Оглавление

Введение                                                                                                   3

Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие           4

           1.1. Ключевые понятия инвестиционной деятельности                 4

 1.2. Классификация инвестиций и источники их

       финансирования                                                                      7

Глава 2 Инвестиционная политика в России                                        13

           2.1. Проблемы инвестиционной политики                                    13

 2.2. Создание благоприятных условий для  

        развития инвестиционной политики                                   17

          Заключение                                                                                                      24

          Список литературы                                                                                         25

Введение

В экономике России практически завершается спад производства. В ближайшей перспективе главным рычагом выхода экономики из кризиса становится увеличение объема капитальных вложений, которые направляются на увеличение выпуска конкуренто-способной отечественной продукции и упрочение позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынке, а также на преодоление отсталости социальной сферы. В этой связи рассмотрение участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов является актуальным.

Объект исследования – инвестирование иностранного капитала.

Предмет исследования -  особенности форм участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов.

Цель исследования – изучить особенности форм участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов.

Задачи исследования:

- рассмотреть    ключевые   понятия      инвестиционной    деятельности;

- рассмотреть классификацию инвестиций;

- проанализировать          источники        финансирования     инвестиций;

- проанализировать состояние, проблемы инвестиционной политики в России и пути их решения.          

          

Глава 1 Инвестиционная деятельность: основные составляющие

           1.1. Ключевые  понятия инвестиционной деятельности

В соответствии с Российским законодательством под инвестици­онной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуще­ствление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (9, 11, 15). При этом инвести­циями считаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство (в том числе имущественные права, иные права, имеющие де­нежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полез­ного эффекта. Вложение инвестиций не самоцель, а лишь средст­во достижения экономической эффективности, на основе кото­рой могут быть решены многообразные экономические и социаль­ные задачи. При оценке инвестиций (инвестиционных проектов) необходимо учитывать финансовые последствия реализации инве­стиций, социальную эффективность, т.е. финансовые последст­вия инвестиционных вложений для местного, регионального и фе­дерального бюджетов; сравнительную экономическую эффектив­ность, объективно характеризующую преимущества данного инве­стиционного проекта (10, 17).

Процесс управления инвестиционной деятельностью представ­ляет собой сознательное целенаправленное регулирование движе­ния всех видов денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и дру­гих видов деятельности для получения прибыли или достижения социального эффекта (8).

Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности явля­ются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на террито­рии Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Инвесторами могут быть фи­зические и юридические лица, создаваемые на основе дого­вора о совместной деятельности и не имеющие статуса юри­дического лица объединения юридических лиц, государст­венные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физиче­ские и юридические лица, осуществляющие реализацию ин­вестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяет­ся правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установ­лены договором и (или) государственные контрактом в соот­ветствии с законом Российской федерации.

• Подрядчики — физические и юридические лица, которые вы­полняют работы по договору подряда и (или) государствен­ному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчи­ки обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех ви­дов деятельности, которые подлежат лицензированию в соот­ветствии с федеральным законом.

• Пользователи объектов инвестиционных вложений — физиче­ские и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и ор­ганизации, для которых создаются указанные объекты. Поль­зователями объектов инвестиций могут быть инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функ­ции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними (5, 14, 21).

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь созда­ваемые и модернизированные основные фонды и оборотные сред­ства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бума­ги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а также наносящие ущерб охраняемым законом пра­вам и интересам физических и юридических лиц и государства, за­прещены.

1.2. Классификация инвестиций и источники их финансирования

Классификация инвестиций может быть представлена следую­щим образом.

В зависимости от источников финансирования выделяют: госу­дарственные, муниципальные, отраслевые, частные, смешанные инвестиции.

В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (ре­альные) инвестиции в объекты отраслей реального производства; (структура реальных инвестиций представлена в таблице 1.1.); портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции  науку, приобретение патентов и т.д.

По назначению различают производственные инвестиции (про­изводственная сфера), инвестиции социального назначения (со­циальная сфера), инвестиции природоохранного и экологическо­го назначения (экологическая сфера).

По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесроч­ные и долгосрочные (2, 4, 20).

Источниками финансирования инвестиций могут быть как внут­ренние, так и внешние. В соответствии с действующим законода­тельством в России основными источниками финансирования ин­вестиций хозяйствующих субъектов являются:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов — прибыль, амортизационные отчисле­ния и т.д.;

• заемные финансовые средства инвесторов — банковские кредиты, облигационные займы, долгосрочные займы, бюд­жетные кредиты;

• привлеченные финансовые средства инвесторов — паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и юридических лиц;

Таблица 1.1.

Инвестиции в нефинансовые активы (реальные инвестиции)

в 1995—1997 гг. (в фактических ценах)

 

Виды инвестиций

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Трлн.

руб.

В % к итогу

Трлн.

руб.

В % к итогу

Трлн.

руб.

В % к итогу

Инвестиции в нефинан­совые активы

352,0

100

495,6

100

553,0

100

в том числе:

в основной капитал

267,0

75,9

376,0

75,9

408,8

73,9

в нематериальные активы

0,4

0,1

0,6

0,1

0,7

0,1

в пополнение запасов

материальных оборот­ных средств

35,3

10,0

46,5

9,4

65,3

11,8

• средства внебюджетных фондов;

• средства государственных бюджетов, предоставляемых на безвозмездной основе;

• денежные средства, централизуемые объединениями предприятий;

• средства иностранных инвесторов (16).

Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источ­никами являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся ост­рым недостатком собственных средств, что вынуждает хозяйст­вующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка оборотных средств.

Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направ­ляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, на­правленная на финансирование капитальных вложений производст­венного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а так­же на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учтенных по счету «Капи­тальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются; суммы амортизации, начисленной по основным фондам, принадле­жащим предприятию, с начала года на отчетную дату.

По абсолютным показателям реальные инвестиции в фактически действующих ценах за период с 1995 по 1997 гг. увеличились в 6 раза, в том числе в основный капитал — в 1,5 раза. Однако перерасчет с учетом индексов инфляции в сопоставимых ценах даст: ост всего лишь в 1,1 раза (12).

Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвестиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборот­ами средствами в связи с инфляционным эффектом является первопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйству­ющих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно растут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержа­ние кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расшире­нии объемов и масштабов хозяйственной деятельности.

Основ­ными источниками финансирования выступают прибыль, кредиты банков, финансовая помощь вышестоящих структур, средства, мо­билизованные через эмиссию ценных бумаг и др. (3).

Своеобразной формой финансирования инвестиционной дея­тельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и не­движимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кре­дит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В догово­ре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.

Лизинговые операции делятся на два вида:

Оперативный лизинг — срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет арендных платежей одного арендатора.

Финансовый лизинг — лизинг с полной окупаемостью. Аренд­ные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.

Использование лизинговой формы инвестирования дает воз­можность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизинго­получателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей (6, 18).

Наряду с внутренними источниками инвестирования важней­шее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для современной России это объективная необходимость, так как без мобилизации дополнительных инвестиционных ресурсов невоз­можно осуществление эффективной реконструкции и модерниза­ции производственных мощностей, резкого повышения техноло­гического уровня производства, преодоления затянувшегося кри­зиса. Прямые зарубежные инвестиции имеют ряд преимуществ:

- служат дополнительными источниками капитала для непо­средственного финансирования производства конкретные товаров и услуг, обеспечивают внедрение новых технологий ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

- в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению:

- способствуют росту занятости населения, повышению ква­лификации рабочей силы, инженерных и управленческих кадров;

- способствуют улучшению качества экспортной продукции, содействуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных поступлений;        

- обеспечивают наиболее мягкому и эффективному включе­нию отечественной экономики в мировое хозяйство, благодаря производственной и научно-технической коопераций, причем, что особенно важно, именно производственному включению, а не идущим лишь через организацию связям в сфере обращения;

- способствуют формированию конкурентной рыночной сре­ды, оказывают влияние на борьбу с монополизмом;

- содействуют развитию экспортной базы страны и сокраще­нию национального экспорта и импорта (1,7, 19) .

Однако становление иностранного предпринимательства в Рос­сии сталкивается с определенными экономическими и политиче­скими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций сле­дует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стра­тегии государства, необходимо создание благоприятного инвести­ционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инве­стиционный климат» принято включать все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны или неблагоприятны в той или иной стране условия для вложения ка­питалов, включая идеологию и политику, экономику и культуру. Эти оценки воплощаются в показатели инвестиционного риска.

Глава 2 Инвестиционная политика в России          

           2.1. Проблемы инвестиционной политики

Трудности осуществления инвестиционной деятельности в России усугубляются значительным усилением диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется пред­приятиями с учетом таких факторов, как скрытая инфляция и ожидание роста цен на производственные ресурсы.

Для нивелирования (снижения) давления инфляции вложения осуществляются преимущественно в движимое и недвижимое имущество (товарно-материальные ценности, импортное оборудование, приобретение зданий и сооружений), финансовые активы потребительские товары, уставный капитал совместных и акционерных предприятий. В условиях скрытой инфляции выбор таких объектов инвестирования определяется их свойством сохранять стоимость и возможностью получения прибыли (дохода) главным образом путем колебаний цен или курсов ценных бумаг. Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:

- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления. Денеж­ные накопления граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

- заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

- денежных средств, централизируемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, четных бюджетов и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций (2, 5).

В системе управления финансами предприятий важнейшим на­правлением является управление инвестиционной деятельно­стью, связанной с вложением аккумулированных финансовых ре­сурсов в реальные и финансовые инвестиции. К сожалению, за го­ды экономических реформ инвестиционная активность предпри­ятий подверглась наибольшему спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджетного финансирования, снижени­ем уровня рентабельности с соответствующим уменьшением на­правления чистой прибыли на инвестиционные цели, а также практически невозможностью привлечения коммерческих креди­тов на осуществление проектов в связи с невозможностью их оку­паемости (12).

Одним из важнейших направлений корректировки экономиче­ских реформ в России следует считать развитие и повышение эф­фективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестрой­ки и экономических реформ не привел к стабилизации нацио­нальной экономики и повышению эффективности ее функцио­нирования. Продолжаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономические показатели, стоит вопрос острой не­обходимости преодоления затянувшегося финансово-экономиче­ского кризиса. Подъем экономики невозможен без крупномас­штабного инвестирования.

Потребность в коренном обновлении на базе применения науч­но-технических достижений, высоких технологий, современной организации производства требуют значительных инвестицион­ных вложений за счет всех источников финансирования: средств предприятий как собственных, так и привлеченных, внебюджет­ных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций, бюджет­ных средств.

Основным условием формирования благоприятного инвестици­онного климата для иностранного капитала является либерализа­ция инвестиционного режима в стране-реципиенте. Наибольшие результаты могут быть достигнуты на основе повышения степени открытости экономики, которая оказывает существенное влия­ние на стратегию и тактику инвесторов, определяет конкурент­ные позиции страны в борьбе за иностранные вложения. Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государствен­ная политика в отношении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни была, оказывается успешной только в том слу­чае, если иностранные инвесторы уверены в политической и эко­номической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала. Динамика и структура иностранных инвестиций пред­ставлены в таблице 2.1. За период с 1995 по 1997 гг. иностранные инвестиции возросли более чем в 4 раза и составили в 1997 году 12 295 млн. долл. При этом прямые инвестиции, т.е. взносы в уставный капитал, креди­ты, полученные от совладельцев предприятий, возросли сущест­венно меньше — в 2,6 раза, в то же время по прямым инвестици­ям в виде торговых кредитов и банковских вкладов рост составил 579,8%. В 1998 и 1999 годах в связи с дефолтом динамика иностранных инвестиций имела отрицательное значение.

Таблица 2.1.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,

 по видам

Виды инвестиций

1995 г.

1996 г.

1997 г.

 млн. долл. США

в%

к итогу

В млн. долл. США

в%

к итогу

В млн. долл. США

в%

к итогу

Всего инвестиций

2.83

100

6970

100

12295

100

в том числе:

прямые инвестиции

2020

67,7

2440

35,0

5333

43,4

Из них:

взносы в уставный капитал

1455

48,8

1780

25,5

2127

17,3

кредиты, полученные от зарубежных совла­дельцев предприятий

341

11,4

450

6,5

2632

21,4

прочие прямые инвестиции

224

7,5

210

3,0

574

4,7

портфельные инвестиции

39

1,3

128

1,8

681

5,5

Из них:

Акции

11

0,4

42

0,6

572

4,6

долговые ценные бумаги

28

0,9

86

1,2

109

0,9

в том числе

краткосрочные

21

0,7

83

1,2

85

0,7

долгосрочные

7

0,2

3

0,0

24

0,2

прочие инвестиции

924

31,0

4402

63,2

6281

51,1

из них:

торговые кредиты

187

6,3

407

5,8

240

1,9

прочие кредиты банковские вклады

493 6

16,5 0,2

719 942

39,0 13,6

4347 1 384

35.4l11.?

Прочее

238

8,0

334

4,8

310

2.5

2.2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной политики

Использование иностранных инвестиций должно осуществлять­ся под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранно­го участия в капитале местных предприятий до различных требова­ний процедурного характера. Без регулирования иностранные ин­весторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усугубят их, формируя однобокую структуру экономи­ки. Мировая экономика выработала «универсальный» набор эко­номических регуляторов притока иностранного капитала. Среди них особого внимания для и России, в частности, заслуживают следующие:

а) экономические освобождение вновь создаваемых совмест­ных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на некий определенный период;

• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;

• снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;

• уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт;

• специальные гарантии Правительства РФ в части сохране­ния налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;

• специальные меры по защите внутреннего рынка посредст­вом пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;

• сокращение или освобождение от экспортных и/или импорт­ных пошлин на оборудование и материалы, вводимые ино­странными инвесторами;

• освобождение от квотирования и/или лицензирования экс­порта товаров, производимых на предприятиях с иностран­ными инвестициями или на территории свободных экономи­ческих зон (СЭЗ);

• предоставление права ускоренной амортизации;

• субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуата­цию зданий, покрытие транспортных расходов.

б) неэкономические:

• улучшение условий (выделение земли, предоставление ин­формации и услуг по маркетингу, социально-экономическо­му маркетингу и др.);

• консультирование иностранных фирм относительно особен­ностей инвестиционной деятельности в стране, регионах, от­раслях и т.п.;

• методическое обеспечение организации инвестиционной де­ятельности в стране;

• развитие правовой базы, связанной с иностранным инвести­рованием;

• развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе свя­зи, транспорта, дорог и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной дея­тельности, которое предусматривает:

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности посредством:

совершенствования системы налогов, механизма начисле­ния амортизации и использования амортизационных отчис­лений;

• установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов, не носящих индивидуально­го характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природны­ми ресурсами, не противоречащих законодательству Россий­ской Федерации;

• расширения использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строи­тельства и строительства объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтин­гов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестици­онной деятельности;

• принятия антимонопольных мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

• развития финансового лизинга в Российской Федерации;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фон­дов.

Прямое участие, государства в инвестиционной деятельности:

• разработка, утверждение и финансирование инвестицион­ных проектов, осуществляемых Российской Федерацией со­вместно с иностранными государствами, а также инвестици­онных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской фе­дерации;

• формирования перечня строек и объектов технического пе­ревооружения для федеральных государственных нужд и фи­нансирования их за счет средств федерального бюджета. По­рядок формирования указанного перечня определяется Пра­вительством Российской Федерации;

• предоставления на конкурсной основе государственных га­рантий по инвестиционным проектам за счет средств феде­рального бюджета (Бюджета развития Российской Федера­ции), а также за счет средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

• защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­нологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Феде­рации);

• разработки, утверждения стандартов (норм и правил) и осу­ществления контроля за их соблюдением;

• выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приоста­новленных и законсервированных строек и объектов, нахо­дящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий российским и иностранным ин­весторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. Ограниченность источников накоплений, необходимость обеспечения государственных гарантий в инвестиционной сфере, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельно­сти предопределили образование Бюджета развития. При этом средства бюджета развития используются на основе следующих положений:

 - средства предоставляются на возвратной, платной и сроч­ной основе;

- финансирование предоставляется только под высокоэффективные  инвестиционные проекты через инвестиционный конкурс;                          

- предоставление гарантий со стороны государства;

- финансирование экономики становится менее зависимым от доходной части федерального бюджета (13, 19).

Финансовые инвестиции (динамика которых представлена в таблице 2.2.) предполагают в качестве объектов инве­стиций ценные бумаги, целевые денежные вклады и связаны с формированием и управлением инвестиционного портфеля. Управление инвестиционным портфелем включает в себя плани­рование, анализ и регулирование состава портфеля для

Таблица 2.2.

Динамика финансовых инвестиций

в период 1993-1997 гг. (млрд. руб)

             Виды

        инвестиций

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

Финансовые вложения предприятий, организаций

В том числе:

краткосрочные

долгосрочные

2575

1202

1373

27289

13950

23339

70935

20197

50738

121599

30692

90907

достиже­ния поставленных перед портфелем целей при сохранении необходимого уровня его ликвидности и минимизации расходов, связан­ных с ним. В условиях дефицитной инфляционной экономики с падающим объемом производства целями портфельных инвести­ций являются:

• сохранность и приращение капитала;

• приобретение ценных бумаг, которые могут быть использо­ваны для расчетов;

• доступ через ценные бумаги к определенным услугам, пра­вам, продукции;

• расширение сферы влияния (20).

Объектом портфельного инвестирования предприятий являют­ся как фондовые ценные бумаги (акции и облигации акционер­ных обществ и предприятий, а также производные от них ценные бумаги, государственные облигации и долговые обязательства) так и коммерческие ценные бумаги — векселя, депозитные серти­фикаты банков.

Принято различать два вида стратегии предприятий в финансо­вых инвестициях:

• пассивная стратегия, целью которой является обеспечение стабильного и устойчивого дохода на уровне, близком к среднерыночному;

• агрессивная стратегия направлена на максимальное использование возможностей получения дохода от рыночного колебания курсов. Такой стратегии могут придерживаться, как правило, только крупные предприятия, имеющие значитель­ные по объему инвестиционные портфели. Для успешного проведения агрессивной стратегии хозяйствующий субъект должен располагать серьезной аналитической базой, обеспе­чивающей объективную оценку текущего состояния финан­сового рынка и составление адекватных прогнозов его изме­нения (1).  

Доход от инвестиционного портфеля складывается из следую­щих компонентов:

• поступления в форме дивидендов и процентных платежей;

• доход от повышения капитальной стоимости бумаг, находя­щихся в портфеле;

• разница между курсами покупок и продаж при краткосроч­ных операциях на вторичном рынке.

Заключение

В ходе исследования было выявлено, что инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами в целях получения прибыли (дохода). Таким образом, использование материальных и финансовых ресурсов, передовой отечественной и зарубежной техники и технологий, управленческого опыта для модернизации производства способствует возобновлению экономического роста и, как результат,  повышению уровня жизни населения.

Главным условием успешного проведения инвестиционной деятельности на каждом ее этапе является состояние отечественной экономики. В настоящее время   больших  возможностей для инвестиционной деятельности   российских   предприятий пока не существует.

Сегодня вклад отечественных инвесторов в экономику сомнителен. Продолжается вывоз за границу российского капитала.

Необходимым условием улучшения инвестиционного климата является дальнейшее снижение инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Одним из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата является обеспечение гарантий безопасности инвестору   при   работе   на российском рынке (включая личную безопасность  и защиту    вкладываемых   средств от некоммерческих рисков).

Список литературы

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1997.-С.115-189.

2. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий.-М.: Финансы и статистика, 1998.-С.88-119.

3. Бочаров В.В. Моделирование финансовой деятельности предприятий и коммерческих организаций: Учебное пособие.-СПб.: СПРбУЭФ, 1996.-С.278-310.

4. Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями на 10 февраля 1999 года) от 4.07.91 №1545-1.

5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Финансы и статистика, 1999.-С.56-80.

6. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-С.117-178.

7. Моляков Д.С. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства.-М.: финансы и статистика, 1996.-С.5-18.

8. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник.-М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.-С.16-35.

9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России «О Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 15.07.98 №2787-П ГД.

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года) от 29.06.95 №633.

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.98 №374.

12. Российский статистический ежегодник.-М.: Госкомстата России, 1998.-С.691, 710.

13. Справочник финансиста предприятия.-М.: ИНФРА-М, 1999.-С.43.

14. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина.-М.: ИНФРА-М, 1999.-С.119-155.

15. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.2.99 №39-Ф3.

16. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.-М.: «Проспект», 2001.- 496с.

17. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф.Самсонова.-М.: ИНФРА-МП, 2001.-448с.

18. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти.-М.: Издательство «Перспектива», 2000.-520с.

19. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой.-М.: Финансы и статистика, 2000.-С.59-147.

20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е. Методика финансового анализа предприятий.-М.: Юни-Глоб, 1992.-С.235-279.

21. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 1997.-С.15-47.