СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Формирования прибыли на основе системы

               «взаимосвязь» издержек и реализации продукции:

                теоретический аспект…………………………………………..6

1.1. Экономическая природа прибыли. Система

       показателей прибыли от реализации продукции………….6

1.2. Влияние издержек предприятия на формирование

       прибыли…………………………………………………………11

Глава 2. Динамика себестоимости и формирование прибыли

               в Совхозе «Михайловский»………………………………….18

2.1. Динамика себестоимости продукции и причины

      ее изменения…………………………………………………..18

2.2. Доходность производства зерна

       в совхозе «Михайловский»………………………………….21

Глава 3. Рекомендации по увеличению прибыли  и снижению

               издержек в Совхозе «Михайловский» ……………………..25

Заключение…………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………..32

     

                                                   Введение

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше предприятий различных сфер деятельности. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли - возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии –«зарабатывание прибыли».

Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение в части того, что, сколько и как производить товаров (оказывать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные действия.

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении  максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического  и  социального развития  предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Объект исследования – формирование прибыли.

Предмет исследования – особенности формирования прибыли на основе системы «взаимосвязь» издержек и объема реализации.

Цель исследования – изучить особенности формирования прибыли на основе системы «взаимосвязь» издержек и объема реализации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть экономическую природу прибыли.

2. Изучить систему показателей прибыли от реализации продукции.

3. Выявить влияние издержек предприятия на формирование           прибыли.

4. Проанализировать динамику себестоимости продукции Совхоза «Михайловский» и причины ее изменения.

5. Проанализировать доходность производства зерна в Совхозе       «Михайловский».

6. Разработать рекомендации по снижению издержек предприятия                Совхоз «Михайловский» и увеличению его прибыли.

Методы исследования:

1) теоретические методы – функционально-документальный;

2) практические методы -  контент-анализ документов.

Среди методов научного познания также использованы:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.

 

Глава 1. Формирования прибыли на основе системы «взаимосвязь» издержек и реализации продукции:

теоретический аспект

1.1. Экономическая природа прибыли. Система показателей прибыли от реализации продукции

К общим показателям деятельности предприятия относят прибыль и рентабельность. Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия [3; 15; 20]. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости [19]. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.

По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является прибавочный труд.

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции [16].

Реализация продукции – один из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия и основной  источник дохода и бюджета. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, называются выручкой от реализации [7; 8]. Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть – чистая продукция, или валовой доход. Если исключить из чистой прибыли заработную плату с учетом отчислений на социальное страхование, налог на добавленную стоимость и акцизы, то можно определить прибыль предприятия. Прибыль от реализации товарной продукции является основной формой накопления предприятия.

Плановая прибыль от реализации товарной продукции определяется по формуле:

РП = Qн + ТП – Qk,    (1)

где: РП - объем реализации в оптовых ценах предприятия;

       Qн и Qk   – остатки товарной продукции соответственно на начало и конец года в оптовых ценах предприятия;

        ТП - объем выпуска товарной продукции в плановом периоде в оптовых ценах предприятия [4; 18].

 Предприятия в основном реализуют продукцию по оптовым ценам. Вся прибыль от реализации поступает в их распоряжение. При реализации товарной продукции по оптовым ценам предприятия часть прибыли вносят в государственный бюджет в виде налога на добавленную стоимость и акциза. Налог на добавленную стоимость определяется как произведение оптовой цены минус стоимость материальных затрат на ставку налога, акцизы – как произведение стоимости валовой продукции на ставку акциза.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

- ускорение НТП;

- уровень хозяйствования;

- компетентность руководства и менеджеров;

- конкурентоспособность продукции;

- уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия,  относятся:

- конъюнктура рынка;

- уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы;

- нормы амортизации;

- система налогообложения и др. [1; 11].

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Результаты хозяйственной деятельности оцениваются также по валовой, балансовой и чистой прибыли.

 Балансовая прибыль включает дополнительно к прибыли от реализации прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных непосредственно с основной производственной деятельностью предприятия, прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, различные дивиденды, а также доходы и убытки от прочих хозяйственных операций. В общую сумму внереализационных потерь входят убытки от ликвидации не полностью амортизированного основного капитала. В балансовой прибыли учитываются также льготы по налогу на прибыль.

 Таким образом, балансовая прибыль может быть определена по формуле:

Пб=+Прив.о,  (2)

где: Пр – прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

        Пи – прибыль от реализации имущества предприятия:

        Пв.о – доходы от внереализационных операций [8].

 Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия [2].

Перечень внереализационных прибылей предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых  вложений, доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки  товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящемся на счетах  предприятия.

В балансе предприятия выделяется валовая и чистая прибыль.

Валовая прибыль – разница между доходами и расходами до уплаты налогов – учитывает выручку от реализации основного капитала и другого имущества предприятия [5]. Выручка – это разница между ликвидационной стоимостью и остаточной стоимостью, скорректированной на индекс инфляции [13].

Чистая прибыль – это часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов [1]. Чистая прибыль предприятия рассчитывается по формуле:

                    ЧП = ВП - (Нпр +НДС + Накц + Ним) – Кр,     (3)

где: ВП - валовая прибыль;

       Нпр - налог на прибыль, устанавливаемый исходя из скорректированной балансовой прибыли на ставку налога на прибыль. Балансовая прибыль – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму льгот по прибыли, отчислений в резервный фонд и доходов по акциям;

       НДС, Накц – соответственно налог на добавленную стоимость и акцизы;

       Ним – налог на имущество;

       Кр – проценты за кредиты банка [1].

Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Общая сумма чистой прибыли и ее распределение утверждаются советом предприятия.

Валовая прибыль распределяется по двум направлениям: основная часть отчисляется в бюджет; оставшаяся часть используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей, предусмотренных финансовым планом.

К первоочередным платежам в бюджет относятся [10]:

- налог на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятия и организаций»;

- налог на добавленную стоимость (произведение стоимости материальных ресурсов на ставку налога);

- акцизы; налог на имущество.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется [10]:

- на страховой запас или резервный фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе;

- в фонд развития производства, который включает амортизационный фонд и часть чистой прибыли (авансирование мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии);

- в фонд социального развития производства (строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятий, детских учреждений, поликлиник, объектов культурно-просветительного и медицинского назначения и т.д.);

- в фонд материального поощрения (стимулирование работников предприятия);

- на проценты банковского кредита, которые отчисляются от прибыли для погашения ссуд банков, полученных предприятием на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление мероприятий по освоению и выпуску новой продукции и т.п.

1.2. Влияние издержек предприятия на формирование прибыли

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и издержки, производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность – это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [6].

Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств.

Различают два вида рентабельности:

-                       рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли;

-                       рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли [6; 14].

При формировании цен на продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой прибыли, влияют:

-                       прирост прибыли;

-                       уровень использования основного капитала;

-                       уровень использования оборотных средств [6; 17].

Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции.

Прирост прибыли в результате увеличения объема производства продукции можно рассчитать по следующей формуле:

                           (Qnn – Qб)

                ∆ПQ = -------------------   αпр ,      (4)

                                         100

где: Qпл и  Qб – соответственно плановый и базовый объем производства в оптовых ценах предприятия;

         αпр – прирост прибыли в стоимости валовой продукции в базисном периоде [6].

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли:

                      [(Qnn*αпл - Qбαб)(Rб – Rсс)]

           ∆Па = -----------------------------------------,  (5)

                                     100

где:  αпл, αб – плановый и базовый удельный вес изделий, рентабельность которых превышает средний уровень по предприятию;

            Rб, Rср – повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах [6].

Если в результате сдвигов увеличился удельный вес нескольких высокорентабельных изделий, то общий прирост прибыли определяется как сумма прироста прибыли по каждому изделию:

              

                        ∆ Па= ∆Па1+ ∆Па2+…+ ∆Паi, (6)

где а1, а2 …аi  - изделия с более высокой рентабельностью.

Влияние структурных сдвигов на прирост прибыли может быть рассчитано и по другой формуле:

                                [Пф-(Пплпл)]

                  ∆Па = -----------------------,  (7)

                                      100

где: Пф – плановая прибыль от фактически реализованной продукции в сопоставимых оптовых ценах предприятия;

         Ппл – плановая прибыль от реализации продукции по утвержденному плану;

         Рпл – процент выполнения реализации товарной продукции [5; 6].

Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению стоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости. Для материалоемких отраслей наиболее характерным  является экономия материальных ресурсов, для трудоемких – рост производительности труда, для фондоемких – улучшение использования основного капитала, для энергоемких – экономия топлива и электроэнергии.

 В формализованном виде прирост прибыли можно выразить:

                                       [(Qб - Cб)Qnn]

                         ∆Пс = ----------------------------,   (8)

                                            Qб - Спл

где:  ∆Пс – прирост прибыли в результате снижения себестоимости продукции;

        Сб, Спл – себестоимость продукции в базисном и плановом периоде [6; 9].

При производстве продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой продукции по повышенным ценам прибыль также может возрасти:

                             [Qnn*αпл (Rq + ∆Rq - Rnn)]

             ∆Пк = ------------------------------------------------,  (9)

                                                 100            

где: ∆Пк – прирост прибыли в результате роста оптовых цен из-за повышения качества выпускаемой продукции;

       αпл  –  удельный вес продукции повышенного качества;

       Rq  - рентабельность продукции повышенного качества;

       ∆Rq - прирост рентабельности продукции повышенного качества, %.

        Rnn - средняя рентабельность производства, %.

Рентабельность – это показатель, характеризующий использование основного капитала [12]. На ее уровень большое влияние оказывают стоимость основного капитала и уровень его использования. Уменьшение среднегодовой стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли, приходящейся на 1 руб. основного капитала, и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.

При списании лишнего оборудования прирост рентабельности может быть определен по формуле:

                                    (Пб ∆ОКсп)

                  ∆Rсп = ----------------------------- х 100,   (10)

                              [Окб - (Окб - ∆ОКСП)]

где: Пб – прибыль в базисном периоде;

       ∆ОКсп – уменьшение стоимости основного капитала за счет списания лишнего оборудования;

       ОКб – среднегодовая стоимость основного капитала и оборотных средств в базисном году [6].

Прирост рентабельности производства в результате улучшения использования оборотных средств может быть рассчитан:

                                            Пб∆ОСn

                         ∆Rос = ----------------------,            (11)

                                      [Фб(Фб - ∆ОСn)]      

где:  ∆ОС – снижение стоимости нормируемых оборотных средств:

       

                               ∆Осп = Осб – Оcпл,             (12)

            

                                               (ОCбЧб)

                                 ОСпл = -------------,              (13)

                                                  Чпл

где: Осб и ОСпл – соответственно базовая и плановая среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;

          Чб, Чпл – количество оборотов, совершаемых оборотными средствами в базисном и плановом периоде.

При расчете рентабельности по чистой прибыли дополнительные факторы, влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены снижением абсолютной величины налога.

Анализ результативных показателей хозяйственной деятельности  предприятия позволяет установить причины изменения таких обобщающих показателей, как прибыль и рентабельность, в зависимости от изменения прибыли на единицу выпускаемой продукции, объема реализации, среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, налоговой политики и т.п. [14].

В общем виде чистая прибыль может быть рассчитана по формуле:

           m                   m                      m

Прч =  ∑(Цi –Сi)Qi  -[∑ (ПРвiQiпр+ ∑ (Цi –МЗi)Qi*НДС],   (14)

           i=1                i=1                    i=1

где: Цi  - оптовая цена единицы  i-й номенклатуры продукции, руб.;

        Сi  - полная себестоимость единицы  i-й номенклатуры продукции, руб.;

         Qi - годовой объем  i-й номенклатуры продукции, шт.;

         ПРвi  - валовая прибыль единицы  i-й номенклатуры продукции, т.е. (Цi  - Сi), руб.;

         Нпр – ставка налога на прибыль, принимается равной 12%;

         m – количество номенклатурных позиций продукции                        (=1,2,3…м);

         МЗi  - материальные затраты на производство единицы  i-й номенклатуры продукции в стоимостном выражении, руб.;

         НДС – ставка налога на добавленную стоимость, принимается равной 20%.

В свою очередь, чистая рентабельность производства отражает удельную чистую прибыль, приходящуюся на 1руб.  среднегодовой стоимости производственных фондов:

                                                   ПРч

                                    Rч  = ----------------,  (15)

                                                 ПФср.г.

где: ПФср.г. – среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. сумма среднегодовой стоимости основных производственных фондов ОПФср.г., и нормируемых оборотных средств [6].

         Таким образом, оценка финансового состояния предприятия осуществляется по результатам анализа, что дает возможность реально оценить положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности предприятия.        

Глава 2. Динамика себестоимости и формирование прибыли в Совхозе «Михайловский»

2.1. Динамика себестоимости продукции и причины ее изменения

Анализируемое в данной работе предприятие Совхоз «Михайловский», расположено в Прокопьевском районе, Кемеровской области. Данное предприятие существует на рынке Кемеровской области уже более 40 лет. На сегодняшний день Совхоз «Михайловский» выпускает следующие виды продукции:

- зерновые культуры;

- овощные культуры;

- животноводческую продукцию.

Исходя из теоретической основы экономической эффективности, можно сделать вывод, что залогом ее повышения является снижение себестоимости продукции. Себестоимость продукции, как экономическая категория объединяет все расходы хозяйства в денежной форме, возмещение которых необходимо для осуществления процесса простого производства.

Проанализируем изменение себестоимости зерновых по данным  таблицы 2.1., из которой следует, что себестоимость 1ц. зерновых повысилась в 2005 году незначительно по сравнению с 2004 годом на 0,4 руб/ц. Производственные затраты в 2005 году повысились на 753,8 руб/га или на 21,3%. Уровень оплаты труда резко возрос в 2005 году на 5,4 руб/чел*час или на 771% по сравнению с 2004 годом.

Таблица 2.1.

Уровень себестоимости зерновых и влияющие на него факторы

Показатели

2004г.

2005г.

2005г. в % к 2004г.

Исходные данные

Площадь посева зерновых и зернобобовых (без кукурузы), га

1600

1480

92,5

Валовой сбор зерновых и зернобобовых, ц

24 244

20 262

83,6

Себестоимость зерна, всего тыс.руб.

2488

2087

83,9

В т.ч. оплата труда, тыс.руб.

21,0

184,7

879,5

Затраты труда на зерно, тыс.чел*час

31

30

96,7

Показатели

Себестоимость, р/ц

102,6

103,0

100,4

Факторы:

Производственные затраты на площадь посева зерновых, р/га

3531,2

4285,8

121,4

Урожайность, ц/га

15,2

13,7

90,1

Затраты труда, чел*час/ц

1,3

1,5

116,5

Уровень оплаты труда в зерновом производстве, руб/чел*час

0,7

6,1

871,4

Для того, чтобы выяснить, какие затраты влияют на себестоимость, необходимо рассчитать себестоимость зерновых за 2004 и 2005 гг. (табл. 2.2. и 2.3.).

Таблица 2.2.

Структура себестоимости зерновых в совхозе «Михайловский» в 2004 году

Виды затрат

Всего затрат, тыс.руб

Затраты на 1ц., руб

В % к итогу

Оплата труда

22

0,91

0,97

Семена

274

11,3

12,1

Содержание основных средств

1336

55,1

58,9

Удобрения

1

0,04

0,04

Прочие затраты

613

25,3

27,1

Всего затрат

2264

93,4

100

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают затраты на содержание основных средств. Затем идут семена, они составляют 11,3 руб./ц.

Таблица 2.3.

 Структура себестоимости зерновых в совхозе «Михайловский» в 2005 году

Виды затрат

Всего затрат, тыс.руб.

Затраты на 1ц, руб.

В % к итогу

Оплата труда

189

9,3

8,8

Семена

531

26,2

24,9

Содержание основных фондов

1133

55,9

53,0

Удобрения

20

0,98

0,9

Прочие затраты

263

12,9

12,2

Всего затрат

2136

105,4

100

Из таблицы 2.3. следует, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости зерновых в 2005 году пришелся на содержание основных средств. Оплата труда повысилась на 1,45 руб./ц. или на 18,5%. Затраты на семена возросли на 12,45 руб./ц. или на 90,5%.

2.2. Доходность производства зерна в совхозе «Михайловский»

Окончательный экономический эффект производства оценивается по величине валового дохода и чистого дохода. Эти показатели можно отразить в следующей таблице.

Таблица 2.3.

Эффективность производства зерновых в совхозе «Михайловский»

Показатели

2004 г.

2005 г.

1

2

3

Валовой сбор зерна (без кукурузы), ц

24 244

20 262

Продано зерна, ц

22 328

13 711

Выручено от продажи зерна, тыс. руб.

886

1912

Средняя цена реализации 1ц, руб./ц.

39,7

139.5

Стоимость валовой продукции, руб.

962 487

2 826 549

Себестоимость валового сбора зерна, тыс.руб.

2488

2087

В том числе материальные затраты, руб.

2365

1902

Валовой доход, руб.

960 122

2 824 647

Чистый доход, руб.

-1 525 513

739 549

Валовой доход (руб.) в расчете:

На 1 га посева зерновых

600

1909

На 1 человеко*час

30,9

94,2

продолжение табл. 2.3.

1

2

3

На 100 руб. затрат

17,04

44,5

Чистый доход (руб.) в расчете:

На 1 га посева зерновых

-953,4

499,7

На 1 человеко*час

-49,2

24,7

На 100 руб. затрат

-27,1

11,7

Как видно из таблицы 2.3., в 2004 году производство зерновых носило убыточный характер, а в 2005 году производство из убыточного стало рентабельным, о чем свидетельствует показатель чистого       дохода.

Валовой доход на 1 га посева в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился и составил 1309 руб./га. Валовой доход на                           1 чел*час резко увеличился в 2005 году и составил                                          63,3 руб/чел*час.

Величина валового дохода на 100 руб. затрат также увеличилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 27,46 руб./100 руб. или                      на 161%.

Чистый доход на 1га посева в 2005 году составил 499,7 руб./га, чистый доход на 1 чел*час в 2005 году составил 24,7 руб/чел*час. Показатель чистого дохода на 100 руб. затрат в 2005 году составил 11,7 руб/100 руб. Все показатели чистого дохода в 2005 году значительно превышают показатели за 2004 год, что связано с резким ростом доходности производства в анализируемом хозяйстве.

Показатели товарности зернового производства можно представить следующим образом (табл. 2.4.).

Таблица 2.4.

Показатели товарности производства зерновых

Показатели

2004г.

2005г.

Исходные данные:

Валовая продукция, ц

24 244

20 262

Товарная продукция, ц

22 328

13711

Площадь пашни, га

3494

3618

Площадь посева зерновых, га

1600

1480

Показатели:

Товарная продукция , ц

22 328

13 711

Уровень товарности, %

92,1

67,6

Количество товарной продукции на 100 га пашни., ц/га

639,0

378,9

 

Таким образом, совхоз «Михайловский» реализовал не все зерно, о чем свидетельствует уровень товарности 67,6%. В 2005 году количество товарной продукции снизилось на 8617 ц. или на 30,4%. В результате сокращения товарной продукции произошло сокращение                       количества товарной продукции на 100 га пашни на                                     252,1 ц/га.

Доходность зерновых при производстве показывает такой фактор как рентабельность. Показатели рентабельности представим в виде таблицы 2.5.

Таким образом, производство зерна в 2004 году носило убыточный характер. Убыток от производства зерна составил 1048 тыс. руб. Уровень рентабельности составил –54,2%.

Таблица 2.5.

Расчет показателей рентабельности производства зерновых в совхозе «Михайловский»

Показатели

2004г.

2005г.

Продано зерна, ц

22 328

13 711

Выручка от реализации зерна, тыс.руб.

886

1912

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

1934

1311

Прибыль, тыс. руб.

-1048

601

Прибыль в расчете

А) на 1 га посева зерновых, руб./га

-665

406

Б) на 1 чел*час, руб/чел*час

-33,8

20,0

Уровень рентабельности, %

-54,2

45,8

Средняя цена реализации 1ц, руб.

39,7

139,5

Полная себестоимость 1ц, руб.

86,6

95,6

 

Такой низкий уровень рентабельности был, достигнут в результате высокой себестоимости 1ц. и низкой цены реализации. Ситуация изменилась в 2005 году в сторону улучшения. Хозяйство получило 601 тыс. руб. прибыли. Уровень рентабельности составил 45,8%. Себестоимость выросла по сравнению с 2004 годом на 9 руб./ц. Такое улучшение было достигнуто за счет увеличения цены реализации 1 ц. и за счет улучшения качества продукции.

Глава 3. Рекомендации по увеличению прибыли  и снижению издержек в Совхозе «Михайловский»

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане, эти мероприятия могут быть следующего характера:

- увеличение выпуска продукции;

- улучшение качества продукции;

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

-  диверсификация производства;

- расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы  предприятия необходимо сопоставить результаты  (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Прежде всего, необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятия в целом.

Управление издержками необходимо, прежде всего, для:

- получения максимальной прибыли;

- улучшения финансового состояния предприятия;

- повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

- снижения риска стать банкротом и др.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но, в общем, в ней должны быть отражены следующие моменты:

А) комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов:

- внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию;

- совершенствование нормативной базы предприятия;

- внедрение и использование более прогрессивных материалов;

- комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства;

- улучшение качества продукции и снижение процента банка и др.

Б) мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

В) мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов:

- освобождение предприятия от излишних машин и оборудования;

- сдача имущества предприятия в аренду;

- улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств;

- обеспечение большей загрузки машин и оборудования;

- повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование;

- применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования;

Г) мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы:

- определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение  уровня квалификации;

- обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда;

- совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда;

- механизация и автоматизация всех производственных процессов;

- обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.

Д) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда:

- углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

- внедрение бригадной формы организации производства и труда, внедрение НОТ;

- совершенствование организационной структуры управления предприятия и др.

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации.

Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

   

Заключение

    

В ходе работы было выяснено, что прибыль является одним из показателей  экономической эффективности предприятия. В рыночных отношениях прибыль – это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.

Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

За последние годы структура себестоимости продукции сильно изменилась. На ее изменение повлияли следующие факторы:

  - инфляционные процессы;

  - резкое замедление темпов обновления основных производственных фондов;

  - увеличение процентных ставок по кредитам коммерческих банков;

  - увеличение расходов на рекламу  и др.

  В современных условиях наиболее приемлемым методом планирования себестоимости продукции на предприятии является метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

  Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. Сущность необходимости управления издержками на предприятии сводится к: получению максимальной прибыли; улучшению финансового состояния предприятия; повышению конкурентоспособности предприятия и продукции; снижению риска стать банкротом и других целей.

  Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.

  В рамках проведенного исследования хозяйственной деятельности Совхоза «Михайловский» были получены следующие результаты:

1. При отсутствии видимого увеличения себестоимости продукции (в 2004-2005гг.) произошел рост производственных затрат (на 21,35), а также затрат на оплату труда работникам предприятия (771%) .

2. В 2004 году наблюдался убыточный характер в  производстве зерновых. В 2005 году ситуацию резко изменилась – производство стало рентабельным, о чем свидетельствует показатель чистого дохода.

3. Возрос показатель валового дохода на 1 га посева в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Прирост составил 161%.

4. Все показатели чистого дохода в 2005 году значительно превышают показатели за 2004 год, что связано с резким ростом доходности производства в анализируемом хозяйстве.

5. Уровень товарности совхоза «Михайловский» составил 67,6%, что свидетельствует о неполной реализации зерна. В 2005 году произошло снижение количества товарной продукции на 30,4%.

6. В качестве рекомендаций были предложены:

- мероприятия по более рациональному использованию материальных ресурсов;

- мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

- мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;

- мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;

- мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда.

Список использованной литературы

1. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: Специальная литература, 1995. - 415с.

2. Волков О.Н. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 1998. - 416с.

3. Волков О.Н. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2003. - 602с.

4. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 2003. -345с.

5. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА, 2001. - 435с.

6. Зайцев Н.Л. Экономика организации. – М.: Экзамен, 2000. - 768с.

7. Кикерман Г., Сурганов Б. Популярный экономический словарь. – М.,2000.-С.56.

8. Кэмпбелл, Макконелл К. и др. Экономика. – М.: Республика, 1992. - 288с.

9. Менар К. Экономика организаций.  – М.: ИНФРА-М, 1996. - 160с.

10. Милгром П., Робертс Д. Экономика, организация, менеджмент. – СПб.: Экономическая школа, 2002. - 468с.

11. Мильнер Б.З. Теория организации.  – М.: ИНФРА, 2000. - 480с.

12. Менар К. Экономика организаций. – М.: ИНФРА, 1996. - 160с.

13. Назаренко Н.Т. Экономика сельского хозяйства: микроэкономика сельскохозяйственных предприятий. Учебное пособие. – Воронеж: ВГАУ– УКЦ, 1996. – 216с.

14. Начальный курс рыночной экономики. – М.: Транспорт, 1992. -321с.

15. Рыночная экономика. 200 терминов. – М.: Политиздат, 1991.-402с.

16. Сафронов Н.А. Экономика. – М.: Юрист, 2003. - 584с.

17. Сергеев Н.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 304с.

18. Современный рынок. – М.: МГУ, 2000. - 346с.

19. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997.  - 446с.

20. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика: экономика предприятий. – Ростов-на-Дону, 2000. - 384с.