Оглавление
Введение 3
1. Понятие воспитания. Его теории и модели 4
2. Понятие о развитии личности. Взаимосвязь развития
и воспитания личности. Два подхода к сущности
процесса развития. Движущие силы и направления
развития личности 10
3. Жизненные примеры по воспитанию и развитию личности 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, о характерных возрастных особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения между детьми и родителями. Но все еще не разрешенной загадкой остается сложный, противоречивый, иногда мучительный, но всегда творческий процесс воспитания личности человека, таинство возвышения ума и характера. Перед этой непознанностью воспитания и родители, и наука психология во многом равны.
Бывает так, что настроенные воспитывать своих детей только хорошо, родители вдруг обнаруживают, что их педагогическая система дает сбои: ребенок растет эгоистом, учение не вызывает у него никакого интереса, его постоянно тянет к пустому времяпрепровождению, у него трудно складываются отношения с товарищами. Родители начинают выяснять, почему это происходит. И часто, не умея выявить настоящие причины, видят корни беспокоящих их недостатков в дурной наследственности, в плохом учителе, нехороших товарищах и т.д.
А в действительности все оказывается, как правило, намного сложнее. Непонятные для родителей действия и поступки растущего человека лишь следствие взаимосвязанных и влияющих друг на друга факторов.
Перед родителями часто встают три вопроса: что представляет собой их ребенок? Почему он такой? Что с ним надо делать, чтобы он стал лучше? На эти вопросы помогают ответить две науки психология и педагогика, естественно в их взаимосвязи.
1. Понятие воспитания. Его теории и модели
В многочисленных источниках воспитание трактуется как процесс целенаправленного формирования личности (2, 8, 10, 15).
В современной педагогической литературе и практике понятие воспитание употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу школы, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и влияние всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, кино, радио, телевидения. Воспитание, в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение (1).
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Оно осуществляется семьей, учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями. В таком понимании воспитание не включает в себя образование и обучение. Однако оно находится в органичном единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера (1, 3).
Воспитание, в его широком значении, - важнейшая функция общественной жизни. Общество не может отказаться от воспитания молодого поколения, не обрекая себя на застой. Чтобы жить и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и культурные блага. А для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, могли умело использовать наследуемые ими производительные силы. Человек в детские и юношеские годы не обладает опытом, знаниями, умениями и навыками поведения, которые необходимы ему для приобщения к труду и к общественной жизни. Он приобретает этот опыт, проходя длинный путь воспитания (семейного и общественного). Усваивая и используя предшествующий опыт, новые поколения обогащают и совершенствуют его, вносят свой вклад в развитие производительных сил, в развитие исторически накопленной материальной и духовной культуры. Без этого человеческое общество не может нормально развиваться. Поэтому на всех этапах истории человечества воспитание занимало большое место в жизни общества.
Совершенствование в ходе общественно-исторической практики производственного опыта людей, расширение знаний о природе, обществе и о самом человеке, рост культуры выдвигает перед воспитанием новые задачи, требуют расширения его содержания. Вместе с прогрессом общества развивается и воспитание как общественное явление. Марксистское положение о том, что общественное бытие определяет общественное сознание, относится к воспитанию как надстроечному явлению. Его цели, содержание, формы и методы определяются господствующими отношениями (12).
Современная педагогика отвергает концепцию «автономии» воспитания, независимости его от условий материальной жизни людей. Эту концепцию развивали теоретики свободного воспитания. Они предполагали создать построенную на принципах педоцентризма «свободную школу», независимую от государства и общества. В действительности школы независимой от общества, нет и не может быть.
Возражая идеологам буржуазии, отрицавшим зависимость воспитания от общественных отношений, К.Маркс и Ф.Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической партии»: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т.д.» Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса».
В условиях социалистического строя сохраняется тесная взаимосвязь народного хозяйства и воспитания, представляющих собой звенья единого процесса коммунистического строительства. Успехи в развитии народного хозяйства в странах социализма неразрывно связаны с успехами в области воспитание (2, 4).
Воспитание играет ведущую роль в индивидуальном развитии человека, в подготовке его к жизни, различным видам деятельности. Оно содействует физическому, умственному и нравственному развитию личности, делает развитие более содержательным и целенаправленным. Воспитание играет ведущую роль в формировании психики человеческого индивидуума, которая, как указывал И.П.Павлов (11), обусловлена «…не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов». Личность человека, его духовный и моральный облик формируются прежде всего в процессе воспитания.
В буржуазной педагогике воспитание определяется обычно как приспособление новых поколений к существующему (буржуазному) строю. Термин «приспособление» внес в педагогику английский буржуазный философ и социолог Г.Спенсер. Немецкий педагог И.Гербарт основой воспитания считал дрессировку, «управление» детьми, которым в процессе воспитания он отводил пассивную роль. Сторонники теории свободного воспитания определяли воспитание как содействие развитию детей сообразно с их природой (2).
Прагматическая педагогика, рассматривая воспитание лишь как процесс приобретения практического опыта, недооценивает значения теоретических знаний. Неотомисты основную цель воспитания видят в проповеди религии, в отвлечении народных масс от задач изменение общества. Представители экзистенциализма – одного из новейших течений буржуазной философии и педагогики – рассматривают воспитание как «насилие над личностью».
Многие идеологи буржуазии исходят из неизменности человеческой природы и стремятся доказать, что людям всегда будут присущи такие черты, как: стремление к наживе; эгоизм; жадность; жестокость; драчливость и др.
Например, американский философ У.Джемс утверждал, что «импульс присвоения», «импульс драчливости» и другие отрицательные черты глубоко коренятся в самой природе человека, в его биологических особенностях и не могут быть «перестроены» при помощи воспитания.
Воспитание появилось вместе с возникновение человеческого общества и будет существовать на всем протяжении его истории. Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, воспитание имеет некоторые сходные черты и общие признаки (7, 14):
- передача накопленного опыта;
- формирование определенной идеологии;
- забота о здоровье и развитии физических сил;
- вооружение знаниями и т.д.
Однако цели воспитания, содержание, формы и методы исторически изменчивы. Воспитание претерпевает глубокие качественные изменения по мере развития общества и изменения общественных отношений. Каждой общественно-экономической формации соответствует особый тип воспитания.
Рассмотрим методы воспитания, присущие современной действительности. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, управление, поощрение и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.). К этой классификации тесно примыкают другие системы общих методов воспитания, трактующие характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и управления, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитания могут делиться на два класса:
1. Влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
2. Влияние, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективный и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И.Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания (методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования). Эти методы, структуру которых можно проследить на рис. 1.1., легли в основу моделей воспитания по П.Н.Бодолеву (4), соответственно: метод формирования сознания – в основу модели «Уличное движение»; второй метод - в основу модель «Сад и огород»; третий метод – «Кнут и пряник».
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.1. Структура системы методов воспитания
2. Понятие о развитии личности. Взаимосвязь развития и воспитания личности. Два подхода к сущности процесса развития. Движущие силы и направления развития личности
Индивидуальное развитие человека – ряд последовательных количественных и качественных изменений, претерпеваемых то организмом от момента зарождения и до конца жизни. Это – очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (анатомо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями. Первые периоды этого процесса проходят в утробных условиях существования организма. Воспитание начинается с рождения человека. Оно играет важную, хотя различную роль во всех формах и на всех этапах развития личности (раннее и дошкольное детство, школьные возрасты, период возмужалости).
Анатомо-физиологическое развитие человеческого организма состоит в образовании скелетной, мышечной, нервной и других его систем и совершенствовании их функций, а также в росте организма, повышении его выносливости, сопротивляемости внешним отрицательным влияниям.
С момента появления ребенка на свет его физическое развитие во многом зависит от воспитание: правильный ритм жизни, питание ребенка, использование природных факторов (солнце, воздух, вода и пр.) для его выживания, проведение различных физических упражнений, для выработки силы, быстроты, ловкости движений. Правильно поставленное физическое воспитание не только изменяет растущий организм, способствует его развитию. Оно может компенсировать и его врожденные функциональные недостатки. Гигиеническая профилактика дает возможность предупредить появление значительной части аномалий, встречающихся в физическом развитии детей. Поэтому важное значение имеет санитарно-просветительная работа с родителями (6).
В единстве с анатомо-физиологическим развитием человеческого индивида совершается и его психическое развитие. Оно выражается в прогрессирующей дифференциации активности ребенка, то есть в выделении в ней отдельных психических процессов (ощущений, восприятий, эмоций, мышления и пр.), в формировании целенаправленных действий (предметных, познавательных и др.) и в ее интеграции, то есть в объединении этих процессов, действий в единую целостную деятельность (игровую, учебную, трудовую и др.). Психическое развитие человеческого индивида – это обогащение содержания его психической жизни, поступательное движение от низших к высшим ее формам и ступеням, процесс становления сознательной личности. Именно в этом процессе воспитание играет особенно важную, ведущую роль, обусловленную роль самой спецификой психического развития.
Человеческий индивид по наследству получает не готовые психические свойства, характеризующие его как социальное существо, только задатки для их развития. Задатки – это функциональные возможности выработки нервной системы человека различных психических свойств. Последние формируются у него в процессе деятельности, направленной на усвоение и на дальнейшее умножение богатств, созданных человечеством и закрепленных в языке, орудиях производства, в науке, искусстве, литературе (9, 14).
Между воспитанием и развитием существует тесная взаимосвязь. Не только развитие личности зависит от воспитания, но и воспитание от развития. Опираясь на естественные предпосылки развития, присущие человеческому индивиду, воспитание содействует их созреванию и реализации, формированию на их основе психических процессов и свойств личности. В месте с тем успехи, достигнутые в физическом развитии воспитанников, в развитии их восприятия, памяти, мышления, чувств, воли, сознания и способностей, дают возможность ставить перед воспитанием новые, более сложные задачи. Оно успешно направляет на развитие личности, если в разработке его методов учитывается сложный, даже противоречивый характер связи воспитания и развитии. Воспитатель успешно руководит развитием, если он рассматривает воспитанника не только как объект педагогических воздействий, но и как субъект воспитания, живую личность со сложившимися в ходе ее предыдущей истории потребностями, интересами, чувствами, стремлениями. Ведет за собой развитие то воспитание, которое ориентируется не только на достигнутый уже уровень развития, но и на «зону ближайшего развития ребенка» - Л.С.Выготский (5), - то есть на процессы, которые еще не созрели, а находятся в становлении. Развивает то воспитание, которое умело включает воспитанников в работу, направленную на достижение поставленных перед ними целей, побуждает их активность, инициативность, самодеятельность, помогает правильному разрешению возникающих в их жизни внутренних противоречий, направляет «самодвижение» каждой растущей личности, вызывает у нее стремление к самоусовершенствованию, к самовоспитанию и, наоборот, при не умелом подходе к детям возникают внешние противоречия между воспитанием и развитием. Выражением их являются, в частности, конфликтные отношения между воспитателем и воспитанниками. Если они не преодолеваются, воспитание не только не оказывает своего положительного влияния на дальнейшее продвижение воспитанников в их развитии, но и тормозит этот процесс.
Воспитание достигает больших успехов, если учитывается зависимость его возможностей не только от возрастных, но и от индивидуальных особенностей развития воспитанников. Развитие каждой личности всегда характеризуется не только общими чертами, присущими всем детям, но и индивидуальными особенностями. Но оно не изначально, а складывается в ходе самого развития, является его результатом и зависит от внутренних, природных, и внешних, социальных, условий этого развития.
Индивидуальные различия природных данных проявляются в особенностях отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.); в общих типологических особенностях нервной системы: различная сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения (13, 15).
Учитывая индивидуальные особенности нервной системы детей, воспитание может способствовать развитию ее положительных, сильных и компенсации ее отрицательных, слабых сторон. Воспитание может в значительной мере компенсировать недостатки в развитии нервной системы и отдельных органов чувств.
Таким образом, учет индивидуальных особенностей воспитанников, и склонностей интересов и способностей дает возможность успешнее содействовать развитию детей.
3. Жизненные примеры по воспитанию и развитию личности
В этой связи хочется привести несколько примеров из моей жизни и жизни моих знакомых.
Пример 1.
Разговор двух мужчин.
Первый: - Леше – 12. Голова работает. За себя постоит. Конечно, мы с женой ничего для него не жалеем: брючата по моде, деньги на развлечение и т.д. Один у меня сын, если надо, готов за него жизнь отдать. А тут выясняю: покуривает сорванец мой. С ребятами, конечно. Вот не знаю, как … чтобы решительно и кардинально….. ведь всего двенадцать лет Лешке! А?
- Прежде всего, - деликатно говорит второй, - я бы рекомендовал тебе бросить курить самому. Пусть сын увидит…..
- Как то есть бросить?
- Обыкновенно. Скажи: больше не курю – и не кури.
- Допустим. А остальные?
- Кого ты имеешь в виду?
- Ну-у-у ….. миллионы, наверное, граждан, которых курят?
- В данном случае речь идет о твоем сыне, бог с ними, с миллионами посторонних.
- Я брошу – а они нет, значит, плохие примеры останутся …
На этом папаша уходит.
Таким образом, в этом диалоге на лицо противоречие, при котором отец жалуется на своего нерадивого сына, а сам не показывает собственного положительного примера. Второй собеседник настраивал своего оппонента на использование им модели «уличного движения», одним из методов осуществления которой является показатель собственного положительного примера.
Пример 2.
В гостях у знакомых я услышала незаурядный диалог мамы с дочкой.
- Мама, ко мне сейчас должны прийти подружки и мы с ними собирались пойти погулять, можно?- спрашивает десятилетняя Дина.
- Нет, дочка, сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять,- ответила мама.
Такой пример можно услышать не редко. Он является явным показателем применения модели воспитания «кнут и пряник».
Пример 3.
Когда я интересовалась ведением домашнего хозяйства, мама мне говорила такие поучительные фразы, как: «Скатерть стели так, чтобы не свисала со стола», «Горячие сковородки отодвигай подальше от края» и т.д. Этот последний пример соответствует модели воспитания «сад и огород», а методами были: приучения, поручения, воспитывающие ситуации.
Заключение
За последнее время все большее внимание ученых привлекает проблема воспитания и развития личности. Каждый из них предлагают свои модели, методы воспитания. Но несмотря на это все они сходятся в одном: воспитание содействует развитию индивидов не только путем обучения и образования, но и путем воздействия на организацию их жизни, создание необходимых для проявления их активности ситуаций во взаимоотношениях с окружающей общественной средой. Личность формируется в системе этих взаимоотношений, усложняющихся в связи с физическим и психическим ее развитием, ростом ее самостоятельности.
Воспитание выполняет свои функции и в зрелом возрасте. Оно содействует дальнейшему духовному развитию личности.
Общественные условия жизни личности определяют развитие ее сознания и поведения не прямо, непосредственно, а прежде всего через деятельность, направляемую воспитанием. Возможности воспитания обеспечить духовное развитие личности зависят при этом от уровня развития общества, характера господствующих в нем общественных отношений, от соответствия содержания и методов воспитания целям и задачам, которые общество ставит перед ним. Чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные действенные отношения растущей личности к окружающей естественной и общественной среде, тем успешнее протекает всестороннее развитие личности.
Список литературы
1. Бодалев А.А., Мясищев В.Н. Психология отношений.-М.: Институт пратиктической психологии, 1990.-368с.
2. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей.-М., 1988.-289с.
3. Бодалев А.А. Психология о личности.-М., 1988.-С.90-115.
4. Бодолев П.Н. Популярная психология для родителей.-М., 1983.-С.88-110.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.: педагогика, 1996.-536с.
6. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М.: Гардарики, 2000.-256.
7. Ковалев С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.-С.34-67.
8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.-М.: «Просвщение», 1972.-255с.
9. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся.-М.: Народное образование, 1994.-144с.
10. Мюнстерберг Г. Психология и учитель.-М.: «Совершенство», 1997.-320с.
11. Павлов И.П. Полное собрание сочинений.-Т.3.-Кн.2.-М., 1951.-С.269.
12. Педагогическая энциклопедия.-Т.2.-М., 1980.-С.384-394.
13. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И.Щербакова.-М.: Просвщение, 1987.-254с.
14. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин.-М., 1997.-236с.
15. Семья: 500 вопросов и ответов / Ред. – сост. Л.В.Прошина.-М.: Мысль, 1992.-717с.