Оглавление

         

Введение                                                                                                   3

Глава 1 Проблемы занятости и безработицы в современной

             экономике                                                                                    5

1.1. Концепции занятости населения                                             5

1.2. Рынок труда. Равновесие на рынке труда                                10

          1.3. Безработица: ее измерение и регулирование                           15

Глава 2 Безработица в России                                                                        20

          2.1. Состояние рынка труда и государственное регулирование

                  занятости в России                                                                   20

2.2. Регулирование рынка труда в России                                       26

Заключение                                                                                             29

Список литературы                                                                                30

Введение

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографичекой), то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

В современной действительности изучение  состояния рынка труда является важной сферой деятельности. Знать как устроен рынок труда, по каким  принципам  он функционирует, каковы основные причины безработицы – важные вопросы экономики, овладеть которыми важно для каждого образованного человека. Потому  актуальность темы исследования очевидна.

Объект исследования – занятость и безработица в России.

Предмет исследования –    проблемы    занятости и безработицы в России.

Цель исследования – изучить   проблемы    занятости и безработицы в России.

Для  реализации  этой  цели    необходимо    решить    следующие    задачи:

- рассмотреть концепции занятости населения;

- проанализировать понятия «рынок труда» и «равновесие на рынке труда»;

- рассмотреть понятие «безработица»,   ее   регулирование   и измерение; 

- проанализировать состояние рынка труда в России;

- проанализировать  государственное регулирование         занятости в России.

Глава 1 Проблемы занятости и безработицы в современной экономике

1.1. Концепции занятости населения

В многочисленных источниках обычно под занятостью понимается деятельность  трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода (заработной платы) и удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны.

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и отличается многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли.

1. Неоклассическая школа представлена трудами Д.Гилдера, А.Лаффера, М.Фелдстайна, Р.Холла и др. За основу ее взяты положения классической теории А.Смита. Эти авторы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамическую систему связей, подчиняющихся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюктуру рынка; увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она действует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижение заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда (1, 2, 12, 18, 19).

2. Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости:

- уровень занятости и безработицы;

- спрос на труд;

- уровень реальной заработной платы.

Параметры занятости устанавливаются не на рынке труда, а определяется размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него  величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными отраслями, то есть структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости – это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение их оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями (1, 18, 19).

3. Монетаристская модель (М.Фридмен, Э.Фелис и др.). Представители этой модели обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм которой сам определяет рациональный уровень занятости.

В такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном счете приводит к раскручиванию инфляционной спирали.

Монетаристы полагают, что в любой момент имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. Этот уровень получил название «естественная норма безработицы», которая отражает действительные структурные характеристики рынка труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и об имеющейся рабочей силе, издержки мобильности и др.

Отклонения занятости от своего «естественного уровня» могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше – то к ускоряющейся дефляции. Политика по стабильности занятости должна быть направлена на борьба с отклонениями уровня безработицы от ее «естественной нормы», с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают использовать в основном рычаги денежно-кредитной политики (7, 10, 18, 19).

4. Институционально-социологическая школа, представленная такими экономистами как Т.Веблен, Дж.Гэлбрейт, Л.Ульман, основывается на положении о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе, и ими осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы (18).

5. Контрактная теория занятости (М.Бейли, Д.Гордон, К.Азаиадис) представляет собой концепцию, основанную на синтезе неоклассического представления с кейнсианским. С одной стороны, авторы принимают кейнсианский тезис о жесткости денежной заработной платы и полагают, что приспособления на рынке труда происходят за счет изменений физических объемов производства и занятости, а не цен. С другой стороны, сама эта жесткость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, действующих в собственных экономических интересах. В основе данной теории лежит положение о том, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Между работниками и предпринимателями возникает соглашение – «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдно выгодно. Фирма в период спада производства не снижает оплату труда, а в период подъема резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам. Динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускается, а во время подъема не слишком поднимается, возрастая плавно и равномерно. Уровень заработной платы становится в определенной мере фиксированной, как экономически целесообразный результат оптимизирующего поведения индивидов (18, 19).

6. Концепция гибкого рынка труда (Р.Буас, Г.Стэндинг) получила распространение в конце 70-х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила структурная перестройка экономики. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты, надомничество). Такой подход призван обеспечить уменьшение издержек структурной перестройки экономики и достигается за счет:

- многообразия и гибкости форм найма;

- увольнения работников и форм занятости;

- гибкости регулирования рабочего времени;

- установлением более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днем;

- гибкости в регулировании заработной платы на основе более дифференцированного подхода;

- гибкости методов и форм социальной защиты работников;

- адаптирования объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда (1, 2, 13, 19).

В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлены на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокого динамизма рынка труда.

1.2. Рынок труда. Равновесие на рынке труда

Рынок труда – это категория рыночного хозяйства. Основными элементами рынка труда является спрос на труд, предложение труда и цена труда.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи (1, 15).

Следовательно, рынок труда – это система экономических механизмов, методов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически активного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы (услуг труда) как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействием спроса и предложения (3, 8).

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционирует по крайней мере два не конкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы.

Один рынок охватывает рабочие  места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости.

Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают:

- работники обслуживания (к ним относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, полицейских, пожарных, прислугу, уборщиков и т.д.);

- неквалифицированные рабочие;

- низшие категории служащих.

Первый рынок характеризует:

- высокая мобильность рабочей силы;

- высокий уровень оплаты труда;

- широкие возможности для профессионального роста;

- значительная конкуренция за рабочие места.

Второй рынок характеризуется:

- высоким уровнем безработицы;

- текучестью кадров;

- слабыми карьерными перспективами (9, 10, 14, 19).

Одним из факторов, определяющих новый характер сегментации  и структуры рабочей силы в современных условиях, являются структурные сдвиги в экономике.

С одной стороны, формируется и развивается новый тип сегментации рынка труда, который охватывает быстрорастущие наукоемкие производства и сферы услуг со смешанным и профессионально-квалификационным отношении рабочей силы и меньшей ее концентрацией, и, с другой стороны, сохраняется занятость в традиционных секторах экономики.

Существует также региональная сегментация рынка труда, которая учитывает особенности состава рабочей силы в отдельных регионах.

В структуре рынка рабочей силы можно выделить, по крайней мере, пять основных сегментов:

1. Сравнительно немногочисленный, но стабильный отряд высокопрофессиональных руководящих работников (менеджеров).

2. Кадровые квалифицированные рабочие и служащие.

3. Работники тех отраслей промышленности, которые подвержены структурной перестройке и сокращению производства.

4. Работники трудоемких отраслей с низким уровнем производительности труда, включая сферу услуг.

5. Наиболее уязвимые категории трудящихся – молодежь, пожилые люди, лица с физическими и умственными недостатками, лица, потерявшие надежду найти работу, и др. (11).

Существует понятие вторичной занятости, которое предполагает осуществление трудовой деятельности или на основном месте работы путем удлинения рабочего дня (на том же предприятии) или за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома). Самозанятость означает самостоятельный поиск и осуществления деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода.

Самозанятость используется в таких сферах, как:

- малый бизнес;

- мелкая торговля (челноки);

- народные промыслы;

- надомный труд (4, 39, 31).

Следует иметь  в виду, что количество незанятых всегда больше числа граждан, которые по разным причинам не имеют работы, не ищут ее и не готовы к ней в ближайшее время.

Принято выделять численность и структуру той группы лиц, положение которых на рынке труда особенно неблагоприятно. Последние занимают особую неустойчивую зону (сегмент) на рынке  труда. «Критическая зона рынка  труда» охватывает ту часть экономически активного населения, которая оказалась в сложном материальном положении из-за полного или частичного отсутствия работы или низкого уровня ее оплаты. В ее структуре выделяются следующие субзоны по контингентам лиц:

- лица, имеющие официальный статус безработного;

- неработающие  лица, не имеющие официального статуса безработного, с душевым доходам в семье ниже прожиточного минимума;

- лица, работающие в режиме неполной занятости и не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;

- лица, занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума (5, 20, 27, 32).

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. Выделяют две главные функции рынка труда:

- социальная;

- экономическая.

Социальная функция  заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей. Экономическая функция рынка труда заключается  в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда. Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии (1, 28).

Рынок труда – это конкурентный рынок. В силу чрезвычайной сложности его структурно-функциональной организации всегда существует определенное несоответствие между рабочими местами и трудовыми ресурсами. Часть рабочих мест, требующая для своего замещения высокой квалификации, остается незанятой, а часть лиц, не имеющих необходимостью специальной подготовки, не могут найти работу.

Между предпринимателями также наблюдается конкуренция за привлечение в фирму наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов.

Рынок труда – это динамичный рынок, все структурно-функциональные составляющие которого чрезвычайно мобильны.

На динамику рынка труда влияет целый ряд факторов (16, 21):

- природно-климатические и географические;

- демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура);

- миграционные (объемы и направления миграционных потоков);

- экономические (уровень разделения и специализации труда, объем, структура и динамика основных микро- и макроэкономических показателей, структурные изменения в производстве, уровень инфляции, накоплений, инвестиционная активность и т.д.);

- социальные (уровень образования населения, уровень здоровья и качество жизни, отношения и мотивация к труду, развитость институтов социального партнерства и разрешение трудовых споров);

- организационно-управленческие (грамотность и эффективность принимаемых правительством решений, уровень научной организации труда, производства и управления, организация работы государственной службы занятости, бирж труда, степень информированности населения);

- законодательные (разработанность законов и нормативных актов, регулирующих деятельность в области занятости, на рынке труда, взаимоотношения между работниками и предпринимателями).

1.3. Безработица: ее измерение и регулирование

Безработица – это социально экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. Безработица наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее (22).

В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечают требованиям поиска работы. Существует также категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска, это так называемые отчаявшиеся найти работу.

Состояние занятости и безработицы характеризуется следующими показателями (17, 23, 30):

- неинституциональное население (Чнн);

- численность занятых (Чз);

- численность безработных (Чб);

- численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Чнрс).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

- численность рабочей силы         Чрс = Чз + Чб;

- неинституциональное население    Чнн = Чз + Чб + Чнрс;

- уровень занятости населения      Уз = Чз / Чнн;

- уровень безработного населения    Уб = Чб /  (Чз + Чб);

- норма безработицы    Нб = Чб / (Чз + Чб) х 100%;

- уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы  

   Уврс = (Чз + Чб) / Чнн.

Уровень динамики этих показателей в макроэкономике зависит от ряда факторов:

- демографического;

- половозрастного;

- этнического;

- социального состава населения;

- соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.

Существуют различные концепции феномена безработицы, однако в целом в экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, определяющийся как уровень безработицы при полной занятости. При этом полная занятость вовсе не означает 100% занятости рабочей силы и отсутствия безработицы. Она предполагает наличие структурной и фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы. Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям. Фрикционная безработица – это безработица, связанная главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силы. Таким образом, сезонная безработица является частью фрикционной безработицы. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в период экономического спада.

Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы, связанные с различными критериями классификации: ее продолжительностью, вынужденным характером, концентрацией в определенных профессиональных группам, отраслях, регионах, или возрастных категориях, среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости.

Под застойной безработицей понимается ее конкуренция  среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства ее живого труда под влиянием НТП (24).

В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизводственных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Происходит обесценивание, недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижается средняя продолжительность жизни, усиление оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А.Оукеном.

(V* - V) : V = в  х  (U – U*),

где V – фактический объем производства (ВВП);

       V* - потенциальный ВВП (при полной занятости);

      U – фактический уровень безработицы;

      U* - естественный уровень безработицы;

      в – параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3% (30).

Безработица ведет к усилению социально негативных процессов, росту напряженности, социальной патологии в обществе. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем.

Американский ученый М.Х.Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970 году отмечал, что на протяжении 30 лет увеличение безработицы на 1% при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит  к увеличению показателей «социальной патологии» (4, 5, 15,  17, 18):

- общей смертности – на 2%;

- числа самоубийств – на 4,1%;

- количество убийств – на 5,7%;

- числа заключенных в тюрьмах – на 4%;

- количество больных в результате заболеваний – на 4%

Глава 2 Безработица в России

2.1. Состояние рынка труда и государственное регулирование

занятости в России

В России, по данным статистики, общая численность безработных составила к началу к началу 1999 года около 8,5 млн. человек, то есть порядка 11,5% рабочей силы Из них статус официально зарегистрированных безработных имели около 2 млн. человек).  Сегодня наблюдается тенденция снижения уровня безработицы на 2-3%.

В России в настоящий момент преобладает «синеворотничковая» безработица. Большая часть безработных (65%) – рабочие; 195 – специалисты, в том числе 8,3% - с высшим образованием.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы;

- не занимались поисками работы, то есть не обращались  в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявление в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия, использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе (19).

В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой. Сюда относятся, в частности:

-         так называемые челноки;

-         люди, занятые в мелкорозничной торговле;

- сотрудники незарегистрированных охранных структур;

- лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, порнография, наркотики и т.д.);

- криминальные структуры (8, 26).

Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья, автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации и масштабы которой весьма велики. Все это, вместе взятое, может обеспечить регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существенные оценки безработицы (5, 18, 19).

Следует отметить одну особенность, характерную для России. Безработица в 90-е годы в России росла гораздо меньшими темпами, чем темпы падения объемов производства. Это свидетельствует о накоплении избыточной численности работников и об увеличении скрытой безработицы. Уровень скрытой безработицы в России очень высок и достигает порядка 12-15%. При этом реальная заработная плата к концу 90-х годов по сравнению. С 1990 годом снизилась более чем в 2,5 раза.

Современная ситуация характеризуется также существованием значительных диспропорций структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России  в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя заработная плата по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет осуществлять воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Это сопровождается значительным сопровождается значительным снижением производительности труда. При сокращении ВВП за 1991-1996 гг. более чем на 55% численность занятых при этом уменьшилась не более чем на 8-10%.

Резко снизились показатели рождаемости, средней продолжительности жизни. В России продолжительности жизни составляет в настоящее время всего 59 лет.

В 90-е годы господствовала тенденция абсолютного и относительного сокращения количества и доли занятых в промышленности, строительстве, ВПК. Среднесписочная численность занятых на крупных предприятиях большинства отраслей промышленности уменьшается из года в год. По данным официальной статистики, в Санкт-Петербурге в 1996 году почти 60% предприятий работали в сокращенном режиме (неполную рабочую неделю, месяц), 31% останавливали отдельные производства более чем на одну смену.

Небольшой рост занятости в частном секторе и в рыночных структурах не компенсирует снижение занятости в традиционных секторах экономики (промышленность, строительство). При этом сокращается занятость в науке и отраслях, связанных с передовыми технологиями.

Огромный ущерб экономике страны наносит иммиграция за рубеж  научных и высококвалифицированных кадров. Спад в экономике приводит к недогрузке и деградации рабочих мест, что в будущем ограничит спрос на рабочую силу (10).

Если взять такой сегмент рынка труда, который включает занятых в государственном секторе и работников бюджетной сферы, то можно выявить следующие особенности. В России в условиях кризиса работники бюджетной сферы и сфер, традиционно относящихся к государственному сектору, готовы работать больше в ущерб свободному времени и увеличивать предложение труда при самом незначительном росте заработной платы или даже при сохранении ее на прежнем уровне, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию в будущем.

Другой особенностью российского рынка труда является то, что значительное число занятых работает (ходит на работу), реально вообще не получая заработной платы, задерживаемой на несколько месяцев. На сегодняшний день практика задержек заработной платы начинает устаревать. Хотя в некоторых регионах страны она продолжает быть актуальной.

 У большинства работающего населения России нет выбора, ему некуда уходить с рынка труда. Другие сегменты рынка труда имеют малую емкость. Возможности малого бизнеса, фермерства, кооперативного сектора и кустарно-индивидуального промысла очень ограниченны. Большая часть населения не имеет финансовых средств и накопленного имущества, которые позволили бы ему жить не работая или заняться собственным предпринимательством.

Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется (1):

- высоким уровнем монополизации;

- высокими требованиями к квалификации работников;

- высоким уровнем заработной платы.

Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономике (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно крименализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан мало привлекателен. Поэтому для большинства трудоспособного населения сегодня практически нет реальной альтернативы для занятости, и сегодняшний российский рынок труда характеризуется некой несбалансированностью.

Достижение нового равновесного состояния на рынке труда с целью роста производства возможно в России путем сохранения неизменной или даже небольшого снижения реальной заработной платы и увеличения спроса на труд. Уникальность сложившейся ситуации заключается в том, что предельный продукт труда может увеличиваться какое-то время в большей мере, чем вырастает реальный уровень заработной платы (11,13,18,19).

Регулирующая роль государства в области занятости выражается в следующих формах:

- воздействие через органы занятости на уровень и продолжительность безработице;

- сокращение времени поиска работы путем организации и совершенствования системы информирования безработных, а свободных рабочих местах;

- развитие системы непрерывных переподготовки и повышения квалификации;

- содействие в деятельности бирж труда;

- проведение мониторинга состояния рынка рабочей силы;

- развитие системы адресной помощи малоимущим;

- поддержки традиционных отраслей экономики и крупных предприятий с целью сохранения рабочих мест;

- стимулирование создания новых производств и дополнительных рабочих мест;

- льготное налогообложение малого и инновационного бизнеса с целью вовлечения в него определенной части экономически активного населения, высвобождаемого из бюджетной сферы;

- социальная поддержка пострадавших от безработицы лиц (30).

Государство следует более активно и широко использовать комплекс косвенных мер для стимулирования занятости по средством увеличения совокупного спроса методами фискальной и кредитно-денежной политики. Большое внимание нужно уделять такой эффективной мере, которая всегда давала высокую отдачу, как активное содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированной на отдельные сегменты рынка труда и основанной на прогнозе объема и структуры будущего спроса на определенные группы профессий.

Для части населения, которое состоит в основном из низкоквалифицированных работников, целесообразно организовать общественные работы. Предполагаемые большие масштабы таких работ способны на некоторое время снять напряженность на российском рынке труда.

Важное внимание также должно быть уделено разработке и реализации целевых комплексных программ  как на федеральном, так и на региональном уровнях, содействовать улучшению ситуаций на рынке труда. В настоящее время сформировано и реализуется несколько таких программ. Первая программа реализуется с 1996 года в соответствии с Указом Президента РФ постановлением Правительства РФ «О реализации Комплексной программы мер по созданию рабочих мест на 1996-2000 годы» от 3 августа 1996 года №928. Данная программа развернуты как на федеральном, так и на региональном уровнях. С 1997 года начала реализовываться Комплексная программа подготовки и переподготовки управленческих кадров (7, 18, 20, 25).

Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения о повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.

2.2. Регулирование рынка труда в России

Законодательно регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 года.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющими профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности (6).

В случае невозможности предоставления указанному гражданину подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданин, ищущий работу, может быть использован в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании гражданина безработным принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособие по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными:

- уволенным с предприятия по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня  пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца  работы, в течение следующих четырех месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленной законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

- уволенным с предприятия на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплаченной работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

- гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцать календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособие прекращается в случаях:

- трудоустройства безработного;

- прохождения профессиональной подготовки;

- повышения   квалификации   или     переподготовки       с        выплатой стипендии;

- назначения пенсии (6, 18, 19).

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Надо заметить, что рынок труда с его классическими признаками в российской экономике еще развит недостаточно. Гарантий стабильной занятости, даже при относительно низкой зарплате госсектор уже не дает. Не государственный сектор экономики развивается медленно. Более высокая зарплата здесь свидетельствует не только о высоких доходах и возможностях оплачивать высоко квалифицированный труд, но выступает также своеобразной компенсацией, за неясность перспектив и непредсказуемость событий. Было время когда по ряду специальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной до двухсот минимальных окладов. Однако предложение труда оставалось неэластичным, в особенности по таким квалификационным группам, как банковские работники, менеджеры, аудиторы, биржевые маклеры, юристы в особенности молодых возрастов, но с международным опытом работы и знанием иностранных языков.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми. Поэтому в борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах Запада всегда уделялось самое серьезное внимание. В практической политике правительств этих стран программа улучшения занятости всегда занимала и занимает одно из центральных мест.

На современном этапе рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Это равновесие зависит также от состояния рынков других факторов:

- земли;

- сырья;

- техники;

- технологий;

- потребительских товаров.

Важным моментом выступает также наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда.

Список литературы

1. Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономического роста.-М., 1981.-С.70-95.

2. Богачев В.Н. Прибыль?!.. О рыночной экономике и эффективности капитала.-М., 1992.-С.118-146.

 3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна.-М.: Фонд «Правовая культура»,1994.-С.43.

4. Брагинский С.В., Певзнер А.Я. Политическая экономия: Дискуссионные проблемы, пути обновления.-М, 1991.-С.66-113.

5. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель.-Спб, 1992.-С.4-17.

6. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.

7. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории.-М.: «ВЛАДОС», 1994.-384с.

8. Капилюшников Р. Философия рынка Ф.Хайека // МЭИМО.-1989.-№12.-С.15.

9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.-М., 1992.-С.89-116.

10. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики.-Ч.1.-Н-Новгород, 1996.-С.89-119.

11. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина.-М., 1999.-С.18-117.

12. Лившиц А.Я. Введение  в    рыночную    экономику.-М., 1991.-С.234-256.

13. Макашова Н. Фридрик фон Хайек: мировоззренческий контекст экономической теории // Вопросы экономики.-1989.-№4.-С.151.

14. Маршалл А. Принципы политической   экономии.-Т.2.-М., 1984.-С.56-99.

15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.-М., 1992.-С.14-37.

16. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М.Осипова.-М., 1992.-С.9-23.

17. Перестройка: проблемы, поиски, находки / Сост. Е.М.Воронцов.-И.: Политиздат, 1987.-С.15-39.

18. Перестройка управления экономикой: проблемы, перспективы / Сост. Ф.Г.Гурвич.-М.: Экономика, 1989.-С.115-178.

19. Пиндайк Р.,   Рубинфельд Д.    Микроэкономика.-М.,     1992.  -  С.90-116.

20. Политическая экономия / Под ред. В.В.Радаева.-Ч.1.-М., 1992.-С.77-118.

21. Предпринимательство: Учебник    для   вузов / Под ред. В.Я.Горфинкеля.-М., 1999.-С.55-118.

22. Рыночная экономика // Деловая жизнь.-1993.-№2.-С.8-12.

23. Самуэльсон П. Экономика.-М., 1994.-С.15-30.

24. Современная экономика / Под ред . О.Ю.Мамедова.-Р-на-Д., 1998.-С.117-156.

25. Степанов Ю. Экономика России в 1992 г. // Деньги и кредит.-1992.-№11.-С.14-21.

26. Фишер С., Дорнбоуш Р, Шмалензи Р. Экономика.-М., 1993.-С.117-150.

27. Фишер С. Экономика.-М., 1993.-С.67-119.

28. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.-В 2т.-Т.2.-М., 1992.-с.45-68.

29. Хейне П. Экономический обзор мышления.-М., 1991.-С.17-29.

30. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича.-М.: ИНФРА-М, 2000.-714с.

31. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова.-М.: Юристъ, 1999.-896с.

32. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д.Камаева.-М., 1993.-С.5-38.