Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные черты японской модели развития………………………….5
Глава 2. Тенденции социально-экономического развития Японии в 90-е
годы……………………………………………………………………………….15
Глава 3. Экономическая ситуация в Японии в конце 90-х годов, кризис
японской модели экономики…….……………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….44
Приложение………………………………………………………………………45
Список использованной литературы……………………………………………48
Введение
Япония является третьим по экономической мощи центров в мире. На нее приходится около 7% мирового ВВП. Это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. В 1997 г. ВВП на душу населения Японии (по паритету покупательной способности иены к доллару) составил 23 400 долл., и Япония уступала по этому показателю только Швейцарии, США, Люксембургу, Сингапуру и Норвегии.
Япония представляет собой уникальную страну, которая за 50 лет смогла добиться таких результатов, которых не могла добиться ни одна другая страна в мире. Изучение японского феномена является социально-экономически важно.
Объект исследования – модель социально-экономического развития.
Предмет исследования – особенности Японская модель социально-экономического развития.
Цель исследования – изучить особенности Японская модель социально-экономического развития.
Задачи исследования:
- выявить основные черты японской модели развития;
- изучить тенденции социально-экономического развития Японии в 90-е годы;
- рассмотреть экономическую ситуацию в Японии в конце 90-х годов (кризис японской модели экономики).
Глава 1 Основные черты японской модели развития
После переворота 1867-1868 гг. («революция Мэйдзи») Япония за сто лет прошла путь от традиционной феодальной социально-экономической системы до развитой рыночной экономики. Ряд соседей Японии — Южная Корея, Тайвань, Таиланд —| использовали во многом уроки японского пути «догоняющего paзвития».
Для Японии характерен большой социальный слой мелкого предпринимательства. Частные предприятия семейного типа преобладают не только в розничной торговле, общественном питании и других отраслях сферы услуг, но и в обрабатывающей промышленности, строительстве. Так, в обрабатывающей промышленности 74% наемных работников заняты на предприятиях, имеющих до 300 рабочих мест.
Практически без наемного труда обходится сельское хозяйство. В Японии насчитывается 2 млн. 600 тыс. крестьянских хозяйств преимущественно мелких. Средний размер земельных участков — 1,9 га (правда, более половины обрабатываемой земли — поливные участки, дающие два урожая в год). Но только около 17% занимаются исключительно сельским хозяйством. Остальные, пользуясь короткими расстояниями до городов и развитой транспортной сетью, получают большую часть дохода в других отраслях (4, 15).
Для Японии характерен также высокий уровень занятости. Норма безработицы в течение 70-х гг. держалась на уровне 2-2,8% экономически активного населения и только в 90-х гг. превысила планку 3%. Знаменитая японская «система пожизненного найма» с оплатой по стажу - это неформальный институт. Она распространена только на крупных предприятиях и охватывает работников самой высокой квалификации — менеджеров, инженеров не больше 10% всех работающих по найму).
Во многом из-за этого в Японии практически нет рынка труда для высших звеньев управляющих. Карьера менеджера — это пожизненная карьера в одной и той же фирме или ее дочерних компаниях. Представители высшего звена управляющих — это люди, для которых жизненно важны отношения доверия и постоянного партнерства со своими поставщиками, клиентами, банками, что является главной гарантией стабильности фирмы, а вместе с ней самой карьеры менеджера.
Низкая норма безработицы остальных наемных работников объясняется рядом причин (2, 17, 20):
1) традициями социального партнерства, характерными для многих азиатских обществ;
2) хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели дорожат вложениями в «человеческий капитал»;
3) широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день) в торговле и сфере услуг.
Сектор крупных корпораций Японии — это 2,4 тыс. акционерных компаний, котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных компаний — около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и товарищества.
Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемой «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не являются финансово-промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их состав.
Головная компания «кэйрэцу» сочетает собственную производственную деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний, зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс. дочерних и ассоциированных компаний.
Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших, корпораций, как машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электротехнические «Хитати», «Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан», насчитывает по 300—400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются японскими ТНК.
Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы — бесприбыльные организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с учетов местных организаций мелкого бизнеса — более 20 тыс. Общенациональные союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций «Кэйданрэн» (3, 10).
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15—18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы.
Финансовая структура японских корпораций характеризуете к низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.
В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения по всей территории страны (так называемые городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действуют также:
- 129 региональных банков (имеющих отделения только в своих префектурах);
- 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами;
- 3 банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк.
Кроме того, есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства.
«Городские» банки, траст-банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. Понятие «головной банк» промышленной компании неформально и не имеет четкого количественного критерия. В среднем головные банки предоставляют компаниям от 15 до 25% долгосрочных кредитов. Некоторые компании являются постоянными заемщиками двух и более банков, каждый из которых выполняет функцию головного (16, 17, 21).
Как правило, представитель головного банка входит в совет директоров своего постоянного клиента и имеет достаточный доступ к внутренней документации фирмы, ведет основные расчетные счета этого клиента и получает ежедневную информацию о его текущей деятельности. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании (это забота акционеров), а в стабильности ее дохода и отсутствии угрозы банкротства. Известны случаи, когда головные банки группы «спасают» своих клиентов, идут на смягчение условий кредита и проводят санацию компаний-заемщиков, не доводя дело до банкротства (8, 17).
Подобный институт банковского мониторинга компаний-заемщиков сформировался в период высоких темпов экономического роста, когда на денежном рынке длительное время была нехватка ресурсов и условия «рынка продавца» давали банкам возможность выбирать лучших клиентов. В настоящее время напряженность на денежном рынке спала, и банки стали конкурировать в поисках заемщиков. Так, городские банки все больше работают с мелкой клиентурой, отбивая ее у местных банков.
Центральному правительству принадлежат:
- пять казенных (унитарных) предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство);
- 13 банков;
- сеть высших учебных заведений;
- паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства (1, 7).
Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролетный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку).
Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др.
На местном уровне государству принадлежат:
- водопровод и канализация;
- предприятия по сбору и утилизации мусора;
- городской транспорт;
- школы;
- больницы и пр.;
а также:
- несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д. (1, 7, 14).
Таким образом, в Японии, как и в Соединенных Штатах, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Япония - страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.
Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декорация о намерениях и официальный ритуал.
Япония — страна со сравнительно «маленьким» правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26—27% ВВП. Эффективная налоговая ставка (сумма поступлений общенациональных и местных налогов) — 22 - 23% ВВП (15, 19).
Основой доходной части центрального бюджета являются прямые налоги. Налоги на доходы граждан, наследство и дарение дают 42% всей суммы налоговых поступлений, налоги на прибыли предприятий — 26% (1995-1997 гг.). Ставки налога на прибыль невысоки и дифференцированы по размерам предприятий в пределах 26,42—33,48%. Единственный крупный косвенный налог на потребительские товары и услуги взимается по ставке всего 5% розничной цены.
Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18—20%), трансферты региональным администрациям-префектурам (16—18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев (18).
Банк Японии, являющийся эмиссионным центром страны, регулирует денежную массу в обращении и кредитную экспансию банков. Пока корпоративный сектор находился в сильной зависимости от банковского финансирования, Банк Японии устанавливал административные лимиты рефинансирования городских банков путем дисконтирования коммерческих векселей. Через ставку дисконта Банк Японии управлял всей системой ставок денежного рынка.
Глава 2 Тенденции социально-экономического развития
Японии в 90-е годы
Для того чтобы перейти к рассмотрению социально-экономических тенденций развития Японии в 90-х годах, необходимо сначала рассмотреть основные периоды развития и становления экономики Японии.
Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х гг. (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х гг. - 11,3%; 70-х - 4,5%; 80-х - 3,8%; 90-х - 1,8% (оценка). За понижающимися темпами роста стоит смена этапов экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), период высоких темпов (1955—1973 гг.), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974—1989гг.) и структурный кризис 90-х гг. (11, 15).
После поражения Японии во Второй мировой войне американская оккупационная администрация провела в стране серию глубоких институциональных реформ. Как и в Западной Германии, здесь прошла либерализация цен, был стабилизирован бюджет и введен фиксированный валютный курс. Проведенные в Японии институциональные реформы были более масштабными и глубокими, чем в Западной Германии. Оккупационные власти осуществили программу демонополизации экономики, которая состояла из роспуска довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), широкой распродажи их акций, дробления крупнейших промышленных компаний и принятия антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.
Далее, была проведена аграрная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию мелких независимых фермерских хозяйств. Оккупационные власти также перестроили систему государственных предприятий и предприняли финансовое оздоровление частных корпораций и банков. Они провели налоговую реформу, которая обеспечила предприятиям внутренние источники накопления (9, 11).
Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.
Затем был период, когда Япония преодолевала свое техническое отставание от наиболее развитых стран и осваивала технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х гг. на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.
Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой технической основе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Это направление было продиктовано сочетанием следующих факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; отсутствие собственного сырья и топлива; доступность новых технологий; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений.
Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности и, кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями. Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставку по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками (14, 17).
Послевоенный «бум» деторождения дал стране прирост численности населения за 1955-1970 гг. с 90 до 104 млн. человек. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства. Численность занятых в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек, т.е. более чем удвоилась. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрые ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий (их число выросло в полтора раза). Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс.
На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса были личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18—20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949—1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импорта, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае свободного курса иены, и баланс по торговле, и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом.
Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, т.е. осуществлялась промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта, что означало практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики.
Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке, нефтехимии, банковской деятельности и страховании). Специфический японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникал достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот (2).
К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для конкуренции иностранных товаров. В середине 60-х гг. исчезли периодические дефициты торгового баланса. К началу 70-х гг. был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела плавающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перешла к свободному плавающему курсу.
В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973—1974 гг. импортные цены выросли в 2,1 раза, в 1979 — 1980 гг. - на 86% (15).
К тому же в 70-х гг. были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления товарной номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности в конечном счете привели к удорожанию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В результате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капиталоемкого роста. Хотя темп роста снизился более чем наполовину норма накопления осталась очень высокой (около 30% ВВП).
Промышленность Японии начала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была осуществлена серия государственник программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий (6, 12).
По «структурно депрессивным» отраслям в 1978—1988 гг. были выполнены две пятилетние программы, которые помогли частично свернуть те отрасли, где положение предприятий было наиболее тяжелым: выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность. Это были последние программы промышленной политики, ибо потребность промышленности в государственном патернализме ушла в прошлое. Внутреннее производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, стало замещаться импортом. Все более серьезным источником снабжения промышленности становятся зарубежные филиалы и совместные предприятия японских корпораций.
В итоге японская экономика еще глубже интегрируется в мировое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических связей была сильно растянута во времени и дала японским промышленникам возможность, при сильной внутренней конкуренции, основательно подготовиться к конкуренции на международных рынках. Но в мире сформировалось негативное представление о Японии как о стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношение между правительством и деловыми кругами все больше стали восприниматься как признаки протекционистской защиты. В середине 80-х гг. огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношении для Японии.
В 1986 г. правительство Японии признало, что положительное сальдо торгового баланса есть результат структурной диспропорции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономического роста. Но ревальвация иены (а ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала. Зарубежные активы Японии более чем удвоились, резко выросли прямые инвестиции японских компаний. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места (11).
В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,3% (1997 г.). Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов (15).
О степени вовлеченности страны в мировую торговлю принято судить по экспортным и импортным квотам ее экономики. Экспортная квота Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении — 10,4%. Эти значения более чем вдвое ниже соответствующих показателей для всех крупных, стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте Соединенных Штатов Америки. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле дает товарный состав ее экспорта и импорта (Приложение 1).
Как видно из приведенных данных, в экспорте снижается значение промышленных полуфабрикатов (это главным образом стальной прокат и химические продукты). Бытовая электротехника и электроника, легковые автомобили больше не определяют лицо японской внешней торговли: их место заняло производственное оборудование. По данным межотраслевого баланса (1995 г.), на внешний рынок уходит 23,5% продукции японского машиностроения.
Снижение доли импорта сырья и топлива связано с тем, что Япония все меньше нуждается в необработанном сырье: на единицу ВВП в 1996 г. затрачивалось на 38% меньше сырой нефти и вдвое меньше железной руды, чем в 1980 г. Япония увеличила импорт продовольствия (уровень самообеспеченности страны продовольствием сейчас составляет менее 50%), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта еще небольшие. Так, по данным того же межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения.
Главным торговым партнером Японии в настоящее время являются Соединенные Штаты Америки (Приложение 2). В прошлом крупными партнерами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6% в 1980 г. до 6,4% в 1996 г. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии — Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Таиланда. В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК. Поднялось также значение рынков стран с переходной экономикой.
Япония сводит баланс движения капиталов с постоянным отрицательным сальдо, компенсирующим положительный баланс по торговле. Огромный отток капитала (в десятки раз больший, чем приток) идет в форме вложений в краткосрочные ценные бумаги на рынках США, Европы и Азии, а также в облигации американского казначейства, крупнейшим кредитором которого является Япония.
Баланс движения долгосрочных инвестиций и накопленные активов и пассивов также отрицательный. По данным ЮНКТАД объем японских прямых вложений за границей на конец 1997 г. составил 285 млрд. долл., в то время как сумма прямых иностранных вложений в Японии — всего 33 млрд. долл. Эта диспропорция нередко расценивается как свидетельство недостаточной открытости страны.
Более 40% прямых инвестиций за рубежом вложено в Соединенных Штатах в филиалы торговых компаний и банков, в сборочные заводы японских автомобильных и электротехнических компаний, около 18% — в странах Азии. Зарубежные инвестиции Японии удвоились за последние шесть лет.
Еще в 60-х гг. процесс европейской интеграции и успешная индустриализация поставили Японию в положение третьего, после США и Западной Европы, центра экономической мощи (3, 8, 15).
Характер связей Японии с ее ближайшим окружением нередко называют азиатско-тихоокеанской интеграцией. Но это определение неточно. Можно говорить о Японии как о мощном центре притяжения для азиатских стран, как об источнике технологий и капиталов, как о модели развития. Япония стала крупнейшим рынком для наиболее динамичных стран Азии. Фактически это устойчивый неформальный торговый блок. Однако, ограждая свою валюту от рисков, Япония не превратила иену в ключевую валюту для региональных расчетов, которые идут главным образом в долларах США.
Здесь нет европейского переплетения капиталов: из Японии идет односторонний поток капиталов в регион. Миграция рабочей силы — односторонняя в обратном направлении: «гастарбайтеры» едут в Японию, несмотря на ограничения (Япония не предоставляет иностранцам ни статуса беженца, ни гражданства). Для переплетения капиталов и свободного передвижения рабочей силы, на котором строится европейская интеграция, здесь пока нет условий.
Торговля с Советским Союзом никогда не имела существенного значения для японской экономики. Заинтересованность в ней снизилась в 80-х гг., когда потребность Японии в первичном сырье и энергоносителях резко сократилась. После ввода советских войск в Афганистан Япония присоединилась к экономическим санкциям стран Запада против СССР, и это приостановило советско-японские проекты освоения Сибири и Дальнего Востока.
Сразу после распада СССР оборот торговли России с Японией упал на 36%. Сказалось прекращение централизованного импорта, потеря валютных резервов и появление множества новых субъектов экономической деятельности. Начиная с 1993 г. объем торговли восстанавливается, хотя ее характер — обмен российского сырья на японскую промышленную продукцию — не изменился. В японском экспорте в Россию более 2/3 составляют машины и оборудование производственного назначения, а в составе импорта из России более 1/2 приходится на металлургическое сырье (главным образом, цветные металлы), драгоценные металлы и лес, добываемый на российском Дальнем Востоке, где в 80-х гг. с японской помощью были построены специализированные порты (12, 17).
Торговля с Россией понесла очень большой ущерб из-за превращения транзитных контейнерных перевозок через Транссибирскую магистраль. В настоящее время российский импорт из Японии поддерживается программами экономического содействия. Именно в результате осуществления этих программ Япония имеет отрицательный баланс торговли с Россией.
В России выполняется ряд инвестиционных проектов под финансирование японского правительства. Самые крупные — сахалинские нефтегазовые проекты, Южно-Якутский угольный проект, реконструкция радиорелейной линии Москва—Хабаровск. Торгово-экономические связи между Россией и Японией все больше концентрируются на российском Дальнем Востоке.
Является ли Япония такой же либеральной страной, как другие страны Запада? Ряд специалистов дают отрицательный ответ на этот вопрос. Особый характер отношений между частным и государственным секторами японской экономики, протекционистская политика Японии и ее стремление любой ценой расширять свое присутствие на международном рынке вызывают глубокое беспокойство в промышленных кругах стран-конкурентов. Процессы, прямо противоположные тем, что происходят в Соединенных Штатах Америки, привели к тому, что положительное сальдо японского внешнеторгового баланса превратило Японию в крупнейшего кредитора остального мира. Ежегодный прирост внутренних накоплений превышает объем ежегодных инвестиций, что создает благоприятные условия для размещения средств за рубежом, поскольку государственный бюджет практически уравновешен. Поэтому японцы скупают за границей предприятия в самых разных отраслях экономики.
Роль Японии в мире на рубеже нового тысячелетия чаще всего связывают с ее потенциальными возможностями развития новейших технологий. В качестве наиболее приоритетной задачи страны японское правительство рассматривает рост научно-технического потенциала. В то же время наиболее значительным препятствием превращения Японии в лидирующую технологическую державу является некоторое отставание в области фундаментальных исследований.
В результате принятых шагов Япония в конце 80-х гг. уже занимала второе место (после ФРГ) по доле ассигнований на НИОКР. В 1986 г. был образован японский центр ключевых технологий, приоритетом которого является информационное обеспечение как основной критерий технологической мощи державы. Процесс информатизации японской экономики и общества продолжает развиваться по нарастающей. Был разработан План построения информационного общества до 2000 г., выполнение которого обеспечит всеобщую информатизацию. Прогнозируется, что до 2000 г. Япония будет выделять 3,5% своего ВВП на исследования и разработки, в то время как США- 3% (3, 10, 17).
Японию часто называют страной XXI в. Сегодняшняя Япония фактически является, по определению многих специалистов, действующей моделью экологической ситуации, которая может сложиться в будущем в любой стране. Для решения проблемы «от технологии очистки — к чистой технологии» еще в 1981 г. была утверждена крупная программа под названием «Базовая технология промышленности следующего поколения». Она состоит из трех разделов: новые материалы, биотехнология, новые электронные приборы, которые должны обеспечить научными разработками промышленность 90-х гг.
С экологической точки зрения, поставлена задача перехода к 2000 г. от технологий, эксплуатирующих природу, к технологиям, взаимодействующим с ней. Основная задача будущего — научиться у природы работать по замкнутому циклу. На этих направлениях достигнуты определенные успехи. Так, по данным центра «Чистая Япония», около 107 тыс. т, или 50% отходов перерабатывающей промышленности могут эффективно использоваться в качестве ресурсов. В этой связи еще при планировании изделия его проектировщики решают проблему, как вернуть в новое производство отработанные детали и узлы. Например, фирма «Денсо», которая обеспечивает электронную «начинку» автомобилей «Тоета», смогла заявить о том, что у производимых ею изделий нет деталей, которые не могли бы быть использованы повторно.
Согласно логике многонациональных корпораций, крупнейшие японские фирмы вступили в фазу глобализации своих капиталовложений, создавая интегрированное производство в мировом масштабе. Для этого они смело переносят производство на территорию иностранных государств. Так, несмотря на сокращение импорта японских автомобилей в Соединенные Штаты, их доля в американском парке постоянно увеличивается благодаря деятельности японских автомобильных заводов на территории США.
Япония превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира: в США и Западной Европе. Благодаря достижениям технологической мысли в таких областях, как электроника, новые материалы и т.д., японские промышленные корпорации являются грозными конкурентами для американских и западноевропейских предприятий. Однако не следует забывать, что ВВП Японии составляет лишь половину от ВВП Соединенных Штатов Америки и ЕС. С этой точки зрения, несмотря на мощь и эффективность японской экономики, эта страна является скорее партнером, чем противником других промышленно развитых стран Запада.
Резкий спад промышленного производства, начавшийся в Японии в 1991 г., прекратился в конце 1993 — начале 1994 гг. Япония оказалась единственной развитой индустриальной страной, способной к проведению либеральной налогово-бюджетной политики. В 1992 г. она имела положительное сальдо государственного бюджета, что позволило в 1994 г. принять дополнительный бюджет в целях стимулирования экономического развития. Принятые меры оказали благоприятное влияние на внутренний спрос и позволили экономике Японии выйти из спада во второй половине 1994 г. (19, 21).
Из всех развитых индустриальных стран лишь Япония проводила либеральную денежно-кредитную политику, чему способствовало гораздо лучшее состояние ее государственного бюджета по сравнению с бюджетами других стран. В 1994 г. центральный банк удерживал учетную ставку на весьма низком уровне — 1,75%, однако благотворное влияние такой политики в определенной степени сдерживалось подорожанием иены.
Выход японской экономики из спада стимулировался ростом инвестиций в государственном секторе и жилищном строительстве. Однако сдерживающее влияние на рост оказывало резкое повышение курса иены. Кроме того, перенос производства за границу привел к снижению уровня инвестиций в основной капитал трудоемких отраслей внутри страны. В результате прирост реального ВВП в 1994 г. составил лишь около 1%, а в 1995 г. - уже 2,5%.
Объем японского экспорта, несмотря на рост курса иены, увеличился в 1994 г. на 4,3%, а импорт благодаря этой тенденции увеличился на 9,1%. Расширению экспорта и импорта способствовало также увеличение числа филиалов японских компаний за границей, получающих материалы и комплектующие из Японии и поставляющих обратно готовую (в основном трудоемкую) продукцию.
Превратившись в экономическую сверхдержаву, Япония стала оказывать все большее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих связей находятся экономические отношения между Японией и США, на долю которых приходится около 40% мирового ВВП и свыше 20% мирового экспорта. В силу того, что Япония продолжает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, и импортировать из этой страны значительное количество сырья и продуктов питания, ее обвиняют в «колониальном характере» торговли с США.
Высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке, в том числе и на американском, обеспечивают:
1) особая система контроля за качеством продукции (не более 0,01% брака);
2) опережающий рост производительности труда. В 90-е гг. Япония ликвидировала свое отставание от США;
3) значительно меньшие потери рабочего времени в результате конфликтов;
4) более высокий уровень доходов на душу населения, перераспределяемый таким образом, что большая часть накоплений направляется в производство;
5) самый высокий в мире уровень частных накоплений (9).
Следовательно, борьба с дефицитом торговли США и Японии становится все более актуальной. Тем не менее эти страны, во всяком случае в обозримом будущем, осуждены на партнерство в силу зависимости их экономик. При этом напомним, что 33% японского экспорта идет в США, на долю Японии в американском экспорте приходится 10%.
Глава 3 Экономическая ситуация в Японии в конце 90-х годов, кризис
Японской модели экономики
В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета центрального правительства является обслуживание государственного долга. В 90-х гг. страна переживает третий за послевоенный период бюджетный кризис (первые два были соответственно в 1946—1949 и 1977—1980 гг.). Как и во многих других странах, бюджетные инвестиции являются средством стимулирования конъюнктуры. В конце 70-х гг. текущий дефицит бюджета, порываемый выпуском государственных облигаций, доходил до 34,7% расходной части бюджета. Продажа государственных предприятий помогла к началу 90-х гг. отказаться от государственных заимствований, но ненадолго.
От продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, который вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название «экономика мыльного пузыря». Когда в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому правительством была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и поощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми» (22).
Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20% до 15—16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога (5, 13).
В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и, если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно назвать структурным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынки новым конкурентам, как своим, так и иностранным, т.е дерегулирование. В числе приоритетных мер:
- упрощение регламентации работы банков и биржи;
- облегчение правил покупки жилья и земли;
- отмена лицензирования доступа банков на валютные рынки и многое другое (16, 22).
В 90-х гг. Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странам Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столько прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компании. Именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий. Из-за прекращения поставок местных материалов терпят убытки крупные торговые корпорации Японии, ведущие в странах Юго-Восточной Азии строительные проекты. Местные филиалы не возвращают кредиты японским банкам, усугубляя проблему безнадежных долгов.
В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадежных долгов банкам оценивалась в астрономическую сумму — 70—80 трлн. иен (504—576 млрд долл.), или 20% ВВП. Для стимулирование конъюнктуры и списания безнадежных долгов через бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные финансовые ресурсы — общим объемом 84 трлн. иен, или 684 млрл. долл. Эти «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.
Для оздоровления банковской сферы, без чего Япония не сможет рассчитывать на выход из кризиса, нужны банкротства наиболее слабых банков и введение жесткого контроля за реструктурированием финансовых учреждений. Надзор за банками поручен новому Агентству финансового надзора. В конце 1998 г. Агентство ввело кризисное государственное управление сроком на один год в двух банках долгосрочного кредита — «LTCB» и Японском кредитном банке (18, 23).
В 1996/97 финансовом году дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, дошел до опасного уровня — 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.
Начиная со второй половины 1989 г. торговля Японии с США впервые стала уступать первенство торговле с азиатскими странами. В 90-е гг. японский экспорт в Азию на 1/3 превысил вывоз в Америку. Азиатские страны стали крупнейшим источником импорта Японии — около 60 млрд. долл. в 1993 г. по сравнению с 50 млрд. долл. из США и 24 млрд. долл. из Европейского союза. (Следует учитывать и то, что именно Япония, а не США, как бы «вводит» в мировую торговлю Китай, Вьетнам и Северную Корею).
За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением ее в финансовый центр мирового значения. Общий объем нетто-активов достиг 129 млрд. долл. По общим оценкам Министерства финансов Японии, этот процесс будет продолжаться до конца XX в. По одним прогнозам, нетто-активы Японии достигнут к началу XXI в. 556 млрд. долл., а по другим — 1 трлн. долл. Значит, Япония превратилась в поставщика нового вида услуг — предоставление капиталов (15, 23).
В центре внимания японских инвесторов находятся ценные бумаги, главным образом США, долговременного характера, которые обеспечивают большие доходы и имеют большие перспективы подорожания в будущем. Все это дает основание утверждать, что Япония в качестве экспортера капиталов будет оказывать на мировую экономику такое же влияние, как и Великобритания между двумя мировыми войнами, и США в послевоенный период.
Японские компании, которые приступили к транснационализации своих операций, в целом повторяют путь, проложенный американскими ТНК намного раньше. Характерными этом отношении является то, что японские инвестиции в образование иностранных производственных мощностей сконцентрированы в первую очередь в США и новых индустриальных странах Азии: Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре, Малайзии и Филиппинах, Таиланде, Индонезии и др.
Именно этот факт сыграл резкую негативную роль для экономики Японии осенью 1997 г., когда разразился так называемый азиатский финансовый кризис. Состояние японской экономики в 1996-1997 гг. оставляло желать лучшего: высокие налоги резко ограничили экономический рост и даже привели к ряду крупнейших банкротств. Реальный ВВП в 1996 г. упал на 0,1%. Чрезмерный рост положительного сальдо торгового баланса отразил слабость внутреннего спроса: импорт падал, а экспорт, поддерживаемый слабеющей иеной, рос. Таким образом, во второй половине 1997 г. в Японии были вынуждены признать начало экономического спада, ускоренного затем финансовым кризисом, на который японская иена отреагировала резким падением: в отдельные дни декабря 1997 г. — февраля 1998 г. курс иены колебался от 130 до 140 иен за 1 доллар (для сравнения: в 1995 г. за 1 доллар США давали менее 100 иен). Это заставило японских инвесторов искать спасения на американских рынках государственных ценных бумаг. В свою очередь, отток значительных финансовых средств за рубеж еще больше снижал курс иены. И если для США активизация японских инвесторов свела почти на нет инфляционные процессы и позволила снизить учетные ставки, то для Японии это прежде всего означало углубление экономического кризиса. По итогам 1997 г. падение ВВП составило 0,7%; такого не наблюдалось со времен нефтяного кризиса 1973 г. Это самый серьезный экономический спад в японской экономике за последние 23 года.
Правительство Рютаро Хосимото вынуждено было пересмотреть модель экономического развития страны. Была разработана программа снижения подоходного и корпоративного налогов для увеличения внутреннего спроса. Однако в силу внутриполитических причин вопрос о предоставлении налоговых льгот иностранным инвесторам не рассматривался. 1 апреля 1998 г. была проведена банковская реформа, которая отменила большинство ограничений на валютные операции, а также на сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Кроме этих мер был предложен пакет законов по либерализации финансовой системы в Японии, который предполагается ввести в течение трех лет (до 2000 г.). В частности, будут устранены все барьеры, лишающие свободной конкуренции банки и брокерские конторы, расширены возможности для вложения личных сбережений в различные ценные бумаги, что должно содействовать подъему рынка капиталов. Однако несмотря на все принятые меры, в 1998 г. предполагается продолжение падения экономического роста (2, 22, 23).
Экономический кризис в Японии оказал огромное влияние на всю мировую экономику, но прежде всего на азиатские рынки. Падающая японская иена стимулировала серьезную конкуренцию для китайских и южнокорейских товаров. Резкое падение курса иены означало также ограничение кредитных возможностей японских финансовых институтов. По экспертным оценкам, каждое снижение курса на 1 иену по отношению к доллару означает сокращение активов японских банков почти на 1 трлн. иен, или 0,2% от национального ВВП. Не случайно экономическому положению в Японии уделялось много внимания со стороны мирового сообщества, которое призывало Японию не только как можно скорее разрешить свои внутренние проблемы, но и предоставить экономическую помощь пострадавшим от финансового кризиса своим азиатским собратьям. Премьер-министр Японии был вынужден неоднократно выступать с заявлениями о том, что его правительство не допустит превращения Японии в детонатор мирового финансового хаоса. По его словам, экономическая ситуация в Азии оказалась намного хуже, чем предполагали, и Япония готова занять место «вожака в стае летящих птиц», указав нужное направление.
Таким образом, в мировой экономике развернулась серьезная борьба за лидирующее место в грядущем XXI в. Здесь бесспорны претензии Японии, которая за короткий срок стала одной из ведущих индустриальных держав мира. Однако ни объединенная Европа, ни США не согласны оказаться на окраине экономического прогресса (18).
В настоящее время ставки денежного рынка формируются свободно, а главной функцией Банка Японии является определение размеров денежной массы и эмиссия банкнот.
В 1997 г. японское правительство приняло долгосрочную (до 2010 г.) программу экономических реформ, предусматривающую создание и развитие новых перспективных отраслей промышленности и сферы услуг. К числу таких отраслей относятся:
- информационные технологии;
- биотехнологическая промышленность;
- авиакосмическая техника;
- новые источники энергии и энергетическая технология;
- охрана окружающей среды;
- реконструкция жилого фонда;
- весь спектр социальных услуг;
- организация досуга и развлечений;
- планирование и реконструкция городов;
- сбыт товаров и грузовые перевозки;
- обучение и переквалификация персонала, а также посредничество в трудоустройстве;
- услуги по обеспечению предпринимательской деятельности;
- услуги, связанные с глобализацией экономики (в частности, организация международных ярмарок и выставок);
- освоение морей и океанов и др. (10).
Программа реформ по развитию названных перспективных отраслей направлена прежде всего на устранение бюрократических помех и ограничение роли государственного аппарата в экономике, а также форсирование НИОКР, улучшение финансирования развитие структуры телекоммуникаций.
Другим важным элементом пакета реформ являются меры по сокращению издержек, обременяющих экономику Японии в значительно большей степени, чем в других промышленно развиты странах. Осуществление этих мер должно снизить издержки до уровня остальных стран уже к 2001 г. Высокий уровень издержек производства на японских предприятиях объясняется во многом государственной опекой и монополизацией ряда отраслей. Это касается, в частности, перевозки грузов внутри страны, снабжения электроэнергией и жидким топливом, телефонно-телеграфной связи, финансовых услуг. Любопытно, что никто в Японии не говорит о программах «ускорения» роста машиностроения, химии или черной металлургии, как это было раньше в нашей стране. Речь идет о более тонких вещах: о совершенствовании производственной инфраструктуры, финансовой системы, социальной сферы.
Заключение
Рассмотрев социально-экономическую модель развития Японии хочется заметить, что:
1. Потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне Япония приступила к радикальным экономическим и политическим реформам, которые дали реальный импульс возрождению страны и ее экономики.
2. Рыночные и демократические реформы сочетались в Японии с широким применением рычагов государственного регулирования своей экономики.
3. Большую роль в создании феномена «японского экономического чуда» играла политика заработной платы, активизации «человеческого капитала» и массовой закупки технических новшеств за рубежом.
4. Практическое отсутствие военных расходов весьма благоприятно сказалось на экономическом развитии страны.
5. В последнее время Япония переживает не лучшие времена. С 90-х годов началось банкротство банков, падение иены и курса акций. Япония задолжала кредиторам огромные суммы в несколько раз превышающие ее годовой доход. Сей час правительство предпринимает все возможные средства чтобы вновь воскресить «японское чудо».
Приложение
Приложение 1
Товарный состав внешней торговли Японии, % к итогу
Статьи |
1980 г. |
1990г. |
1997 г. |
Экспорт |
|||
Продовольствие |
1,2 |
0,5 |
0,5 |
Промышленные полуфабрикаты |
28,6 |
17,6 |
18,4 |
Производственное оборудование |
40,0 |
54,0 |
59,8 |
Потребительские товары кратковременного пользования |
1,1 |
0.9 |
0,8 |
Потребительские товары длительного пользования |
28,5 |
25,2 |
17,7 |
Прочие |
1,7 |
1,8 |
2,8 |
Импорт |
|||
Продовольствие |
11,5 |
13,8 |
13,7 |
Промышленное сырье, топливо, полуфабрикаты |
77,1 |
54,3 |
43,3 |
Производственное оборудование |
6,5 |
14,0 |
24,0 |
Потребительские товары кратковременного пользования |
1,9 |
6,0 |
8,1 |
Потребительские товары длительного пользования |
1,7 |
8,8 |
8,6 |
Прочие |
1,3 |
3,1 |
2,3 |
Приложение 2
Географическое распределение внешней торговли Японии, % к итогу
Страны |
1980 г. |
1990г. |
1997 г. |
Экспорт |
|||
Промышленно развитые страны |
47,8 |
59,5 |
46,1 |
Из них: |
|||
США |
24,2 |
31,5 |
27,8 |
страны Западной Европы |
17,2 |
23,3 |
16,4 |
Австралия |
2,6 |
2,4 |
1,9 |
Развивающиеся страны, всего |
45,8 |
37,0 |
44,8 |
В том числе: |
|||
Азия |
34,2 |
31,9 |
39,2 |
Африка |
4,8 |
1,5 |
0,6 |
Латинская Америка |
6,8 |
3,6 |
5,0 |
Страны с социалистической или переходной экономикой |
6,4 |
3,5 |
9,1 |
Из них: |
|||
Китай |
3,9 |
2,1 |
5,2 |
Россия |
2,1 |
0,9 |
0,2 |
Импорт |
|||
Промышленно развитые страны |
35,0 |
51,1 |
45,7 |
Из них: |
|||
США |
17,4 |
22,4 |
22,3 |
Страны Западной Европы |
7,4 |
18,3 |
14,7 |
Австралия |
5,0 |
5,3 |
4,3 |
Развивающиеся страны |
59,9 |
41,9 |
39,1 |
В том числе: |
|||
Азия |
54,0 |
36,7 |
35,3 |
Африка |
1,9 |
0,9 |
0,6 |
Латинская Америка |
4,0 |
4,3 |
3,2 |
Страны с социалистической или переходной экономикой |
5,1 |
7,2 |
15.2 |
Китай |
3,0 |
5,1 |
12,4 |
Россия |
1,3 |
1,4 >й системы; в 1 Вьетнам, Мон |
1,2 997 |
Список использованной литературы
1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира.- М.: Гардарики, 2000.- 704 с.
2. В поисках оптимального варианта изменения курса иены // БИКИ.23.01.2001.- С.5,16.
3. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем.-М. .Экономика, 1999.-С.78-104.
4. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник.- М.: Изд-во БЕКИ, 1999.-464с.
5. Леонтьев Е. Япония: трудный год // МЭ и МО, 1999.- №8.-С.15-17.
6. Леонтьев Е. Финансовая ситуация в Японии // МЭ и МО,1999.-№4.-С.6-13.
7. Леонтьев Е. Япония // МЭ и МО,2001.- №8.-С. 109-118.
8. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.-1999.-734с.
9. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. В.П.Колесова и проф. М.Н.Осьмовой. - М .: Флинта ,2000.-С.49-123.
10. Мировая экономика: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.К.Корольчука, С.П.Гурко.-Мн.,2000.-С.111-164.
11. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе : Учеб. пособие.- М., Новый юрист, 1998.-С.156-190.
12. Молодякова Э. Механизм регулирования трудовых отношений в Японии // Проблемы теории и практики управления, 1997.-№3.-С.58-63.
13. Ноздрев Н. Структурный кризис финансового сектора экономики Японии // МЭ иМО,2000.-№1.-С.10-18.
14. Ноздрева Р.Б. Экономика Японии: последствия спада сохраняются // Внешнеэкономический бюллетень, 1999.-№ 10.-С.4-8.
15. Основные статистические данные о развитии экономики Японии в 1997-1999 гг. // БИКИ. 16.03.2000.
16.Раджабова З.К. Мировая экономика:Учебник.2-е изд.-М.:ИНФРА.-М.,2002.-С.11-19.
17.Рамзес В. Япония: Общественное создание в годы репрессии // МЭ и МО.-1998.-№6.-С.103-116.
18.Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред.В.В.Вольского.-М.:Крон-пресс,1998.-С.67-87.
19.Страны мира. Информационно-аналитический справочник ЦРУ.-Екатеринбург:У-Фактория,2001.
20. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник.-М.: ИНФРА, 2000.-С.89-110.
21. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Е.Д.Халевинской.- М.: Юристъ, 1999.- 304 с.
22. Ходов Л.Г. Кризис в Японии: признаки, причины, поиски выхода // Внешнеэкономический бюллетень.-1999.-№10.-С.3-5.
23. Юрков С. Японская экономика 90-х годов: уроки антикризисных мер // МЭ и МО,2000.-№4.-С.12-17.