Оглавление

Введение                                                                                                           3

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты               4

2. Теоретические вопросы монетарной политики                                      13

3. Современная кредитно-банковская система. Создание денег

   банковской системой                                                                                  18

4. Ориентиры развития денежно-финансовой системы                             27

Заключение                                                                                                     31

Список литературы                                                                                        32

Введение

Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов. Большинство современных экономистов рассматривают денежно-кредитную (монетарную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидуумов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте ресльного объема ВНП. Эта цель достигается с помошью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики. В этой связи актуальность рассматриваемой темы очевидна.

Объект исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.

Предмет исследования – теоретические основы и современное сосотояние монетарной политики России.

Цель исследования – изучить теоретические основы и современное сосотояние монетарной политики России.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;

- проанализировать теоретические вопросы монетарной политики;

- рассмотреть современную кредитно-банковскую систему;

- проанализировать перспективы развития денежно-финансовой системы.

1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денеж­ного обращения, направленных на обеспечение устойчивого эконо­мического роста путем воздействия па уровень и динамику производ­ства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей [14].

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным бан­ком и государственными институтами денежно-кредитной полити­ки является организация стабильности денежного обращения, обес­печивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в уве­личении предложения денег для стимулирования поощрения расхо­дов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляци­ей, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздей­ствует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регули­рования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерче­ских банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной стайки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты вли­яют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.

1. Операции на открытом рынке (операции с государственными цен­ными бумагами). В современной практике рыночного хозяйствова­ния основным инструментом регулирования денежной массы явля­ются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом pынкe - это покупка и продажа Центральным банком государствен­ных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (госу­дарственных облигаций) Центральный банк может осуществлять, либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государствен­ного бюджета (тон части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой круп­ных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Отметим, что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неиз­бежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их про­порционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков. Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.

Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бу­маг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем са­мым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (умень­шить количество денег в обращении).

Для этого он начинает активно продавать государственные цен­ные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населе­нию. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличи­вается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.

Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на спои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Цент­ральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, умень­шая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.

Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Продажа же населению облигаций на 1000 тыс. руб. при норме обязательных ре­зервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1000 тыс. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.

В обоих рассмотренных выше случаях получается одинаковый конечный результат - при продаже Центральным банком государ­ственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов ком­мерческого банка приведет к снижению предложения денег в стра­не в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.

В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.

Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег [13].

Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недоста­ток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного пред­ложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих бан­ков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена воз­растает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государ­ственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.

Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммер­ческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.

С одной стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого банка увеличивает и фак­тические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1000 тыс. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1000 тыс. руб. увеличивает фактические резервы банков­ской системы на 1000 тыс. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.

В обоих случаях получается одинаковый конечный результат -при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резер­вы, то предложение денег в стране растет с учетом мультиплика­тивного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появле­нию 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.

Таким образом, покупая государственные ценные бумаги. Цент­ральный банк увеличивает предложение денег.

Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обяза­тельством выкупить их по определенной (более высокой) цене че­рез определенный срок. Процентом за полученные денежные сред­ства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа [15].

2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредит­но-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммер­ческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное фи­нансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансо­вым обеспечением в виде государственных краткосрочных облига­ций и коммерческих векселей.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие бан­ки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Централь­ного банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связан­ные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками по­лучения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дис­контных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки отка­жутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том слу­чае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обра­щаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, сни­занными с привлечением каждого дополнительного рубля из Цен­трального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного бан­ка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Цент­рального банка, представляют собой чистые дополнительные резер­вы. Они образуют основу процесса мультипликативного расшире­ния депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке [3; 13].

Повышая учетную ставку. Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повы­шается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некото­рые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодны­ми). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликатив­ному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирова­ние учетной ставки является вторым по важности методом управ­ления предложением денег. На практике, как правило. Централь­ный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уро­вень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Цент­рального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населе­нию. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бу­маг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Цен­трального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

3. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денеж­но-кредитной политики, активно используемым Центральным бан­ком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточ­ные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативно­му уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем вы­дачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуж­дены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное пред­ложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской сис­темы такие действия приведут в конечном счете к снижению де­нежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих бан­ков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого спо­собность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрас­тает, что в рамках всей банковской системы приводит через муль­типликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение [9; 13; 15].

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посред­ством влияния последней на размер избыточных резервов и на ве­личину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов бан­ков является одним из важнейших инструментов денежно-кредит­ной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обяза­тельных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую сис­тему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, пред­ложения денег в стране.

4. Политике дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная полити­ка оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики харак­теризуется спадом производства и ростом безработицы. Централь­ный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резер­вов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществ­ляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он сни­жает норму обязательных резервов, что способствует автоматиче­скому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учет­ную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка [12].

Проведение такого комплекса мер называется политикой деше­вых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешев­ления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение пред­ложения денег при том же спросе снижает норму процента, кото­рый удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвес­тиционный спрос в экономике, что способствует росту инвести­ций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризует­ся наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает прово­дить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, спо­собствующих понижению резервов коммерческих банков.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступа­ют установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредит­но-денежной политики [13].

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловле­на особенностями ее экономики в переходный период. Регулирова­ние денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей а денежной массе на ос­нове ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием це­лого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время ос­новной целью кредитно-денежной политики в стране является обес­печение условий для финансовой стабилизации, постепенного ро­ста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

2. Теоретические вопросы монетарной политики

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег (монетаристская теория), изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредит­ной политики на состояние экономики в целом.

Долгие годы среди экономистов ведутся дискуссии, обусловленные двумя различными подходами к теории денег модернизирован­ной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современной коли­чественной теорией денег (монетаризмом) - с другой.

И кейнсианцы, и моиетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов, — сам уровень предложения денег.

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

1. Рыночная экономика внутри себя представ­ляет неустойчивую систему с многими «пороками». Поэтому госу­дарство должно регулярно использовать различные инструменты ре­гулирования экономики, в том числе монетарную политику.

2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение в денежном предложении является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликационный эффект - к изменению в номинальном ВНП.

3. Основное теоретическое уравнение, на котором базируются кейнсианцы:

ВНП = С + I + G + NX,

где С - потребительские расходы населения; I - инвестиции; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX - чистый экспорт.

4. Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП велика. Централь­ный банк при проведении монетарной политики должен, обладать большой информацией (например, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, насколько изменится величина ВНП) [4].

Наращивание денежного предложения вообще чревато многими негативными последствиями, например экономика может оказаться в так называемой «ликвидной ловушке». Эту ситуацию провоцирует значительное увеличение денежного предложения, когда процентная ставка снижается до критически низкого уровня, приближаясь к минимальному, что означает исключительно высокое предпочтение ликвидности. Предложение денег продолжает увеличиваться, но процентная ставка уже не реагирует на это, так как ниже опреде­ленного уровня она не может опуститься. Но если ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

5. В связи с вышеизложенным заметим, что кейнсианцы считают монетарную политику не столь сильно действенным средством ста­билизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

6. Кейнсиан­цы считают, что главной проблемой в государственном регулирова­нии является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер (инфля­ция нужна экономике, так как она дополнительный генератор эф­фективного спроса) [4; 8].

Но ведь нет гарантий того, что инфляция не выйдет из-под контроля государства. Например, можно смоделировать такую ситу­ацию: с целью последующего роста объема производства увеличено денежное предложение. Однако между приростом денег в обраще­нии, инвестициями и наполнением рынка товарами существует опре­деленный временной лаг. Мгновенной реакцией рынка на увеличение денежного предложения будет рост цен на товары и услуги. Поку­патель адаптируется к повышенным ценам, но у него возникает и адаптивное ожидание, и, соответственно, повышенный спрос, связан­ный с предполагаемый дальнейшим ростом цен. Поэтому первой реакцией потребителя на появившиеся новые товары будет повышенный спрос на них, и, как следствие, будет продолжаться рост цен.

Рассмотрим монетаристский подход. В целом, в 70-х гг. наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке воз­обладало сначала неоклассическое направле­ние, а затем - монетаризм. Главный теоретик монетаризма - из­вестный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М.Фридмен.

В самых общих чертах основные положения современного моне­таризма таковы:

1. Монетаризм базируется на. убеждении, что рыночная экономика это внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - ре­зультат некомпетентного вмешательства правительства в экономику. Это вмешательство надо свести к минимуму.

2. Корреляция между денежным фактором (массой денег в обра­щении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосред­ственно за динамикой денег (правда, с некоторым опозданием), поэтому монетаризм делает упор на деньги.

3. .Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: М х V= P х Q, но если И.Фишер делает упор на взаимосвязь денежного феномена с ценами, то М.Фридмен увязывает динамику денежного фактора с номинальным ВНП.

Поскольку произведение P х Q - это фактически номинальный ВНП, то уравнение можно представить как:

         ВНП

М = -------- .

            V

4. Монетаристы утверждают, что величина V стабильна, т. е. практически не меняется в, краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде меняется плавно, и эти изменения легко предсказуемы. Кроме того, при изменении денежного предложения V не меняется.

5. Но если V стабильна, то фактор денег можно записать с определенным коэффициентом k, тогда

k x М = ВНП,

следовательно, денежное предложение - это решающий фактор, ко­торый влияет на изменения ВНП.

6. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния скрыт. М.Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. сово­купность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М.Фридмен отмечал, что каждый человек привыкает к определен­ной структуре активов: соотношению денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают покупать любые реальные и финансовые активы (а не только облигации, как представляют кейнсиацы). Совокупный спрос возрастает и в конечном счете приводит к росту номинального ВНП.

7. Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный при­рост денежной массы в обращении. Величина этого прироста опре­деляется уравнением М.Фридмена:

М = Р + Y,

где М - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;  Y - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период, %;  Р -среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % [4].

Среднегодовой темп ожидаемой инфляции подсчитывается по так называемой «сент-луисской модели», а именно - из совокупного уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т. п. Полученная разность - это величина так назы­ваемой ожидаемой инфляции.

Монетарное правило М.Фридмена активно стало применяться с 1975 г. в Англии и США (тэтчеризм и рейганомика), в так называ­емой политике таргетиррвания, т. е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении. Денежное правило М.Фридмена предполагает стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3-5 % в год. В случае нарушения денежного правила, при темпе денежных вливаний в экономику свыше 3-5 % в год будет происходить раскручивание инфляции, а если, темп вливаний будет ниже 3-5%, то темп прироста ВНП будет падать [7].       

В заключение отметим, что современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтетическую модель, базирующуюся и на кейнсианских, и на монетаристскйх подходах, а также учитывают и иные точки зрения, существующие в теории денег, выбирая рациональное в каждой из них.

В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде и от воздействия на процент в целях быстрого экономического маневрирования.

3. Современная кредитно-банковская система. Создание денег

 банковской системой

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоян­ном движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение. Временно свободные де­нежные средства должны не лежать без движения, а аккумулиро­ваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики.

Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок денежно-кредитных ресурсов. Ведущая роль последнего означает усиление роли кредитных институтов в управлении народным хо­зяйством.

Кредит (лат. creditum - ссуда, долг) - сделка между экономи­ческими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реа­лизации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществ­ляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссу­ды и называется нормой процента.

Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неисполь­зуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотно­го капитала, фонда развития производства предприятий [2].

Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он необходим прежде всего как эластичный механизм перелива ка­питала (перераспределения денежных ресурсов) между отдельны­ми предприятиями, отраслями и территориями. В этом качестве кре­дит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция актив­но используется государством в регулировании производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит бо­лее быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществле­ния инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит по­зволяет ввести в обращение кредитные деньги (банкноты) и осу­ществлять кредитные операции (безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и сократить издерж­ки обращения. В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.

В последнее время получили развитие такие формы кредитова­ния, как лизинг, факторинг, фарфейтинг, траст.

Лизинг - это безденежная форма кредита, форма аренды с пе­редачей в пользование машин, оборудования и других материаль­ных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.

Факторинг - это перекупка или перепродажа чужой задолжен­ности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.

Фарфейтинг - это долгосрочный факторинг, связанный с про­дажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1-5 лет.

Траст - это операции по управлению капиталом клиентов [5].

Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые ком­пании, население, различные общественные организации.

Кредитная система - это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предос­тавляют экономическим субъектам денежные средства в виде кре­дита на условиях срочности, платности и возвратности. Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупно­сти так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно сво­бодные средства и размещать их с помощью кредита [2].

В настоящее время практически во всех странах с развитой ры­ночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы РФ занимает Централь­ный банк Российской Федерации. Он является государственным уч­реждением и находится в исключительной федеральной собствен­ности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфля­цией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии. Он выполняет следующие функции: эмиссия национальных денежных знаков, организация их обра­щения и изъятия из обращения на территории РФ; регулирование величины предложения денег; общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учрежде­ний страны и исполнением финансового законодательства; предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кре­дитора в последней инстанции; выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управле­ние счетами правительства, расчетно-кассовое обслуживание госу­дарственных институтов и учреждений; осуществление зарубежных финансовых операций; регулирование банковской ликвидности с помощью традици­онных методов воздействия па активы банков: политика учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов: регламентация валютного обращения в стране и контроль за ва­лютными операциями экономических субъектов.

Второй уровень банковской системы - это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; прием вкладов на выдачу кредитов; посредниче­ство в платежах; купля-продажа ценных бумаг; размещение госу­дарственных займов; управление по доверенности имуществом кли­ентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. В каче­стве инвесторов коммерческие банки могут вкладывать деньги в облигации и другие ценные бумаги [10].

Банк - кредитно-денежный институт, занимающийся привлече­нием и размещением денежных ресурсов. Банки осуществляют ак­тивные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их раз­мещение.

Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлечен­ных и эмитированных средств. К собственным средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресур­сов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также корреспондентских счетов.

Банковский процент является своеобразной ценой кредита. Его величина зависит от соотношения спроса и предложения на де­нежном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждой кредит­ной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. По степени риска устанавливается размер той части процента, ко­торая является как бы платой за риск. Риски различаются в зависи­мости от вида банков.

Для инновационного банка характерными будут повышенные риски, обусловленные кредитованием венчурного (рискового) ка­питала. Здесь не последнее значение имеют гарантии со стороны государства, использование залогового права на недвижимость. У коммерческих банков может возникнуть риск несбалансированном ликвидности, т.е. возможности банка выполнять свои обязательства своевременно. Этот вид риска может возникнуть при кредитовании организаций, имеющих неустойчивые финансы, при распределе­нии нескольких счетов одного и того же клиента в разных банках.

Базисными для всей системы процентных ставок являются: учет­ный процент Центробанка, ставка по казначейским векселям, меж­банковские ставки по однодневным ссудам. Их изменения зависят от общего состояния экономики, темпа инфляции, направлений проводимой денежно-кредитной политики [13].

Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ. Ядром кредитной инфраструктуры является банковская система. Вся сово­купность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна.

Помимо банковской системы в структуру кредитной системы включены небанковские кредитно-финансовые институты. Они пред­ставлены такими государственными структурами, как Фонд содей­ствия занятости, Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного со­циального страхования, дорожные и экологические фонды, ломбард.

В мировой практике небанковские кредитно-финансовые инсти­туты представлены инвестиционными, финансовыми и страховы­ми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, фор­мально не являясь банками, выполняют многие банковские опера­ции и конкурируют с банками, сосредотачивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на сферу денежного обращения [15].

Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора. Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депо­зитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.

Нормы обязательных резервов (r) устанавливаются в процентах от объема депозитов. Их величина различается в зависимости от видов вкладов. Например, по срочным вкладам r ниже, чем по вкладам до востребования. На основе установленной нормы обяза­тельных резервов определяется их величина. Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерчес­кие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Цент­ральном банке. Обязательные резервные требования используются Центральным банком для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы.

Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами. Соотношение между величинами обяза­тельных резервов, избыточных резервов, объемом депозитов и нор­мой обязательных резервов можно представить в виде следующих равенств:

Величина обязательных резервов =  Объем депозитов х Норма обязательных резервов;

Величина избыточных резервов =  Суммарная величина резервов - Величина обязательных резервов.

Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег, представляет со­бой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при дан­ной норме обязательных резервов:

b = 1/r .

Максимальное количество денег или дополнительное предло­жение денег, которое может быть создано системой коммерческих банков на основе появления нового депозитного вклада (D), опре­деляется по формуле:

М = b x D.

Деятельность банков направлена па получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход. Поэтому практически все свои избыточные ре­зервы банки используют для предоставления ссуд или приобрете­ния ценных бумаг. Коммерческая банковская система может предо­ставлять кредиты, т.е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы. Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдель­ный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отноше­нию к своим избыточным резервам. Резервы, которые теряет от­дельный банк, не теряет банковская системы и целом. Резервы, потерянные банком А, приобретаются банком Б. Те резервы, что утратил Б, получил В и т.д.

Каждый отдельный банк может безопасно ссужать лишь сумму, равную его избыточным резервам, но ссуда системы коммерческих банков может в несколько раз превышать избыточные резервы.

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, что одно из предприятий продало свои товары государству, получив в опла­ту за них 100 тыс. руб. Предприятие положило эти 100 тыс. руб. в коммерческий банк (КБ1). Тогда при норме банковского резерва, установленного Центральным банком на уровне 20%, банк может выдать ссуду другому предприятию (или иному юридическому лицу) в размере избыточного резерва: 80 тыс. руб. = 100 тыс. руб. - 20 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 100 тыс. до 180 тыс. руб., 80 тыс. руб. - это деньги, созданные КБ1.

В дальнейшем заемщик, получивший 80 тыс. руб., покупает то­вары у другого предприятия, которое кладет полученную сумму денег на депозит, предположим, во 2-м банке (КБ2), который, в свою очередь, при норме банковского резерва в 20% представит кредит следующему предприятию в размере избыточного резерва, т.е. 60 тыс. руб. При этом количество денег в обращении увеличилось со 180 тыс. до 244 тыс. руб., 64 тыс. руб. — это деньги, созданные КБ2. Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального креди­та не станет равна нулю.

Можно вычислить объем денег, добавленных в обращение, при­менив формулу банковского мультипликатора. В нашем примере он равняется              b = 1/0,2 = 5.

Таким образом, при норме резервных требований 20% первона­чальный вклад 100 тыс. руб. посредством механизма создания денег банковской системой привел к увеличению количества денег в об­ращении до 500 тыс. руб.

Описанный выше процесс создания банками денег получил на­звание кредитно-банковской мультипликации. Данный механизм сле­дует рассматривать как идеальную схему, действующую при усло­вии, что все предприятия все полученные деньги вносят в банки, никто не изымает своих вкладов, а банки выдают кредиты с учетом установленной нормы обязательных резервов.

Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение. Пред­положим, что предприятие изымает деньги для покупки товара за границей. Изъятие 100 тыс. руб. в нашем примере приведет к потенци­альному сокращению количества денег в обращении на 500 тыс. руб. [13].

Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязатель­ных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть ис­пользована коммерческими банками для кредитных операций. Уве­личение нормы обязательных резервов уменьшает денежный муль­типликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов. Центральный банк может изменять величину предложения денег в экономике.

4. Ориентиры развития денежно-финансовой системы

Исходным в определении перспективы финансово-денежной систе­мы является восприятие того, что единый, целостный по своей природе вос­производственный механизм экономики определяет органичную сопряжен­ность изменений отдельных его структур - бюджетно-налогового, денежно-кредитного, финансового механизмов - как необходимое условие эффективно­го его функционирования. Нарушение этого базового условия стало опреде­ляющим в ослаблении нашей денежной системы в последнее десятилетие и подавлении воспроизводственного потенциала основных механизмов эконо­мики. Курс на четкое согласование изменений каждого элемента этих меха­низмов становится безальтернативным в критической ситуации экономики.

В методологическом плане стратегия активного влияния финансово-денежной системы основывается на всемерном использовании функциональ­ных и организационных свойств бюджетно-налоговой, кредитной и денежно-расчетной систем, переводе их в режим стимулирования экономического рос­та. Соответственно определяются общая направленность, механизмы, способы, методы реализации бюджетно-налоговой политики.

В качестве принципиальных положений стратегии финансово-денежной системы выдвигаются: сбалансированность развития по взаимообусловленным элементам функционирования каждой из структур финансово-денежной сис­темы, особенно реального сектора; усиление социальной ориентации проводи­мой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики на реше­ние проблем расширения платежеспособного спроса, роста сбережений и ин­вестиционных ресурсов и других проблем [11].

Возможности применения инструментария финансово-денежной системы для реализации принципиальных положений ее развития позволяют оценить динамику основных параметров финансовой и денежно-кредитной сфер на пе­риод до 2015 г. Динамика параметров отражает принципиальные положения стратегии развития:

- достижение стабильности в развитии финансово-денежной системы как непрерывно изменяющегося состояния с обеспечением преемственности ин­ституциональных изменений на долгосрочную перспективу;

- сближение уровней развития финансово-денежной сферы и сферы произ­водства;

- использование национальной валюты на внутреннем рынке как единствен­ной на основе снижения значимости и сокращения использования иностранной валюты во внутренних расчетах и сбережениях;

- создание внутренне непротиворечивой законодательной базы, обеспечи­вающей равные права сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые, торговые и платежно-расчетные отношения, а также разные воз­можности защиты установленных прав [1; 11].

Сложившаяся социально-экономическая ситуация и задачи перехода к со­циально ориентированному экономическому росту диктуют выбор в качестве общего ориентира на долгосрочную перспективу обеспечение такого режима функционирования финансово-денежной системы, который позволяет активно использовать ее потенциал для поступательного развития экономик.

Одним из ключевых направлений в выработке стратегии восста­новления активной функции денежно-кредитной системы является переориен­тация на создание условий для устойчивого экономического роста. Для этого необходимо прежде всего отказаться от формирования показателей инфляции в качестве исходных целевых установок. Процесс инфляции нельзя оценивать односторонне, лишь с точки зрения влияния динамики объема денежной массы на цены и курс национальной валюты при игнорировании влияния расширен­ного спроса на денежную массу и кредит. Это привело к потере способности денежно-кредитной политики и ее инструментария влиять на экономический рост. Целевые установки и направления денежно-кредитной политики должны быть связаны с обеспечением реальной стабильности денежного обращения и подъема экономики.

Разработка сбалансированной денежно-кредитной политики требует пере­хода от «борьбы» с инфляцией и использования преимущественно рестрикционных методов к выработке системы регулирования инфляции и ее направлен­ности на структурные преобразования в экономике. При этом необходимо обеспечить четкое согласование интересов экономических субъектов, прояв­ляемых на макро- и микроуровне экономики, а также создание инфраструкту­ры финансового и денежного рынков.

Одно из принципиальных условий восстановления сбалансированности в денежно-кредитной политике - синхронизация направлений этой политики с общим курсом социально-экономических преобразований и готовностью эко­номики к их восприятию. При этом неприемлемы резкие меры воздействия на денежное обращение и тем более с элементом дискредитации национальной валюты. Нельзя пренебрегать тем фактом, что деньги - наиболее «чувствитель­ный» элемент экономических отношений, несущий большую социальную на­грузку [10; 11].

Базовой установкой денежно-кредитной политики на перспективу являет­ся, на наш взгляд, расширение кредитования, прежде всего, реального сектора при обеспечении сбалансированности спроса и предложения денег. Важно, чтобы были сформированы такие условия банковской деятельности, при кото­рых кредитные учреждения будут заинтересованы в содействии экономиче­скому росту. Основной целью денежно-кредитного регулирования должно стать повышение кредитоспособности предприятий реального сектора эконо­мики, для чего необходимо приостановить с помощью рыночных и админист­ративных методов процесс свертывания кредитных вложений в производство, затем потребуется восстановление оборотного капитала в отраслях реального сектора, и только потом появится возможность постепенного наращивания ин­вестиций в основной производственный капитал, на его структурную пере­стройку и модернизацию.

                                                Заключение

В ходе проведенного исследования было выявлено, что денежно-кредитная политика – это одно из приоритетных направлений в области государственного регулирования экономики. Цель денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, полной занятости населения и рост реального объема ВНП.

Проводником монетарной политики является Центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Основные  инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке; изменение учетной ставки; изменение нормы обязательных резервов; политики дешевых и дорогих денег.

Во все времена экономисты уделяли огромное внимание монетарной политике. Два основных направления в этой области – монетаристский и кейнсианский подход. Кейнсиацы за основу монетарной политики принимали уровень процентной ставки, монетаристы – уровень предложения денег.

В современной экономике в области денежно-кредитной политике большую роль отводят кредитным институтам. Основными стратегическими ориентирами в нынешней денежно-кредитной политике являются:

- достижение стабильности денежно-финансовой системы;

- сближение ее со сферой производства;

- использование национальной валюты на внутреннем рынке;

- создания надежной законодательной базы.

Список литературы

1. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы//Деньги и кредит.-2000.-№6.-С.5-14.

2. Гусева К. Государственное регулирование банковского сектора субъектов РФ//Экономист.-2000.-№9.-С.23-31.

3. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1991.-423с.

4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 1993.-376с.

5. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики.-Ч.2. – Нижний Новгород, 1996.-396с.

6. Крюков В., Голубь М., Линшиц Н. Состояние банковского сектора//экономист.-2001.-№2.-29-33.

7. Курс экономической теории/Под ред. А.Н.Тура, М.И.Плотницкого.-Мн., 1998.-426с.

8. Курс экономической теории/Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.-Киров, 1998.-756с.

9. Микро-, Макроэкономика. Практикум/Под ред. Ю.Н.Огибина. - Спб, 1994.-289с.

10. Родионов А., Бабичева Е. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. – М.: Финансы и статистика, 1991.-324с.

11. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы//Экономист.-2000.-№7.-С.61-73.

12. Современная экономика/Под ред. О.Ю.Мамедова. – Ростов н/Д, 1998.-472с.

13. Экономическая теория: учебник/Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2000.-714с.

14. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. - М.: «Проспект», 2000.-448с.

15. Экономическая тория: учеб. пособие/В.Л.Клюня, И.В.Новикова, М.Л.Зеленкевич и др.  - Мн.: ТетраСистемс, 2001.- 400с.