Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Содержание направленности в отечественной и зарубежной

       психологической литературе………………………………………………….4

1.1. Психологическая сущность направленности………………………………...4

1.2. Психологические особенности направленности

       в структуре характера личности………………………………………………5

2 Классификация видов направленности личности……..……………………….9

2.1. Направленность личности в концепции С.Л.Рубинштейна…………………9

2.2. Направленность личности в концепции К.К.Платонова…………………...15

Заключение………………………………………………………………………...21

Список литературы………………………………………………………………..24

                                                Введение

Индивидуальное развитие человека – ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых то организмом от момента зарождения и до конца жизни. Это – очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (анатомо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями.

Человеческий индивид по наследству получает не готовые психические свойства, характеризующие его как социальное существо, только задатки для их развития. Задатки – это функциональные возможности выработки нервной системы человека различных психических свойств. Последние формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закрепленных в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе. В этой связи направленность личности как компонент характера имеет важное значение.

Цель исследования – выявление психологического содержания направленности личности как компонента характера.

Объект исследования – направленность личности.

Предмет исследования – особенности направленности личности как компонент характера.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- провести теоретический анализ содержания направленности;

- изучить особенности направленности в структуре характера;

- составить обобщенную классификацию видов направленности.

Глава 1 Содержание направленности в отечественной и зарубежной психологической литературе

1.1. Психологическая сущность направленности

Направленность личности – одно из качеств (и подструктур) личности, являющееся ее высшим уровнем. Направленность личности имеет ряд качеств:  уровень; широту; интенсивность и действенность и ряд форм: влечения; желания; интересы; склонности; идеалы; мировоззрения и убеждения. Формируется направленность путем воспитания.

Именно направленность личности определяет, почему сущность личности и человека в целом, есть совокупность всех общественных отношений [11].

Жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы отражает характер человека. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, сте­пень его жизненной активности [3; 8].

Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или матери­альные потребности, определяют не только помыслы и чувства лич­ности, но и направленность его деятельности. Личность характери­зуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер можно понять только как определенное единст­во направленности и образа действий [2; 9; 18].

Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целей совершенно разными путями и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это различие определяет и специ­фику характера личности. Черты характера, обладая определен­ной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в каче­стве черты характера можно рассматривать то, насколько чело­век стремится к достижению успеха. Одним людям свойствен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициати­вы, соревновательной активности, стремление к риску и др.), тогда как другим более присуще стремление просто избегать неудач (уклонение от риска и ответственности, проявления активности и инициативы и др.).

Характер — это направленность на общественно значимую деятельность [4]. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Наличие целей жизни — главное условие для образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Не­смотря на тесную связь, характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и субъект с низки­ми, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, придавая харак­теру своеобразный колорит [1; 19]. Более подробно вопрос о влиянии направленности личности на особенности характера будет рассмотрен в следующем параграфе.

1.2. Психологические особенности направленности в структуре характера личности

Характер человека определяется не каждым единич­ным более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению отдельные поступки человека — те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, наклады­вают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер, в свою очередь, отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, которые всегда исходят из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыс­лей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаи­мопроникновении с объективным течением и результатами его дей­ствий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек; по мере того как в ходе действий человека выделяется и закрепляется определенный, характерный для него, более или менее устойчивый образ действий, в нем самом выделяется и закрепляется определенный, более или менее устойчивый строй характеризующих его свойств [5; 17].

С другой стороны, не всякое проявление направленности лично­сти, не всякая установка и не всякое побуждение относятся к харак­теру. Бывают у каждого человека случайные побуждения и случай­ные действия, вовсе не характерные для него; из того, как он посту­пил в данных специальных условиях, не вытекает, каково будет его поведение в других условиях, между тем характерный поступок — это как раз такой поступок, из которого вытекает, как человек по­ступит в других ситуациях. В характере заключены внутренняя ло­гика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свой­ства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчи­вые свойства личности, которые определяют ее качественное своеоб­разие и выражают ее направленность, составляют ее характер. Ха­рактер выражается в направленности личности, в тех основных дей­ственных ее установках и тенденциях, которые контролируют и ре­гулируют все проявления человека, через которые преломляется и фильтруется то, что он делает. Характерологические свойства лич­ности обусловливают ее направленность, накладывают определен­ный отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении челове­ка к другим людям, к миру и к самому себе.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в характере приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно даже целиком сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере — это прежде всего вопрос об общем строении личности. У каждого человека свой характер и свой темперамент, но тот или иной характер и тот или иной темпе­рамент есть у каждого человека. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение [14].

Определяя господствующие, характерные для человека побужде­ния, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществля­ет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме пове­дения. Последняя представляется часто особенно существенной для характера; это отчасти так и есть, поскольку форма является обоб­щенным выражением содержания. При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выражаются в его направленности, так и не все способы поведения показательны для характера. К нему не имеют прямого отношения технические способы — приемы, посредством которых человек осу­ществляет специальные технические цели, так же как и эти послед­ние. Для него показательны только те способы поведения, которые обнаруживают избирательную направленность личности, с чем че­ловек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым способом. Другими сло­вами: в способе поведения, в котором проявляется характер, выра­жается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера; он — обобщенное выражение избирательной направленности личности. «Форма», или способ поведения, так понимаемая, действительно яв­ляется наиболее существенным или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения; но менее всего возможно отсюда заключить, что к характеру относится только форма поведения, а не его содержание.

Господствующая направленность человека, в которой прояв­ляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выража­ется в мировоззрении, в психологическом — в потребностях, ин­тересах, склонностях, вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, в привязанностях, т. е. избирательном отношении к лю­дям. Поскольку они служат побуждениями к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только прояв­ляется, но и формируется, они участвуют в образовании характе­ра. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений определя­ют поведение данного человека [7; 12].

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тен­денции и установки, а также личные взгляды и убеждения чело­века — это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира.

2. Классификация видов направленности личности

2.1. Направленность личности в концепции С.Л.Рубинштейна

В концепции С.Л.Рубинштейна направленности личности рассматривается через: 1) установки и тенденции; 2) потребности; 3) интересы; 4) идеалы [15]. Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

1. Установки и тенденции. С.Л.Рубинштейн говорит, что проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тен­денциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента:    а) пред­метное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

Всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план вы­ступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других, наоборот, эта двусторонняя в конечном счете зависимость, или соотношение, устанавлива­ется, направляясь сначала извне вовнутрь. Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся перед индивидом и им принимаются, превращаются в личностно значимые для него. Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравствен­ности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отлич­ные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержа­нию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту. Должное в извест­ном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в каче­стве должного нечто приемлется не в силу того, что мне этого хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениями и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а потому, что я этого хочу — иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, поскольку осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу бессознательных влечений. В возможности обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлени­ем, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленно­сти человека и тенденций, которые ее образуют.

Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка лично­сти — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная уста­новка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установ­ке, — это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответ­ствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо избирательное отношение к определенной задачей приспособление органа к соответствующей операции. Установка лично­сти в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствую­щей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.

Всякая установка, по словам С.Л.Рубинштейна, - это установка на какую-то линию поведения, и этой ли­нией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхож­дение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо для индивида [16].

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результа­те определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, вы­ражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динами­ческого покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.

2. Потребности.  Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, про­изводя новые предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности. Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредствен­но связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не толь­ко эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляют­ся новые не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко вы­ходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создавае­мой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.

Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как-то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налага­ет, - вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятель­ность может породить новые потребности, потому что не только потребности по­рождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности [15].

3. Интересы. Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес — специфическую направленность на него личности.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражаю­щих направленность личности, заключается в том, что интерес — это сосредо­точенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосре­доточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование — направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направ­ленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес ска­зывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность — во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес — ознакомиться с ним. Интересы являются поэто­му специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной дея­тельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его ис­ключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потреб­ности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (перехо­дящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направлен­ности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточе­ние же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же жела­ние и интерес не совпадают.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно езде говорить как о внутренних импуль­сах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально созна­тельно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь идя к кому-нибудь: вовсе беспредмет­ных интересов не существует.  «Опредмеченность» интереса и его созна­тельность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного к того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и пряляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [13]. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки; господствует эмоциональная при­влекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интере­сует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осо­знание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Одна­ко, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответ­ствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, дол­га, но не будет интереса.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредст­вом которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколь­ко-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро уга­сающая направленность.

В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия.

4. Идеалы. Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. С.Л.Рубинштейн говорит: «Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение» [15].

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вмес­те с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овла­девшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обоб­щенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выраже­ние они получают в идеалах.

По мнению С.Л.Рубинштейна [15], идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее денные и в этом смысле привлекательные челове­ческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может на­ходиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному об­лику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительно­сти, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне проти­вопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

2.2. Направленность личности в концепции К.К.Платонова

В понимании К.К.Платонова личность — это психологический облик человека как дееспособ­ного члена общества, сознающего свою роль в нем [10].

Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических про­цессов и состояний, ставших под влиянием направленности лично­сти не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями. Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладываются характер и способности изображены в Таблице 1.

Таблица 1

Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладываются характер и способности

№ подстуктуры

Краткое название

Подструктуры подструктур

Соотношение

социального и биологическо­го

Основные связи с

Специфи­-

ческие виды

формирова­ния

Необходи-­

мые уровни анализа

отражением

осознанием

потребно­стями

активно­стью

1.

Биопси­-

хические

свойства

Темпера­мент

половые,

возрастные, патологические

свойства

Социально­го почти нет

Механизмы психи­ческого от­-

ражения

Только

стиль осоз­-

нания

Через био-

логичес­кую нужду

Через си­лу и под­вижность

нервных процессов

Трнировка

Психо­-

физиологи­-

ческий

Нейро-

психологи-

ческий

2.

Пси­хические

Процессы

Воля

Чувства

Восприятия

Мышление

Ощущения

Эмоции

Память

Чаще больше социально­го

Формы

психичес­кого отра­жения

Достаточно осо­знания

 на­стоящего

Через

нужду лич-

ности

Через

волю

Упраж­нение

Индиви-

дуально-

психоло­

гический

3.

Опыт

Привычки

Умения

Навыки

Знания

Значительно

больше соци­-

ального

Содержа­ние форм

отражения

Необхо­

димость

осознания

прошлого

Через

привычки

Через

волевые

навыки

Обуче­ние

Психоло­

го-педагоги­

ческий

4.

Направ-ленность

Убеждения

Мировоззрение

Идеалы

Склонности

Интересы

Желания

Биологичес­кого почти нет

Отноше­ние к от­ражаемому

на основе

опыта

В основном осозна­ние буду­щего

Через от­-

ражение со­-

циальной

нужды

Через

убеждения

Воспита­

ние

Социаль­

но-психо­

логический

Элементы направленности личности могут быть тождественны стойким атрибутам сознания, что наиболее отчетливо выражено в связи любых ее подструктур со стойкими отношениями как атрибутами сознания. Но они же могут быть и элементами подструктур цели и мотивов деятельности.

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мне­нию, он не успел еще добиться и каким образом намерен достичь постав­ленной перед собой жизненной цели. Все это оп­ределяет направленность личности, т. е. ее интересы и склонности, идеалы, ми­ровоззрение и убеждения, являющиеся одновремен­но и мотивами деятельнос­ти. Все эти виды направ­ленности в своей структу­ре всегда содержат по­требности, установки и отношения.

Рассматривая направленность личности К.К.Платонов обра­щает внимание на следующие ее общие качества, сведенные в схе­му (Рисунок 1) [10].

 

Рис. 1 Качества и формы направленности

Уровень - это общественная значимость направленности челове­ка. Только общественно значимые цели, побуждающие его к дея­тельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его мораль­ный облик.

Широта направленности, по мнению К.К.Платонова, не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направлен­ный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженно­сти, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времени. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические - отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие.

Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение - малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно от­сутствие четко понимаемой, осознанной цели.

Желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стрем­ления.

Интерес - еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.

Склонность - стремление к определенной деятельности. На ос­нове интересов и склонностей формируются идеалы.

Идеал - форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить.

Мировоззрение - это система взглядов, представлений и поня­тий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлени­ях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного чело­века определяется в конечном счете его общественным бытием. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием. Сочетать мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направ­ленности личности. Мировоззрение и убеждения учащегося опреде­ляют его моральные качества.

Мораль - понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свой­ства личности, моральные убеждения, моральные чувства - отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Моральные качества весьма отчетливо проявляются в совести личности. Совесть - нравственная самооценка человеком своих по­ступков. Спокойная совесть, угрызения совести - эти чувства воз­никают у человека при сравнении своих поступков с принятыми им нравственными принципами и нормами поведения. Надо различать людей, морально невоспитанных и неправильно морально воспитанных, аморальных [10; 11].

Бессовестный в точном смысле этого слова - человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, считающий их правильными, но только для других, а не для себя, и потому не испытывающий угрызений совести при самооценке своих поступ­ков, противоречащих известным ему нравственным нормам. В отли­чие от бессовестного безнравственный не считает эти нормы обяза­тельными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.

Совесть тесно связана со стыдом. Стыд - это моральное чувст­во, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлет­воренность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, при­чем как «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее от­четливо проявляется в застенчивости как черте личности, опреде­ляемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его - в бесстыд­ности [10].

Моральный облик человека раскрывается в его поступках. Иног­да одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик учащегося. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставле­нии поступков, совершаемых в различных областях деятельности.

                                                Заключение

Направленность является важным составляющим компонентом характера каждого человека. Направленность определяют как одно из качеств личности. Именно она определяет характер человека, руководит его поступками, помыслами, убеждениями.

Главенствующая направленность человека, в которой проявляется характер, - это активное избирательное отношение индивида к окружающему. Она выражается в мировоззрении, потребностях, интересах, склонностях и т.д.

Проблема направленности личности рассматривалась и рассматривается по сей день многими учеными.

В рассмотренных в данной работе концепциях направленности личности (концепция С.Л.Рубинштейна и К.К.Платонова) можно проследить сходства и различия.

С.Л.Рубинштейн и К.К.Платонов сходятся в мысли о том, на направленность личности оказывают влияние убеждения, интересы, склонности, идеалы человека и т.д. Они утверждают, что потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности лич­ности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Однако С.Л.Рубинштейн утверждает, что между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностя­ми и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается оп­ределенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жиз­ненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и ока­зывается: как только угроза более насущным потребностям и инте­ресам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают вы­ступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, - значит, не­чего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуально­сти, одни за другими выступают последующие. Потребность и ин­тересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность в концепции С.Л.Рубинштейна опре­деляется вышеуказанным законом.

К.К.Платонов,  в отличие от С.Л.Рубинштейна, говорил, что направленность личности определяется не только тем, что человек сделал в своей жизни, но и тем, что он еще собирается осуществить, каковы его цели и жизненные идеалы. Для К.К.Платонова важна не иерархия потребностей, которая оказывает влияние на направленность личности, а сама направленность личности, проявляющаяся в убеждении, мировоззрении, интересах, склонностях человека, которая оказывает существенное влияние на его дальнейшую жизнь.

                                         Список литературы

1. Абульханова-Славская К. Деятельность и психология личности. – М.: Наука,1980.-335с.

2. Бодалев А.А. Психология о личности.-М., 1988.-С.90-115.

3. Гипперейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001.-336с.

4. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика,1991.-367с.

5. Козлов Н.И. Формула личности. - СПб.: Питер, 1999.-368с.

6. Кордуэлл М. Психология А-Я: Словарь-справочник. - М.: Гранд, 2000.-С.88.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. общие основы психологии.-М.: ВЛАДОС, 1997.-С.273-311.

8. Общая психология/Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.-364с.

9. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – СПб.: ЮВЕНА, 1998.-346с.

10. Платонов  К.К., Голубев Г.Г. Психология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа,1977.-247с.

11. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа,1984.-174с.

12. Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000.-776с.

13. Ребер А. Большой толковый словарь: В 2-х т.-Т.1. – М.: Вече-АСТ,2000.-592с.

14. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 1999.-320с.

15. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. – СПб.: ЗАО «Питер», 1999.-720с.

16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976.-415с.

17. Рухманов А.А. Познать себя. - М.: Молодая Гвардия, 1981.-207с.

18. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.-374с.

19. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970.-428с.