Оглавление

Введение                                                                                                           3

1. Занятость населения: основные характеристики                                      4

1.1. Занятость населения: сущность и эволюция                                          4

1.2. Классификация форм и разновидностей занятости населения          15

2. Основные черты и состав занятого населения Кузбасса                       18

Заключение                                                                                                     24

Библиографический список                                                                          25

ВВЕДЕНИЕ

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления.

1. Занятость населения: основные характеристики

1.1. Занятость населения: сущность и эволюция

Проблема занятости населения является одной из важнейших при исследовании процессов формирования и использования трудовых ресурсов (и рынков труда как их составных элементов) страны в целом или же отдельных ее территориальных образований. В отечественной науке данной проблеме уделялось должное внимание на протяжении всех лет развития советского государства. Особенно возрос поток научных и прикладных публикаций по вопросам занятости в последние годы в связи с обострением данной проблемы на этапе интенсивного формирования рыночного механизма хозяйствования.

Важное теоретическое и прикладное значение имеет уточнение самого понятия занятости. В последние годы оно претерпело существенные изменения. В экономическом понимании занятость населения представляет собой весьма сложную категорию, которая выражает общественные отношения по поводу включения человека в общественно-полезную деятельность. Занятость населения можно рассматривать как «... систему отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в общественном хозяйстве» [7, 35-38; 10, 16-17].

 Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данном определении занятость населения связывается только с процессом производства. Но дело и том, что занятость населения в любых условиях выступает не только как право человека на труд, но и как условие обеспечения себя и своей семьи необходимыми средствами существования. В СССР к числу занятых относятся все работающее население в целях получения средств к жизни. Термин «потребность в работе или рабочих местах» применяется в том смысле, что труд в общественном производстве необходим как источник средств существования. Анализ полной занятости в условиях социалистических производственных отношений приводит к выводу о непосредственной взаимосвязи данной категории с процессами накопления и потребления. На наш взгляд, такой подход к раскрытию сущности занятости населения был вполне оправдан на социалистической стадии развития общества.

Занятость населения занимает важное место в воспроизводственном процессе, находясь между распределением и их использованием. Занятость выступает как итоговый момент отношений распределения работников по родам деятельности. Занятость населения как бы завершает процесс непосредственного соединения личного и вещественного факторов для организации общественного производства.

Распределение населения по сферам и родам деятельности предшествует его использованию и в значительной степени может определить эффективность общественного производства, однако это два самостоятельных процесса, хотя они весьма существенно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не всегда  эта   особенность   подчеркивалась   в  работах   отечественных исследователей   данной   проблемы.   Многие ученые отмечали, что социалистическая занятость населения есть планомерное социально-экономическое явление, отражающее производственное отношение между  трудящимися по поводу полного и рационального использования трудового потенциала общества [10, 17-18].

Такой подход приводит к соединению и единое целое двух относительно самостоятельных процессов - распределения и использования. В связи с этим главный упор переносится на вторую стадию - стадию использования рабочей силы, а самой же проблеме занятости должного внимания не уделяется. Занятость населения - это экономическая категория, выражающая отношение между обществом и его членами по поводу предоставления населению работы, обеспечивающей получение общественно необходимой массы средств существования. Последняя при социализме должна быть пропорциональна его личному трудовому вкладу в конечный результат.

Занятость населения формируется в процессе его распределения по сферам, отраслям и видам деятельности. Она означает, что человек готов к трудовой  деятельности и уже произошло его реальное включение в производственный процесс. При этом до последнего времени господствовала точка зрения, что социалистическому обществу присуща полная занятость, а следовательно, при этом исключается наличие в любой форме безработицы. При этом под полной занятостью понималось обеспечение соответствия между потребностью людей в работе в общественном хозяйстве и ее удовлетворением. Одновременно предполагалось, что население, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве и на учебе, не нуждается в определенной работе.

Такой подход к проблеме занятости исходил из предположения о недопустимости и нежелательности иной трудовой деятельности, кроме как в общественном хозяйстве государственного сектора. Занятость же населения в кооперативной сфере хозяйствования или же на основе индивидуальной трудовой деятельности не поощрялась и принижалась. Однако развитие общественно-политических и социально-хозяйственных процессов в последние годы, связанных с формированием рыночных структур в нашей стране, коренным образом изменило представление о сущности занятости населения. Сейчас речь идет о том, что к занятому населению необходимо относить всех лиц, которые работают в любом секторе экономики (государственном, кооперативном, частном и т.д.) и результатом их деятельности являются либо какие-то продукты, либо определенные услуги. И в то же время, как уже выше отмечалось, занятость населения должна выступать источником получения средств существования для работника и членов его семьи [10, 19].

Однако следует иметь в виду, что определенные категории населения на отдельных этапах жизненного пути не участвуют в процессе производства каких-то благ и услуг, хотя и находятся в трудоспособном возрасте, и, следовательно, не имеют соответствующего дохода. В то же время, их неучастие  в  процессе  производства  обусловливается  объективными общественно оправданными причинами. Эти категории населения или только готовятся к общественно-полезной деятельности (молодежь, обучающаяся в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях с отрывом от производства), или же обеспечивают охрану мирною труда (военнослужащие). С точки зрения общества они заняты специфическими видами деятельности, которые необходимы для его нормального развития. В связи с этим в современных условиях понятие занятости должно иметь максимально широкую трактовку, позволяющую включить в нее всевозможные виды и формы занятости населения.

Этим требованиям отвечает определение занятости населения, данное в законе «О занятости населения в Российской Федерации». «Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход». Данное определение позволяет отнести к занятым граждан, работающих на предприятиях с любыми формами собственности, на условиях полного либо неполного рабочего времени. В то же время оно дает возможность исключить из числа занятых лиц, деятельность которых направлена только на удовлетворение сугубо личных потребностей и противоречит закону (браконьерство, воровство и т.д.) Одновременно указание на то, что занятость должна не обязательно приносить людям доход, а только «как правило», позволяет отнести к занятым лицам тех, которые обучаются с отрывом от производства, и служащих в рядах Вооруженных Сил.

Несмотря  на практически общепринятое согласие большинства исследователей с такой трактовкой понятия занятости следует обратить внимание на то, что определение занятости, данное в законе «О занятости населения в Российской Федерации», чуть ли не дословно повторяя определение понятия труда. Однако понятия «труд» и «занятость» не могут быть синонимами. Труд - это деятельность, протекающая в рамках определенной части суток (рабочего времени). Как всякая деятельность, труд прерывен, он периодически перемежается другими видами деятельности, отдыхом. В то же время он подчеркивает, что занятость и отлитие от труда, не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Так, чтобы считать человека занятым, ему достаточно иметь связь с каким-то рабочим местом - быть членом какого-то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или же отдыхает.

Такой подход  к занятости не как к деятельности, а как к определенной системе отношений по поводу включения человека в общественно-полезную  деятельность,  является  вполне  обоснованным. Косвенным  образом  такая  трактовка  занятости  подтверждается  и разработчиками закона при перечислении категорий граждан, которых необходимо считать занятыми. Так, в статье 2 закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане [7, 35-38; 10, 19-20]:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях различного уровня и профиля;

- временно отсутствующие па рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Из процитированного перечня занятых хотелось бы обратить особое внимание ни последнюю категорию граждан. Вряд ли правомерно считать, деятельностью деятельность, способствующую удовлетворению личных и общественных потребностей, болезнь человека или же участие в забастовке или голодовке и т.д. Да, конечно же, человек в этом случае является занятым, гак как налицо определенные отношения между работником и работодателем по поводу его трудовой деятельности, но это не сама трудовая деятельность, она вряд ли принесет доход, а скорее наоборот - принесет убытки. Таким образом, следует считать, что по-прежнему трактовка понятия занятости является дискуссионной и требует продолжения углубленного исследования.

Принято различать понятия полной и эффективной занятости. В первом случае речь идет о такой ситуации, при которой работой обеспечены все нуждающиеся в ней и желающие работать. Безусловно, такая ситуация возможна только в случае наличия сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная же занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого потен пиала, с социальной - как наиболее полное соответствие интересам работника. Следовательно, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная - с качественной. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости и ведет к появлению безработицы.

Остановимся на подходах к регулированию занятости населения в нашей стране в историческом аспекте. В первые годы советской власти, сразу же после победы Октябрьской революции, в стране возникла невиданная в истории массовая безработица. Для ее ликвидации в России в кратчайший срок была создана довольно разветвленная сеть бирж труда, которые, помимо учета численности безработных, наличия свободных рабочих мест и распределения по ним людей, занимались также оказанием материальной помощи безработным.

Первые биржи труда не зависели от государства, а находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказывался на рынке труда. В управлении биржей участвовали работники и работодатели. Соблюдался принцип сохранения паритетности прав и обязанностей работодателей и работников. Были открыты временные и общественные работы.

Когда началась гражданская война, были объявлены «военный коммунизм», национализация и всеобщее привлечение к труду, эта система была похоронена. Экономику решили поддерживать только методами внеэкономического воздействия: созданием трудовых армий, милитаризацией груда, принудительным распределением работников но рабочим местам, организацией лагерей, которые представляли собой огромные резервуары живого труда. Люди варварски эксплуатировались государством сначала для достижения конкретных целей, а затем во имя неких священных идей.

Новая экономическая  политика была вынужденной  политикой возвращения к реализму. Вместе с ней вернулась к жизни и система занятости. Снова появились биржи труда, была восстановлена система помощи безработным,   их   переквалификация,   экспертиза   профессиональной трудоспособности. Последняя была необходима потому, что в эпоху «военного коммунизма» наступила всеобщая депрофессионализация: многие кадровые работники ушли с предприятий в деревни, чтобы не погибнуть от голода, на их место пришли малоквалифицированные, загнанные на предприятия военными методами работники или беженцы.  Заработная плата была увеличена и составляла не меньше прожиточного минимума. Появились деньги, на которые можно было купить товары, а не получать их по карточкам или пайкам. Всеобщую принудительную занятость заменила нормальная рыночная система.

«Нэповская» Россия дала миру опыт положительной системы оказания посредничества для получения хорошо оплачиваемой работы по специальности и одновременно оказания социальной помощи тем, кто не мог найти себе такую работу по объективным причинам. Но в дальнейшем этот опыт использован не был. Саморегулирующая система не вписывалась в идеологические представления. Начался этап индустриализации, который дал мощный толчок внедрению в жизнь идей о всеобщности труда по единому плану. Страна представлялась огромным заводом, работающим по единому плану, по единой программе, по заранее утвержденной номенклатуре в соответствии с установленными приоритетами.

Страна превратилась в гигантский лагерь, для обитателей которою единственным спасением было «не высовываться», а попытаться затеряться на какой-нибудь незаметной должности, чтобы не попасть в еще более худший лагерь. Началась эпоха организации трудового энтузиазма сверху, его подстегивали пропагандистскими и репрессивными методами [10, 23] .

Трудовое законодательство было так изуродовано, что практически всегда использовалось против конкретного рабочего. Именно в те годы были введены трудовые книжки, где фиксировались все перемещения человека. В конце 30-х годов рабочего бессрочно прикрепляли к предприятию, как еще раньше колхозника. Указ, подписанный Председателем Совнаркома И.В.Сталиным в 1940 г., запретил самовольный переход с одного предприятия на другое и ввел наказания за нарушение дисциплины: за 20-минутное опоздание следовало полгода принудительных работ, за прогул - год тюрьмы. Такое же наказание - за самовольное оставление рабочего места.

Был осуществлен переход на 6-дневную рабочую неделю, что увеличило рабочее время на 33 часа в месяц. Но темпы экономического роста в результате этих мер стали падать, рабочей силы стало катастрофически не хватать. В это время были ужесточены организованные наборы. В колхозы спускались ежегодные разнорядки. Таким образом, была создана военно-феодальная система управления трудовыми ресурсами.

Во время войны народ откликнулся на призыв «Все для Победы!» - и н результате гигантских материальных и трудовых затрат война была выиграна и победа как бы реабилитировала систему каторжного труда. После войны драконовские методы продолжали действовать. Многие заводы открывали ворота раз в неделю, чтобы выпустить рабочих на выходной. Колхозники по-прежнему были в положении рабов. И только в 1955 году была разрешена  самостоятельная перемена места работы. Однако система принудительного труда в целом оказалась несостоятельной прежде всего экономически. Закабаление, отчуждение человека от его труда обернулось для страны экономическим застоем.

Прежняя система была основана на приоритете государства, современная же задача экономики - освободить человека и реально стимулировать его к труду. Альтернатива прежней системы занятости - обеспечение свободы выбора труда в условиях многоукладной экономики. Изменение экономической и социально-политической ситуации в стране в последние годы привело к существенному изменению структуры занятости населения. Прежде всего, речь идет об изменении удельного веса лиц, занятых в различных отраслях народнохозяйственного комплекса как в целом по стране, так и по регионам. Характерной  особенностью здесь является устойчивая тенденция  к уменьшению численности занятых в отраслях материального производства и, соответственно, - к росту численности занятых в отраслях непроизводственной сферы. Так, по Кемеровской области удельный вес лиц, занятых в отраслях материального производства, уменьшился, а удельный вес в непроизводственной сфере, соответственно, возрос.

Среди отраслей материального производства за эти годы наиболее существенно снизилась численность работающих: в сельском хозяйстве, строительстве, и в промышленности. При этом среди отраслей производственной сферы наибольший «урон» несут угольная, легкая, химическая и машиностроительная отрасли   народнохозяйственного   комплекса   региона.   Среди   отраслей непроизводственной сферы достаточно стабильно растет численность лиц, занятых: в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании, в образовании; в аппарате органов управления также, к сожалению, наблюдается рост численности работников.

В целом увеличение удельного веса лиц, работающих в отраслях обслуживающего комплекса региона, является позитивной тенденцией и должно, в конечном счете, привести к качественно новому уровню обслуживания населения по всему возможному спектру услуг, постепенно приближаясь к западным образцам. Кроме того, но мере развития сферы обслуживания будет более безболезненно осуществляться «рассасывание» скрытого рынка труда. Лица, работающие в отраслях производственной сферы и находящиеся на грани увольнения, без особых затруднений смогут перейти на работу в развивающуюся сферу услуг или на основе самозанятости, или же и качестве наемных работников.

Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам  работодателя,  владельца  средств  производства,  который руководствуется основным мотивом - обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия (организации) для получения прибыли. Политика формирования спроса на рабочую силу должна включать в себя следующие направления:

- сохранение и модернизация существующих рабочих мет, создание новых и ликвидация излишних или же неэффективных;

- создание новых рабочих мест на основе предпринимательства;

- организация оплачиваемых общественных работ;

- создание рабочих мест для социально слабозащищенных категорий населения [10, 26].

Формирование предложения рабочей силы отражает интересы и потребности работника, который руководствуется основным мотивом -получить работу, устраивающую его по содержанию, условиям труда и оплате. На рынке труда, интересы ищущего работу человека, представляют государственные службы занятости. Политика формирования предложения на рабочую силу должна включать в себя следующие основные направления:

- повышение качества рабочей силы с точки зрения профессионально-квалификационного,   уровня   развития,   совершенствования   и использования индивидуальных способностей лиц, ищущих работу;

- развитие самозанятости;

- регулирование продолжительности рабочего времени;

- регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и       работодателей.

Реализация отмеченных выше направлений политики спроса и предложения рабочей силы требует непрерывной взаимоувязанной активной деятельности местных органов власти в лице служб занятости и предприятий (организаций), расположенных в данном регионе.

1.2. Классификация форм и разновидностей занятости населения

Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан [2, 23-33]. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.

Под гибкими формами занятости понимаются:

- занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.

Занятость в режиме неполного рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости [1, 22-24], либо как формы скрытой безработицы [3, 118]. Некоторые авторы [2; 6] занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы;

- занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

- самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

Существует несколько видов занятости, которые изображены на      Рисунке 1 [1].

 

Рис. 1 Виды занятости населения

Временная занятость – это занятость, при которой человека принимают на работу вместо другого сотрудника на определенный срок, но с сохранением за предыдущим работником места. Таким примером может служить отпуск по беременности. Женщина сидит дома с ребенком, а на это время принимают другого человека. Как только женщина выходит на работу, этого человека увольняют.

Совместительская занятость – это занятость людей  в нескольких организациях или на нескольких должностях. Например, человек занимает две должности в одной организации или преподаватель работает в разных Вузах.

К группам граждан, считающихся занятыми можно отнести:

- работающих по найму;

- временно отсутствующих в связи с отпуском и другими причинами;

- самостоятельно обеспечивающих себя работой;

- избранных на оплачиваемые должности;

- проходящих службу в Вооруженных силах, МВД;

- учащихся и студентов очного обучения [1, 22-24].

Помимо ранее рассмотренных видов занятости в государственном и частном секторе экономики, новым явлением в сфере занятости населения последних лет является деятельность в неформальном секторе экономики. Под этим подразумевается экономическая деятельность граждан, которые не платят налогов и которые трудятся в незарегистрированных хозяйственных структурах. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. Многие из них используют труд членов семьи, несколько наемных работников или учеников. Внутри неформально сектора можно выделить следующие, наиболее известные разновидности профессиональной занятости: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, пошив одежды, «челночный» бизнес, мелкая торговля.

2. Основные черты и состав занятого населения Кузбасса

На современном этапе развития экономики нашего региона, к сожалению,  не наблюдаются позитивные тенденции кадровой политики на предприятиях Кемеровской области, хотя работ центров занятости ведется довольно успешно. На конец июня 2002 года по г.Кемерово численность зарегистрированных безработных граждан составила 4223 чел., что на 46% больше, чем в первом полугодии 2001 года, средняя продолжительность безработицы составляет 5,9 месяца. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,3% от численности трудоспособного населения (0,9% в тот же период 2001 г.). В этой связи интересными представляются статистические данные о возрастной структуре населения Кузбасса (Таблица 1) [10, 24].

Таблица 1.

Возрастная структура населения Кузбасса

Категории населения (%)

1992

1994

1996

1998

2000

2001

Моложе трудоспособного возраста

24,4

23,7

22,7

21,4

19,7

19,0

Трудоспособного возраста

56,6

56,7

57,4

58,5

60,3

51,1

Старше трудоспособного возраста

19,0

19,6

19,9

21,0

20,0

19,9

Средний возраст (лет)

31,8

32,4

35,4

36,5

37,1

37,3

Поток людей, желающих найти работу, в настоящее время заметно вырос. За полгода в службу занятости города за содействием в трудоустройстве и получением различного рода консультаций обратились более 70 тыс. чел. и 5,5 тыс. граждан были поставлены на учет. Статус безработного был присвоен 3,8 тыс. человек, что на 30% больше, чем в 1 полугодии 2001года.

Специалисты службы занятости оказали содействие почти 9 тыс. граждан, состоящих на учете. Из них каж­дый пятый (1914 чел.) смог найти подходящую paботу [5, 13].

Деятельность центра занятости была направлена в основном на реализацию активной политики:

1. В течение полугодия получили профориентационные услуги более           4 тыс. человек. Активно велась работа по адаптационным программам: «Клуб ищущих работу», «Новый старт», «Клуб молодых специалистов», «Как найти работу» и др. В них приняли участие 220 человек и больше половины нашли работу.

2. Число безработных, направ­ленных на профессиональное обуче­ние, составило 495 человек, что со­ответствует уровню 1 полугодия 2001 года. Из людей, направленных на обучение, около половины — моло­дежь. Трудоустроились после завер­шения обучения 705 человек (82% от числа   обучившихся  граждан), что в 1,5 больше, чем в январе-июнее прошлого года.       

3. В общественных работах в первом полуго­дии приняли участие 412 граждан, что на 39% больше соответствующего периода 2001 г.                     

4. По организации индивидуально­го предпринимательства в течение полугодия проведены 110 консультаций  для 54 безработных.                 

5. В 1 полугодии поставлены на учет с целью поиска работы 162 инвалида, из которых каждый четвертый был трудоустроен.                         

6. В рамках временной занятости несовершеннолетних граждан в июне   581 школьник в возрасте 14-15 лет  принял участие в благоустройстве своей школы и пришкольного участка [11, 1].    

Показатели работы Кемеровского центра занятости за первое полугодие 2002 года представлены на Рисунке 2.

Рис. 2 Показатели работы Кемеровского центра занятости за 1 полугодие 2002г, чел.

В первом полугодии банк вакансий   располагал более чем 19 тыс. рабочих  у мест. На конец июня на одного безработного приходилось 1,9 вакансий. Качественный состав вакансий остается неизменным по всей области. Спрос на рабочих в общей потребности экономики Кемеровской области в первом полугодии составил 84% от общего количества заявок. Большая часть заявок поступила от промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий торговли и общественного питания. Продолжает оставаться наиболее высоким спрос на сторожей, вахтеров, дежурных, охранников (847 вакансий); водителей авто-мототранспортных средств (618 вакан­сий), продавцов официантов, буфет­чиков, барменов, киоскеров (494 ва­кансии); электрогазосварщикоя, газорезчиков (325 вакансии); маляров, антикоррозийщиков, штукатуров, обли­цовщиков (327 вакансий); пекарей, кулинаров, поваров, кондитеров (375 вакансий);  плотников (265 вакансий).

В Кузбассе меньше в этом полугодии заявлено вакансий для ИТР и служащих. Сложнее всего найти работу специали­стам по кадрам и профориентации (ин­женеры, инспекторы, консультанты), секретарям, а также специалистам в области экономики и маркетинга.

Однако предложение превысило спрос для работников здравоохране­ния, для учебно-воспитательного, пре­подавательского персонала. Правда, граждан при трудоустройстве на эти места часто не удовлетворяют низкий уровень заработной платы, режим ра­боты и условия труда [8, 33-41]. Общие показатели вакансий Центра занятости представлены на Рисунке 3.

 

Рис. 3 Вакансии Центра занятости

В связи с расширением и изменением форм собственности изменяется численность работающих на предприятиях с разными формами собственности. Структура занятых на предприятиях с разными формами собственности по Кемеровской области представлена в Таблице 2.

Таблица 2.

Структура занятых на предприятиях с разными формами           собственности, %

Формы собственности

1992

1994

1996

1998

2000

Государственная и муниципальная собственность

69,7

49,2

38,2

38,4

38,9

Смешанная

19,5

29,2

37,0

28,5

16,8

Частная

9,7

20,4

24,0

32,3

43,7

Другие формы собственности

1,1

0,6

0,8

0,8

0,9

Данные Таблицы 2 свидетельствуют о том, что за последнее десятилетие заметно вырос удельный вес, занятых в частном секторе экономики. В свою очередь доля граждан, работающих на государственных и муниципальных предприятиях значительно сократилось. На мой взгляд это связано с повышенным интересом к малому бизнесу в нашей стране за последние годы. Также заработная плата в частных структурах, как правило, выше, чем в государственных.

В Кемеровской области, как, наверное, и в других регионах России, нередко препятствием к трудоус­тройству оказываются высокие требования квалификации, интенсивность работы, отсутствие социальных гарантий. Исходным обстоятельством, сдерживающим трудоустройство, является структурное несоответствие профессионального состава безработных реальным потребностям рынка труда.

Для повышения эффективности работы по подбору подходящих вариантов трудоустройства в центре занятости областного центра применяются различные методы работы: специализированные ярмар­ки вакансий, мини-ярмарки, гаранти­рованное собеседование, конкурсный отбор [9, 34-45]. Так, в первом полугодии 2003 года были проведены 7 городских ярмарок ва­кансий и 323 мини- ярмарки, на кото­рых 369 предприятий и организаций предложили 3886 рабочих мест. Около тысяч кемеровчан посетили эти мероприятия и более тысячи граждан нашли для себя подходящую работу. К Дню защиты детей организована и проведена совместно с администра­цией города и «Молодежной биржей труда» общегородская ярмарка ра­бочих мест для подростков. В ней приняли участие 23 предприятия и организации города, заявив 351 ва­кансию. Ярмарку посетили более 500 подростков, получили приглаше­ние на работу 157 человек. Больше всех удовлетворили свой спрос на заявленные вакансии учреждения здравоохранения.

Для учеников 9-11 классов в стенах центра занятости был организован       «Информационный день ученых заведе­ний профессиональ­ного образования». В информационном дне приняли участие 14 учебных заведений. Более 1,5 тыс. школьников наглядно познакомились с множеством рабочих профессий, востребованных на рынке труда, кото­рым можно обучиться в нашем городе [11, 1].

Популярности службы занятости способствует хорошо налаженная связь с клиентами и работодателями через средства массовой информации, общедоступность баз данных по вакан­сиям в центре занятости и двух экспресс-центров. Полный банк вакансий размещен на интернет-сайте.

Заключение

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых их распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе.

Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

Человек, потерявший работу и готовый к приступить к новой, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

Развитие сферы и форм занятости происходит по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.

Библиографический список

1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ,2001.-407с.

2. Ананьев А. Новые процессы занятости населения//Экономист. – 1995.-№1.-С.23-33.

3. Буланов В.С., Волгин Н.А. Рынок труда: Учебник. – М.:Экзамен,2000.-448с.

4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». – М.,1999.

5. Занятость и безработица. Итоги полугодия//Кемерово.-2002.-№29 (июль).-С.13.

6. Занятость и рынок труда. Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. – М.:Наука,.1998.-254с.

7. Занятость населения. Экономика труда и социально-трудовые  отношения: Учебник для вузов/Под ред. Г.Г.Меликьяна. – М.:МГУ,1996.-623с.

8. Котляр Ф. О понятии рынка труда//Вопросы экономики.-1998.-№1.-С.33-41.

9. Курбатова М.В. Рынок труда: теоретические проблемы, тенденции становления российской модели. – Кемерово:Кузбассвузиздат,2001.-200с.

10. Поварич И.П., Поварич М.Д, Региональный рынок труда: проблемы формирования и управления: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбасвузиздат,1998.-224с.

11. Программа занятости//Кузбасс.-2002.-29 мая.-С.1.