Оглавление
Введение 3
Глава 1 Расчет численности персонала предприятия торговли 5
1.1. Система показателей по труду и заработной плате 5
1.2. Планирование численности и заработной платы
работников 15
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика
предприятия торговли 17
2.1. Анализ расчета численности персонала на
предприятии торговли «Снедь» 17
2.2. Способы совершенствования расчета численности
персонала торгового предприятия 20
Заключение 23
Приложение 24
Список литературы 26
Введение
В современных условиях анализ показателей по труду является составной частью анализа финансовой деятельности предприятия. В практической жизни возникает необходимость обеспечения наиболее экономного ведения деятельности торговых предприятий, более эффективного использования трудовых ресурсов. Способность торгового предприятия обеспечить получение прибыли на основе высокой доходности труда персонала характеризуют факторы его экономической результативности. К ним прежде всего относятся факторы, характеризующие численность персонала, степень его занятости и уровень оплаты труда.
Проблема оптимального расчета численности персонала на торговых предприятиях в настоящее время очень актуальна как для России, так и для нашего региона. Умение определять оптимальное количество персонала – залог здоровья предприятия и предпринимательской деятельности.
Объект исследования – предприятия торговли.
Предмет исследования – особенности расчета численности персонала предприятия торговли.
Цель исследования – изучить особенности расчета численности персонала предприятия торговли.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенность системы показателей по труду на предприятиях торговли;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли;
- предложить способы совершенствования расчета численности персонала торгового предприятия.
Глава 1 Расчет численности персонала предприятия торговли
1.1.Система показателей по труду
Понятие персонала торгового предприятия характеризуется его составом [3, 6, 8]
По функциональному составу всех работников можно разделить на три группы. Первая — это персонал управления и специалисты.
Сюда относятся работники, выполняющие функции управления: руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д.
Вторая группа — торгово-оперативный персонал. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети.
Третья группа — это вспомогательный персонал. Сюда относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением, — фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.
Социальная структура персонала анализируется путем выделения работников по социально-демографическим группам: женщины, мужчины по отдельным возрастным группам. При этом анализируется состояние внутреннего рынка труда торговых работников по категориям персонала и выясняются возможности обращения на региональные рынки труда для привлечения недостающих кадров.
Структура и численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности [4, 12]. В связи с этим выделяют работников — собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.
При анализе численности персонала, использования рабочего времени и производительности труда различают списочную, явочную и среднесписочную численность [4, 8, 13].
Списочная численность — это численность всех работников, состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав включаются все работники, приятные на постоянную, сезонную или временную работу.
Явочная численность — это минимальное количество персонала, которое должно обслуживать торгово-технологический процесс.
Среднесписочная численность — это численность персонала, определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год).
Анализ численности персонала производится во взаимосвязи с анализом производительности труда, которая характеризует эффективность использования трудовых ресурсов. В процессе изучения численности и состава работников анализируется их динамика, а также изменение по периодам. Особенно это касается предприятий, торгующих сезонными товарами. В некоторых случаях они имеют постоянный штат ведущих специалистов, а для сезонной торговли привлекают работников по мере необходимости. Имеется опыт создания предприятий с практически меняющимся персоналом. Это дает возможность формировать более гибкую систему профессий и должностей.
Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели [11, 12, 14]:
- численность прошлого и отчетного годов (Ч0 , Ч1);
- товарооборот прошлого и отчетного годов (Т0, Т1);
- производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника — В0, В1).
При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.
Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр ).
Ч0 = Т0 / В0 Чр – Ч0
Чр = Т1 / В0 Ч1 - Чр Ч1 – Ч0
Ч1 = Т1 / В1
Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости ( Чтр ) реализуемых товаров можно определить по формуле:
Чтр = Ч1 – Т1 / (В1 Jmp),
где Jmp — индекс трудоемкости.
Анализ численности персонала предполагает также анализ использования рабочего времени. Рациональное использование рабочего времени, сокращение его потерь не только повышает эффективность использования кадров, но и является важным резервом роста производительности труда. Анализ использования календарного фонда времени работников производится по данным табельного учета. При этом изучаются неявки на работу по отдельным видам [11, 14, 18]:
• ежегодные отпуска;
• отпуска по учебе;
• отпуска по беременности и родам;
• болезни;
• другие неявки, разрешенные законом;
• неявки с разрешения администрации;
• прогулы.
Затем с учетом праздничных и выходных дней определяется число отработанных работниками человеко-часов.
Завершается анализ использования рабочего времени определением недополученного товарооборота в связи с неявками и потерями рабочего времени. При этом определяются недоиспользованная численность работников из-за неявок по болезни и потерь рабочего времени, а также упущенная возможность получения дополнительного товарооборота и прибыли [12, 14, 18].
Недоиспользованная численность работников из-за болезней и потерь рабочего времени = Болезни и потери рабочего времени в год (чел.-дни) / Количество отработанных дней одним работником за год
Объем недополученного товарооборота (тыс. руб.) = Средняя выработка одного работника в анализируемом периоде х Недоиспользованная численность работников из-за болезней и потерь фонда рабочего времени
Объем недополученной прибыли (тыс. руб.) = (Объем недополученного товарооборота х Уровень рентабельности прибыли от реализации) / 100
Успешность любой трудовой деятельности характеризуется ее эффективностью. Эффективность использования трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями:
• производительность труда;
• затраты времени покупателей;
• качество обслуживания и др.
Все эти показатели тесно связаны между собой, поэтому их нужно рассматривать во взаимосвязи.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.
Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам [5, 16, 18]:
Тч = ( Ч / Т ) 100,
где Тч — прирост товарооборота за счет прироста численности;
Ч — прирост численности, %;
T — прирост товарооборота, %;
Tп = 100 - Тч,
где Тп — прирост товарооборота за счет повышения производительности труда.
Рост эффективности деятельности предполагает непременное сокращение затрат времени покупателей, повышение качества торгового обслуживания. Если высокий товарооборот на одного работника получен в результате неукомплектованности продавцами, то он не свидетельствует о росте эффективности труда торговых работников.
На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.
Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов. Совершенствование деятельности торговых предприятий достигается за счет осуществления следующих мероприятий:
• замена морально устаревшего оборудования новым;
• индустриализация доставки и перемещения грузов;
• оснащение предприятий современными весоизмерительными приборами и контрольно-кассовыми аппаратами;
• внедрение новых технологий товародвижения.
Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управлением. К ним относятся:
• совершенствование структуры управления;
• улучшение оперативного управления торгово-технологическими процессами;
• внедрение и развитие информационных систем для закупки товаров;
• развитие услуг, оказываемых покупателям;
• совершенствование организации транспортного, складского хозяйства;
• расширение зон обслуживания покупателей;
• внедрение передовых методов и приемов труда;
• расширение сферы нормирования труда;
• внедрение гибких форм организации труда;
• совершенствование системы экономического стимулирования работников.
Социально-психологические факторы определяются социально-демографическим составом трудовых коллективов, уровнем подготовки, стилем руководства. Современные тенденции развития социального партнерства между участниками трудовой деятельности позволяют строить отношения между работодателем и работником на качественно новом уровне, что способствует достижению более высоких результатов как и в индивидуальном, так и в коллективном труде.
Со стороны работодателя должны быть созданы условия, обеспечивающие безопасность, гигиену и культуру труда. Усиление конкуренции на рынке труда ставит проблему эффективности подготовки и переподготовки торговых кадров.
Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле [2, 9, 18]:
Кпт = ЧП / ФП,
где Кпт — коэффициент прибыльности труда работника;
ЧП — прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;
ФП — прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.
Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам.
1.2. Планирование численности работников
При планировании численности работников нужно предусмотреть рациональное использование трудовых ресурсов, расходов на оплату и затраты на социальные нужды. Все показатели целесообразно увязывать с ростом доходов предприятия и улучшением качества обслуживания покупателей [1, 7, 15].
Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения численности, необходимой для замены временно отсутствующих работников (отпуск, болезнь). При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную численность. При расчете численности этих работников используется показатель условного рабочего места. При его определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного рабочего места (в продовольственной торговле — 20 м2, в непродовольственной — 21,5 м2). В явочную численность входят работники, которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет явочной численности производится по формуле:
Чя = [Рм (Тр + Тпз)] / Тм,
где Чя — явочная численность работников, чел.;
Рм — условное количество рабочих мест, ед.;
Тр — время работы магазина в неделю, ч;
Тпз — время заключительно-подготовительных операций, ч;
Тм — плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.
Для расчета среднесписочной численности используется формула:
Чсс = Чя Тнф / Тпф,
где Чсс — списочная численность работников, чел.;
Чя — явочная численность работников, чел.;
Т нф — полное число рабочих дней на одного работника в год
(номинальный фонд);
Тпф — плановый полезный фонд рабочего времени на одного
работника в год.
Рассчитанная среднесписочная численность продавцов может быть уменьшена с учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими отделами, их заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с учетом режима их работы. Но при этом следует иметь в виду, что при определении численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие факторы, как интенсивность покупательских потоков, спрос населения, его сезонность, а также применение современных технологий продажи товаров [14, 18].
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика
предприятия торговли
2.1. Анализ расчета численности персонала на
предприятии торговли «Снедъ»
Численность персонала — один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить эффективность работы торгового предприятия. Оптимальное соотношение численности персонала позволит максимально эффективно использовать торговый персонал и экономить на издержках по его содержанию, а это в свою очередь приведет к повышению уровня рентабельности торгового предприятия [10, 16, 17].
Нами было проанализировано торговое предприятие «Снедъ». Исследования показали, что:
- Явочная численность торгового персонала в магазине «Снедъ» должна составлять 18 человек, а по данным магазина реально насчитывается 24 человека соотношение этих данные представлено на рисунке 1;
Так как торговое предприятие «Снедъ» является продовольственным магазином и имеет торговую площадь равной 360 м2 , то из расчета 20 м2 на одного сотрудника магазина оптимально получается 18 человек обслуживающего персонала.
Рис. 1 Явочная численность торгового персонала в магазине «Снедъ»
Это свидетельствует о том, что магазин «Снедъ» оплачивает 6 рабочих мест фактически ненужных для эффективной деятельности магазина.
Рассматривая даже один такой показатель расчета численности торгового персонала приходим к выводу, что магазин «Снедъ» рассчитывает не правильно численность персонала, не придерживается принятым нормативам при расчете торгового персонала.
Правильный расчет численности персонала имеет первостепенное значение для каждого отдельного торгового предприятия, оказывает непосредственное влияние на эффективное функционирование торгового предприятия.
2.2. Способы совершенствования расчета численности персонала торгового предприятия (инновация)
Для совершеноствования расчета численности персонала торгового предприятия необходимо использовать показатели в соотношении с другими показателями такими как:
- площадь торгового магазина;
- интенсивность движения посетителей в течении дня;
- использовать технологические достижения облегчающие труд персонала и сокращающие численность персонала.
Для повышения эффективноси расчета численности персонала мы предлагаем расчитывать торговый персонал на основе приведенной таблицы (Приложение 1), где эффективность использования трудовых ресурсов определяется с помощью сравнения текущего года с прошлым годом. Расчет численности персонала определяется с помощью таких показателей как:
1. Товарооборот в фактических ценах, тыс. руб.
2. Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб
3. Средства, направляемые на потребление, тыс. руб.
В том числе:
- расходы на оплату труда в составе издержек обращения
- социальные выплаты и поощрения
4. Среднесписочная численность работников, чел
5. Выработка на одного работника:
- в фактических ценах
- в сопоставимых ценах
6. Расходы на оплату труда в расчете на одного работника, тыс. руб.
7. Средства на потребление в расчете на одного работника
8. Коэффициент соотношения темпов роста выработки и расходов на
труда на одного работника при выработке:
- в фактических ценах
- в сопоставимых ценах
9. Коэффициент соотношения темпов выработки и средств на одного работника:
- в фактических ценах
- в сопоставимых ценах
10. Розничный товарооборот (тыс. руб.):
- на 1 руб. заработной платы
- на 1 руб. средств на потребление
11. Чистая прибыль (тыс. руб.):
- на 1 руб. заработной платы
- на 1 руб. средств на потребление
12. Коэффициент прибыльности труда одного работника
Эти показатели сводятся в общей таблице представленной в Приложении 1. При заполнении этой таблицы любые учреждения торговли смогут эффективно расчитать необходимую численность персонала на торговом предприятии независимо от его формы организации, места расположения, торговой направленности и т.д.
Заключение
В заключение можно отметить, что персонал является важным составляющим звеном в деятельности любого предприятия. Персонал принято делить по: 1) функциональному составу (персонал упрапвления и специалисты; торгово оперативный персонал; вспомогательный персонал); 2) социально-демографическому признаку (пол, возраст).
Численности и структура персонала на торговых предприятиях зависит от форм собственности, масштабов деятельности, размера предприятия.
Для того, что бы выявить эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии, используются определенные показатели от четности джеятельности персонала (например, товарооборот на одного работника и т.д.).
Критерием оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности предприятия, с другой.
В зависимости от каких-либо изменений деятельности торгового предприятия происходит пересмотр и планирование численности его работников. На практике было проведено исследование эффективности расчета численности персонала на предприятии торговли «Снедъ». Анализ показал, что данный магазин ведет не правильный расчет численности персонала и не придерживается принятых нормативов.
Приложение 1
Расчет эффективности использования трудовых ресурсов
Показатели |
Текущий год |
Предшест- вующий год |
1 |
2 |
3 |
1. Товарооборот в фактических ценах, тыс. руб. 2. Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб. 3. Средства, направляемые на потребление, тыс. руб. В том числе: Расходы на оплату труда в составе издержек обращения Социальные выплаты и поощрения 4. Среднесписочная численность работников, чел 5. Выработка на одного работника: в фактических ценах |
1 |
2 |
3 |
в сопоставимых ценах |
||
6. Расходы на оплату труда в расчете на |
||
одного работника, тыс. руб. |
||
7. Средства на потребление в расчете |
||
на одного работника |
||
8. Коэффициент соотношения темпов при |
||
роста выработки и расходов на оплату |
||
труда на одного работника |
||
при выработке: |
||
в фактических ценах |
||
В сопоставимых ценах |
||
9. Коэффициент соотношения темпов прирос |
||
та выработки и средств на потребление |
||
на одного работника при выработке: |
||
в фактических ценах |
||
в сопоставимых ценах |
||
10. Розничный товарооборот (тыс. руб.): |
||
на 1 руб. заработной платы |
||
на 1 руб. средств на потребление |
||
11. Чистая прибыль (тыс. руб.): |
||
на 1 руб. заработной платы |
||
на 1 руб. средств на потребление |
||
12. Коэффициент прибыльности труда |
||
одного работника |
||
Список литературы
1. Беа Ф.К. Экономика предприятия М.:ИНФРА-М, 1999.-928с.
2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.
3. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.
4. Горфинкель В. Я. И др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.
5. Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов. - М.: Экономика, 1997. -220с.
6. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2001.-192с.
7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.
8. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. -М.: Ось-89, 1997.- 176с.
9. Проскуров B.C. Азбука предпринимательства: справочно-практическое руководство. -М.: «Паллада», 1993.
10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.Н. Данько - М.: Инфра - М, 1999. - 256с.
11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т1 - 384с., Т2 - 384с.
12. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. -352с.
13. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.
14. Цзе К.К. Методы эффективной торговли: (опыт «лучшей торговой фирмы года»): Сокр. пер. с англ. /Пер. Б.А. Гольдберга. - М.: Экономика, 1988. - 237с.
15. Шеремет А.Д, Негашев Е.В, Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208с.
16. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова М.:ИНФРА-М,1998.-146с.
17. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. -М.: «Юрист», 1998. -584с.
18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.