Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность и характеристика понятия  «человек в человеке»……………4

2. Рычаги саморегуляции……………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….14

Введение

Психология в большом долгу перед человечеством. До сих пор она является лишь в значительной мере набором знаний о человеческой психике, но в очень малой степени служит человеку руководством в его повседневной жизни и деятельности.

Нервная система человека представляет совершеннейший саморегулирующийся механизм. Сущность же многообразных невротических нарушений состоит в том, что при более или менее правильном отражении окружающей действительности в этих случаях нарушается тот высший уровень саморегуляции, который характеризуется как самоконтроль, самообладание, самоуправление. И часто это происходит потому, что человек не обладает элементарными знаниями и практическими навыками общения с собой.

Следовательно, полный уход в себя – также крайняя и неконструктивная позиция выведенного из психического равновесия человека. Ведь ощущение полноценной жизни и устойчивого здоровья исходит от сознания живых и непосредственных связей с окружающей действительностью. Подобные крайности исключаются или, во всяком случае, значительно сглаживаются под воздействием процессов автокоммуникации.

Именно этот процесс позволяет достаточно эффективно производить своевременную коррекцию и настройку психики и всего организма на решение актуальных проблем, устранять состояния неуверенности, тревоги, депрессии, а в необходимых случаях и решать сложнейшие задачи на уровне аутопсихотерапии.

1. Сущность и характеристика понятия  «человек в человеке»

В общении как способе межличностных отношений К.Маркс и Ф.Энгельс усматривали «обработку людей людьми». Если продолжить эту мысль, то сущность общения с самим собой можно определить как процесс «обработки человеком самого себя».

К сожалению, современная психология этот тип общения по существу игнорирует. В «Психологическом словаре»,  термин «общение» употребляется лишь применительно к межличностным контактам. А что же ему остается? Как утверждают те же словари – рефлексия. А она проявляется лишь в самопознании субъектом своих внутренних психических актов и состояний.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления человека о всем происходящем в его собственном сознании.

Размышляя о человеке как о субъекте жизни, С.Л.Рубинштейн различал два основных способа существования и соответственно два отношения к жизни. Первый – это жизнь в сложившихся условиях повседневного быта и не выходящая за пределы непосредственных межличностных связей: сначала отец, мать, затем друзья, учителя, а далее супруг, дети и т.д. Здесь все интересы и проблемы человека существуют внутри непосредственной жизни, и всякое его отношение – это отношение к отдельным частным явлениям, но не к жизни в целом. На данном уровне человек еще не может выключиться из непосредственного переживания жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Вопросы общения с собой здесь еще не актуализируются, так как поведение личности полностью определяется сложившимися жизненными связями, не подлежащими критике или сомнениям. Социальная регуляция в виде норм нравственности в данном случае определяет саморегуляцию поведения индивида [9].

Второй способ существования С.Л.Рубинштейн связывал с появлением рефлексии. С ее развитием человек становится способным занимать позицию как бы вне процесса жизни, смотреть на нее со стороны. Это решающий поворотный момент в общем психическом развитии человечества. Именно здесь кончается первый способ существования и начинается новый путь – к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе. Сознание выступает здесь как порыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С появлением рефлексии начинается философское осмысление жизни. Отсюда с этого момента возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни и осознанного отношения, опосредованного через «дальнее».

Таким образом, рефлексия позволяет осуществить осмысление мира и собственных действий. Но традиционное понимание рефлексии подразумевает, как правило, осознание своих лишь внешне направленных действий. Общение с собой предполагает осознание возможности и необходимости осуществления определенных психических действий внутри себя.

Термин «рефлексия» фиксирует в основном созерцательно-познавательный характер психической деятельности, как бы исключает то активное начало, которое присуще общению. Только поэтому любая проблема, превратившись из внешней во внутреннюю, начинает казаться нам практически нерешаемой [5]. Неосознаваемое отрицательное действие общественной психологической установки «на рефлексию» в том и состоит, что мы с детских лет привыкаем к мысли, что действовать можно только наружу; все же, что находится внутри, недоступно нашей активности. Иными словами, мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, с какой стороны к нему подступиться, как на него воздействовать.

Римский философ и писатель Цицерон более девятнадцати столетий назад высказал очень глубокую мысль о специфике борьбы с душевными недугами. «Наука об исцелении души, - писал он, - есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, - нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим».

К сожалению, мы не усвоили этой древней, но важной истины, и потому каждый открывает ее для себя заново и самостоятельно. Формой же реализации этого вида самопомощи является общение человека с самим собой в целях саморегуляции, самоорганизации, самопрограммирования. И это свойство следует рассматривать в качестве важнейшего приобретения человека в процессе его эволюционного развития [1].

Общаясь с другими людьми, человек неизбежно должен был научиться общаться с собой. Для этого использовались различные способы пусть не всегда осознанного, но тем не менее активного воздействия на свое состояние и самочувствие. Конкретные же инструменты, позволяющие реализовать различного рода психические действия в этом направлении, есть образ и речь.

Итак, основа общения человека с самим собой – его собственная внутренняя речь, так как основой речемыслительных процессов является диалог. Наиболее точно и ясно эту идею выразил Ф.М.Достоевский. Гениальная интуиция психолога подсказала ему, что диалог, явное или неявное раздвоение – сущностная черта бытия человека. Потому его герои постоянно обращаются в мыслях не только вовне, к другим людям, но, непременно, и к самому себе, тем самым задавая себе большую и напряженную внутреннюю работу. Этим самым писатель как бы утверждает, что жить – это значит непрерывно общаться с самим собой [8].

Следовательно, психофизиологическим обеспечением общения человека с самим собой является внутренний диалог в форме речи или же в виде образных представлений. И это не просто рефлексия – одностороннее субъективное отражение совершившегося или совершаемого факта мышления, переживания, действия. Это, чаще всего, наличие нескольких точек зрения на собственное внутреннее переживание или действие, которое может сохраняться достаточно длительное время [2].

2. Рычаги саморегуляции

Процессы общения с собой играют в общей системе психофизиологической регуляции состояний и поведения человека роль высшего механизма самоорганизации психики. Этот вид саморегуляции представляет собой проявление специфической активности субъекта. В обычных условиях мотив психической регуляции, ее основной движитель и пусковой механизм, явно не выражен и совпадает или, по крайней мере, не противоречит основным мотивам какой-либо деятельности. Саморегуляция в этом случае «вплетена» в эту деятельность и совершается, как правило, неосознанно, интуитивно, «автоматически».

В особых, трудных или экстремальных, условиях деятельности, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансированность психических процессов. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия или деятельности в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость «собраться», «отмобилизоваться», перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений. В зависимости от содержания задач, которые приходится решать, различают три уровня психических действий: эмоционально-волевой, мотивационный, личностный. Большинство задач решается и реализуется в форме общения и памяти  [6].

Базовый уровень регуляции – информационно-энергетический –обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики.

Выявлено три основных типа саморегуляции, возможных на информационно-энергетическом уровне. Первый – это реакция «отреагирования», заключающаяся в усилении двигательной или психической активности. Человек в таком состоянии буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.

Второй – саморегуляция посредством изменения притока нервной импульсации. Она включается в действие для того, чтобы предотвращать возможное психическое перенапряжение. В этом процессе исключительно важную роль играет скелетная мускулатура как один из самых мощных источников нервной импульсации, посылающих ее в мозг и способный в широких пределах изменять уровень его бодрствования. Мышечное напряжение, «энергезируя» центральную нервную систему, способствует улучшению работы органов чувств.

Третий – ритуальные действия. Этот вид саморегуляции является наиболее распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности [5].

К названному уровню психической регуляции принято относить комплекс свойств, особенностей и возможностей человека, реализующихся с участием волевых процессов. Этот уровень психической саморегуляции широко известен под термином «самообладание». В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях.

Использование эмоционально-волевого компонента саморегуляции возможно в различных целях, от оживления однообразной обстановки до серьезной работы по обоснованию собственной жизненной позиции, образа действий. В зависимости от содержания задачи существенно меняются сами способы и виды работы с собой. Рассмотрим наиболее распространенные из них  [8].

Самоисповедь есть один из первых, начальных и необходимых моментов процесса общения с собой, без которого все остальные этапы и способы самоосуществления, «обработки самого себя» малоэффективны. По существу, самоисповедь является полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и своей истинной роли в них. Успех рефлексии бывает тем большим, чем объективнее удается отразить реальность этому нашему психическому зеркалу.

Самоубеждение – это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов [5]. Основой процесса самоубеждения, его содержательным наполнением являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Метод самоубеждения один из самых действенных психологических инструментов самопостроения личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих и чуждых установок, как и собственных предубеждений, препятствующих адекватному, точному восприятию действительности [6].

Самоприказ – один из важнейших элементов эмоционально-волевой саморегуляции, осуществляет обеспечение решительных действий в условиях ясности цели и ограниченном времени для раздумий [5]. Формируется в ходе тренировок на преодоление себя, когда необходимое действие начинается сразу после отдачи самоприказа. В итоге вырабатывается своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Самоприказ является своего рода пусковым стимулом. Применяется в различных методах самоубеждения.

Самовнушение – психорегулятор, действующий на рассудочном, привычно стереотипном уровне, не требующем творческих личностных усилий по анализу и разрешению затруднительных ситуаций. В.М.Бехтерев одним из первых в отечественной науке предложил использовать самовнушение в качестве лечебного средства при так называемых навязчивых состояниях. Я.А.Боткин, много занимавшийся проблемой самовнушения, отмечал, что особенно действенным оно бывает в тех случаях, когда проводится непосредственно перед засыпанием или при пробуждении. При этом формула самовнушения должна строиться индивидуально и обязательно в утвердительной форме и в настоящем времени  [3; 6].

Самоподкрепление относится к числу так называемых контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности. Поскольку деятельность человека определяется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями, положительными или отрицательными реакциями как на эти обстоятельства, так и на результаты своих действий в этих обстоятельствах, то и результат, и сами действия обязательно оцениваются с точки зрения индивидуального, личностного стандарта, то есть контролируются.

В повседневной жизни мы все наши действия настолько прочно связываем с определенными внутренними побуждениями, целями и стремлениями, что встречающиеся немотивированные поступки закономерно относим к психическим отклонениям. Зависимость эта у человека бывает настолько однозначной, что любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации.

В практике использования механизмов психологической регуляции необходимо различать непосредственную и опосредованную мотивационную саморегуляцию.

Непосредственная мотивационная саморегуляция состоит в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые не устраивают ее по какой-либо причине. Существует целый ряд способов коррекции, формирования и закрепления мотивации. Например, аутогенная тренировка, самогипноз [9].

Опосредованная регуляция мотивации происходит в результате воздействия на центральную нервную систему в целом или ее определенные образования через косвенные факторы непрямого действия. Известны лишь несколько методов чисто опосредованного влияния на характер и содержание мотивации. Наиболее интересным из них является медитация [4; 7].

Личностные уровни регуляции жизнедеятельности мобилизуются в тех случаях, когда надо переделывать не обстоятельства, не жизнь, но самое себя, личностные свои ценности и психологические установки.

Самоорганизация – показатель личностной зрелости – либо слабо выражена, либо вовсе не свойственна инфантильным субъектам, то есть тем людям, что не имели условий в процессе индивидуального развития для полноценного становления механизмов саморегуляции.

Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное делание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс, как говорят философы, происходит «здесь и теперь». Одним из показателей высокого развития этого качества является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности  [10].

Самоутверждение неразрывно связано с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии. В бесчисленных конкретных формах самоутверждения и самовыражения обнаруживается присущее всему живому стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования. Для человека на высших ступенях развития общества свойственно возрастающее стремление к самоутверждению путем максимального творческого самораскрытия, самовыражения.

Самодетерминация – весьма основательная проблема, которую исследовал австрийский психиатр и психолог В.Франкл. Основной движущей силой в жизни человека он считал борьбу за смысл жизни. Франкл считает, что мы не выбираем смысл нашего существования, а скорее обнаруживаем его. Поэтому необходимо оказать индивидууму помощь в обретении смысла жизни.

Самоактуализация – психическое качество, которое было выделено американским ученым А.Мослоу в результате исследования мотивационной сферы. Объясняя содержание выработанного им термина, Мослоу подошел к вопросу издалека, используя такие вспомогательные понятия, как «внешнее научение» и «подлинное научение».  «Внешнее научение», по Мослоу, означает обычное усвоение новых ассоциаций и нового умения, без изменения качества самого обучающегося. «Подлинное научение» предполагает более сложный процесс, в ходе которого совершенствуется и субъект обучения.

Таким образом, самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, и упорный труд ради того, чтобы хорошо сделать свое дело, и момент экстаза при переживании прекрасного, и умение пойти наперекор своим малым и большим слабостям. 

Заключение

Говоря о важности разработки проблемы рефлексии для углубленного понимания психологии человека, нельзя не отметить тот факт, что многие исследователи серьезно сужают проблему, неправомерно сводя все субъективное содержание психической жизни личности только к явлениям рефлексии. Такой подход не позволяет полноценно раскрыть механизмы саморегуляции психики человека, лежащие в их основе процессы общения с собой, процессы автокоммуникации.

Анализ современного состояния психики человека все более серьезно заставляет задуматься, говоря словами известного японского писателя Кобо Абе, о наметившейся тенденции, так сказать, «закрытия» правого полушария мозга у нынешних людей, особенно у молодежи, то есть речь идет о слабом развитии того полушария, которое ответственно за этическое и эстетическое  восприятие окружающего мира и переживание положительных, собственно человеческих эмоций, основы для адекватной оценки окружающей действительности, социальной жизни, правильной организации своей деятельности. Человек с «закрытым» правым полушарием может испытывать лишь два состояния: равнодушие или злобу.   

В этой связи сегодня проблема самовоспитания выходит на первый план. От того, насколько успешно каждый человек будет подходить к этой проблеме, зависит его будущее, будущее его семьи и человечества в целом.     

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Издательство МГУ, 1990.-367с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000.-288с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1997.-376с.

4. Белинская Е.П. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.-475с.

5. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологической активности. – М.: Политиздат, 1991.-319с.

6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М.: Политиздат,  1989.

7. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб: Питер, 1999.-368с.

8. Майерс Давид. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997.-688с.

9. Мокшанцев Р.И. Социальная психология. - М.: ИНФРА-М, 2001.-408с.

10. Суханов А.И. Социальная психология. – М.: Академия, 2002.-600с.