Оглавление

         Введение                                                                                                     3

         Глава 1 Семья как уникальный механизм воспитания ребенка              4

1.1.         Сущность и особенности семейного воспитания       

ребенка                                                                                     4

         1.2. Школьный период жизни ребенка                                            9

Глава 2 Формирование личности ребенка в семье                                   15

          2.1. Значение родительского авторитета в формирование

                 личности школьника                                                                15

          2.2. Особенности воспитания мальчиков и девочек

                 школьного возраста                                                                 18

         Заключение                                                                                                21

         Список литературы                                                                                   22

         Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время семейное воспитание является важным составным элементом в формировании личности индивида. Оно представляет собой связующее звено между человеком и обществом. Проблема воспитания всегда была и остается одной из главных проблем социума. О том, как воспитать ребенка написано сотни книг. Однако проблема  заключается в том, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, не всякая система воспитания может быть актуальной для всех. Но тем не менее семья играет ведущую роль в воспитании ребенка.

Объект исследования – формирование личности школьника.

Предмет исследования – особенности участия семьи в формировании личности школьника.

Цель исследования – изучить особенности участия семьи в формировании личности школьника.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

          - рассмотреть особенности семейного воспитания ребенка;

         - проанализировать особенности школьного периода жизни ребенка;

- изучить особенности формирования личности ребенка в семье;

         - проанализировать значение родительского авторитета в формирование личности школьника;

         - рассмотреть отличительные особенности в воспитании мальчиков и девочек школьного возраста.

Глава 1 Семья как уникальный механизм воспитания ребенка          

 1.1. Сущность и особенности семейного воспитания  ребенка

Одну из важнейших функций семьи составляет физическое и духовное воспроизводство человека. Эта функция имеет большое значение как для самой семьи, для супругов, так и для общества.

В сущности о семье в буквальном смысле слова можно говорить лишь при наличии в ней ребенка. «Семья начинается с детей», - справедливо заметил А.И.Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз мужчины и женщины, объединяет их общими заботами и радостями. В детях родители как бы продолжают себя, они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды (7).

С другой стороны, рождение ребенка в каждой семье – это появление нового человека, который требует к себе заботы и внимания. Здоровые, хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества.

Совершенно очевидно, что появление ребенка в семье возлагает большую и серьезную ответственность на  супругов, ставит перед ними важные задачи по его всестороннему развитию, воспитанию и обучению, по формированию его личности в соответствии с общечеловеческими идеалами.

Воспитательное влияние семьи на ребенка обусловлено материальными и бытовыми условиями ее жизни, численностью и структурой семьи, характером взаимоотношений ее членов, определяющими морально-психологическую атмосферу семьи. Существенное значение имеют образование и жизненный опыт старших членов семьи, особенно родителей, их общая и педагогическая культура.

Воспитание детей в семье является органической частью широкого и сложного процесса воспитания, участниками которого выступают государственные воспитательно-образовательные учреждения (ясли, детский сад, школа и т.д.), детские и юношеские организации, общественность и трудовые коллективы, литература и искусство, средства массовой информации (9, 11).

Однако среди всех факторов воспитания семье принадлежит особая, весьма важная и ответственная роль, поскольку в формировании личности ребенка все начинается именно с родительского дома. Для семейного воспитания характерна своя специфика. Она выражается в том, что воспитание здесь осуществляется главным образом не как специальный процесс, а в результате повседневной совместной жизни старших и младших. Семейное воспитание строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают родные и самые близкие ребенку люди, оно по существу непрерывно продолжается до полной самостоятельности детей и сугубо индивидуально.

Успешное семейное воспитание детей в большой мере зависит от целости семейного коллектива, наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для его нормального развития и, в частности, в плане взаимоотношений между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского пола. Воспитание в семье, как правило, более плодотворно, если в ней растет не один ребенок, а несколько. Это действительно позволяет говорить о семье как о настоящем разновозрастном коллективе, для которого характерны и общие цели, и разнообразные отношения ответственной зависимости между родителями и детьми, между старшими и младшими. Наличие нескольких детей в семье существенно облегчает задачи их воспитания: старшие выступают помощниками родителей, младшие берут с них пример, формируются отношения дружбы и взаимопомощи между братьями и сестрами и т.д. (3).

Родительская любовь – важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей. Любовь родителей – это естественное чувство, совершенно необходимое детям. Она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и часто подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе, с объективным учетом реальных интересов ребенка (8).

Рождение ребенка в семье – большое и радостное событие. Супруги, у которых появились сын или дочь, - уже не просто муж и жена, они отец и мать своего ребенка, его воспитатели. «Родители» и «родина» - слова одного корня. Отец и мать для детей являются главными представителями родины. Они приобщают их к родному языку, родной природе, культуре, традициям своего народа. Родители – основное связующие звено между ребенком и Отечеством.

Воспитание детей, подростков, юношей и девушек – непростое и нелегкое дело. Чтобы успешно его выполнять, добиваться желаемых результатов, отцу и матери надо обладать достаточно высокой общей и педагогической культурой. Это значит, что родителям необходимо (1, 9):

- отчетливо представлять основные задачи воспитания;

- знать возрастные, половые и индивидуальные особенности своего ребенка;

- владеть методами и приемами воспитательной работы с детьми.

Кроме того, это предполагает, что отец и мать живут активной общественной жизнью, в курсе всех важнейших общественно-политических событий, а также событий производственной, культурной, спортивной жизни, регулярно читают художественную литературу, бывают в театрах и музеях, посещают выставки и т.п.

Вооружая родителей различными знаниями, которые нужны собственно для воспитания и непосредственно для передачи детям, насыщенная, полнокровная жизнь отца и матери одновременно служит хорошим и убедительным примером для младших, ориентирует их на такую же активную и содержательную жизнь. При этом конечно, имеется в виду и положительный пример родителей в отношении к труду, общественной работе, окружающим людям, а также друг к другу.

Поскольку объектом семейного воспитания являются вполне конкретные дети, живущие в данной семье, а воспитателями выступают отец и мать, успех воспитательного воздействия в большей мере зависит от единства их усилий в этом отношении. Обоим родителям важно заранее договорить об общих требованиях к ребенку, о единой линии влияний, о согласованных воздействиях на воспитанника. Только тогда ребенок сможет почувствовать и осознать искренность добрых намерений родителей и их справедливость, лишь тогда общие усилия отца и матери могут привести к достижению поставленных целей.

В каждой семье за время совместной жизни супругов, как правило, складываются определенные семейные традиции. Это могут быть уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, совместный труд и отдых и многое другое. Такие добрые традиции весьма положительно сказываются на детях, благотворно влияют на формирование у них высоких моральных качеств (5).

Родители успешно выполняют свои функции воспитателей, лишь если пользуются у детей авторитетом. В раннем возрасте ребятишек этот авторитет обусловлен родительским положением, однако, по мере взросления ребенка отцу и матери приходится специально заботиться о поддержании и укреплении своего авторитета. Заслужить уважение и доверие детей им поможет высокая требовательность к себе, добрая, справедливое отношение к окружающим и, естественно, к самому ребенку, ответственное отношение к своим обязанностям. Весь образ жизни родителей или укрепляет уважение и доверие сыновей и дочерей, или  подрывает их. Это очень важно понять родителям с первых же дней появления малыша на свет.

1.2. Школьный период жизни ребенка

Начало учебы в школе – очень ответственный период и для малыша, и для родителей. Задача семьи состоит в том, чтобы сделать все необходимое для успешной учебы ребенка в школе. Большое значение здесь имеет подготовка малыша к началу школьных занятий. Начинать подготовку следует, как только ребенку исполнится 5 лет. Будущего школьника надо приучить к усидчивости, умению работать, не отвлекаясь, сначала 10 – 15, а затем 15 – 20 минут. Особое внимание следует обращать на развитие тонких координированных движений ребенка, потому что ему предстоит учиться писать, а это большая и серьезная нагрузка. Одновременно с тренировкой тонких движений кисти происходит рост и развитие головного мозга и совершенствование такой его функции, как речь. Родителям необходимо чаще заниматься с ребенком, играть с ним в школу. Такая игра является хорошей психологической подготовкой к различным школьным ситуациям (1, 12).

Одно или два занятия в неделю следует посвятить исключительно подготовке руки ребенка к письму. Во время домашних занятий нельзя заставлять будущего первоклассника писать непрерывно более трех минут. Малыша надо чаще хвалить, подготовка к школе и дальнейшая учеба должны приносить ему радость.

Во время занятий с ребенком важно побуждать его к пересказу прочитанной родителями книги, заучивать песни, стихи, сказки. Необходимо не только развивать у ребенка навыки устной речи, но и побуждать его к анализу и обобщению увиденного и услышанного. Без этого малышу будет трудно освоить навыки беглого чтения и грамотного письма.

До поступления в школу необходимо оздоровить ребенка: залечить больные зубы, наладить работу желудка и т.д. А также заблаговременно устранить имеющиеся у ребенка дефекты речи. Для этого необходимо показать его логопеду.

Никогда не поздно приобщить малыша к физкультуре, при этом особое внимание следует уделить пешеходным прогулкам и экскурсиям.

Готовясь к школе, родители должны оборудовать для будущего школьника постоянное место занятий. Также в их обязанность входит – приучить сына или дочь убирать за собой все тетради и книжки, поддерживая в учебном уголке порядок и чистоту.

Важно создать у ребенка положительный рабочий настрой, приучить его к систематическому труду, а также привить ему навыки общения с другими детьми (6).

Таким образом, на весь процесс подготовки малыша к школе, да и на последующую учебу, огромное влияние оказывает вся атмосфера в семье. Здесь также важно отметить, что тяжелые психотравмирующие ситуации пагубно отражаются на детях. Они способствуют развитию таких нежелательных личностных качеств, как скрытность, озлобленность, агрессивность, повышенная тревожность и напряженность. По этой причине родители должны максимально оградить своего от ребенка от подобных ситуаций. Практика свидетельствует, что первоклассники, пришедшие в школу из неблагополучных семей, плохо адаптируются к новой обстановке, с трудом усваивают даже несложные навыки и часто болеют.

Родители всегда должны помнить, что внутренний мир ребенка, его здоровье являются частью внутрисемейных отношений. Добрая, сердечная обстановка в семье практически исключает появление неврозов у детей, облегчает их адаптацию к новым условиям школьной жизни, способствует укреплению здоровья будущего первоклассника (2).

Хорошая подготовка ребенка будет залогом того, что учеба в школе не окажется  для ребенка трудной, а знания будут твердыми.

Одну из ведущих ролей в обучении школьника играет его память. Память включает процессы запечатлевания, хранения и извлечения поступающей информации.

Часто школьники, даже те, кто правильно организует свой распорядок дня, много занимается и внимательно слушает на уроках учителя, сетуют на плохую память и, ссылаясь на нее, оправдывают свои неудачи в учебе. Однако, плохая память – большая редкость. Просто многие люди не умеют правильно использовать ее возможности. Память можно улучшить только в процессе постоянной тренировки. Здесь родители тоже могут сыграть существенную роль и помочь ребенку лучше усваивать школьный материал путем тренировки его памяти. Доказано, что плохо запоминается непонятный материал. Поэтому для эффективного запоминания необходимо как следует разобраться в материале, и, если это возможно, образно представить его. В зависимости от преобладания зрительной, слуховой или моторной (связанной с записью текста) памяти основную нагрузку можно  делать на ее ведущий тип (6, 9).

Тренировать память хорошо помогает конспект. Он позволяет при запоминании большого материала группировать его по смыслу, выделять главное и т.п. Важное практическое значение для прочного усвоения знаний играет повторение. Однако успех запоминания зависит не только от количества повторений, но и от их распределений во времени. Например, повторять 100 раз в день менее полезно, чем один раз в день в течение трех месяцев. Многие учащиеся хорошо заучивают самую различную информацию, если она поступает перед ночным сном, а утром непременно повторяется.

Существует мнение, что уроки можно учить даже во сне. Так педагоги Древней Греции нашептывали ночью своим ученикам то, что трудно усваивалось днем. Этим методам пользовались буддийские священники и индийские факиры. В 1923 году появились сообщения о том, что в военно-морской школе США во Флориде успешно обучают курсантов телеграфному коду во сне. В течение ночи через наушники они слушали то, что предстояло запомнить. Утром, просыпаясь,  молодые люди наизусть отвечали «невыученный» урок. В 1952 году аналогичный успешный эксперимент был проведен с летчиками во Франции. Некоторое время спустя появились многочисленные сенсационные сообщения об обучении во время сна иностранным языкам. Казалось, что появился еще один прекрасный способ запоминания.

Однако, исследования недавних лет охладили интерес во сне. Оказалось, что запоминание возможно лишь во время поверхностных стадий сна, то есть по существу  в период дремотного состояния. Информация, поступившая в течение глубоких фаз сна остается в памяти всего несколько секунд. Исследователи установили, что материал, выученный 8 часов назад, сохраняется   в   памяти гораздо лучше, если эти часы человек проводил во сне (14).

Анализируя специальные исследования и опыт изучения во сне иностранных языков, азбуки Морзе и т.п., ученые пришли к выводу, что такой педагогический метод повредить здоровью, особенно он опасен для растущего организма. При обучении во сне его структура резко меняется и серьезно нарушаются процессы переработки информации. Поэтому родители, прежде чем проводить различного рода эксперименты над своими детьми (например, учить уроки во сне), должны изучить всевозможную литературу, касающуюся положительных и отрицательных последствий применения того или иного эксперимента (4, 14).

Очень важно в процессе воспитания ребенка-школьника уделять внимание правильной организации его досуга. Золотое правило врачей-педиатров – вся внеклассная деятельность школьников и их общественные нагрузки должны быть соразмерны с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья. Все эти факторы родителям необходимо учесть, прежде чем наметить план развлекательных мероприятий, записать сына или дочь в какой-нибудь кружок.

Дети обязательно должны ходить и в кино, и в театры. Взять, к примеру, американцев, известных своим рационализмом даже в вопросах образования и организации досуга детей. Каких-нибудь 15-20 лет назад в США почти не было детских театров, в последние же годы появились сотни новых театров для детей. Это произошло потому, что американские социологи заметили: дети, посетившие театр только 4 раза в год, успевают в учении лучше своих сверстников, лишенных этого удовольствия. Такая же закономерность отмечалась и у нас в стране. Педагоги и врачи считают, что посещение театральных зрелищ должно планироваться для школьников не чаще четырех раз в месяц, но и не реже двух. Все зависит от возраста ребенка, его реакции на посещение театра. Для школьников младших классов походы в театр должны устраиваться 1 –2 раза в месяц. В кинотеатр детям следует ходить примерно 1 раз в неделю. Для младших школьников количество таких культпоходов может быть уменьшено до 1 –2 раза в месяц. Значительно большую пользу принесут прогулки на свежем воздухе, экскурсии на выставки и в музеи (10).

Многие родители стремятся записать своего ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Надо заметить, что во избежание перегрузки школьники должны участвовать не более чем в двух кружках, а для значительной части ребят достаточно только одного кружка. Кружковые занятия следует проводить не чаще 2 раз в неделю.

Совершенно необходимо, чтобы школьники соблюдали строго установленный для каждого возраста режим дня. Так, после прихода из школы ребенка надо накормить, затем он должен обязательно погулять. Прогулка и активные игры на свежем воздухе как нельзя лучше снимают усталость, которая неизбежна после учебного дня. После такого отдыха учащиеся должны приступить к выполнению уроков. И лишь после этого можно заняться кружковой работой. Такую последовательность надо постараться сохранить на протяжении всего учебного года.

 При планировании режима для школьника не стоит забывать о сне. К нему нужно всегда готовиться: проветрить комнату, успокоиться, настроиться на глубокий отдых. Естественно, ребенка надо вовремя уложить спать, тогда утром он проснется бодрым и свежим (15).

Родителям важно помнить, что вся внеклассная работа должна доставлять ребятам радость, расширять их кругозор, развивать ценные практические навыки и умения, но ни в коем случае утомлять, не создавать у них излишнего эмоционального и физического перенапряжения. Если все это школе и семье удается наладить, дети растут здоровыми и счастливыми.

Глава 2 Формирование личности ребенка в семье

          2.1. Значение родительского авторитета в формирование личности   

                 школьника 

Многие исследователи высказывают мысль о том, что нельзя предложить родителям набор стандартных воспитательных приемов, пользуясь которым они непременно добьются успеха. Но одно несомненно: требования родителей, ограничения и запреты не могут зависеть от папиного настроения, маминой раздражительности. Иными словами, воспитательная тактика должна строиться на стабильной основе: что можно, то можно, а что нельзя, то нельзя. И чем меньше будет исключений из правил, тем лучше.

Обратимся к словам С.В.Образцова: «Человек вырастает таким, каким  делает его жизнь. Конечно, не всякий мальчик, который ломает деревья или истязает животных, непременно станет бандитом. Но всякий бандит начинает с этого. Воспитание злобы, как и воспитание добра, - процесс длительный и начинается с детства…» (3).

Не стоит ограничивать ребенка в доброте, которую он впитывает, по выражению доктора Б.Спока (15), автора известнейшей книги «Ребенок и уход за ним», «как губка». Ребенок,  привыкший к добру, вырастает с сознанием: взрослым можно доверять, родителей нечего опасаться, от них не надо ничего скрывать. Это снимает много проблем, когда приходит время взросления, когда начинается естественная и всегда трудная ломка, превращающая подростков в юношей и девушек.

Авторитет родителей здесь играет важную роль. Именно по примеру родителей дети в основном проходят свой жизненный путь, строят отношения со сверстниками, со взрослыми, с родными и близкими людьми. Особенно отчетливо это проявляется в подростковый период, когда будущим девушке или юноше, как никогда ранее, хочется походить на взрослых (прежде всего на маму и папу). По этому поводу французский писатель Э.Базен писал: «У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души». А известный русский историк В.Ключевский говорил: «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей» (4, 16).

Специалисты в области психологии и педагогики провели исследования на тему: «Какими ты представляешь себе идеальных родителей?». Исследование было проведено среди 16-17-летних ребят. Больше тысячи человек ответили на анкету. Вот, что говорили дети о том, какими бы они хотели видеть своих родителей?

- Идеальные родители должны быть умными, добрыми, честными, справедливыми, физически развитыми, начитанными и, конечно же, умеющими любить людей.

- Родители должны быть щедрыми, чуткими, обязательно с хорошей памятью (чтобы никогда не забывали обиды собственного детства).

- Должны быть душой близки своему ребенку, держаться с ним прежде всего дружески, никогда не бить. Главное – сделать ребенка Человеком. Пусть доверяют и будут справедливыми. Они не должны отставать от современной жизни – читать, ходить в театры, на выставки, обсуждать с детьми все интересное.

- Доброта, дружелюбие,   спокойный  характер и никакой вспыльчивости – вот совершенно необходимые качества для нормальных родителей, претендующих на уважение детей.

- В хорошей семье все умеют веселиться и награждают друг друга улыбками, не обижаются на шутки и розыгрыши.

- Они должны быть друзьями  своим детям, чтобы можно было с ними говорить обо всем и не бояться насмешек с их стороны. Чтобы относились к детям как к взрослым (13).

Эти высказывания можно продолжать до бесконечности. Однако, как видно, все они сводятся к одному: родители должны быть добрыми, веселыми, справедливыми, отзывчивыми и располагающими доверием.

Таким образом, по этим детским высказываниям родители могут построить концепцию своего поведения и разработать основные принципы воспитания своих детей. Если родители хотят стать авторитетом для своих детей и воспитать их хорошими людьми, они должны чаще прислушиваться к своим  детям. Возможно в результате этого и удастся облегчить процесс самого воспитания детей.

2.2. Особенности воспитания мальчиков и девочек школьного возраста

В последние годы наметилось общее стремление «приблизить» женщину к мужчине – мода на брюки, мода на сигареты и т.д. Естественно, такое положение вещей немедленно нашло отражение в воспитании девочек, вернее, в том, что родители как-то перестали делать различие между сыновьями и дочками. Едва ли такого рода тенденции пойдут будущим женщинам.

Моды, конечно, оказывают на людей сильнейшее воздействие, но нельзя забывать – моды приходят, сменяют друг друга, а природное предназначение женщины – любить, продолжать род человеческий – извечно.

Вот ответы очень разных людей на вопрос: какой должна быть девушка?

- Она должна быть умной, красивой и не слишком кокетливой.

- Девушка должна быть смелой, умной, женственной.

- Она должна быть с твердым характером и жесткими принципами, спокойная, умелая, любящая и т.д. (8, 16).

Тут приведены всего несколько ответов. Однако и эти извлечения из множества строчки достаточно ясно рисуют, какого женского идеала ждут в своем большинстве очень разные мужчины.

Собственно, сами эти ответы могут послужить путеводной нитью для родителей – какими должны стать дочки, чтобы они обрели свое счастье. Ведь женственность, доброта, любовь к детям, домовитость и прочие качества воспитываются с малых лет (школьный период жизни девочки здесь играет важную роль).

Чтобы воспитательные усилия родителей не встречали излишних препятствий, они должны знать, что девочки обычно эмоциональнее мальчиков, они ранимы, они болезненно реагируют на грубость, императивный тон. Отсюда следует, что дочек надо щадить, оберегать со всей деликатностью и терпением.

Это, конечно, не означает, что с сыновьями можно обходиться без должного внимания, просто тут требуются разные подходы.

Б.Спок (15) считает: «Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с человека, который ему нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но среди других мужчин и мальчиков.

Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.

Всегда существовали и существуют различные подходы в воспитании девочек и мальчиков. Родителям, желающим серьезно заняться воспитанием своих детей, необходимо знать эти подходы. Мать должна принимать участие не только в воспитании дочери, но и в воспитании сына для того, чтобы в дальнейшей жизни у мальчика не было проблем во взаимоотношениях с противоположным полом. Точно также и отец обязан принимать  непосредственное участие в воспитании дочери. При благоприятном его воздействии на воспитание дочери, она вырастет максимально адаптированной к взаимоотношениям в обществе (4, 7, 10).

Несмотря на то, какого пола ребенок-школьник важным в его воспитании является то, чтобы родители хвалили его даже за малейшие успехи. Это будет способствовать не только повышению успеваемости, но и укреплению взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители не должны опасаться лишний раз похвалить своего ребенка. Непременно необходимо замечать каждый успех малыша и поощрять его – улыбкой, добрым словом, ласковым прикосновением. Ребенок должен слышать, что родители довольны его проворством, гордятся его ловкостью, хорошей успеваемостью в школе и т.д. В таком случае в человеке будет расти уверенность в своих силах, постепенно станет возникать желание делать больше и лучше, делать быстрее, быть всем нужным.

Не стоит всякий раз наказывать ребенка (особенно в присутствии посторонних) если он что-то сделал не так. Всякое наказание непременно связывается в сознании  абсолютного большинства людей с унижением. Наказание может воспитать в человеке двойную натуру: он будет бояться не дурного поступка, а только наказания. Станет обманывать и ловчить. Зато поощрением можно воздействовать не только на сознание, но и на чувства (9).

Таким образом, хваля своего ребенка за хорошие поступки и не подвергая его унижению за проступки (здесь не имеется в виду  отсутствие наказания вообще), можно добиться положительных результатов в его воспитании.

                                               Заключение

         В ходе работы было выяснено, что семья на формирование личности школьника оказывает существенное влияние. Именно в семье закладываются нравственные, человеческие и другие качества, обладание или не обладание которыми позволяет человеку в дальнейшем адаптироваться к окружающей действительности.

         Школьный период жизни ребенка – один из основных периодов формирования его личности. Большое влияние в этот период времени, конечно, оказывает школа, друзья и т.д. Однако ведущая роль, несмотря на это, остается за родителями, за семейным воспитанием.

         В этой связи большое значение имеет родительский авторитет, потому что общеизвестно, что дети берут пример прежде всего со своих родителей и стараются им подражать. Таким образом, родителям необходимо заботиться о своем авторитете в глазах детей и стараться исключать отрицательные черты своего характера.

         В семейном воспитании важно также разграничивать воспитание детей по половому признаку. Девочки и мальчики, не только школьного возраста, требуют разных подходов к себе. Причем это воспитание должно исходить от обоих родителей.

         Таким образом, семья выступает как сложный институт взаимоотношения родителей и детей. И от того насколько родители будут подготовлены к воспитанию своих детей, зависит какими людьми станут их дети. А, следовательно, какое будет общество  в будущем.

                                               Список литературы

         1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения.-М.: Педагогика,1991.-158с.

         2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы.-М.: АО «Аргументы и факты»,1993.-605с.

         3. Антропова М.В. и др. Родителям о здоровье школьников.-М.: «Педагогика»,1975.-156с.

4. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: Заметки о воспитании детей в семье.-Л.: Лениздат,1983.-135с.

5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.-М.: Просвещение,1991.-224с.

6. Варга Д. Дела семейные.-М.: Педагогика,1986.-157с.

         7. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания.-М.: Советская Россия,1983.-207с.

          8. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания.-Минск,1980.-256с.

 9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.-М.: Академия,1999.-232с.

10.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.-М.: Педагогика,1991.-174с.

11. Нельсен Д. и др.   1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я.-М.: КРОН-ПРЕСС,1994.-384с.

12. Попов К. и др. Путешествие в страну добродетелей: Пособие для родителей.-Спб.: Издат. Фонд Бахаи Единение,1997.-70с.

13. Ребенок школьного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей.-М.: БАДППР,1994.-672с.

14. Семья: 500 вопросов и ответов / Под ред. Л.В.Прошиной.-М.:: Мысль,1992.-717с.

         15. Спок Б., Розенберг М.Б. Ребенок и уход за ним.-Мн.: ООО «Попурри»,1999.-848с.

         16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: «Академия развития»,1997.-240с.

         17. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?-М.: Просвещение,1987.-141с.