Оглавление

Введение                                                                                               3

Глава 1  Издержки обращения на предприятиях

                розничной торговли                                                             5

          1.1. Понятие и экономическая сущность

                 издержек обращения                                                           5             1.2. Классификация издержек обращения

                 и состав издержек обращения

                 по видам затрат                                                                   8

 Глава 2  Организационно-экономическая характеристика

               предприятия розничной торговли                                       15

           2.1. Анализ издержек обращения на предприятии

                 розничной торговли «Лиза»                                              15

           2.2. Пути снижения издержек обращения на

                  предприятии розничной торговли «Лиза»

                  (инновационная часть)                                                       21

Заключение                                                                                                    28

Приложение                                                                                         29

Список литературы                                                                             31

                                                Введение

Основным элементом рыночного хозяйства явля­ется товарное обращение, осуществляемое посред­ством торговли. Именно торговля решает одну из глав­ных задач общественного производства — удовлетво­рение потребностей населения — и доводит товары от производства до потребления — поддерживая равно­весие между предложением и спросом, баланс инте­ресов производителя и потребителя.

С началом реформ 90-х годов Россия осуществля­ет процессы формирования механизмов и инфраструк­туры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли.

По сравнению с периодом «административно-ко­мандной» экономики цели и задачи торгового пред­приятия изменились коренным образом. Характер его деятельности приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур и организационно-правовых предприятий (государственные и муници­пальные предприятия, общества, хозяйственные то­варищества). В настоящее время изменились и усло­вия функционирования предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъек­тами рынка.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что в современные условиях, наряду с общи­ми экономическими знаниями, возрастает роль спе­циальных знаний в области хозяйственно-финансовой деятельности торговых предприятий, а именно, снижение издержек обращения на предприятиях розничной торговли.

Проблема снижения издержек обращения очень актуальна как для России, так и для нашего региона. Умение снижать издержки – залог здоровья предприятия и предпринимательской деятельности.

Объект исследования – предприятия розничной торговли.

Предмет исследования – особенности издержек обращения и пути их снижения на предприятиях розничной торговли.

Цель исследования – изучить особенности издержек обращения и пути их снижения на предприятиях розничной торговли.

Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- выявить особенность издержек обращения на предприятиях розничной торговли;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли;

- предложить пути снижения издержек обращения на предприятии розничной торговли.

Глава 1 Издержки обращения на предприятиях розничной торговли 

          1.1.  Понятие и экономическая сущность издержек обращения

Издержки обращения — это выраженные в денеж­ной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребите­лю. Издержки обращения связаны с товарным обра­щением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фак­тических расходов и контроль за использованием фи­нансовых, материальных и трудовых ресурсов [6,10].

По экономическому содержанию не все затраты торгового предприятия могут быть отнесены к издерж­кам обращения. Так, расходы магазина по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, обязательные платежи во внебюджетные фонды социального стра­хования, а также убытки, произошедшие по случай­ным причинам (пожары, стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам об­ращения не относятся и оплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. Затраты подразделений не­торговой деятельности, находящиеся в ведении тор­говых предприятий, также не учитываются в издерж­ках обращения.

Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства только на их реализацию, поэтому в затратах предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Стоимость товаров в нашем регионе на порядок выше стоимости аналогичных товаров в соседних областях. Это связано, прежде всего, с издержками за транспортировку из-за отсутствия железнодорожной артерии. Наш регион – тупик в железнодорожном сообщении. Через наш регион ничего не проходит.

Затраты предприятия — понятие широкое и мно­гообразное. Поэтому необходимо различать затраты предприятия на закупку товаров, капитальные вложе­ния в расширенное воспроизводство основных фон­дов и текущие затраты по организации торгово-технологического процесса. Постоянно находясь в обо­роте предприятия, средства, предназначенные для за­купки товаров и создания запасов, не затрачиваются, а авансируются. Они возмещаются за счет кратко­срочных кредитов банка и собственного оборотного капитала [13,16].

Единовременные затраты, возмещаемые за счет собственных средств, долгосрочных кредитов банка, называются капитальными вложениями.

По видам затрат издержки обращения подразде­ляют на элементы и статьи, номенклатура и содержа­ние которых отражены в Положении о составе затрат. В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты, затраты на опла­ту труда, амортизация основных фондов, отчисления на социальные нужды, прочие затраты. При оценке результатов деятельности предприя­тия деление затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществленного труда [3,8].

Под влиянием величины каждого вида затрат, учи­тываемого в действующей номенклатуре издержек об­ращения, сказывается средний уровень издержек.

1.2. Классификация издержек обращения и состав издержек обращения по видам затрат

Издержки обращения торговых предприятий клас­сифицируются по следующим признакам (Приложение 1) [5,16].

1. По экономической природе издержки обращения делят на чистые и дополнительные.

Чистые издержки — это расходы, связанные с про­цессом доведения товаров до потребителя путем куп­ли-продажи и смены форм стоимости. Эти затраты не увеличивают стоимость товара, являются непроиз­водительными по своей сути и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства. К чистым издержкам обращения тор­говых предприятий относят расходы, связанные с про­цессом продажи, денежным оборотом, ведением кас­совых и бухгалтерских операций, с рекламой и др.

Дополнительные издержки — это затраты торго­вых предприятий, связанные с продолжением и за­вершением процесса производства в сфере обращения [17,18].

К ним относят расходы на транспортировку, хра­нение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции. Эти затраты входят в стоимость то­варов и возмещаются трудом работников, выполняю­щих эти процессы.

Раздельный учет дополнительных и чистых издер­жек на торговых предприятиях не ведется. В зависи­мости от месторасположения предприятия, объема и структуры товарооборота, товарной специализации, размера торговых площадей, величины собственного и оборотного капиталов, соотношение между чисты­ми и дополнительными издержками не одинаково для различных торговых предприятий.

При наличии насыщенного рынка важным факто­ром успеха торговых предприятий становится куль­тура обслуживания покупателей. Поэтому в настоя­щее время появилась тенденция постепенного умень­шения доли дополнительных и возрастания доли чис­тых издержек обращения в общей их сумме. Расхо­ды, направляемые на совершенствование процесса обслуживания, возрастают более быстрыми темпами, увеличивая долю чистых издержек.

2. По характеру выполняемых задач издержки под­разделяют на операционные (прямые) и админис­тративно-управленческие [12]. Операционные издерж­ки обращения — это расходы, связанные с выпол­нением основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортиза­цию и аренду основных фондов, расходы на зара­ботную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др. Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, обусловленные орга­низацией их хозяйственной деятельности и деятель­ности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, ма­териально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, предста­вительские расходы, связанные с коммерческой дея­тельностью предприятия, и др.

3. По звеньям торговли выделяют издержки обра­щения розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий и предприятий внедомашнего питания. Это деление обусловлено особенно­стями торгово-технологического процесса в различ­ных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий — в оп­товой торговле, что обусловлено спецификой хо­зяйственной деятельности этих предприятий. Так, в затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки произ­водства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для предприятий опто­вого звена характерно отсутствие или незначитель­ный удельный вес расходов на фасовку, доработ­ку, подсортировку и т. п., что и снижает общий уровень издержек обращения [1,3].

4. По отношению к товарообороту все издержки об­ращения делятся на условно-постоянные и услов­но-переменные.

Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма ко­торых остается постоянной при изменении объема то­варооборота. Это расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.

Условно-переменные издержки обращения — это затраты торгового предприятия, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Это транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, про­центы за пользование кредитом, часть прочих расхо­дов и др.[2,6]

5. По товарным группам выделяют издержки обра­щения продовольственных товаров и издержки об­ращения по реализации непродовольственных то­варов. Наиболее высокие издержки у продоволь­ственной товарной группы. В силу своих физико-химических свойств они требуют обеспечения осо­бых условий хранения, использования специали­зированного транспорта для перевозок, что и увеличивает общую сумму расходов. Среди продо­вольственных товаров наиболее высокие издерж­ки имеют такие товары, как яйца, овощи, соль. Среди непродовольственных — хозтовары, строи­тельные материалы, мелкая галантерея [1,3,10].

6. По способу распределения по товарным группам все издержки торговых предприятий делятся на прямые и косвенные (распределительные). Прямые издержки — это расходы торгового пред­приятия, отнесенные к определенной товарной груп­пе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам [10,17].

Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, распределенные меж­ду товарными группами после предварительных рас­четов.

7. По видам затрат издержки обращения подразде­ляются на следующие группы: оплата труда работ­ников торговых предприятий; оплата услуг дру­гих отраслей экономики (связь, коммунальное хо­зяйство, транспорт); материальное потребление в торговых предприятиях (расход упаковочных ма­териалов, топлива, электроэнергии, износ основ­ных фондов, санспецодежды и т. п.); материаль­ные потери (потери товаров нормируемые и ненор­мируемые); другие расходы (охрана труда, соци­альное страхование, подготовка кадров). Признак классификации издержек обращения по видам затрат является основным [4,12].

Номенклатура статей и состав расходов, включае­мых в издержки обращения и производства предпри­ятий торговли, разработаны в соответствии с класси­фикацией по видам затрат для учета, анализа и пла­нирования. Эта номенклатура утверждается центра­лизованно и обязательна к применению всеми торго­выми предприятиями независимо от организационно-правовой формы собственности. Наиболее важные виды расходов выделены в 14 основных комплексных статей5,17]:

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооруже­ний, помещений, оборудования и инвентаря.

5. Амортизация основных средств.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Износ санитарной и специальной одежды, столо­вого белья, посуды, приборов, других малоценных быстроизнашивающихся предметов.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для про­изводственных нужд.

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

10. Расходы на рекламу.

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.

12. Потери товаров и технологические отходы.

13. Расходы на тару.

14. Прочие расходы.

Торговым предприятиям предоставляется право со­кращать или расширять перечень статей издержек об­ращения в пределах затрат, предусмотренных типо­вым Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке фор­мирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли [7].

Структурой издержек обращения называется соот­ношение отдельных видов затрат в общей сумме из­держек обращения.

Состав издержек обращения торговых предприя­тий определяется по видам затрат основных статей.

Затраты, связанные с основной хозяйственной де­ятельностью предприятия, включаются в издержки об­ращения. За счет прибыли торгового предприятия про­изводятся затраты непроизводственного характера, и в составе издержек обращения они не учитываются [9,14].

 Поэтому мы считаем необходимым рассмотреть на примере деятельность хотя бы одного торгово-розничного предприятия, с тем чтобы выяснить абсолютную сумму издержек обращения, уровень издержек обращения, проанализировать каждую статью издержек и доказать, что перед каждым предприятием стоит проблемы снижения издержек, и что снижение издержек возможно.

Глава 2 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли

 2.1. Анализ показателей издержек обращения на торгово-розничном предприятии «Лиза»

Издержки обращения — один из основных оце­ночных показателей результатов хозяйственной дея­тельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллек­тива торгового предприятия. Режим экономии издер­жек обращения способствует росту производительно­сти труда и повышению уровня рентабельности [4,11].

Нами было проанализировано торгово-розничное предприятие «Лиза»[15]. На основе анализа бухгалтерских документов (Приложение 2). Исходя из Приложения 2 были   проанализированы каждые статьи издержек  и получены следующие результаты:

1. Расходы на перевозки составили 26,4 тыс. руб., что составило 11,6% от абсолютной суммы издержек обращения.

2. Расходы на оплату труда составили 101,4 тыс. руб., что составило 45,5 % от абсолютной суммы издержек обращения

3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря составили 19,2 тыс. руб., что составило 8,5 % от абсолютной суммы издержек обращения.

4. Амортизация основных средств составила 12,2 тыс. руб., что составило 5,4 % от абсолютной суммы издержек обращения.

5. Расходы на ремонт составили 8,9 тыс. руб., что составило 4% от абсолютной суммы издержек обращения.

6. Износ санитарной одежды и МБП  составили 8,2 тыс. руб., что составило 3,6 % от абсолютной суммы издержек обращения.

7. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров составили 10,3 тыс. руб., что составило 4,6 % от абсолютной суммы издержек обращения.

8. Расходы на торговую рекламу составили 0,5 тыс. руб., что составило 0,2 % от абсолютной суммы издержек обращения.

9. Проценты за пользование банковским кредитом составили 7,1 тыс. руб., что составило 3,2 % от абсолютной суммы издержек обращения.

10. Потери товаров в пределах норм составили 5,2 тыс. руб., что составило 2,3 % от абсолютной суммы издержек обращения.

11. Расходы на тару составили 10,1 тыс. руб., что составило 4,5% от абсолютной суммы издержек обращения.

12. Прочие расходы  составили 16,5 тыс. руб., что составило 7,3 % от абсолютной суммы издержек обращения.

Исходя из анализа статей издержек на торово-розничном предприятии «Лиза» основными статьями издержек являются следующие статьи:

 Первое место занимает статья  «Расходы на оплату труда», которая составила 101,4 тыс. руб., что составило 45,5 %;

Второе место занимает статья «Расходы на перевозки», которая составила 26,4 тыс. руб., что составило 11,6 %;

Третье место занимает статья «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря», которая составила 19,2 тыс. руб., что составило 8,5 %;

Четвертое место занимает статья «Прочие расходы», которые  составили 16,5 тыс. руб., что составило 7,3 %.

Так как к показателям издержек обращения относят их аб­солютную сумму, а абсолютная сумма издержек обращения опре­деляется путем суммирования расходов по всем ста­тьям, то таким показателем абсолютной суммы является 226 тыс. руб., что составило 100% издержек на торгово-рознечном предприятии «Лиза».  Этот показатель характеризует, во что обходит­ся предприятию товародвижение.

Абсолютная сумма издержек обращения тесно свя­зана и зависит от абсолютной суммы товарооборота. Поэтому анализ расходов торгового предприятия не­обходимо увязывать с изучением товарооборота. Исходя из Приложения 2, то сумма товарооборота составляет 3099,8 тыс. руб.

Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек к объему то­варооборота. Таким показателем на торгово-розничном предприятии «Лиза» является 7,3%. Этот показатель является одним из важ­нейших оценочных показателей результатов хозяй­ственной деятельности торгового предприятия. И на данном предприятии этот показатель не очень высокий. Однако и эти издержки на наш взгляд можно снизить.

Так как торгово-рознечное предприятие «Лиза» находится в г.Кемерово и оказывает продовольственные услуги населению, то для нее характерен наиболее высокий уро­вень торговых затрат. Это выражено тем, что г.Кемерово находится в стороне от основной железнодорожной артерии, а это в свою очередь обусловлено повышенны­ми расходами на перевозку (11,6%), оплату труда работников (45,5%), замедленной товарооборачиваемостью и высокой сто­имостью услуг.

 Расходы на реализацию продовольственных това­ров выше, чем расходы на реализацию непродоволь­ственных товаров. В продовольственной торговле вы­сокие расходы по транспортировке, хранению, есте­ственной убыли товаров, расфасовке.

На уровень затрат торгово-розничного предприятия «Лиза» оказы­вает влияние и ряд других факторов. Так, физико-химические свойства некоторых товаров обусловли­вают определенные требования к перевозке, хране­нию и реализации, что увеличивает отдельные ста­тьи затрат («Расходы на хранение, подработку, под­сортировку и упаковку товаров», «Потери товаров и технологические отходы»). Из-за сезонности произ­водства и потребления ряда товаров приходится со­здавать запасы, что соответственно увеличивает рас­ходы на хранение.

Необходимо принимать во внимание факторы, влияющие на уровень издержек обраще­ния на такие как  зависящие и независя­щие от торгового предприятия. На такие, которые напрямую связаны с деятельностью торгово-розничным предприятием «Лиза» как:

- состояние коммерческой деятельности и экономи­ческой работы;

- использование собственного и заем­ного капиталов, торгово-технологического оборудования, торговой площади;

-  условия организации и опла­ты труда работников;

-  товарооборачиваемость.

И такие факторы, которые не зависят от торгово-розничного предприятия «Лиза»:

- изменение тарифов на перевозки товаров различ­ными видами транспорта;

- изменение процентных ставок за поль­зование банковским кредитом;

- изменения розничных цен, арендной платы и др.

Факторы, зависящие и не зависящие от торгового предприятия, в совокупности определяются эффектив­ностью затрат в торговле.

Экономия издержек обращения имеет важное зна­чение для каждого отдельного торгового предприя­тия. Она выступает источником повышения доходно­сти, роста фонда оплаты труда и т. д. Однако резервы экономии издержек нужно искать по статьям, не свя­занным с культурой обслуживания.

 2.2. Пути снижения издержек обращения на   предприятии розничной торговли «Лиза»  (инновационная часть)               

Нами было проанализировано торгово-розничное предприятие «Лиза». На основе анализа бухгалтерских документов (Приложение 2) нами было выявлено, что в структуре издержек обращения большой удель­ный вес занимают издержки обращения на оплату труда.

 На статью «Расходы на оплату тру­да» относят:

- выплаты заработной платы по всем формам оплат труда;

- оплата отпусков работников;

- выплаты стимулирующего и компенсирующего ха­рактера;

-  затраты на оплату труда работников  не­списочного состава, занятых в основной деятель­ности.

 Снижение затрат на оплату труда возможно за счет:

1. Модернизации производственно-технологической цепочки на предприятии;

2. Эффективного использование имеющегося штата сотрудников без привлечения со стороны;

3. С помощью увеличения товарооборота, а это возможно только при снижении издержек на  транспортные расходы.

 Расходы на автомобильные перевозки преобладают в розничной торговле.

 На статью «Транспортные расходы», согласно от­раслевым методологическим рекомендациям по бухгалтерскому учету, относят:

•  оплату услуг сторонних организаций за перевоз­ку товаров;

• стоимость материалов, израсходованных на обо­рудование транспортных средств и утепление;

• плату за обслуживание подъездных путей и скла­дов необщего пользования, включая плату же­лезным дорогам по заключенным с ними дого­ворам;

• оплата за временное хранение грузов на станци­ях, пристанях и т. п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в со­ответствии с договорами.

Мы предлагаем рекомендации по снижению издержек обращения за счет: 

1. Уменьшения транспортных расхо­дов.

Для снижения транспортных издержек торгово-розничное предприятие «Лиза» должна:

- максимально использовать грузо­подъемность транспорта (5, 10 или 15 тонные тягачи);

- сокращать дальность пере­возок и время простоев из-за разгрузки и погрузки;

- внедрять прогрессивные технологии товародвижения с использованием контейнеров и тары-оборудования;

- механизировать погрузочно-разгрузочные работы.

Ведь применяя это на практике предприятие сэкономит время, снизит расходы на транспортировку и на оплату работникам (Рис.2.1).

Рис. 2.1 Уровень транспортных издержек на торгово-розничном предприятии «Лиза» сейчас и после предложенных инноваций

2. Увеличения доли фасованных това­ров.

 Это приведет к сокращению затрат на торговый персонал и рабочий персонал. Не будет необходимости нанимать временных рабочих для разгрузки товара, для выполнения срочных работ, когда не хватает собственного персонала и т.д. (Рис.2.2.)

                 

Рис. 2.2 Показатель оплаты труда на торгово-розничном предприятии «Лиза» сейчас и после предложенных инноваций

3. Улучшения условий хра­нения товаров это приведет к снижению  порчи товара, особенно, продовольственного (Рис. 2.3).

Рис. 2.3 Показатель порчи товара на торгово-розничном предприятии «Лиза» сейчас и после предложенных инноваций

3. Сокращения расходов по таре.

 Необходимо осу­ществлять мелкий ремонт тары, обеспечивать свое­временный возврат и правильность хранение тары, контролировать правильность маркировки тары. Эти меры снизят издержки примерно на 20%, что составит 8 тыс. руб.(Рис. 2.4)

                    

Рис.2.4. Показатель расходов на тару на торгово-розничном предприятии «Лиза» сейчас и после предложенных инноваций

А ста­тью издержек «Затраты по оплате процентов за пользо­вание займом» уменьшит нормализация товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости, своевременный возврат банковских кредитов.

На основе наших рекомендаций абсолютная сумма издержек обращения может снизиться в среднем на 79,1 тыс. руб., что составит 35%. Отсюда абсолютная сумма издержек будет равна 146,9 тыс. руб.

                                                   Заключение

Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания покупателей. Издержки обращения занимают важное место в успешной деятельности торгово-розничный предприятий. Мы выяснили, что существуют множество статей из которых складывается абсолютная сумма издержек обращения. Многие факторы влияющие на издержки обращения напрямую зависят от внутренней политики предприятия, а другие факторы не зависят от деятельности торгово-розничного предприятия.

В ходе исследования было выяснено, что специфика нашего региона влияет на транспортные издержки и оплату труда, а также на порчу продуктов питания в процессе транспортирования. Сезонные колебания температуры также приводят к порче товара. Не использование механической помощи при разгрузки товара приводит к неоправданным затратам на оплату рабочим (временным рабочим) и т.д.

Нами было доказано, что многие статьи издержек можно скорректировать на уменьшение приблизительно до 35 % на примере торгово-розничного предприятия «Лиза».

Приложение 1

                  

                  Структура затрат торгового предприятия

 

Приложение 2

Издержки обращения торгово-розничного предприятия «Лиза»

п/п

Статья издержек

Сумма,

тыс. руб.

Уровень, %

1

Расходы на перевозки

26,4

11,6

2

Расходы на оплату труда

101,4

45,5

3

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

19,2

8,5

4

Амортизация основных средств

12,2

5,4

5

Расходы на ремонт

8,9

4

6

Износ санитарной одежды и МБП

8,2

3,6

7

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

10,3

4,6

8

Расходы на торговую рекламу

0,5

0,2

9

Проценты за пользование банковским кредитом

7,1

3,2

10

Потери товаров в пределах норм

5,2

2,3

11

Расходы на тару

10,1

4,5

12

Прочие расходы

16,5

7,3

Итого

226

100  /  7,3

Товарооборот

3099,8

100

                                        Список литературы

1. Беа Ф.К. Экономика предприятия М.:ИНФРА-М, 1999.-928с.

2. Берзинь И.М. Экономика фирмы. - М.: Институт международного права и экономики, 1997. - 253с.

3. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 1990.-416с.

4. Горфинкель В. Я. И др. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.

5. Гребнев А.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов. - М.: Экономика, 1997. -220с.

6. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2001.-192с.

7. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208с.

8. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. -М.: Ось-89, 1997.- 176с.

9. Проскуров B.C. Азбука предпринимательства: справочно-практическое руководство. -М.: «Паллада», 1993.

10. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.Н. Данько - М.: Инфра - М, 1999. - 256с.

11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - Т1 - 384с., Т2 - 384с.

12. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. -352с.

13. Хрипач В.Я. Экономика предприятия. - Минск: НПЖ: «Финансы, учет и аудит», 1997. - 446с.

14. Цзе К.К. Методы эффективной торговли: (опыт «лучшей торговой фирмы года»): Сокр. пер. с англ. /Пер. Б.А. Гольдберга. - М.: Экономика, 1988. - 237с.

15. Шеремет А.Д, Негашев Е.В, Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208с.

16. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова М.:ИНФРА-М,1998.-146с.

17. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. -М.: «Юрист», 1998. -584с.

18. Экономика  и организация  деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. -295с.