Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Организация экономической работы в потребительской кооперации…5
2. Содержание экономической работы в организациях и предприятиях
потребительской кооперации…………………………………………….11
3. Экономическая характеристика Яйского райпо………………………...16
4. Организация экономической службы Яйского райпо………………….21
5. Совершенствование экономической работы Яйского райпо…………..23
Заключение…………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………….30
Введение
Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.
Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить.
Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.
Объект исследования – потребительская кооперация.
Предмет исследования – особенности экономической работы райпо.
Цель исследования – изучить особенности экономической работы райпо.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные составляющие организации экономической работы в потребительской кооперации;
- изучить содержание экономической работы в организациях и предприятиях потребительской кооперации;
- дать экономическую характеристику Яйского райпо;
- проанализировать особенности организации экономической службы Яйского райпо;
- предложить совершенствование экономической работы Яйского райпо.
В работе мы опирались на труды таких авторов, как: А.М. Фридман [15], О.В. Баскакова [2], И.Т. Петрух [13], К.И. Раицкий [14] и др.
1. Организация экономической работы в потребительской кооперации
Термин кооперация (лат. сooperatio - сотрудничество) обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтересованности в удовлетворении своих социальных, экономических и культурных потребностей. Объединения такого рода именуются кооперативами [5].
Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.
Для обозначения кооператива нередко применяются синонима этого слова. Российские кооперативы, например, называются обществами (райпо - районное потребительское общество), товариществами (садоводческое товарищество), хозяйствами (коопхоз - кооперативное хозяйство, колхоз - коллективное хозяйство), артелями (рыболовецкая артель). Нередко кооператив так и именуется кооперативом (жилищный кооператив, транспортный кооператив) [4].
С тех пор кооперация как «сумма кооперативов» получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.
Сегодня в Российской Федерации существуют три разновидности потребительских кооперативных обществ:
во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей
средствами производства, и т.д.;
во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;
в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, производственную и другую деятельность в интересах своих членов [10].
Деятельность кооперативов основывается на определенных принципах, называемых кооперативными.
Слово принцип (лат. principium - основа, начало) в русском языке означает: 1) основание, исходное положение какой-либо теории, учения, практики и т.д., руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма [5]. В словосочетании кооперативные принципы слово принцип передает все его значения.
Кооперативные принципы представляют собой совокупность нравственных основ организационной, экономической, социальной, культурно-просветительской и других сфер кооперативной деятельности. По своему содержанию кооперативные принципы делятся на экономические и социальные. Основой устойчивости кооперативов служат экономические принципы такие, как:
- членство;
- экономическое участие членов;
- автономия и независимость;
- забота об обществе.
Основные принципы кооперативных обществ представлены в таблице 1.1. [8].
Социальные принципы таковы:
- добровольность;
- профессиональная подготовка;
- информация;
- управление и контроль со стороны пайщиков [8; 15].
Таблица 1.1.
Основные принципы кооперативных обществ
1. Открытое членство: |
Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент. |
2.Распределение прибыли: |
Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив. |
3. Выплата процента на акционерный капитал: |
Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие. Совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие. Занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета. |
Cоциальные принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации экономических принципов на практике. При невыполнении социальных принципов кооперативы перерождаются в предпринимательские хозяйства. При невыполнении экономических принципов кооперативы разоряются. Поэтому экономические и социальные принципы тесно взаимосвязаны, ориентированы на решение единых задач. Только при этих условиях они могут влиять на устойчивую деятельность кооперативов и систему потребительской кооперации в целом [8; 14].
Традиционно кооперативные общества считали себя чем-то большим, чем просто особой формой организации бизнеса.
Собственность кооперативов различных видов образуется из вступительных, паевых и целевых взносов, заемных средств. А также приращения имущества в результате хозяйственной деятельности и в том числе, трудового вклада работников, наемных и членов кооператива.
В абсолютном большинстве кооперативов различных видов в мире кооперативная собственность делится на две части:
1. Основную – неделимую часть.
2. Делимую – паевой фонд, то есть член кооператива при выходе может получить свой паевой капитал с процентами.
В отдельных кооперативах (в основном, в сфере бытовых услуг) вся кооперативная собственность делима, но, как правило, в денежной форме [18].
В конституциях многих стран кооперативная собственность признается как особая форма частно-групповой, частно-долевой, совместной коллективной собственности с демократическим управлением и контролем. Кооперативный сектор экономики охраняется как равноправный партнер частного и государственного секторов экономики. В конституции Российской Федерации от 1993 г. (статья 8) таких положений нет, что принижает и делает неопределенным статус кооперативной собственности и кооперативного сектора экономики в нашей стране.
Существует три основных источника формирования кооперативной собственности:
1. Членские взносы (вступительные, паевые, целевые, безвозмездные)
2. Доходы от предпринимательской деятельности.
3. Заемные средства [1; 17; 19].
Потребительская кооперация всегда отличалась от других систем определенной хозяйственной самостоятельностью, исходя из своих интересов шла на хозяйственный риск и отвечала за свои обязательства, ориентировалась на получение необходимых доходов, то есть обладала всеми признаками, присущими предпринимательству.
В настоящее время потребительские общества и райпотребсоюзы действуют на основе полной самоокупаемости и самофинансирования, осуществляют свою деятельность через собственные предприятия. Многие из них функционируют на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления, материальной заинтересованности и ответственности. Кооперативные предприятия являются юридическими лицами, наделены основным капиталом и оборотными средствами, самостоятельно заключают хозяйственные договоры, составляют бухгалтерские балансы, имеют счета в банках, пользуются кредитами.
Собственность потребительской кооперации определена как коллективно-долевая и совместная собственность граждан - членов потребительских обществ, то есть как частная собственность [3].
В условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли. Прибыль необходима для достижения цели потребительских союзов - улучшения обслуживания членов потребительских обществ. Здесь идет речь об эффективности работы потребительской кооперации.
Категория эффективности присуща всем экономическим системам. В общем виде она может быть представлена как соотношение между результатом хозяйственной деятельности предприятий потребительской кооперации (эффектом их хозяйственной деятельности) и затратами (издержками обращения).
В настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и регионе обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования.
2. Содержание экономической работы в организациях и предприятиях потребительской кооперации
Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов – главная цель функционирования райпо, предопределяющая использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации [2; 9].
Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности; свободе предпринимательства; личном интересе; конкуренции; свободном ценообразовании [16].
Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли.
Начнем с того, что торговые надбавки должны обеспечивать приемлемую рентабельность предприятий и должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости. При установлении торговых надбавок целесообразно исходить из потребительского спроса и покупательской способности населения. Проблема состоит в получении информации об издержкоемкости отдельных товаров, так как в действующем сегодня учете и отчетности такая информация не формируется и может быть получена только расчетным путем.
Отметим, что раньше как доминирующий фактор роста доходов рассматривалось расширение объема деятельности для торговых предприятий - увеличение товарооборота. Сегодня можно говорить о первоочередной задаче оптимизации затрат предприятий потребительской кооперации, установлении большей справедливости системы издержек торговых предприятий при формировании розничных цен. Система ценообразования изменилась. Торговые надбавки предприятия устанавливают самостоятельно. Требования коммерческого расчета обуславливают необходимость точного экономического обоснования торговых надбавок [11].
Рост издержек обращения и снижение рентабельности в торговле вызывает и такая причина, как рост ставок банковского кредита. Тактика кредитования, обусловленная требованиями коммерческого расчета, заключается в поиске сравнительно дешевых кредитов, наиболее выгодном их вложении, сокращении сроков реализации товаров, продукции, услуг. Наиболее надежный способ избавления от банковской зависимости - увеличение собственных финансовых средств, что, в свою очередь, связано с максимализацией прибыли от хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо критически оценить структуру собственных средств потребительской кооперации, соотношение основных и оборотных средств. Собственные средства потребительской кооперации возрастали, но они были направлены большей частью на пополнение основных, а не оборотных средств. Имея давние традиции работы на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, потребительская кооперация не утратила устойчивости своего финансового состояния, но в условиях перехода к рыночным отношениям положение может коренным образом измениться. Это связано и с тем, что в течение многих лет организации потребительской кооперации направляли собственные средства на развитие материально-технической базы, ограничивая их долю в обороте в среднем. Это значительно ухудшило стартовые условия деятельности потребительской кооперации при переходе к рынку [11; 16].
Положение обостряется и в связи с кризисными потерями от бесхозяйственности. Сложившаяся ситуация во многом отражает низкий уровень хозяйственного руководства, ослабление расчетной и платежной дисциплины, неумение использовать предоставленную первичным хозрасчетным звеньям самостоятельность. Все это свидетельствует о том, что организации потребительской кооперации в период перехода к рыночной экономике оказались в сложном положении. Предстоит коренным образом перестроить свою работу с тем, чтобы в условиях рыночных отношений ее экономический и социальный потенциал давал должную отдачу.
Переход к рыночной экономике требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности - торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной проблемой для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения [12].
Имеются данные, что в странах с высокоразвитой торговой индустрией (ФРГ, Япония, США и др.) уровень издержек в розничной торговле составляет 26-28% к товарообороту, при этом расходы на оплату труда превышают показатели российских кооперативных организаций в 5,5 раза. Низкий уровень оплаты труда отечественных торговых работников имеет место при значительно больших, чем за рубежом, покупательских потоках. Так, если по российскому Потребсоюзу на одного торгового работника приходится 67 жителей, то в ФРГ - 20, Японии - 9. В России один магазин обслуживает более 300 покупателей, в ФРГ - 150, США - 120, Японии - 70. В кооперативных организациях в 6 раз меньше, чем в развитых капиталистических странах, уровень расходов на содержание помещений и в 70 раз - на рекламу [6].
Учитывая, что потребительская кооперация по своей природе, целям и принципам деятельности призвана защищать интересы потребителя и ей непозволительно покрывать свои издержки за счет «кармана» покупателя, необходимо лучше работать, опираясь на научные подходы, эквивалентный обмен и договорные отношения с государством, искать новые нетрадиционные формы и методы хозяйствования, повышать экономическую компетентность кадров, сочетая ее с коммерческой инициативой пайщиков. Руководителям и специалистам организаций и предприятий приходится в действующих условиях практически заново переосмысливать природу кооперативных средств и капиталов, характер собственности потребительской кооперации, формы и условия кредитования. Предстоит научиться по-новому составлять планы хозяйственной деятельности, используя весь научный потенциал и исходя не из прошлого опыта, а из новых задач и новой обстановки как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это ставит кооператоров в непривычные условия: не надеяться на готовые управленческие решения и финансовую поддержку «сверху», а самим научиться хорошо и быстро разбираться в экономической обстановке.
В настоящее время, когда потребность в средствах для бесперебойного финансирования хозяйственной деятельности возрастает, когда поставлена задача перевода экономики на интенсивный путь развития и ликвидации всякого рода потерь от бесхозяйственности, поиск более глубоких резервов приобретает первостепенное значение. Это, в свою очередь, повышает значение совершенствования управления системой потребительской кооперации и ее отдельными объектами [13].
Предприятие ПК может успешно функционировать, если оно готово к конкурентной борьбе за потребителя и способно предложить ему высококачественный конкурентоспособный товар. Чтобы завоевать и сохранить превосходство на рынке, недостаточно просто предложить товар, но и необходимо обладать эффективно функционирующей системой сбыта. Для длительной успешной работы предприятия необходимо разрабатывать собственную стратегию в области управления конкурентоспособностью. При этом следует учесть экономическое состояние рынка района, региона, сегментацию рынка, расчетный уровень цен, ожидаемый уровень конкуренции, перспективные рынки [15].
Потребительская кооперация, функционирующая в условиях рынка, должна быть конкурентоспособной.
Конкурентоспособность - это многоаспектная категория, включающая ряд взаимосвязанных и взаимообуславливающих элементов - информационный, управленческий, маркетинговый, финансовый потенциал и т.п. Достижение приоритетов по каждому из этих направлений обеспечивает бесспорное преимущество предприятия в конкурентной борьбе. Для предприятий ПК такой суммарный эффект в ближайшее время маловероятен в силу множества объективных и субъективных причин. В связи с этим важна концентрация сил на достижении стратегических, наиболее важных преимуществах системы, а также использование новых способов конкуренции [12].
Имеющиеся конкурентные преимущества (разветвленная материально-техническая база, опытные кадры, сложившиеся хозяйственные связи, возможность совершенствования сервисного обслуживания) реализуются не в полной мере.
Конкурентоспособность предприятия - реализация его детально проработанной экономической стратегии. Она предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. В условиях рынка каждое предприятие разрабатывает свою экономическую стратегию. Отправной точкой служит определение стратегической цели хозяйствования. Стратегической целью и основной линией развития предприятий ПК должно стать, на наш взгляд, достижение финансовой устойчивости. То есть на данном этапе развития системы ПК приоритетным аспектом должен стать финансовый, так как достаточность реального собственного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами и безубыточность обеспечивают и могут обеспечить возможность решения всех других вопросов в жизнедеятельности системы, в том числе решение социальных задач, внедрение эффективного маркетинга, развитие инвестиций.
3. Экономическая характеристика Яйского райпо
Яйское районное потребительское общество- это добровольное объединение граждан, проживающих в Яйском районе Кемеровской области и юридических лиц, созданное в форме потребительского кооператива, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Общество является юридическим лицом.
Пайщики Яйского райпо несут субсидиарную ответственность по обязательствам Общества в пределах своего паевого взноса, в соответствии с Законом РФ.
Райпо действуем на основе Устава, руководствуется в своей деятельности Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в РФ», другими законодательными актами РФ.
Взаимоотношения потребительского общества и органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых является перечень организаций потребительской кооперации.
На экономическую работу Яйского райпо оказывают влияние множество факторов. Одной из наболевших проблем является низкий уровень занятости населения Яйского района. Экономически слабые предприятия и неразвитость других сфер деятельности придают безработице на селе застойный характер.
Прогноз на ближайшие годы не сулит улучшения дел в экономике села. В общественном секторе количество рабочих мест скорее сократится, ведь намечаемая реорганизация предприятий-должников пойдет через процедуры банкротств. Это лишь усугубит проблему занятости на селе. Так, в селах Сергеевка и Артышево вновь созданный кооператив «Надежда» востребует лишь 50-60 жителей из трехсот.
Статистика поселений Яйского района сегодня свидетельствует о следующем: из 273 тысяч трудоспособных селян на предприятиях отрасли занята лишь 61 тысяча (в 1991году - 101 тысяча); имеется 137 тысяч личных подсобных хозяйств; со своего подворья доход получают 92 тысячи - треть трудоспособных.
Экономическая сторона деятельности такова: за 10 лет сельхозпредприятия сократили производство мяса на 55%, молока на 40%, яиц на 48%, а личные хозяйства к столу земляков поставляют лишь пятую часть былого. По статистике жители Яйского района довольствуются половиной рекомендуемой нормы потребления этих продуктов. Остальное на продовольственный рынок области везут другие регионы и зарубежье.
Таким образом, экономическое положение Яйского райпо находится на низком уровне, что еще более усугубляется такими факторами, как:
1. Некомпетентность руководителей.
2. Слабая экономическая подготовка специалистов.
3. Неэффективная организационная структура.
4. Недостаточно эффективное управление финансами.
5. Низкий уровень маркетинга.
6. Плохое знание специалистами налогового законодательства.
Далее мы остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
1. Некомпетентность руководителей.
За долгие годы своей деятельности потребительская кооперация приобрела богатый опыт подготовки кадров и повышения их квалификации. Однако в настоящее время изменилась шкала оценки руководителя и специалиста. Сейчас важнее умение управлять финансами, чем умение управлять коллективом.
С возникновением конкурентной среды выяснилось, что руководители рассматриваемой потребительской кооперации оказались неспособны экономически грамотно управлять сложным кооперативным хозяйством.
2. Слабая экономическая подготовка специалистов.
Слабая экономическая подготовка специалистов часто не позволяет наладить аналитическую, прогнозную, финансовую работу, перевести предприятия на внутренний хозрасчет, обеспечить финансовую устойчивость.
Улучшить положение может перевод работников на контрактную систему, повышение их квалификации в вузах, а также подбор председателей и членов правления, руководителей организаций и предприятий на контрактной основе. Одним из условий контракта является обеспечение рентабельной работы предприятий. Руководитель, не обеспечивающий условий контракта, освобождается от занимаемой должности.
3. Неэффективная организационная структура.
Одна из причин убыточности потребительской кооперации Яйского района – большое число юридических лиц – хозрасчетных организаций и предприятий в организационной структуре потребсоюзов. Если перевести хозрасчетные предприятия на единый баланс, сократятся издержки обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшится налоговое бремя, увеличится концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повысится степень их маневренности.
Однако механическое сокращение числа юридических лиц в потребительском обществе или союзе не означает автоматическое повышение рентабельности.
4. Недостаточно эффективное управление финансами.
Первая причина — несоблюдение принципа самоокупаемости, когда все расходы предприятия должны покрываться его доходами.
Бесхозяйственность и отсутствие контроля со стороны руководителей, наряду с сокращением объема хозяйственной деятельности, приводят к устойчивой тенденции превышения издержек обращения над полученными доходами.
Вторая причина — ослабление контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины, что привело к значительному росту кредиторской задолженности, которая сегодня превышает дебиторскую, а иногда и весь объем деятельности. Кредиторская задолженность банкам и долги бюджету влекут за собой не только рост издержек обращения по процентам, но и штрафные санкции.
Третья причина — выдача «не заработанной заработной платы» что, естественно, ведет к росту издержек обращения и утрате стимула у работников добиваться высоких результатов в хозяйственной деятельности.
Четвертая причина — отсутствие в райпо глубокого финансового анализа состояния хозрасчетных предприятий. Не производятся расчеты показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Практически отсутствует бизнес-планирование.
Пятая причина — неиспользование в полной мере для пополнения собственных оборотных средств фонда развития потребительской кооперации, необлагаемого налогами.
Шестая причина — неравноправные и неравновыгодные отношения с банками и пассивность многих организаций при заключении и ежегодном перезаключении кредитных договоров. Государство обязывает потребительскую кооперацию сдавать торговую выручку банкам. А, в Яйском районе эта выручка важнейший, иногда единственный источник поступления денежных средств в банки. Повсеместно эта сумма больше, чем кредиты банков потребительской кооперации. Получается, что банки дают потребительской кооперации ее же средства в форме кредита, под проценты на порядок выше выплачиваемых за сданную выручку. В большинстве случаев банки не подсчитывают и не выплачивают организациям потребительской кооперации проценты на средний остаток средств на их счетах.
5. Низкий уровень маркетинга.
Низкий уровень маркетинговых исследований, недостаточно эффективная работа коммерческого аппарата, закупка товаров, не всегда пользующихся спросом, привели к резкому замедлению оборачиваемости товаров во многих организациях потребительской кооперации Яйского района. Разница в средней товарооборачиваемости разных потребсоюзов достигает 2-3 и более раз. В условиях конкуренции эффективность организации в значительной мере определяется опытностью и знанием рынка и активным использованием рыночной конъюнктуры.
6. Плохое знание специалистами налогового законодательства.
Наиболее типична ошибка, которая характерна и для других потребительских коопераций, когда облагается налогом на добавленную стоимость внутренняя переброска товаров, например, отпуск хлеба из хлебопекарни в свой магазин. Здесь имеет место двойное налогообложение. НДС начисляют и на стадии отпуска хлеба из производства и на стадии его реализации.
Излишний размер налогов выплачивается при заготовках и внутреннем использовании заготовленной продукции, при отпуске кондитерских изделий и кулинарной продукции из предприятий питания в магазины.
Чтобы не платить «налог на неграмотность» необходимо готовить специалистов по налогам и налогообложению, которые могли бы тщательно отслеживать все изменения в противоречивых, быстро меняющихся нормативных актах по налогообложению и своевременно оповещать о них и технологии их отражения в учете и отчетности руководителей потребительских обществ и их союзов. Такие специалисты, а так же аудиторы могли бы работать на внутреннем хозрасчете.
4. Организация экономической службы Яйского райпо
К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих эффективному функционированию Яйского райпо в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:
1) неэффективность системы управления райпо, обусловленную:
- отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;
- недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
- неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;
- низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;
2) низкий уровень ответственности руководителей перед предприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Несмотря на наличие в правовых и законодательных актах ряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками н управляющими еще не отлажен;
отсутствие достоверной информации о финансово экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, пайщиков, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения реформирует реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к исполнению соотношения расходов и доходов предприятия: обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции ниже себестоимости; она лишает предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов.
Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятия и определение степени риска при принятии договорных обязательств.
5. Совершенствование экономической работы Яйского райпо
Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития Яйского райпо. Для этого необходимо как изменение среды функционирования потребительской кооперации, так и стимулирования внутренних преобразований на предприятиях ПК. Целью реформирования предприятий ПК (все системы ПК) является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства, заготовительной деятельности, общепита, конкурентоспособности продукции, а также производительности труда, снижению издержек, улучшению финансово экономических результатов.
В условиях экономического спада платежного кризиса система ПК неспособна самостоятельно реформироваться без государственной поддержки.
Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы ПК являются:
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- защита прав акционеров;
- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;
- обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;
- создание эффективного механизма управления предприятием.
Многие финансовые затруднения связаны с недостатком в организации и использовании оборотных средств - в частности, в несбалансированности денежной оценки двух частей капитала - основных фондов и оборотных средств, а также материальных и денежных ОС.
Одним из важных преимуществ ПК считается возможность крупные партии товаров и тем самым влиять на качество, ассортимент и, что особенно важно, на уровень цен. Но для этого нужно иметь сильное оптовое звено.
Целесообразно создать для осуществления транспортно-складских операций специальную компанию (НО), учредителями которой выступят кооперативные организации ПК. Основной бизнес - идея этой партнерской коммерческой организации закупка, складирование и распределение товаров на условиях, выгодных организациям-учредителям. Использование специальных компьютерных систем, отслеживающих наличие товаров в торговой сети, позволит в автоматическом режиме пополнять магазин товарами в необходимом ассортименте.
В сфере торговли рекомендуются нижеперечисленные мероприятия:
- анализ рынка (объем доходов населения; динамика состава, перспектива развития инфраструктуры района деятельности предприятий ПК);
- принципиально новое торговое оборудование, в том числе изготовленное отечественными производителями (кассовые терминалы, складской учет);
- внедрение АСУ т/движением (программа «1:С Предприятие»), «Торговля и склад»;
- прямая прибыльность каждого товара;
- дополнительные услуги населению (в том числе нетрадиционные).
Нетрадиционные услуги:
- организация торговли медикаментами и лекарственными препаратами;
- выдача пенсий пенсионерам - (акционерам) из выручки сельских магазинов;
- работа магазинов на основе терминалов и магнитных карточек для привлечения покупателей;
- бонусы, зависящие от объема покупок;
- займы у населения, акционеров для предприятий ПК.
В производстве необходимы следующие меры:
- источники сырья и сбыта;
- стимулирование развития подсобных хозяйств;
- рациональное использование тары и упаковки;
- цен по утилизации тары;
- центр по производству упаковки.
Основными аспектами стратегии Яйского райпо должны стать:
- диверсификация деятельности, в том чсиле за счет освоения новых, приоритетных видов деятельности;
- качественная оценка конъюнктуры регионального рынка;
- перепрофилирование мощностей;
- активный маркетинг;
- комплексная автоматизация всех отраслей деятельности в ПК;
- информационное обеспечение;
- использование преимуществ кредитной, финансовой, налоговой политики.
Для того чтобы достичь стратегических целей, предприятиям необходимо выработать определенные правила и приемы их достижения, а именно:
1. Исследование рынков потенциальных товаров и услуг и выбор стратегических зон хозяйствования (сегментация, вторжение на смежные или ранее захваченные).
2. Формирование ассортимента.
3. Создание собственной сбытовой сети.
4. Взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валюты, обеспечивающих поддержание стратегического потенциала предприятия.
5. Формирование эффективной ценовой политики.
6. Предотвращение банкротства.
Конкуренция создает стимулы для:
1. Снижения себестоимости издержек и потребительских цен.
2. Обеспечение более высокого уровня качества и надежности производимых товаров и более полного удовлетворения спроса.
3. Открытие новых потребностей и способов их удовлетворения для создания новых типов продуктов.
По мере реализации реформ развитие конкурентной среды перейдет в активную стадию, в связи с чем эффективность деятельности предприятий ПК всецело будет зависеть от реализации мер по усилению конкурентоспособности.
Одним из направлений повышения конкурентоспособности предприятий ПК, на наш взгляд, является привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий. Сам факт притока инвестиций можно рассматривать как исходный пункт для движения вперед. Одно из направлений сотрудничества - создание сети совместных предприятий с участием иностранного капитала. Заинтересованность при этом очевидна - это внедрение новых технологий производства, передовой опыт, насыщение рынка товарами на основе взаимного интереса. Совместные предприятия будут реализовывать основной принцип деятельности - все заработанные средства вкладывать в развитие производства и заготовку продовольственного сырья в местных хозяйствах, общепите и т.д.
Инвестиции в торговую инфраструктуру недостаточно развиты в настоящее время. На наш взгляд, вложения в торговую инфраструктуру в ближайшие годы будут наиболее эффективными. Поэтому имеется большая необходимость создания в регионах оптового центра. Функционирование его немыслимо без создания широкой сети распределительных складов, а также специализированного транспорта. В связи с этим актуальной проблемой остается создание совместных торгово-транспортных компаний.
Выделим основные пути обеспечения конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации:
- сохранение целостности системы ПК как социально-экономической структуры;
- обеспечение функционирования неприбыльных, но социально значимых предприятий (перераспределение затрат);
- развитие форм взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией;
- обеспечение господдержки в решении социальных задач;
- развитие собственного производства в комплексе отраслей ПК;
- развитие корпоративной культуры.
Таким образом, подытожив вышесказанное можно отметить, что мы рекомендуем администрации Яйского райпо примениять следующие меры для укрепления их финансового положения и повышения конкурентоспособности:
1) привлечение денежных средств пайщиков — наиболее эффективный, по сравнению с другими видами кредитных ресурсов, источник пополнения оборотных средств. Однако, этот источник реален, пока кооперативная организация выполняет свои обязательства перед пайщиками;
2) сокращение числа предприятий на самостоятельном балансе может уменьшить кредиторскую задолженность, поскольку значительная часть кредиторской задолженности приходится на внутрисистемные расчеты между хозрасчетными организациями и предприятиями;
3) постоянная целенаправленная работа по снижению дебиторской задолженности;
4) применение прогрессивных методов оплаты труда. Это — начисление заработной платы в процентах от хозрасчетного дохода, сдельно-повременная оплата труда, доплата продавцам за реализацию продукции своих предприятий, производственных и массового питания, премии за своевременное и качественное выполнение заданий;
5) привлечение профессиональных оценщиков для проведения и переоценки стоимости основных фондов, особенно крупных объектов или объектов, степень износа которых велика. Это позволит сэкономить значительные средства по налогу на имущество;
6) консервация основных средств, согласованная с местными органами самоуправления, также сокращает размер налога на неиспользованное имущество;
7) постоянное периодическое проведение глубокого финансового анализа, расчеты показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости предприятий, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли. Составление бизнес-планов и их выполнение. Направление нижестоящей организацией своего баланса вышестоящей с подробным анализом результатов деятельности и обоснованными конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков;
8) грамотное использование фонда развития потребительской кооперации. Пополнение оборотных средств, погашение задолженности по кредитам, сокращение использования заемных средств за счет фонда развития;
9) налаживание равновыгодных отношений с банками. Заключение договоров, которые предусматривают максимально допустимый разрыв между процентами уплаченными за кредит и полученными на средний остаток средств на счетах в банках, а также равную ответственность банков и клиентов за просроченные сроки платежей и нормативные сроки оборота. Это последнее требование реально, если в кредитном договоре предусмотрены нормативные сроки денежного оборота внутри города, области (края, республики), по России и за её пределами. Использование опыта некоторых кооперативных организаций, которые за инкассацию торговой выручки не платят (как многие), а сами получают определенный процент;
10) диверсификация своей деятельности. Предоставление сельскому населению бытовых, ритуальных и комиссионных услуг, например, по реализации бывших в употреблении товаров длительного пользования с одновременным предоставлением (с учетом доплаты разницы) аналогичного нового товара. Развитие аптечной торговли;
11) сотрудничество с почтой. Заключение договоров на доставку почтальонами населению товаров для продажи, что дает значительную экономию транспортных расходов.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту ПК становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
В этой связи необходимы действия коммерческих организаций, направленные на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления предприятиями, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также мер по государственной поддержке указанных изменений.
Список литературы
1. Аристов Г.В. и др. Индивидуально-кооперативный сектор: перспективы развития. – М.: Экономика, 1989.-95с.
2. Баскакова О.В. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях развития рыночных отношений. – М.,1994.-288с.
3. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. – М.: Экономика, 1990.-173с.
4. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. – Минск,1996.-267с.
5. Вахитов В.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. – М., 1998.-336с.
6. Деловой вестник Российской кооперации. – М.: Издательский дом Центросоюза,2001.-189с.
7. Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11 июля 1997г.
8. Кмицикевич О.Р. Анализ хозяйственной деятельности в потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1977.-248с.
9. Климов А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. – М.: Экономика, 1980.-208с.
10. Макаренко А.П., Крашенинников А.М., Кизилевич А.В. и др. Теория кооперации. – М.: Экономика, 1988.-334с.
11. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.-286с.
12. Намханова М.В. Стратегическое управление в потребительской кооперации. – Новосибирск: Сиб.УПК, 2000.-236с.
13. Петрух И.Т. Экономика потребительской кооперации. – М.,1998.-234с.
14. Раицкий К.И. Экономика предприятия. Учебник. – М.: «Дашков и Ко»,2002.-378с.
15. Фридман А.М. Экономика торговой деятельности потребительского общества. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т,1994.-128с.
16. Шляхтин А.В. Азбука кооперации. – Кемерово: Книжное издательство, - 1989.-127с.
17. Экономика предприятия/Под ред. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998.-146с.
18. Экономика предприятия/Под ред. Ф.К.Беа. – М.: ИНФРА-М, 1999.-928с.
19. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: Юристъ,2002.-608с.