Оглавление

Введение                                                                                                          3

Глава 1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности        4

          1.1. Таможенная политика государства: сущность

                 и основные направления                                                               4

          1.2. Таможенные пошлины, их функции и виды                               9

Глава 2 Таможенная политика Российской Федерации                            16

          2.1. Сущность таможенной политики в России                               16

          2.2. Методика определения таможенных доходов                          20

Заключение                                                                                                    28

Список литературы                                                                                       29

                                                  Введение

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разно­видность предпринимательской деятельности в области международ­ного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результата­ми интеллектуальной деятельности.

Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности рас­пространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнетор­гового законодательства, учитывающие специфику предприниматель­ской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приори­тетное место занимают средства экономического характера, и в пер­вую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осу­ществляются экспортно-импортные операции.

Объект исследования – доходы бюджета.

Предмет исследования – особенности таможенной политики государства.

Цель исследования – изучить особенности таможенной политики государства.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и основные направления  таможенной политики государства;

- проанализировать функции и виды таможенных пошлин;

- выявить сущность таможенной политики в России;

- изучить методику определения таможенных доходов.

Глава 1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности

1.1. Таможенная политика государства: сущность и основные направления

Развитие любой страны трудно представить без ее участия в ме­ждународном разделении труда. Одни страны специализируются в производстве сельскохозяйственной продукции. Другие создают высокоточные технологии, являются, например, крупнейшими производителями автомобилей, судов и т.д. На этой основе возни­кает необходимость в торговле между различными странами. Од­нако этот процесс проходит не стихийно. Он регулируется как ме­ждународным внешнеторговым законодательством, так и законо­дательством каждой отдельной страны, которая заинтересована в проникновении на рынки других стран, но свой рынок старается защитить от вторжения конкурентоспособной продукции. Основ­ным средством ограничения доступа иностранных товаров на внутренний рынок являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина — это косвенный налог, взимаемый с това­ров, ввозимых в страну и вывозимых из нее. В настоящее время до­ля поступлений от взимания таможенных пошлин в доходной части бюджета развитых стран составляет примерно 10-20%. В России в разные годы вклад таможенников составлял от 20 до 30% доходной части федерального бюджета. В 1999           году — это 91 251,2 млн. руб­лей или 19,26% в доходах федерального бюджета [5].

Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разно­видностью налогообложения, государство-импортер создает предпо­сылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз това­ров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики:

а) протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на вво­зимые товары;

б) свободная торговля, основная особенность кото­рой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных по­шлинах.

Важным средством осуществления таможенной политики являет­ся таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.

Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования це­лесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоин­ства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, кото­рая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле [16; 18].

Уровень развития разных стран не может быть равным, и совер­шенной конкуренции в международной торговле не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие ар­гументы:

- временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет соз­дать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от ме­ждународной конкуренции;

- введение защитных мер выгодно местным производителям то­варов, конкурирующих с импортом;

- протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспе­чить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промыш­ленность сырье и материалы;

- необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимо­сти, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости стра­ны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности [19].

Средства регулирования внешней торговли могут принимать раз­личные формы, в частности непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются полу­чение дополнительных финансовых средств (как правило, для разви­вающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более ти­пично для развитых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экс­портном таможенных тарифах.

Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В крат­косрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или со­хранению национального производства. Вместе с тем ослабление кон­куренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенст­вованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способ­ность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замед­ляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, перепла­чивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издерж­ки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

Отмеченное, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отме­ны импортного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением деятельно­сти Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Со времени вступления в силу ГАТТ импортные таможенные пошлины в развитых странах были снижены более чем на 3/4, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров «Токийского раунда», их средняя величина составила 4,7% [1].

В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных тамо­женных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торгов­ле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособ­ность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, технологического уровня.

В то же время большинство развитых стран стремится сохранить таможенную защиту для обеспечения возможности развития наименее конкурентоспособных отраслей как источник поступлений средств в государственный бюджет. К отказу от таможенной защиты не готовы и развивающиеся страны, рассматривающие ее как средство охраны своей экономики, неконкурентной по сравнению с национальными хо­зяйствами развитых стран.

При этом существует обратно пропорциональная зависимость ме­жду уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставка тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключе­нием, защищать национальный рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами,

Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство име­ет финансовые возможности для структурной перестройки экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров отдельные отрасли прекратят существование, то на организацию новых производств, борьбу с безработицей потребуется гораздо больше средств. Чтобы получить не­обходимые средства, государству придется либо вводить дополнительные налоги, либо прибегать к государственным займам.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предостав­ляя одним отраслям избирательную защиту, а другим открывая путь к международной конкуренции. В настоящее время в большинстве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сы­рья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты и самые высокие — на готовые изделия. Так, средние ставки импортных тамо­женных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют соответ­ственно:

а) на сырьевые товары 1,8%; 1,6%; 1,4%;

б) на полуфабри­каты 6,1%; 6,2%; 6,3%;

в) на готовые изделия 7,0%; 7,0%; 6,4% [7].

Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развиваю­щихся странах варьирует в пределах 38-40%.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях [6]:

- при действительном ограничении импорта и создании отечест­венным производителям условий для развития производства. Произ­водители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и бла­годаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;

- при проведении тщательного анализа и избирательной полити­ки установления высоких и низких тарифов;

- когда страна-импортер обладает властью монопсонии1, в этом случае поставщики продукции, как правило, вынуждены идти на снижение цен, уменьшение или полную отмену своих пошлин;

- если производство некоторой отечественной продукции являет­ся предметом национального престижа.

1.2. Таможенные пошлины, их функции и виды

Таможенная пошлина выполняет три основные функции:

а) фискальную, то есть функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспорт­ным пошлинам);

б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

в) балансировоч­ную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта това­ров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам) [2; 15].

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты клас­сификации пошлин:

1. По объекту обложения:

1.1.  Импортные.

1.2.  Экспортные.

1.3. Транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны).

2. По способу взимания:

2.1. Адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров).

2.2. Специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара).

2.3. Комби­нированные (сочетают оба вида таможенного обложения).

3. По характеру происхождения:

3.1. Автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые происхо­дят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режи­мом наибольшего благоприятствования).

3.2. Конвенциальные (при­меняются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользую­щихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятство­вания в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с ме­ждународными договорами и являются минимальными).

4. По специфичности применения:

4.1. Антидемпинговые.

4.2. Специ­альные.

4.3. Компенсационные.

4.4. Преференциальные.

5. По времени действия:

5.1. Генеральные.

5.2. Временные.

5.3. Се­зонные.

6. По способу исчисления:

6.1.  Номинальные (сюда относятся та­рифные ставки, указанные в таможенном тарифе).

6.2. Эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные това­ры, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импорт­ные узлы и детали этих товаров).

7. По величине и последствиям:

7.1. Запретительные (тариф на­столько велик, что полностью прерывает международную торговлю).

7.2. Ограничительные (тариф притормаживает международную тор­говлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-им­портных операций).

8. По количеству ставок для одного товара:

8.1. Простые.

8.2. Сложные [16].

Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвен-циальными, так и автономными. Их применение призвано не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам. Демпинг в строго точном понимании опреде­ляется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документа­цию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используют­ся косвенные доказательства демпинга. Например, международные ор­ганизации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Меж­дународный антидемпинговый кодекс.)

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защит­ной меры для отечественных производителей от иностранных конку­рирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления фак­та запрещенного международным законодательством получения экс­портером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются понижен­ным размером ставок и применяются в отношении товаров, происхо­дящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводят­ся на определенный период времени (например, на период примене­ния экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вто­рых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходя­щим из разных стран.

В результате различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую не зависимо от страны происхождения товаров. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и, в принципе, не соответствует современным условиям борьбы на ми­ровом рынке.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому то­вару устанавливает две или большее число ставок таможенных по­шлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степе­ни, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Пример многоколонного таможенного тарифа РФ представлен в Таблица 1 [3].

Таблица 1

Многоколонный таможенный тариф России

Код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности

Краткое наименование товара

Типы ставок импортной таможенной пошлины в % от таможенной стоимости товара

1-й

2-й

3-й

37

Фото- и кинотовары

2,5

5

10

В приведенном примере генеральная пошлина составляет 10% (третья колонка), ее величина максимальна. Базовую ставку тарифа представляет пошлина в 5% (вторая колонка). Первая колонка пред­назначена для пошлин на товары из развивающихся стран. Особыми льготами (беспошлинный ввоз) пользуются товары, происходящие из наименее развитых стран.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой сложное и многозначное явление, имеющее не только экономическое, но и политическое измерение. Однако с позиций финансовой науки тамо­женная пошлина — это одна из разновидностей косвенного налога, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Таможенная по­шлина обладает всеми основными налоговыми атрибутами:

- уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;

- таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

- поступления от уплаченных таможенных пошлин не предназна­чены для финансирования конкретных государственных расходов [17].

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщи­ком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевоз­чик товара, таможенный брокер. Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количество перемещае­мых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновре­менно.

Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законо­дательством устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к перемещаемым че­рез таможенную границу товарам, таможенные сборы за соответст­вующее оформление уплачиваются до или одновременно с приняти­ем таможенной декларации.

Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов. Последние уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отноше­нии товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлени­ях, таможенные платежи уплачиваются государственному предпри­ятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета тамо­женных органов.

Итак, можно сделать несколько выводов. Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам. Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов феде­рального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ). В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы. В-четвер­тых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров.

Вместе с тем таможенная пошлина — особый налог. Она зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экс­портных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами.

Статистика свидетельствует, что фискальная значимость тамо­женных пошлин в развитых странах снижается. Так, если в США еще в конце XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не пре­вышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступле­ний от таможенных пошлин и в бюджете подавляющего большинст­ва промышленно развитых стран.

Глава 2. Таможенная политика Российской Федерации

2.1. Сущность таможенной политики в России

Рыночные реформы в России начались с либерализации внешне­экономической деятельности, что подразумевало обеспечение свобод­ного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использо­вании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому ры­ночному курсу рубля и формирование валютного рынка.

Уже в первом полугодии 1992 г. начала реализовываться либе­ральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. в соответст­вии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных по­шлинах на импортные товары» [10] было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе то­варов на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка.

Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630 «О временном импортном таможенном тарифе» [12] установил с 1 июля 1992 г. ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25% таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако существенное падение спроса на отечест­венную продукцию и углублявшийся экономический спад потребова­ли увеличения масштаба ставок. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении временного импортного та­моженного тарифа» [13] предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некото­рые товары, по которым стали применяться специальные ставки.

Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары (НДС взимался по ставке 20%, ак­циз - от 10 до 90%).

Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и, прежде всего, на энер­гоносители в 1992 г. были введены экспортные пошлины. Цель этой меры — сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже ми­ровых для постепенной адаптации отечественных предприятий к от­крытию национальной экономики; уменьшение инфляции издержек; изъятие для общественных нужд дифференциальной ренты, которая в противном случае присваивалась бы экспортерами или зарубежны­ми потребителями; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.

В 2000 г. экспортные пошлины взимались при вывозе из России нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, бумаги, карто­на, жемчуга, драгоценных камней и драгметаллов, алюминия, черных металлов, отходов и лома цветных металлов.

О динамике поступлений от вывозных и ввозных пошлин в фе­деральный бюджет дают представление данные Таблицы 2. [16].

Таблица 2

Динамика удельного веса поступлений от таможенных пошлин и сборов в федеральный бюджет в структуре налоговых доходов (%)

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000г.

25,0

13,1

5,8

8,8

22,8

25,5

Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не толь­ко характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин, но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.

Верховный Совет РФ Законом от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О та­моженном тарифе» [4], разработанном в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО, определил содержание и характер действия таможенного тарифа РФ. Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 был введен в действие Таможенный кодекс РФ [11].

Согласно российскому законодательству, основными целями та­моженного тарифа являются:

1) рационализация товарной структу­ры ввоза товаров в Россию;

2) поддержание рационального соотно­шения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на тер­ритории Российской Федерации;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

4) защита экономики Российской Федерации от неблаго­приятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Закон РФ «О таможенном тарифе» [4] закрепляет целостность эконо­мического пространства и обеспечивает единство таможенной полити­ки, таможенного законодательства и таможенной службы. Предусмат­ривается верховенство норм международных соглашений, участницей которых является Россия, над положениями, содержащимися в зако­не, то есть подтверждается главенство международного права над нацио­нальным.

Законом предусмотрено, что в нашей стране применяются адвалорные, специфические и комбинированные виды ставок пошлин. Особыми видами пошлин являются специальные, антидемпинговые и компенсационные. Закон устанавливает порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного тарифа и связанные с этим действия субъектов внеш­неэкономической деятельности.

Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины:

- транспортные средства для международных перевозок пассажи­ров и грузов;

- предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской про­мысел, а также ввозимая продукция их промысла;

- товары, ввозимые или вывозимые для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств, физиче­скими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких пред­метов на основании международных соглашений;

- валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях;

- товары, подлежащие обращению в собственность государства;

- товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

- товары, предназначенные для оказания технического содействия;

- товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;

- товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной ком­мерческой деятельности.

Законом РФ «О таможенном тарифе» [4] допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок по­шлин или установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образую­щим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из разви­вающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключи­тельных случаях — освобождения от пошлины [20].

Таможенный кодекс РФ [11] устанавливает порядок организации и деятельности таможенных органов, механизм и правила таможенного контроля.

К компетенции таможенных органов (к ним, помимо ГТК Рос­сии, относятся региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты) как сборщика налогов относятся следующие пол­номочия:

а) по сбору таможенных платежей;

б) по предоставлению отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей;

в) по приня­тию мер для уплаты таможенных платежей и выбору способа обес­печения;

г) по принудительному взысканию таможенных платежей;

д) по привлечению к ответственности за неуплату и несвоевремен­ную уплату таможенных платежей;

е) по возврату излишне упла­ченных или взысканных таможенных платежей;

ж) по определению объекта налога (принимает решение о правильности заявленной дек­ларантом таможенной стоимости).

2.2. Методика определения таможенных доходов

В основу методики исчисления таможенных доходов положено определение таможенной стоимости товара, которая составляет нало-гооблагаемую базу. Под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законода­тельством порядке и используемая в целях таможенного обложения, то есть в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей. Кроме того, исчисление таможен­ной стоимости прямо или косвенно необходимо для иных таможен­ных целей, таких, как таможенная статистика, контроль за соблюде­нием устанавливаемых стоимостных квот.

Введение правил определения таможенной стоимости позволяет таможенным органам успешно реализовывать одну из основных сво­их функций — фискальную, так как тем самым обеспечивается пол­нота поступлений доходов от взыскания таможенных платежей в фе­деральный бюджет [8].

В России определение таможенной стоимости товаров осуществ­ляется в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» [4] и другими нормативными документами [5; 9; 11]. Система определения тамо­женной стоимости в РФ основывается на общих принципах тамо­женной оценки, принятых в международной практике.

Таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному ор­гану РФ при перемещении товара через таможенную границу Рос­сии. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товара.

Законом установлено шесть методов определения таможенной стоимости для ввозимых товаров (ст. 19-24 соответственно):

1) ме­тод по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) метод по цене сделки с идентичными товарами;

3) метод по цене сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания стоимости;

5) метод сложения стои­мости;

6) резервный метод.

Метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с ввози­мыми товарами. Для его реализации используются данные, содержа­щиеся в счете-фактуре, а также сведения о некоторых иных суммах расходов (стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования, комиссионных и брокерских вознаграждений, плата за использование объектов интеллектуальной собственности).

Как показывает опыт, этот метод оценки используется в 90% им­портных сделок. Однако в некоторых случаях его применение не до­пускается. Это те случаи, когда продавец и покупатель исключитель­но связаны в бизнесе и в своих взаимоотношениях, что серьезно мо­жет повлиять на цену.

Под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяю­щие хотя бы одному из следующих признаков:

- один из участников сделки (физическое лицо) или должност­ное лицо одного из участников сделки является одновременно долж­ностным лицом другого участника сделки;

- частники сделки являются совладельцами предприятия;

- частники сделки связаны трудовыми отношениями;

- один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;

 - оба участника сделки находятся под непосредственным или косвенным контролем третьего лица;

- участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;

- один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;

- участники сделки или их должностные лица являются родст­венниками.

Кроме того, цена сделки не может быть базой определения тамо­женной стоимости, если она зависит от соблюдения условий, влия­ние которых не может быть учтено, и если не подтверждены доку­ментально либо не определены количественные данные, используе­мые декларантом.

При невозможности использовать первый метод декларант должен избрать один из оставшихся пяти путем последовательных проб, то есть если таможенная стоимость не может быть определена посредством использования второго по счету метода, то применяется третий и т. п.

Применение произвольной последовательности допускается толь­ко при использовании методов вычитания и сложения стоимости (четвертый и пятый методы).

Метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с идентич­ными товарами. Суть данного метода заключается в том, что тамо­женная стоимость ввозимых (оцениваемых) товаров определяется путем использования соответствующих данных из сделки с идентич­ными им товарами, таможенная стоимость которых была определена декларантом по методу 1 и принята таможенным органом.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отно­шениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:

а) физические характеристики;

б) качество;

в) репутация на рынке;

г) страна происхождения;

д) производитель.

Этот метод может применяться только при соблюдении следую­щих условий: во-первых, идентичные товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации; во-вторых, идентичные товары ввезены одновременно с оцениваемыми или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; в-третьих, идентичные товары ввезены   примерно в том же количестве и на таких же коммерческих условиях.

При этом таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расхо­дов по доставке до территории РФ, комиссионного и брокерского воз­награждений, понесенных покупателем лицензионных платежей и дру­гих расходов, перечисленных выше в первом методе и включаемых в цену сделки. Эта корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.

В случае, если при применении этого метода выявлено более од­ной цены сделки по идентичным товарам, то для определения тамо­женной стоимости применяется самая низкая из них.

Метод оценки таможенной стоимости по цене сделки с однород­ными товарами. При использовании этого метода оценки в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Под однородными пони­маются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех от­ношениях, но тем не менее имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данный метод применяется с учетом следующих положений:

а) используются принципы второго метода;

б) товары не считают­ся однородными с оцениваемыми товарами, если они не произведе­ны в той же стране;

в) принимаются во внимание товары, произве­денные не производителем оцениваемых товаров, только в том слу­чае, если нет идентичных или однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых товаров;

г) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опыт­но-конструкторские работы над ними, их художественное оформле­ние, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы выполне­ны в России [14].

Метод оценки таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Таможенная оценка по этому методу базируется на цене единицы товара, по которой оцениваемые товары (идентичные или однородные) продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сдел­ки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Исчисление таможенной стоимости осуществляется следующим образом. Из цены единицы товара вычитаются:

- расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида;

- сумма ввозимых таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом и продажей товаров;

- обычные расходы, понесенные в Российской Федерации в свя­зи с транспортировкой, страхованием, погрузочно-разгрузочными ра­ботами.

Остаток, полученный после вычитания, принимается в качестве таможенной стоимости товара.

Метод оценки таможенной стоимости на основе сложения стои­мости. В данном случае за основу таможенной стоимости принима­ется цена товара, рассчитанная путем сложения:

- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителями в связи с производством оцениваемого товара;

- общих затрат, характерных для импорта в Россию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспорти­ровку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пере­сечения таможенной границы России и других затрат;

- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате постав­ки в Россию таких товаров.

Резервный метод оценки таможенной стоимости. В случае, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларан­том в результате последовательного применения предыдущих мето­дов, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с уче­том мировой практики.

Этот метод применяется и в том случае, если таможня аргумен­тирование считает, что предыдущие методы определения таможен­ной стоимости товаров не могут быть использованы.

Сумма таможенной пошлины определяется умножением ставки адвалорной таможенной пошлины на таможенную стоимость. Ставки таможенных пошлин являются едиными и в равной мере применя­ются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности [16].

Кроме таможенных пошлин при переходе товара через таможен­ную границу взимаются другие налоги и сборы:

1) НДС;

2) акци­зы;

3) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возоб­новление действия лицензии;

4) сборы за выдачу квалификацион­ного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

5) таможенные сборы за тамо­женное оформление (0,1% в рублях и 0,05% в валюте от таможенной стоимости товара);

6) таможенные сборы за хранение товаров;

7) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

8) плата за информирование и консультирование;

9) плата за уча­стие в таможенных аукционах;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК РФ;

12) другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ [15; 16].

Таким образом, в стоимость ввезенного товара включаются рас­ходы по транспортировке товара, суммы пошлин и налогов, взи­маемых при импорте. Импортные товары облагаются налогами уже на границе страны назначения и сопровождаются ими, фор­мируя цену для потребителя.

                                                       Заключение

По завершению работы можно сделать некоторые выводы. В ходе исследования было выявлено, что внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономи­кой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Поскольку таможенная политика направле­на на достижение конкретных экономических целей при взаимо­действии с другими государствами, то она, несомненно, является составной частью внешнеэкономической политики. С помощью определенного арсенала мер государство может способствовать ми методами: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сдел­ки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными това­рами; вычитанием стоимости; сложением стоимости; резервным методом.

Российское таможенное законодательство в своем развитии ши­роко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и ближнего зарубежья. Другой серьез­ной задачей является освоение норм и положений международно­го торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело Российской Федерации будет развиваться в направлении гар­монизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Государственное регулирование внешне­экономической деятельности опирается на научно обоснованную внешнеэкономическую политику, современное законодательство и разработанные на его основе нормативные акты.

Таможенная политика и налоги являются важнейшими инстру­ментами влияния на цены ввозимых и вывозимых товаров.

Список литературы

1. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. – М.: Экономика, 1997.-423с.

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2000.-348с.

3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.-466с.

4. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. №5003-1.

5. Закон РФ «О федеральном бюджете» от 22 января 1999 г. № 36-ФЗ.

6. Международные валютно-кредитные и финансовые отноше­ния: Учебник/Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.-427с.

7. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М.:Экзамен, 2000.-266с.

8. Общая теория денег и кредита: Учебник/Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-374с.

9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, возимых на территорию Российской Федерации» от 05.11.92 г. №856.

10. Постановление Правительства РФ «О таможенных пошлинах на импортные товары» от 15.01.1992 г. №32.

11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г.          №5221-1.

12. Указ Президента РФ «О временном импортном таможенном тарифе» от 14.06.1992 г. №630.

13. Указ Президента РФ «О частичном изменении временного импортного таможенного тарифа» от 07.08.1992 г. №825.

14. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/Под ред. В.К.Сенчагова и др. — М.: Проспект, 1999.-402с.

15. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабатини. – М.: Перспектива, 2000.-520с.

16. Финансы: Учебник/Под ред. В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захарова,2001.-640.

17. Финансы: Учебник/Под ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995.-382с.

18. Финансы. Учебник/Под ред. Л.А.Дробозиной. — М.: ЮНИТИ,2000.-482с.

19. Финансы: Учеб. пособие/Под ред. А.М.Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2000.-386с.

20. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы, 1998.-524с.