Оглавление

Введение                                                                                                          3

Глава 1 Общее понятие характера                                                                 4

           1.1. Сущность и основные черты характера                                      4

           1.2. Характер и образ жизни человека                                               8

Глава 2 Характер и направленность личности: взаимодействие

              и   взаимовлияние                                                                           13

          2.1. Влияние характера на отношение к себе и к другим               13

          2.2. Отношение человека к труду                                                      17

          2.3. Направленность личности и историческая

                 эпоха: их взаимосвязь                                                                  19

Заключение                                                                                                    21

Список литературы                                                                                       23

                                                Введение

Индивидуальное развитие человека – ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых то организмом от момента зарождения и до конца жизни. Это – очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (анатомо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями.

Человеческий индивид по наследству получает не готовые психические свойства, характеризующие его как социальное существо, только задатки для их развития. Задатки – это функциональные возможности выработки нервной системы человека различных психических свойств. Последние формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закрепленных в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе. В этой связи направленность личности как компонент характера имеет важное значение.

Объект исследования -  характер как категория психологии.

Предмет исследования – особенности направленности личности как компонент характера.

Цель исследования – изучить особенности направленности личности как компонент характера.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и основные черты характера;

- проанализировать взаимосвязь характера и образа жизни человека;

- выявить влияние характера на отношение к себе и к другим;

- изучить отношение человека к труду сквозь призму направленности личности;

- рассмотреть взаимосвязь направленности личности и исторической эпохи.

Глава 1 Общее понятие характера

1.1. Сущность и основные черты характера

Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно разумеют те свойства личности, кото­рые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям [7]. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т.п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактер­ный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности; каждый по­ступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков: о чело­веке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. «Этот человек,— говорят часто,— должен был посту­пить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер». Читая в художественном произведении о поведении дей­ствующего лица, характер которого уже выявился в предшествую­щем изложении, мы часто не соглашаемся с автором, казалось бы вольным поступить с действующими лицами своего произведения, плодом собственной его фантазии, как ему вздумается. Мы счита­ем образ действий, приписываемый ему автором, неправдоподоб­ным, потому что он не вяжется с его уже выявившимся характером; такой человек, т. е. человек с таким характером, не мог так поступить. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми оп­ределяется весь образ его действий. Черты характера — это те суще­ственные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие [2].

Но всякая определенность — это всегда и неизбежно определен­ность по отношению к чему-то. Не существует абсолютной опреде­ленности в себе безотносительно к чему бы то ни было. И определен­ность характера — это тоже не определенность вообще, а определен­ность по отношению к чему-то, к определенной сфере значимых для человека жизненных отношений. Определенность, составляющая сущ­ность характера, может образоваться у человека по отношению к тому и в отношении того, что ему не безразлично. Наличие у челове­ка характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Харак­тер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отно­шений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для чело­века в мире, через отношение к миру и определяются.

Поэтому первый и решающий вопрос для определения характе­ра каждого человека — это вопрос о том, по отношению к чему, к какой сфере задач, целей и т. д. делает человека определенным его характер. Иной человек представляется в обыденных житейских ситуациях как сильный характер; он проявляет большую опреде­ленность, твердость и настойчивость во всем, что касается бытовых дел и вопросов, но тот же человек обнаруживает сразу же полную неопределенность, бесхребетность, когда дело коснется вопросов ино­го — принципиального плана. Другой, кажущийся сначала лишен­ным характера в силу своей податливости в мелочных вопросах обыденной жизни, для него не значимых, пока они не затрагивают существенных для него сфер жизненных задач, вдруг раскрывается как большой характер — определенный, твердый, непреклонный, как только перед ним встают существенные, значимые для него воп­росы, задачи, цели. И один и другой из этих людей обладают фор­мально как будто равно сильным или определенным характером — в смысле определенности, твердости, непреклонности, каждый — в существенной для него сфере жизненных отношений, но у одного из них при этом все же ничтожный, мелкий по существу характер, а у другого — более или менее значительный. Весь вопрос в том, в ка­кой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера [8; 17; 19].

Для характера, как и для воли, взятых не формально лишь, а по существу, решающим является взаимоотношение между обще­ственно — и личностно значимым для человека.

Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определен­ные задачи и в силу объективной логики вещей требует от него как самого существенного определенности в отношении именно этих за­дач. На них формируется и на них же испытывается и проверяется характер людей. Большой, значительный характер — это характер, который заключает в себе определенность человека по отношению к этим объективно существенным задачам. Большой характер поэто­му не просто формальная твердость и упорство (такое формальное упорство, безотносительно к содержанию, может быть и большим упрямством, а не большим характером); большой характер — это большая определенность в больших делах. Там, где есть эта опреде­ленность в существенном, большом, принципиальном, она неизбеж­но скажется и в малом, выступая иногда в нем с особой симптома­тической показательностью. Заключаясь в определенности отноше­ния человека к значимым для него целям, характер человека про­является в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же и формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах его поведения в лабильной, от случая к случаю измен­чивой форме, определяемой конкретной ситуацией. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявля­ясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые чер­ты или свойства характера.

Характер человека — и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется [13]. Смелый человек по­ступает смело, и благородный человек ведет себя благородно. Объек­тивно благородные или смелые дела могут первично совершаться, вовсе не требуя особой субъективной смелости или благородства; смелость дел или благородство поступков переходит в смелость или благородство человека, закрепляясь в его характере; в свою очередь смелость или благородство характера, закрепившись в нем, обуслов­ливает смелость или благородство поведения.

Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обус­ловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепля­ясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость,— это в потенции бу­дущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера ле­жит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

1.2. Характер и образ жизни человека

Как общее правило, характер определяется не каждым единич­ным более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению отдельные поступки человека — те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, наклады­вают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер, в свою очередь, отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, которые всегда исходят из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыс­лей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаи­мопроникновении с объективным течением и результатами его дей­ствий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек; по мере того как в ходе действий человека выделяется и закрепляется определенный, характерный для него, более или менее устойчивый образ действий, в нем самом выделяется и закрепляется определенный, более или менее устойчивый строй характеризующих его свойств. Он форми­руется в зависимости от объективных общественных условий и кон­кретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизнен­ный путь человека, на основе его природных свойств — прежде все­го темперамента — в результате его деяний и поступков [6; 16].

К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделя­ются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те, которые обусловливают, какие побужде­ния по преимуществу определяют его действия. К характеру непос­редственно не относятся, например, техническая ловкость, вообще свойства, обусловливающие умения человека; в характер включают­ся только те свойства, которые выражают его направленность.

С другой стороны, не всякое проявление направленности лично­сти, не всякая установка и не всякое побуждение относятся к харак­теру. Бывают у каждого человека случайные побуждения и случай­ные действия, вовсе не характерные для него; из того, как он посту­пил в данных специальных условиях, не вытекает, каково будет его поведение в других условиях, между тем характерный поступок — это как раз такой поступок, из которого вытекает, как человек по­ступит в других ситуациях. В характере заключены внутренняя ло­гика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свой­ства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчи­вые свойства личности, которые определяют ее качественное своеоб­разие и выражают ее направленность, составляют ее характер. Ха­рактер выражается в направленности личности, в тех основных дей­ственных ее установках и тенденциях, которые контролируют и ре­гулируют все проявления человека, через которые преломляется и фильтруется то, что он делает. Характерологические свойства лич­ности обусловливают ее направленность, накладывают определен­ный отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении челове­ка к другим людям, к миру и к самому себе.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в характере приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно даже целиком сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере — это прежде всего вопрос об общем строении личности. У каждого человека свой характер и свой темперамент, но тот или иной характер и тот или иной темпе­рамент есть у каждого человека. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение [11].

Определяя господствующие, характерные для человека побужде­ния, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществля­ет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме пове­дения. Последняя представляется часто особенно существенной для характера; это отчасти так и есть, поскольку форма является обоб­щенным выражением содержания. При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выражаются в его направленности, так и не все способы поведения показательны для характера. К нему не имеют прямого отношения технические способы — приемы, посредством которых человек осу­ществляет специальные технические цели, так же как и эти послед­ние. Для него показательны только те способы поведения, которые обнаруживают избирательную направленность личности, с чем че­ловек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым способом. Другими сло­вами: в способе поведения, в котором проявляется характер, выра­жается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера; он — обобщенное выражение избирательной направленности личности. «Форма», или способ поведения, так понимаемая, действительно яв­ляется наиболее существенным или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения; но менее всего возможно отсюда заключить, что к характеру относится только форма поведения, а не его содержание.

Господствующая направленность человека, в которой прояв­ляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выража­ется в мировоззрении, в психологическом — в потребностях, ин­тересах, склонностях, вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, в привязанностях, т. е. избирательном отношении к лю­дям. Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только прояв­ляется, но и формируется, они участвуют в образовании характе­ра. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений определя­ют поведение данного человека.

Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Ха­рактерное для человека поведение, в котором характер и формиру­ется, и проявляется, будучи его практическим отношением к дру­гим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержа­ние, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теорети­чески оформленное. Своим поведением, каждым своим поступком человек неизбежно — хочет он того или нет и независимо от того, осознает ли он это, — практически решает мировоззренческие про­блемы. Поэтому действенные установки человека, обусловленные свойствами его характера, а следовательно, и эти последние не могут не быть связаны с его мировоззрением. Поскольку то или иное миро­воззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные пред­ставления и идеалы, регулируют его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно пе­ред человеком ставит, существенно обусловливает цельность харак­тера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек — привычных способов нравственно­го поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека — это в известной мере его не всегда осознанное и теорети­чески оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека [10; 15].

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тен­денции и установки, а также личные взгляды и убеждения чело­века — это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира.

Глава 2 Характер и направленность личности: взаимодействие              

и   взаимовлияние

2.1. Влияние характера на отношение к себе и к другим

Веду­щим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.

Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках, т. е. в тех действиях, в которых ведущим и определяющим является практическое отношение действующего лица как субъекта к дру­гим людям. Смотря по тому, формируется ли характер в замкну­той скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе,— основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.

Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности — способность к подвигу, к напряженному героическому труду, творческое беспокойство или, напротив, успокоенность — и его отношение к самому себе: уверенность в своих силах, скромность или преувеличенное самомне­ние, самолюбие, неуверенность в своих силах и т. д. Ведущая и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в образовании характера подтверждается на каждом шагу жизни; она отражается также в типах и характерах, созданных большими художниками [1; 3; 4].

В многообразных, тонких, богатых всевозможными оттенками людских отношениях, составляющих основную ткань человечес­кой жизни, складывается и проявляется величайшее многообра­зие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковы заботливость о человеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и мно­жество других аналогичных и им противоположных свойств. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновремен­но очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И един­ство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Эти различия, противоположности и даже противоречия необ­ходимо вытекают из сознательного характера отношения к дру­гим людям, требующего дифференциации отношения в зависимо­сти от изменяющихся конкретных условий. Человек мягкий при всех условиях и ни в чем не способный к твердости — это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, кото­рый не только не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности,— это уже не доверчивый, а наивный или глупый человек.

По отношению человека к другим людям различают характе­ры замкнутые и общительные. Но эта первая дифференциация, основывающаяся на количественном признаке объема общения, носит внешний характер. За ней может скрываться самое раз­личное содержание. Замкнутость в себе, ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безраз­личии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной нату­ры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать (герои Байрона), а в другом — на большой и сосредоточен­ной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приоб­щения к ним (биография Спинозы и др. может служить тому наглядной иллюстрацией). Точно так же и общительность может иметь различный характер: у одних — широкая и поверхност­ная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других — более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общи­тельность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о большой легкости и подвижности и о таком нее по суще­ству безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет в конце концов внутреннее отношение человека к человеку по существу [10].

Всякое действительно не безразличное отношение к другим лю­дям имеет избирательный характер. Существенно, на чем основы­вается эта избирательность — на личных ли пристрастиях только или на объективных основаниях общего дела, общей идеологии. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Такой тип общительности, имеющий широкую об­щественную основу, мы и называем товарищеским. Способность к подлинно товарищескому отношению к людям — существенная характерологическая черта, которая вырабатывается лишь в опреде­ленных общественных условиях. Это товарищеское отношение к дру­гим людям не исключает других, более узкоизбирательных, более тесно личностных и вместе с тем идейных отношений к более тесно­му кругу лиц или отдельному человеку.

В характерологическом отношении существенен, таким обра­зом, не столько количественный признак широты общения, сколь­ко качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения — к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т. п.

Само общение с другими людьми существенно участвует в формировании характера. Лишь в процессе общения и воздей­ствия на других людей формируется воздейственная сила харак­тера, столь существенная в общественной жизни способность орга­низовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в про­цессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других лю­дей, формируется в человеке твердость характера, необходимая, чтобы противостоять внушениям, не поддаваться шатаниям и неуклонно идти к поставленной цели. «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер»,— говорил Гёте.

При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их ха­рактер, причем в одних случаях происходит как бы обмен харак­терологическими свойствами и взаимное уподобление: в резуль­тате длительной совместной жизни люди иногда приобретают об­щие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга. В других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей, живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг другу в силу своей противоположно­сти: так отец-деспот с очень властным и нетерпимым характе­ром, подавляя волю своих близких, порождает дряблость, подат­ливость, иногда прибитость и обезличенность у членов своей се­мьи, живущих в особенно тесном повседневном контакте с ним [5; 9].

Очень существенной для формирования характера формой общения является воспитание. В своей сознательной организо­ванности и целеустремленности воспитание — общение воспита­теля с воспитываемым — располагает целым рядом важнейших средств воздействия: соответствующей организацией поведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным при­мером, показом исторических деятелей, которые могут служить образцами, примерами, достойными подражания. Если у взросло­го общественная практика и мировоззрение играют ведущую роль в формировании характера, то у ребенка в формировании его ха­рактера эта ведущая роль принадлежит бесспорно воспитанию.

Общение с другими людьми создает предпосылки и для самосто­ятельной работы человека над своим характером. В процессе обще­ния, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других людей и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практическая оценка характерологичес­ких свойств других людей, регулируемая моральными представле­ниями, — к самооценке и самокритике. А самопознание, сравни­тельная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стиму­лом для сознательной работы человека над своим характером.

2.2. Отношение человека к труду

Все стороны характера в их единстве и взаимопроникновении как в фокусе проявляются в отношении человека к труду.

В отношении к труду заключено в неразрывном единстве от­ношение к продуктам этого труда, к другим людям, с которыми человек связан через труд; в отношении к труду заключено и от­ношение к самому себе — особенно у нас, где оценка человека и его самооценка основываются прежде всего на его труде, на его отношении к труду. В труде же реально устанавливается отноше­ние между характером человека и его одаренностью, между его склонностями и способностями [14; 18].

То, как человек умеет использовать, реализовать свои способнос­ти, существенно зависит от его характера. Нередки, как известно, случаи, когда люди, казалось бы, со значительными способностями ничего не достигают, ничего ценного не дают именно в силу своих характерологических особенностей. (Рудин, Бельтов и другие обра­зы лишних людей могут служить тому литературной иллюстраци­ей. «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой»,— говорит о Рудине Тургенев устами одного из действующих лиц ро­мана.) Реальные достижения человека зависят не от одних лишь абстрактно, самих по себе взятых его способностей, а от специфичес­кого сочетания его способностей и характерологических свойств.

Характер связан со всеми сторонами психики; особенно тесна связь его с волей, являющейся как бы «хребтом» характера. Особен­ности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют суще­ственнейшие черты характера. Выражения «человек с сильной во­лей» и «человек с характером» звучат обычно как синонимы.

Однако как ни тесна связь воли и характера, они все же не тождественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивос­тью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содер­жание, которое направляет эту силу. Характер включает те свой­ства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля.

В волевых поступках характер, с одной стороны, складывает­ся и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направлен­ность волевых поступков, особенно в очень значимых для лично­сти ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчи­вых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают по­ведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т. п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообла­данием, решительностью, настойчивостью и т. п.).

В характер, вопреки очень распространенному мнению, могут включаться не только волевые и эмоциональные, но и интеллекту­альные особенности, поскольку они становятся свойствами личнос­ти, выражающимися в качественном своеобразии ее отношения к окружающему. Так, легкомыслие, благоразумие, рассудительность, будучи интеллектуальными качествами, являются или могут быть характерологическими чертами. При этом, превращаясь в свойства характера, интеллектуальные качества начинают характеризовать не один лишь интеллект как таковой, а личность в целом [20].

Поскольку характер включает свойства, выражающиеся в ка­чественно своеобразном отношении человека к другим людям и опосредованном через него отношении к предметному миру и к самому себе, он, очевидно, выражает общественную сущность че­ловека.

2.3. Направленность личности и историческая эпоха: их взаимосвязь

Характер человека исторически обусловлен. Каж­дая историческая эпоха создает свои характеры — типичные ха­рактеры эпохи, обусловленные ее общественным строем.

В характере каждого человека есть черты и черточки, которые в своем индивидуальном своеобразии отражают своеобразие его ин­дивидуального жизненного пути, его личного образа жизни. Но в нем же в той или иной мере по большей части представлены — в своеобразном индивидуальном преломлении — и черты, отражаю­щие общие для людей данной эпохи особенности этой эпохи, ее строя, уклада, стиля. В типичных характерах эпохи получают свое типизированное идеальное выражение те общие многим людям дан­ной эпохи, хотя и по-разному у них представленные, черты, которые связаны с характером эпохи. Подлинное понимание типического в различных характерах как реально общего, общего в единичном, типичного в индивидуальном возможно только на этой основе. Эти типичные характеры эпохи, будучи выражением тех черт, которые в характере отдельных людей отражают эпоху, выступают вместе с тем для людей этой эпохи в качестве ее идеалов. Типичный для людей определенной исторической эпохи образ жизни общества накладывает свой отпечаток на их характер, определяя типичные для людей данной эпохи черты характера. Однако в своей конкрет­ной реальности характер человека обусловлен не только типичны­ми чертами образа жизни людей данной эпохи, но и конкретными, жизненными обстоятельствами, в которых совершается его жизнен­ный путь, и его собственной деятельностью, изменяющей эти об­стоятельства. Общие, типические и индивидуальные черты в харак­тере человека всегда представлены в единстве и взаимопроникнове­нии, так что общее, типическое выступает в индивидуально-своеоб­разном преломлении; поэтому существенное свое выражение харак­тер человека часто получает как раз в характерном для него инди­видуально-своеобразном его поведении, в типических и потому осо­бенно показательных ситуациях [12; 15].

При этом все же не во всякой ситуации равно полно и адекват­но выявляется каждый характер. Поведение человека в некоторых ситуациях бывает для него не характерным, случайным, выявляя лишь внешние для него, не показательные «ситуационные» установ­ки, а не те более глубокие Личностные установки, которые вытекают из свойств его характера. Поэтому не всякая ситуация дает ключ к пониманию характера. Для того чтобы выявить подлинный харак­тер человека, важно найти те специфические ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер. Искусст­во композиции у художника при выявлении характера в том и за­ключается, чтобы найти такие исходные ситуации, которые выяви­ли бы стержневые, определяющие свойства личности. Действующее лицо в художественном произведении представляется реальным, живым, когда, познакомившись с ним в таких исходных ситуациях, мы можем предсказать, как он поступит или как он должен посту­пить в дальнейшем ходе действия. Это возможно в силу внутренней необходимости и последовательности, своего рода внутренней логи­ки, которая раскрывается в характере, если найти стержневые, опре­деляющие его черты.

                                                Заключение

В заключении хочется отметить, что характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, сте­пень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или матери­альные потребности, определяют не только помыслы и чувства лич­ности, но и направленность его деятельности. Личность характери­зуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единст­во направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целей совершенно разными путями и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это различие определяет и специ­фику характера личности. Черты характера, обладая определен­ной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в каче­стве черты характера можно рассматривать то, насколько чело­век стремится к достижению успеха. Одним людям свойствен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициати­вы, соревновательной активности, стремление к риску и др.), тогда как другим более присуще стремление просто избегать неудач (уклонение от риска и ответственности, проявления активности и инициативы и др.).

Характер — это направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Наличие целей жизни — главное условие для образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Не­смотря на тесную связь, характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и субъект с низки­ми, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, придавая харак­теру своеобразный колорит.

                                         Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – М.: Ювента, 1999.-464с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.-352с.

3. Бодалев А.А., Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Институт пратиктической психологии, 1990.-368с.

4. Бодалев А.А. Психология о личности.-М., 1988.-С.90-115.

5. Гипперейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001.-336с.

6. Козлов Н.И. Формула личности. - СПб.: Питер, 1999.-368с.

7. Кордуэлл М. Психология А-Я: Словарь-справочник. - М.: Гранд, 2000.-С.88.

8. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект-Пресс, 2000.-527с.

9. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.-246с.

10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 1997.-С.273-311.

11. Общая психология/Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.-364с.

12. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб.: ЮВЕНА, 1998.-346с.

13. Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000.-776с.

14. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999.-320с.

15. Рубейнштейн С.А. Основы общей психологии. – СПб.: ЗАО «Питер», 1999.-720с.

16. Рухманов А.А. Познать себя. - М.: Молодая Гвардия, 1981.-207с.

17. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.-374с.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.-528с.

19. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970.-428с.

20. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. – М., 1989.-372с.