Оглавление
Введение 3
Глава 1 Расчеты нормативов товарных запасов торговых
предприятий 5
1.1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов 5
1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов,
их уровень и товарооборачиваемость на торговом
предприятии 11
1.3. Анализ и нормирование товарных запасов
торгового предприятия 15
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика
предприятия розничной торговли 22
2.1. Анализ расчетов нормативов товарных запасов на
предприятии торговли «Людмила» 22
2.2. Совершенствование проведения расчетов
нормативов товарных запасов на торговом
предприятии «Людмила» 24
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Проблема расчета нормативов товарных запасов в настоящее время актуальна как для нашего региона, так и для всей страны. Для эффективного функционирования торгового предприятия необходимо уметь рассчитывать величину товарного запаса, которая должна быть оптимальной для предприятия. Это означает, что запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Умение определять золотую середину составляет сложнейшую задачу для многих торговых предприятий.
Объект исследования – торговое предприятие.
Предмет исследования – особенности расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии.
Цель исследования – изучить особенности расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и экономическую сущность товарных запасов;
- выявить факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии;
- рассмотреть анализ и нормирование товарных запасов торгового предприятия;
- провести анализ расчетов нормативов товарных запасов на предприятии торговли «Людмила»;
- предложить способы проведения расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии «Людмила».
Глава 1 Расчеты нормативов товарных запасов торговых предприятий
1.1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов
Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции [2 10 17]:
• являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
• характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
• обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров и др.
Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов [3, 6, 16].
Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту соответствующего периода.
Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях).
Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.
Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической [11, 13, 16]:
+x,+...+
х = ——————— , где
п –1
х — средние товарные запасы;
х1, х2 — товарные запасы на конкретные даты;
n — количество периодов (по остаткам).
Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:
Обдн. = х / (Т /об.одн.) , где
Обдн. — товарооборачиваемость в днях оборота,
Т/об.одн. — однодневный товарооборот (руб.).
Однодневный товарооборот рассчитывается по формуле:
Т/об.одн. = (Т / об) / n, где
Т/об. — товарооборот за указанный период,
n — количество дней в периоде.
Пример. Рассчитать товарооборачиваемость за I квартал торгового предприятия, если товарные запасы составили в тыс. руб. на 1.01. — 420, 1.02. — 290, 1.03. — 200, 1.04. — 330, а товарооборот за этот квартал — 1260 тыс. руб.
Однодневный товарооборот за этот квартал равен 14 тыс. руб. (1260 : 90), средний товарный запас – 288 тыс. руб. (420 + 290 + 200+330), товарооборачиваемость равна 20,6 дн. (228 : 14).
Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации.
Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде.
Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период. В нашем примере: при объеме товарооборота 1260 тыс. руб. средний товарный запас обернется в течение квартала 4,4 раза (1260 : 288).
Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.
Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление — об ухудшении его работы.
Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования экономической работы магазина и всей торгово-коммерческой деятельности [1, 4, 9].
Экономическое содержание процесса товарообо-рачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:
• по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;
• по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;
• по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;
• по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода;
• по единицам измерения — абсолютные — (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные — в днях оборота. Товарные запасы целевого назначения предназначены для осуществления определенных целевых мероприятий.
1.2. Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их
уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии
На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов.
Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие [7, 13, 17]:
1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется. А по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, — изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.
2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и готовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
3. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют бремя оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
4. Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.
5. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество [7, 12, 16].
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-тех-нологическим процессом и т. п.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачивае-мость, улучшая или ухудшая эти показатели.
1.3. Анализ и нормирование товарных запасов торгового предприятия
При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно применяют следующие методы анализа и учета [1, 8, 10, 18]:
1. Инвентаризация, т. е. сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам. Данные подсчеты оцениваются в действующих ценах и сводятся в общую сумму. Инвентаризация представляет собой большой трудоемкий процесс, связанный с закрытием предприятия на время его проведения, что влияет на объем товарооборота и снижает доходы.
2. Оперативный учет, или снятие остатков, т.е. сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчета. Этот метод не обеспечивает точности, т. к. основан на пересчете не товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т. п.). Количество товаров определяется путем пересчета с учетом соответствующих норм по действующим ценам.
3. Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:
31 + П = Р + Др + 32, где
31 — товарные запасы на началу анализируемого периода (руб.);
П — поступление товаров в анализируемом периоде
(руб.);
Р — реализация или объем товарооборота в данном периоде (руб.);
Др — документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей (руб.);
32 — товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).
Этот метод позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями. Но он имеет недостаток — отсутствие возможности исключить из расчетов некоторые неустановленные потери, что дриводит к искажению суммы запасов. Чтобы исключить неточности, необходимо данные балансового учета систематически сопоставлять с данными инвентаризации и снятия остатков.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.
Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота [ 14, 17].
В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Мы уже отмечали, что товарооборачиваемость оказывает существенное влияние на результаты коммерческой деятельности торгового предприятия. Следовательно, при выявлении значительных отклонений товарообо-рачиваемости от норматива (ускорение или замедление) проводят анализ по тем товарам, которые имеют наибольший удельный вес в товарообороте магазина. Если в магазине накопились товары, не пользующиеся спросом, то это послужит причиной замедления товарооборачиваемости и увеличения товарных запасов. При необоснованном ускорении товарооборачиваемости целесообразно проверить наличие товарных запасов по всем ассортиментным группам.
Важным этапом анализа является установление влияния на изменение товарооборачиваемости и товарных запасов важнейших факторов (объем и структура товарооборота, частота и организация завоза и т. д.).
Результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объемов деятельности и численности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планируют их очень приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия не могут отказаться от планирования и нормирования товарных запасов, т. к. эти показатели являются отправными моментами для определения объемов закупки товаров в ассортиментном разрезе.
Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах.
В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы статистический, технико-экономический, нормативный и экономико-математический методы. Чаще всего в торговле используют метод технико-экономических расчетов, он является достоверным и точным. Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов [2, 3, 15, 16].
Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего торгового запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).
Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.
Для определения первой части торгового запаса устанавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножают эти величины и к полученному произведению прибавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сумму делят на среднедневной оборот по этой группе товаров.
Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам сложного ассортимента. Норма второй части торгового запаса традиционно принимается в половинном размере оптимальной партии поставки товаров. Это соотношение объясняется тем, что во время завоза запасы отдельных товаров колеблются от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза).
Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса — до 100% торгового запаса; по другим товарам — до 50% торгового запаса.
Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула [3, 13, 17]:
Н = П + Зр + Зс,
где Н — норматив товарного запаса (по товарной группе);
П — время на приемку, подготовку к продаже;
Зр — рабочий торговый запас;
Зс — страховой запас.
Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика предприятия
розничной торговли
2.1. Анализ расчетов нормативов товарных запасов на предприятии торговли «Людмила»
Рассмотрим методику расчета товарных запасов в днях на примере торгового предприятия «Людмила».
Товарные запасы на 1 сентября в сумме составили 310 тыс. руб., а товарооборот на сентябрь — 595 тыс. руб. Отсюда среднедневной товарооборот сентября составит 19,8 тыс. руб. (595 : 30), размер товарных запасов в днях будет равен 15,6 (310 : 19,8). Этот же результат можно получить, умножив сумму товарных запасов на количество дней в данном периоде и разделив полученное произведение на товарооборот за этот же период: (310 х 30) : 595 = 15,6 дня. Из расчетов видно, что при данном объеме товарооборота (при условии бесперебойной продажи этих товаров) имеющихся товарных запасов может хватить на 15,6 дня.
Таким образом, торговое предприятие «Людмила» должно пополнять свои запасы приблизительно 2 раза в месяц (30 : 15,6).
Исходя из балансового метода анализа и учета товарных запасов на торговом предприятии (который был представлен в параграфе 1.3.) рассчитаем балансовую увязку показателей товарооборота магазина «Людмила».
Будем рассчитывать соответственно формуле:
31 + П = Р + Др + 32, где
31 — товарные запасы на началу анализируемого периода (руб.);
П — поступление товаров в анализируемом периоде
(руб.);
Р — реализация или объем товарооборота в данном периоде (руб.);
Др — документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей (руб.);
32 — товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).
Итак: З1 = 310 тыс. руб.;
П = 661 тыс. руб.
Р = 595 тыс. руб.
Др = 158 тыс. руб.
З2 = 218 тыс. руб.
310 + 661 = 595 + 158 + 218
971 = 971
Таким образом, получается, что торговое предприятие «Людмила» не имеет не учтенных товарных запасов. Показатели товарооборота находятся в полной балансовой увязке друг с другом.
2.2. Совершенствование проведения расчетов нормативов товарных
запасов на торговом предприятии «Людмила»
При планировании товарных запасов могут быть использованы следующие методы:
- экономико-статистический;
- удельных приращений;
- экономико-математический с использованием теории управления запасами;
- технико-экономических расчетов.
Для совершенствования проведения расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии «Людмила» мы предлагаем использовать метод скользящей средней, который является разновидностью экономико-статистического метода. При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней.
Расчет норматива товарного запаса производится в несколько шагов:
Первый шаг Второй шаг Третий шаг
К1ср = (К1 + К2) / 2
К2ср = (К2 + К3) / 2 К4ср = (К1ср + К2ср ) / 2
К3ср = (К3 + К4 ) / 2 К5ср = (К2ср + К3ср ) / 2 К6ср = (К4ср + К5ср ) / 2
Таблица 1
Расчет норматива товарного запаса на конец планового периода методом скользящей средней для торгового предприятия «Людмила»
Год |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
Товарный запас |
Условное обозначение товарного запаса в днях |
|
Тыс. руб. |
Дни оборота |
|||
Первый |
12200 |
695 |
20,5 |
К1 |
Второй |
13200 |
620 |
17,0 |
К2 |
Прошлый |
14400 |
664 |
16,6 |
К3 |
Отчетный |
16200 |
708 |
15,7 |
К4 |
Планируемый |
17820 |
792 |
16,0 |
К5 |
Используя данные из таблицы произведем расчеты:
К1ср = (20,5 + 17,0) : 2 = 18,75 дн.;
К2ср = (17,0 + 16,6) : 2 = 16,80 дн.;
К3ср = (16,6 + 15,7) : 2 = 16,15 дн.;
К4ср = (18,75 + 16,80) : 2 = 17,78 дн.;
К5ср = (16,80 + 16,15) : 2 = 16,50 дн.;
К6ср = (17,78 + 16,50) : 2 = 17,14 дн.
Четвертый шаг – расчет среднегодового изменения товарного запаса ( ) за весь анализируемый период:
= (Кnср – К1ср_ / (n –1).
В нашем случае:
= (17,14 – 18,75) / (6 – 1) = -0,3 дн.
Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год.
К5 = К3 = 2 = 16,6 + (-0,3 . 2) = 16,0 дн.
ТЗпл = 17820 / 360 . 16,0 = 792 тыс. руб.
Таким образом, использование метода скользящей средней позволит торговому предприятию «Людмила» правильно рассчитывать нормативы товарного запаса, что приведет к эффективному функционированию данного предприятия на рынке.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что товарными запасами называется совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначенной для реализации. Размер товарного запаса зависит от скорости обращения товара.
На величину товарного запаса влияет ряд факторов, таких как: колебание спроса, объем розничного товарооборота, потребительские и физико-химические свойства товаров, частота и организация завоза товаров и т.д.
На каждом предприятии должен проводиться анализ и учет товарных запасов, а так же должны определяться их нормативы. Нормирование товарных запасов проводится двумя путями: 1) расчет нормы товарных запасов в днях; 2) расчет плановой суммы товарных запасов (планирование товарных запасов). Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой.
Результаты эмпирического исследования показали, что на анализируемом предприятии ведется полный учет товарных запасов и правильный расчет их нормативов. Однако, для совершенствования проведения расчетов нормативов товарных запасов на торговом предприятии «Людмила» нами было предложено применение метода скользящей средней и рассмотрен конкретный пример его применения.
Список литературы
1. Беа Ф.К. Экономика предприятия М.:ИНФРА-М, 1999.-928с.
2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.
3. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.
4. Горфинкель В. Я. И др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.
5. Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов. - М.: Экономика, 1997. -220с.
6. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2001.-192с.
7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.
8. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. -М.: Ось-89, 1997.- 176с.
9. Проскуров B.C. Азбука предпринимательства: справочно-практическое руководство. -М.: «Паллада», 1993.
10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.Н. Данько - М.: Инфра - М, 1999. - 256с.
11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т1 - 384с., Т2 - 384с.
12. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. -352с.
13. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.
14. Цзе К.К. Методы эффективной торговли: (опыт «лучшей торговой фирмы года»): Сокр. пер. с англ. /Пер. Б.А. Гольдберга. - М.: Экономика, 1988. - 237с.
15. Шеремет А.Д, Негашев Е.В, Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208с.
16. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова М.:ИНФРА-М,1998.-146с.
17. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. -М.: «Юрист», 1998. -584с.
18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.