Оглавление
Введение 3
Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие 4
1.1. Ключевые понятия инвестиционной деятельности 4
1.2. Классификация инвестиций и источники их
финансирования 7
Глава 2 Инвестиционная политика в России 13
2.1. Проблемы инвестиционной политики 13
2.2. Создание благоприятных условий для
развития инвестиционной политики 17
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
В экономике России практически завершается спад производства. В ближайшей перспективе главным рычагом выхода экономики из кризиса становится увеличение объема капитальных вложений, которые направляются на увеличение выпуска конкуренто-способной отечественной продукции и упрочение позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынке, а также на преодоление отсталости социальной сферы. В этой связи рассмотрение участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов является актуальным.
Объект исследования – инвестирование иностранного капитала.
Предмет исследования - особенности форм участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов.
Цель исследования – изучить особенности форм участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов.
Задачи исследования:
- рассмотреть ключевые понятия инвестиционной деятельности;
- рассмотреть классификацию инвестиций;
- проанализировать источники финансирования инвестиций;
- проанализировать состояние, проблемы инвестиционной политики в России и пути их решения.
Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие
1.1. Ключевые понятия инвестиционной деятельности
В соответствии с Российским законодательством под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (9, 11, 15). При этом инвестициями считаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Вложение инвестиций не самоцель, а лишь средство достижения экономической эффективности, на основе которой могут быть решены многообразные экономические и социальные задачи. При оценке инвестиций (инвестиционных проектов) необходимо учитывать финансовые последствия реализации инвестиций, социальную эффективность, т.е. финансовые последствия инвестиционных вложений для местного, регионального и федерального бюджетов; сравнительную экономическую эффективность, объективно характеризующую преимущества данного инвестиционного проекта (10, 17).
Процесс управления инвестиционной деятельностью представляет собой сознательное целенаправленное регулирование движения всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта (8).
Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений.
• Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).
• Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственные контрактом в соответствии с законом Российской федерации.
• Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.
• Пользователи объектов инвестиционных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов инвестиций могут быть инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними (5, 14, 21).
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а также наносящие ущерб охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц и государства, запрещены.
1.2. Классификация инвестиций и источники их финансирования
Классификация инвестиций может быть представлена следующим образом.
В зависимости от источников финансирования выделяют: государственные, муниципальные, отраслевые, частные, смешанные инвестиции.
В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (реальные) инвестиции в объекты отраслей реального производства; (структура реальных инвестиций представлена в таблице 1.1.); портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции науку, приобретение патентов и т.д.
По назначению различают производственные инвестиции (производственная сфера), инвестиции социального назначения (социальная сфера), инвестиции природоохранного и экологического назначения (экологическая сфера).
По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (2, 4, 20).
Источниками финансирования инвестиций могут быть как внутренние, так и внешние. В соответствии с действующим законодательством в России основными источниками финансирования инвестиций хозяйствующих субъектов являются:
• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов — прибыль, амортизационные отчисления и т.д.;
• заемные финансовые средства инвесторов — банковские кредиты, облигационные займы, долгосрочные займы, бюджетные кредиты;
• привлеченные финансовые средства инвесторов — паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и юридических лиц;
Таблица 1.1.
Инвестиции в нефинансовые активы (реальные инвестиции)
в 1995—1997 гг. (в фактических ценах)
Виды инвестиций |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
|||
Трлн. руб. |
В % к итогу |
Трлн. руб. |
В % к итогу |
Трлн. руб. |
В % к итогу |
|
Инвестиции в нефинансовые активы |
352,0 |
100 |
495,6 |
100 |
553,0 |
100 |
в том числе: |
||||||
в основной капитал |
267,0 |
75,9 |
376,0 |
75,9 |
408,8 |
73,9 |
в нематериальные активы |
0,4 |
0,1 |
0,6 |
0,1 |
0,7 |
0,1 |
в пополнение запасов |
||||||
материальных оборотных средств |
35,3 |
10,0 |
46,5 |
9,4 |
65,3 |
11,8 |
• средства внебюджетных фондов;
• средства государственных бюджетов, предоставляемых на безвозмездной основе;
• денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;
• средства иностранных инвесторов (16).
Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источниками являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.
Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся острым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйствующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.
Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учтенных по счету «Капитальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются; суммы амортизации, начисленной по основным фондам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату.
По абсолютным показателям реальные инвестиции в фактически действующих ценах за период с 1995 по 1997 гг. увеличились в 6 раза, в том числе в основный капитал — в 1,5 раза. Однако перерасчет с учетом индексов инфляции в сопоставимых ценах даст: ост всего лишь в 1,1 раза (12).
Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвестиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборотами средствами в связи с инфляционным эффектом является первопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйствующих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно растут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержание кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расширении объемов и масштабов хозяйственной деятельности.
Основными источниками финансирования выступают прибыль, кредиты банков, финансовая помощь вышестоящих структур, средства, мобилизованные через эмиссию ценных бумаг и др. (3).
Своеобразной формой финансирования инвестиционной деятельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кредит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.
Лизинговые операции делятся на два вида:
Оперативный лизинг — срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет арендных платежей одного арендатора.
Финансовый лизинг — лизинг с полной окупаемостью. Арендные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.
Использование лизинговой формы инвестирования дает возможность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизингополучателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей (6, 18).
Наряду с внутренними источниками инвестирования важнейшее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для современной России это объективная необходимость, так как без мобилизации дополнительных инвестиционных ресурсов невозможно осуществление эффективной реконструкции и модернизации производственных мощностей, резкого повышения технологического уровня производства, преодоления затянувшегося кризиса. Прямые зарубежные инвестиции имеют ряд преимуществ:
- служат дополнительными источниками капитала для непосредственного финансирования производства конкретные товаров и услуг, обеспечивают внедрение новых технологий ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
- в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению:
- способствуют росту занятости населения, повышению квалификации рабочей силы, инженерных и управленческих кадров;
- способствуют улучшению качества экспортной продукции, содействуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных поступлений;
- обеспечивают наиболее мягкому и эффективному включению отечественной экономики в мировое хозяйство, благодаря производственной и научно-технической коопераций, причем, что особенно важно, именно производственному включению, а не идущим лишь через организацию связям в сфере обращения;
- способствуют формированию конкурентной рыночной среды, оказывают влияние на борьбу с монополизмом;
- содействуют развитию экспортной базы страны и сокращению национального экспорта и импорта (1,7, 19) .
Однако становление иностранного предпринимательства в России сталкивается с определенными экономическими и политическими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций следует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стратегии государства, необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инвестиционный климат» принято включать все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны или неблагоприятны в той или иной стране условия для вложения капиталов, включая идеологию и политику, экономику и культуру. Эти оценки воплощаются в показатели инвестиционного риска.
Глава 2 Инвестиционная политика в России
2.1. Проблемы инвестиционной политики
Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы.
Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денежные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций (2, 5).
В системе управления финансами предприятий важнейшим направлением является управление инвестиционной деятельностью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ресурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за годы экономических реформ инвестиционная активность предприятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижением уровня рентабельности с соответствующим уменьшением направления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих кредитов на осуществление проектов в связи с невозможностью их окупаемости (12).
Одним из важнейших направлений корректировки экономических реформ в России следует считать развитие и повышение эффективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестройки и экономических реформ не привел к стабилизации национальной экономики и повышению эффективности ее функционирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой необходимости преодоления затянувшегося финансово-экономического кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномасштабного инвестирования.
Потребность в коренном обновлении на базе применения научно-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестиционных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджетных средств.
Основным условием формирования благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала является либерализация инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влияние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурентные позиции страны в борьбе за иностранные вложения. Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государственная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том случае, если иностранные инвесторы уверены в политической и экономической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала. Динамика и структура иностранных инвестиций представлены в таблице 2.1. За период с 1995 по 1997 гг. иностранные инвестиции возросли более чем в 4 раза и составили в 1997 году 12 295 млн. долл. При этом прямые инвестиции, т.е. взносы в уставный капитал, кредиты, полученные от совладельцев предприятий, возросли существенно меньше — в 2,6 раза, в то же время по прямым инвестициям в виде торговых кредитов и банковских вкладов рост составил 579,8%. В 1998 и 1999 годах в связи с дефолтом динамика иностранных инвестиций имела отрицательное значение.
Таблица 2.1.
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,
по видам
Виды инвестиций |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
|||
млн. долл. США |
в% к итогу |
В млн. долл. США |
в% к итогу |
В млн. долл. США |
в% к итогу |
|
Всего инвестиций |
2.83 |
100 |
6970 |
100 |
12295 |
100 |
в том числе: |
||||||
прямые инвестиции |
2020 |
67,7 |
2440 |
35,0 |
5333 |
43,4 |
Из них: |
||||||
взносы в уставный капитал |
1455 |
48,8 |
1780 |
25,5 |
2127 |
17,3 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий |
341 |
11,4 |
450 |
6,5 |
2632 |
21,4 |
прочие прямые инвестиции |
224 |
7,5 |
210 |
3,0 |
574 |
4,7 |
портфельные инвестиции |
39 |
1,3 |
128 |
1,8 |
681 |
5,5 |
Из них: |
||||||
Акции |
11 |
0,4 |
42 |
0,6 |
572 |
4,6 |
долговые ценные бумаги |
28 |
0,9 |
86 |
1,2 |
109 |
0,9 |
в том числе |
||||||
краткосрочные |
21 |
0,7 |
83 |
1,2 |
85 |
0,7 |
долгосрочные |
7 |
0,2 |
3 |
0,0 |
24 |
0,2 |
прочие инвестиции |
924 |
31,0 |
4402 |
63,2 |
6281 |
51,1 |
из них: |
||||||
торговые кредиты |
187 |
6,3 |
407 |
5,8 |
240 |
1,9 |
прочие кредиты банковские вклады |
493 6 |
16,5 0,2 |
719 942 |
39,0 13,6 |
4347 1 384 |
35.4l11.? |
Прочее |
238 |
8,0 |
334 |
4,8 |
310 |
2.5 |
2.2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной политики
Использование иностранных инвестиций должно осуществляться под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранного участия в капитале местных предприятий до различных требований процедурного характера. Без регулирования иностранные инвесторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономики. Мировая экономика выработала «универсальный» набор экономических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:
а) экономические — освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;
• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;
• специальные гарантии Правительства РФ в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
• специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
• сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
• освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ);
• предоставление права ускоренной амортизации;
• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
б) неэкономические:
• улучшение условий (выделение земли, предоставление информации и услуг по маркетингу, социально-экономическому маркетингу и др.);
• консультирование иностранных фирм относительно особенностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, отраслях и т.п.;
• методическое обеспечение организации инвестиционной деятельности в стране;
• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвестированием;
• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог и т.д.
Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, которое предусматривает:
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:
• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
• установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
• принятия антимонопольных мер;
• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
• развития финансового лизинга в Российской Федерации;
• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской федерации;
• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);
• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:
- средства предоставляются на возвратной, платной и срочной основе;
- финансирование предоставляется только под высокоэффективные инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;
- предоставление гарантий со стороны государства;
- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета (13, 19).
Финансовые инвестиции (динамика которых представлена в таблице 2.2.) предполагают в качестве объектов инвестиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя планирование, анализ и регулирование состава портфеля для
Таблица 2.2.
Динамика финансовых инвестиций
в период 1993-1997 гг. (млрд. руб)
Виды инвестиций |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
Финансовые вложения предприятий, организаций В том числе: краткосрочные долгосрочные |
2575 1202 1373 |
27289 13950 23339 |
70935 20197 50738 |
121599 30692 90907 |
достижения поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связанных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвестиций являются:
• сохранность и приращение капитала;
• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использованы для расчетов;
• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, правам, продукции;
• расширение сферы влияния (20).
Объектом портфельного инвестирования предприятий являются как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги — векселя, депозитные сертификаты банков.
Принято различать два вида стратегии предприятий в финансовых инвестициях:
• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;
• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значительные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспечивающей объективную оценку текущего состояния финансового рынка и составление адекватных прогнозов его изменения (1).
Доход от инвестиционного портфеля складывается из следующих компонентов:
• поступления в форме дивидендов и процентных платежей;
• доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находящихся в портфеле;
• разница между курсами покупок и продаж при краткосрочных операциях на вторичном рынке.
Заключение
В ходе исследования было выявлено, что инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами в целях получения прибыли (дохода). Таким образом, использование материальных и финансовых ресурсов, передовой отечественной и зарубежной техники и технологий, управленческого опыта для модернизации производства способствует возобновлению экономического роста и, как результат, повышению уровня жизни населения.
Главным условием успешного проведения инвестиционной деятельности на каждом ее этапе является состояние отечественной экономики. В настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности российских предприятий пока не существует.
Сегодня вклад отечественных инвесторов в экономику сомнителен. Продолжается вывоз за границу российского капитала.
Необходимым условием улучшения инвестиционного климата является дальнейшее снижение инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Одним из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата является обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на российском рынке (включая личную безопасность и защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков).
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1997.-С.115-189.
2. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-М.: Финансы и статистика, 1998.-С.88-119.
3. Бочаров В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций: Учебное пособие.-СПб.: СПРбУЭФ, 1996.-С.278-310.
4. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями на 10 февраля 1999 года) от 4.07.91 №1545-1.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 1999.-С.56-80.
6. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-С.117-178.
7. Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства.-М.: финансы и статистика, 1996.-С.5-18.
8. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник.-М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.-С.16-35.
9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года) от 29.06.95 №633.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.98 №374.
12. Российский статистический ежегодник.-М.: Госкомстата России, 1998.-С.691, 710.
13. Справочник финансиста предприятия.-М.: ИНФРА-М, 1999.-С.43.
14. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина.-М.: ИНФРА-М, 1999.-С.119-155.
15. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.2.99 №39-Ф3.
16. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.: «Проспект», 2001.- 496с.
17. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф.Самсонова.-М.: ИНФРА-МП, 2001.-448с.
18. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти.-М.: Издательство «Перспектива», 2000.-520с.
19. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой.-М.: Финансы и статистика, 2000.-С.59-147.
20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е. Методика финансового анализа предприятий.-М.: Юни-Глоб, 1992.-С.235-279.
21. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 1997.-С.15-47.