Оглавление
Введение 3
Глава 1 Значение генетических факторов
в формировании индивидуальности 5
1.1. Генетические сходства и различия индивидов 5
1.2. Генетика личности 8
Глава 2 Роль социальных влияний в формировании
индивидуальности 13
2.1. Социальная психофизиология: основные понятия 13
2.2. Связь социальных и природных факторов
в формировании индивидуальности 16
2.3. Индивидуальные различия и социальные процессы:
взаимодействие и взаимовлияние 18
Глава 3 Экологическая психофизиология 21
3.1. Сущность и основные направления
экологической психофизиологии 21
3.2. Негативное влияние экологических факторов
на здоровье человека 24
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека — один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представления о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, и даже своеобразный «профессиональный отбор».
Однако еще не так давно потребности в глубоком изучении генетических, экологических и социальных влияний в формировании личности у нас не существовало. Объяснялось это, вероятнее всего, доминировавшим убеждением в «социальной природе психики человека», распространявшимся и на историческое возникновение человеческой психики, и на происхождение индивидуально-психологических различий. И если в частых дебатах о «биологическом и социальном в человеке» физиологические основы этих различий все же обсуждались, то постановка вопроса об их наследственных детерминантах, казалось, в корне противоречила этому убеждению, считалась принципиально неверной.
Сейчас ситуация принципиально изменилась: расширяется круг исследователей, работающих в области социальной, экологической и генетической психофизиологии. Сегодня рассматриваемая тема становится все более актуальной.
Объект исследования – формирование индивидуальности.
Предмет исследования – значение и роль генетических, экологических и социальных влияний в формировании индивидуальности.
Цель исследования – изучить значение и роль генетических, экологических и социальных влияний в формировании индивидуальности.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть генетические сходства и различия индивидов;
- изучить понятие «генетика личности»;
- выявить основные понятия социальной психофизиологии;
- проанализировать связь социальных и природных факторов в формировании индивидуальности;
- рассмотреть взаимодействие и взаимовлияние индивидуальных различий и социальных процессов;
- изучить сущность и основные направления экологической психофизиологии;
- проанализировать негативное влияние экологических факторов на здоровье человека.
Глава 1 Значение генетических факторов в формировании индивидуальности
1.1. Генетические сходства и различия индивидов
Нет на свете двух одинаковых людей. Это разнообразие описывается понятиями «вариативность», «дисперсия», «индивидуальные различия» и др.; в генетике принято, в частности, понятие изменчивость, которое говорит о свойстве живых организмов существовать в различных формах (вариантах). Изменчивость обусловлена как средовыми, так и наследственными механизмами.
Изучение наследования различных признаков и свойств человека весьма затруднительно. Во-первых, на людях невозможно проводить прямые генетические и психогенетические эксперименты; во-вторых, люди относятся к числу медленно размножающихся организмов, среди которых многоплодие встречается относительно редко. Однако, несмотря на эти непреодолимые ограничения, науке известно уже очень многое о наследственности человека, а наиболее существенно то, что все общие закономерности наследования, подробно изученные на животных, растениях и других организмах, относятся и к человеку — они справедливы для всего живого [2; 8].
Наследованием называется передача генетической информации от одного поколения организмов к другому. На основе этой информации происходит развитие признаков организма, поэтому говорят и о наследовании признаков, хотя наследуются, строго говоря, не признаки, а гены. В основе наследования лежат процессы удвоения, объединения и распределения генетического материала.
Обычно наследование подразделяют на аутосомное (наследуемые гены располагаются на аутосомных хромосомах) и сцепленное с полом (наследуемые гены располагаются на половых хромосомах). Кроме того, различают доминантное (полное и промежуточное) и рецессивное наследование; наследование, зависимое от пола, и наследование, контролируемое (ограниченное) полом; наследование моногенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями одного гена) и наследование полигенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями нескольких генов).
Общие закономерности наследования систематизированы в рамках так называемой хромосомной теории наследственности — учении о локализации наследственных факторов в хромосомах клеток. Главным положением этой теории является утверждение о том, что преемственность свойств организмов в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом. Центральными являются понятия «генотип», «хромосома», «ген» и «аллель».
С позиций современной психологии генетика оказывает серьезное влияние на формирование индивидуальности. Она создает уникальный психологический облика каждого человека, ибо генотип каждого из нас абсолютно уникален. Как пишет Н.П. Дубинин [9], на Земле не было, нет и никогда не будет двух людей с полностью идентичным набором генов (кроме монозиготных близнецов). Известный американский психогенетик Р.Пломин сформулировал эту мысль иначе: каждый из нас есть уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится.
Очень упрощенные подсчеты, игнорирующие многие генетические закономерности и основанные на том, что при слиянии двух половых клеток содержащиеся в каждой из них 23 хромосомы — носительницы генов — перекомбинируются независимо друг от друга, дают следующие результаты: вероятность получения одинакового набора генов сиблингами (родными братьями и сестрами) равна (1:223)2, т.е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможностей.
Процессы разделения, перекомбинирования и нового объединения родительских хромосом повторяются из поколения в поколение. По красивому выражению Р.Левонтина [12], «хореография этого танца хромосом имеет важные последствия для генетического разнообразия», поскольку их рекомбинация приводит к рекомбинации генов, т.е. всякий раз к появлению нового их сочетания, неповторимого генотипа в каждом новом существе.
Одна родительская пара имеет потенциальную возможность произвести на свет 2024 генетически различающихся между собой детей, а это больше, чем все количество людей, когда-либо живших на Земле.
Даже на уровне биохимической индивидуальности человека, на котором и генетическая, и средовая детерминанты несравненно проще, чем на уровне психики, поведения, вероятность совпадения нескольких ее признаков у людей-неродственников практически равна нулю (Таблица 1) [18].
Таблица 1
Вероятность идентичности по различным биохимическим признакам двух случайно выбранных европейцев
Признак |
Вероятность идентичности |
Группы крови |
0,00029 |
Антигены HLA |
0,000049 |
Ферменты |
0,000037 |
Гаптоглобины |
0,39 |
-глобулиновая легкая |
0,85 |
Цепь |
|
-липопротеины |
0,48 |
Общая вероятность |
0,00000000000008 |
Следовательно, уже биохимические особенности — один из ближайших продуктов генной активности — у каждого человека уникальны.
1.2. Генетика личности
Проблемы генетики личности гораздо меньше дискутируется в литературе, чем генетические основы способностей, просто потому, что общество в действительности не слишком заботит, будет ли индивидуум иметь экстремально выраженный личностный тип. С индивидуумами, которые имеют стандартные отклонения выше среднего значения по шкале экстраверсии, в целом обращаются в значительной степени так же, как и с индивидуумами, которые имеют три стандартных отклонения ниже среднего значения. Их не поощряют развивать свою экстраверсию до ее максимального уровня. Таким образом, социальные последствия, обусловленные специфическим типом личности, менее заметны, чем последствия, обусловленные способностями.
В нескольких исследованиях изучалась степень генетической детерминации основных личностных черт. Стоит подчеркнуть, что позиция индивидуума на шкале конкретной личностной черты определяется аддитивными эффектами большого числа генов. Например, Джон Лоелин использовал данные исследований близнецов и исследований приемных детей для того, чтобы определить степень, с которой каждый из личностных факторов «Большой Пятерки» Коста и МакКрея зависит от генетических факторов. Значения наследуемости для этих шкал варьируют от 0,3 до 0,5 (с самыми высокими показателями наследуемости для наиболее хорошо согласованных факторов экстраверсии и нейротицизма). Закерман дал полезную сводку ранее опубликованной литературы, еще раз подтверждая, что
- показатели наследуемости значительны;
- влияние генетических факторов не исчезает в зрелом возрасте;
- разделенная (семейная) среда действительно играет крайне незначительную роль в детерминации личности в любом возрасте, а неразделенная (индивидуальная) среда — значительно более мощный источник влияний на все личностные черты [3; 13; 14; 20].
Например, Таблица 2 демонстрирует корреляции по показателям личностных тестов у монозиготных и дизиготных близнецов для трех обобщенных типов личностных факторов (они сгруппированы, поскольку не все исследователи использовали одни и те же шкалы), а именно: «экстраверсия — социабельность», «нейротицизм — эмоциональность» и «психотицизм — импульсивность — социально неадаптивный поиск острых ощущений».
Цифры в каждой колонке в определенной степени варьируют, поскольку в исследованиях использовались различные тесты (которые имеют разную степень надежности и валидности).
Корреляции между тестовыми оценками в парах монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов (выросших вместе) по личностным шкалам оценивающим три главных параметра личности: «экстраверсию — социа-бельность», «нейротицизм — эмоциональность» и «психотицизм — импульсивность».
Некоторые из этих исследований базируются на огромных выборках идентичных и неидентичных близнецов и имеет место значительная степень повторяемости результатов. Если бы генетические особенности не оказывали влияния на личность, то следовало бы ожидать, что внутрипарное сходство монозиготных и дизиготных близнецов по личностным чертам было бы примерно одинаковым. Это означает, что корреляции, представленные в колонках «МЗ» Таблицы 2 должны были бы быть примерно такой же величины, как корреляции по той же самой черте в колонках «Д3». Нам не нужен никакой особый статистический анализ, чтобы убедиться, что это совсем не так. Пары идентичных близнецов действительно имеют довольно похожий уровень экстраверсии (величины коэффициентов корреляции от 0,46 до 0,61), в то время как пары неидентичных близнецов обнаруживают
Таблица 2
Корреляции по показателям личностных тестов у монозиготных и дизиготных близнецов для трех обобщенных типов личностных факторов
Исследования |
Возраст |
Число пар |
Личностные черты |
||||||
Экстра-версия |
Нейроци-тизм |
Психоти-цизм |
|||||||
МЗ |
ДЗ |
МЗ |
ДЗ |
МЗ |
ДЗ |
МЗ |
ДЗ |
||
Loehlin, and Nichols (1976) |
18 |
490 |
317 |
0,61 |
25 |
0,54 |
0,22 |
0,54 |
0,32 |
Tellegen (1988) |
21 |
217 |
114 |
0,54 |
0,06 |
0,54 |
0,41 |
0,58 |
0,25 |
Rose (1988) |
14-34 |
228 |
182 |
0,60 |
0,42 |
0,41 |
0,22 |
0,70 |
0,41 |
Floderus-Myrhed (1980) |
17-49 |
2279 |
3670 |
0,47 |
0,20 |
0,46 |
0,21 |
- |
- |
Floderus-Myrhed (1980) |
17-49 |
2720 |
4143 |
0,54 |
0,21 |
0,54 |
0,25 |
- |
- |
Rose (1988) |
24-49 |
1027 |
2304 |
0,46 |
0,15 |
0,33 |
0,12 |
- |
- |
Rose (1988) |
24-49 |
1293 |
2520 |
0,49 |
0,14 |
0,43 |
0,18 |
- |
- |
Eaves, Young (1981) |
31 |
303 |
172 |
0,55 |
0,19 |
0,47 |
0,07 |
0,47 |
0,28 |
Pedersen (1988) |
59 |
151 |
204 |
0,54 |
0,06 |
0,41 |
0,24 |
- |
- |
тенденцию к значительно меньшему сходству по выраженности экстраверсии (коэффициенты корреляции варьируют от 0,06 до 0,42). Сходные тенденции могут быть установлены для двух других основных личностных черт.
Наряду с тем фактом, что общая среда играет незначительную роль и в детерминации интеллекта взрослого человека, последний из упомянутых результатов, я полагаю, — одно из наиболее замечательных открытий, сделанных вообще в психологии. При наличии всего, что было написано по поводу важности семьи в детстве, совершенно поразительно обнаружить, что личность, оказывается, почти не подвержена влиянию типа семьи, в которой она воспитывается. Никакого значения не имеет, воспитывается ли ребенок в доброй, нежной, любящей семье или же в семье, где есть насилие, — любые влияния на будущую личность ребенка должны быть описаны в понятиях генетических факторов, которые он наследует от родителей, а не в понятиях детского опыта самого по себе. Корреляции между генетически разными детьми, которые воспитываются (усыновлены) в одной и той же семье, обычно почти равны нулю (Закерман упоминает значение, равное 0,07).
Как пишут Броди и Кроули, «если влияния разделенной среды близки к нулю, большинство из переменных, которые обычно изучали возрастные психологи, имеют либо незначительное влияние на личность, либо не имеют никакого», и «это обычная ошибка — изучать средовые влияния на личность и интеллект, не учитывая возможные генетические эффекты». Поскольку в конечном счете все исследования приводят к одному и тому же выводу, трудно спорить с этим заключением. Поэтому кажется, что все теории развития, откровенно базируюшиеся на средовых влияниях, т.е. теории Роджерса, Скиннера, Фрейда, Бандуры и т.д., просто некорректны (по крайней мере в том смысле, что семейное окружение явно не способно влиять на две основные личностные черты — на экстраверсию и нейроти-цизм) [17].
Результаты дают основания полагать, что личность детерминируется совместным действием генетических факторов и особенностями индивидуальной среды детей. Последняя включает влияние определенных учителей на ребенка, «особенные» в каждом случае отношения между ребенком и другими членами его семьи или влияние друзей вне семьи. Однако это утверждение в определенной степени необходимо ограничить. Некоторые личностные черты (или виды поведения), как было установлено, подвержены существенному влиянию со стороны общей среды. Например, в исследовании близнецов, проведенном Стивенсоном, изучалась степень генетической детерминации просоциального поведения (эмпатии, поддерживающего поведения и альтруизма), асоциального поведения (агрессии, деструктивного поведения) и социабельности. Было установлено, что асоциальное поведение имеет сравнительно небольшую генетическую составляющую (0,24 в противоположность просоциальному поведению и социабельности: 0,54 и 0,67 соответственно), и это был единственный вид поведения, для которого влияние разделенной среды оказалось существенным (0,54 в противоположность 0,02 и 0,0 соответственно). Таким образом, становится ясным, что по крайней мере некоторые виды поведения могут формироваться семьей — просто так получается, что основные личностные черты этим путем не формируются.
Исследование Педерсена с соавторами включало 59-летних мужчин; в исследованиях Лоелина и Николса и Теллегена с соавторами принимали участие испытуемые в возрасте 18 и 21 года соответственно. Влияние генетических факторов на личность с возрастом, по-видимому, не уменьшается. Если бы оно уменьшалось, то монозиготные и дизиготные близнецы в исследовании Педерсена обнаруживали бы сходные корреляции. Более того, полученные данные позволяют предполагать, что генетические влияния с возрастом становятся более значимыми [18].
Таким образом, как свидетельствуют ряд ученых, влияние генетических факторов на развитие индивидуальности очевидно, и каждый человек в той или иной степени в разные периоды жизни ощущает его на себе.
Глава 2 Роль социальных влияний в формировании индивидуальности
2.1. Социальная психофизиология: основные понятия
Поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов изучает наука, называющаяся социальная психофизиология. Поведение человека формируется в течение жизни на основе обучения и приобретения определенных навыков под влиянием социальной среды, культуры и традиций общества, к которому принадлежит субъект [15].
Наиболее фундаментальная социальная связь — это отношения матери и ребенка. Они складываются по-разному в зависимости от того, как удовлетворяется потребность в привязанности.
Характер контактов, общение животных в раннем детстве существенно влияют на их социализацию в зрелом возрасте. Первые опыты с сепарацией детенышей обезьян от матери и других особей, которая производилась сразу же после рождения, были выполнены X.Харлоу. Поведение изолированных детенышей указывает на стремление животного компенсировать отсутствие общения с матерью через реакции самоконтакта. Животное часто принимает позу, обхватывая лапами свое туловище и голову.
Ранняя сепарация животных проявляется в нарушениях игрового, полового и родительского поведения у взрослых животных. Такие животные плохо идут на контакт с другими особями. У щенков отрицательное влияние сепарации, совпадающей с их критическим периодом раннего возраста, впоследствии проявляется в усилении отрицательных эмоций. Будучи уже взрослыми, они часто реагируют на новизну (на незнакомые предметы) состоянием дистресса или страхом. У животных, подвергшихся сепарации, биохимические сдвиги в мозге сходны с теми, которые наблюдаются у человека при депрессии. Критический период первичной социализации у собак соответствует возрасту 3-10 недель. Наиболее оптимальный период для формирования у них навыков общения – 6-7-я неделя.
При воздействии отрицательных эмоциональных факторов (голод, страх, боль) усиливается потребность в социальном контакте. На этом фоне ускоряются процесс социализации и формирование привязанности. Существование самостоятельной потребности в привязанности подтверждается также тем, что ее удовлетворение может служить положительным подкреплением (наградой). У собак можно выработать сложные формы поведения на социальном подкреплении (ласке) [1; 4].
У ребенка потребность в контакте со взрослым прежде всего проявляется в его повышенном интересе к лицу человека. Лицо - наиболее привлекательный стимул для новорожденного, которое он предпочитает рассматривать, игнорируя другие объекты.
Формы проявления привязанности с возрастом меняются. Трехнедельный младенец уже обнаруживает взгляд смотрящего на него человека. Первая двигательная реакция, которая формируется у ребенка по направлению к матери, — это фиксация глазами ее лица. В возрасте 4 месяцев ребенок выделяет лицо своей матери среди других и не отводит от него взгляда, пока она находится в поле его зрения. Когда мать удаляется, он начинает плакать, тем самым показывая, что желает ее возвращения. В 6-месячном возрасте ребенок не только плачет, но и пытается следовать за ней. Возвращение матери обычно вызывает бурную радость. Ребенок улыбается, протягивает руки, издает радостные звуки. К 9-месячному возрасту данная реакция становится устойчивой. Кроме того, если ребенок пугается или огорчается, он стремится прижаться к матери. Начиная с конца 1-го года жизни ребенок уже может предвосхищать намерение матери уйти и реагирует на это как на ее реальный уход.
Для формирования привязанности ребенка к матери важна не только зрительная стимуляция, включающая лицо, но и кожные, оральные контакты. Особую роль играют улыбка, разговор с ребенком, его поглаживание. X. Харлоу на макаках убедительно показал, что стремление прикоснуться, ощутить телесную связь выражает насущную биологическую потребность детеныша.
Привязанность, которая формируется между ребенком и матерью, существенно влияет на его будущее эмоциональное и социальное развитие и определяет его коммуникативные способности. Дети-первенцы, которые, как правило, окружены большей заботой и вниманием родителей, имеют более сильную потребность принадлежать какой-либо социальной группе, чем их младшие братья и сестры.
Социальная потребность человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием окружающих имеет глубокие биологические корни в виде потребности привязанности и боязни одиночества, которые испытывают животные [5; 6].
Право принадлежать к какой-либо группе и получать от нее поддержку налагает на особь обязанность соблюдать правила и нормы поведения, установленные в данной группе. Последние диктуются иерархической организацией, присущей каждой группе, в которой тон задают лидеры, доминантные особи. Наличие иерархии стабилизирует и организует групповое поведение. Порядок в стаде обезьян поддерживают доминирующие особи. Всякое нарушение норм поведения, характерных для данного вида, вызывает реакцию агрессии со стороны других членов сообщества и прежде всего особей высокого ранга. Обычно нарушитель изгоняется из группы. У обезьян гамадрил наблюдали случаи, когда доминирующий самец убивал собственного наследника, если тот чрезвычайно отвлекал внимание и дестабилизировал группу.
Врожденные механизмы иерархического поведения сложны и остаются малоизученными. Высокий ранг особи в группе обеспечивает преимущество в получении пищи, мест для отдыха и в репродуктивном поведении. Исследования показывают, что доминирование особи зависит как от природных факторов, так и от социальных, средовых влияний. Позицию доминирующей особи укрепляют не только ее личные притязания и способности, но и проявление признаков подчинения субдоминантных членов группы.
2.2. Связь социальных и природных факторов в формировании индивидуальности
Как осуществляется взаимодействие социальных и природных факторов, в совокупности определяющих высокий ранг особи, ее доминирующее положение? В свете этой проблемы представляет интерес исследование, выполненное группой ученых из Стэнфордското университета. Они исследовали социальную регуляцию агрессивного поведения и репродуктивной функции у африканской рыбы (Haplochromis burtoni). У этого вида рыб функция воспроизводства монополизирована небольшой частью самцов. Одновременно они отличаются агрессивностью, так как защищают территорию выведения потомства от посягательств других рыб. Эти территориальные самцы (Т-самцы) составляют около 10% всего количества самцов. Остальные самцы (не-Т-самцы) находятся в подчиненном положении: не принимают участия в размножении и в драках по защите территории. Кроме того, доминирующие самцы (Т-самцы) отличаются яркой окраской, имеют высокий уровень циркуляции андрогена (мужского полового гормона) и большого размера семенники.
На замороженных срезах мозга рыб (Т-самцов и не-Т-самцов) у нейронов преоптической области вентрального гипоталамуса исследователи определяли содержание гормона, выполняющего функцию релизинг-фактора для гонадотропина — гормона, выделяемого гипофизом. Гонадотропин регулирует половую функцию, определяет ее интенсивность. Они установили, что у Т-самцов в гипоталамусе содержится большее количество фактора, высвобождающего гонадотропин, а нейроны, в которых он содержится, имеют значительно большие размеры, чем аналогичные нейроны у не-Т-самцов. Исследователи предположили, что Т-самцы подавляют половую функцию не-Т-самцов, и это сопровождается изменениями на нейронном уровне в гипоталамусе. Другими словами, социальные влияния на половую функцию самцов данного вида рыб опосредованы нейронами преоптической области вентрального гипоталамуса. Чтобы проверить эту гипотезу, они исследовали случаи, когда не-Т-самцы превращались в Т-самцов. А это случалось всякий раз, когда какая-либо территориальная зона для размножения оказывалась вакантной и ее быстро осваивал не-Т-самец. Оказалось, что такая особь быстро меняла свое поведение: оно становилось агрессивным. Рыба меняла свою окраску на более яркую, при этом у нее происходили мощные гормональные изменения, которые усиливали ее репродуктивные функции. Параллельно с изменением поведения у нового Т-самца увеличивался размер нейронов, содержащих высвобождающий фактор для гонадотропина, так же как и его количество в этих нейронах. Увеличивался и размер семенников. С переходом по каким-либо причинам Т-самца в группу не-Т-самцов гормональные и поведенческие изменения шли в обратном направлении.
Авторы [7; 11] полагают, что преоптическая область вентрального гипоталамуса является непосредственной мишенью для социальных стимулов, которые могут регулировать половую активность и функцию защиты территории, формируя либо доминирующую, либо подчиненную особь. Подобные механизмы регуляции репродуктивной функции, по-видимому, существуют и у других видов позвоночных, так как ключевые нейроэндокринные компоненты оси гипоталамус — гипофиз — половые органы принадлежат сильно консервативной системе, сохраняющейся у всех позвоночных. У нейронов преоптической области гипоталамуса обнаруживается высокая пластичность, хорошая способность к обучению. Возможно, они представляют то звено, через которое реализуется взаимодействие социальных сигналов с нейроэндокринным механизмом, обеспечивающим доминантное положение особи в группе. Можно предположить, что некоторые биологические механизмы, обладающие повышенной чувствительностью к воздействию социальных факторов, могут усиливать половое и агрессивное поведение, делать их доминирующим видом поведенческой активности, что приводит к существенным изменениям в зоосоциальных отношениях.
2.3. Индивидуальные различия и социальные процессы:
взаимодействие и взаимовлияние
Одно из направлений социальной психофизиологии - изучение связи индивидуальных различий и социальных процессов. Известно, что в силу определенных индивидуальных различий одни субъекты проявляют ярко выраженную склонность к доминированию, другие предпочитают позицию подчинения. Эти качества легко могут быть выявлены с помощью психологических тестов. Однако измерение индивидуальных различий по психофизиологическим параметрам предоставляет значительно большие возможности для изучения природных, биологических детерминант индивидуальных особенностей социального поведения.
В работах Ю.Б.Гиппенрейтера [4; 16] показано, что индивиды, отличающиеся друг от друга по психологическим признакам, имеют и различную локализацию в коре фокусов максимальной синхронизации потенциалов. Было выделено три типа их расположения. Из 50 обследованных здоровых испытуемых 30% составили группу с фокусом максимальной синхронизации в передних отделах мозга, 50% с фокусом в центральной области и 20 % лиц имели максимальную синхронизацию в теменно-затылочной области. Обследование этих испытуемых по тесту Кеттела показало, что индивиды с фокусом максимальной синхронизации в передних областях характеризуются большой доминантностью, независимостью, самоуверенностью, критичностью. Лица с фокусом максимальной синхронности потенциалов в задних корковых областях, наоборот, имеют по этим же психологическим показателям низкие баллы.
Субъекты существенно различаются по чувствительности механизмов кодирования и декодирования невербальных эмоциональных сигналов. Это проявляется в их способности к эмпатии — постижению эмоционального состояния, переживаний другого человека, сопереживанию ему.
Аналогичное явление обнаружено и у животных. Сигналы эмоционального состояния другой особи того же вида — вокализация, специфические запахи, особенности поведения партнера — обычно сильно влияют на поведение других животных.
Не менее важной проблемой социальной психофизиологии является изучение влияния социальных факторов на здоровье. Социальный стресс — одна из распространенных причин ухудшения состояния здоровья. В то же время ограничение социальных контактов также может быть источником серьезных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых. Взаимоотношение сердечно-сосудистых заболеваний и социальной среды наиболее изучено при негативном влиянии социальных факторов. Вместе с тем следует ожидать, что существуют и какие-то социальные факторы, способные предохранять от заболеваний и сохранять здоровье.
Это предположение подтверждается работами, в которых показано, что экспериментатор во время интервью с испытуемым может снижать уровень его симпатической активности, усиленной в результате развития лабораторного стресса. По данным одних авторов, присутствие партнера на опыте может снижать симпатическую активность (по электродермальному показателю и ЧСС), вызванную физическим стрессом (болевой стимуляцией); по данным других, присутствие посторонних лиц ухудшает состояние человека. Изучение влияния социального присутствия на функциональное состояние человека показало, что результат существенно зависит от характеристик наблюдателя. Снижение уровня симпатической активности в присутствии наблюдателя возникает лишь в том случае, если он хорошо знаком с испытуемым, имеет ранг того же уровня и при этом ситуация не требует оценки деятельности испытуемого.
Существуют различия в индивидуальной чувствительности к социальному присутствию. Боязнь новизны в социальном окружении генетически детерминирована. Она выявлена у некоторых новорожденных и проявляет себя как устойчивая индивидуальная характеристика в течение жизни. Ее физиологической основой является высокое содержание кортизола — гормона стресса. У младенцев с социальным страхом высокий уровень кортизола обнаружен даже во сне. Негативное влияние социального присутствия (аудитории, руководителя, партнера) на эмоции и функциональное состояние субъекта может быть причиной затруднений, возникающих при деловом общении.
Глава 3 Экологическая психофизиология
3.1. Сущность и основные направления экологической психофизиологии
Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят:
- разработка методов диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием различного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма;
- создание системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека с учетом норм допустимых отклонений в психическом здоровье;
- разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами;
- выяснение роли различных индивидуальных свойств, как усиливающих защитные функции организма, так и делающих его уязвимым к воздействию вредных средовых факторов [10].
Человек является частью окружающей его среды. Состояние среды, особенно если она загрязнена, становится важным фактором, определяющим физическое и психическое здоровье индивида. Современный человек обитает в среде, насыщенной продуктами и отходами деятельности общества, которые имеют химическую, электромагнитную, радиационную природу. Типичными источниками загрязнения являются химические предприятия, сбрасывающие отходы своего производства в воздух, воду, на землю. Неорганические удобрения, вещества, используемые для борьбы с сельскохозяйственными вредителями (пестициды и другие токсичные вещества), через почву, растения и продукты питания также попадают в организм человека.
Особую группу вредных веществ образуют соли тяжелых металлов, которые в больших количествах содержатся в выхлопных газах автомобилей и других видов транспорта. Особо серьезную опасность представляют соли свинца. Они попадают в организм человека из воздуха и воды, из растений, грибов, растущих вдоль автомобильных и железных дорог.
Опасными для здоровья человека являются некоторые строительные материалы. Использование асбеста, шифера в качестве строительных материалов в западных странах запрещено. Древесно-стружечные плиты (ДСП), широко применяемые в производстве мебели, как правило, не являются экологически чистым материалом из-за смол, которыми они пропитаны. Покрытие ДСП защитной пленкой ослабляет ее вредное химическое воздействие. Многие синтетические материалы, например пластиковая пищевая посуда, целлофановые пакеты, также представляют опасность для здоровья человека.
Вредные вещества, проникнув с водой, воздухом и продуктами питания в организм, в значительной своей части не выводятся из него. Откладываясь в жировой клетчатке, они становятся источником постоянного разрушительного воздействия на человека. Таковы нитраты, пестициды. В коммерческих целях используется более 55 тысяч различных химических элементов. Несколько сот из них обнаружены в жировой клетчатке человека, т.е. современный человек часто является носителем «отравляющих веществ» [19].
Установлено вредное воздействие стерина — компонента бытовой пластмассы. Его используют для приготовления пластмассовой пищевой посуды, пищевой упаковки. Даже низкие его концентрации, но при длительном воздействии (употреблении посуды, содержащей его) оказывают разрушительное влияние на организм человека: в крови уменьшается уровень гемоглобина и тромбоцитов, увеличивается число лейкоцитов. Стерин оказывает также канцерогенное действие. Возможны нарушения и на хромосомном уровне. У людей отмечено возникновение бессонницы, неврозов, хронического утомления, головокружения, они плохо выполняют тесты на память. Наблюдаются изменения в ЭЭГ.
Любой пожар — источник сильного загрязнения среды. После тушения пожара, даже если пожарные используют маски с дыхательной смесью, через несколько месяцев у них могут обнаруживаться депрессия, вспышки гнева, чувство усталости. Снижается чувствительность к переменному току, замедляется время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора, ухудшается память.
Американские ученые исследовали влияние солей свинца на уровень интеллекта школьников (по IQ), проживающих в окрестностях завода, выбрасывающего в воздух (в соответствии с допустимыми нормами) соли свинца. Было установлено наиболее серьезное нарушение высших психических функций у тех школьников, которые жили рядом с заводом. По мере удаления от завода уровень IQ постепенно приближался к норме. Результаты этих исследований не вызывают удивления, так как свинец замещает в нейронах ионы кальция, которые включены в жизненно важные функции клеток и, в частности, ответственны за пластические изменения в мембране нейронов.
Для понимания механизмов воздействия солей тяжелых металлов на нервную систему на клеточном уровне важное значение имеют работы, выполненные на полностью изолированных нейронах виноградной улитки. Помещая такой нейрон в физиологические растворы разного состава, можно выяснить причины нарушения его нормальной работы. В таких опытах показано, что нормальный ответ нейрона на электрическое раздражение требует сохранности кальциевой и натриевой проводимости соматической мембраны. Помещение нейрона в физиологический раствор, не содержащий ионов кальция, устраняет кальциевый компонент в ответе нейрона на стимул. При этом нейроны, имеющие дефицит ионов кальция, почти теряют способность к простейшим формам научения — привыканию. Авторы приходят к заключению, что пластичные перестройки у полностью изолированного нейрона определяются главным образом кальциевой системой проводимости. Лишь некоторые формы пластичности нейрона связаны с натриевыми ионными каналами [6].
3.2. Негативное влияние экологических факторов
на здоровье человека
Воздействие на человека загрязненной среды до того, как оно проявит себя в ухудшении его физического здоровья, сказывается в расстройстве различных психических функций и деятельности человека.
Наиболее типичные проявления психических отклонений, связанных с экологическими факторами, выражаются в нарушениях когнитивных процессов, снижении интеллектуального потенциала, изменениях в эмоционально-волевой сфере, развитии неоптимальных функциональных состояний, ухудшении самочувствия и настроения человека, появлении нервно-психического напряжения, стресса.
Работа на многих химических предприятиях протекает в условиях значительного химического загрязнения. Обследование работников химического предприятия показывает снижение у них средней частоты произвольных движений глаз при переводе взора с одной точки экрана на другую и обратно в быстром темпе. Частота движений глаз положительно коррелирует с жизненной емкостью легких, что может рассматриваться как косвенный показатель общего потребления кислорода мозгом. Ее снижение указывает на гипоксию, которая, как известно, ведет к нарушению моторного поведения.
Исследование индивидуальной защищенности человека от воздействия экологически вредных факторов показывает, что у различных людей, работающих в одних и тех же условиях на химическом производстве, обнаруживается различная степень нарушений психических процессов и состояний, а также функций иммунной системы.
В результате комплексного обследования работников вредного химического промышленного предприятия с использованием иммунных, психологических и физиологических методов диагностики была выделена группа людей со свойствами темперамента, которые делают человека более устойчивым к вредным химическим воздействиям.
Неэффективность иммунологического контроля положительно коррелирует как с возрастом людей, так и с продолжительностью работы их в цехе с загрязненной химической средой, что свидетельствует о наличии агрессивной химической среды на данном предприятии, которая вызывает серьезные нарушения иммунологического статуса человека.
Комплекс индивидуально-психологических характеристик, включающий такие свойства, как повышенная личностная и реактивная тревожность, высокая импульсивность, слабость самоконтроля (торможения), делает человека предрасположенным к иммунопатологии. И наоборот, низкая индивидуальная тревожность, умение контролировать свои действия и поступки, отсутствие импульсивности увеличивают защитные функции организма по отношению к вредным химическим воздействиям. Таким образом, быстрое или медленное появление функциональных отклонений иммунной системы, сочетающееся с нарушениями когнитивной деятельности и состояний, в условиях агрессивной химической среды может быть предсказано по наличию у человека определенного комплекса индивидуальных психологических характеристик.
Скрытое ухудшение когнитивной деятельности проявляется в замедлении субъективного времени по показателю относительной ошибки при воспроизведении временного промежутка. Число лиц, отнесенных к группе «медлительных» среди работников химического производства, выше нормы, причем замедление течения субъективного времени у них выражено значительно сильнее, чем в контрольных группах. Эффект замедления субъективного времени обнаружен в составе комплекса психологических и физиологических показателей, характеризующего состояние как высокой работоспособности, так и высокого напряжения и больших энергетических затрат. Лица, у которых обнаружено это состояние, постоянно работают на пределе своих возможностей, затрачивают чрезмерные усилия и тем самым испытывают продолжительные стрессовые воздействия, что, в свою очередь, изменяет течение психических процессов. Возможно, что одним из ранних признаков этого типа нарушений и является замедление течения субъективного времени. Лица с такими характеристиками, очевидно, представляют скрытую группу риска. Тест на воспроизведение временных промежутков может быть использован для их выявления. Чрезмерно замедленное течение субъективного времени по показателю воспроизведения временного интервала является настораживающим симптомом, указывающим на ухудшение состояния здоровья человека [5; 20].
Обнаруженная взаимосвязь психологических показателей с иммунологическими может быть положена в основу разработки метода диагностики иммунодефицита по психологическим показателям. По частоте встречаемости нарушений психических процессов и состояний у работников вредного производства можно получить объективную характеристику экологической обстановки отдельных предприятий с учетом всех явных и даже неустановленных вредностей на рабочих местах.
Постоянное воздействие мощного электромагнитного излучения (особенно на радиолокационных станциях и около них) вызывает изменения функционального состояния человека. Обнаружен критический период воздействия электромагнитного облучения — 1—2 года, после которого отмечается заметное изменение ЭЭГ: подавление альфа-ритма при относительном увеличении его мощности на низких частотах, появление сонных веретен в бодрствующем состоянии.
Изучение влияния радиации (авария на Чернобыльской АЭС) на психические и психофизиологические функции человека показывает, что наиболее уязвимым и чувствительным звеном являются физиологические процессы, регулирующие функциональные состояния.
Сравнительное изучение биопотенциалов мозга у нескольких групп населения Брянской области, в разной степени пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, выявило значительные и устойчивые изменения ЭЭГ по сравнению с контрольной группой. Были обследованы три группы людей: участники ликвидации аварии («ликвидаторы»), жители Брянской области, проживающие на загрязненных территориях, где зарегистрированы малые дозы радиации, и жители непораженных районов Брянской области (контрольная группа). Сравнение усредненных групповых ЭЭГ, полученных при 16-канальном отведении, выявило наиболее сильные отклонения от нормы у жителей, постоянно живущих в зонах с малой радиацией. Изменения на ЭЭГ выражались в подавлении активности мозга в диапазоне тета- и альфа-ритмов во всех отведениях обоих полушарий [16].
В завершении хотелось бы заметить, что такая наука как психофизиология может внести свой вклад в решение задачи психического здоровья населения, которое согласно Всемирной организации здравоохранения входит в определение понятия здоровья. Система контроля здоровья по психофизиологическим и психологическим параметрам может быть реализована в составе экологической службы.
Заключение
В ходе иследование было выявлено равнозначное влияние генетических, социальных и экологических факторов на формирование индивидуальности.
При рождении человеку передается генетическая информация, полученная от его родителей. На ее основе происходит развитие человека и формирование его индивидуальности. Исследователи утверждают, что генотип каждого из нас уникален и в мире нет двух одинаковых людей. Генетические особенности человека изучает наука, которая носит название психогенетика.
Изучением влияния социальных факторов на разитие индвидуальности занимается социальная психофизиология. Авторы работ по психофизиологии убеждены, что фундаментальной социальной связью является отношение матери и ребенка. Именно мать дает новорожденному и подрастающему малышу первый опыт социализации. Далее в человеке формируется потребность принадлежать к определенной социальной группе. Отношения в этой, ее традиции, устои и законы оказывают непосредственной влияние на развитие личности.
И, наконец, экологическое воздействие на индивидуальность человека рассматривает наука под названием экологическая психофизиология. Человек – это часть окружающей среды. Сначала он, преобразуя природные ресурсы, оказывает влияние на эту среду. Затем среда в результате неблагоприятного воздействия от человеческого использования природных богатств начинает негативно влиять на здоровье человека, а, следовательно, на развитие его интеллекта и формирование облика индивидуальности.
Список литературы
1. Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В. и др. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга // Психологический журнал.-1993.-Т.14.-№2.-С.25-34.
2. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук. – М., 1989.-С.155-164.
3. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. – М., 1991.-342с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001.-336с.
5. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М., 1994.-385с.
6. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.-376с.
7. Джемс У. Психология.-М.,1991.-С.90-114.
8. Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Сравнительно-популяционное исследование генетических основ индивидуально-психологических различий // Психологический журнал.-1984.-№4.-С.95-108.
9. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. – М., 1986.-386с.
10. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.- 412с.
11. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.-527с.
12. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.-284с.
13. Малых С.Б., Егорова М.с., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. – М., 1998.-436с.
14. Малых С.Б. Исследование генетической детерминации ЭЭГ человека // Вопросы психологи.-1997.-№6.-С.109-128.
15. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко и др.-М.: Педагогика, 1999.-С.83.
16. Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера. – М.: ЧеРо, 2000.-776с.
17. Равич-Щербо И.В. Исследования по психогенетике Человека // Вопросы психологии.-1972.-№2.-С.178-187.
18. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник. – М.: Аспект Пре6сс, 1999.-447с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-Т.1.-М., 1989.-С.369-370.
20. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1989.-477с.