Оглавление

Введение                                                                                                        3

Глава 1 Расчеты нормативов товарных запасов  торговых

              предприятий                                                                                    5

           1.1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов         5

           1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов,

                  их уровень и товарооборачиваемость на торговом

                  предприятии                                                                               11

           1.3. Анализ и нормирование товарных запасов

                  торгового предприятия                                                             15

Глава 2 Организационно-экономическая характеристика

             предприятия  розничной торговли                                               22

          2.1. Анализ расчетов нормативов товарных запасов на

                 предприятии торговли «Людмила»                                         22

          2.2. Совершенствование проведения расчетов

                 нормативов товарных запасов на торговом

                 предприятии «Людмила»                                                         24

Заключение                                                                                                 27

Список литературы                                                                                    28

                                                   Введение

Проблема расчета нормативов товарных запасов в настоящее время актуальна как для нашего региона, так и для всей страны. Для эффективного функционирования торгового предприятия необходимо уметь рассчитывать величину товарного запаса, которая должна быть оптимальной для предприятия. Это означает, что запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Умение определять золотую середину составляет сложнейшую задачу для многих торговых предприятий.

Объект исследования – торговое предприятие.

Предмет исследования – особенности расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии.

Цель исследования – изучить особенности расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии.

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и экономическую сущность товарных запасов;

- выявить факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень  и  товарооборачиваемость на торговом предприятии;

- рассмотреть анализ и нормирование товарных запасов торгового предприятия;

- провести анализ расчетов нормативов товарных запасов на  предприятии торговли «Людмила»;

- предложить способы проведения расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии «Людмила».

 

Глава 1 Расчеты нормативов товарных запасов  торговых предприятий

1.1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов

Товарные запасы представляют собой совокуп­ность товарной массы, находящейся в сфере обраще­ния, предназначенной для реализации.

Товарные запасы как категория товарного обраще­ния обеспечивают стабильный процесс обращения то­варов и выполняют определенные функции [2 10 17]:

• являясь формой товарного предложения, удов­летворяют платежеспособный спрос населения;

• характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;

• обеспечивают непрерывность расширенного про­изводства и обращения, в процессе которых про­исходит их образование и расходование.

Товарные запасы образуются на всех стадиях това­родвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими фактора­ми: сезонными колебаниями в производстве и потреб­лении; временем, необходимым для перевозки това­ров от места производства до места продажи; необхо­димостью преобразования производственного ассор­тимента в торговый, что требует подсортировки, под­работки и упаковки; условиями транспортировки то­варов, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возмож­ностями для хранения товаров и др.

Любой товар относится к категории товарного за­паса вплоть до момента продажи. И он является по­стоянно существующей величиной, поскольку товар­ные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйствен­ных условий. Абсолютная величина товарных запа­сов все время изменяется в зависимости от поступле­ния и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они вы­ражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находя­щегося в магазине на определенную дату, и показы­вает, на сколько дней торговли хватит этих запасов [3, 6, 16].

Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на опре­деленную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту соответствующего периода.

Товарные запасы выражаются в натуральных по­казателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимост­ных (в рублях).

Размеры товарных запасов непосредственно связа­ны со скоростью обращения товаров. Ускорение обо­рачиваемости товаров при постоянном объеме това­рооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей мас­сы товарных запасов.

Товарооборачиваемостью называется скорость об­ращения товаров или время, в течение которого реа­лизуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товар­ные запасы находятся в сфере обращения, т. е. коли­чество дней, за которое оборачивается средний товар­ный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по фор­муле средней хронологической [11, 13, 16]:

                                      +x,+...+

                         х = ——————— ,          где

                                         п –1

х — средние товарные запасы;

х1, х2 — товарные запасы на конкретные даты;

n — количество периодов (по остаткам).

Для расчета товарооборачиваемости в днях необ­ходимо средний товарный запас за определенный пе­риод разделить на однодневный товарооборот за этот же период:

                                            Обдн. = х / (Т /об.одн.) ,  где

Обдн. — товарооборачиваемость в днях оборота,

 Т/об.одн. — однодневный товарооборот (руб.).

 Однодневный товарооборот рассчитывается по фор­муле:

                        Т/об.одн.   = (Т / об) / n,        где 

         Т/об. — товарооборот за указанный период,

n — количество дней в периоде.

Пример. Рассчитать товарооборачиваемость за I квартал торгового предприятия, если товарные за­пасы составили в тыс. руб. на 1.01. — 420, 1.02. — 290, 1.03. — 200, 1.04. — 330, а товарооборот за этот квартал — 1260 тыс. руб.

Однодневный товарооборот за этот квартал ра­вен 14 тыс. руб. (1260 : 90), средний товарный запас – 288 тыс. руб.  (420 + 290 + 200+330), товарооборачиваемость равна 20,6 дн. (228 : 14).

Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары на­ходились на этом предприятии с момента поступле­ния до момента их реализации.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показы­вает, сколько раз оборачивается средний товарный за­пас в анализируемом периоде.

Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный за­пас за анализируемый период. В нашем примере: при объеме товарооборота 1260 тыс. руб. средний товар­ный запас обернется в течение квартала 4,4 раза (1260 :  288).

Показатели времени и скорости товарного обраще­ния взаимосвязаны, причем обратной пропорциональ­ной зависимостью. Увеличение скорости и уменьше­ние времени товарного обращения позволяют осуще­ствить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.

Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгово­го предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельнос­ти, а замедление — об ухудшении его работы.

Товарооборачиваемость можно ускорить в основ­ном за счет совершенствования экономической работы магазина и всей торгово-коммерческой деятельности [1, 4, 9].

Экономическое содержание процесса товарообо-рачиваемости состоит в кругообороте товаров и сме­не формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завы­шения количества товарных запасов. Излишек товар­ных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расхо­ды по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем то­варооборота, степень удовлетворения потребностей населения.

Товарные запасы торговых предприятий классифи­цируют по следующим признакам:

• по месту нахождения различают товарные запа­сы в предприятиях торговли, в промышленнос­ти, в пути;

• по назначению товарные запасы делят на запа­сы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения по­вседневной потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления харак­терна сезонность производства и потребления от­дельных товаров. К товарам сезонного накопле­ния относят меховые товары, картофель, фрук­ты, овощи, елочные украшения и т. д. Товар­ные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;

• по месту нахождения различают товарные запа­сы в предприятиях торговли, в промышленнос­ти, в пути;

• по срокам товарные запасы подразделяют на за­пасы на начало и конец периода;

• по единицам измерения — абсолютные — (в сто­имостном и натуральном выражении) и относи­тельные — в днях оборота. Товарные запасы целевого назначения предназна­чены для осуществления определенных целевых ме­роприятий.

1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их

уровень и    товарооборачиваемость на торговом предприятии

На величину товарных запасов и товарооборачива­емость оказывает влияние множество факторов внут­ренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что спо­собствует уменьшению товарных запасов, другие за­медляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко мо­жет изыскать резервы ускорения оборачиваемости то­варов, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов.

Важнейшими факторами, влияющими на оборачи­ваемость и величину товарных запасов, являются сле­дующие [7, 13, 17]:

1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, ког­да товарное предложение отстает от покупатель­ского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется. А по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, — изучение покупательского спро­са, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, нали­чие большого размера товарных запасов и уско­ренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный това­рооборот, а следовательно, и размер товарных за­пасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину то­варных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассор­тимент, тем больше товарных запасов. Время об­ращения товаров сложного ассортимента, как пра­вило, превышает время обращения товаров прос­того ассортимента. По товарам сложного ассорти­мента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и готовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

3. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют бремя оборота. По товарам, стойким в хранении, созда­ют большие товарные запасы, к ним можно отне­сти непродовольственные товары сложного ассор­тимента, длительного пользования, а также неско­ропортящиеся продовольственные товары. На от­дельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы со­здавать нельзя.

4. Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся то­варов. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии мень­ших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но не­обходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции про­мышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения тор­говых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому поло­жению время завоза товаров может быть ограни­чено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производи­тели, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку това­ров и чаще производится их завоз.

5. Состояние материально-технической базы и ос­новных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современ­ным оборудованием для хранения товаров, в тор­говом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, создавать их широкий ассорти­мент, обеспечивая сохранность и качество [7, 12, 16].

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рын­ков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и роз­ничными звеньями торговли, уровень цен на конк­ретные товары и товарные группы, организация рек­ламы и продажи товаров, организация труда, квали­фикация кадров и уровень руководства торгово-тех-нологическим процессом и т. п.

Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачивае-мость, улучшая или ухудшая эти показатели.

1.3. Анализ и нормирование товарных запасов торгового предприятия

При изучении товарных запасов на торговом пред­приятии традиционно применяют следующие методы анализа и учета [1, 8, 10, 18]:

1. Инвентаризация, т. е. сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по от­дельным товарным группам и товарам. Данные подсчеты оцениваются в действующих ценах и сво­дятся в общую сумму. Инвентаризация представ­ляет собой большой трудоемкий процесс, связан­ный с закрытием предприятия на время его прове­дения, что влияет на объем товарооборота и сни­жает доходы.

2. Оперативный учет, или снятие остатков, т.е. сверка фактического наличия товаров с данными товар­ного отчета. Этот метод не обеспечивает точнос­ти, т. к. основан на пересчете не товаров, а товар­ных мест (мешков, коробок, рулонов и т. п.). Ко­личество товаров определяется путем пересчета с учетом соответствующих норм по действующим ценам.

3. Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товаро­оборота:

                                 31 + П = Р + Др + 32,    где

31 — товарные запасы на началу анализируемого пе­риода (руб.);

П — поступление товаров в анализируемом периоде

(руб.);

Р — реализация или объем товарооборота в данном периоде (руб.);

Др — документированный расход товаров за анализи­руемый период, не являющийся продажей (руб.);

32 — товарные запасы на конец анализируемого пери­ода (руб.).

Этот метод позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями. Но он имеет недостаток — отсутствие возможности исключить из расчетов некоторые неус­тановленные потери, что дриводит к искажению сум­мы запасов. Чтобы исключить неточности, необходи­мо данные балансового учета систематически сопостав­лять с данными инвентаризации и снятия остатков.

Анализируя товарные запасы, торговое предприя­тие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нор­мативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости обо­рачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в осно­ву разработки конкретных мероприятий по улучше­нию состояния товарных запасов и ускорению обора­чиваемости, по повышению эффективности коммер­ческой деятельности торгового предприятия.

Анализ товарных запасов проводят путем сравне­ния их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают тем­пы изменения товарных запасов.

Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позво­ляет определить, в какой мере в анализируемом пе­риоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улуч­шению развития товарооборота [ 14, 17].

В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого ка­чества, и выясняют причины образования сверх­нормативных или заниженных по сравнению с нор­мативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнор­мативных запасов приводит к сокращению товарообо­рота, уменьшению доходности предприятия, замора­живанию средств, вложенных в товарные запасы. За­ниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборо­та, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных за­пасов за конкретный период (квартал, год). Мы уже отмечали, что товарооборачиваемость оказывает су­щественное влияние на результаты коммерческой де­ятельности торгового предприятия. Следовательно, при выявлении значительных отклонений товарообо-рачиваемости от норматива (ускорение или замедле­ние) проводят анализ по тем товарам, которые имеют наибольший удельный вес в товарообороте магазина. Если в магазине накопились товары, не пользующие­ся спросом, то это послужит причиной замедления товарооборачиваемости и увеличения товарных запа­сов. При необоснованном ускорении товарооборачиваемости целесообразно проверить наличие товарных запасов по всем ассортиментным группам.

Важным этапом анализа является установление влияния на изменение товарооборачиваемости и то­варных запасов важнейших факторов (объем и структу­ра товарооборота, частота и организация завоза и т. д.).

Результаты анализа используются для планирова­ния и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объемов деятельности и чис­ленности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планиру­ют их очень приблизительно. Средние и крупные тор­говые предприятия не могут отказаться от планиро­вания и нормирования товарных запасов, т. к. эти по­казатели являются отправными моментами для опре­деления объемов закупки товаров в ассортиментном разрезе.

Целью планирования и нормирования товарных за­пасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу това­ров широкого ассортимента при наименьших затратах.

В зависимости от наличия экономической инфор­мации и ряда других условий нормирование товар­ных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы статистический, технико-экономический, нормативный и экономико-математический методы. Чаще всего в торговле используют метод технико-эко­номических расчетов, он является достоверным и точ­ным. Отдельно планируются и нормируются элемен­ты, соответствующие стадиям пути товаров от момен­та поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов [2, 3, 15, 16].

Вся масса товарных запасов разбивается на следу­ющие элементы: время на приемку и подготовку то­варов к продаже; время пребывания товара в форме рабочего торгового запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).

Время для приемки и подготовки товаров к прода­же определяется путем хронометража, а время пре­бывания товарных запасов в форме рабочего торгово­го запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен посто­янно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупа­телям, и запаса текущего пополнения, предназначен­ного для обеспечения бесперебойной продажи.

Для определения первой части торгового запаса ус­танавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножа­ют эти величины и к полученному произведению при­бавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сум­му делят на среднедневной оборот по этой группе то­варов.

Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам слож­ного ассортимента. Норма второй части торгового за­паса традиционно принимается в половинном разме­ре оптимальной партии поставки товаров. Это соот­ношение объясняется тем, что во время завоза запасы отдельных товаров колеблются от максимума (в мо­мент завоза) до минимума (накануне завоза).

Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спро­са — до 100% торгового запаса; по другим товарам — до 50% торгового запаса.

Таким образом, результатом технико-экономиче­ского метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула [3, 13, 17]:

                                            Н = П + Зр + Зс,

где Н — норматив товарного запаса (по товарной груп­пе);

П — время на приемку, подготовку к продаже;

Зр — рабочий торговый запас;

Зс — страховой запас.

Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результа­тов определяют норматив по торговому предприятию в целом.

Глава 2  Организационно-экономическая характеристика предприятия

розничной торговли

2.1. Анализ расчетов нормативов товарных запасов на  предприятии торговли «Людмила»

Рассмотрим методику расчета товарных запасов в днях на примере торгового предприятия «Людмила».

Товарные запасы на 1 сентября в сумме составили 310 тыс. руб., а товарооборот на сентябрь — 595 тыс. руб. Отсюда среднедневной товарооборот сентября составит 19,8 тыс. руб. (595 : 30), размер товарных запасов в днях будет равен 15,6 (310 : 19,8). Этот же результат можно получить, умножив сумму товарных запасов на количество дней в данном периоде и разделив по­лученное произведение на товарооборот за этот же период: (310 х 30) : 595 = 15,6 дня. Из расчетов вид­но, что при данном объеме товарооборота (при усло­вии бесперебойной продажи этих товаров) имеющих­ся товарных запасов может хватить на 15,6 дня.

Таким образом, торговое предприятие «Людмила» должно пополнять свои запасы приблизительно 2 раза в месяц (30 : 15,6).

Исходя из балансового метода анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии (который был представлен в параграфе 1.3.) рассчитаем балансовую увязку показателей товарооборота магазина «Людмила».

Будем рассчитывать соответственно формуле:

                       31 + П = Р + Др + 32,    где

31 — товарные запасы на началу анализируемого пе­риода (руб.);

П — поступление товаров в анализируемом периоде

(руб.);

Р — реализация или объем товарооборота в данном периоде (руб.);

Др — документированный расход товаров за анализи­руемый период, не являющийся продажей (руб.);

32 — товарные запасы на конец анализируемого пери­ода (руб.).

Итак:  З1 = 310 тыс. руб.;

           П = 661 тыс. руб.

           Р = 595 тыс. руб.

          Др = 158 тыс. руб.

          З2 = 218 тыс. руб.

310 + 661 = 595 + 158 + 218

               971 = 971

Таким образом, получается, что торговое предприятие «Людмила» не имеет не учтенных товарных запасов. Показатели товарооборота находятся в полной балансовой увязке друг с другом.

2.2. Совершенствование проведения расчетов нормативов товарных

запасов на торговом предприятии «Людмила»

При планировании товарных запасов могут быть использованы следующие методы:

- экономико-статистический;

- удельных приращений;

- экономико-математический с использованием теории управления запасами;

- технико-экономических расчетов.

Для совершенствования проведения расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии «Людмила» мы предлагаем использовать метод скользящей средней, который является разновидностью экономико-статистического метода. При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней.

Расчет норматива товарного запаса производится в несколько шагов:

Первый шаг                         Второй шаг                          Третий шаг

   К1ср =  (К1 + К2) / 2

   К2ср =  (К2 + К3) / 2            К4ср =  (К1ср + К2ср ) / 2

   К3ср = (К3 + К4 ) / 2            К5ср =  (К2ср + К3ср ) / 2            К6ср =  (К4ср + К5ср ) / 2

Таблица 1

Расчет норматива товарного запаса на конец планового периода методом скользящей средней для торгового предприятия «Людмила»

Год

Розничный товарооборот, тыс. руб.

Товарный запас

Условное обозначение товарного запаса в днях

Тыс. руб.

Дни оборота

Первый

12200

695

20,5

К1

Второй

13200

620

17,0

К2

Прошлый

14400

664

16,6

К3

Отчетный

16200

708

15,7

К4

Планируемый

17820

792

16,0

К5

Используя данные из таблицы произведем расчеты:

К1ср = (20,5 + 17,0) : 2 = 18,75 дн.;

К2ср = (17,0 + 16,6) : 2 = 16,80 дн.;

К3ср = (16,6 + 15,7) : 2 = 16,15 дн.;

К4ср  = (18,75 + 16,80) : 2 = 17,78 дн.;

К5ср = (16,80 + 16,15) : 2 = 16,50 дн.;

К6ср = (17,78 + 16,50) : 2 = 17,14 дн.

Четвертый шаг – расчет среднегодового изменения товарного        запаса (  ) за весь анализируемый период:

                    =  (Кnср – К1ср_ / (n –1).

В нашем случае:

                    =  (17,14 – 18,75) / (6 – 1) = -0,3 дн.

Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год.

К5 = К3 = 2  = 16,6 + (-0,3 . 2) = 16,0 дн. 

ТЗпл = 17820 / 360 .  16,0 = 792 тыс. руб.

Таким образом, использование метода скользящей средней позволит торговому предприятию «Людмила» правильно рассчитывать нормативы товарного  запаса, что приведет к эффективному функционированию данного предприятия на рынке.

                                                  Заключение

В ходе исследования было выяснено, что товарными запасами называется совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначенной для реализации. Размер товарного запаса зависит от скорости обращения товара.

На величину товарного запаса влияет ряд факторов, таких как: колебание спроса, объем розничного товарооборота, потребительские и физико-химические свойства товаров, частота и организация завоза товаров и т.д.

На каждом предприятии должен проводиться анализ и учет товарных запасов, а так же должны определяться их нормативы. Нормирование товарных запасов проводится двумя путями: 1) расчет нормы товарных запасов в днях; 2) расчет плановой суммы товарных запасов (планирование товарных запасов). Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой.

Результаты эмпирического исследования показали, что на анализируемом предприятии ведется полный учет товарных запасов и правильный расчет их нормативов. Однако, для совершенствования проведения расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии «Людмила» нами было предложено применение метода скользящей средней и рассмотрен конкретный пример его применения.

                                        Список литературы

1. Беа Ф.К. Экономика предприятия М.:ИНФРА-М, 1999.-928с.

2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

3. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.

4. Горфинкель В. Я. И др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

5. Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов. - М.: Экономика, 1997. -220с.

6. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2001.-192с.

7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.

8. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. -М.: Ось-89, 1997.- 176с.

9. Проскуров B.C. Азбука предпринимательства: справочно-практическое руководство. -М.: «Паллада», 1993.

10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.Н. Данько - М.: Инфра - М, 1999. - 256с.

11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т1 - 384с., Т2 - 384с.

12. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. -352с.

13. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.

14. Цзе К.К. Методы эффективной торговли: (опыт «лучшей торговой фирмы года»): Сокр. пер. с англ. /Пер. Б.А. Гольдберга. - М.: Экономика, 1988. - 237с.

15. Шеремет А.Д, Негашев Е.В, Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208с.

16. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова М.:ИНФРА-М,1998.-146с.

17. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. -М.: «Юрист», 1998. -584с.

18. Экономика  и организация  деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.