Оглавление
Введение 3
Глава 1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности 4
1.1. Таможенная политика государства: сущность
и основные направления 4
1.2. Таможенные пошлины, их функции и виды 9
Глава 2 Таможенная политика Российской Федерации 16
2.1. Сущность таможенной политики в России 16
2.2. Методика определения таможенных доходов 20
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.
Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности распространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфику предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.
В системе регулирования внешних экономических связей приоритетное место занимают средства экономического характера, и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществляются экспортно-импортные операции.
Объект исследования – доходы бюджета.
Предмет исследования – особенности таможенной политики государства.
Цель исследования – изучить особенности таможенной политики государства.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и основные направления таможенной политики государства;
- проанализировать функции и виды таможенных пошлин;
- выявить сущность таможенной политики в России;
- изучить методику определения таможенных доходов.
Глава 1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности
1.1. Таможенная политика государства: сущность и основные направления
Развитие любой страны трудно представить без ее участия в международном разделении труда. Одни страны специализируются в производстве сельскохозяйственной продукции. Другие создают высокоточные технологии, являются, например, крупнейшими производителями автомобилей, судов и т.д. На этой основе возникает необходимость в торговле между различными странами. Однако этот процесс проходит не стихийно. Он регулируется как международным внешнеторговым законодательством, так и законодательством каждой отдельной страны, которая заинтересована в проникновении на рынки других стран, но свой рынок старается защитить от вторжения конкурентоспособной продукции. Основным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок являются таможенные пошлины.
Таможенная пошлина — это косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну и вывозимых из нее. В настоящее время доля поступлений от взимания таможенных пошлин в доходной части бюджета развитых стран составляет примерно 10-20%. В России в разные годы вклад таможенников составлял от 20 до 30% доходной части федерального бюджета. В 1999 году — это 91 251,2 млн. рублей или 19,26% в доходах федерального бюджета [5].
Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.
Различают два вида таможенной политики:
а) протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на ввозимые товары;
б) свободная торговля, основная особенность которой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных пошлинах.
Важным средством осуществления таможенной политики является таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.
Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования целесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоинства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, которая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле [16; 18].
Уровень развития разных стран не может быть равным, и совершенной конкуренции в международной торговле не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие аргументы:
- временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;
- введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;
- протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы;
- необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимости, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости страны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности [19].
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, в частности непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.
Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.
Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В краткосрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или сохранению национального производства. Вместе с тем ослабление конкуренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенствованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замедляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, переплачивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.
Отмеченное, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отмены импортного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением деятельности Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Со времени вступления в силу ГАТТ импортные таможенные пошлины в развитых странах были снижены более чем на 3/4, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров «Токийского раунда», их средняя величина составила 4,7% [1].
В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных таможенных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торговле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, технологического уровня.
В то же время большинство развитых стран стремится сохранить таможенную защиту для обеспечения возможности развития наименее конкурентоспособных отраслей как источник поступлений средств в государственный бюджет. К отказу от таможенной защиты не готовы и развивающиеся страны, рассматривающие ее как средство охраны своей экономики, неконкурентной по сравнению с национальными хозяйствами развитых стран.
При этом существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставка тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать национальный рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами,
Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство имеет финансовые возможности для структурной перестройки экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров отдельные отрасли прекратят существование, то на организацию новых производств, борьбу с безработицей потребуется гораздо больше средств. Чтобы получить необходимые средства, государству придется либо вводить дополнительные налоги, либо прибегать к государственным займам.
Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большинстве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сырья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты и самые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных таможенных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют соответственно:
а) на сырьевые товары 1,8%; 1,6%; 1,4%;
б) на полуфабрикаты 6,1%; 6,2%; 6,3%;
в) на готовые изделия 7,0%; 7,0%; 6,4% [7].
Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развивающихся странах варьирует в пределах 38-40%.
Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях [6]:
- при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства. Производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;
- при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов;
- когда страна-импортер обладает властью монопсонии1, в этом случае поставщики продукции, как правило, вынуждены идти на снижение цен, уменьшение или полную отмену своих пошлин;
- если производство некоторой отечественной продукции является предметом национального престижа.
1.2. Таможенные пошлины, их функции и виды
Таможенная пошлина выполняет три основные функции:
а) фискальную, то есть функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);
б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);
в) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам) [2; 15].
Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты классификации пошлин:
1. По объекту обложения:
1.1. Импортные.
1.2. Экспортные.
1.3. Транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны).
2. По способу взимания:
2.1. Адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров).
2.2. Специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара).
2.3. Комбинированные (сочетают оба вида таможенного обложения).
3. По характеру происхождения:
3.1. Автономные (являются максимальными по размеру и применяются к товарам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования).
3.2. Конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными).
4. По специфичности применения:
4.1. Антидемпинговые.
4.2. Специальные.
4.3. Компенсационные.
4.4. Преференциальные.
5. По времени действия:
5.1. Генеральные.
5.2. Временные.
5.3. Сезонные.
6. По способу исчисления:
6.1. Номинальные (сюда относятся тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе).
6.2. Эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров).
7. По величине и последствиям:
7.1. Запретительные (тариф настолько велик, что полностью прерывает международную торговлю).
7.2. Ограничительные (тариф притормаживает международную торговлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-импортных операций).
8. По количеству ставок для одного товара:
8.1. Простые.
8.2. Сложные [16].
Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвен-циальными, так и автономными. Их применение призвано не допустить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам. Демпинг в строго точном понимании определяется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Международный антидемпинговый кодекс.)
Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.
Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получения экспортером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.
Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, происходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.
При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.
Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.
В результате различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую не зависимо от страны происхождения товаров. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и, в принципе, не соответствует современным условиям борьбы на мировом рынке.
Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Пример многоколонного таможенного тарифа РФ представлен в Таблица 1 [3].
Таблица 1
Многоколонный таможенный тариф России
Код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности |
Краткое наименование товара |
Типы ставок импортной таможенной пошлины в % от таможенной стоимости товара |
||
1-й |
2-й |
3-й |
||
37 |
Фото- и кинотовары |
2,5 |
5 |
10 |
В приведенном примере генеральная пошлина составляет 10% (третья колонка), ее величина максимальна. Базовую ставку тарифа представляет пошлина в 5% (вторая колонка). Первая колонка предназначена для пошлин на товары из развивающихся стран. Особыми льготами (беспошлинный ввоз) пользуются товары, происходящие из наименее развитых стран.
Таким образом, таможенный тариф представляет собой сложное и многозначное явление, имеющее не только экономическое, но и политическое измерение. Однако с позиций финансовой науки таможенная пошлина — это одна из разновидностей косвенного налога, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми атрибутами:
- уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;
- таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
- поступления от уплаченных таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов [17].
Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевозчик товара, таможенный брокер. Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количество перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновременно.
Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законодательством устанавливаются Правительством РФ.
Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к перемещаемым через таможенную границу товарам, таможенные сборы за соответствующее оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации.
Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов. Последние уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.
Итак, можно сделать несколько выводов. Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам. Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов федерального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ). В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы. В-четвертых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров.
Вместе с тем таможенная пошлина — особый налог. Она зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами.
Статистика свидетельствует, что фискальная значимость таможенных пошлин в развитых странах снижается. Так, если в США еще в конце XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от таможенных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран.
Глава 2. Таможенная политика Российской Федерации
2.1. Сущность таможенной политики в России
Рыночные реформы в России начались с либерализации внешнеэкономической деятельности, что подразумевало обеспечение свободного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использовании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому рыночному курсу рубля и формирование валютного рынка.
Уже в первом полугодии 1992 г. начала реализовываться либеральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары» [10] было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе товаров на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка.
Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630 «О временном импортном таможенном тарифе» [12] установил с 1 июля 1992 г. ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25% таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако существенное падение спроса на отечественную продукцию и углублявшийся экономический спад потребовали увеличения масштаба ставок. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении временного импортного таможенного тарифа» [13] предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некоторые товары, по которым стали применяться специальные ставки.
Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары (НДС взимался по ставке 20%, акциз - от 10 до 90%).
Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и, прежде всего, на энергоносители в 1992 г. были введены экспортные пошлины. Цель этой меры — сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже мировых для постепенной адаптации отечественных предприятий к открытию национальной экономики; уменьшение инфляции издержек; изъятие для общественных нужд дифференциальной ренты, которая в противном случае присваивалась бы экспортерами или зарубежными потребителями; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.
В 2000 г. экспортные пошлины взимались при вывозе из России нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, бумаги, картона, жемчуга, драгоценных камней и драгметаллов, алюминия, черных металлов, отходов и лома цветных металлов.
О динамике поступлений от вывозных и ввозных пошлин в федеральный бюджет дают представление данные Таблицы 2. [16].
Таблица 2
Динамика удельного веса поступлений от таможенных пошлин и сборов в федеральный бюджет в структуре налоговых доходов (%)
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000г. |
25,0 |
13,1 |
5,8 |
8,8 |
22,8 |
25,5 |
Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не только характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин, но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.
Верховный Совет РФ Законом от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе» [4], разработанном в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО, определил содержание и характер действия таможенного тарифа РФ. Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 был введен в действие Таможенный кодекс РФ [11].
Согласно российскому законодательству, основными целями таможенного тарифа являются:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Закон РФ «О таможенном тарифе» [4] закрепляет целостность экономического пространства и обеспечивает единство таможенной политики, таможенного законодательства и таможенной службы. Предусматривается верховенство норм международных соглашений, участницей которых является Россия, над положениями, содержащимися в законе, то есть подтверждается главенство международного права над национальным.
Законом предусмотрено, что в нашей стране применяются адвалорные, специфические и комбинированные виды ставок пошлин. Особыми видами пошлин являются специальные, антидемпинговые и компенсационные. Закон устанавливает порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного тарифа и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности.
Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины:
- транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов;
- предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;
- товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;
- валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях;
- товары, подлежащие обращению в собственность государства;
- товары, представляющие собой гуманитарную помощь;
- товары, предназначенные для оказания технического содействия;
- товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;
- товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.
Законом РФ «О таможенном тарифе» [4] допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях — освобождения от пошлины [20].
Таможенный кодекс РФ [11] устанавливает порядок организации и деятельности таможенных органов, механизм и правила таможенного контроля.
К компетенции таможенных органов (к ним, помимо ГТК России, относятся региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) как сборщика налогов относятся следующие полномочия:
а) по сбору таможенных платежей;
б) по предоставлению отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей;
в) по принятию мер для уплаты таможенных платежей и выбору способа обеспечения;
г) по принудительному взысканию таможенных платежей;
д) по привлечению к ответственности за неуплату и несвоевременную уплату таможенных платежей;
е) по возврату излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей;
ж) по определению объекта налога (принимает решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости).
2.2. Методика определения таможенных доходов
В основу методики исчисления таможенных доходов положено определение таможенной стоимости товара, которая составляет нало-гооблагаемую базу. Под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством порядке и используемая в целях таможенного обложения, то есть в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо для иных таможенных целей, таких, как таможенная статистика, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.
Введение правил определения таможенной стоимости позволяет таможенным органам успешно реализовывать одну из основных своих функций — фискальную, так как тем самым обеспечивается полнота поступлений доходов от взыскания таможенных платежей в федеральный бюджет [8].
В России определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» [4] и другими нормативными документами [5; 9; 11]. Система определения таможенной стоимости в РФ основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.
Таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу России. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товара.
Законом установлено шесть методов определения таможенной стоимости для ввозимых товаров (ст. 19-24 соответственно):
1) метод по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) метод по цене сделки с идентичными товарами;
3) метод по цене сделки с однородными товарами;
4) метод вычитания стоимости;
5) метод сложения стоимости;
6) резервный метод.
Метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Для его реализации используются данные, содержащиеся в счете-фактуре, а также сведения о некоторых иных суммах расходов (стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования, комиссионных и брокерских вознаграждений, плата за использование объектов интеллектуальной собственности).
Как показывает опыт, этот метод оценки используется в 90% импортных сделок. Однако в некоторых случаях его применение не допускается. Это те случаи, когда продавец и покупатель исключительно связаны в бизнесе и в своих взаимоотношениях, что серьезно может повлиять на цену.
Под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
- один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
- частники сделки являются совладельцами предприятия;
- частники сделки связаны трудовыми отношениями;
- один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
- оба участника сделки находятся под непосредственным или косвенным контролем третьего лица;
- участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
- один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
- участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Кроме того, цена сделки не может быть базой определения таможенной стоимости, если она зависит от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, и если не подтверждены документально либо не определены количественные данные, используемые декларантом.
При невозможности использовать первый метод декларант должен избрать один из оставшихся пяти путем последовательных проб, то есть если таможенная стоимость не может быть определена посредством использования второго по счету метода, то применяется третий и т. п.
Применение произвольной последовательности допускается только при использовании методов вычитания и сложения стоимости (четвертый и пятый методы).
Метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. Суть данного метода заключается в том, что таможенная стоимость ввозимых (оцениваемых) товаров определяется путем использования соответствующих данных из сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена декларантом по методу 1 и принята таможенным органом.
Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
а) физические характеристики;
б) качество;
в) репутация на рынке;
г) страна происхождения;
д) производитель.
Этот метод может применяться только при соблюдении следующих условий: во-первых, идентичные товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации; во-вторых, идентичные товары ввезены одновременно с оцениваемыми или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; в-третьих, идентичные товары ввезены примерно в том же количестве и на таких же коммерческих условиях.
При этом таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов по доставке до территории РФ, комиссионного и брокерского вознаграждений, понесенных покупателем лицензионных платежей и других расходов, перечисленных выше в первом методе и включаемых в цену сделки. Эта корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.
В случае, если при применении этого метода выявлено более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости применяется самая низкая из них.
Метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами. При использовании этого метода оценки в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но тем не менее имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Данный метод применяется с учетом следующих положений:
а) используются принципы второго метода;
б) товары не считаются однородными с оцениваемыми товарами, если они не произведены в той же стране;
в) принимаются во внимание товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, только в том случае, если нет идентичных или однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых товаров;
г) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы выполнены в России [14].
Метод оценки таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Таможенная оценка по этому методу базируется на цене единицы товара, по которой оцениваемые товары (идентичные или однородные) продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Исчисление таможенной стоимости осуществляется следующим образом. Из цены единицы товара вычитаются:
- расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида;
- сумма ввозимых таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом и продажей товаров;
- обычные расходы, понесенные в Российской Федерации в связи с транспортировкой, страхованием, погрузочно-разгрузочными работами.
Остаток, полученный после вычитания, принимается в качестве таможенной стоимости товара.
Метод оценки таможенной стоимости на основе сложения стоимости. В данном случае за основу таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителями в связи с производством оцениваемого товара;
- общих затрат, характерных для импорта в Россию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы России и других затрат;
- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Россию таких товаров.
Резервный метод оценки таможенной стоимости. В случае, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
Этот метод применяется и в том случае, если таможня аргументирование считает, что предыдущие методы определения таможенной стоимости товаров не могут быть использованы.
Сумма таможенной пошлины определяется умножением ставки адвалорной таможенной пошлины на таможенную стоимость. Ставки таможенных пошлин являются едиными и в равной мере применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности [16].
Кроме таможенных пошлин при переходе товара через таможенную границу взимаются другие налоги и сборы:
1) НДС;
2) акцизы;
3) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензии;
4) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
5) таможенные сборы за таможенное оформление (0,1% в рублях и 0,05% в валюте от таможенной стоимости товара);
6) таможенные сборы за хранение товаров;
7) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
8) плата за информирование и консультирование;
9) плата за участие в таможенных аукционах;
10) плата за принятие предварительного решения;
11) сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК РФ;
12) другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ [15; 16].
Таким образом, в стоимость ввезенного товара включаются расходы по транспортировке товара, суммы пошлин и налогов, взимаемых при импорте. Импортные товары облагаются налогами уже на границе страны назначения и сопровождаются ими, формируя цену для потребителя.
Заключение
По завершению работы можно сделать некоторые выводы. В ходе исследования было выявлено, что внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Поскольку таможенная политика направлена на достижение конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами, то она, несомненно, является составной частью внешнеэкономической политики. С помощью определенного арсенала мер государство может способствовать ми методами: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитанием стоимости; сложением стоимости; резервным методом.
Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и ближнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело Российской Федерации будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности опирается на научно обоснованную внешнеэкономическую политику, современное законодательство и разработанные на его основе нормативные акты.
Таможенная политика и налоги являются важнейшими инструментами влияния на цены ввозимых и вывозимых товаров.
Список литературы
1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. – М.: Экономика, 1997.-423с.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2000.-348с.
3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.-466с.
4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. №5003-1.
5. Закон РФ «О федеральном бюджете» от 22 января 1999 г. № 36-ФЗ.
6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.-427с.
7. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М.:Экзамен, 2000.-266с.
8. Общая теория денег и кредита: Учебник/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-374с.
9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, возимых на территорию Российской Федерации» от 05.11.92 г. №856.
10. Постановление Правительства РФ «О таможенных пошлинах на импортные товары» от 15.01.1992 г. №32.
11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г. №5221-1.
12. Указ Президента РФ «О временном импортном таможенном тарифе» от 14.06.1992 г. №630.
13. Указ Президента РФ «О частичном изменении временного импортного таможенного тарифа» от 07.08.1992 г. №825.
14. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/Под ред. В.К.Сенчагова и др. — М.: Проспект, 1999.-402с.
15. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабатини. – М.: Перспектива, 2000.-520с.
16. Финансы: Учебник/Под ред. В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захарова,2001.-640.
17. Финансы: Учебник/Под ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995.-382с.
18. Финансы. Учебник/Под ред. Л.А.Дробозиной. — М.: ЮНИТИ,2000.-482с.
19. Финансы: Учеб. пособие/Под ред. А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2000.-386с.
20. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы, 1998.-524с.