) - с другой.
И кейнсианцы, и моиетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов, — сам уровень предложения денег.
Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
1. Рыночная экономика внутри себя представляет неустойчивую систему с многими «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе монетарную политику.
2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение в денежном предложении является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликационный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
3. Основное теоретическое уравнение, на котором базируются кейнсианцы:
ВНП = С + I + G + NX,
где С - потребительские расходы населения; I - инвестиции; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX - чистый экспорт.
4. Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП велика. Центральный банк при проведении монетарной политики должен, обладать большой информацией (например, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, насколько изменится величина ВНП) [4].
Наращивание денежного предложения вообще чревато многими негативными последствиями, например экономика может оказаться в так называемой «ликвидной ловушке». Эту ситуацию провоцирует значительное увеличение денежного предложения, когда процентная ставка снижается до критически низкого уровня, приближаясь к минимальному, что означает исключительно высокое предпочтение ликвидности. Предложение денег продолжает увеличиваться, но процентная ставка уже не реагирует на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Но если ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
5. В связи с вышеизложенным заметим, что кейнсианцы считают монетарную политику не столь сильно действенным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.
6. Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер (инфляция нужна экономике, так как она дополнительный генератор эффективного спроса) [4; 8].
Но ведь нет гарантий того, что инфляция не выйдет из-под контроля государства. Например, можно смоделировать такую ситуацию: с целью последующего роста объема производства увеличено денежное предложение. Однако между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами существует определенный временной лаг. Мгновенной реакцией рынка на увеличение денежного предложения будет рост цен на товары и услуги. Покупатель адаптируется к повышенным ценам, но у него возникает и адаптивное ожидание, и, соответственно, повышенный спрос, связанный с предполагаемый дальнейшим ростом цен. Поэтому первой реакцией потребителя на появившиеся новые товары будет повышенный спрос на них, и, как следствие, будет продолжаться рост цен.
Рассмотрим монетаристский подход. В целом, в 70-х гг. наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке возобладало сначала неоклассическое направление, а затем - монетаризм. Главный теоретик монетаризма - известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М.Фридмен.
В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:
1. Монетаризм базируется на. убеждении, что рыночная экономика это внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства правительства в экономику. Это вмешательство надо свести к минимуму.
2. Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег (правда, с некоторым опозданием), поэтому монетаризм делает упор на деньги.
3. .Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: М х V= P х Q, но если И.Фишер делает упор на взаимосвязь денежного феномена с ценами, то М.Фридмен увязывает динамику денежного фактора с номинальным ВНП.
Поскольку произведение P х Q - это фактически номинальный ВНП, то уравнение можно представить как:
ВНП
М = -------- .
V
4. Монетаристы утверждают, что величина V стабильна, т. е. практически не меняется в, краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде меняется плавно, и эти изменения легко предсказуемы. Кроме того, при изменении денежного предложения V не меняется.
5. Но если V стабильна, то фактор денег можно записать с определенным коэффициентом k, тогда
k x М = ВНП,
следовательно, денежное предложение - это решающий фактор, который влияет на изменения ВНП.
6. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния скрыт. М.Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
М.Фридмен отмечал, что каждый человек привыкает к определенной структуре активов: соотношению денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают покупать любые реальные и финансовые активы (а не только облигации, как представляют кейнсиацы). Совокупный спрос возрастает и в конечном счете приводит к росту номинального ВНП.
7. Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М.Фридмена:
М = Р + Y,
где М - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; Y - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период, %; Р -среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % [4].
Среднегодовой темп ожидаемой инфляции подсчитывается по так называемой «сент-луисской модели», а именно - из совокупного уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т. п. Полученная разность - это величина так называемой ожидаемой инфляции.
Монетарное правило М.Фридмена активно стало применяться с 1975 г. в Англии и США (тэтчеризм и рейганомика), в так называемой политике таргетиррвания, т. е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении. Денежное правило М.Фридмена предполагает стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3-5 % в год. В случае нарушения денежного правила, при темпе денежных вливаний в экономику свыше 3-5 % в год будет происходить раскручивание инфляции, а если, темп вливаний будет ниже 3-5%, то темп прироста ВНП будет падать [7].
В заключение отметим, что современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтетическую модель, базирующуюся и на кейнсианских, и на монетаристскйх подходах, а также учитывают и иные точки зрения, существующие в теории денег, выбирая рациональное в каждой из них.
В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде и от воздействия на процент в целях быстрого экономического маневрирования.
3. Современная кредитно-банковская система. Создание денег
банковской системой
В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны не лежать без движения, а аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики.
Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок денежно-кредитных ресурсов. Ведущая роль последнего означает усиление роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством.
Кредит (лат. creditum - ссуда, долг) - сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссуды и называется нормой процента.
Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотного капитала, фонда развития производства предприятий [2].
Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он необходим прежде всего как эластичный механизм перелива капитала (перераспределения денежных ресурсов) между отдельными предприятиями, отраслями и территориями. В этом качестве кредит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция активно используется государством в регулировании производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществления инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит позволяет ввести в обращение кредитные деньги (банкноты) и осуществлять кредитные операции (безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и сократить издержки обращения. В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.
В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг, фарфейтинг, траст.
Лизинг - это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.
Факторинг - это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.
Фарфейтинг - это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1-5 лет.
Траст - это операции по управлению капиталом клиентов [5].
Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые компании, население, различные общественные организации.
Кредитная система - это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности. Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупности так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита [2].
В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.
Первый уровень банковской системы РФ занимает Центральный банк Российской Федерации. Он является государственным учреждением и находится в исключительной федеральной собственности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфляцией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии. Он выполняет следующие функции: эмиссия национальных денежных знаков, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ; регулирование величины предложения денег; общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства; предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора в последней инстанции; выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управление счетами правительства, расчетно-кассовое обслуживание государственных институтов и учреждений; осуществление зарубежных финансовых операций; регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных методов воздействия па активы банков: политика учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов: регламентация валютного обращения в стране и контроль за валютными операциями экономических субъектов.
Второй уровень банковской системы - это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; прием вкладов на выдачу кредитов; посредничество в платежах; купля-продажа ценных бумаг; размещение государственных займов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. В качестве инвесторов коммерческие банки могут вкладывать деньги в облигации и другие ценные бумаги [10].
Банк - кредитно-денежный институт, занимающийся привлечением и размещением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также корреспондентских счетов.
Банковский процент является своеобразной ценой кредита. Его величина зависит от соотношения спроса и предложения на денежном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждой кредитной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. По степени риска устанавливается размер той части процента, которая является как бы платой за риск. Риски различаются в зависимости от вида банков.
Для инновационного банка характерными будут повышенные риски, обусловленные кредитованием венчурного (рискового) капитала. Здесь не последнее значение имеют гарантии со стороны государства, использование залогового права на недвижимость. У коммерческих банков может возникнуть риск несбалансированном ликвидности, т.е. возможности банка выполнять свои обязательства своевременно. Этот вид риска может возникнуть при кредитовании организаций, имеющих неустойчивые финансы, при распределении нескольких счетов одного и того же клиента в разных банках.
Базисными для всей системы процентных ставок являются: учетный процент Центробанка, ставка по казначейским векселям, межбанковские ставки по однодневным ссудам. Их изменения зависят от общего состояния экономики, темпа инфляции, направлений проводимой денежно-кредитной политики [13].
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ. Ядром кредитной инфраструктуры является банковская система. Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна.
Помимо банковской системы в структуру кредитной системы включены небанковские кредитно-финансовые институты. Они представлены такими государственными структурами, как Фонд содействия занятости, Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, дорожные и экологические фонды, ломбард.
В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками, сосредотачивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на сферу денежного обращения [15].
Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора. Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.
Нормы обязательных резервов (r) устанавливаются в процентах от объема депозитов. Их величина различается в зависимости от видов вкладов. Например, по срочным вкладам r ниже, чем по вкладам до востребования. На основе установленной нормы обязательных резервов определяется их величина. Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервные требования используются Центральным банком для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы.
Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами. Соотношение между величинами обязательных резервов, избыточных резервов, объемом депозитов и нормой обязательных резервов можно представить в виде следующих равенств:
Величина обязательных резервов = Объем депозитов х Норма обязательных резервов;
Величина избыточных резервов = Суммарная величина резервов - Величина обязательных резервов.
Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег, представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной норме обязательных резервов:
b = 1/r .
Максимальное количество денег или дополнительное предложение денег, которое может быть создано системой коммерческих банков на основе появления нового депозитного вклада (D), определяется по формуле:
М = b x D.
Деятельность банков направлена па получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход. Поэтому практически все свои избыточные резервы банки используют для предоставления ссуд или приобретения ценных бумаг. Коммерческая банковская система может предоставлять кредиты, т.е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы. Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдельный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отношению к своим избыточным резервам. Резервы, которые теряет отдельный банк, не теряет банковская системы и целом. Резервы, потерянные банком А, приобретаются банком Б. Те резервы, что утратил Б, получил В и т.д.
Каждый отдельный банк может безопасно ссужать лишь сумму, равную его избыточным резервам, но ссуда системы коммерческих банков может в несколько раз превышать избыточные резервы.
Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, что одно из предприятий продало свои товары государству, получив в оплату за них 100 тыс. руб. Предприятие положило эти 100 тыс. руб. в коммерческий банк (КБ1). Тогда при норме банковского резерва, установленного Центральным банком на уровне 20%, банк может выдать ссуду другому предприятию (или иному юридическому лицу) в размере избыточного резерва: 80 тыс. руб. = 100 тыс. руб. - 20 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 100 тыс. до 180 тыс. руб., 80 тыс. руб. - это деньги, созданные КБ1.
В дальнейшем заемщик, получивший 80 тыс. руб., покупает товары у другого предприятия, которое кладет полученную сумму денег на депозит, предположим, во 2-м банке (КБ2), который, в свою очередь, при норме банковского резерва в 20% представит кредит следующему предприятию в размере избыточного резерва, т.е. 60 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 180 тыс. до 244 тыс. руб., 64 тыс. руб. — это деньги, созданные КБ2. Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального кредита не станет равна нулю.
Можно вычислить объем денег, добавленных в обращение, применив формулу банковского мультипликатора. В нашем примере он равняется b = 1/0,2 = 5.
Таким образом, при норме резервных требований 20% первоначальный вклад 100 тыс. руб. посредством механизма создания денег банковской системой привел к увеличению количества денег в обращении до 500 тыс. руб.
Описанный выше процесс создания банками денег получил название кредитно-банковской мультипликации. Данный механизм следует рассматривать как идеальную схему, действующую при условии, что все предприятия все полученные деньги вносят в банки, никто не изымает своих вкладов, а банки выдают кредиты с учетом установленной нормы обязательных резервов.
Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Предположим, что предприятие изымает деньги для покупки товара за границей. Изъятие 100 тыс. руб. в нашем примере приведет к потенциальному сокращению количества денег в обращении на 500 тыс. руб. [13].
Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть использована коммерческими банками для кредитных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов. Центральный банк может изменять величину предложения денег в экономике.
4. Ориентиры развития денежно-финансовой системы
Исходным в определении перспективы финансово-денежной системы является восприятие того, что единый, целостный по своей природе воспроизводственный механизм экономики определяет органичную сопряженность изменений отдельных его структур - бюджетно-налогового, денежно-кредитного, финансового механизмов - как необходимое условие эффективного его функционирования. Нарушение этого базового условия стало определяющим в ослаблении нашей денежной системы в последнее десятилетие и подавлении воспроизводственного потенциала основных механизмов экономики. Курс на четкое согласование изменений каждого элемента этих механизмов становится безальтернативным в критической ситуации экономики.
В методологическом плане стратегия активного влияния финансово-денежной системы основывается на всемерном использовании функциональных и организационных свойств бюджетно-налоговой, кредитной и денежно-расчетной систем, переводе их в режим стимулирования экономического роста. Соответственно определяются общая направленность, механизмы, способы, методы реализации бюджетно-налоговой политики.
В качестве принципиальных положений стратегии финансово-денежной системы выдвигаются: сбалансированность развития по взаимообусловленным элементам функционирования каждой из структур финансово-денежной системы, особенно реального сектора; усиление социальной ориентации проводимой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики на решение проблем расширения платежеспособного спроса, роста сбережений и инвестиционных ресурсов и других проблем [11].
Возможности применения инструментария финансово-денежной системы для реализации принципиальных положений ее развития позволяют оценить динамику основных параметров финансовой и денежно-кредитной сфер на период до 2015 г. Динамика параметров отражает принципиальные положения стратегии развития:
- достижение стабильности в развитии финансово-денежной системы как непрерывно изменяющегося состояния с обеспечением преемственности институциональных изменений на долгосрочную перспективу;
- сближение уровней развития финансово-денежной сферы и сферы производства;
- использование национальной валюты на внутреннем рынке как единственной на основе снижения значимости и сокращения использования иностранной валюты во внутренних расчетах и сбережениях;
- создание внутренне непротиворечивой законодательной базы, обеспечивающей равные права сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые, торговые и платежно-расчетные отношения, а также разные возможности защиты установленных прав [1; 11].
Сложившаяся социально-экономическая ситуация и задачи перехода к социально ориентированному экономическому росту диктуют выбор в качестве общего ориентира на долгосрочную перспективу обеспечение такого режима функционирования финансово-денежной системы, который позволяет активно использовать ее потенциал для поступательного развития экономик.
Одним из ключевых направлений в выработке стратегии восстановления активной функции денежно-кредитной системы является переориентация на создание условий для устойчивого экономического роста. Для этого необходимо прежде всего отказаться от формирования показателей инфляции в качестве исходных целевых установок. Процесс инфляции нельзя оценивать односторонне, лишь с точки зрения влияния динамики объема денежной массы на цены и курс национальной валюты при игнорировании влияния расширенного спроса на денежную массу и кредит. Это привело к потере способности денежно-кредитной политики и ее инструментария влиять на экономический рост. Целевые установки и направления денежно-кредитной политики должны быть связаны с обеспечением реальной стабильности денежного обращения и подъема экономики.
Разработка сбалансированной денежно-кредитной политики требует перехода от «борьбы» с инфляцией и использования преимущественно рестрикционных методов к выработке системы регулирования инфляции и ее направленности на структурные преобразования в экономике. При этом необходимо обеспечить четкое согласование интересов экономических субъектов, проявляемых на макро- и микроуровне экономики, а также создание инфраструктуры финансового и денежного рынков.
Одно из принципиальных условий восстановления сбалансированности в денежно-кредитной политике - синхронизация направлений этой политики с общим курсом социально-экономических преобразований и готовностью экономики к их восприятию. При этом неприемлемы резкие меры воздействия на денежное обращение и тем более с элементом дискредитации национальной валюты. Нельзя пренебрегать тем фактом, что деньги - наиболее «чувствительный» элемент экономических отношений, несущий большую социальную нагрузку [10; 11].
Базовой установкой денежно-кредитной политики на перспективу является, на наш взгляд, расширение кредитования, прежде всего, реального сектора при обеспечении сбалансированности спроса и предложения денег. Важно, чтобы были сформированы такие условия банковской деятельности, при которых кредитные учреждения будут заинтересованы в содействии экономическому росту. Основной целью денежно-кредитного регулирования должно стать повышение кредитоспособности предприятий реального сектора экономики, для чего необходимо приостановить с помощью рыночных и административных методов процесс свертывания кредитных вложений в производство, затем потребуется восстановление оборотного капитала в отраслях реального сектора, и только потом появится возможность постепенного наращивания инвестиций в основной производственный капитал, на его структурную перестройку и модернизацию.
Заключение
В ходе проведенного исследования было выявлено, что денежно-кредитная политика – это одно из приоритетных направлений в области государственного регулирования экономики. Цель денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, полной занятости населения и рост реального объема ВНП.
Проводником монетарной политики является Центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Основные инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке; изменение учетной ставки; изменение нормы обязательных резервов; политики дешевых и дорогих денег.
Во все времена экономисты уделяли огромное внимание монетарной политике. Два основных направления в этой области – монетаристский и кейнсианский подход. Кейнсиацы за основу монетарной политики принимали уровень процентной ставки, монетаристы – уровень предложения денег.
В современной экономике в области денежно-кредитной политике большую роль отводят кредитным институтам. Основными стратегическими ориентирами в нынешней денежно-кредитной политике являются:
- достижение стабильности денежно-финансовой системы;
- сближение ее со сферой производства;
- использование национальной валюты на внутреннем рынке;
- создания надежной законодательной базы.
Список литературы
1. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы//Деньги и кредит.-2000.-№6.-С.5-14.
2. Гусева К. Государственное регулирование банковского сектора субъектов РФ//Экономист.-2000.-№9.-С.23-31.
3. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1991.-423с.
4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 1993.-376с.
5. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики.-Ч.2. – Нижний Новгород, 1996.-396с.
6. Крюков В., Голубь М., Линшиц Н. Состояние банковского сектора//экономист.-2001.-№2.-29-33.
7. Курс экономической теории/Под ред. А.Н.Тура, М.И.Плотницкого.-Мн., 1998.-426с.
8. Курс экономической теории/Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.-Киров, 1998.-756с.
9. Микро-, Макроэкономика. Практикум/Под ред. Ю.Н.Огибина. - Спб, 1994.-289с.
10. Родионов А., Бабичева Е. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. – М.: Финансы и статистика, 1991.-324с.
11. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы//Экономист.-2000.-№7.-С.61-73.
12. Современная экономика/Под ред. О.Ю.Мамедова. – Ростов н/Д, 1998.-472с.
13. Экономическая теория: учебник/Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2000.-714с.
14. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. - М.: «Проспект», 2000.-448с.
15. Экономическая тория: учеб. пособие/В.Л.Клюня, И.В.Новикова, М.Л.Зеленкевич и др. - Мн.: ТетраСистемс, 2001.- 400с.