Оглавление

Введение                                                                                                                       3

1. Игра, как средство социализации детей                                                                4

1.1. Игра как средство социализации в детском возрасте:

общие понятия и представления                                                                                4

1.2. Развитие социальной игры                                                                                  5

1.3. Влияние на игровые группы других детей. Соперничество в игре               11

2. Социализация детей посредством игровой деятельности

(социологическое исследование)                                                                             17

2.1. Опрос как метод сбора первичной информации                                             17

2.2. Анализ мнений респондентов о роли игры в социализации ребенка            20

Заключение                                                                                                                 29

Список литературы                                                                                                    30

Приложение Бланк анкеты                                                                                       32

                                                  Введение

Актуальность темы заключается в том, что сегодня игру следует  рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.

Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

Объект исследования – социализация в детском возрасте.

Предмет исследования – особенности игры, как средства социализации в детском возрасте.

Цель исследования – изучить особенности игры, как средства социализации в детском возрасте.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть общие понятия и представления об игре как средстве социализации в детском возрасте;

- проанализировать развитие социальной игры;

- выявить влияние на игровые группы других детей;

- рассмотреть понятие «соперничество в игре»;

- проанализировать понятие «опрос как метод сбора первичной информации»;

- провести анализ мнений респондентов о роли игры в социализации ребенка. 

1. ИГРА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

1.1. Игра как средство социализации в детском возрасте:

общие понятия и представления

Известный русский писатель М.Горький писал: «…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значить – научить жить [8; 18].

Приохотить детей к игре можно, целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как ставят ребенка в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения. Ее выработке предшествуют рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.

Наблюдая за играми детей, можно заметить, как социальные условия влияют на содержание игр. В середине 80-х гг. игры были овеяны романтикой – помочь спасти экспедицию, что-то открыть, исследовать, узнать тайну происхождения механизмов. Сейчас игры направлены на достижение успеха в жизни, получение какой-либо прибыли (в денежном или ином выражении). Дети стали более агрессивными. Поэтому задача родителей и педагогов исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения [16].

Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях стимулирует у сегодняшних детей и подростков гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Примером решения этих задач может служить проведение различных игр-соревнований в процессе учебно-воспитательного процесса [18].

Для того, чтобы более подробно рассмотреть игру, как средство социализации в детском возрасте, далее остановимся на таких понятиях как «развитие социальной игры», «влияние на игровые группы других детей и взрослых», «соперничество в игре».

1.2. Развитие социальной игры

В маленьких группах дети-дошкольники, подоб­но детенышам обезьян, поначалу в основном игра­ют поодиночке. Они играют, рассматривают или просто вертят в руках случайно попавшие на глаза объекты или наблюдают за играми других детей, не присоединяясь к ним. Став старше, они играют в те же игры, что и дети, находящиеся рядом, но не общаются с ними. Немного позже они могут играть в те же игры, теми же предметами, поблизости от других детей, но снова без всяких совместных действий. Пиаже утвержда­ет, что дети играют совместно только после 7-8 лет. По общепринятой точке зрения, с возрастом социальная игра развивается в следую­щей последовательности:

1) одиночная игра;

2) парал­лельная;

3) ассоциативная;

4) совместная игра [1; 6].

Впрочем, в определенном смысле, социальная игра начинается гораздо раньше. Социальная жизнь ребенка начинается с самого его рождения. Он не выживет без ухода, а это подразумевает бесчислен­ные контакты с другими людьми. Естественно, не новорожденный выступает инициатором социаль­ной игры. Мать, отец, бабушки, няньки, друзья родителей и даже совсем незнакомые женщины воркуют с ним, трогают, целуют, ласкают и тискают его, машут перед ним погремушками и куклами, поют ему колыбельные песенки и т. д. Вначале взрослым достается разве что случайный взгляд младенца, но к шести неделям он уже умеет улыбаться в ответ и демонстрировать разные знаки внимания, несомненно говорящие о том, что он замечает других людей. Когда ребенок уже может касаться других людей, то изрядная доля его игр заключается в том, что он исследует их всеми доступными способами: дергает, толкает, тянет, как любые другие объекты. В возрасте от 5 до 7 месяцев он смеется, когда с ним играют в «гляделки» или «идет коза рогатая», а через несколько недель уже сам может принимать участие в игре. В годовалом возрасте большая часть игр — подража­ние чему-то. Ребенку нравится повторять все, что делают люди, которых он знает больше всех.

В возрасте от 5 до 7 месяцев, когда малыш уже может отличить знакомые лица от незнакомых, он еще улыбается незнакомым детям, хотя уже не улыбается при виде незнакомых взрослых. Очень интересны для подрастающего младенца другие дети. Конечно, все дети тянутся к матери или присматривающему за ними взрослому, когда они ударились, проголодались или капризничают. И все же, хотя индивидуальные различия достаточно велики, некоторые дети уже в возрасте всего 2,5 лет среди множества самых привлекательных игрушек чувствуют себя неудовлетворенными, если им не с кем играть. Это вовсе не значит, что если детей такого возраста собрать вместе, то они обязательно начнут совместную игру. Иногда дети ведут себя, как персонажи греческой трагедии: каждый играет свою роль, не обращая особого внимания на ос­тальных. В то же время они склонны играть такими же игрушками, как и у других детей, так что вряд ли они совсем не обращают друг на друга внима­ния. Поощряемые знакомыми им взрослыми или старшими детьми, они участвуют в игре. Согласно наблюдениям за «свободной игрой» малышей, сму­щение или страх в относительно незнакомой ситуа­ции приводят к тому, что дети просто наблюдают, ничего не делая, или играют отдельно. Исходя из лонгитюдного исследования Гессела, детям от 2 до 3 лет свойственно играть, скорее рядом, чем вместе. Спустя некоторое время появляется ассо­циативная игра, когда дети явно участвуют в игре с другими детьми, но каждый занят только собой, своей ролью в ней. По-настоящему совместная игра, в которой дети объединяются ради какой-то цели, например вместе играют в «дом» или «мага­зин», редко встречается до 3-летнего возраста.

В ходе изучения детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, исследователи наблюдали за парами детей одинакового возраста на игровой площадке в ситуации, когда давали игрушку одному из них или сразу двоим, или когда игрушку клали между ними. Дети в возрасте от 6 до 8 месяцев обращали друг на друга не больше внимания, чем на игрушку. В возрасте от 9 до 13 месяцев товарищ по играм становится важней. Дети катают мяч друг к другу или дерутся за игрушку. Для детей от 19 до 25 месяцев преобладает важность социального кон­такта с товарищем по игре. Действия одного ребен­ка влияют на действия другого [20].

Нет никаких сомнений, что с возрастом дети становятся более способны к сотрудничеству. При этом имеет значение как сложность задачи, выпол­нение которой зависит от сотрудничества, так и уровень развития самой способности к сотрудни­честву. Проводились эксперименты с использовани­ем аппарата, устроенного так, что ребенок получал сладости тогда, когда его партнер дергал за веревоч­ку. Дети старшего возраста без проблем справились с этой задачей. Они просто говорили друг другу, что нужно сделать. Пары детей 2,5 лет и пары обезьян с задачей не справились. Способность говорить, несмотря на ее очевидную пользу, не является необходимой, до тех пор пока не усвоен метод коммуникации с другими, и нет намерения решать задачу совместно. Даже обезьяны-подростки по­казали умение сотрудничать, при необходимости привлекая внимание друг друга жестами и поскули­ванием. Сотрудничают ли старшие дети в лаборатории при решении задачи в основном зави­сит от того, поощряется ли это сотрудничество, т. е. от времени и места подкрепления или поощ­рения. Созданные условия могут усилить и поддер­жать сотрудничество и между детьми.

Совместной игре маленьких детей мешает ряд факторов. Большое количество задач само по себе вызывает сложности, способы их взаимодействия с другими ограничены, и у детей в возрасте до 3 лет относительно слабо развиты возможности сообщить другому об успехе или неудаче в совместных действиях.

Размер группы, в которой играют дети, увеличивается по мере взросления (что так же наблюдается и у обезьяньих детенышей). В 3-лет­нем возрасте в группу входит не более трех детей, и играют они вместе недолго. Игровая группа 5-летних может состоять из четырех - пяти детей, и играют они дольше. Есть предположение, что дети от 2 до 3 лет не могут одновременно воспринимать больше, чем одного человека. Когда трое малышей играют в одном месте, только двое из них играют вместе одновременно. В этом кроется еще одна трудность участия в большой группе для маленьких детей. Кроме того, детям до 3-летнего возраста сложно в точности повторять последовательность действий, они не могут долго удерживать внимание. Отсюда понятно, что им недоступны игры, требую­щие связанной и согласованной последовательности действий, особенно такие, в которых участвуют больше двух детей.

Важно также, насколько знаком контекст, в котором проходит игра. Детеныши резусов и других обезьян, перед тем как решиться на самостоятельную вылазку, предварительно изучают ситуацию и вступают в игру с другими только с безопасного наблюдательного пункта, находящегося рядом с матерью или с кем-то замещающим ее. Рассматривая спонтанные социальные контакты детей, также важно учитывать, находится ли рядом мать, а также насколько знакомой и безопасной кажется ребенку окружающая обстановка. Конечно, братья и сестры обычно обращают внимание друг на друга и играют вместе с более раннего возраста, чем это обычно отмечается в экспериментальных исследованиях [5; 9].

Частота и количество социальных игр в разном возрасте варьируют в зависимости от привычек и социального происхождения. Пиаже большую часть испытуемых для своих исследований находил в детском доме. Использующиеся там методы Монтессори направлены на поощрение самостоятельной деятельности в большей степени, чем это обычно для американских детей, с которыми работал Гессель. Это может объяснить тот факт, что по резуль­татам исследований у швейцарских детей парал­лельная или ассоциативная игра в старшем возрасте развита лучше, чем совместная, по сравнению с американскими детьми.

Недостаток совместной социальной игры не обя­зательно указывает на недостаток реакций сопере­живания. Конечно, совместная игра не обязательно подразумевает чувства симпатии к партнеру по игре. В 20-х годах Сюзен Айзеке, комментируя свои наблюдения над детьми из детского сада в возрасте от 2 до 5 лет, предположила, что «игра некоторого количества детей - это не намного больше, чем скопление индивидуальных фантазий. Когда эти фантазии частично совпадают, то они порождают совместную деятельность и могут через определен­ное время соединить играющих детей в группу». Несколько детей хотят играть «в поезд», но каждый из них желает быть машинис­том, а остальные ему нужны только для завершен­ности своей роли. Видимо, это более типично для детсадовских детей, чем для братьев и сестер с их совпадающими интересными переживаниями.

Естественно, если применять термин «социаль­ная игра» только к играм с совместным использо­ванием игрушек, с подчинением выработанным общим правилам, то маленьким детям нужно мно­гому научиться, до того как их игры с другими детьми можно будет так назвать. От партнеров по играм не обязательно ожидается, что они станут меньше ссориться. Ссоры из-за игрушек или других «преимуществ», попытки утвердить свои права за счет других — это, скорее, последствия, а не причины социальной игры. До 2-летнего возраста вспышки детской ярости направлены в основном на взрослых. Ссоры между детьми впервые появляются от 3 до 4 лет. Это именно то время, когда партнер по игре начинает приобретать для детей в нашем обществе серьезное значение.

Только со временем ребенок научится делиться игрушками и действовать по очереди — это два необходимых условия предотвращения ссор. Сьюзен Айзеке приводит стенографическую запись ссоры двух четырехлеток из-за трехколесного велосипеда. Младшая из двух девочек прибежала к миссис Айзеке жаловаться, что другая все время катается на велосипеде и не хочет его уступать. Предложение кататься по очереди привело только лишь к новым слезам и ссоре из-за очередности. Когда миссис Айзеке сказала, что уйдет, если они не примут ее предложение, младшая согласилась уступить оче­редь. Еще некоторое время девочки ссорились из-за очередности, но потом поняли, что иначе ни одна не сможет пользоваться велосипедом. Они начали кататься по очереди и, благодаря полученному опыту, стали делиться друг с другом явно с боль­шей легкостью. Видимо, дети уяснили невыгод­ность ссоры, плюс к этому добавилось неодобрение взрослого, выразившееся в угрозе уйти от них. Ребенок легче научится делиться, если у него есть сильное желание играть с другими. Он приобретает привычку делиться, как и другие социально одобряемые навыки, благодаря разнообразным стимулам и социальному давлению. Это не исключает «взы­вание» к детским чувствам, или к чему-то другому, когда можно отвлечь детское внимание от его игрушки на необходимое время [13].

Соревнование с другими, для того чтобы добить­ся превосходства, поощряется в западной культуре. Так, провели эксперимент, целью которого было выяснить, насколько на ребенка в разном возрасте влияет участие других детей, выполняющих ту же задачу. 2-летние дети, втыкавшие колышки в доску, не обращали друг на друга никакого внимания. 3-летним детям мешало присутствие сверстников, в одиночку они лучше справлялись с задачей. Здесь уже были отмечены отдельные случаи соперничест­ва. 5-летние дети усердней трудились в парах, наблюдались признаки, что они стараются опере­дить друг друга. Исследование соперничества у детей от 2 до 7 лет из Вены показало, что с возрастом повышается количество соревнова­тельных действий и высказываний, начиная от почти полного их отсутствия в 2-летнем возрас­те. Другое исследование показало не­сколько более позднее начало состязательности. Соперничество 5-6-летних детей происходит, по­жалуй, наиболее открыто. Если ребенок, например, говорит, что ему на день рождения подарили машину, то большинство других детей тут же заявит, что у них тоже давно уже есть 5, 10 или 100 машинок. Потребность в успехе у детей в нашем обществе в возрасте, близком к школьному, изучена уже достаточно хорошо.

1.3. Влияние на игровые группы других детей. Соперничество в игре

Игровые группы у 6- и 7-летних детей легко из­меняются, потому что они организованы не слиш­ком жестко. Этот возраст считается «переходным» к возрасту «стаи» — от 8 до 12 лет. Дети в этом возрасте «ненавидят играть сами с собой». Сопер­ничество и соревнование, индивидуальное и груп­повое, в этом возрасте являются сильными побуди­тельными мотивами. Преданность «стае» и сотрудничество ее членов становятся важней со­перничества между ее членами. Настоящие орудия и приспособления становятся важней игрушек. Рас­тет привлекательность прыжков, бега, борьбы и всех видов спорта. Организованные игры с про­стыми правилами («ковбои и индейцы», игры с мячом, катание на роликах) и приставание к дру­гим людям вытесняются более сложными играми, спортом и соперничеством с другими «стаями» [13].

Большая часть выше перечисленного чаще отно­сится к мальчикам, чем к девочкам. В западном обществе мальчики и девочки в этом возрасте стре­мятся к раздельному времяпрепровождению. Довольно часто встречается тайная дружба мальчиков и девочек, но мальчики стараются скрывать это от друзей и могут даже игнорировать свою подругу, находясь в компании с друзьями. В целом можно сказать, что старшие мальчики объединяются в гораздо более устойчивые группы, чем раньше. Индивидуальная дружба тоже становится гораздо устойчивей.

В «стаях» устанавливается весьма жесткий «по­рядок клевания», основанный на личной храбрости. Согласно исследованиям, проведенным в Канзасе, мальчики любят игры с четкими прави­лами, типа футбола, бокса и борьбы, больше, чем девочки. Мальчики предпочитают активные жесткие игры уже в возрасте от 5 до 8 лет, но после 8 это предпочтение выражено еще больше. После 10 лет простые игры вытесняются более сложными. В этом возрасте практически исчезают игры наподобие пряток, пятнашек, считалок.

Разделение старших мальчиков и девочек может быть вызвано давлением со стороны взрослых из-за представлений о том, что девочки должны быть мягче мальчиков, не уходить далеко от дома, за девочками обычно больше присматривают. Также, возможно, что игры мальчиков слишком грубы для девочек (так же как и у высших человекообразных обезьян), и поэтому девочки сами не хотят в них участвовать. Интересное исследование, проведенное в Израиле, показало, что хотя количество смешан­ных групп в возрасте от 9 до 12 лет уменьшается, но такие группы все же существуют, особенно в светских школах. В религиозных школах разделение мальчиков и девочек еще больше. Число детей в смешанных группах в религиозных школах в 3 раза меньше, чем в школах светских. Можно сде­лать вывод, что спонтанный уровень разделения полов в этот период до определенной степени зависит от социальных обычаев и отношения взрос­лых. Израильские девочки, кстати, проходят военное обучение наравне с мальчиками, так что нера­венство в этой стране, кроме самых религиозных кругов, выражено меньше [2; 7; 13].

Тяготение детей этого возраста собираться вмес­те, что продолжается и в юношеском возрасте, во многом зависит от социальной, культурной и экономической обстановки в том районе, где они живут. Все знаменитые «1313 банд Трэшера» нахо­дились в трущобных районах Чикаго. Банды Трэшера образовывались из игровых групп в пере­населенных районах. Два-три ребенка, знающие друг друга с детства, составляли ядро группы, привлекающей других детей. Стремление избавиться от контроля семьи объединяет детей против взрос­лых. Конфликты с другими бандами усиливают сплоченность группы. В тяжелых условиях нищеты, безработицы и всем, что с ними связано, стаи становятся преступными группировками, сохраня­ясь до взрослого возраста, хотя характер их меня­ется. Структура и неизменность состава юношес­ких банд зависит от окружения, обстоятельств, в том числе от враждебности других банд. Внешняя враждебность, как правило, усиливает сплоченность банды.

Члены «Грязной дюжины» Трэшера, 16 и 20 лет, на досуге занимаются ссорами, драками, игрой в кости, сексом, алкоголем, баскетболом и футбо­лом — все это не слишком похоже на игру в шарики и фантики. Однако эти банды сложились как неформальные объединения, без определенной общей цели (в отличие, например, от теннисных клубов), являясь прямым продолжением игровых групп. Члены банды, в отличие от детей в игровых группах, имеют сексуальный опыт, что оказывает влияние на их поведение. Это не значит, что мальчики помладше не играют в сексуальные игры или не дерутся. Сьюзен Айзеке отмечает интерес к вопросам пола и всем телесным функциям у своих детсадовских нормальных, развитых и открытых детей. Взрослые могут извлечь из своей памяти, как сами играли в сексуальные игры. В обществах, где разрешены сексуальные игры среди детей, они проходят через все детство, хотя определенные запреты все же существуют. Психологи иронизируют, что единственный период жизни, который Фрейд определил, как скрытый, является таковым только лишь из-за давления социальных запретов [13].

Современные социологи склонны объяснять воз­никновение и деятельность молодежных группиро­вок под давлением, скорее, экономических; чем социальных факторов. В западном обществе под­ростки имеют неопределенный статус, а в сексуаль­ном аспекте и вовсе не имеют роли; поэтому можно предположить, что их борьба за взрослый статус и самовыражение в сложном, высокомеханизирован­ном мире приводит к асоциальному поведению и диким выходкам. Впрочем, данная тема выхо­дит за рамки этой работы.

В игровых группах и группировках старших детей и юношей часто употребляют клички, «сек­ретный язык», опознавательные знаки, выбирают особые места для сборов: перекрестки, заброшен­ные дома или игровые площадки — в зависимости от района и вида группы. «Стаи» часто перенимают у взрослых ритуалы посвящения, пароли и другие внешние атрибуты тайных обществ. Эти атрибуты никак не «защищают» шайки детей и подростков, и в этом смысле являются дольше подражанием, имитационными играми. Эти игры важны для каж­дого члена, как знак принадлежности к группе, и во всяком случае удовлетворяют личные фантазии. Стремление принадлежать к какой-либо группе, кроме семьи, обычно весьма сильно в юношеском возрасте. Подражать, делать так, как делают другие в твоем возрасте, испытывать их влияние — важ­ный шаг в этом направлении. Тот, кто отличается от групповой нормы одеждой, речью или еще чем-нибудь может стать предметом насмешек или даже быть изгнанным из группы [4; 12; 15].

Влияние взрослых и других детей на ребенка меняется с возрастом. Нельзя точно опреде­лить возраст, в котором влияние сверстников ста­новится больше, чем влияние взрослых. Независи­мость, ожидаемая от мальчика, различна в разных обществах, социальных группах и слоях. Разные дети в разной степени зависят от взрослых, и их индивидуальность является одним из факторов вли­яния на них. В одном из экспериментов 9-летние дети пытались решить, двигался ли тонкий лучик света по темной комнате. Суждение взрослого оказало на них большее влияние, чем суждение мальчика чуть старше их. В следующем эксперименте, от детей в возрасте от 7 до 10 лет, требовалось определить, какая из трех линий совпадает с еще одной. Услышав безоговорочное заклю­чение восьми своих сверстников (подставных участ­ников эксперимента), они присоединялись к мне­нию большинства, даже если оно было ошибочным. Высказывания учителя в этом эксперименте принималось реже. На детей от 10 до 13 лет повлиять было сложней, даже в подобной ситуации. До какой степени люди поддаются влиянию других зависит от многих факторов: численность группы, которая вынесла суждение, ее значимость для ис­пытуемого, есть ли объективные причины для со­мнения, большая или меньшая безаппеляционность группы, несоответствие между суждением группы и мнением испытуемого, уровень его личностной тре­вожности, возраст (чем моложе, тем легче воздей­ствие), вознаграждался ли он раньше за неправиль­ные ответы и т. д. [14; 19]

В целом, вероятно, на подростков члены их группы оказывают большее влияние, чем взрослые. Первопричиной и, вполне возможно, более важной, чем специфическая деятельность, к кото­рой стремится игровая группа или «шайка», обра­зованная в детском или подростковом возрасте, является потребность в принадлежности, потреб­ность быть «одним из», стремление уметь дифференцировать уровень необходимого напряжения в разных ситуациях.

Преимущество организованных игр в том, что они сводят до минимума трения внутри группы по поводу распределения ролей и правил поведения среди участников. Группа обретает общую задачу или цель, стремиться к которой может каждый, ощущая себя, таким образом, истинным членом группы, пусть даже на определенное время. Участ­ник игры может вообразить себе, что выступает за Россию, играет лучше всех остальных, что ему рукоплещут девочки, что он спасает группу от поражения (или весь мир от гибели), что он проявляет чудеса сноровки и т. д.

Теория о том, что игры имитируют серьезные общественные занятия, для того чтобы тренировать необходимые умения - это еще одна версия теории Груса об игре, как тренировке. На первый взгляд, она кажется вполне правдоподобной. Воинственное общество должно держать своих людей в форме и побуждать молодых учиться самоотверженности и сотрудничеству с товарищами, которые необходимы для совместных действий. Маневры проводятся со всеми атрибутами настоя­щих военных действий, но можно усомниться, считают ли командиры эти действия игрой [11].

Знаменитая теория игры Хойзинги, в какой-то степени, противоположна теории Груса. Игра, по Хойзинге, старше культурных форм об­щества. Цивилизация ведет происхождение от игры, а не наоборот. На основе анализа значений слова «игра» в разных цивилизациях, Хойзинга пришел к выводу, что в большинстве из них «игра» имеет взаимосвязь с борьбой и состязанием, а также с любовной игрой (запрещенной). В основе игры лежит борьба или враждебность, сдерживаемая дружескими отношениями. Это поощряет такие социальные до­стоинства, как рыцарство, верность, храбрость, под­талкивает стремление к первенству в мнениях и знаниях. Корни философии начинаются в священной игре в загадки, корни поэзии — насмешливые песни, дразнящие противоположный пол. Мифы и поэзия — это лингвистические игры. Хойзинга считает, что игра тождественна магии, например, в объявлении божественных решений, или в сакральном изобра­жении божественного вмешательства в дела людей: вызывание дождя во время засухи или ритуал пробуждения плодородия земли.

Несмотря на неутешительные утверждения Хойзинги о том, что понятие игры не редуцируется к другим терминам и к нему не применим биологизаторский подход, все же кажется возможным пере­вести некоторые из его предположений в экспери­ментальную форму. Например, его утверждение, что социальная игра есть враждебность, сдерживаемая дружескими отношениями, было бы интересно рас­смотреть, с точки зрения социальной игры млеко­питающих. Но его предположение о том, что соревнование является основой всех игр, хотя частично и является верным, вряд ли имеет познавательное значение. Ведь соперничество само по себе изучается в социаkьном контексте, в том числе через игры и соревнования [10; 13].

Таким образом, игра оказывает серьезное влияние на социализацию личности. Роли, которые распределяются в детских играх являются имитацией социальных ролей, играющих взрослыми в реальной действительности. Так соперничество в игре имитирует конфликты (профессиональные, семейные, межличностные и т.д.). Соперничая, играя в «дом», «магазин», «работу» дети проходят свой первый этап социализации. Они примеряют на себя различные социальные роли. Именно от того, какое поведение дети показывают в играх, зависит, как они будут вести себя во взрослой жизни.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

2.1. Опрос как метод сбора первичной информации

Для того, чтобы подтвердить достоверность теоретических данных, проводят социологические исследования. Для каждого исследования, как правило, необходимы свои методы. В данной работе был использован письменный опрос. Прежде чем перейти непосредственно к анализу полученных в ходе исследования данных, дадим характеристику опросу, как методы социологических исследований. 

Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.д. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

Для сбора данных разрабатываются анкеты. Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотности некой характеристики (свойства), представляющей интерес для исследователя [21].

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал:

- описание;

- порядок;

- расстояние;

- наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше чем», «меньше чем», «равен»).

Расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах.

Начальная точка – шкала, имеющая единственное начало или нулевую точку [3].

Выделяют четыре уровня изменения, определяющих тип шкалы измерений:

- наименований;

- порядка;

- интервальный;

- отношений.

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.

Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их ответы.

Интервальная шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью определенной единицы измерений, то есть используется количественная информация. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномерный характер (хотя это предположение требует обоснования).

Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нулевую точку, поэтому можно проводить количественные сравнения полученных результатов.

Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения какого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистического анализа можно или нельзя использовать.

Оценка измеряемого признака производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел.

Графическая  шкала разделена на разные части и снабжена словесными или числовыми обозначениями, для оценки измеряемого качества. Респондента просят сделать отметку на шкале соответствий с его оценкой данного качества.

Ранжирование – производится оценивание по измеряемому качеству совокупностей объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака [17].

Главным инструментом реализации метода опроса является анкета.

Анкета – самое распространенное  орудие исследования при сборе первичных данных [21]. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.

Анкета обычно состоит из трех частей:

- введение;

- реквизитной части;

- основной части.

Главная задача введения убедить респондента принять участия в вопросе.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положений – для частных лиц; для организаций: размер, местоположение, положение респондента в организации и т.д. [3].

Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация; он позволяет опрашиваемому отвечать на вопрос своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Закрытый вопрос – вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная информация. Он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор.

Вопрос должен быть кратким. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок.

Следует использовать повседневный язык респондентов, термины, понятные каждому потенциальному респонденту, исключая жаргон [17].

Прежде чем проводить исследование следует разработать выборку и определить ее объем. Выборка – сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.

2.2. Анализ мнений респондентов о роли игры в социализации ребенка

Для проведения небольшого социологического исследования нами была разработана анкета (Приложение 1). Целью исследования было выявить мнение респондентов по вопросу социализации детей посредством игровой деятельности.

Всего было опрошено 30 человек, по пять человек в каждой возрастной категории (все они являются жителями г.Кемерова). Их образование и пол относятся к случайной выборке. Социально-профессиональные и социально-демографические характеристики представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Социально-профессиональные и социально-демографические характеристики респондентов

Возраст

Пол

Образование

Неполное среднее

Среднее

Среднее специальное

Высшее

Ученая степень

18-24

М

-

-

2

-

-

Ж

-

-

1

2

-

25-29

М

-

-

-

3

-

Ж

-

-

-

1

1

30-39

М

-

-

4

-

-

Ж

-

1

-

-

-

40-49

М

1

-

-

1

-

Ж

-

-

-

2

1

50-60

М

-

-

1

1

-

Ж

-

-

3

-

-

Старше 60 лет

М

1

-

2

-

-

Ж

1

-

1

-

-

Итого:

М

2

-

9

5

-

Ж

1

1

5

5

2

Анализ данных Таблицы 1 показывает, что преобладающее число респондентов имеет среднее специальное образование – 46% от количества всех опрошенных респондетов. Высшее образование имеют 33% опрошенных; обладают ученой степенью 6% респондентов. Неполное среднее образование у 10% опрошенных; и, наконец, среднее образование – у 3%. В силу этого мы можем констатировать, что уровень образования респондентов в целом не достаточно высок, но и не низкий, потому что общий показатель респондентов с высшим образование и ученой степенью (39%) приближен к показателю, обладающих средним специальным образованием (46%). В этой связи мнение наших респондентов по интересующему нас вопросу можно считать более или менее компетентным. Тем более, что: во-первых, они сами были детьми и могут оценить насколько важна была для них игровая деятельность, как фактор социализации личности; во-вторых, у многих из них, наверняка, есть собственные дети, и они могут ассоциировать вопросы анкеты с собственным опытом по воспитанию детей.

В анкете были использованы 3 закрытых и 2 полузакрытых вопроса.

Итак, в первую очередь нами был задан вопрос, с помощью которого предполагалось выявить мнение респондентов по поводу того с какого возраста начинается процесс социализации ребенка. На первый вопрос анкеты были получены следующие данные (Рис. 1).

Рис. 1. Мнения респондентов о начале процесса социализации детей

Из Рисунка 1 видно, что большее число респондентов – 46% - придерживаются мнения о том, что социализация ребенка начинается с самого раннего возраста (точнее с рождения).  «Социализация начинается с 5 лет», - таково мнение 26% опрошенных. Семь лет - такова начальная точка  социализации детей для 10% респондетов. И, наконец, 8% опрошенных склонны считать, что социализация человека начинается только с 16 лет.

Поскольку на самом деле отправной точкой социализации личности можно считать рождение ребенка, то, судя по полученным данным, практически половина респондентов являются компетентными в данном вопросе. Это говорит о том, что оставшаяся часть опрошенных, не зная,  что социализация ребенка начинается с момента его рождения, могут не уделять должного внимания этому процессу. В свою очередь, это может повлечь за собой всевозможные последствия в дальнейшем становлении личности их детей.

Для того, чтобы узнать мнение респондентов о направлениях социализации ребенка, нами был задан второй вопрос анкеты, который звучал так: «Отметьте, пожалуйста, направления, по которым, на Ваш взгляд, проходит социализация в детском возрасте?» Полученные данные были сведены в Таблицу 2.

Анализируя данные Таблицы 2, можно сказать следующее. Преобладающее число респондентов на первое место в процессе социализации ставят просмотр телевизора и чтение книг (так ответили  соответственно, 80% и 86% отвечавших). Именно информация, поступающая из телевизионных программ, кинофильмов, а также книжная информация является, по их мнению, решающим фактором в становлении личности ребенка.

За то, что общение является одним из направлений в социализации ребенка высказались  17 респондентов (56% от общего числа опрошенных),

Игру как направление социализации  личности признают лишь 33% опрошенных. Остальные признают, что игра является важным компонентом жизни ребенка., однако, не считают, что игровая деятельность оказывает большое влияние на процесс социализации ребенка.

Таблица 2

Направления социализации в детском возрасте

Направление социализации

Всего

В том числе:

Кол-во, чел

%

Пол

Образование

М

Ж

Непол. сред.

Сред.

Сред. спец.

Высш.

Уч. Степ.

Общение

17

56

9

8

-

-

11

6

1

Игра

10

33

4

6

-

1

5

3

1

Просмотр телевизора

24

80

11

13

3

1

11

7

2

Чтение книг

25

87

11

14

-

-

13

10

2

Другое

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Надо заметить, что варианты выбранных ответов поровну  распределялись  как по критерию образования репсондентов, так и по их половой принадлежности.

Далее нам было интересно узнать, какое все же место респонденты отводят игре в процессе социализации личности.  В результате им был задан третий вопрос анкеты, на который было предложено три варианта ответов. Полученные данные представлены в Таблице 3.

Исходя из  данных Таблицы 3 можно констатировать, что 40%  респондентов придают игре, как фактору, способствующему социализации личности,  не большое значение.

В свою очередь 33% опрошенных признают, что игровая деятельность занимает ведущее место в становлении личности, в понимании им окружающего мира.  Кстати,  в эти 33%   входят    респонденты,    ответившие в

Таблица 3

Оценка значения игры в социализации ребенка

Варианты ответов

Всего

В том числе:

Кол-во, чел

%

Пол

Образование

М

Ж

Непол. сред.

Сред.

Сред. спец.

Высш.

Уч. Степ.

Важное значение

10

33

4

6

-

1

5

3

1

Не большое значение

12

40

5

7

2

-

3

6

1

Не имеет значения

8

27

7

1

1

-

6

1

-

предыдущем вопросе, что игру можно считать одним из направлений социализации личности.

Стоит заметить, 8% респондентов высказали мнение о том, что игра вообще не имеет значение в процессе социализации ребенка.  Большинство из них мужчины. Видимо женская интуиция подсказывает  правильный       ответ тем, кто не знает, что игра в рассматриваемом нами вопросе играет существенную роль.

На вопрос «Претерпели ли изменения детские игры, если сравнивать времена Вашего детства и современную действительность?» были получены следующие ответы:

- да                                             - 22 респондента  (73%);

- нет                                           - 6 респондетов   (20%);

- затрудняюсь ответить           - 2 респондента  (7%).

Таким образом, преобладающее число респондентов считают, что разновидности игр сегодня претерпели изменения. Так считают опрошенные в возрасте от 30 лет и старше. Это вполне естественно, потому что, чем старше человек, тем, соответственно, прошло большее количество времени со времен его детства.  А поскольку научно-технический процесс не стоит на месте, а с каждым годом прогрессирует, то и игрушки, разновидности детских игр тоже изменяются. 

И последний вопрос анкеты, который был задан респондентам касался направлений сегодняшних детских игр. Были предложены такие варианты ответов: «сегодня игры учат обогащению, жажде наживы»; «игры направлены на выработку агрессивного поведения»; «игры учат умению выживать»; «игры направлены на развитие гуманности»; «воспитывают ответственность». А также оставлялась пустая строка, где респонденты могли дописать собственное мнение.  Полученные данные мы свели в Таблицу 4. В данной таблице сфокусированы данные только по полу и возрасту, потому что показатель образованности пропорционально распределился по всем вариантам ответов.

Данные Таблицы 4 свидетельствуют, что всего один человек высказался за то, что гуманность является напрвлением сегодняшних детских игр. Большинство же респондентов  считают сегодняшние детские направленными прежде всего на агрессивность. Так ответили 53% респондентов от общего числа опрошенных. Мужчины и женщины в равной степени признают агрессивность современных детских игр. Преобладающий возраст в этом ответе 25-29 лет.  Этот возрастной показатель, по нашему мнению, позитивно может сказаться на воспитании будущего поколения, потому что в основном в возрасте 25-30 лет люди становятся родителями. А если они понимают, что большинство игр, телевизионных детских передач, мультфильмов направлены на агрессию, значит смогут предотвратить пагубное влияние «такого» внешнего мира на своих детей. И возможно, что эти дети будут играть в игры, направленные на развитие мышления, ответственности, гуманности и т.д.

Продолжая анализ данных  Таблицы 4 надо сказать, что 23% респондентов считают, что детские игры учат обогащению и жажде наживы.

Таблица 4

Оценка направленности современных детских игр

Вариант ответа

Всего

В том числе

Кол-во, чел

%

Пол

Возраст

18-24

25-29

30-39

40-49

50-60

Стар-ше 60

Обогащение, жажда наживы

7

23

М

2

-

3

-

-

2

Ж

-

-

-

-

-

-

Агрессив-ность

16

53

М

-

3

-

2

2

1

Ж

2

2

-

1

1

2

Выживание

6

20

М

-

-

1

-

-

-

Ж

1

-

-

2

2

-

Гуманность

1

4

М

-

-

-

-

-

-

Ж

-

-

1

-

-

-

Ответствен-ность

-

-

М

-

-

-

-

-

-

Ж

-

-

-

-

-

-

Другое

-

-

М

-

-

-

-

-

-

Ж

-

-

-

-

-

-

В свою очередь 20% опрошенных склонны думать, что детские игры сегодня направлены на то, как обучить ребенка выживанию во внешней среде. Они отмечают, что в их времена такого не было. Однако далеко не все из них склонны осуждать такую направленность сегодняшних детских игр. Они подчеркивают,  что в связи с быстротечными изменениями, происходящими в сегодняшнем мире, ребенок должен уметь выживать, быть адаптированным к реальной действительности, чтобы суметь стать личностью.

Таким образом, полученные в ходе исследования показали:

1.  Большинство респондентов считают, что процесс социализации ребенка начинается с момента его рождения.

2. Основными направлениями в процессе социализации им видится просмотр телевизионных передач, кинофильмов, а также чтение различного рода литературы.

3.  «Игра не имеет слишком существенного значения в становлении личности», - таково мнение респондентов о значение игры в социализации ребенка.

4.  Респонденты считают, что по сравнению с их детством,  игровая деятельность  претерпела существенные изменения. К основным показателям сегодняшних детских игр они, в основном, склонны относить: агрессивность, жажду наживы.

В заключении хотелось бы отметить, что данные, полученные в ходе нашего исследования не являются показателем мнения других жителей нашего города, потому что было опрошено маленькое количество людей. Вполне возможно, что если бы в нашу случайную выборку вошли другие люди, то результаты опроса были бы крайне противоположными.

                                                 Заключение

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы. Игра является важным элементом жизни каждого человека. Игра – это путь детей к познанию мира. В процессе игры ребенок проходит свои первые шаги на путь к становлению личности.

Игра и социализация в детском возрасте – два взаимосвязанных понятия. Процесс социализации ребенка начинается с момента его рождения. Первыми, кто помогают ему в этом процессе, являются его родители. Далее появляются друзья, одноклассники и т.д. Однако на протяжении всего этого времени неотъемлемым компонентом социализации является игра.

Игры, в которые играют дети, могут быть различны, но, тем не менее, все они связаны с реальной действительностью, они помогают ребенку узнавать большой, еще непонятный для него, мир. От того, насколько успешно будет происходить этот процесс, зависит дальнейшая жизнь  маленького         гражданина.

Игровая деятельность помогает обрести уверенность в собственных силах; обеспечивает самонастрой на жизнерадостность; включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания; воспитывает такие качества как аккуратность, организованность, рачительность и т.д.

Для того, чтобы практически подтвердить факты теории, нами были проведены конкретные исследования, направленные на изучение мнений по вопросу социализации ребенка посредством игры, небольшой доли населения г.Кемерова.

Результаты данного исследования  показали, что респонденты в основном недостаточно компетентны в данном вопросе. Многие из них не считают игру важным элементом в социализации ребенка. Еще раз подчеркнем, что результаты данного исследования не могут быть показателем для всего населения нашего города.

                                           Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Мысль, 1990.-438с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Мысль, 1983.-564с.

3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов.-М.:Высш. шк.,1989.-176с

4. Винникова И.В. Игры на развитие психичяеских процессов: Из опыта//начальная школа.-2002.-№3.-С.25-26.

5. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Знание, 1982.-264с.

6. Давыдова В. Через игру к социализации личности//Воспитание школьников.-2001.-№9.-С.30-32.

7. Думанский Т. Заигравшиеся дети//Воспитание школьников.-2000.-№1.-С.31-33.

8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Аспект Пресс, 1994.-526с.

9. Иванов С.П. Мир личности: Контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999.-160с.

10. Игры и развлечения/Сост. Л.М.Фирсова. – М.: Молодая гвардия.,1989.-128с.

11. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Издательство Московского университета,1988.-382с.

12. Медкова Е. Игра как средство гармонизации общего и художественного образования в школе//Искусство в школе.-2002.-№3.-С.51-54.

13. Миллер С. Психология игры.- СПб.: Университетская книга, 1999.-319с.

14. Моторин В. Во что играют дети?//Воспитание школьниеов.-2001.-№5.-С.36-37.

15. Обухова Л.Ф. Детская психология (теории, факты, проблемы). – М.: Аспект Пресс, 1995.-573с.

16. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины//Педагогика.-1999.-№3.-С.121-126.

17. Рабочая книга социолога.-М.:Наука,1977.-390с.

18. Сысоева В.С. Использование игровых приемов в воспитательной работе//Школа.-2002.-№5.-С.22-24.

19. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Аспект Пресс, 1996.-528с.

20. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. – М.: Издательство Московского университета, 1997.-482с.

21. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-М.:Дело, 1997.-534с.

Приложение 1

Бланк анкеты

Уважаемый респондент!

Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся процесса социализации посредством игры. В каждом вопросе предлагаются варианты ответов. Выберите верный на ваш взгляд ответ и подчеркните его, либо допишите,  если предложенные варианты не совпадают с Вашем мнением.

1. С какого возраста, по Вашему мнению, начинается процесс социализации ребенка?

1.1. С рождения

1.2. С 5 лет

1.3. С 7 лет

1.4. С 16 лет

2. Отметьте, пожалуйста, направления, по которым, на Ваш взгляд, проходит социализация в детском возрасте?

2.1. Общение

2.2. Игровая деятельность

2.3. Просмотр телевизора

2.4. Чтение книг

2.5. Другое _____________________________

3. Как Вы считает, каково значение игры в социализации ребенка?

3.1. Игре принадлежит важная роль в социализации ребенка

3.2. Игра имеет небольшое значение

3.3. Игра – это лишь способ развлечения, она не имеет никакого отношения к социализации ребенка

Продолжение приложения 1

4. Претерпели ли изменения детские игры, если сравнивать времена Вашего детства и современную действительность?

4.1. Да

4.2. Нет

4.3. Затрудняюсь ответить

5. Каково направление сегодняшних детских игр, на Ваш взгляд?

5.1. Сегодня игры учат обогащению, жажде наживы

5.2. Игры направлены на выработку агрессивного поведения

5.3. Игры учат умению выживать

5.4. Игры направлены на развитие гуманности

5.5. Воспитывают ответственность

5.6. Другое _______________________

6. Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые данные:

6.1. Пол __________

6.2. Возраст _________

6.3. Образование ____________________

Благодарим за участие!