Оглавление

Введение                                                                                                                       3

1. Общение и характер: взаимодействие и взаимовлияние                                     4

2. Методики изучения черт характера личности. Результаты тестирования         7

Заключение                                                                                                                 12

Список литературы                                                                                                    13

Приложение 1 Бланк теста                                                                                        14

Приложение 2 Бланк теста                                                                                        18

Введение

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи говорят о чертах, характерных для данного человека.

«Характер» - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми.

 Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражают это понятие? Слово «характер» употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и выполняют свою роль.

В психологии понятие характер (от греч. charakter –«печать», «чеканка»), означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности  способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.

В данной работе особое внимание будет уделено не просто понятию «характер», его особенностям, а, прежде всего, тому, какое влияние характер человека оказывает на его взаимоотношения с другими людьми.

1. ОБЩЕНИЕ И ХАРАКТЕР: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

Характер человека определяют его типичные реакции на те или иные жизненные ситуации, соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций, по моему мнению, зависят отношения, складывающиеся между людьми, особенно в тех случаях, когда люди встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Характер обусловливает осознанные поступки людей, зачастую затрагивающие мораль, ценности, потреб­ности и интересы. О.Фенихел описывает характер так: «Способ согласования различных задач друг с другом является характеристикой личности. Таким образом, привычные способы приспособления Я к внешнему миру, Оно и Сверх-Я, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер» [1, 101].

Мне кажется, что чем старше человек, чем больше у него жизненного опыта, тем более устойчивым становится его характер. Не даром бытует мнение о том, что человека в возрасте трудно в чем-то переубедить, потому что у него уже есть сложившиеся стереотипы, взгляды на все жизненные вопросы.

Если имеет место несходство в характерах людей, то это обычно ведет к возникнове­нию сложных, порой даже, серьезных и труднопреодолимых проблем в общении. Поэтому для форми­рования нормальных межперсональных отношений очень важно знать особенности характера окружающих нас людей и, прежде всего, свои собственные.

На мой взгляд, поведение окружающих в большинстве случаев зависит от нашего собственного ха­рактера и представляет собой не что иное, как их реакции на внешние проявления нашего характера. Не зная этого, можно не совсем верно истолковывать действия и поведе­ние других людей, необоснованно обижаясь на них, не вполне справедливо относясь к ним. Следовательно, свой собственный характер человек должен знать в первую очередь и гораздо лучше, чем характеры окружающих людей.

Как же связаны между собой общение и характер чело­века? Можно однозначно сказать, что эта на самом деле, при том, как в прямом, так и обратном направлении. А именно, я имею в виду то, что не только характер человека оказывает влияние на его общение с другими людьми, но и общение (круг людей, с которыми общается данный человек, их интересы, жизненные установки, в конце концов, черты характера) также накладывают отпечаток на характер человека. Не зря, наверное, в народе существует поговорка – «с кем поведешься – от того и наберешься».

Однако, стоит заметить, что взаимовлияние характера и общения – это не такая простая система, как может показаться на первый взгляд. Например, можно с уверенностью говорить  о том, что человек, в характере которого преобладают сильные, волевые черты, менее подвержен какому-либо влиянию со стороны окружающих. С одной стороны, это очень хорошо (если влияние, которому его хотят подвергнуть, отрицательное), но в то же время, если влияние наоборот пойдет ему на пользу, то ничего хорошего в преобладании    такой черты характера нет.

Зависимость формирования характера человека от общения, и наоборот, в наибольшей степени проявляется, по-видимому, в ранние, дошкольные годы. Чем старше и опытнее становится человек, тем меньше его складываю­щийся характер зависит от общения. Психологами доказано, что «…характер человека становится устойчивым к 25 годам и в дальнейшем трудно что-то изменить в его чертах [2, 36].

Познаваемы ли характер человека и в какой степени? Если отвечать на этот вопрос, опираясь только на жизненный опыт человека, то ответ не будет поло­жительным, так как люди зачастую не знают, что изучать. Многие черты характера просто не осознаются людьми, а информацию о своих особеннос­тях они получают косвенным путем, сравнивая себя с окружающими и оценивая их реакции на собственные по­ступки и действия. Может случиться так, что человек, не получив достаточного жизненного опыта, так и не узнает о многих чертах своего характера.

Если же отвечать на поставленный вопрос, опираясь на науку, то ответ будет однозначно положительным. Приме­няя специальные психологические тесты, можно изучать черты характера, а также уровень коммуникабельности (в зависимости от этих черт).

Черт характера у че­ловека довольно много, и если поставить перед собой зада­чу все их досконально изучить, то на это уйдет очень мно­го времени. Достаточно ограничиться несколькими из них.

Соответственно теме данной работе, необходимо иметь представление о чертах характера, про­являющихся в непосредственном общении с людьми и наи­более выраженных у данного человека. Именно от таких черт характера в основном зависят отно­шения, складывающиеся между людьми. Кроме того, есть особенные черты характера, достаточно сильно влияющие на взаимоотношения людей независимо от уровня выра­женности. Это тревожность, эмпатия, агрессивность, по­требность в установлении и сохранении положительных взаимоотношений с людьми, а также преобладающий эмо­циональный настрой человека. Зная эти черты характера, можно предугадать, какие отношения могут сложиться с окружающими, и объяснить, почему они складываются именно так, а не иначе. Наконец, важно выявить и оце­нить черты характера, которые входят в общую структуру личности и способны объяснить поведение человека в ти­пичных жизненных ситуациях.

2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА  ЛИЧНОСТИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Множество методик для выявления и оценки черт характера можно разделить на четыре группы.

Первая группа включает методики, основанные на есте­ственной зависимости между свойствами нервной системы человека и его характером. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека су­дят о тех или иных врожденных особенностях его характера, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.

Вторую группу представляют опросники, которые позво­ляют судить о чертах характера по действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.

К третьей группе методик относятся разного рода тес­ты - опросники, проективные и др., позволяющие деталь­но исследовать те или иные черты характера человека, да­вая им развернутую содержательную (качественную) харак­теристику и количественную оценку степени их развитости.

Наконец, четвертая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое пред­ставление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соот­ветствующую структуру [4, 81-82].

В данной работе было проведено небольшое исследование, которое было основано на тестировании 3 человек, дабы выяснить особенности их взаимоотношений (общения) с другими людьми в зависимости от их характерологических характеристик моих респондентов. 

Первым тестом, на вопросы которого было предложено ответить трем респондентам, был тест В.Ф.Ряховского «Оценка уровня общительности» (Приложение 1). Второй тест – это «Тест на оценку самоконтроля в общении» (Приложение 2). Тест разработан американским психологом М.Снайдером. Оба теста были взяты из книги «Психологические тесты/Под ред. А.А.Карелина»  [6, 42-49].

Результаты ответов респондентов на первый тест представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Ответы респондентов на тест №1

№ вопроса

Ответы респондентов

Объект №1

Объект №2

Объект №3

1.

Да

Да

Нет

2.

Иногда

Да

Нет

3.

Нет

Нет

Да

4.

Иногда

Нет

Нет

5.

Иногда

Нет

Нет

6.

Да

Да

Нет

7.

Иногда

Нет

Нет

8.

Иногда

Иногда

Нет

9.

Иногда

Иногда

Нет

10.

Иногда

Иногда

Нет

11.

Иногда

Да

Нет

12.

Да

Иногда

Да

13.

Да

Да

Нет

14.

Иногда

Нет

Нет

15.

Нет

Да

Нет

16.

Нет

Да

Нет

После заполнения Таблицы 1 мною были подсчитаны баллы для каждого респондента, согласно ключу к тесту (Приложение 1). Таким образом, получилось, что:

- объект №1 набрал 17 баллов;

- объект №2 – 18 баллов;

- объект №3 – 4 балла.

Согласно классификатору теста В.Ф.Ряховского  первый и второй объекты подпадают под четвертую категорию ответов (от 14 до 18 баллов), а третий  под шестую категорию (от 4 до 8 баллов).

Те, кто, ответив на данный тест, набрал от 14 до 18 баллов обладают коммуникабельностью, выраженной в нормальной степени. Их нельзя назвать слишком общительными, но и необщительными их тоже не назовешь. Таким людям, как правило, всегда есть что сказать, особенно если их об этом спрашивают. Если нужно эти люди сумеют отстоять свою точку зрения. Однако, они не лишены способности внимательно слушать собеседника. Способность слушать в психологии всегда оценивалась как позитивная черта характера человека. Как правило, таких собеседников очень ценят, потому что их не так уж и много.

Набравших от 14 до 18 баллов по тесту В.Ф.Ряховского, никогда не характеризуют как экстравагантых, вспыльчивых людей. Они умеют держать себя в обществе, потому что одной из основных черт их характера является сдержанность. Возможно, они   не способны повести за собой массы, но это им и не нужно, потому что, благодаря своим доброжелательным, но в то же время сильным чертам характера, они и без того будут приятны в общении.

Объект №3, набравший 4 балла, скорее всего, относится суперобщительным людям. Энергия бьет из него ключом. Общение для него часто становится жизненно важной  потребностью. Такие люди, как правило, пытаются высказать свое мнение по любому поводу, хотя во многих вопросах до конца жизни остаются полными дилетантами. 

Основными чертами характера являются: уверенность в себе (порой чрезмерная), самолюбие, высокое самомнение, коммуникабельность, выраженная в максимальной степени. Далеко не все относятся к таким людям с симпатией, особенно если они начинают дилетантски рассуждать над проблемой, хорошо известной собеседнику. Как правило, из таких людей выходят плохие руководители, потому что они не стремятся глубоко изучить какое либо дело, а часто полагаются на свое собственное мнение.

Таким образом, можно сказать, что объект №1 и №2 являются более  приятными собеседниками, нежели третий объект. Их черты характера более коммуникабельны, чем у объекта №3, хотя он, наверное, думает наоборот.

В начале данного параграфа я упомянула, что проводила два теста, тестировались одни и те же люди. Результаты ответов на тест №2 можно увидеть в Таблице 2.

Таблица 2

Ответы респондентов на тест №2

№ вопроса

Ответы респондентов

Объект №1

Объект №2

Объект №3

1.

Н

В

В

2.

В

Н

Н

3.

В

В

Н

4.

В

В

В

5.

Н

В

В

6.

В

В

В

7.

В

В

В

8.

В

В

В

9.

В

В

Н

10.

В

В

В

Согласно ключу к «Тесту на оценку самоконтроля в общении» (Приложение 2) я подсчитала результаты. Результаты следующие:

- объект №1 – 9 баллов;

- объект №2 – 6 баллов;

- объект №3 – 4 балла.

Получается, что отвечавшие на тест разделились на две категории:

1. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов.

2. Тот, кто набрал от 7 до 10 баллов.

Как мы помним из результатов прошлого теста, самыми хорошими собеседниками оказались объект №1 и объект №2. Сейчас они разделились в разные группы. Объект №1 попадает под шкалу ответов 7-10 баллов. Сюда относятся люди с высоким коммуникативным контролем. Их чертой характера является гибкости, не скандальность. Они мягки и доброжелательны. Такие люди обычно хорошие прагматики и прогнозисты. Они чувствуют, что и когда им нужно сказать, чтобы произвести положительное впечатление на людей.

Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрог­нозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».

Объект №2, также приятный в общении, обладает средним коммуникативным контролем. Он бывает излишне эмоционален и вспыльчив. Однако, эти отрицательные черты его характера обычно сполна перекрываются его искренностью и тем, что, несмотря на свою эмоциональность, он умеет прислушиваться к мнению других людей.

Объект №3, также как и №2, относится к категории, набравших от 4 до 6 баллов. Из предыдущего теста мы помним, что он очень общительный и энергичный человек. Проведя «Тест на оценку самоконтроля в общении», его энергичность подтвердилась еще и эмоциональностью и несдержанностью.

Таким образом, можно сказать, что использованные в данной работе тесты (тест В.Ф.Ряховского и тест М,Снайдера) не опровергают, а лишь усиливают друг друга. По тесту В.Ф.Ряховского я выяснила какие черты характера преобладают у респондентов, а, благодаря второму тесту – тесту М.Снайдера – черты характера прорисовались более четко.

Заключение

По результатам проделанной работы можно сказать, характер человека и общение выступают как две половинки одного целого. Если человек доброжелательный, мягкий, покладистый, то и общение с ним становится приятным и комфортным. Напротив, человек излишне эмоциональный, вспыльчивый в общении вызывает только отрицательные эмоции у собеседника.

Однако, все в жизни меняется и характер тоже не остается константным. Физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Человек живет в вечно меняющемся мире, где практически ничего не остается постоянным. И он тоже, «несется» вперед в этом быстротечном потоке времени. Проходят годы, он встречается с разными людьми, попадает в различные жизненные ситуации, и его характер начинает меняться. Как следствие этого происходят и изменения в отношениях с другими людьми, в общении с ними.

В заключении хотелось бы отметить, что характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «такой уж у меня характер»).

Список литературы

1. Лоуэен А. Физическая динамика структуры характера. – М., 1996. – С. 101.

2. Меллер К. и др. Личное качество – предпосылка всякого другого качества. – М.: TMI, 1988. – С. 36.

3. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 320 с.

4. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 1995. – 512 с.

5. Психодиагностика: теория и практика/Общ. ред. Н.Ф.Талызиной. – М.: Прогресс, 1986. – 205 с.

6. Психологические тесты/Под ред. А.А.Карелина. – Т. 2. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 248 с.

7. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 640 с.

Приложение 1

Бланк теста

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

(тест В.Ф. Ряховского)

Тест содержит возможность определить уровень коммуни­кабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет».

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбива­ет ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего мо­мента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, от­ветить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброка­чественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно ото­двинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым за­говорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочита­ете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рас­смотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные крите­рии оценки произведений литературы, искусства, культуры и ни­каких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно оши­бочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, пред­почитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь ра­зобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов:

«да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору опре­деляется, к какой категории относится испытуемый.

КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА

30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, конт­ролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необхо­димость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность свое­го характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивай­тесь только таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуни­кабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незна­комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые про­блемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуюте неохотно. В Ваших выс­казываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то ос­нования. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы лю­бознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточ­но терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыль­чивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстраваган­тные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружа­ющих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не все­гда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы мо­гут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное пред­ставление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фак­тами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на рабо­те, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспи­тывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно отно­ситесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

Приложение 2

Бланк теста

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оце­нить как верное или неверное применительно к себе. Если пред­ложение кажется вам верным или преимущественно верным, по­ставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь вни­мание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я ча­сто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я ста­раюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчет результатов

По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопро­сы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитывайте сумму бал­лов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-види­мому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в за­висимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскры­тию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов - у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявле­ниях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впе­чатление, которое вы производите на окружающих.