Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Содержание направленности в отечественной и зарубежной
психологической литературе………………………………………………….4
1.1. Психологическая сущность направленности………………………………...4
1.2. Психологические особенности направленности
в структуре характера личности………………………………………………5
2 Классификация видов направленности личности……..……………………….9
2.1. Направленность личности в концепции С.Л.Рубинштейна…………………9
2.2. Направленность личности в концепции К.К.Платонова…………………...15
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………..24
Введение
Индивидуальное развитие человека – ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых то организмом от момента зарождения и до конца жизни. Это – очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (анатомо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями.
Человеческий индивид по наследству получает не готовые психические свойства, характеризующие его как социальное существо, только задатки для их развития. Задатки – это функциональные возможности выработки нервной системы человека различных психических свойств. Последние формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закрепленных в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе. В этой связи направленность личности как компонент характера имеет важное значение.
Цель исследования – выявление психологического содержания направленности личности как компонента характера.
Объект исследования – направленность личности.
Предмет исследования – особенности направленности личности как компонент характера.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- провести теоретический анализ содержания направленности;
- изучить особенности направленности в структуре характера;
- составить обобщенную классификацию видов направленности.
Глава 1 Содержание направленности в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1. Психологическая сущность направленности
Направленность личности – одно из качеств (и подструктур) личности, являющееся ее высшим уровнем. Направленность личности имеет ряд качеств: уровень; широту; интенсивность и действенность и ряд форм: влечения; желания; интересы; склонности; идеалы; мировоззрения и убеждения. Формируется направленность путем воспитания.
Именно направленность личности определяет, почему сущность личности и человека в целом, есть совокупность всех общественных отношений [11].
Жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы отражает характер человека. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности [3; 8].
Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий [2; 9; 18].
Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целей совершенно разными путями и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это различие определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать то, насколько человек стремится к достижению успеха. Одним людям свойствен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и др.), тогда как другим более присуще стремление просто избегать неудач (уклонение от риска и ответственности, проявления активности и инициативы и др.).
Характер — это направленность на общественно значимую деятельность [4]. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Наличие целей жизни — главное условие для образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Несмотря на тесную связь, характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и субъект с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, придавая характеру своеобразный колорит [1; 19]. Более подробно вопрос о влиянии направленности личности на особенности характера будет рассмотрен в следующем параграфе.
1.2. Психологические особенности направленности в структуре характера личности
Характер человека определяется не каждым единичным более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению отдельные поступки человека — те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, накладывают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер, в свою очередь, отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, которые всегда исходят из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек; по мере того как в ходе действий человека выделяется и закрепляется определенный, характерный для него, более или менее устойчивый образ действий, в нем самом выделяется и закрепляется определенный, более или менее устойчивый строй характеризующих его свойств [5; 17].
С другой стороны, не всякое проявление направленности личности, не всякая установка и не всякое побуждение относятся к характеру. Бывают у каждого человека случайные побуждения и случайные действия, вовсе не характерные для него; из того, как он поступил в данных специальных условиях, не вытекает, каково будет его поведение в других условиях, между тем характерный поступок — это как раз такой поступок, из которого вытекает, как человек поступит в других ситуациях. В характере заключены внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность, составляют ее характер. Характер выражается в направленности личности, в тех основных действенных ее установках и тенденциях, которые контролируют и регулируют все проявления человека, через которые преломляется и фильтруется то, что он делает. Характерологические свойства личности обусловливают ее направленность, накладывают определенный отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении человека к другим людям, к миру и к самому себе.
Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в характере приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно даже целиком сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере — это прежде всего вопрос об общем строении личности. У каждого человека свой характер и свой темперамент, но тот или иной характер и тот или иной темперамент есть у каждого человека. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение [14].
Определяя господствующие, характерные для человека побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. Последняя представляется часто особенно существенной для характера; это отчасти так и есть, поскольку форма является обобщенным выражением содержания. При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выражаются в его направленности, так и не все способы поведения показательны для характера. К нему не имеют прямого отношения технические способы — приемы, посредством которых человек осуществляет специальные технические цели, так же как и эти последние. Для него показательны только те способы поведения, которые обнаруживают избирательную направленность личности, с чем человек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым способом. Другими словами: в способе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера; он — обобщенное выражение избирательной направленности личности. «Форма», или способ поведения, так понимаемая, действительно является наиболее существенным или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения; но менее всего возможно отсюда заключить, что к характеру относится только форма поведения, а не его содержание.
Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении, в психологическом — в потребностях, интересах, склонностях, вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, в привязанностях, т. е. избирательном отношении к людям. Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только проявляется, но и формируется, они участвуют в образовании характера. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений определяют поведение данного человека [7; 12].
Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека — это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира.
2. Классификация видов направленности личности
2.1. Направленность личности в концепции С.Л.Рубинштейна
В концепции С.Л.Рубинштейна направленности личности рассматривается через: 1) установки и тенденции; 2) потребности; 3) интересы; 4) идеалы [15]. Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.
1. Установки и тенденции. С.Л.Рубинштейн говорит, что проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.
Всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость, или соотношение, устанавливается, направляясь сначала извне вовнутрь. Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся перед индивидом и им принимаются, превращаются в личностно значимые для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что мне этого хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениями и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а потому, что я этого хочу — иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, поскольку осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу бессознательных влечений. В возможности обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют.
Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, — это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо избирательное отношение к определенной задачей приспособление органа к соответствующей операции. Установка личности в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.
Всякая установка, по словам С.Л.Рубинштейна, - это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо для индивида [16].
Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.
2. Потребности. Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, производя новые предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности. Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.
Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как-то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, - вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности [15].
3. Интересы. Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес — специфическую направленность на него личности.
Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес — это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование — направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.
Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность — во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес — ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.
Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно езде говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь идя к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность» интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного к того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и пряляется прежде всего сознательный характер интереса.
Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [13]. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки; господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.
Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.
Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.
В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.
4. Идеалы. Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. С.Л.Рубинштейн говорит: «Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение» [15].
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.
По мнению С.Л.Рубинштейна [15], идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее денные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.
2.2. Направленность личности в концепции К.К.Платонова
В понимании К.К.Платонова личность — это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем [10].
Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями. Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладываются характер и способности изображены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладываются характер и способности
№ подстуктуры |
Краткое название |
Подструктуры подструктур |
Соотношение социального и биологического |
Основные связи с |
Специфи- ческие виды формирования |
Необходи- мые уровни анализа |
||||
отражением |
осознанием |
потребностями |
активностью |
|||||||
1. |
Биопси- хические свойства |
Темперамент половые, возрастные, патологические свойства |
Социального почти нет |
Механизмы психического от- ражения |
Только стиль осоз- нания |
Через био- логическую нужду |
Через силу и подвижность нервных процессов |
Трнировка |
Психо- физиологи- ческий Нейро- психологи- ческий |
|
2. |
Психические Процессы |
Воля Чувства Восприятия Мышление Ощущения Эмоции Память |
Чаще больше социального |
Формы психического отражения |
Достаточно осознания настоящего |
Через нужду лич- ности |
Через волю |
Упражнение |
Индиви- дуально- психоло гический |
|
3. |
Опыт |
Привычки Умения Навыки Знания |
Значительно больше соци- ального |
Содержание форм отражения |
Необхо димость осознания прошлого |
Через привычки |
Через волевые навыки |
Обучение |
Психоло го-педагоги ческий |
|
4. |
Направ-ленность |
Убеждения Мировоззрение Идеалы Склонности Интересы Желания |
Биологического почти нет |
Отношение к отражаемому на основе опыта |
В основном осознание будущего |
Через от- ражение со- циальной нужды |
Через убеждения |
Воспита ние |
Социаль но-психо логический |
Элементы направленности личности могут быть тождественны стойким атрибутам сознания, что наиболее отчетливо выражено в связи любых ее подструктур со стойкими отношениями как атрибутами сознания. Но они же могут быть и элементами подструктур цели и мотивов деятельности.
Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это определяет направленность личности, т. е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения.
Рассматривая направленность личности К.К.Платонов обращает внимание на следующие ее общие качества, сведенные в схему (Рисунок 1) [10].
Рис. 1 Качества и формы направленности
Уровень - это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик.
Широта направленности, по мнению К.К.Платонова, не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.
Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времени. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.
Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.
В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические - отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие.
Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.
Влечение - малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.
Желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления.
Интерес - еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.
Склонность - стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.
Идеал - форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить.
Мировоззрение - это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием. Сочетать мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося определяют его моральные качества.
Мораль - понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства - отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Моральные качества весьма отчетливо проявляются в совести личности. Совесть - нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести - эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми им нравственными принципами и нормами поведения. Надо различать людей, морально невоспитанных и неправильно морально воспитанных, аморальных [10; 11].
Бессовестный в точном смысле этого слова - человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, считающий их правильными, но только для других, а не для себя, и потому не испытывающий угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным ему нравственным нормам. В отличие от бессовестного безнравственный не считает эти нормы обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.
Совесть тесно связана со стыдом. Стыд - это моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, причем как «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо проявляется в застенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его - в бесстыдности [10].
Моральный облик человека раскрывается в его поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик учащегося. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.
Заключение
Направленность является важным составляющим компонентом характера каждого человека. Направленность определяют как одно из качеств личности. Именно она определяет характер человека, руководит его поступками, помыслами, убеждениями.
Главенствующая направленность человека, в которой проявляется характер, - это активное избирательное отношение индивида к окружающему. Она выражается в мировоззрении, потребностях, интересах, склонностях и т.д.
Проблема направленности личности рассматривалась и рассматривается по сей день многими учеными.
В рассмотренных в данной работе концепциях направленности личности (концепция С.Л.Рубинштейна и К.К.Платонова) можно проследить сходства и различия.
С.Л.Рубинштейн и К.К.Платонов сходятся в мысли о том, на направленность личности оказывают влияние убеждения, интересы, склонности, идеалы человека и т.д. Они утверждают, что потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.
Однако С.Л.Рубинштейн утверждает, что между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, - значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность в концепции С.Л.Рубинштейна определяется вышеуказанным законом.
К.К.Платонов, в отличие от С.Л.Рубинштейна, говорил, что направленность личности определяется не только тем, что человек сделал в своей жизни, но и тем, что он еще собирается осуществить, каковы его цели и жизненные идеалы. Для К.К.Платонова важна не иерархия потребностей, которая оказывает влияние на направленность личности, а сама направленность личности, проявляющаяся в убеждении, мировоззрении, интересах, склонностях человека, которая оказывает существенное влияние на его дальнейшую жизнь.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. Деятельность и психология личности. – М.: Наука,1980.-335с.
2. Бодалев А.А. Психология о личности.-М., 1988.-С.90-115.
3. Гипперейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001.-336с.
4. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика,1991.-367с.
5. Козлов Н.И. Формула личности. - СПб.: Питер, 1999.-368с.
6. Кордуэлл М. Психология А-Я: Словарь-справочник. - М.: Гранд, 2000.-С.88.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 1997.-С.273-311.
8. Общая психология/Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.-364с.
9. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб.: ЮВЕНА, 1998.-346с.
10. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа,1977.-247с.
11. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа,1984.-174с.
12. Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000.-776с.
13. Ребер А. Большой толковый словарь: В 2-х т.-Т.1. – М.: Вече-АСТ,2000.-592с.
14. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999.-320с.
15. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. – СПб.: ЗАО «Питер», 1999.-720с.
16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.-415с.
17. Рухманов А.А. Познать себя. - М.: Молодая Гвардия, 1981.-207с.
18. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.-374с.
19. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970.-428с.