Оглавление

Введение                                                                                                          3

Глава 1 Значение генетических факторов

              в формировании индивидуальности                                               5

1.1. Генетические сходства и различия индивидов                           5

1.2. Генетика личности                                                                        8

Глава 2 Роль социальных влияний в формировании

             индивидуальности                                                                           13

2.1. Социальная психофизиология: основные понятия                  13

2.2. Связь социальных и природных факторов

       в формировании индивидуальности                                          16

2.3. Индивидуальные различия и социальные процессы:

                 взаимодействие и взаимовлияние                                              18

Глава 3 Экологическая психофизиология                                                  21

3.1. Сущность и основные направления 

       экологической психофизиологии                                               21

3.2. Негативное влияние экологических факторов

                 на здоровье человека                                                                   24

Заключение                                                                                                    28

Список литературы                                                                                       29

Введение

Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека — один из тех явных феноменов нашей психики, кото­рые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергают­ся как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древ­них времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представления о существовании некоторой «первич­ной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, и даже своеобразный «профессиональный отбор».

Однако еще не так давно потребности в глубоком изучении генетических, экологических и социальных влияний в формировании личности у нас не существовало. Объяс­нялось это, вероятнее всего, доминировавшим убеждением в «социаль­ной природе психики человека», распространявшимся и на историческое возникновение человеческой психики, и на происхождение индивиду­ально-психологических различий. И если в частых дебатах о «биологичес­ком и социальном в человеке» физиологические основы этих различий все же обсуждались, то постановка вопроса об их наследственных детер­минантах, казалось, в корне противоречила этому убеждению, считалась принципиально неверной.

Сейчас ситуация принципиально изменилась: расширяется круг исследователей, работающих в области социальной, экологической и генетической  психофизиологии. Сегодня рассматриваемая тема становится все более актуальной.

Объект исследования – формирование индивидуальности.

Предмет исследования – значение и роль генетических, экологических и социальных влияний в формировании индивидуальности.

Цель исследования – изучить значение и роль генетических, экологических и социальных влияний в формировании индивидуальности.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть  генетические сходства и различия индивидов;

- изучить понятие «генетика личности»;

- выявить основные понятия  социальной психофизиологии;

- проанализировать связь социальных и природных факторов в формировании индивидуальности;

- рассмотреть взаимодействие и взаимовлияние индивидуальных различий и социальных процессов;      

- изучить сущность и основные направления         экологической психофизиологии;

- проанализировать негативное влияние экологических факторов                  на здоровье человека.

Глава 1 Значение генетических факторов в формировании индивидуальности

1.1. Генетические сходства и различия индивидов

Нет на свете двух одинаковых людей. Это разнооб­разие описывается понятиями «вариативность», «дис­персия», «индивидуальные различия» и др.; в генетике принято, в частности, понятие изменчивость, которое говорит о свойстве живых организмов существовать в раз­личных формах (вариантах). Изменчивость обусловлена как средовыми, так и наследственными механизмами.

Изучение наследования различных признаков и свойств человека весьма затруднительно. Во-первых, на людях не­возможно проводить прямые генетические и психогенети­ческие эксперименты; во-вторых, люди относятся к числу мед­ленно размножающихся организмов, среди которых много­плодие встречается относительно редко. Однако, несмотря на эти непреодолимые ограничения, науке известно уже очень многое о наследственности человека, а наиболее существенно то, что все общие закономерности наследования, подробно изученные на животных, растениях и других организмах, от­носятся и к человеку — они справедливы для всего живого [2; 8].

Наследованием называется передача генетической информации от одного поколения организмов к друго­му. На основе этой информации происходит развитие признаков организма, поэтому говорят и о наследова­нии признаков, хотя наследуются, строго говоря, не признаки, а гены. В основе наследования лежат процес­сы удвоения, объединения и распределения генетичес­кого материала.

Обычно наследование подразделяют на аутосомное (наследуемые гены располагаются на аутосомных хромосомах) и сцепленное с полом (наследуемые гены располагаются на половых хромосомах). Кроме того, различают доминантное (полное и промежуточное) и рецессивное наследование; наследование, зависимое от пола, и наследование, контролируемое (ограниченное) полом; наследование моногенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями одно­го гена) и наследование полигенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями нескольких генов).

Общие закономерности наследования систематизированы в рам­ках так называемой хромосомной теории наследственности учении о локализации наследственных факторов в хромосомах клеток. Главным положением этой теории является утверждение о том, что преемствен­ность свойств организмов в ряду поколений определяется преемствен­ностью их хромосом. Центральными являются понятия «генотип», «хро­мосома», «ген» и «аллель». 

С позиций современной психологии генетика оказывает серьезное влияние на формирование индивидуальности. Она создает уни­кальный психологический облика каждого человека, ибо генотип каждого из нас абсолютно уникален. Как пишет Н.П. Дубинин [9], на Земле не было, нет и никогда не будет двух людей с полностью иден­тичным набором генов (кроме монозиготных близнецов). Известный американский психогенетик      Р.Пломин сформулировал эту мысль иначе: каждый из нас есть уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится.

Очень упрощенные подсчеты, игнорирующие многие генетические зако­номерности и основанные на том, что при слиянии двух половых клеток со­держащиеся в каждой из них 23 хромосомы — носительницы генов — пере­комбинируются независимо друг от друга, дают следующие результаты: ве­роятность получения одинакового набора генов сиблингами (родными братьями и сестрами) равна (1:223)2, т.е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможностей.

Процессы разделения, перекомбинирования и нового объединения ро­дительских хромосом повторяются из поколения в поколение. По красивому выражению Р.Левонтина [12], «хореография этого танца хромосом имеет важные последствия для генетического разнообразия», поскольку их ре­комбинация приводит к рекомбинации генов, т.е. всякий раз к появлению нового их сочетания, неповторимого генотипа в каждом новом существе.

Одна родительская пара имеет потенциальную возможность произвести на свет 2024 генетически различающихся между собой детей, а это больше, чем все количество людей, когда-либо живших на Земле.

Даже на уровне биохимической индивидуальности человека, на котором и генетическая, и средовая детерминанты несравненно проще, чем на уровне психики, поведения, вероятность совпадения нескольких ее признаков у лю­дей-неродственников практически равна нулю (Таблица 1) [18].

 

Таблица 1

Вероятность идентичности по различным биохимическим признакам двух случайно выбранных европейцев

Признак

Вероятность идентичности

Группы крови

0,00029

Антигены HLA

0,000049

Ферменты

0,000037

Гаптоглобины

0,39

-глобулиновая легкая

0,85

Цепь

-липопротеины

0,48

Общая вероятность

0,00000000000008

Следовательно, уже биохимические особенности — один из бли­жайших продуктов генной активности — у каждого человека уникальны.

1.2. Генетика личности

Проблемы генетики личности гораздо меньше дискутируется в литературе, чем генетические основы способностей, просто потому, что общество в действительности не слишком заботит, будет ли индивидуум иметь экстремально выраженный личностный тип. С индивидуумами, которые имеют стандартные отклонения выше среднего значения по шкале экстраверсии, в целом обраща­ются в значительной степени так же, как и с индивидуумами, которые имеют три стандартных отклонения ниже среднего значе­ния. Их не поощряют раз­вивать свою экстраверсию до ее максимального уровня. Таким образом, социальные последствия, обусловленные специфичес­ким типом личности, менее заметны, чем последствия, обуслов­ленные способностями.

В нескольких исследованиях изучалась степень генетической детерминации основных личностных черт. Стоит подчеркнуть, что позиция индивидуума на шкале конкретной личностной чер­ты определяется аддитивными эффектами большого числа генов. Например, Джон Лоелин использовал данные ис­следований близнецов и исследований приемных детей для того, чтобы определить степень, с которой каждый из личностных фак­торов «Большой Пятерки» Коста и МакКрея  зависит от генетических факторов. Значения наследуемости для этих шкал варьируют от 0,3 до 0,5 (с самыми высокими показателями наследуемости для наиболее хорошо согласованных факторов эк­страверсии и нейротицизма). Закерман  дал по­лезную сводку ранее опубликованной литературы, еще раз под­тверждая, что

- показатели наследуемости значительны;

- влияние генетических факторов не исчезает в зрелом возра­сте;

- разделенная (семейная) среда действительно играет крайне незначительную роль в детерминации личности в любом воз­расте, а неразделенная (индивидуальная) среда — значи­тельно более мощный источник влияний на все личностные черты [3; 13; 14; 20].

Например, Таблица 2 демонстрирует корреляции по показате­лям личностных тестов у монозиготных и дизиготных близнецов для трех обобщенных типов личностных факторов (они сгруппи­рованы, поскольку не все исследователи использовали одни и те же шкалы), а именно: «экстраверсия — социабельность», «нейротицизм — эмоциональность» и «психотицизм — импульсивность — социально неадаптивный поиск острых ощущений».

Цифры в каж­дой колонке в определенной степени варьируют, поскольку в исследованиях использовались различные тесты (которые имеют раз­ную степень надежности и валидности).

Корреляции между тестовыми оценками в парах монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов (выросших вместе) по личностным шкалам оценивающим три главных параметра личности: «экстраверсию — социа-бельность», «нейротицизм — эмоциональность» и «психотицизм — им­пульсивность».

Некоторые из этих исследований базируются на огромных выборках идентич­ных и неидентичных близнецов и имеет место значительная сте­пень повторяемости результатов. Если бы генетические особеннос­ти не оказывали влияния на личность, то следовало бы ожидать, что внутрипарное сходство монозиготных и дизиготных близнецов по личностным чертам было бы примерно одинаковым. Это озна­чает, что корреляции, представленные в колонках «МЗ» Таблицы 2 должны были бы быть примерно такой же величины, как корреля­ции по той же самой черте в колонках «Д3». Нам не нужен никакой особый статистический анализ, чтобы убедиться, что это совсем не так. Пары идентичных близнецов действительно имеют доволь­но похожий уровень экстраверсии (величины коэффициентов кор­реляции от 0,46 до 0,61),    в    то   время     как    пары неидентичных близ­нецов обнаруживают

Таблица 2

Корреляции по показате­лям личностных тестов у монозиготных и дизиготных близнецов для трех обобщенных типов личностных факторов

Исследования

Возраст

Число пар

Личностные черты

Экстра-версия

Нейроци-тизм

Психоти-цизм

МЗ

ДЗ

МЗ

ДЗ

МЗ

ДЗ

МЗ

ДЗ

Loehlin, and Nichols (1976)

18

490

317

0,61

25

0,54

0,22

0,54

0,32

Tellegen (1988)

21

217

114

0,54

0,06

0,54

0,41

0,58

0,25

Rose (1988)

14-34

228

182

0,60

0,42

0,41

0,22

0,70

0,41

Floderus-Myrhed (1980)

17-49

2279

3670

0,47

0,20

0,46

0,21

-

-

Floderus-Myrhed (1980)

17-49

2720

4143

0,54

0,21

0,54

0,25

-

-

Rose (1988)

24-49

1027

2304

0,46

0,15

0,33

0,12

-

-

Rose (1988)

24-49

1293

2520

0,49

0,14

0,43

0,18

-

-

Eaves, Young (1981)

31

303

172

0,55

0,19

0,47

0,07

0,47

0,28

Pedersen (1988)

59

151

204

0,54

0,06

0,41

0,24

-

-

тенденцию к значительно меньшему сход­ству по выраженности экстраверсии (коэффициенты корреляции варьируют от 0,06 до 0,42). Сходные тенденции могут быть уста­новлены для двух других основных личностных черт.

Наряду с тем фактом, что общая среда играет незначительную роль и в детерминации интеллекта взрослого человека, последний из упомянутых результатов, я полагаю, — одно из наиболее заме­чательных открытий, сделанных вообще в психологии. При нали­чии всего, что было написано по поводу важности семьи в дет­стве, совершенно поразительно обнаружить, что личность, ока­зывается, почти не подвержена влиянию типа семьи, в которой она воспитывается. Никакого значения не имеет, воспитывается ли ребенок в доброй, нежной, любящей семье или же в семье, где есть насилие, — любые влияния на будущую личность ребенка должны быть описаны в понятиях генетических факторов, кото­рые он наследует от родителей, а не в понятиях детского опыта самого по себе. Корреляции между генетически разными детьми, которые воспитываются (усыновлены) в одной и той же семье, обычно почти равны нулю (Закерман упоминает значение, рав­ное 0,07).

Как пишут Броди и Кроули, «если влияния разделенной среды близки к нулю, большинство из пере­менных, которые обычно изучали возрастные психологи, имеют либо незначительное влияние на личность, либо не имеют ника­кого», и «это обычная ошибка — изучать средовые влияния на личность и интеллект, не учитывая возможные генетические эф­фекты». Поскольку в конечном счете все исследования приводят к одному и тому же выводу, трудно спорить с этим заключением. Поэтому кажется, что все теории развития, откровенно базируюшиеся на средовых влияниях, т.е. теории Роджерса, Скиннера, Фрейда, Бандуры и т.д., просто некорректны (по крайней мере в том смысле, что семейное окружение явно не способно влиять на две основные личностные черты — на экстраверсию и нейроти-цизм) [17].

Результаты дают основания полагать, что личность детерми­нируется совместным действием генетических факторов и особен­ностями индивидуальной среды детей. Последняя включает влия­ние определенных учителей на ребенка, «особенные» в каждом случае отношения между ребенком и другими членами его семьи или влияние друзей вне семьи. Однако это утверждение в опреде­ленной степени необходимо ограничить. Некоторые личностные черты (или виды поведения), как было установлено, подвержены существенному влиянию со стороны общей среды. Например, в исследовании близнецов, проведенном Стивенсоном, изучалась степень генетической детерминации просоциального поведения (эмпатии, поддерживающего поведения и альтру­изма), асоциального поведения (агрессии, деструктивного по­ведения) и социабельности. Было установлено, что асоциальное поведение имеет сравнительно небольшую генетическую состав­ляющую (0,24 в противоположность просоциальному поведению и социабельности: 0,54 и 0,67 соответственно), и это был единствен­ный вид поведения, для которого влияние разделенной среды ока­залось существенным (0,54 в противоположность 0,02 и 0,0 соот­ветственно). Таким образом, становится ясным, что по крайней мере некоторые виды поведения могут формироваться семьей — просто так получается, что основные личностные черты этим пу­тем не формируются.

Исследование Педерсена с соавторами включало 59-летних мужчин; в исследованиях Лоелина и Николса и Теллегена с соавторами принимали участие испытуемые в возрасте 18 и 21 года со­ответственно. Влияние генетических факторов на личность с воз­растом, по-видимому, не уменьшается. Если бы оно уменьшалось, то монозиготные и дизиготные близнецы в исследовании Педер­сена обнаруживали бы сходные корреляции. Более того, получен­ные данные позволяют предполагать, что генетические влияния с возрастом становятся более значимыми [18].

Таким образом, как свидетельствуют ряд ученых, влияние генетических факторов на развитие индивидуальности очевидно, и каждый человек в той или иной степени в разные периоды жизни ощущает его на себе.

Глава 2 Роль социальных влияний в формировании индивидуальности

2.1. Социальная психофизиология: основные понятия

Поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов изучает наука, называющаяся социальная психофизиология. Поведение человека формируется в течение жизни на основе обучения и при­обретения определенных навыков под влиянием социальной среды, культуры и традиций общества, к которому принадлежит субъект [15].

Наиболее фунда­ментальная социальная связь — это отношения матери и ребенка. Они складываются по-разному в зависимости от того, как удов­летворяется потребность в привязанности.

Характер контактов, общение животных в раннем детстве существенно влияют на их социализацию в зрелом возрасте. Пер­вые опыты с сепарацией детенышей обезьян от матери и других особей, которая производилась сразу же после рождения, были выполнены X.Харлоу. Поведение изолированных дете­нышей указывает на стремление животного компенсировать от­сутствие общения с матерью через реакции самоконтакта. Живот­ное часто принимает позу, обхватывая лапами свое туловище и голову.

Ранняя сепарация животных проявляется в нарушениях игро­вого, полового и родительского поведения у взрослых животных. Такие животные плохо идут на контакт с другими особями. У щен­ков отрицательное влияние сепарации, совпадающей с их крити­ческим периодом раннего возраста, впоследствии проявляется в усилении отрицательных эмоций. Будучи уже взрослыми, они час­то реагируют на новизну (на незнакомые предметы) состоянием дистресса или страхом. У животных, подвергшихся сепарации, биохимические сдвиги в мозге сходны с теми, которые наблюда­ются у человека при депрессии. Критический период первичной социализации у собак соответствует возрасту 3-10 недель. Наиболее оптимальный период для формирования у них навыков общения – 6-7-я неделя.

При воздействии отрицательных эмоциональных факторов (го­лод, страх, боль) усиливается потребность в социальном контакте. На этом фоне ускоряются процесс социализации и формирование привязанности. Существование самостоятельной потребности в при­вязанности подтверждается также тем, что ее удовлетворение мо­жет служить положительным подкреплением (наградой). У собак  можно выработать сложные формы поведения на социальном подкреплении (ласке) [1; 4].

У ребенка потребность в контакте со взрослым прежде всего проявляется в его повышенном интересе к лицу человека. Лицо - наиболее привлекательный стимул для новорожденного, которое он предпочитает рассматривать, игнорируя другие объекты.

Формы проявления привязанности с возрастом меняются. Трех­недельный младенец уже обнаруживает взгляд смотрящего на него человека. Первая двигательная реакция, которая формируется у ребенка по направлению к матери, — это фиксация глазами ее лица. В возрасте 4 месяцев ребенок выделяет лицо своей матери среди других и не отводит от него взгляда, пока она находится в поле его зрения. Когда мать удаляется, он начинает плакать, тем самым показывая, что желает ее возвращения. В 6-месячном возрасте ре­бенок не только плачет, но и пытается следовать за ней. Возвраще­ние матери обычно вызывает бурную радость. Ребенок улыбается, протягивает руки, издает радостные звуки. К 9-месячному возрас­ту данная реакция становится устойчивой. Кроме того, если ребе­нок пугается или огорчается, он стремится прижаться к матери. Начиная с конца 1-го года жизни ребенок уже может предвосхи­щать намерение матери уйти и реагирует на это как на ее реаль­ный уход.

Для формирования привязанности ребенка к матери важна не только зрительная стимуляция, включающая лицо, но и кожные, оральные контакты. Особую роль играют улыбка, разговор с ре­бенком, его поглаживание. X. Харлоу на макаках убедительно пока­зал, что стремление прикоснуться, ощутить телесную связь выра­жает насущную биологическую потребность детеныша.

Привязанность, которая формируется между ребенком и мате­рью, существенно влияет на его будущее эмоциональное и соци­альное развитие и определяет его коммуникативные способности. Дети-первенцы, которые, как правило, окружены большей забо­той и вниманием родителей, имеют более сильную потребность принадлежать какой-либо социальной группе, чем их младшие братья и сестры.

Социальная потребность человека принадлежать к определен­ной социальной группе и занимать в ней определенное место, пользо­ваться вниманием окружающих имеет глубокие биологические корни в виде потребности привязанности и боязни одиночества, которые испытывают животные [5; 6].

Право принадлежать к какой-либо группе и получать от нее поддержку налагает на особь обязанность соблюдать правила и нормы поведения, установленные в данной группе. Последние диктуются иерархической организацией, присущей каждой груп­пе, в которой тон задают лидеры, доминантные особи. Наличие иерархии стабилизирует и организует групповое поведение. Поря­док в стаде обезьян поддерживают доминирующие особи. Всякое нарушение норм поведения, характерных для данного вида, вы­зывает реакцию агрессии со стороны других членов сообщества и прежде всего особей высокого ранга. Обычно нарушитель изгоня­ется из группы. У обезьян гамадрил наблюдали случаи, когда до­минирующий самец убивал собственного наследника, если тот чрезвычайно отвлекал внимание и дестабилизировал группу.

Врожденные механизмы иерархического поведения сложны и остаются малоизученными. Высокий ранг особи в группе обеспе­чивает преимущество в получении пищи, мест для отдыха и в репродуктивном поведении. Исследования показывают, что доминиро­вание особи зависит как от природных факторов, так и от соци­альных, средовых влияний. Позицию доминирующей особи укреп­ляют не только ее личные притязания и способности, но и прояв­ление признаков подчинения субдоминантных членов группы.

2.2. Связь социальных и природных факторов в формировании индивидуальности

Как осуществляется взаимодействие социальных и природных факторов, в совокупности определяющих высокий ранг особи, ее доминирующее положение? В свете этой проблемы представляет интерес исследование, выполненное группой ученых из Стэнфордското университета. Они исследовали социальную регуляцию агрессивного поведения и репродуктивной функции у африканс­кой рыбы (Haplochromis burtoni). У этого вида рыб функция вос­производства монополизирована небольшой частью самцов. Одно­временно они отличаются агрессивностью, так как защищают тер­риторию выведения потомства от посягательств других рыб. Эти территориальные самцы (Т-самцы) составляют около 10% всего количества самцов. Остальные самцы (не-Т-самцы) находятся в подчиненном положении: не принимают участия в размножении и в драках по защите территории. Кроме того, доминирующие самцы (Т-самцы) отличаются яркой окраской, имеют высокий уровень циркуляции андрогена (мужского полового гормона) и большого размера семенники.

На замороженных срезах мозга рыб (Т-самцов и не-Т-самцов) у нейронов преоптической области вентрального гипоталамуса исследователи определяли содержание гормона, выполняющего функцию релизинг-фактора для гонадотропина — гормона, выде­ляемого гипофизом. Гонадотропин регулирует половую функцию, определяет ее интенсивность. Они установили, что у Т-самцов в гипоталамусе содержится большее количество фактора, высвобож­дающего гонадотропин, а нейроны, в которых он содержится, имеют значительно большие размеры, чем аналогичные нейроны у не-Т-самцов. Исследователи предположили, что Т-самцы подавля­ют половую функцию не-Т-самцов, и это сопровождается измене­ниями на нейронном уровне в гипоталамусе. Другими словами, социальные влияния на половую функцию самцов данного вида рыб опосредованы нейронами преоптической области вентрального гипо­таламуса. Чтобы проверить эту гипотезу, они исследовали случаи, когда не-Т-самцы превращались в Т-самцов. А это случалось вся­кий раз, когда какая-либо территориальная зона для размножения оказывалась вакантной и ее быстро осваивал не-Т-самец. Оказа­лось, что такая особь быстро меняла свое поведение: оно станови­лось агрессивным. Рыба меняла свою окраску на более яркую, при этом у нее происходили мощные гормональные изменения, которые усиливали ее репродуктивные функции. Параллельно с изме­нением поведения у нового Т-самца увеличивался размер нейро­нов, содержащих высвобождающий фактор для гонадотропина, так же как и его количество в этих нейронах. Увеличивался и размер семенников. С переходом по каким-либо причинам Т-самца в группу не-Т-самцов гормональные и поведенческие изменения шли в об­ратном направлении.

Авторы [7; 11] полагают, что преоптическая область вентрального ги­поталамуса является непосредственной мишенью для социальных стимулов, которые могут регулировать половую активность и фун­кцию защиты территории, формируя либо доминирующую, либо подчиненную особь. Подобные механизмы регуляции репродук­тивной функции, по-видимому, существуют и у других видов по­звоночных, так как ключевые нейроэндокринные компоненты оси гипоталамус — гипофиз — половые органы принадлежат сильно консервативной системе, сохраняющейся у всех позвоночных. У нейронов преоптической области гипоталамуса обнаруживается высокая пластичность, хорошая способность к обучению. Возмож­но, они представляют то звено, через которое реализуется взаимо­действие социальных сигналов с нейроэндокринным механизмом, обеспечивающим доминантное положение особи в группе. Можно предположить, что некоторые биологические механизмы, обладаю­щие повышенной чувствительностью к воздействию социальных факторов, могут усиливать половое и агрессивное поведение, делать их доминирующим видом поведенческой активности, что приводит к существенным изменениям в зоосоциальных отношениях.

2.3. Индивидуальные различия и социальные процессы:

взаимодействие и взаимовлияние

Одно из направлений социальной психофизиологии - изучение свя­зи индивидуальных различий и социальных процессов. Известно, что в силу определенных индивидуальных различий одни субъекты про­являют ярко выраженную склонность к доминированию, другие предпочитают позицию подчинения. Эти качества легко могут быть выявлены с помощью психологических тестов. Однако измерение индивидуальных различий по психофизиологическим параметрам предоставляет значительно большие возможности для изучения природных, биологических детерминант индивидуальных особен­ностей социального поведения.

В работах Ю.Б.Гиппенрейтера [4; 16] показано, что индивиды, отличаю­щиеся друг от друга по психологическим признакам, имеют и раз­личную локализацию в коре фокусов максимальной синхрониза­ции потенциалов. Было выделено три типа их расположения. Из 50 обследованных здоровых испытуемых 30% составили группу с фокусом максимальной синхронизации в передних отделах мозга, 50% с фокусом в центральной области и 20 % лиц имели макси­мальную синхронизацию в теменно-затылочной области. Обследо­вание этих испытуемых по тесту Кеттела показало, что индивиды с фокусом максимальной синхронизации в передних областях ха­рактеризуются большой доминантностью, независимостью, само­уверенностью, критичностью. Лица с фокусом максимальной син­хронности потенциалов в задних корковых областях, наоборот, имеют по этим же психологическим показателям низкие баллы.

Субъекты существенно различаются по чувствительности меха­низмов кодирования и декодирования невербальных эмоциональных сигналов. Это проявляется в их способности к эмпатии — постиже­нию эмоционального состояния, переживаний другого человека, сопереживанию ему.

Аналогичное явление обнаружено и у животных. Сигналы эмо­ционального состояния другой особи того же вида — вокализа­ция, специфические запахи, особенности поведения партнера — обычно сильно влияют на поведение других животных.

Не менее важной проблемой социальной психофизиологии явля­ется изучение влияния социальных факторов на здоровье. Социальный стресс — одна из распространенных причин ухудшения состояния здоровья. В то же время ограничение социальных контактов также может быть источником серьезных заболеваний, в частности сер­дечно-сосудистых. Взаимоотношение сердечно-сосудистых заболе­ваний и социальной среды наиболее изучено при негативном вли­янии социальных факторов. Вместе с тем следует ожидать, что су­ществуют и какие-то социальные факторы, способные предохранять от заболеваний и сохранять здоровье.

Это предположение подтверждается работами, в которых пока­зано, что экспериментатор во время интервью с испытуемым может снижать уровень его симпатической активности, усиленной в ре­зультате развития лабораторного стресса. По данным одних авторов, присутствие партнера на опыте может снижать симпатическую ак­тивность (по электродермальному показателю и ЧСС), вызванную физическим стрессом (болевой стимуляцией); по данным других, присутствие посторонних лиц ухудшает состояние человека. Изу­чение влияния социального присутствия на функциональное состоя­ние человека показало, что результат существенно зависит от ха­рактеристик наблюдателя. Снижение уровня симпатической актив­ности в присутствии наблюдателя возникает лишь в том случае, если он хорошо знаком с испытуемым, имеет ранг того же уровня и при этом ситуация не требует оценки деятельности испытуемого.

Существуют различия в индивидуальной чувствительности к со­циальному присутствию. Боязнь новизны в социальном окружении генетически детерминирована. Она выявлена у некоторых ново­рожденных и проявляет себя как устойчивая индивидуальная ха­рактеристика в течение жизни. Ее физиологической основой явля­ется высокое содержание кортизола — гормона стресса. У младен­цев с социальным страхом высокий уровень кортизола обнаружен даже во сне. Негативное влияние социального присутствия (ауди­тории, руководителя, партнера) на эмоции и функциональное состояние субъекта может быть причиной затруднений, возника­ющих при деловом общении.

Глава 3 Экологическая психофизиология

3.1. Сущность и основные направления  экологической психофизиологии

Экологическая психофизиология занимается изучением психофи­зиологических механизмов воздействия на человека экологически вред­ных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят:

- разработка методов диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием различ­ного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма;

- создание системы психофизиологического мониторинга фун­кциональных состояний и психических функций человека с учетом норм допустимых отклонений в психическом здоровье;

- разработка мер профилактики и коррекции психофизиологи­ческих нарушений, вызванных экологическими факторами;

- выяснение роли различных индивидуальных свойств, как уси­ливающих защитные функции организма, так и делающих его уязвимым к воздействию вредных средовых факторов [10].

Человек является частью окружающей его среды. Состояние среды, особенно если она загрязнена, становится важным факто­ром, определяющим физическое и психическое здоровье индиви­да. Современный человек обитает в среде, насыщенной продукта­ми и отходами деятельности общества, которые имеют химичес­кую, электромагнитную, радиационную природу. Типичными источниками загрязнения являются химические предприятия, сбра­сывающие отходы своего производства в воздух, воду, на землю. Неорганические удобрения, вещества, используемые для борьбы с сельскохозяйственными вредителями (пестициды и другие ток­сичные вещества), через почву, растения и продукты питания также попадают в организм человека.

Особую группу вредных веществ образуют соли тяжелых ме­таллов, которые в больших количествах содержатся в выхлопных газах автомобилей и других видов транспорта. Особо серьезную опас­ность представляют соли свинца. Они попадают в организм чело­века из воздуха и воды, из растений, грибов, растущих вдоль авто­мобильных и железных дорог.

Опасными для здоровья человека являются некоторые строи­тельные материалы. Использование асбеста, шифера в качестве стро­ительных материалов в западных странах запрещено. Древесно-стружечные плиты (ДСП), широко применяемые в производстве ме­бели, как правило, не являются экологически чистым материалом из-за смол, которыми они пропитаны. Покрытие ДСП защитной пленкой ослабляет ее вредное химическое воздействие. Многие син­тетические материалы, например пластиковая пищевая посуда, цел­лофановые пакеты, также представляют опасность для здоровья человека.

Вредные вещества, проникнув с водой, воздухом и продукта­ми питания в организм, в значительной своей части не выводятся из него. Откладываясь в жировой клетчатке, они становятся источ­ником постоянного разрушительного воздействия на человека. Таковы нитраты, пестициды. В коммерческих целях используется бо­лее 55 тысяч различных химических элементов. Несколько сот из них обнаружены в жировой клетчатке человека, т.е. современный человек часто является носителем «отравляющих веществ» [19].

Установлено вредное воздействие стерина — компонента бы­товой пластмассы. Его используют для приготовления пластмассо­вой пищевой посуды, пищевой упаковки. Даже низкие его кон­центрации, но при длительном воздействии (употреблении посу­ды, содержащей его) оказывают разрушительное влияние на организм человека: в крови уменьшается уровень гемоглобина и тромбоцитов, увеличивается число лейкоцитов. Стерин оказывает также канцерогенное действие. Возможны нарушения и на хромо­сомном уровне. У людей отмечено возникновение бессонницы, неврозов, хронического утомления, головокружения, они плохо выполняют тесты на память. Наблюдаются изменения в ЭЭГ.

Любой пожар — источник сильного загрязнения среды. После тушения пожара, даже если пожарные используют маски с дыха­тельной смесью, через несколько месяцев у них могут обнаружи­ваться депрессия, вспышки гнева, чувство усталости. Снижается чувствительность к переменному току, замедляется время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора, ухудшается память.

Американские ученые исследовали влияние солей свинца на уровень интеллекта школьников (по IQ), проживающих в окрест­ностях завода, выбрасывающего в воздух (в соответствии с допус­тимыми нормами) соли свинца. Было установлено наиболее серь­езное нарушение высших психических функций у тех школьни­ков, которые жили рядом с заводом. По мере удаления от завода уровень IQ постепенно приближался к норме. Результаты этих ис­следований не вызывают удивления, так как свинец замещает в нейронах ионы кальция, которые включены в жизненно важные функции клеток и, в частности, ответственны за пластические из­менения в мембране нейронов.

Для понимания механизмов воздействия солей тяжелых ме­таллов на нервную систему на клеточном уровне важное значение имеют работы, выполненные на полностью изолированных ней­ронах виноградной улитки. Помещая такой нейрон в физиологи­ческие растворы разного состава, можно выяснить причины на­рушения его нормальной работы. В таких опытах показано, что нормальный ответ нейрона на электрическое раздражение требу­ет сохранности кальциевой и натриевой проводимости сомати­ческой мембраны. Помеще­ние нейрона в физиологический раствор, не содержащий ионов кальция, устраняет кальциевый компонент в ответе нейрона на стимул. При этом нейроны, имеющие дефицит ионов кальция, почти теряют способность к простейшим формам научения — при­выканию. Авторы приходят к заключению, что пластичные пере­стройки у полностью изолированного нейрона определяются глав­ным образом кальциевой системой проводимости. Лишь некото­рые формы пластичности нейрона связаны с натриевыми ионными каналами [6].

3.2. Негативное влияние экологических факторов

на здоровье человека

Воздействие на человека загрязненной среды до того, как оно проявит себя в ухудшении его физического здоровья, сказывается в расстройстве различных психических функций и деятельности человека.

Наиболее типичные проявления психических отклонений, свя­занных с экологическими факторами, выражаются в нарушениях когнитивных процессов, снижении интеллектуального потенциа­ла, изменениях в эмоционально-волевой сфере, развитии неопти­мальных функциональных состояний, ухудшении самочувствия и настроения человека, появлении нервно-психического напряже­ния, стресса.

Работа на многих химических предприятиях протекает в усло­виях значительного химического загрязнения. Обследование работ­ников химического предприятия показывает снижение у них сред­ней частоты произвольных движений глаз при переводе взора с одной точки экрана на другую и обратно в быстром темпе. Частота движений глаз положительно коррелирует с жиз­ненной емкостью легких, что может рассматриваться как косвен­ный показатель общего потребления кислорода мозгом. Ее сниже­ние указывает на гипоксию, которая, как известно, ведет к нару­шению моторного поведения.

Исследование индивидуальной защищенности человека от воз­действия экологически вредных факторов показывает, что у раз­личных людей, работающих в одних и тех же условиях на хими­ческом производстве, обнаруживается различная степень наруше­ний психических процессов и состояний, а также функций иммунной системы.

В результате комплексного обследования работников вредного химического промышленного предприятия с использованием им­мунных, психологических и физиологических методов диагности­ки была выделена группа людей со свойствами темперамента, ко­торые делают человека более устойчивым к вредным химическим воздействиям.

Неэффективность иммунологического контроля положительно кор­релирует как с возрастом людей, так и с продолжительностью работы их в цехе с загрязненной химической средой, что свиде­тельствует о наличии агрессивной химической среды на данном предприятии, которая вызывает серьезные нарушения иммуноло­гического статуса человека.

Комплекс индивидуально-психологических характеристик, включающий такие свойства, как повышенная личностная и ре­активная тревожность, высокая импульсивность, слабость само­контроля (торможения), делает человека предрасположенным к иммунопатологии. И наоборот, низкая индивидуальная тревож­ность, умение контролировать свои действия и поступки, отсут­ствие импульсивности увеличивают защитные функции организ­ма по отношению к вредным химическим воздействиям. Таким образом, быстрое или медленное появление функциональных от­клонений иммунной системы, сочетающееся с нарушениями ког­нитивной деятельности и состояний, в условиях агрессивной хи­мической среды может быть предсказано по наличию у человека определенного комплекса индивидуальных психологических харак­теристик.

Скрытое ухудшение когнитивной деятельности проявляется в замедлении субъективного времени по показателю относительной ошибки при воспроизведении временного промежутка. Число лиц, отнесенных к группе «медлительных» среди работников химичес­кого производства, выше нормы, причем замедление течения субъективного времени у них выражено значительно сильнее, чем в контрольных группах. Эффект замедления субъективного време­ни обнаружен в составе комплекса психологических и физиологи­ческих показателей, характеризующего состояние как высокой работоспособности, так и высокого напряжения и больших энер­гетических затрат. Лица, у которых обнаружено это состояние, постоянно работают на пределе своих возможностей, затрачивают чрезмерные усилия и тем самым испытывают продолжительные стрессовые воздействия, что, в свою очередь, изменяет течение психических процессов. Возможно, что одним из ранних признаков этого типа нарушений и является замедление течения субъек­тивного времени. Лица с такими характеристиками, очевидно, пред­ставляют скрытую группу риска. Тест на воспроизведение времен­ных промежутков может быть использован для их выявления. Чрез­мерно замедленное течение субъективного времени по показателю воспроизведения временного интервала является настораживаю­щим симптомом, указывающим на ухудшение состояния здоровья человека [5; 20].

Обнаруженная взаимосвязь психологических показателей с иммунологическими может быть положена в основу разработки метода диагностики иммунодефицита по психологическим пока­зателям. По частоте встречаемости нарушений психических про­цессов и состояний у работников вредного производства можно получить объективную характеристику экологической обстановки отдельных предприятий с учетом всех явных и даже неустановлен­ных вредностей на рабочих местах.

Постоянное воздействие мощного электромагнитного излуче­ния (особенно на радиолокационных станциях и около них) вызывает изменения функционального состояния человека. Обна­ружен критический период воздействия электромагнитного облу­чения — 1—2 года, после которого отмечается заметное изменение ЭЭГ: подавление альфа-ритма при относительном увеличении его мощности на низких частотах, появление сонных веретен в бодр­ствующем состоянии.

Изучение влияния радиации (авария на Чернобыльской АЭС) на психические и психофизиологические функции человека пока­зывает, что наиболее уязвимым и чувствительным звеном являют­ся физиологические процессы, регулирующие функциональные состояния.

Сравнительное изучение биопотенциалов мозга у нескольких групп населения Брянской области, в разной степени пострадав­ших от аварии на Чернобыльской АЭС, выявило значительные и устойчивые изменения ЭЭГ по сравнению с контрольной группой. Были обследованы три группы лю­дей: участники ликвидации аварии («ликвидаторы»), жители Брян­ской области, проживающие на загрязненных территориях, где зарегистрированы малые дозы радиации, и жители непораженных районов Брянской области (контрольная группа). Сравнение усред­ненных групповых ЭЭГ, полученных при 16-канальном отведении, выявило наиболее сильные отклонения от нормы у жителей, посто­янно живущих в зонах с малой радиацией. Изменения на ЭЭГ вы­ражались в подавлении активности мозга в диапазоне тета- и аль­фа-ритмов во всех отведениях обоих полушарий [16].

В завершении хотелось бы заметить, что такая наука как психофизиология может внести свой вклад в решение задачи психического здоровья населения, которое согласно Всемирной организации здравоохранения входит в определение понятия здоровья. Система контроля здоровья по психофизиологическим и психологическим параметрам может быть реализована в составе экологической службы.

Заключение

В ходе иследование было выявлено равнозначное влияние генетических, социальных и экологических факторов на формирование индивидуальности.

При рождении человеку передается генетическая информация, полученная от его родителей. На ее основе происходит развитие человека и формирование его индивидуальности. Исследователи утверждают, что генотип каждого из нас уникален и в мире нет двух одинаковых людей. Генетические особенности человека изучает наука, которая носит название психогенетика.

Изучением влияния социальных факторов на разитие индвидуальности занимается социальная психофизиология. Авторы работ по психофизиологии убеждены, что фундаментальной социальной связью является отношение матери и ребенка. Именно мать дает новорожденному и подрастающему малышу первый опыт социализации. Далее в человеке формируется потребность принадлежать к определенной социальной группе. Отношения в этой, ее традиции, устои и законы оказывают непосредственной влияние на развитие личности.

И, наконец, экологическое воздействие на индивидуальность человека рассматривает наука под названием экологическая психофизиология. Человек – это часть окружающей среды. Сначала он, преобразуя природные ресурсы, оказывает влияние на эту среду. Затем среда в результате неблагоприятного воздействия от человеческого использования природных богатств начинает негативно влиять на здоровье человека, а, следовательно, на развитие его интеллекта и формирование облика индивидуальности.

Список литературы

1. Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В. и др. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга // Психологический журнал.-1993.-Т.14.-№2.-С.25-34.

2. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук. – М., 1989.-С.155-164.

3. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. – М., 1991.-342с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2001.-336с.

5. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М., 1994.-385с.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.-376с.

7. Джемс У. Психология.-М.,1991.-С.90-114.

8. Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Сравнительно-популяционное исследование генетических основ индивидуально-психологических различий // Психологический журнал.-1984.-№4.-С.95-108.

9. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. – М., 1986.-386с.

10. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.- 412с.

11. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.-527с.

12. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.-284с.

13. Малых С.Б., Егорова М.с., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. – М., 1998.-436с.

14. Малых С.Б. Исследование генетической детерминации ЭЭГ человека // Вопросы психологи.-1997.-№6.-С.109-128.

15. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко и др.-М.: Педагогика, 1999.-С.83.

16. Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера. – М.: ЧеРо, 2000.-776с.

17. Равич-Щербо И.В. Исследования по психогенетике Человека // Вопросы психологии.-1972.-№2.-С.178-187.

18. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник. – М.: Аспект Пре6сс, 1999.-447с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-Т.1.-М., 1989.-С.369-370.

20. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1989.-477с.